ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2013. № 3
М. О. Журавлёва
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕНИНГА
В статье излагаются результаты формирующего эксперимента по развитию эмоционального интеллекта (ЭИ) будущих психологов с помощью специально организованного социально-психологического тренинга. В исследовании участвовали 102 студента-психолога 3-го и 4-го курсов Севастопольского городского гуманитарного университета (52 — экспериментальная группа; 50 — контрольная). Программа тренинга включала теоретический материал по проблеме эмоций и ЭИ; задания и упражнения, практикуемые в тренингах по развитию ЭИ, актерских способностей, личностному росту, а также специально разработанные автором. Для диагностики уровня развития ЭИ до и после тренинга использовались методика оценки ЭИ Н. Холла, опросник «ЭмИн» Д. Люсина, методика коммуникативной толерантности В. Бойко, методика определения «помех» в установлении эмоциональных контактов В. Бойко, авторская модификация методики “The Facial Meaning Sensitive Test” Г. Дейла. У участников тренинга зафиксировано статистически значимое повышение общего уровня ЭИ и расширение эмоционального опыта, что в свою очередь привело к снижению контроля эмоций.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональные способности, тренинг, студенты-психологи.
This article presents the results of the formative experiment on the development of emotional intelligence (EI) for future psychologists. The results of the experiment were obtained by socially-psychological training. 102 psychology students of third and fourth course of studies of the Sevastopol Institute of Humanities took part in the scientific research (52 — the experiment group, 20 — control group). The training program include theoretical part which about the problems of emotion and EI and the practical part which content tasks and exercises, which used for development of EI, actor faculties and identity track. Developed by author tasks and exercises are also used. The next methodologies were used for EI diagnostics before and after training: N. Hall’s technique of estimation of EI, D. Lusin’s test “EmIn”, V. Boyko’s Communicative tolerance methodology, the
Журавлёва Маргарита Олеговна — судебный эксперт Севастопольского отделения Харьковского НИИ судебных экспертиз им. засл. проф. Н.С. Бокариуса, соискатель Института психологии им. Г.С. Костюка (Киев). E-mail: kaymanka@ mail.ru
Работа выполнена под руководством канд. психол. наук И.Ю. Василенко.
73
authors’ modification of G. Dale’s methodology “The Facial Meaning Sensitive Test”. Under the influence of socially-psychological training on development of emotional intelligence there was an expansion of emotional experience of students that, in turn, has led to decrease in control of emotions.
Key words: emotional intelligence, emotional abilities, training, students-psychologists.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяет эмоциональную чувствительность и эмоциональную выразительность личности, эмпатию, оптимизм, способность к контролю эмоций, позволяет человеку тонко чувствовать и понимать других людей, а также самого себя. В связи с этим особую значимость ЭИ приобретает в области изучения практической деятельности психологов, так как является одним из важных инструментов их работы и в то же время — предметом этой деятельности.
Несмотря на то что понятие ЭИ появилось в психологии сравнительно недавно (менее 20 лет назад), исследование ЭИ превратилось в одну из наиболее актуальных проблем современной психологической теории и практики. Многие работы отечественных и зарубежных ученых1 в основном посвящены теоретическому обоснованию существования данного феномена, изучению его структуры и значимости как детерминанты успешной деятельности представителей гуманитарных профессий, в частности педагогов и управленцев. Вместе с тем как профессионально важное качество психологов-практиков ЭИ изучен недостаточно, а вопрос о возможности его развития у будущих психологов как одного из факторов формирования их профессиональной компетентности также остается открытым.
Цель данной статьи — описание результатов формирующего эксперимента по развитию ЭИ будущих психологов с помощью специально организованного социально-психологического тренинга.
Мы исходим из того, что ЭИ — это профессионально важное качество личности психолога-специалиста, развивающееся в течение жизни посредством приобретения человеком эмоционального опыта и нуждающееся в целенаправленном формировании в процессе профессиональной подготовки (для повышения ее уровня). В качестве теоретико-методологического основания построения модели ЭИ нами был взят структурно-интегративный подход к исследованию интеллекта (Холодная, 2002). Концепция М.А. Холодной строится на
1 См.: Андреева, 2004; Бредберри, Гривз, 2008; Вайсбах, Дакс, 1998; Гарскова, 1999; Гоулман и др., 2007; Робертс и др., 2004; Князева, 2010; Коврига, 2003; Люсин и др., 2004; Манойлова, 2004; Носенко, 1998; Петровская, 2007; Филатова, 2000; Фшшпова, 2007; Kagan, 2005; Mayer, Salovey, 1995; Stein, Book, 2000; и др.
74
категории ментального опыта, который представлен в трех основных формах — ментальных структурах, ментальном пространстве и ментальной репрезентации. Мы считаем, что структурно-интегративный подход является наиболее полной и многогранной системой понимания сущности интеллекта. На основании этого подхода можно выстроить четкую и полную модель ЭИ. Мы рассматриваем ЭИ в структуре общего интеллекта и понимаем его как особую форму организации индивидуального эмоционального опыта в виде (а) наличных эмоциональных структур, (б) порождаемого ими эмоционального пространства отражения и (3) эмоциональных репрезентаций, которые строятся в рамках этого пространства (подробнее о данной модели см.: Журавльова, 2009).
Для развития ЭИ, по нашему мнению, могут применяться методы групповой работы, психотерапии и арт-терапии.
Программа социально-психологического тренинга по развитию ЭИ
С целью изучения возможности развития ЭИ будущих психологов нами была разработана программа социально-психологического тренинга, задачами которого стали: 1) расширение границ эмоционального опыта будущих психологов; 2) способствование осознанию ими данного опыта, своего эмоционального потенциала; 3) стимулирование позитивной направленности поисковой активности в рамках эмоционального опыта; 4) приобретение знаний об эмоциональном опыте других людей (обмен опытом); 5) получение навыков активизации собственного эмоционального опыта, возможностей его использования для стимулирования психических процессов (собственных и других людей) и ментальности в целом;
6) достижение эмоционального катарсиса, освобождение от эмоциональных зажимов.
Программа тренинга включала: а) теоретический материал по проблеме эмоций и ЭИ; б) задания и упражнения, отобранные нами в ходе изучения современных тренингов по развитию эмоций, тренингов личностного роста и развития актерских способностей, собственно тренингов по развитию ЭИ; в) упражнения, специально разработанные нами в соответствии с предложенной рабочей моделью ЭИ.
Тренинговая форма развивающей программы была выбрана на основании следующих положений.
Во-первых, как указывает И.В. Вачков (1999), обучающая направленность тренинга чаще всего вторична, а в некоторых случаях когнитивный компонент может вообще отсутствовать, ведущую же роль играет получение эмоционального опыта. То есть участие в любом виде тренинга будет способствовать развитию эмоциональ-
75
ного опыта и, следовательно, ЭИ человека. Поэтому выбор именно данного вида развивающего воздействия стал наиболее адекватным в соответствии с целями формирующего эксперимента.
Во-вторых, тренинг как форма групповой работы, по нашему мнению, в наибольшей степени согласуется с фасилитативным подходом. Исходя из этого мы понимаем под тренингом метод создания условий для самораскрытия и саморазвития участников группы для самостоятельного поиска способов решения собственных психологических проблем и ограничений.
Формирующий эксперимент проводился на базе Севастопольского городского гуманитарного университета в 2008—2010 гг. В нем принимали участие студенты-психологи 3-го и 4-го годов обучения. В экспериментальную (тренинговую) группу вошли 52 человека, в контрольную — 50 человек.
Для диагностики уровня развития ЭИ до и после тренинга использовались следующие методики: методика оценки ЭИ Н. Холла (Фетискин и др., 2005); опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина (2006); методика коммуникативной толерантности (Бойко, 1996); методика определения «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко (там же); авторская модификация методики “The Facial Meaning Sensitive Test” Г. Дейла (Ильин, 2001). Выбор данных методик обусловлен тем, что их шкалы отражают уровни развития отдельных эмоциональных способностей, которые рассматриваются нами как показатели развития ЭИ согласно структурно-интегративной концепции.
Обработка. Для определения валидности описанного диагностического аппарата был проведен корреляционный анализ в программе SPSS. Для проверки внутренней валидности использован коэффициент корреляции Спирмена. Были обнаружены статистически значимые связи (р<0.01) между шкалами, объединенными для диагностики отдельных компонентов ЭИ. Для определения внешней валидности был также использован коэффициент корреляции Спирмена, в результате чего корреляционная связь была выявлена между показателем общего ЭИ и показателями ЭИ по методике Д. Люсина и методике Н. Холла (р<0.01).
Результаты диагностики оценивались согласно трем уровням развития ЭИ.
1. Низкий уровень развития ЭИ характерен для людей, которые неспособны продуктивно использовать свой эмоциональный опыт, не в состоянии видеть и понимать эмоциональные состояния других людей; не анализируют эмоции и поведение других людей, не рефлексируют в отношении собственных чувств и эмоций, так как у них отсутствуют необходимые навыки, эмоциональные способности, направленность; предпочитают не замечать эмоциональные пере-
76
живания других людей. Когда другие проявляют сильные эмоции, чувствуют себя некомфортно, не знают, как реагировать в такой ситуации, могут вести себя неадекватно (например, раздражаться и испытывать гнев при виде слез), проявлять нетактичность, иронизировать в неподходящих ситуациях. В обыденной жизни слабо контролируют свои эмоции, могут проявлять эмоции в неподходящих ситуациях. При возникновении эмоциогенных ситуаций, выходящих за рамки обыденного, могут терять самоконтроль и позволять эмоциям доминировать в сознании, в результате чего могут действовать эмоционально, импульсивно, нелогично.
2. Средний уровень развития ЭИ. В межличностных отношениях такие люди скорее склонны судить о других по их поступкам, нежели доверять собственным впечатлениям. Способны в некоторой степени чувствовать настроения других людей и ориентироваться в ситуации на этой основе, но чаще не склонны пользоваться данными способностями, регулируя свои отношения с другими людьми в большей степени по принципам соответствия социальным и нравственным нормам. Таким людям свойственно нормативное мышление, следование правилам, невысокий уровень креативности. Подвержены влиянию эмоциональных установок. Рефлексия по поводу чувств скорее формальна, т.е., обсуждая свои чувства, основываются на общепринятых шаблонных формулировках, нежели на самом деле осознают свои чувства. В обыденной жизни успешно контролируют свои эмоции, но при возникновении ситуаций, выходящих за рамки обыденного, могут на короткое время терять самоконтроль.
3. Высокий уровень развития ЭИ. Такие люди склонны к самоанализу эмоций и переживаний, а также к анализу чувств и поведения других людей. Имеют стойкую направленность на людей, интерес к ним, их чувствам, переживаниям, поведению, живо интересуются внутренним миром других, контактны, общительны, выбирают профессии типа «человек—человек». Способны тонко чувствовать и воспринимать эмоции других людей. Обладают способностью с высокой точностью декодировать мимические и кинестетические проявления эмоций. С одной стороны, способны адекватно выражать свои чувства, с другой — могут успешно их контролировать. Не допускают негативного влияния эмоций на процесс общения и взаимодействия с другими людьми. Обладают способностью вызывать доверие и расположение у других людей. Обладают сильной харизмой. Способны эмоционально воздействовать на других людей, воодушевлять других, вести за собой. Обладают способностью стимулировать ментальные процессы через эмоции. Высокий уровень развития ЭИ необходим для успешной профессиональной деятельности психолога-практика.
77
Результаты
Первичный диагностический срез (до тренинга) позволил установить, что только 15.4% участников экспериментальной группы имеют высокий уровень развития ЭИ, а 84.6% — средний. В контрольной группе уровень развития ЭИ оказался выше: у 62.0% студентов — средний уровень, а у 38.0% — высокий. Эти данные в целом согласуются с показателями, полученными нами ранее в констатирующем исследовании, в котором приняли участие 600 студентов-психологов из вузов Севастополя, Симферополя и Донецка. Тогда наличие высокого уровня развития ЭИ было диагностировано только у 26.0% выборки, у остальных 74.0% был выявлен средний уровень.
После тренинга с помощью многофункционального критерия Фишера был выявлен достоверный сдвиг в уровнях развития ЭИ на уровне значимости 0.05. Так, количество студентов с высоким уровнем развития ЭИ возросло на 37.5% (до 63.5%), соответственно число будущих психологов со средними показателями снизилось до 36.5%. При этом в контрольной группе достоверных изменений в уровне развития ЭИ выявлено не было.
Анализ развития структурных компонентов ЭИ показывает, что после тренинга студенты приобрели умения и навыки по распознаванию эмоций других людей, научились более тонко демонстрировать собственные эмоциональные переживания и отзываться на эмоции другого человека, развили способность к эмоциональному воздействию на других, стали более открытыми для новых эмоций, научились активно использовать собственный эмоциональный опыт.
До тренинга наибольшие затруднения студенты испытывали при необходимости контролировать свои эмоции, сдерживать непродуктивные эмоциональные реакции. Следует сказать, что после тренинга эти затруднения сохранились: студенты-психологи не научились сознательно контролировать свои чувства, осознанно притормаживать эмоциональное реагирование, предвосхищать возможные последствия проявления собственных эмоций.
Заключение
С одной стороны, полученные нами результаты вполне согласуются с современными исследованиями контроля эмоций. В частности, П. Экман (2010) утверждает, что контролировать уже возникшую эмоцию гораздо труднее, чем предотвратить ее возникновение, анализируя предвестники ее проявления. С другой стороны, такие результаты могут отражать особенности динамики развития компонентов ЭИ, а также двойственность развиваемого феномена. Так, вероятно, в ходе развития других компонентов ЭИ будущие психологи приобрели способность к более открытому выражению
78
эмоций, непосредственности в эмоциональном общении, расширили границы собственного эмоционального опыта, в результате чего контроль эмоций стал восприниматься ими как менее значимый, «сковывающий» полноценную эмоциональную жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что под воздействием программы по развитию ЭИ наиболее значимо возросли такие способности студентов-психологов, как способность точной невербальной передачи эмоционального состояния, а также верного декодирования невербальной информации, транслируемой другими людьми, способность видеть многообразие и вариативность эмоционального пространства, способность воспринимать собственные эмоции и чувства как бесценный опыт, способствующий развитию личности, способность вызвать у окружающих эмоциональный отклик, способность чувствовать, распознавать и учитывать эмоциональные состояния других людей и реагировать на него изменением собственного эмоционального отражения ситуации. Также значительное развитие получила направленность будущих психологов на людей, стремление к их познанию.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что повысить уровень профессиональной компетентности будущих психологов возможно путем целенаправленного развития их ЭИ с помощью специально организованного тренинга, введенного в процесс профессиональной подготовки. Кроме того, результаты формирующего эксперимента демонстрируют практическую необходимость лонгитюдного исследования динамики развития ЭИ будущих психологов и специалистов данной профессии. Вероятнее всего, развитие компонентов ЭИ будет происходить не линейно, а поэтапно, с проявлением доминантных по развитию компонентов на каждом этапе. Такая динамика могла бы объяснить полученные результаты, где расширение эмоционального опыта под воздействием социальнопсихологического тренинга привело к снижению контроля эмоций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция (Смоленск, 26—27 ноября 2004 г.). Смоленск: СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22—26. [Andreeva, I.N. (2004). Ponjatie i struktura jemocional’nogo intellekta. In: Social’no-psihologicheskie problemy mentalnosti: 6-ja Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija (Smolensk, 26—27 nojabrja 2004 g.). Ch. 1. S. 22—26. Smolensk: SGPU]
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. [Bojko, V.V. (1996). Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih. Moskva: Filin”]
79
Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT, 2008. [Bredberri T., Grivz, D. (2008). Jemocional’nyj intellekt: Samoe vazhnoe. Moskva: ACT]
Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект: Сознательно владейте своими чувствами. Повышайте свой эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. [Vajsbah, H., Daks, U. (1998). Jemocional’nyj intellekt: Soznatel’no vladejtesvoimi chuvstvami. Povyshajte svoj jemocional’nyj intellekt. Moskva: Lik Press]
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999. URL: http://psylib.org.ua/books/vachk01/index.htm [Vachkov, I.V. (1999). Osnovy tehnologii gruppovogo treninga. Moskva: Os’-89. URL: http://psylib.org.ua/books/ vachk01/index.htm]
Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 25—26. [Garskova, G.G. (1999). Vvedenie ponjatija «jemocional’nyj intellekt» v psihologicheskuju teoriju. In: Ananevskie chtenija-99: Tezisy nauchno-prakticheskoj konferencii (ss. 25—26). S.-Peterburg: Izd-vo SPbGU]
Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. [Goulman, D., Bojacis, R., Makki, Je. (2007). Jemocional’noe liderstvo: Iskusstvo upravlenija ljud’mi na osnove jemocional’nogo intellekta. Moskva: Al’pina Biznes Buks]
Журавльова М.О. Емоцшний iнтелект як проблема психолопчних дослiджень [Эмоциональный интеллект как проблема психологических исследований] // Наука i освгга (Одеса). 2009. № 1—2. С. 57—61. [Zhuravl’ova, M.O. (2009). Emocijnij intelekt jak problema psihologichnih doslidzhen’ [Jemocional’nyj intellekt kak problema psihologicheskih issledovanij]. Nauka i osvita (Odesa), 1—2, 57—61]
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. [Il’in, E.P. (2001). Jemocii i chuvstva. S.-Peterburg: Piter]
Князева Т.С. Измерение эмоционального интеллекта у музыкантов и художников с помощью методики MSCEIT V. 2.0 // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 129—138. URL: http://psy-journal.hse. ru/data/2011/04/21/1210915636/129-138.pdf [Knjazeva, T.S. (2010). Izmerenie jemocional’nogo intellekta u muzykantov i hudozhnikov s pomoshh’ju metodiki MSCEIT V. 2.0. Psihologija: Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 7, 3, 129—138. URL: http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/21/1210915636/129-138.pdf]
Коврига Н.В. Стресозахисна та адаптивна функцп емоцшного штелекту [Стрессозащитная и адаптивная функции эмоционального интеллекта]: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. Ки1в, 2003. [Kovriga, N.V. (2003). Stresozahisna ta adaptivna funkcii emocijnogo intelektu [Stressozashhitnaja i adaptivnaja funkcii jemocional’nogo intellekta]: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. Kiiv]
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3—22. [Ljusin, D.V. (2006). Novaja metodika dlja izmerenija jemocional’nogo intellekta: oprosnik Jemln. Psihologicheskaja diagnostika, 4, 3—22]
80
Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 128—140. [Ljusin, D.V., Marjutina, O.O., Stepanova, A.S. (2004). Struktura jemocional’nogo intellekta i svjaz’ ego komponentov s individual’nymi osobennostjami: jempiricheskij analiz. In: D.V. Ljusin, D.V. Ushakov (Red), Social’nyj intellekt: Teorija, izmerenie, issledovanija (ss. 128—140). Moskva: Institut psihologii RAN]
Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. [Manojlova, M.A. (2004). Akmeologicheskoe razvitie jemocional’nogo intellekta uchitelej i studentovpedagogicheskih uchebnyh zavedenij: Diss. ... kand. psihol. nauk. S.-Peterburg]
Носенко Е.Л. Емоцшний штелект як одна iз форм множинност проявiв штелекту [Эмоциональный интеллект как одна из форм множественности проявлений интеллекта] // Вкник Дншропетровського ушверситету. Серiя «Педагогiка и психолопя». Випуск 3. 1998. С. 3—13. [Nosenko, E.L. (1998). Emocijnij intelekt jak odna iz form mnozhinnosti projaviv intelektu [Jemocional’nyj intellekt kak odna iz form mnozhestvennosti projavlenij intellekta]. VisnikDnipropetrovs’kogo universitetu. Serija «Pedagogika i psihologija», 3, 3—13]
Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. [Petrovskaja, A.S. (2007). Jemocional’nyj intellekt kak determinanta rezul’tativnyh parametrov i processual’nyh harakteristik upravlencheskoj dejatel’nosti: Diss. ... kand. psihol. nauk. Jaroslavl’]
Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3—24. URL: http://www. hr-portal.ru/articles/article1365.php [Roberts, R.D., Mjett’jus, Dzh., Zajdner, M., Ljusin, D.V. (2004). Jemocional’nyj intellekt: problemy teorii, izmerenija i primenenija na praktike. Psihologija: Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 1, 4, 3—24. URL: http:// www.hr-portal.ru/articles/article1365.php]
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. [Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., Manujlov, G.M. (2005). Social’no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyhgrupp. Moskva: Izd-vo Instituta psihoterapii]
Филатова О. Эмоциональный интеллект как показатель целостного развития личности // Персонал. 2000. № 5. С. 100—103. [Filatova, O. (2000). Jemocional’nyj intellekt kak pokazatel’ celostnogo razvitija lichnosti. Personal, 5, 100—103]
Фшшпова I. Емоцшний штелект як зааб усшшно'1 сaмореaлiзaцii [Эмоциональный интеллект как средство успешной самореализации] // Сощальна психолопя. 2007. № 4 (24). URL: http://www.politik.org.ua/vid/magcontent. php3?m=6&n=72&c=1686 [Filippova, I. (2007). Emocijnij intelekt jak zasib uspishnoi samorealizacii [Jemocional’nyj intellekt kak sredstvo uspeshnoj samorealizacii].
81
Social’na psihologija, 4 (24). URL: http://www.politik.org.ua/vid/magcontent. php3?m=6&n=72&c=1686]
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. [Holodnaja, M.A. (2002). Psihologija intellekta:paradoksy issledovanija. S.-Peterburg: Piter]
Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2010. [Jekman, P. (2010). Psihologija jemocij. Ja znaju, chto ty chuvstvuesh’. S.-Peterburg: Piter
Kagan, S. (2005). Kagan structures for emotional intelligence. URL: http://www. kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/ASK14.php
Mayer, J.D., Salovey, P. (1995). Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and Preventive Psychology, 4, 197—208.
Stein, S.J., Book, H.E. (2000). The EQ edge: Emotional intelligence and your success. URL: http://www.scribd.com/doc/52336311/The-EQ-Edge-Emotional-Intelligence-and-Your-Success-3rd-Edition
Поступила в редакцию 25.12.12