РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159 . 97
Б01: 10.18384/2310-7235-2018-4-108-116
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Гильяно А.С.
Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49, Российская Федерация Аннотация. В статье проанализированы результаты исследования развития личностных характеристик слабослышащих подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и школе-интернате. По итогам исследования автором сделан вывод, что совместное обучение в общеобразовательной школе способствует формированию более адекватных самооценки, уровня притязаний и локуса контроля, соответствующего норме подросткового возраста, за счёт лучшей интеграции в среде сверстников с нормой в развитии слуха. Статистический анализ результатов исследования показал высокий уровень значимости различий в развитии личностных характеристик слабослышащих детей, обучающихся в общеобразовательной школе и школе-интернате. Статья адресована психологам, родителям, педагогам и администрации школ, в которых осуществляется обучение слабослышащих детей и подростков.
Ключевые слова: слабослышащие подростки, инклюзивное образование, личностные характеристики.
PERSONALITY CHARACTERISTICS OF THE HEARING-IMPAIRED TEENAGERS STUDYING AT THE GENERAL EDUCATION SCHOOL
A. Gilyano
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, 49, Timiryazevskaya ul, Moscow, 127550, Russian Federation
© CC BY Гильяно А. С , 2018 .
V^ioey
Abstract. The article analyzes the research results of personal characteristics development of the hearing-impaired teenagers studying at the boarding school and schools of general education. According to the results of the study the author concludes that coeducation at the general education school promotes formation of more adequate self-assessment, level of claims and the locus of the control coinciding with the standard for the teenage age due to the best integration among peers with norm in hearing development. The statistical analysis of the results of research shows high significance level of differences in the development of personal characteristics of the hearing-impaired children studying at the general education schools and boarding schools. The article is addressed to psychologists, parents, teachers and administration of schools where hearing-impaired children and teenagers are trained. Key words: hearing-impaired teenagers, inclusive education, personal characteristics.
Специальная психология накопила много фактов по изучению особенностей развития детей с нарушением слуха, психофизиологических особенностей глухих и слабослышащих детей, закономерностей их воспитания и обучения [2; 6]. Исследованиями, посвящёнными изучению детей с недостатками слуха, занимались Л . С . Выготский, Р. М . Боскис, А . Р. Лурия, В . В . Лебединский, Т. В . Розанова, И .М . Соловьев, Ж . И . Шиф, Н . В . Яшкова и др . [3; 4; 9; 12; 14; 15]. Основными направлениями в исследованиях являются: развитие познавательных процессов, выявление и создание специальных условий для развития речи, эмоционально-волевой сферы и т. п .В настоящее время также ведутся разработки системы специальной помощи детям с нарушенным слухом, разрабатываются различные модели интегрированного специального обучения, создаются методические рекомендации педагогам и психологам по коррекционной помощи слабослышащим дошкольникам и младшим школьникам [8; 11]. Исследований, касающихся развития личности слабослышащих подростков, крайне мало В основном они касаются изучения нравственной сферы [2; 6; 7; 9; 10].
Современная реальность диктует нам исследовать возможности развития детей с нарушениями слуха в ситуации инклюзивного образования Такое знание становится особенно востребовано в связи с массовым внедрением данной практики в общеобразовательные школы [17; 18]. Насколько оправдано обучение детей с нарушениями слуха в классах со здоровыми детьми? Не нанесём ли мы вред интеллектуальному и личностному развитию? Что полезнее для развития личности ребёнка с нарушением слуха: обучение в специализированных условиях школы-интерната или живое общение со здоровыми сверстниками? Вот те вопросы, которые волнуют не только родителей, но и учителей, принимающих в класс слабослышащих детей .
Наше исследование проводилось на базе двух образовательных учреждений г. Пензы: МБОУ СОШ № 16 и школы-интерната для глухих и слабослышащих детей
Цель исследования: выявление наиболее эффективных условий личностного развития слабослышащих детей, обучающихся в школе-интернате и общеобразовательной школе, путём сравнительного анализа их личностных характеристик
Перед началом нашего исследования мы предположили, что слабослышащие сверстники, обучающиеся в общеобразовательной школе с первого класса, имеют более адекватные самооценку, уровень притязаний и локус контроля, соответствующий норме подросткового возраста, за счёт лучшей интеграции в среде сверстников с нормой в развитии слуха.
В исследовании приняли участие ученики 9-х и 10-х классов в количестве 48 человек (25 учащихся школы-интерната и 23 учащихся общеобразовательной школы) . Возраст подростков 14-15 лет. В первую группу вошли слабослышащие подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе совместно с глухими сверстниками и с ребятами без нарушения слуха, во вторую группу вошли слабослышащие подростки, обучающиеся в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей
В качестве методов исследования мы выбрали методику косвенного измерения системы самооценок (КИСС), тест на оценку уровня притязаний Шварцландера [5], методику на выявление уровня субъективного контроля (УСК) Дж . Роттера [16] и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д . А . Леонтьева [13].
Дети с нарушениями слуха так же, как и дети с нормой в развитии, формируют свой уровень притязаний в зависимости от содержания деятельности, а также от коллектива, в котором эта деятельность будет осуществляться Важным вопросом в нашем исследовании стало изучение влияния совместной учебной деятельности слабослышащих и здоровых детей на формирование самооценки и уровня притязаний
Из научной литературы мы знаем, что у слабослышащих детей наблюда-
ется недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей, их эмоциональных проявлений и преобладают, как правило, контрастные, крайние оценки качеств личности; при этом наблюдается некоторая категоричность суждений . Это замедляет процесс формирования у них морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении [2; 6; 7].
Оценка слабослышащими детьми младшего школьного возраста своих товарищей, их самооценка нередко определяются ситуативными факторами Л .М . Барденштейн [1] обращает внимание на своеобразие черт характера слабослышащих, их повышенную склонность к невротическим реакциям. По его наблюдениям, проявления у слабослышащих эмоционально-волевой незрелости (внушаемость, подражательность, недостаточная самостоятельность, склонность к аффективным взрывам и пр . ) наиболее выражены в 7-13 лет и уменьшаются к концу подросткового возраста Именно это явилось обоснованием выбора возраста испытуемых
В результате проведённого диагностического исследования мы получили следующие результаты
На рисунке 1 можно увидеть показатели по методике косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Внутриличностный конфликт имеют одинаковый процент детей, как обучающихся в интернате, так и обучающихся в общеобразовательной школе, но далее показатели сильно различаются Уровень неадекватно низкого принятия себя у подростков, обучающихся в шко-
^iioy
ле-интернате, выше на 50%, кроме того, остальные ребята, обучающиеся в интернате, имеют низкую и среднюю самооценку, в то время как подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе, имеют среднюю и высокую самооценку Результаты оценки уровня притязаний представлены на рисунке 2 . Мы видим, что подростки, обучающиеся
в школе-интернате вместе с глухими сверстниками, имеют следующие показатели уровня притязаний: неадекватно низкий (33%), низкий (24,5%), средний (24,5%) и неадекватно высокий (18%) . Слабослышащие подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе со сверстниками, имеющими норму в развитии, и с глухими подростками,
Рис. 2. Диаграмма сопоставления результатов оценки уровня притязаний у слабослышащих подростков исследуемых групп (методика Шварцландера)
V411iy
Рис. 1. Диаграмма сопоставления результатов косвенного измерения системы самооценок у слабослышащих подростков исследуемых групп
имеют следующие показатели уровня притязаний: средний (41%), высокий (41%) и неадекватно высокий (18%) . Невооружённым глазом видно, что бульший процент слабослышащих, обучающихся в общеобразовательной школе, имеют адекватный уровень притязаний (82%), в то время как учащиеся школы-интерната имеют примерно равные показатели адекватного и неадекватного уровня притязаний (49% и 51%) Результаты, приведённые на рисунке 3, показывают, что подростки, обучающиеся в школе-интернате, в бульшей степени экстерналы, или имеют невыраженный локус-контроля Слабослышащие подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе, имеют одинаковое распределение ин-тернального и экстернального локуса-контроля (50%), что ближе к значениям для этого возраста среди сверстников с нормой в развитии
Сравнительный анализ результатов по тесту смысложизненных ориента-ций Д .А . Леонтьева (рис . 4) показывает нам, что осмысленность целей в жизни
(будущее) у слабослышащих, обучающихся в школе-интернате и общеобразовательной школе, одинаковая, показатель осмысленности процесса жизни (настоящее) у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, имеет в основном средний уровень (82%), у подростков, обучающихся в школе-интернате, присутствует высокий уровень (50%), показатель результативности жизни (прошлое) также выше у подростков, обучающихся в школе-интернате, что может говорить о более серьёзной работе, проводимой в этой сфере педагогами школы . Показатель локус-контроля Я и локус-контроля жизни подтверждает данные по методике Дж Роттера и имеет более однородные и близкие по значению к показателям здоровых сверстников значения в группе слабослышащих подростков, обучающихся в общеобразовательной школе . Что касается общего показателя осмысленности жизни, он также выше у слабослышащих подростков, обучающихся в общеобразовательной школе
Рис. 3. Диаграмма сопоставления результатов оценки уровня субъективного контроля у слабослышащих подростков исследуемых групп (методика Дж. Роттера)
Нами проводилась статистическая обработка результатов исследования с помощью критерия и Манна-Уитни .
Данный анализ показал, что:
• в общеобразовательной школе детей с высокой самооценкой больше, чем в школе-интернате, на уровне значимости р < 0,01;
• в общеобразовательной школе детей с высоким уровнем притязаний больше, чем в школе-интернате, на уровне значимости р < 0,01;
• в общеобразовательной школе детей с интернальным локусом контроля больше, чем в школе-интернате, на уровне значимости р < 0,01;
• по методике СЖО Д.А. Леонтьева альтернативная гипотеза о том, что показатели в общеобразовательной школе выше, чем в школе-интернате, принимается только по двум шкалам, а именно по шкале «Локус-контроль» и по шкале «Общий показатель», на уровне значимости р < 0,05 . По остальным шкалам значимые различия отсутствуют
В нашей работе мы обнаружили такую тенденцию: дети, обладаю-
щие высокой самооценкой и высоким уровнем притязаний, больше склонны объяснять всё происходящее с ними своими индивидуальными особенностями, т. е . помещают локус-контроль внутрь . Этот показатель связан со способностью брать ответственность на себя Процент детей, обладающих такими характеристиками, выше среди слабослышащих подростков, обучающихся в общеобразовательной школе
Таким образом, в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного обучения слабослышащие подростки имеют более адекватные самооценку, уровень притязаний и ло-кус-контроля, соответствующий норме подросткового возраста, за счёт лучшей интеграции в среде сверстников с нормой в развитии слуха Можно говорить о том, что инклюзивное обучение является более эффективным в развитии личностных характеристик слабослышащих подростков в целом Однако некоторые показатели осмысленности жизни (процесс жизни и результативность) лучше развиты у
Рис. 4. Диаграмма сопоставления оценки значений субшкал и общего показателя ОЖ у слабослышащих подростков исследуемых групп (по Д .А . Леонтьеву)
слабослышащих подростков, обучающихся в школе-интернате . Этому могут способствовать специальные коррек-ционные и социально-бытовые занятия, являющиеся основой программы обучения в интернате для глухих и слабослышащих детей Слабослышащие, обучающиеся в общеобразовательной школе со сверстниками, имеют близкие характеристики показателей СЖО к детям с нормой в развитии слуха.
В результате нашего исследования мы ответили на вопросы, которые ставили в начале нашей статьи, и достигли поставленной цели, а именно: выявили наиболее эффективные условия личностного развития слабослышащих детей, обучающихся в школе-интернате и общеобразовательной школе, путём сравнительного анализа их личностных характеристик . Мы определили, что для развития личности слабослышащих подростков в целом лучше подходят условия инклюзивного образования,
т. е . включения их в процесс обучения в общеобразовательной школе, где через взаимодействие со слышащими сверстниками происходит более адекватное развитие важных личностных образований подросткового возраста Однако уровень осмысленности прошлого и настоящего выше у подростков, обучающихся в школе-интернате, за счёт специального обучения, которое отсутствует в общеобразовательной школе . Тем не менее можно говорить о том, что в плане личностного развития обучение детей с нарушениями слуха в классах со здоровыми детьми оправдано
Материалы данного исследования могут быть полезны всем участникам образовательного процесса школы, в которой обучаются дети с нарушениями слуха, а также представителям вышестоящих организаций, находящихся во введении Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования
ЛИТЕРАТУРА
1. Барденштейн Л. М. Психические нарушения у детей и подростков с врожденной и
рано приобретенной глухотой . М. , 1987. 54 с. 2 . Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебник для академического бакалавриата. М. , 2018.235 с.
3. Боскис Р. М. Глухие и слабовидящие дети. М. , 2004. 304 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5 . М. , 1983. 369 с.
5 . Гильяно А. С. Практикум по психофизиологии профессиональной деятельности. М. ,
2016. 93 с.
6 . Злобина А . С. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учеб-
ное пособие Пенза, 2008 148 с
7 . Злобина А . С. Основы общей психологии: эмоциональные расстройства: учебно-ме-
тодическое пособие Пенза, 2005 142 с
8 . Ильюшина С . В . , Красильникова О . А . Система практической помощи сурдопедагогам
по формированию общеучебных умений у слабослышащих младших школьников // Вестник психофизиологии. 2018 . № 2. С. 70-76.
9 . Колодина Н . И. Отрицательные понятия в сознании слышащих и слабосышащих
подростков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018 . Т. 17. № 1. С. 134-142.
10 . Колодина Н . И. , Дуванова С. П . , Лябина О .Г. Положительные и отрицательные
нравственные понятия в сознании слабослышащих и слышащих подростков // Филологические науки . Вопросы теории и практики. 2016 . № 9-1 (63). С. 104-107.
V11V
11. Красильникова О. А . , Пенин Г. Н . Дошкольное образование детей с нарушением слуха: социально-коммуникативное развитие // Вестник психофизиологии. 2018 . № 2. С. 119-129.
12. Лебединский В . В . Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений . М. , 2003. 144 с.
13. Леонтьев Д .А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд . М. , 2000. 18 с.
14. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб . , 2008. 624 с.
15 . Психология глухих детей / под ред . И . М . Соловьева, Ж . И. Шиф, Т. В . Розановой,
Н . В. Яшковой. М. , 1971. 448 с.
16 . Райгородский Д .Я. Практическая психодиагностика. М . , 2017. 672 с.
17. Указ Президента РФ от 01.06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации . 2012. № 23. Ст. 2994. 18 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
REFERENCES
1. Bardenshtein L. M. Psikhicheskie narusheniya u detei i podrostkov s vrozhdennoi i rano priobretennoi glukhotoi [Mental disorders of children and adolescents with congenital and early acquired deafness], Moscow, 1987. 54 p.
2. Bogdanova T.G. Surdopsikhologiya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Surdopedagogy: a textbook for academic baccalaureate], Moscow, 2018. 235 p.
3. Boskis P. M . Glukhie i slabovidyashchie deti / Institut korrektsionnoi pedagogiki Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Deaf and visually impaired children / Institute of correctional pedagogy of the Russian Academy of Education], Moscow, 2004. 304 p.
4. Vygotskii L. S . Sobranie sochinenii [Collected Works], Volume 5 . Moscow, 1983. 369 p.
5 . Gil'yano A. S . Praktikum po psikhofiziologii professional'noi deyatel'nosti [Workshop on
psychophysiology of professional activities], Moscow, 2016. 93 p.
6 . Zlobina A. S . Korrektsionnaya pedagogika s osnovami spetsial'noi psikhologii: uchebnoe posobie
[Correctional pedagogy with the basics of special psychology: textbook], Penza, 2008. 148 p .
7 . Zlobina A . S . Osnovy obshchei psikhologii: emotsional'nye rasstroistva: uchebno-metodicheskoe
posobie [Fundamentals of general psychology: emotional disorders: textbook], Penza, 2005. 142 p.
8 . Il'yushina S. V. , Krasil'nikova O. A. [System of practical assistance to teachers of hearing-
impaired junior schoolchildren in learning skills formation]. In: Vestnik psikhofiziologii [Bulletin of psychophysiology], 2018, no. 2, pp. 70-76.
9 . Kolodina N. I. [Negative concepts in the minds of the hearing-impaired juniors and
the hearing ones]. In: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie [Bulletin of Volgograd State University. Series 2: Language Studying], 2018, vol. 17, no . 1, pp . 134-142.
10 Kolodina N I , Duvanova S P , Lyabina O G [Positive and negative moral notions in the minds of the hearing impaired and hearing adolescents] In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological science . Theory and practice], 2016, no . 9-1(63), pp. 104-107.
11. Krasil'nikova O . A . , Penin G . N . [Preschool education of children with hearing impairment: socio-communicative development]. In: Vestnik psikhofiziologii [Journal of psychophysiology], 2018, no .2, pp .119-129 .
Viis;
12 . Lebedinskii V. V. Narusheniya psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste: uchebnoe posobie dlya studentov psikhologicheskikh fakul'tetov vysshikh uchebnykh zavedenii [Disorders of psychological development in childhood: a textbook for students of psychological faculties of higher educational institutions], Moscow, 2003. 144 p. 13. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii [Test of life-meaningful orientations], Moscow, 2000. 18 p .
14 . Luriya A. R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka [Higher cortical functions of the man]. Saint
Petersburg, 2008. 624 p .
15 . Psikhologiya glukhikh detei / Pod red. I.M. Soloveva, ZH.I. SHif T.V. Rozanovoi, N.V.
Yashkovoi [Psychology of deaf children / edited by I. M. Soloviev, J. I. Schiff, T.V. Rozanova, N . V. Askaway], Moscow, 1971. 448 p.
16 . Raigorodskii D. Ya . Prakticheskayapsikhodiagnostika [Practical psychodiagnostics], Moscow,
2017. 672 p.
17. [The decree of the President of the Russian Federation from 01. 06.2012 n 761 "On the National strategy of actions in the interests of children for 2012-2017"]. In: Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2012, no. 23. Article 2994. 18 . [Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 29.07.2017) "On education in the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2012, no. 53 (Part 1). Article 7598.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Гильяно Альбина Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К. А. Тимирязева; e-mail: als129@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Albina S. Gilyano - PhD in Psychological sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy;
e-mail: als129@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Гильяно А . С. Личностные особенности слабослышащих подростков, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018 . № 4. С. 108-116 . DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-108-116
FOR CITATION
Gilyano A . Personality characteristics of the hearing-impaired teenagers studying in the general education school setting . In: Bulletin of Moscow Regional State University. Series: Psychology. 2018 . no. 4. Pp. 108-116 . DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-108-116