Передача на аутсорсинг процессов диагностирования подвижного состава должна осуществляться после детального исследования и контрактного описания юридической и экономической ответственности сторон в возможных случаях нарушения безопасности движения, повлекших за собой экономические потери участников перевозочного процесса, ущерб жизни и здоровью людей.
Расчет базовой стоимости услуг диагностирования должен формироваться исходя из экономической оценки возможных отрицательных последствий.
В качестве финансово-экономической модели для практического применения на российских железных дорогах может быть рекомендована модель краткосрочного страхования рисков ошибок диагностирования.
Список литературы
1. Самсонов, Е. Техническая диагностика: пора ломать стереотипы [Текст] / Е. Самсонов, В. Ермишин // Локомотив. - 2009. - №10. - С. 2 - 5.
2. Щедрин, В. И. Еще раз о перспективах вибродиагностики [Текст] / В. И. Щедрин, В. Ю. Тэттэр // Локомотив. - 2007. - № 5. - С. 39 - 41.
3. Лапидус, Б. М. Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и повышении эффективности российских железных дорог [Текст] / Б. М. Лапидус // Железнодорожный транспорт. - 2006. - № 2. - С. 40, 41.
4. Тулугуров, В. «Васт-сервис» - надежный партнер [Текст] / В. Тулугуров // Локомотив. - 2008. - № 8 - С. 14, 15.
5. Фалин, Г. И. Математический анализ рисков в страховании [Текст] / Г. И. Фалин. -М.: Российский юридический издательский дом, 1994. - 130 с.
УДК 620.9:005.93:502.174
В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 261-ФЗ от 23.11.09 «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ...» В ХОЛДИНГЕ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
В статье рассматриваются основные направления реализации федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.09 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в холдинге «Российские железные дороги». Раскрываются основные задачи по повышению эффективности использования энергоресурсов на тягу поездов и нетяговые нужды и предлагаются пути их реализации.
Принятие федерального закона № 261-ФЗ ставит перед холдингом «Российские железные дороги» задачу по определению требований энергетической эффективности к объектам железнодорожного транспорта и по оценке их соответствия указанным требованиям.
В соответствии со ст. 9 Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в холдинге «Российские железные дороги» как организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, должно осуществляться по следующим основным направлениям:
учет используемых энергетических ресурсов;
соблюдение требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и инженерных коммуникаций;
проведение обязательного энергетического обследования.
Учет используемых энергетических ресурсов. В настоящее время направление совершенствования коммерческого учета электрической энергии на сети железных дорог в полной мере реализуется за счет внедрения автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) по следующим программам:
АСКУЭ оптового рынка (установка систем учета электроэнергии на тяговых подстанциях ив железнодорожных узлах);
АСКУЭ розничного рынка электроэнергии.
Актуальными в настоящее время являются вопросы совершенствования учета электроэнергии на тягу поездов, среди которых первостепенное значение имеют
организация учета электроэнергии, отпускаемой на тягу поездов по фидерам контактной сети тяговых подстанций;
внедрение на электроподвижном составе современных автоматизированных систем учета электроэнергии, отвечающих требованиям, предъявляемым к системам коммерческого учета электроэнергии.
Внедрение указанных систем обеспечит
балансовый контроль состояния учета электроэнергии на шинах тяговых подстанций, питающих тяговую нагрузку;
контроль расхода электрической энергии по межподстанционным зонам, что позволит выявлять межподстанционные зоны с повышенным расходом электрической энергии;
оценку равномерности загрузки тяговых подстанций участка; информация о равномерности загрузки тяговых подстанций позволяет выработать мероприятия по выравниванию нагрузок и, соответственно, по снижению расхода электрической энергии на тягу поездов;
оценку условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения, т. е. выявление межподстанционных зон с повышенными уравнительными токами;
определение количества электрической энергии, отдаваемой тяговыми подстанциями соседних железных дорог и тарифных зон в граничные межподстанционные зоны.
Решение указанных задач позволит снизить уровень небаланса электрической энергии на тягу поездов практически до уровня технологических потерь и обеспечит достоверное определение уровня удельного расхода электрической энергии на тягу поездов по счетчикам электроподвижного состава.
Кроме того, внедрение на электроподвижном составе современных автоматизированных систем учета электроэнергии обеспечит достоверный расчет затрат на электроэнергию, предъявляемых в составе платы за пользование инфраструктурой перевозочным компаниям, не входящими в состав ОАО «РЖД».
Направление совершенствования системы учета таких топливно-энергетических ресурсов, как тепловая энергия, холодная вода, пар, мазут, реализуется в ОАО «Российские железные дороги» путем внедрения автоматизированных систем комплексного учета топливно-энергетических ресурсов (АСКУ ТЭР).
При выборе мест установки приборов учета приоритет был отдан установке счетчиков в точках коммерческого учета приема ТЭР от сторонних источников.
Внедрение систем АСКУ ТЭР позволяет на первом этапе получить прямой эффект, обусловленный снижением платы за потребляемые энергоресурсы, а в последующем - и «косвенный» эффект, возникающий от использования данных, полученных с помощью систем АСКУ ТЭР, при разработке и внедрении мероприятий и рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов.
С учетом требований ст. 13 Закона перспективным для холдинга «Российские железные дороги» является решение следующих задач.
1. Расширение перечня точек учета топливно-энергетических ресурсов с целью оснащения всех находящихся на балансе зданий и сооружений приборами учета топливно-энергетических ресурсов в соответствии с требованиями закона.
2. Повышение «косвенного» эффекта от использования АСКУ ТЭР, для чего целесообразно проведение исследований, направленных на определение основ управления процессами потребления ТЭР с применением данных системы АСКУ ТЭР, включающих в себя
наработку базы данных о потреблении топливно-энергетических ресурсов с помощью системы АСКУ ТЭР, объемах производства продукции (работ, услуг) по структурным подразделениям;
разработку методики анализа данных АСКУ ТЭР о потреблении энергоресурсов; разработку системы управляющих воздействий, направленных на обеспечение энергетической эффективности, при принятии решений по использованию энергоресурсов в технологических и производственных процессах, основанных на данных АСКУ ТЭР.
Соблюдение требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. В соответствии сч. 3 ст. 11 Закона должны быть разработаны требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, включающие в себя
показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям.
Учитывая специфику работы железнодорожного транспорта и отсутствие в настоящее время типовых требований, холдингу «Российские железные дороги» целесообразно разработать систему оценки энергетической эффективности зданий, строений, сооружений железнодорожного транспорта.
Система оценки энергетической эффективности может быть реализована по двухуровневой системе:
1) на уровне структурного подразделения - на основании данных об удельном расходе топливно-энергетических ресурсов на выпуск единицы продукции для структурных подразделений железных дорог и иных дочерних и зависимых компаний;
2) на уровне зданий, строений, сооружений - на основании данных об удельном расходе топливно-энергетических ресурсов на ремонт (изготовление) сборочных единиц или иных измерителях объема работы, которые будут приняты для данного конкретного типа зданий, строений, сооружений в соответствии с их функциональной принадлежностью.
Обобщение результатов анализа использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в структурных подразделениях железнодорожного транспорта позволит разработать систему контроля и нормирования расхода ТЭР по типовым объектам. Под типовыми объектами структурного подразделения следует понимать цеха, отделения или производственные участки структурного подразделения независимо от их принадлежности по хозяйствам железной дороги или иным филиалам ОАО «РЖД», характеризующиеся определенным набором оборудования, видами выполняемых работ и режимами работы.
Выбор измерителей работы для каждого типового объекта (либо направления использования ТЭР) должен основываться на следующих принципах:
в границах типового объекта должен быть единый измеритель конечной продукции; измеритель готовой продукции должен быть отражен в существующей статистической отчетности железной дороги;
объем работы типового объекта должен подлежать достоверному прогнозированию. Количество типовых объектов в границах каждого структурного подразделения (СП) должно быть достаточным для достоверного отражения особенностей потребления ТЭР.
Такой подход позволит оценить эффективность использования ТЭР за счет мониторинга удельного расхода ТЭР в границах одного структурного подразделения за различные отчет-
ные периоды и сравнения удельного расхода ТЭР различных структурных подразделений в рамках служб и хозяйств. А контроль удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на ремонт (изготовление) сборочных или иных единиц готовой продукции позволит определять класс энергоэффективности зданий, строений, сооружений.
Проведение обязательного энергетического обследования. В соответствии со ст. 16 Закона все объекты холдинга «Российские железные дороги» подлежат обязательному энергетическому обследованию, так как холдинг относится к разряду организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Имеющийся научный задел и практический опыт проведения работ по энергетическому обследованию объектов железных дорог показывают, что наиболее перспективным с точки зрения как организации проведения работ, так и оптимизации расходов на проведение энергетических обследований стационарных объектов железнодорожного транспорта является проведение комплексного энергетического обследования железнодорожных узлов. Такой подход позволяет провести анализ в границах железнодорожного узла всех электрических и тепловых сетей, оценить уровень потерь энергоресурсов при их транспортировке, провести оптимизацию режимов работы источников тепловой энергии, выполнить комплексный анализ технологических процессов ремонта подвижного состава и т. д.
По результатам энергетического обследования железнодорожного узла составляется и утверждается существующим порядком программа внедрения разработанных в ходе обследования организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Для оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на объектах железнодорожного транспорта, расположенных на небольших станциях и вдоль железнодорожного пути, целесообразно разработать методику экспресс-оценки, которая позволяла бы присвоить указанным объектам класс энергоэффективности на основании укрупненных показателей.
Оценка энергетической эффективности тяги поездов является важнейшим элементом системы управления перевозочным процессом. Кроме того, потребление электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов значительно превышает расход этих энергоресурсов в стационарной энергетике. В связи с этим проведение энергетического обследования тяги поездов является, безусловно, актуальным и одновременно обязательным мероприятием для железнодорожного транспорта.
Основными направлениями работ при проведении энергетического обследования тяги поездов являются следующие:
- анализ условий сопряжения систем внешнего и тягового электроснабжения;
- оценка состояния электрооборудования и режимов работы тяговых подстанций;
- оценка состояния контактной сети, постов секционирования, пунктов параллельного соединения, рельсовых цепей;
- оценка состояния подвижного состава и эффективности его использования;
- анализ эффективности энергосбережения при организации движения поездов;
- анализ применения и эффективности использования энергии рекуперации;
- оценка состояния учета электроэнергии на тяговых подстанциях и электроподвижном составе и анализ уровня небаланса электроэнергии на тягу поездов.
Для успешной реализации программы проведения энергетического обследования холдинга «Российские железные дороги» целесообразно выполнить работы по разработке методики или отраслевого стандарта СТО РЖД «Энергетическое обследование объектов железнодорожного транспорта». Указанный стандарт (методика) должен в полной мере отражать действующее законодательство в области энергосбережения, устанавливать порядок проведения энергетических обследований любых объектов и структурных подразделений железных дорог и иных дочерних и зависимых обществ, входящих в состав холдинга «Российские
железные дороги», учитывать их специфику, определять порядок расчета трудоемкости и стоимости работ по энергетическому обследованию.
Система контроля отнесения расхода энергоресурсов по видам деятельности и статьям затрат. Важнейшим направлением работ по повышению эффективности использования энергоресурсов является разработка системы контроля отнесения расхода энергоресурсов по видам деятельности и статьям затрат номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
За основу системы контроля может быть принята апробированная на сети железных дорог методика составления энергоэкономических паспортов железных дорог - филиалов ОАО «Российские железные дороги».
Энергоэкономический паспорт железной дороги - филиала ОАО «РЖД» - составляется на основании заполненных структурными подразделениями типовых форм исходных данных в разрезе служб (хозяйств), дирекций и обособленных структурных подразделений, входящих в состав железной дороги.
Типовые формы исходных данных для структурных подразделений представляют собой набор табличных форм, содержащих данные о выполненных и планируемых объемах работ по видам деятельности и статьям затрат, объемах потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов и затратах на их приобретение по видам деятельности и видам работ (статьям затрат на выполнение работ), удельном расходе ТЭР на выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) по видам работ, а также об изменении удельного расхода ТЭР за счет внедрения энергосберегающих технологий и изменения состава основного обо -рудования в текущем году.
Виды работ для конкретного структурного подразделения соответствуют статьям из номенклатуры расходов основной деятельности, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 1098р от 20.05.08. Для каждого типа структурных подразделений набор видов работ различен, что обусловлено структурой номенклатуры расходов.
Энергоэкономические паспорта железных дорог являются составляющей системы организационно-технических мер по энергосбережению, обеспечивающей планирование расхода топливно-энергетических ресурсов. В то же время данные энергоэкономических паспортов могут эффективно применяться для анализа отнесения расхода энергоресурсов по видам деятельности и статьям затрат номенклатуры расходов как структурных подразделений, так и служб и дирекций железных дорог - филиалов ОАО «Российские железные дороги», а в перспективе - и дочерних, и зависимых обществ холдинга «Российские железные дороги».