коммутационного оборудования, электрических машин (тяговые двигатели, вспомогательные машины), буксовых узлов, электрооборудования пассажирских вагонов, поршневой системы дизелей и т. д. Другие технические приложения могут реализовываться на той же основе с привязкой к объектам.
Разработан комплекс стационарных модулей, обеспечивющих авторизацию пользователей и протоколирующий действия операторов в специальной базе данных.
Комплексы имеют избыточность по ресурсам, производительности, памяти, количеству контролируемых величин, возможностям связи с другими информационными системами, что обеспечивает качественно новый подход к контролю и диагностированию, а также к интегрированию таких систем в общемировую информационную сеть.
Список литературы
1. Техническая диагностика и надежность железнодорожной техники: Монография [Текст] / В. В.Молчанов, В. Г.Шахов и др. - М.: Спутник +, 2006. - 197 с.
2. Головаш, А. Н. Комплексная система обслуживания железнодорожной техники. [Текст] / А. Н. Головаш, П. Н. Рубежанский, В. Г. Шахов // Технология машиностроения. 2007,-№ 8.
УДК 620.9:005.93:502.174
М. М. Никифоров
КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
В статье предложена концепция выполнения в ОАО «Российские железные дороги» требовангш Федерального закона РФ № 261 от 23.11.2009 г. в части проведения обязательного энергетического обследования и разработки целевой программы энергосбережения и повышения энергетического эффективности.
Основанием для проведения работ по энергетическому обследованию ОАО «Российские железные дороги» является реализация ст. 16 Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой обязательное энергетическое обследование должно быть выполнено во всех организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ-261 проведение обязательного энергетического обследования ОАО «Российские железные дороги» должно быть завершено в период со дня вступления в силу ФЗ-261 до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ-261 организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это обусловливает необходимость разработки по результатам энергетического обследования соответствующей программы в ОАО «Российские железные дороги» и последующего ее внедрения.
Целью проведения энергетического обследования является повышение эффективности использования и снижение потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) посредством разработки и внедрения программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проведение энергетического обследования позволяет решить следующий комплекс задач:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
При организации и проведении энергетического обследования необходимо учитывать проходящее в настоящее время в ОАО «Российские железные дороги» структурное реформирование, в рамках которого выделяются специализированные по видам деятельности вертикально интегрированные структуры (дирекции), которые в дальнейшем должны войти в холдинговую компанию «Российские железные дороги» в качестве дочерних (зависимых) акционерных обществ.
Структура проведения энергетического обследования подразделений ОАО «Российские железные дороги», а также его дочерних и зависимых обществ приведена на рисунке .
Для упорядочивания работ по энергетическому обследованию ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних (зависимых) обществ все структурные подразделения разделяются на три категории в соответствии с уровнем потребления энергоресурсов, степенью влияния их производственных процессов на энергопотребление, а также с учетом количества и степени территориальной распределенности объектов, входящих в указанные структурные подразделения.
К первой категории относятся структурные подразделения дирекции тяги, департамента электрификации и электроснабжения, а также наиболее энергоемкие структурные подразделения, имеющие значительное количество объектов (цехов, отделений, производственных участков и прочих служебно-бытовых помещений), расположенных в границах железнодорожных узлов, для которых существует возможность определения удельного расхода энергоресурсов на выпуск единицы продукции по основным цехам и участкам. К первой категории могут быть отнесены также структурные подразделения инфраструктуры железных дорог, характеризующиеся значительным энергопотреблением, объекты которых территориально расположены вдоль железнодорожного пути, вне зависимости от возможности определения удельного расхода энергоресурсов на выпуск единицы продукции по основным цехам и участкам.
Ко второй категории относятся энергоемкие филиалы структурных подразделений первой категории, расположенные в границах железнодорожных узлов, для которых существует возможность определения удельного расхода энергоресурсов на выпуск единицы продукции по основным цехам и участкам, и структурные подразделения инфраструктуры железных дорог, объекты которых территориально расположены вдоль железнодорожного пути, характеризующиеся средним уровнем энергопотребления.
К третьей категории относятся остальные структурные подразделения (характеризующиеся незначительным энергопотреблением), а также территориальные филиалы структурных подразделений первой категории с малой энергоемкостью.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 г. деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследова-
Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
Организацию работ по проведению энергетического обследования в ОАО «РЖД» выполняет генеральный подрядчик, отвечающий требованиям, предъявляемым к организациям-энергоаудиторам, и имеющий опыт реализации» проектов сетевого значения в интересах ОАО «РЖД.
Департамент технической политики ОАО «РЖД»
3
Генеральный подрядчик — член саморегулируемой организации, имеющий опыт реализации сетевых проектов для ОАО «РЖД»
ВУЗы. ВНИИЖТ - члены МЭО «ОПЖТ» Члены СРО — победители конкурсов на проведение работ Организации - члены НП «ОПЖТ» Самообследование
Электронный паспорт
ОАО «РЖД»
Октябрьская
Ж.Д. Регион 2 [
Московская \ Регион 1
Ж.Д. Регион 2
Регион 1 Ж.Д. N Регион 2 [
Дирекция тяги
Департамент электрификации и электроснабжения
Дирекция по ремонту тягового подвижного состава
СП I кат.
СП II кат.
СП Ш кат.
ЭЧ-СП I кат.
СП I кат.
СП I кат.
3
СП II кат.
СП III кат.
СП I кат.
3
СП II кат.
3
СП I кат.
СП II кат. | СП III кат.
О
СРО
О
Министерство Энергетики РФ
Дирекция (департамент) N
Нормативно - правовая база РФ
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении...»
Приказ Минэнерго №182 от 19.04.2010 «Об утверждении требований к _энергопаспорту...»_
Постановление Правительства
РФ №340 от 15.05.2010 «О требованиях к программам энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности...»
Нормативно- правовая база ОАО «РЖД»
Положение о проведении энергетических обследований в ОАО «РЖД»
Методика оценки стоимости работ по энергообследованию
Макеты электронных энергетических паспортов структурных подразделений
Структура проведения энергетического обследования в ОАО «Российские железные дороги»
К работам по энергетическому обследованию структурных подразделений объектов первой и второй категории привлекаются аттестованные компании-энергоаудиторы (члены СРО).
В результате обследования каждого структурного подразделения должен быть составлен энергетический паспорт, соответствующий требованиям приказа Минэнерго №182 от 19.04.2010 «Об утверждении требований к энергопаспорту...», и должна быть разработана программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обследованного структурного подразделения в соответствии с постановлением Правительства РФ №340 от 15.05.2010 «О требованиях к программам энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности...», основанная на типовой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для данного типа структурных подразделений, учитывающей особенности установленного оборудования и технологических схем конкретных предприятий. При разработке рабочих программ и проведении энергообследований в целях сокращения времени и затрат должна использоваться действующая в отрасли система нормирования и анализа показателей использования ТЭР.
Для обеспечения учета специфики деятельности отдельных хозяйств ОАО «Российские железные дороги» к организациям-энергоаудиторам, претендующим на выполнение их обследований, предъявляются дополнительные требования.
При обследовании структурных подразделений, относящихся к дирекции тяги и департаменту электрификации и электроснабжения, преимущественное право выполнения работ предоставляется энергоаудиторам, представляющим отраслевую науку и имеющим опыт проведения аналогичных работ.
При обследовании структурных подразделений, относящихся к дирекциям по ремонту подвижного состава, преимущественное право выполнения работ отдается энергоаудиторам, представляющим организации - производители железнодорожной техники (ОПЖТ), осуществляющим изготовление соответствующих типов подвижного состава.
Право проведения энергетического обследования прочих структурных подразделений первой и второй категории предоставляется на общих основаниях без предъявления дополнительных требований.
Заполнение энергетических паспортов для структурных подразделений третьей категории выполняется силами обученных сотрудников указанных подразделений под контролем представителей дорожных топливно-энергетических центров.
Генеральный подрядчик осуществляет
подбор исполнителей в соответствии с указанными выше требованиями и контроль качества выполняемых ими работ;
заполнение электронного энергетического паспорта ОАО «РЖД» по данным энергетических паспортов, разработанных организациями-исполнителями, а также составленных сотрудниками структурных подразделений третьей категории;
обобщение и анализ результатов энергетического обследования структурных подразделений в границах железнодорожных узлов, железных дорог, субъектов Российской Федерации, вертикально-интегрированных структур холдинговой компании ОАО «РЖД»;
разработку комплексной программы повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 8 ст. 18 ФЗ-261 «Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - юридические лица и индивидуальные предприниматели -вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов».
Для выполнения требований создаваемой саморегулируемой организации по подготовке специалистов ОАО «Российские железные дороги» в области проведения энергетического обследования и обеспечения требуемого качества проведения работ на базе Московского го-
сударственного университета путей сообщения и Омского государственного университета путей сообщения необходимо создать сертифицированные центры подготовки экспертов по проведению энергетического обследования и энергетической паспортизации.
В настоящее время Омский государственный университет путей сообщения получил сертификат соответствия требованиям системы, предъявляемым к учебно-методическим центрам в системе РИЭР.
В указанных центрах необходимо организовать обучение сотрудников дорожных топливно-энергетических центров и структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги», которые впоследствии должны будут принимать участие в первичном и повторных обязательных энергетических обследованиях структурных подразделений третьей категории.
Сопровождение работ по энергетическому обследованию в границах железных дорог -территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги» должно осуществляться дорожными топливно-энергетическими центрами.
В функции дорожных топливно-энергетических центров в области сопровождения энергетических обследований должны войти:
разработка предложений по очередности проведения энергетического обследования структурных подразделений в границах железной дороги - территориального филиала холдинговой компании «Российские железные дороги» - с учетом их принадлежности к вертикально интегрированным структурам холдинговой компании «Российские железные дороги»;
участие в работе конкурсных комиссий по определению победителей конкурсов на проведение энергетического обследования;
согласование допуска представителей организаций-энергоаудиторов на объекты структурных подразделений и предоставления им беспрепятственного доступа к информации, характеризующей потребление топливно-энергетических ресурсов, в том числе имеющих гриф «коммерческая тайна»;
организация и контроль качества работ по составлению энергетических паспортов структурных подразделений железных дорог, отнесенных к третьей категории, с последующей передачей указанных паспортов генеральному подрядчику, координирующему проведение энергетического обследования ОАО «РЖД»;
участие в работе комиссий по приемке результатов энергетического обследования структурных подразделений;
участие в рабочих группах по разработке комплексных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности структурных подразделений.
К участию в комиссиях по приемке результатов энергетического обследования должны привлекаться также специалисты отраслевой науки и вузов, обладающие соответствующими знаниями и опытом работ в области проведения энергетического обследования.
С целью повышения качества составления программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности структурных подразделений к участию в заседаниях рабочих групп по их разработке должны привлекаться специалисты отраслевой науки и вузов, а также представители организаций - производителей энергосберегающего оборудования.
В соответствии со ст. 18 ФЗ-261 гарантом качества проводимого энергетического обследования выступает саморегулируемая организация, членом которой является организация-энергоаудитор, выполняющая обследование.
Качество проведения энергетического обследования проверяется при приемке энергетического паспорта комиссией в составе:
начальника и главного инженера (главного энергетика) структурного подразделения, в котором проводилось энергетическое обследование;
представителей организации-энергоаудитора, выполнявшего проведение энергетического обследования, в том числе по направлениям проведения работ: электрик, теплотехник, технолог;
представителя(ей) дорожного топливно-энергетического центра, на подведомственной территории которого расположено структурное подразделение;
приглашенных представителей отраслевой науки и вузов, обладающих соответствующими знаниями и опытом работ в области проведения энергетических обследований и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
По результатам работы комиссии составляется протокол о приемке энергетического паспорта структурного подразделения или о необходимости его доработки.
По результатам энергетического обследования структурных подразделений холдинговой компании «Российские железные дороги» необходимо провести анализ разработанных рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования и снижения потерь ТЭР.
Анализ технических мероприятий должен проводиться в направлении от ресурса, имеющего наибольший вес в суммарном энергопотреблении. Внедрение этих мероприятий, как правило, может дать наиболее значительный эффект как в натуральном, так и в денежном выражении.
По каждому ресурсу должен быть определен энергосберегающий потенциал, т. е. границы возможного снижения расхода условного топлива в годовом разрезе.
Величина энергосберегающего потенциала в пересчете на условное топливо соответствует превышению фактических удельных расходов над номинальными удельными расходами. Номинальные удельные расходы топлива определяются по энергетическим характеристикам оборудования.
Приоритет технических мероприятий должен выстраиваться в соответствии с энергосберегающим потенциалом, сроками и стоимостью реализации соответствующих мероприятий.
Сравнение опыта различных организаций энергоаудиторов позволит разработать для каждого вида структурных подразделений типовые предложения по повышению эффективности использования и снижения потерь топливно энергетических ресурсов.
Для оценки потенциала энергосбережения по вертикально-интегрированным структурам холдинговой компании «Российские железные дороги» на основании энергетических паспортов соответствующих структурных подразделений должны быть составлены сводные энергетические паспорта для вертикально-интегрированных структур.
Кроме того, должна быть выполнена работа по составлению энергетических паспортов и формированию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД» и их территориальных филиалов в границах субъектов Российской Федерации.
Выполнение данных работ обеспечивает генеральный подрядчик, входящий в состав саморегулируемой организации и имеющий право проведения энергетических обследований с привлечением отраслевой науки и вузов. Полученные сводные энергетические паспорта должны быть согласованы в соответствующих вертикально-интегрированных структурах, управлении планирования и нормирования материально-технических ресурсов, департаменте технической политики ОАО «Российские железные дороги».
На основании сводных энергетических паспортов должны быть разработаны программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности структурных подразделений вертикально-интегрированных структур холдинговой компании «Российские железные дороги».
В разработке программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для вертикально интегрированных структур должны принимать участие представители
соответствующей вертикально интегрированной структуры холдинговой компании «Российские железные дороги»;
департамента технической политики ОАО «Российские железные дороги»; управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «Российские железные дороги»;
ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» как организации, являющейся генеральным подрядчиком инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»;
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», являющегося головным разработчиком энергетической стратегии холдинговой компании «Российские железные дороги»;
отраслевых вузов, обладающие соответствующими знаниями и опытом работ в области проведения энергетических обследований и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Разработанные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности вертикально интегрированных структур согласовываются
в причастных департаментах холдинговой компании «Российские железные дороги»; департаменте технической политики ОАО «Российские железные дороги»; управлении планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «Российские железные дороги»;
финансовых и бюджетных департаментах ОАО «Российские железные дороги». Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждается распоряжением президента или старшего вице-президента холдинговой компании «Российские железные дороги».
Типовые предложения по повышению эффективности использования и снижения потерь топливно-энергетических ресурсов, входящие в программы энергосбережения, должны опираться на банк данных типовых проектных решений по наукоемким ресурсосберегающим технологиям, прошедших апробацию в рамках инвестиционного проекта ОАО «РЖД» «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».
Для оперативного управления комплексным энергетическим обследованием структурных подразделений холдинговой компании «Российские железные дороги» необходимо создание автоматизированной информационной базы данных, отражающей результаты энергообследований.
База данных должна содержать отчет по энергетическому обследованию, результаты инструментальных измерений, топливно-энергетический баланс, энергетический паспорт, рекомендации по повышению эффективности использования энергоресурсов, перечень мероприятий по утвержденной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Информация базы данных должна быть распределена по трем уровням: уровень ОАО «РЖД», уровень вертикально-интегрированных структур, уровень структурных подразделений.
Программные модули базы данных должны обеспечивать мониторинг проведения работ по энергообследованию (заключение контрактов, предоставление отчетов), контроль выполнения утвержденных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности вертикально интегрированных структур, сравнительный анализ технико-экономических показателей структурных подразделений.