УДК 159.942.5:159.923.35:378.178
https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.9
Шандлоренко Даниэла Дмитриевна
аспирант, преподаватель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
эмоциональный интеллект как комплементарный компонент в структуре адаптивных способностей студентов вуза
Shandlorenko Daniela Dmitrievna
PhD student, Lecturer, North-West Institute of Management, Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration
emotional intelligence as a complementary component in the structure of adaptive abilities of university students
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы структуры адаптивных способностей студентов вуза, особое внимание уделено роли эмоционального интеллекта как составляющей данной структуры. На основании исследования, проведенного автором с применением многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» и методики изучения эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, доказано, что процесс адаптации студента к условиям обучения в вузе положительно коррелирует с показателями эмоционального интеллекта: чем больше развит эмоциональный интеллект обучающихся, тем выше общий уровень их адаптивных способностей.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, интеллект, способности, адаптация, адаптивные способности, студенты, структура эмоционального интеллекта, структура адаптивных способностей.
Summary:
The a rticle l o oks at the structure of a dap tive a bilities of university students. Special attention ispaid to the role of emotional intelligence as a component of this structure. Based on research conducted by the author usng multilevel personality questionnaire "Adaptability" and the methods of studying emotional intelligence by D.V. Lyusin, it is proved that the process of students' adaptation to the university's learning environment is poà-tively correlated with indicators of emotional intelligence. The more studen ts emo tional intelligence is developed, the higher is the overall level of their adaptive abilities.
Keywords:
emotional intelligence, intelligence, abilities, adaptation, adaptive abilities, students, emotional intelligence structure, adaptive abilities structure.
Человек подвержен влиянию огромного количества психологических, экономических, политических, социальных и других стрессогенных факторов. Требования, предъявляемые к личности как к профессионалу, возрастают, что отражается в новых тенденциях образовательной сферы. Так, например, в связи с возрастанием удельного веса самостоятельной работы студентов увеличивается фактическая учебная нагрузка, что вызывает необходимость выработки дальнейших путей минимизации стрессоров в учебной деятельности. Последнее в свою очередь требует анализа и последующей конкретизации структуры адаптивных способностей.
Итак, адаптация студента к условиям обучения в вузе является важным этапом в процессе развития личности. Данная проблема подробно рассматривалась в работах Е.А. Климова (вопросы профессионального становления), А.Н. Кутейникова (связь учебной адаптации со способностями), Е.И. Огаревой (связь адаптации с ценностями), А.А. Реана (связь адаптации с мотивацией), В.Д. Шадрикова (связь адаптабельности с формированием профессионально важных качеств) и др. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что связь адаптивных способностей с эмоциональным интеллектом рассмотрена в психологической науке недостаточно. Раскрытию данной проблемы посвящена настоящая статья.
Цель исследования - дальнейшее изучение структуры адаптивных способностей студентов, которые проявляются в учебной деятельности в вузе. В соответствии с указанной целью была выдвинута гипотеза, что структура адаптивных способностей представляет собой высокую степень выраженности эмоционального интеллекта в сочетании с соответствующим уровнем нервно-психической устойчивости, моральной нормативности и коммуникативных способностей.
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio ('приспособление') и первоначально получил широкое применение в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [1, c. 14]. А.А. Реан пишет, что «адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия» [ 2, с. 17]. В более узком понимании, и именно этого определения придерживается автор, адаптация - это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [ 3, с. 17].
Другой представленный в работе конструкт - эмоциональный интеллект. Данные об исследовании эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х гг. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели американские ученые Д. Мэйер и П. Сэ-ловей. Они определили его как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других [4, с. 25]. Существуют и другие определения. Востребованной выступает дефиниция эмоционального интеллекта как способности распознавать и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей [5]. В работе будем придерживаться следующего определения: эмоциональный интеллект - это совокупность умственных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации [6, с. 25].
Методы и организация исследования
Исследование проводилось на базе Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Участниками исследования выступили 85 студентов: 50 девушек и 35 юношей. По возрастному признаку были отобраны студенты со всех курсов обучения, соответственно, возрастной диапазон испытуемых -от 18 до 23 лет.
Использовались следующие психодиагностические методы:
1) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»,
2) тест ЭмИн Д.В. Люсина (методика изучения эмоционального интеллекта).
В 1993 г. А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным был разработан многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Он предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки определенных психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
Указанный опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендован к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения в учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен / не годен») до подробной личностной характеристики [7, с. 672].
Данная методика позволяет выявить показатели по трем шкалам:
1. Нервно-психическая устойчивость.
Низкий уровень нервно-психической устойчивости (высокий тестовый показатель по данной шкале) характеризуется сниженным уровнем поведенческой регуляции, определенной склонностью к нервно-психическим срывам, отсутствием адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости (низкий тестовый показатель) может характеризовать высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие действительности.
2. Коммуникативные способности.
Низкий уровень развития коммуникативных способностей (высокий тестовый показатель) связан с низким уровнем развития коммуникативных способностей, затруднениями в построении контактов с окружающими, проявлением агрессивности, повышенной конфликтностью. Высокий уровень развития коммуникативных способностей (низкий тестовый показатель) характерен для тех, кто легко устанавливает контакты с окружающими и не склонен к конфликтному поведению.
3. Моральная нормативность.
Низкий уровень моральной нормативности (высокий тестовый показатель) чаще всего свидетельствует о неспособности адекватно оценить свое место и роль в коллективе. Данная личность не стремится (или стремится, но не может) соблюдать общепринятые нормы поведения. Высокий уровень моральной нормативности (низкий тестовый показатель) свидетельствует о реалистичной оценке личностью своей роли в коллективе, ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения.
Однако вышеназванные показатели не позволяют в полной мере оценить эффективность адаптации. Более точные данные могут быть получены при использовании наряду с МЛО методики Д.В. Люсина, направленной на диагностику эмоционального интеллекта.
Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн Д.В. Люсина, в структуре эмоционального интеллекта можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный компоненты эмоционального интеллекта (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой - способности к пониманию и управлению эмоциями [8, с. 30]. Представим структуру эмоционального интеллекта (ЭИ) в виде таблицы.
Таблица 1 - Априорная структура эмоционального интеллекта,
положенная в основу опросника ЭмИн_
Межличностный ЭИ Внутриличностный ЭИ
Понимание эмоций Понимание чужих эмоций Понимание своих эмоций
Управление эмоциями Управление чужими эмоциями Управление своими эмоциями
Данная методика также позволяет оценивать коммуникативные способности индивида. Однако именно эмоциональный интеллект определяет, каким образом человек управляет своим поведением, выстраивает линию поведения в сложных социальных ситуациях и принимает личные решения, направленные на достижение позитивных результатов.
Представим результаты проведенного исследования на выборке в 85 человек в виде матрицы интеркорреляции (рис. 1).
ПЧЭ УЧЭ ПСЭ УСЭ ЭИ НПУ КС МН АС
ПЧЭ 1
УЧЭ 0,3929 1
ПСЭ 0,6353 0.067 1
УСЭ 0.7687 0,182 0,186 0.60045 1
ЭИ 0.205 0,218 0,838854 1
НПУ -0.068 -0,672 0.04882 -0.243 -0,19255 1
КС -0.218 -0.474 -0.0488 -0.474 -0.24317 0.157677 1
МН -0.221 0.135 -0.201 -0,02125 -0,09356 -0.09036 0,317784 1
АС -0.144 -0,704 0.03116 -0.05047 -0.449 0,251 0,203 0,176 1
Расшифровка аббревиатур корреляционных компонентов:
ПЧЭ - понимание чужих эмоций,
УЧЭ - управление чужими эмоциями,
ПСЭ - понимание своих эмоций,
УСЭ - управление своими эмоциями,
ЭИ - эмоциональный интеллект,
НПУ - нервно-психологическая устойчивость,
КС - коммуникативные способности,
МН - моральная нормативность,
АС - адаптивные способности.
Рисунок 1 - Матрица интеркорреляции эмоционального интеллекта и адаптивных способностей
При объеме выборки п = 85 критическими являются следующие значения коэффициентов корреляции (табл. 2).
Таблица 2 - Критические значения коэффициентов корреляции
N 0,1 р = 0,05 р = 0,01
85 0,175 0,207 0,341
Таким образом, достоверными являются связи, коэффициент которых превышает указанные критические значения.
Зеленым цветом в таблице отмечены связи на уровне статистической тенденции (р < 0,1), синим - статистической значимости (р < 0,05), красным - высокой статистической значимости (р < 0,01). Представим наглядно результаты в виде корреляционной плеяды (рис. 2).
Рисунок 2 - Корреляционная плеяда между эмоциональным интеллектом и адаптивными способностями
Корреляционная плеяда имеет устойчивую структуру. Ядром корреляционной плеяды выступает показатель эмоционального интеллекта (5 связей). На корреляционной плеяде наглядно видно наличие внутрисистемных связей, т. е. в рамках одной методики. Однако для нас важно подчеркнуть межсистемные связи. Так, было выявлено четыре межсистемные связи, а именно между адаптивными способностями и эмоциональным интеллектом, между коммуникативными способностями и управлением своими эмоциями, между моральной нормативностью и пониманием чужих эмоций, между нервно-психической устойчивостью и управлением своими эмоциями. Данные связи являются статистически достоверными. Элементы, объединенные одной линией, - на уровне статистической тенденции, двумя - на уровне статистической значимости, тремя - на уровне высокой статистической значимости. Отмечается отрицательная корреляция на уровне высокой статистической значимости между эмоциональным интеллектом и адаптивными способностями. Это свидетельствует о том, что чем больше развит эмоциональный интеллект обучающегося, тем выше общий уровень его адаптивных способностей. (Опросник А.Г. Маклакова построен таким образом, что чем выше значение тестового показателя, тем выше дезаптивность по соответствующей шкале.) Таким образом, поставленная гипотеза получила свое подтверждение.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности прогнозирования учебной адаптации студентов. В дальнейшем полученные результаты предполагается использовать для разработки программы тренинга, ориентированного на повышение учебной адаптации студентов.
Ссылки:
1. Краткий психологический словарь / под ред. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов н/Д., 2010. 318 с.
2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 479 с.
3. Краткий психологический словарь. С. 17.
4. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. М., 2011. 208 с.
5. Emotional intelligence [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologytoday.com/basics/emotional-intelligence (дата обращения: 23.03.2017).
6. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009. 351 с.
7. Райгородский Д .Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 672 с.
8. Социальный и эмоциональный интеллект ... С. 30.