6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Кондратюков, С. В. Деятельность частных охранных организаций в России как особый вид предпринимательства / С. В. Кондратюков, С. С. Стаурский // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 5 (132). - С. 43-46.
8. РФ. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : фе-дер. закон [от 22 марта 1991 г., № 948-1] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?base = LAW&n = 61977&req = doc (дата обращения: 05.03.2015).
КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономической теории и финансового права Омской академии МВД России. Адрес для переписки: [email protected] СТАУРСКИЙ Станислав Станиславович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры общей экономики и права Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2015 г. © С. В. Кондратюков, С. С. Стаурский
УДК 338.47:62°.9 Р. С. СИМАК
Омский государственный университет путей сообщения
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА
Рассмотрено понятие энергоэффективности применительно к железнодорожному транспорту на основе использования системы энергоэкономической паспортизации. Предложена система ранжирования железнодорожных предприятий по уровням энергоэффективности на основании соотношения удельного расхода и объемов выполняемой работы в разрезе статей затрат из порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО РЖД.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, топливно-энергетические ресурсы, энергетическая паспортизация, АРМ Энергоэкономика.
Российские железные дороги являются крупной холдинговой структурой, по своим показателям входящей в пятерку крупнейших железнодорожных компаний мира. По итогам 2013 года ОАО «РЖД» заняло третье место по объему грузооборота, после США и Китая, выполнив 2196,2 млрд ткм, и по показателю пассажирооборота — 5 место после Индии, Китая, стран ЕС, Японии, выполнив работу в объеме 138,5 млрд пасс.-км [1].
Достижение данных показателей невозможно без эффективного взаимодействия всех организаций, входящих в структуру ОАО «РЖД», в числе которых следует особо выделить локомотивное хозяйство как основной центр формирования доходов от перевозочной деятельности. По итогам 2013 года доходы от грузовых и пассажирских перевозок составили 1097 млрд руб., или около 80 % от общей выручки компании.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в круг стратегических направлений приоритетного технологического развития нашей страны [2, РФ. Законы. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон [от 23.11.2009, № 261-ФЗ] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [3]
и, соответственно, железнодорожного транспорта [4].
Энергоэффективность и энергосбережение рассматриваются компанией ОАО «РЖД» как крупный резерв снижения эксплуатационных затрат и себестоимости основной деятельности, поэтому в компании действуют Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года [5], а также Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с действующими нормативными документами [6] у термина энергоэффективность существуют следующие значения.
Энергоэффективность — это эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов. Достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.
В отличие от энергосбережения, главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное)
0 m
Е
Т
расходование энергии, выражающееся не только в экономии ТЭР, но и в снижении эксплуатационных расходов, повышении производительности и конкурентноспособности предприятий, ограничения вредных выбросов в атмосферу и т.д.
Локомотивное хозяйство является одним из основных потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на железнодорожном транспорте, расходуя около 86 % от общего объема затрачиваемых ТЭР в ОАО «РЖД», что в денежном выражении составляет около 167 млрд руб. в год [1], или 14 % от эксплуатационных расходов сети железных дорог.
С целью анализа энергоэффективности функционирования железнодорожного транспорта была разработана соответствующая система энер-го-экономической паспортизации, в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 1 сентября 2008 года №13982 [http://www.energosovet.ru/npb15.html (дата обращения: 18.02.2015). 7].
Данная система позволила провести анализ показателей деятельности всех структурных подразделений, филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» с целью оценки эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов.
Центральным элементом в данной системе является энерго-экономический паспорт предприятия (ЭЭП), который, в отличие от просто энергетического паспорта, предназначен не только для формирования сведений о потреблении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) структурного подразделения (СП) железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги», но и для создания базы для планирования расходов и затрат на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для будущих периодов в системе бюджетного управления ОАО «Российские железные дороги».
Основной акцент в ЭЭП сделан на представление показателей деятельности структурного подразделения в разрезе статей действующей Номенклатуры доходов и расходов [8]. Поэтому энерго-экономические паспорта являются важным дополнением к обычным энергетическим и позволяют детально спланировать объемы потребления ТЭР как в целом, так и по отдельным видам работ, видам деятельности, на уровне структурного подразделения, службы, а также железной дороги — филиала ОАО «Российские железные дороги».
Методика заполнения и типовые формы энер-го-экономического паспорта (ЭЭП) структурного подразделения утверждены приказом центрального управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов (ЦУНР) ОАО «РЖД» от 3 октября 2008 года, как результат выполнения договора, заключенного между ОмГУПС и ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии» (ОЦВ). В их разработке принимали участие следующие кафедры ОмГУПС: «Теоретическая электротехника», «Экономика ж.-д. транспорта и управление качеством», «Электрические машины и общая электротехника», «Теплоэнергетика», а также две лаборатории: «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость» и «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий».
ЭЭП состоит из 11 типовых форм функциональная взаимосвязь, между которыми показана на рис. 1.
Особенность процесса планирования затрат на топливно-энергетические ресурсы с использованием энергоэкономических паспортов заключается
в том, что они заполняются в конце базового периода (года) в течение одного-двух месяцев. Поэтому определенную сложность представляет консолидация данных за базовый период, так как в процессе заполнения еще нет фактических значений расхода ТЭР за IV квартал базового периода. Вместо этого используются прогнозные значения, которые вносят определенную погрешность в рассчитываемые плановые показатели будущего периода.
Форма ЭП-1 включает в себя общие сведения о структурном подразделении железной дороги, в том числе информацию о наименовании и реквизитах структурного подразделения, данные об основных показателях его деятельности (объеме производства продукции, годовых объемах потребления и доле затрат на ТЭР в стоимости выпускаемой продукции) до конца базового периода (прогноз) и ожидаемом уровне потребления топливно-энергетических ресурсов в плановом периоде.
Форма ЭП-2 содержит сведения о прогнозируемых объемах работ в натуральных единицах до конца базового периода по видам работ и видам деятельности структурного подразделения.
Заполнение формы ЭП-2 осуществляется на основании утвержденных форм первичной отчетности (форма ПУ-74, справка о технической оснащенности и т.д.) о фактически выполненных объемах работ за 9 месяцев базового периода и утвержденном плане работ на IV квартал базового периода.
Форма ЭП-3 содержит сведения о прогнозируемых затратах структурного подразделения на ТЭР по видам работ до конца базового периода.
Форма ЭП-4 содержит сведения о прогнозируемых объемах потребления структурным подразделением ТЭР по видам работ до конца базового периода. Исходными источниками информации для заполнения форм ЭП-3, ЭП-4 являются:
— управленческая отчетность по форме 7-у;
— утвержденные тарифы (цены) по видам ТЭР;
— счета-фактуры за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению;
— планируемый объем по видам работ на базовый период;
— утвержденный прогноз потребления ТЭР на 4 квартал базового периода и другие документы.
Форма ЭП-5 содержит рассчитанные значения удельных расходов ТЭР на единицу измерителя по конкретной статье расходов из номенклатуры. Данная форма является расчетной и заполняется на основе данных форм ЭП-4 и ЭП-2.
Форма ЭП-6 является сводной формой, где отражаются итоговые расходы с разбивкой по видам ТЭР.
Форма ЭП-7 отражает снижение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет внедрения в структурном подразделении в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий.
Форма ЭП-8 отражает изменение удельного расхода ТЭР по видам работ за счет изменения в структурном подразделении в базовом периоде состава основного энергопотребляющего оборудования. В форме ЭП-8 не учитывается изменение удельного расхода ТЭР по видам работ, связанное с внедрением в базовом периоде энергосберегающих технических средств и технологий, влияние которых отражено в форме ЭП-7.
Форма ЭП-9 содержит сведения о плановых объемах работ в натуральных единицах на плановый период (год) по видам работ и видам деятельности структурного подразделения.
I
Форма ЭП-10
План потребления ТЭР по видам работ
(ГШ)
I
Форма ЭП-11
План потребления ТЭР по видам деятельности (ПП)
Форма ЭП-7
Энергосбережение
(БП)
Форма ЭП-9
План работ
(ПП)
Форма ЭП-8
Изменение состава оборудования (БП)
Форма ЭП-5
Факт удельного расхода ТЭР
(БП)
Форма ЭП-2
Прогноз выполнения работ
(БП)
I Форма ЭП-1. Общая
Формы НТО на (БП)
План работ на
(ПП)
I
Прогноз БП (столбец 3)
I _ 11 _
План ПП (столбец 4)
Энергосбережения (столбец 5)
Перевод в денежное выражение на основе цен на ТЭР
Состава оборудования (столбец 6)
Форма ЭП-4
Потребление ТЭР по видам работ
(БП)
Факт выполненных работ за три квартала (БП)
+
План работ на IV квартал (БП)
Факт потребления ТЭР за
три квартала
+
-х
План потребления ТЭР на IV квартал
.(БП)
Распределение расхода ТЭР по видам работ в IV квартале (БП)
Форма ЭП-6
Прогноз потребления ТЭР
(БП)
Форма 7-у за три квартала (БП)
Перевод в денежное выражение на основе цен на ТЭР
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Форма ЭП-3
Затраты на ТЭР по видам работ
(БП)
- форма энерго-экономического паспорта
- отдельные элементы ЭЭП
- формы отчетности, планы ресурсосбережения БП - базовый период (год)
сз
промежуточное преобразование
ПП - плановый период (год)
Рис. 1. Функциональная взаимосвязь между формами ЭЭП
иялун э1яннэ0юэ1ттао и эияоэьиионояе -оняууиПоз
эюг ап) v ом ЯИНЮЭ0 шяньлун иияоио
Рис. 2. Схема взаимодействия различных уровней управления в процессе энерго-экономической паспортизации
Объём работ
3
4
V 2 24 4 ♦ 1 1-
2+ А 3 * т 3- ▲ 2
3 ■ 44 3+ 4 ф * 4-
• 3+ а А А и ♦ * И А ы _ % —«
♦ Электроэнергия И Дизельное топливо А Бензин »Уголь
Рис. 3. Ранжирование железнодорожных предприятий по уровням энергоэффективности
Заполнение данной формы осуществляется на основании утвержденного плана работ структурного подразделения.
В форме ЭП-10 определяется плановый уровень потребления по видам ТЭР на плановый период в натуральных показателях по статьям расходов (видам работ) и в целом по структурному подразделению.
Форма ЭП-11 включает в себя информацию о планируемом потреблении видов ТЭР по видам деятельности структурного подразделения в плановом периоде. Исходными данными для заполнения данной формы ЭП-11 являются формы ЭП-5, ЭП-7, ЭП-8, ЭП-9, ЭП-10. Данная форма является итогом заполнения ЭЭП структурного подразделения и представляет наибольший интерес, так как включает плановые значения расхода ТЭР на следующий период.
В процессе комплексной паспортизации предприятий сети железных дорог автором была разработана программа «АРМ Энергоэкономика» (зарегистрировано в отраслевом фонде алгоритмов и программ, свидетельство №12084 от 11.01.2009).
Данная программа позволила сформировать энер-го-экономические паспорта на уровне структурных подразделений и дороги для нескольких филиалов ОАО «РЖД», а также провести оперативную оценку правильности заполнения паспортов структурными подразделениями в процессе работы.
Основные возможности программы «АРМ Энергоэкономика»:
1) формирование паспорта структурного подразделения (по одному из 18 видов предприятий, с возможностью создания нового вида при его отсутствии в списке) с защитой от необоснованного внесения показателей;
2) консолидация паспортов структурных подразделений по группам учета (отделения дорог, службы, дирекции и т.д.);
3) анализ паспортов структурных подразделений:
— по общему потреблению топливно-энергетических ресурсов в разрезе их видов;
— по изменению объема работ в разрезе статей и предприятий;
— по удельному расходу ТЭР в разрезе статей и предприятий;
4) аудит правильности заполнения паспортов структурными подразделениями с автоматическим формированием замечаний;
5) преобразование энерго-экономических паспортов подразделений старой формы в новую защищенную автоматизированную форму с одновременным формированием замечаний по ним.
«АРМ Энерго-экономика» может применяться на нескольких уровнях управления (рис. 2).
1. Структурные подразделения дороги заполняют и передают ЭЭП в топливно-энергетические центры дорог.
2. Топливно-энергетические центры:
— собирают паспорта структурных подразделений;
— осуществляют аудит паспортов;
— формируют паспорт железной дороги.
3. Центральное управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД»:
— планирует расход ТЭР;
— производит анализ удельного расхода в разрезе служб, отделений в по отдельным структурным подразделениям, с последующим выполнением управляющих и корректирующих воздействий.
Приведем некоторые выводы по результатам анализа энерго-экономических паспортов одного из филиалов ОАО «РЖД».
Для наглядности пример оценки энергоэффективности представлен на рис. 3, где использована шкала ранжирования уровней энергоэффективности от 1 до 5 (в порядке возрастания значимости).
Значение уровня энергоэффективности определяется соотношением удельного расхода и объемов выполняемой работы в разрезе статей затрат из порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО «РЖД» [8].
Таким образом, большая часть из представленных предприятий попала в среднюю зону оценки энергоэффективности с оценками 3, 3 + , 4, 4 + .
Библиографический список
1. Годовой отчет ОАО «Российские железные дороги» за 2013 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ir.rzd.
ru/dbmm/download?vp = 58&load = y&col_id = 121&id = 314 (дата обращения: 10.04.2015).
2. РФ. Законы. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : фе-дер. закон [от 23.11.2009, № 261-ФЗ] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. РФ. Законы. Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» : распоряжение Правительства РФ [от 03.04.2013 N 512-р] [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
4. Гапанович, В. А. Энергоэффективность — путь к снижению затрат и к экологической безопасности / В. А. Гапанович // Железнодорожный транспорт. — 2014. — № 8. — С. 22 — 25.
5. Энергетическая стратегия холдинга Российские железные дороги на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ЬИр:// doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID = 704&layer_ id = 5104&id = 4043#6007 (дата обращения: 18.02.2015).
6. ГОСТ Р 51541-99. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения. Введ. 1999 — 01—29 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. energosovet.ru/npb15.html (дата обращения: 18.02.2015).
7. Симак, Р. С. Энергоэкономическая паспортизация в системе организации производства на железнодорожном транспорте / Р. С. Симак // Известия Транссиба. — 2010. — Вып. 1. - С. 118-122.
8. Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги : приказ Минтранса РФ [от 31.12.2010, № 311] [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
СИМАК Роман Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством, и.о. декана факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г. © Р. С. Симак
УДК 338984 Р. С. СИМАК
Е. М. РЕЗАНОВ В. С. ГОЛАВСКИЙ М. В. ГЛУХОВА
Омский государственный университет путей сообщения
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
Предложена методика оценки экономической эффективности и целесообразности реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии. Обоснована целесообразность применения методики, позволяющей снизить затраты стоимости основных фондов. Представлены результаты исследования эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий для нескольких линейных предприятий ОАО «РЖД» Омской области. Ключевые слова: эффективность, затраты, модернизация, износ, амортизация, основные фонды, стоимость.
Совершенствование и обновление технологических процессов определяет рост эффективности производства: повышение производительности труда, экономию материальных и энергетических ресурсов. В настоящее время наиболее важной проблемой отечественных источников тепловой энергии является изношенность оборудования, которая влияет на эффективность производства, высокий уровень потребления энергоресурсов.
Поэтому при модернизации целесообразно анализировать изношенность фондов и определять экономическую эффективность реконструкции, технического перевооружения предприятий.
Эффективность работы предприятий зависит от аварийности и потерь, возникающих в процессе эксплуатации основного и вспомогательного оборудования. Несовершенство технологических процессов обусловлено износом и недостаточностью финансовых ресурсов для поддержания основных фондов в нормальном состоянии.
Основное и вспомогательное оборудование промышленных предприятий составляет главную совокупность материально-вещественных ценностей, которые воспроизводят технологические процессы, функционируют в течение всех производственных циклов, являются основными фондами, в процессе
0 от
Е
Т