Выготский, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.) субъектный (А. В. Брушлинский, К. В. Карпинский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), смысловой подходы (А. Ю. Агафонов, Д. А. Леонтьев, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.); исследования особенностей индивидуально-личностного развития в юношеском возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, X. Ремшмидт, А. В. Петровский, К. Н. Поливанова, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Д. В. Ярцева); а также теоретические положения о личностном и профессиональном самоопределении (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. Ю. Коржова, Н. С. Пряжников).
Таким образом, в связи с непрекращающимся интересом к научной проблеме жизненной перспективы, вопросы, касающиеся жизненного пути личности, получают не только теоретическую и практическую разработку, но и становятся предметом активного изучения в современной психологии и педагогике.
Литература
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
2. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии. — 2-е изд., стереотипное, М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2011. 72 с.
3. Стойлик А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты. // Журнал прикладной психологии. 2004. № 1. С. 21-39.
Эмпирическое исследование влияния комплекса психологопедагогических воздействий на формирование жизненной перспективы обучающихся в подростковом возрасте Панкова А. А.
Панкова Анита Анатольевна /Pankova Anita Anatolevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,
Институт педагогики и психологии,
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируется влияние реализации развивающей программы на формирование жизненной перспективы у обучающихся выпускных классов основной и средней школы, а также оценивается эффективность реализуемой программы через количественный и качественный анализ результатов проведенного эмпирического исследования.
Ключевые слова: проблема формирования жизненных перспектив, эмпирическое исследование, развивающая программа, методика «Смысложизненные ориентации», критерий Манна-Уитни, критерий Стьюдента.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования жизненных перспектив у обучающихся подросткового возраста и результаты эмпирических наблюдений позволили выявить противоречия между социальным заказом на обучающегося выпускных классов любого типа образовательного учреждения со сформировавшейся жизненной перспективой и несоответствующим уровнем развития перспективы жизни, недостаточным индивидуальным опытом ее построения и совершенствования у подростков. Выявленные в процессе анализа литературы противоречия значительно осложняют разработку программы оказания практической помощи обучающимся в социальной адаптации и последующем
77
личностном развитии. Следовательно, выявляется противоречие между актуальностью исследования проблемы жизненной перспективы и недостаточной изученностью данной проблемы.
Проблема исследования определяется стремлением найти пути и способы разрешения названных выше противоречий. В теоретическом плане - это проблема разработки программы по формированию жизненной перспективы у обучающихся подросткового возраста.
С целью изучения влияния комплекса психолого-педагогических воздействий на формирование жизненной перспективы обучающихся в подростковом возрасте было организовано эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие 70 школьников - 35 воспитанников кадетской школы-интерната и 35 обучающихся обычной общеобразовательной школы. 40 учащихся 8-9 классов в возрасте 14-16 лет, 30 учащихся 10-11 классов в возрасте 16-18 лет.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных предположений использовался следующий комплекс эмпирических методов исследования: метод психолого-педагогической диагностики (прямое, косвенное и включенное наблюдение, тестирование). Для тестирования обучающихся использовалась психологическая методика тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [1]. С целью обработки полученных в результате исследования результатов использовались методы математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, t - критерий Стьюдента, факторный и корреляционный анализ. Обработка осуществлялась с помощью пакета «STATISTICA» [2].
Исследование было организовано в несколько этапов. На первом этапе, на основании изучения философской, психологической, учебно-методической литературы, были определены методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цели и задачи. Вторым этапом научного исследования стало проведение констатирующего эксперимента, который позволил выявить уровень сформированности жизненной перспективы у воспитанников кадетской школы и обучающихся общеобразовательной школы в 9 и 11 классах. На этапе констатирующего эксперимента были изучены особенности содержания жизненной перспективы у воспитанников выпускных классов кадетской школы-интерната и в соответствующих классах у обучающихся общеобразовательной школы.
В результате были выявлены значительные расхождения в системе представлений о жизненных перспективах у воспитанников кадетской школы-интерната и обучающихся обычной общеобразовательной школы и установлены причины таких расхождений, основной из которых являлась реализация особой развивающей программы, направленной на формирование жизненных перспектив в кадетской школе-интернате.
На основании анализа развивающей программы, реализуемой в кадетской школе -интернате, была разработана и апробирована собственная программа по формированию жизненной перспективы у обучающихся выпускных классов обычной общеобразовательной школы. Результатом этого этапа явилось планирование экспериментальной работы по формированию жизненной перспективы у выпускников общеобразовательной школы. Разработанная программа состояла из 13 тренинговых занятий по 2 академических часов.
Работа с обучающимися общеобразовательной школы включала в себя комплекс интерактивных психологических игр и упражнений. Основой для составления системы занятий послужило учебное пособие Н. С. Пряжникова «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» [5], практические пособия Э. Кристофера и JI. Смита «Тренинг лидерства» [3], М. Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» [7], А. С.
78
Прутченкова «Социально-психологический тренинг в школе» [4], «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н. Ю. Хрящевой [6].
На третьем этапе данная программа была реализована в экспериментальной группе у обучающихся 9 и 11 классов общеобразовательной школы, а также проведен количественный и качественный анализ полученных результатов для оценки эффективности данной программы.
■ Обучающиеся общеобразовател ьной школы 11 класса до формирующего эксперимента
■ Обучающиеся общеобразовател ьной школы 11 класса после формирующего эксперимента
Шкалы методики СЖО
Рис. 1. Сравнение показателей первичного и повторного обследований структурных компонентов жизненной перспективы участников экспериментальной группы 11 класса общеобразовательной школы по методике СЖО
120
100
80
60
и
X
■t
а
о.
и
40
20
I I Г1 I
■ Обучающиеся общеобразовательной школы 9 класса до формирующего эксперимента
■ Обучающиеся общеобразовательной школы 9 класса после формирующего эксперимента
Шкалы методики СЖО
Рис. 2. Сравнение показателей первичного и повторного обследований структурных компонентов жизненной перспективы участников экспериментальной группы 9 класса общеобразовательной школы по методике СЖО
Таким образом, на основании полученных данных после повторного обследования структурных компонентов жизненной перспективы, можно сделать следующие выводы: после проведения развивающей работы и реализации комплекса психологопедагогических воздействий в экспериментальной группе обучающихся 9 и 11 класса общеобразовательной школы положительную динамику продемонстрировали как показатели по всем 5 субшкалам по методике СЖО, так и общий показатель по
79
итоговой шкале осмысленности жизни. Все показатели существенно возросли и достигли нормативных значений по сравнению с данными констатирующего эксперимента, где значения показателей по всем субшкалам у обучающихся были ниже нормативных.
По результатам полученных в ходе исследования значений критерия Манна-Уитни и критерия Стьюдента, были выявлены статистически значимые различия в значениях показателей по всем субшкалам методики СЖО у исследуемых обучающихся 9 и 11 класса общеобразовательной школы до и после реализации развивающей программы. Таким образом, принимаем гипотезу о том, что величины показателей по всем субшкалам достоверно изменились в сторону роста после проведения комплекса психолого-педагогических воздействий.
Результаты проведенного исследования подтверждают результативность программы формирования жизненной перспективы. Контрольная диагностика, проводимая до и после групповых занятий, позволила проследить наличие ожидаемых нами развивающих эффектов в процессе развивающей работы. Данные проведенного математического анализа полностью подтвердили гипотезу об эффективности программы психолого-педагогических воздействий.
Литература
1. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. 18 с.
2. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.
3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб.: Питер, 2002. 320 с.
4. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.
5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психо лого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
6. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой - СПб: ООО «Речь», 2001. 256 с.
7. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: «ВАКО», 2005. 240 с.
Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением
интеллекта Кузнецов А.П.
Кузнецов Алексей Петрович / Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,
Институт психологии и образования,
Казанский Федеральный Университет, г. Казань
Аннотация: статья посвящена анализу развития ощущений и их коррекционной роли при нарушенном интеллекте. Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
80