УДК 385:658.012.2
М. М. Никифоров, Р. С. Симак
ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассматривается новое направление оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на предприятиях железнодорожного транспорта через призму энергоэкономических показателей, связывающих воедино номенклатуру расходов железных дорог и формы статистической отчетности о потреблении ТЭР. Описывается механизм планирования расхода и затрат на ТЭР в рамках системы бюджетного управления, обобщается опыт проведения энергоэкономической паспортизации структурных подразделений нескольких железных дорог в 2008 г., предлагается внедрение разработанной программы «АРМ «Энергоэкономика» для повышения достоверности планирования расхода и затрат на топливно-энергетичекие ресурсы.
Составление энергетических паспортов предприятий является частью системы организационно-технических мер, направленных на энергосбережение. Необходимость построения системы управления затратами и снижения потребления топливно-энергетических ресурсов обусловлена «Энергетической стратегией ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года».
Энергоэкономический паспорт (ЭЭП) в отличие от просто энергетического паспорта предназначен не только для формирования сведений о потреблении топливно-энергетических ресурсов структурного подразделения (СП) железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», но и для создания базы для планирования расходов и затрат на топливно-энергетические ресурсы для будущих периодов в системе бюджетного управления ОАО «Российские железные дороги».
Основной акцент в ЭЭП сделан на представление показателей деятельности структурно -го подразделения в разрезе статей действующей номенклатуры доходов и расходов, а также изменений и дополнений к ней, поэтому энергоэкономические паспорта являются важным дополнением к обычным энергетическим и позволяют детально спланировать объемы потребления ТЭР как в целом, так и по отдельным видам работ, видам деятельности, на уровне структурного подразделения, службы, а также железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».
Методика заполнения и типовые формы энергоэкономического паспорта структурного подразделения утверждены приказом центрального управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов (ЦУНР) ОАО «РЖД» от 3 октября 2008 г. как результат выполнения договора, заключенного между ОмГУПСом и ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии» (ОЦВ). В разработке названных документов принимали участие кафедры ОмГУПСа «Теоретическая электротехника», «Экономика железнодорожного транспорта и управление качеством», «Электрические машины и общая электротехника», «Теплоэнергетика», а также две лаборатории - «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость» и «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий».
ЭЭП состоит из 11 типовых форм, функциональная взаимосвязь между которыми показана на рисунке 1.
Особенность процесса планирования затрат на топливно-энергетические ресурсы с использованием энергоэкономических паспортов заключается в том, что они заполняются в конце базового периода (года) в течение одного - двух месяцев, поэтому определенную сложность представляет консолидация данных за базовый период, так как в процессе заполнения еще нет фактических значений расхода ТЭР за IV квартал базового периода. Вместо этого используются прогнозные значения, которые вносят определенную погрешность в рассчитываемые плановые показатели будущего периода.
Форма ЭП-10
План потребления ТЭР по видам работ (ПП)
I
Форма ЭП-11
План потребления
ТЭР по видам деятельности (ПП)
Форма ЭП-7
Энергосбережение (БП)
Форма ЭП-9
План работ (ПП)
Форма ЭП-1. Общая
Формы НТО на (БП)
I
Форма ЭП-8
Изменение состава оборудования (БП)
Форма ЭП-5
Факт удельный расход ТЭР (БП)
Форма ЭП-2
Прогноз выполения работ (БП)
Прогноз БП
(столбец 3)
План ПП
(столбец 4)
Д Энергосбережение (столбец 5)
Л Состав оборудования (столбец 6)
Форма ЭП-4
Потребление ТЭР по видам работ (БП)
Перевод в денежное выражение на основе цен на ТЭР
Факт потребления ТЭР за три квартала БП
+
План потреблнения ТЭР на IV квартал (БП)
Факт выполнения работ за три квартала (БП)
+
План работ на IV квартал (БП)
Форма ЭП-6
Прогноз потребления ТЭР (БП)
Распределение расхода ТЭР по видам работ в IV квартале (БП)
Перевод в денежное
выражение на основе цен на ТЭР
Форма 7-у за три квартала (БП)
Форма
эп-з
Затраты на ТЭР по видам работ (БП)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ :
- форма энергоэкономического паспорта;
- отдельные элементы ЭЭП;
^ - формы отчетности, планы ресурсосбережения; БП - базовый период (год); < )> - промежуточное преобразование; ПП"ттлаповый пеРиод (год )
Рисунок 1 - Функциональная взаимосвязь между формами ЭЭП
Форма ЭП-1 включает в себя общие сведения о структурном подразделении железной дороги, в том числе информацию о наименовании и реквизитах структурного подразделения, данные об основных показателях его деятельности (объеме производства продукции, годовых объемах потребления и доле затрат на ТЭР в стоимости выпускаемой продукции) до конца базового периода (прогноз) и ожидаемом уровне потребления топливно-энергетических ресурсов в плановом периоде.
Форма ЭП-2 содержит сведения о прогнозируемых объемах работ в натуральных единицах до конца базового периода по видам работ и видам деятельности структурного подразде -ления.
Заполнение формы ЭП-2 осуществляется на основании утвержденных форм первичной отчетности (форма ПУ-74, справка о технической оснащенности и т. д.) о фактически выполненных объемах работ за девять месяцев базового периода и утвержденном плане работ на четвертый квартал базового периода.
Форма ЭП-3 содержит сведения о прогнозируемых затратах структурного подразделения на ТЭР по видам работ до конца базового периода.
Форма ЭП-4 содержит сведения о прогнозируемых объемах потребления структурным подразделением ТЭР по видам работ до конца базового периода. Исходными источниками информации для заполнения форм ЭП-3, ЭП-4 являются управленческая отчетность по форме 7-у, утвержденные тарифы (цены) по видам ТЭР, счета-фактуры за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, планируемый объем по видам работ на базовый период, утвержденный прогноз потребления ТЭР на четвертый квартал базового периода и другие документы.
Форма ЭП-5 содержит рассчитанные значения удельных расходов ТЭР на единицу измерителя по конкретной статье расходов из номенклатуры. Данная форма является расчетной и заполняется на основе данных форм ЭП-4 и ЭП-2.
Форма ЭП-6 является сводной формой, где отражаются итоговые расходы с разбивкой по видам ТЭР.
Форма ЭП-7 отражает снижение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет внедрения в структурном подразделении в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий.
Форма ЭП-8 отражает изменение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет изменения в структурном подразделении в базовом периоде состава основного энергопотребляющего оборудовании. В форме ЭП-8 не учитывается изменение удельного расхода ТЭР по видам работ, связанное с внедрением в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий, влияние которых отражено в форме ЭП-7.
Форма ЭП-9 содержит сведения о плановых объемах работ в натуральных единицах на плановый период (год) по видам работ и видам деятельности структурного подразделения.
Заполнение данной формы осуществляется на основании утвержденного плана работ структурного подразделения.
В форме ЭП-10 определяется плановый уровень потребления по видам ТЭР на плановый период в натуральных показателях по статьям расходов (видам работ) и в целом по структурному подразделению.
Форма ЭП-11 включает в себя информацию о планируемом потреблении видов ТЭР по видам деятельности структурного подразделения в плановом периоде. Исходными данными для заполнения данной формы ЭП-11 являются формы ЭП-5, ЭП-7, ЭП-8, ЭП-9, ЭП-10. Данная форма является итогом заполнения ЭЭП структурного подразделения и представляет наибольший интерес, так как включает плановые значения расхода ТЭР на следующий период.
В 2008 г. силами сотрудников ОмГУПСа и других организаций была проведена комплексная паспортизация предприятий сети железных дорог. Полученный опыт свидетельствует о сложности заполнения энергоэкономических паспортов, о большом количестве ошибок, которые допускают ответственные лица структурных подразделений.
Первоначальные формы паспортов, отправленные на железные дороги, не обладали защитой от необоснованного внесения показателей, поэтому их заполнение часто сводилось к
вводу данных в форму ЭП-1, без проявления должного внимания к другим формам, вследствие чего структурные подразделения игнорировали планирование расходов по статьям и видам деятельности и вся суть работы терялась. Причинами этого являются сложность модели энергоэкономического паспорта и взаимоувязанность его элементов, поэтому для обеспечения качества и достоверности заполнения паспортов необходимо автоматизировать этот процесс с использованием современных информационных технологий.
В процессе комплексной паспортизации предприятий сети железных дорог сотрудниками ОмГУПСа была разработана программа «АРМ «Энергоэкономика» (зарегистрирована в отраслевом фонде алгоритмов и программ, свидетельство № 12084 от 11.01.2009). Данная программа позволила сформировать энергоэкономические паспорта на уровне структурных подразделений и дороги для нескольких филиалов ОАО «РЖД», а также провести оперативную оценку правильности заполнения паспортов структурными подразделениями в процессе работы.
Основные возможности программы «АРМ «Энергоэкономика»:
1) формирование паспорта структурного подразделения (по одному из 18 видов предприятий, с возможностью создания нового вида при его отсутствии в списке) с защитой от необоснованного внесения показателей;
2) консолидация паспортов структурных подразделений по группам учета (отделения дорог, службы, дирекции и т. д.);
3) анализ паспортов структурных подразделений:
- по общему потреблению топливно-энергетических ресурсов в разрезе их видов;
- по изменению объема работ в разрезе статей и предприятий;
- по удельному расходу ТЭР в разрезе статей и предприятий;
4) аудит правильности заполнения паспортов структурными подразделениями с автоматическим формированием замечаний;
5) преобразование энергоэкономических паспортов подразделений старой формы в новую защищенную автоматизированную форму с одновременным формированием замечаний по ним.
«АРМ «Энергоэкономика» может применяться на следующих нескольких уровнях управления (рисунок 2).
ЦУНР
и о и
о &
&
со <ц
Л Л
К «
К К
й о
Л щ
о « с
Консолидация паспортов
Топливно-энергетический центр железной дороги
ЭЭП СП
ЭЭП СП
-►
Структурные подразделения (СП)
Рисунок 2 - Схема взаимодействия различных уровней управления в процессе энергоэкономической
паспортизации
1) Структурные подразделения дороги заполняют и передают ЭЭП в топливно-энергетические центры дорог.
2) Топливно-энергетические центры
- собирают паспорта структурных подразделений;
- осуществляют аудит паспортов;
- формируют паспорт железной дороги.
3) Центральное управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД»
- планирует расход ТЭР;
- производит анализ удельного расхода в разрезе служб, отделений в по отдельным структурным подразделениям, с последующим выполнением управляющих и корректирующих воздействий.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1) без внедрения программы «АРМ «Энергоэкономика» практически невозможно организовать постоянное достоверное планирование затрат на ТЭР в рамках системы бюджетного управления в ОАО «РЖД», о чем свидетельствует полученный в 2008 г. опыт формирования паспортов на сети дорог;
2) другая перспектива применения данной программы заключается в возможности формирования единой базы данных всех энергоэкономических паспортов структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» для обеспечения обоснованного централизованного планирования расхода ТЭР на основе объемов производства в разрезе видов деятельности по номенклатуре доходов и расходов.