Удк 37.0 ББк H400
Елена Ивановна Свириденко,
кандидат педагогических наук, доцент, Приморский краевой институт развития образования (690003, Россия, г.Владивосток, ул.Станюковича, 28)
e-mail: [email protected]
к вопросу о ценностях и смысложизненных ориентациях педагога интернатного учреждения
Статья посвящена изучению специфики ценностно-смысловой сферы личности педагога интернатного учреждения. Профессия педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана с постоянным общением с людьми, эмоциональным напряжением, частыми психотравмирующими ситуациями, высоким уровнем ответственности за воспитанников. По мнению автора, исследование ценностно-смысловой сферы личности педагога учреждения для детей-сирот, определение проблем и потенциала личностного и профессионального развития, изучение приемов личностного самовыражения и саморазвития, прогнозирование и проектирование жизненных событий позволит повысить профессиональную мобильность, разработать образовательный маршрут «Дорожная карта педагога». В статье представлены результаты диагностики ценностно-смысловой сферы педагогов интернатных учреждений, прошедших повышение квалификации на базе Приморского краевого института развития образования. В рамках экспериментального исследования были использованы мотивационно-ценностные, когнитивные и аффективные методы и методики диагностики персональных данных. Применение методов социально-активного обучения, включенных в программу курсов повышения квалификации, способствовали осмыслению ценностного отношения к себе, профессии, коммуникации. Автором выделена специфика ценностно-смысловой сферы педагога и её влияние на личностное и профессиональное развитие.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, смысложизненные и ценностные ориентации, личность педагога, педагог интернатного учреждения, повышение квалификации.
Elena Ivanovna Sviridenko,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Primorsky Regional Institute of Education Development (28 Stanyukovich St., Vladivostok, Russia, 690003)
e-mail: [email protected]
To the Question of values and Life orientation of Teacher within Boarding School
The article is devoted to the study of the specificity of value-sense sphere of teacher in boarding school. Teaching profession within institutions for orphan children and children left without parental care is associated with constant communication with people, emotional tension, frequent stressful situations, high level of responsibility. According to the author, the study of value-sense sphere of teacher within institutions for orphan children, the definition of the problems and potential of personal and professional development, studying methods of personal expression and self-development, forecasting and planning life events can improve professional mobility, develop educational route "Road map of a teacher". The article presents the results of diagnostic value-semantic sphere of teachers within institutions, trained on the basis of the Primorsky regional Institute of Education development. In the pilot study the motivationally-axiological, cognitive, and affective methods and diagnostic techniques of personal data were used. Application of methods of socially-active learning, included in the program of refresher courses, contributed to the understanding of the value attitude, profession, communication. The author highlighted the specificity of value-semantic sphere of the teacher and its influence on personal and professional development.
Keywords: value-semantic sphere of life meaning and value orientation, teacher's personality, teacher of boarding school, training.
Современное образование ориентируется на развитие ценностей свободы и ответственности, саморазвития и самореализации, успешности и творчества. Приоритетами современного образования являются не столько знаниевые компетенции, сколько восстановление приоритета человекосозида-ющей функции, развитие смысловой составляющей познания мира и взаимодействия с
ним. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам, а также к обновлению норм и ценностей, определяющих личностно-смысловой аспект профессиональной деятельности педагога.Педагог в современном мире - это компетентный специалист, удовлетворяющий запросы потребителей образовательных услуг, владеющий
© Свириденко Е. И., 2015
77
инновационными технологиями, социально зрелая, креативная личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосо-вершенствованию.Каждый педагог должен выработать личностно развивающую стратегию, целью которой является обеспечение личностного становления и профессионального мастерства. Основу профессиональной деятельности педагога составляет знание индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, владение инновационными педагогическими технологиями, «творческое самочувствие, а также умение решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации [6, с. 76].
Особо высокий уровень ответственности и профессионализма необходим педагогам учреждений для детей-сирот, так как они выполняют замещающую функцию, включающую в себя не только обучение и воспитание, но и коррекцию психотравм, педагогической запущенности. Детский дом своим влиянием охватывает все сферы жизни ребёнка. Пребывание ребёнка в условиях закрытого учреждения дает дополнительныйвоспита-тельный потенциал, позволяющий снизить стихийное негативное влияние либо неблагополучных родителей, либо окружающей сре-ды.При этом риск недостатка педагогического воздействия, мастерства педагога могут нанести непоправимый вред развитию ребёнка [8, с. 97]. Определение жизненных целей, ценностей, смысложизненных ориентаций педагогов учреждений интернатного типа являлось целью нашего исследования. Важность установления данной связи позволила повысить у педагога уровень ответственности, творческую и социальную мобильность, сформировать умения принимать нестандартные решения в различных ситуациях, осознать ценности и ресурсы.
Проблема профессионального развития педагога является одной из наиболее важных в отечественной и зарубежной психологии. Аспекты изучения ценностно-смысловой сферы личности раскрыты в трудах В. А. Иванникова, В. В. Столина, Е. В. Суб-ботского, В. Э. Чудновского. Интегративную роль ценностных ориентаций отмечают такие исследователи, как А. Г. Здравомыслов [5] и В. А. Ядов [10], которые считают, что ценностные ориентации - «это тот компонент структуры сознания личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».
|. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития
И. В. Абакумов, А. Г. Асмолов, А. А. Бода-лев, Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина и др. изучали смысловые аспекты личности профессионала. Изучению профессиональной деятельности как центральной жизненной ценности посвящены исследования Л. И. Анциферовой, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Г. Л. Вайзера, Д. Н. Завалишиной, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, А. А. Реан, В. Д. Шадрикова и др. Педагогические ценности и профессионально-ценностные ориентации педагоговраскрыты в трудах Н. П. Аникеевой, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова.
Многочисленные исследования профессиональной деятельности педагога направлены на формирование профессиональных компетенций и осмысленное обучение, понимание требований к личности и её творческому саморазвитию, раскрытие умений и способностей, развитие потребности мыслить [1, с. 436]. Вместе с тем, при наличии целого ряда исследований, посвящённых профессиональной деятельности педагогов интернатных учреждений, а именно: организационно-педагогическим условиям совершенствования системы повышения квалификации педагогов учреждений интернатного типа [7]; управлению развитием профессиональных компетенций воспитателя в детском доме [3]; формированию правовой культуры педагога детского дома [4]); формированию личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате [9]проблема изучения ценностно-смысловой сферы педагогов интернатных учреждений, роли профессионализации личности в развитии ценностно-смысловой сферы остаётся ещё недостаточно изученной.
Важным аспектом исследования ценностно-смысловой сферы педагогов интернатных учреждений, обучающихся на курсах повышения квалификации в Приморском краевом институте развития образования (ПК ИРО), было определение смысложизненных ориентаций педагогов, рейтинга жизненных ценностей. Комплекс методических средств, подготовленный в соответствии с методологическими подходами и разработанными критериально-диагностическими показателями ценностно-смысловой сферы, представлен в таблице (табл. 1). Общий объём выборки исследования составил 115 педагогов интернатных учреждений Приморского края, в том числе 99 педагогов женского пола и 16 педагогов мужского пола.
Таблица 1
классификация методов и методик, используемых в экспериментальном исследовании
Мотивационно-ценностные Когнитивные Аффективные Деятельностно-практические
1. Авторская методика экспресс-оценки жизненных ценностей «Ценностные карты» Е. И. Свириденко 2. Методика «Смысложизнен-ные ориентации» Д. А. Леонтьева 1. Методика «Смысложизнен-ные ориентации» Д. А. Леонтьева 1.Методика «Смысложизнен-ные ориентации» Д. А. Леонтьева 1. Беседа 2. Дискуссия 3. Ролевые и образовательные игры 4. Принятие нестандартных решений 5. Кейс-метод 6. Метод анализа ситуаций 7. Тренинг
Анализируя данные показателей теста (табл. 2), можно заметить, что средние показатели по всей выборке - средние, то есть находятся в норме. Высокий только показатель по шкале «Цели» (£ср. = 37,62, норма - 35,62). Высокие баллы по этой шкале подтверждают присутствие целей в жизни данной группы педагогов. Применение рефлексивных технологий в развитии профессионального сознания и самосознания позволи-
ли определить перспективные планы, сформулировать жизненные цели. Также высокие показатели обнаружены по субшкале «Локус контроля-Я» (£ср. = 23,36, норма - 22,88). Высокие баллы свидетельствуют о том, что большинство педагогов имеют представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, позволяющей построить свою жизнь в соответствии с личными целями и задачами.
Таблица 2
СЖО д. А. леонтьева
Сводные показатели теста
№ п/п Цели Прогресс Результат Лок. контр. «Я» Лок. контр. «Жизнь» Осмысленность жизни
1ср 37,62 31,64 27,12 23,36 32,37 108,69
На рис. 1 представлены средние показатели по субшкалам теста СЖО, отражающие уровень выраженности той или иной шкалы. К рисунку приведены тестовые нормы. Низких показателей нет ни у
одной субшкалы. Завышенные показатели у субшкал «Цели» и «Локус контроля-Я». Результаты свидельствуют о том, что респонденты способны контролировать свою жизнь.
Рис. 1. Показатели средних значений по субшкалам теста СЖО у педагогов (методика Д. А. Леонтьева) Нормы по Леонтьеву: Цели [23,14; 35,62], Процесс [22,66; 34,94], Результат [18,35; 28,25], ЛК-Я [14,28; 22,88], ЛК-Ж [22,6; 34,8]
Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития
Рис. 2 отражает уровни общего показателя осмысленности жизни. Испытуемые с низкими показателями составляют 0,87 %.
Рис. 2. Уровни общего показателя осмысленности жизни по тесту СЖО у педагогов в % (методика Д. А. Леонтьева)
Большинство педагогов отразили средние баллы по шкалам: «Процесс», «Результат», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-Жизнь» (рис.3) Наибольшее количество низких баллов у педагогов можно обнаружить по шкале «Локус контроля-Жизнь» - 13,04 % (15 человек из 115). Низкие баллы характеризуют недостаточную удовлетворённость процессом жизни, сомнение в собственных силах, сложность в планировании и управ-
лении жизненными событиями. Для таких респондентов характерны фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Подавляющее большинство педагогов имеют высокие результаты по шкале «Цели» - 77,39 % (89 человек из 115), что отражает высокую рефлексивность.
90
Цели Процесс Результат Локус контроля "Я" Локус контроля
"Жизнь"
ниже нормы ■ в норме ■ выше нормы
Рис. 3. Распределение педагогов в показателях субшкал теста СЖО (методика Д. А. Леонтьева), в %
В результате использования авторской методики «Экспресс-оценка ценностей жизни» Е. И. Свириденко был составлен рейтинг ценностей (рис. 4). Результаты
диагностики свидетельствуют о доминировании ценностей: «Здоровье», «Работа», «Общение», «Семья» и низком уровне «Я-ценности».
Рис. 4. Значимость ценностей по ценностным картам педагогов % (методика Е. И. Свириденко)
Цель исследования состояла в определении целей, ранжировании ценностей педагогов интернатных учреждений. В соответствии с логикой исследования с помощью методик диагностики, применяемых в эксперименте, были выявлены: мотиваци-онно-ценностное отношение к профессии и другим сферам жизни, интересы и склонности, рефлексия как условие самопознания и самоанализа, отношение педагога к Я-ценности. Педагогам с низкими значениями по шкалам «Цели»,«Локус контроля-Я» было рекомендовано войти в состав группы для посещения тренинга личностного и профессионального роста. Результаты исследо-
вания также позволяют сделать вывод о том, что педагоги в целом придают полноценный смысл своей жизни; позитивны; нацелены на будущее; верят в собственные силы и старания; убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Результаты исследования ценностно-смысловой сферы педагогов интернатных учреждений позволили выстроить образовательный маршрут«Дорожная карта педагога» с учётом мотивации и ценностного отношения к себе, профессии, коммуникациив условиях повышения квалификации.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 470 с.
2. Вайзер Г Л. // Смысл жизни и акме 10 лет поиска: в 2 ч. / под ред. А. А. Бодалева, Г А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. М.: Смысл, 2004. Ч. 1. 328 с.
3. Демидова Т. А. . Управление развитием профессиональных компетенций воспитателя в детском доме: дис. ... канд. пед. наук. Череповец, 2008. 258 с.
4. Джамиева М. С. Формирование правовой культуры педагога детского дома : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 182 с.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
6. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М. Луч, 1992. 183 с.
7. Панасенкова М. М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогов учреждений интернатного типа: дис ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 260 с.
8. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993. 224 с.
9. Романова И. А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате: дис ... канд. пед. наук. Тамбов, 2003. 212 с.
10. Ядов В. А. Ценности в кризисном социуме // Психол. журн. 1991. № 6. С. 154-167.
References
1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968. 470 s.
2. Vaizer G. L. // Smysl zhizni i akme 10 let poiska: v 2 ch. / pod red. A. A. Bodaleva, G. A. Vaizer, N. A. Karpovoi, V. E. Chukovskogo. M.: Smysl, 2004. Ch. 1. 328 s.
3. Demidova T. A. . Upravlenie razvitiem professional'nykh kompetentsii vospitatelya v detskom dome: dis. ... kand. ped. nauk. Cherepovets, 2008. 258 c.
4. Dzhamieva M. S. Formirovanie pravovoi kul'tury pedagoga detskogo doma : dis. ... kand. ped. nauk. Makhachkala, 2010. 182 c.
5. Zdravomyslov A. G. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti. M.: Politizdat, 1986. 223 s.
Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития
6. Ziyatdinova F. G. Sotsial'noe polozhenie i prestizh uchitel'stva: problemy, puti resheniya. M. Luch, 1992. 183 s.
7. Panasenkova M. M. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov uchrezhdenii internatnogo tipa: dis ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2005. 260 c.
8. Rodzhers K. O gruppovoi psikhoterapii. M.: Gil'-Estel', 1993. 224 s.
9. Romanova I. A. Formirovanie lichnostnoi gotovnosti budushchego sotsial'nogo pedagoga k trud-nostyam professional'noi deyatel'nosti v detskom dome i shkole-internate: dis ... kand. ped. nauk. Tambov, 2003. 212 c.
10.Yadov V. A. Tsennosti v krizisnom sotsiume // Psikhol. zhurn. 1991. № 6. S. 154-167.
Cтатья поступила в редакцию 19.12.2014