Научная статья на тему 'Энергоэкономическая паспортизация в системе организации производства на железнодорожном транспорте'

Энергоэкономическая паспортизация в системе организации производства на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРМ "ЭНЕРГОЭКОНОМИКА" / НОМЕНКЛАТУРА РАСХОДОВ / БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ЗАТРАТЫ НА ТЭР / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТЭР / ARM ENERGOECONOMY / EXPENSE NOMENCLATURE / BUDGET MANAGEMENT / FUEL AND ENERGY RESOURCES / ENERGY EFFICIENCY CERTIFICATE / EXPENSES ON FUEL AND ENERGY RESOURCES / SPECIFIC CONSUMPTION OF FUEL AND ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров Михаил Михайлович, Симак Роман Сергеевич

В статье рассматривается новое направление оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на предприятиях железнодорожного транспорта через призму энергоэкономических показателей, связывающих воедино номенклатуру расходов железных дорог и формы статистической отчетности о потреблении ТЭР. Описывается механизм планирования расхода и затрат на ТЭР в рамках системы бюджетного управления, обобщается опыт проведения энергоэкономической паспортизации структурных подразделений нескольких железных дорог в 2008 г., предлагается внедрение разработанной программы «АРМ «Энергоэкономика» для повышения достоверности планирования расхода и затрат на топливно-энергетичекие ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никифоров Михаил Михайлович, Симак Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power economic certification in system the manufacture organizations on the railway transportation

The new direction of evaluating efficiency of fuel and energy resources utilization at railway transport facilities through energy saving indices bringing together railways' expense nomenclature and forms of statistic reports on fuel and energy resources consumption. The mechanism of planning fuel and energy resources consumption and corresponding expenses is presented, the experience of energy efficiency certification of structural branches of some railways in 2008 is summarized.

Текст научной работы на тему «Энергоэкономическая паспортизация в системе организации производства на железнодорожном транспорте»

УДК 385:658.012.2

М. М. Никифоров, Р. С. Симак

ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматривается новое направление оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на предприятиях железнодорожного транспорта через призму энергоэкономических показателей, связывающих воедино номенклатуру расходов железных дорог и формы статистической отчетности о потреблении ТЭР. Описывается механизм планирования расхода и затрат на ТЭР в рамках системы бюджетного управления, обобщается опыт проведения энергоэкономической паспортизации структурных подразделений нескольких железных дорог в 2008 г., предлагается внедрение разработанной программы «АРМ «Энергоэкономика» для повышения достоверности планирования расхода и затрат на топливно-энергетичекие ресурсы.

Составление энергетических паспортов предприятий является частью системы организационно-технических мер, направленных на энергосбережение. Необходимость построения системы управления затратами и снижения потребления топливно-энергетических ресурсов обусловлена «Энергетической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года».

Энергоэкономический паспорт (ЭЭП) в отличие от просто энергетического паспорта предназначен не только для формирования сведений о потреблении топливно-энергетических ресурсов структурного подразделения (СП) железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», но и для создания базы для планирования расходов и затрат на топливно-энергетические ресурсы для будущих периодов в системе бюджетного управления ОАО «Российские железные дороги».

Основной акцент в ЭЭП сделан на представление показателей деятельности структурно -го подразделения в разрезе статей действующей номенклатуры доходов и расходов, а также изменений и дополнений к ней, поэтому энергоэкономические паспорта являются важным дополнением к обычным энергетическим и позволяют детально спланировать объемы потребления ТЭР как в целом, так и по отдельным видам работ, видам деятельности, на уровне структурного подразделения, службы, а также железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

Методика заполнения и типовые формы энергоэкономического паспорта структурного подразделения утверждены приказом центрального управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов (ЦУНР) ОАО «РЖД» от 3 октября 2008 г. как результат выполнения договора, заключенного между ОмГУПСом и ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии» (ОЦВ). В разработке названных документов принимали участие кафедры ОмГУПСа «Теоретическая электротехника», «Экономика железнодорожного транспорта и управление качеством», «Электрические машины и общая электротехника», «Теплоэнергетика», а также две лаборатории - «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость» и «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий».

ЭЭП состоит из 11 типовых форм, функциональная взаимосвязь между которыми показана на рисунке 1.

Особенность процесса планирования затрат на топливно-энергетические ресурсы с использованием энергоэкономических паспортов заключается в том, что они заполняются в конце базового периода (года) в течение одного - двух месяцев, поэтому определенную сложность представляет консолидация данных за базовый период, так как в процессе заполнения еще нет фактических значений расхода ТЭР за IV квартал базового периода. Вместо этого используются прогнозные значения, которые вносят определенную погрешность в рассчитываемые плановые показатели будущего периода.

Форма ЭП-10

План потребления ТЭР по видам работ (ПП)

I

Форма ЭП-11

План потребления

ТЭР по видам деятельности (ПП)

Форма ЭП-7

Энергосбережение (БП)

Форма ЭП-9

План работ (ПП)

Форма ЭП-1. Общая

Формы НТО на (БП)

I

Форма ЭП-8

Изменение состава оборудования (БП)

Форма ЭП-5

Факт удельный расход ТЭР (БП)

Форма ЭП-2

Прогноз выполения работ (БП)

Прогноз БП

(столбец 3)

План ПП

(столбец 4)

Д Энергосбережение (столбец 5)

Л Состав оборудования (столбец 6)

Форма ЭП-4

Потребление ТЭР по видам работ (БП)

Перевод в денежное выражение на основе цен на ТЭР

Факт потребления ТЭР за три квартала БП

+

План потреблнения ТЭР на IV квартал (БП)

Факт выполнения работ за три квартала (БП)

+

План работ на IV квартал (БП)

Форма ЭП-6

Прогноз потребления ТЭР (БП)

Распределение расхода ТЭР по видам работ в IV квартале (БП)

Перевод в денежное

выражение на основе цен на ТЭР

Форма 7-у за три квартала (БП)

Форма

эп-з

Затраты на ТЭР по видам работ (БП)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ :

- форма энергоэкономического паспорта;

- отдельные элементы ЭЭП;

^ - формы отчетности, планы ресурсосбережения; БП - базовый период (год); < )> - промежуточное преобразование; ПП"ттлаповый пеРиод (год )

Рисунок 1 - Функциональная взаимосвязь между формами ЭЭП

Форма ЭП-1 включает в себя общие сведения о структурном подразделении железной дороги, в том числе информацию о наименовании и реквизитах структурного подразделения, данные об основных показателях его деятельности (объеме производства продукции, годовых объемах потребления и доле затрат на ТЭР в стоимости выпускаемой продукции) до конца базового периода (прогноз) и ожидаемом уровне потребления топливно-энергетических ресурсов в плановом периоде.

Форма ЭП-2 содержит сведения о прогнозируемых объемах работ в натуральных единицах до конца базового периода по видам работ и видам деятельности структурного подразде -ления.

Заполнение формы ЭП-2 осуществляется на основании утвержденных форм первичной отчетности (форма ПУ-74, справка о технической оснащенности и т. д.) о фактически выполненных объемах работ за девять месяцев базового периода и утвержденном плане работ на четвертый квартал базового периода.

Форма ЭП-3 содержит сведения о прогнозируемых затратах структурного подразделения на ТЭР по видам работ до конца базового периода.

Форма ЭП-4 содержит сведения о прогнозируемых объемах потребления структурным подразделением ТЭР по видам работ до конца базового периода. Исходными источниками информации для заполнения форм ЭП-3, ЭП-4 являются управленческая отчетность по форме 7-у, утвержденные тарифы (цены) по видам ТЭР, счета-фактуры за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, планируемый объем по видам работ на базовый период, утвержденный прогноз потребления ТЭР на четвертый квартал базового периода и другие документы.

Форма ЭП-5 содержит рассчитанные значения удельных расходов ТЭР на единицу измерителя по конкретной статье расходов из номенклатуры. Данная форма является расчетной и заполняется на основе данных форм ЭП-4 и ЭП-2.

Форма ЭП-6 является сводной формой, где отражаются итоговые расходы с разбивкой по видам ТЭР.

Форма ЭП-7 отражает снижение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет внедрения в структурном подразделении в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий.

Форма ЭП-8 отражает изменение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет изменения в структурном подразделении в базовом периоде состава основного энергопотребляющего оборудовании. В форме ЭП-8 не учитывается изменение удельного расхода ТЭР по видам работ, связанное с внедрением в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий, влияние которых отражено в форме ЭП-7.

Форма ЭП-9 содержит сведения о плановых объемах работ в натуральных единицах на плановый период (год) по видам работ и видам деятельности структурного подразделения.

Заполнение данной формы осуществляется на основании утвержденного плана работ структурного подразделения.

В форме ЭП-10 определяется плановый уровень потребления по видам ТЭР на плановый период в натуральных показателях по статьям расходов (видам работ) и в целом по структурному подразделению.

Форма ЭП-11 включает в себя информацию о планируемом потреблении видов ТЭР по видам деятельности структурного подразделения в плановом периоде. Исходными данными для заполнения данной формы ЭП-11 являются формы ЭП-5, ЭП-7, ЭП-8, ЭП-9, ЭП-10. Данная форма является итогом заполнения ЭЭП структурного подразделения и представляет наибольший интерес, так как включает плановые значения расхода ТЭР на следующий период.

В 2008 г. силами сотрудников ОмГУПСа и других организаций была проведена комплексная паспортизация предприятий сети железных дорог. Полученный опыт свидетельствует о сложности заполнения энергоэкономических паспортов, о большом количестве ошибок, которые допускают ответственные лица структурных подразделений.

Первоначальные формы паспортов, отправленные на железные дороги, не обладали защитой от необоснованного внесения показателей, поэтому их заполнение часто сводилось к

вводу данных в форму ЭП-1, без проявления должного внимания к другим формам, вследствие чего структурные подразделения игнорировали планирование расходов по статьям и видам деятельности и вся суть работы терялась. Причинами этого являются сложность модели энергоэкономического паспорта и взаимоувязанность его элементов, поэтому для обеспечения качества и достоверности заполнения паспортов необходимо автоматизировать этот процесс с использованием современных информационных технологий.

В процессе комплексной паспортизации предприятий сети железных дорог сотрудниками ОмГУПСа была разработана программа «АРМ «Энергоэкономика» (зарегистрирована в отраслевом фонде алгоритмов и программ, свидетельство № 12084 от 11.01.2009). Данная программа позволила сформировать энергоэкономические паспорта на уровне структурных подразделений и дороги для нескольких филиалов ОАО «РЖД», а также провести оперативную оценку правильности заполнения паспортов структурными подразделениями в процессе работы.

Основные возможности программы «АРМ «Энергоэкономика»:

1) формирование паспорта структурного подразделения (по одному из 18 видов предприятий, с возможностью создания нового вида при его отсутствии в списке) с защитой от необоснованного внесения показателей;

2) консолидация паспортов структурных подразделений по группам учета (отделения дорог, службы, дирекции и т. д.);

3) анализ паспортов структурных подразделений:

- по общему потреблению топливно-энергетических ресурсов в разрезе их видов;

- по изменению объема работ в разрезе статей и предприятий;

- по удельному расходу ТЭР в разрезе статей и предприятий;

4) аудит правильности заполнения паспортов структурными подразделениями с автоматическим формированием замечаний;

5) преобразование энергоэкономических паспортов подразделений старой формы в новую защищенную автоматизированную форму с одновременным формированием замечаний по ним.

«АРМ «Энергоэкономика» может применяться на следующих нескольких уровнях управления (рисунок 2).

ЦУНР

и о и

о &

&

со <ц

Л Л

К «

К К

й о

Л щ

о « с

Консолидация паспортов

Топливно-энергетический центр железной дороги

ЭЭП СП

ЭЭП СП

-►

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурные подразделения (СП)

Рисунок 2 - Схема взаимодействия различных уровней управления в процессе энергоэкономической

паспортизации

1) Структурные подразделения дороги заполняют и передают ЭЭП в топливно-энергетические центры дорог.

2) Топливно-энергетические центры

- собирают паспорта структурных подразделений;

- осуществляют аудит паспортов;

- формируют паспорт железной дороги.

3) Центральное управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД»

- планирует расход ТЭР;

- производит анализ удельного расхода в разрезе служб, отделений в по отдельным структурным подразделениям, с последующим выполнением управляющих и корректирующих воздействий.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1) без внедрения программы «АРМ «Энергоэкономика» практически невозможно организовать постоянное достоверное планирование затрат на ТЭР в рамках системы бюджетного управления в ОАО «РЖД», о чем свидетельствует полученный в 2008 г. опыт формирования паспортов на сети дорог;

2) другая перспектива применения данной программы заключается в возможности формирования единой базы данных всех энергоэкономических паспортов структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» для обеспечения обоснованного централизованного планирования расхода ТЭР на основе объемов производства в разрезе видов деятельности по номенклатуре доходов и расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.