НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ, ПСИХИАТРИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376
ИЗМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК СЛЕДСТВИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Е.Г.Гордеева, И.В.Лосева
CHANGES IN THE COEFFICIENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A RESULT
OF TRANSFORMATIONAL EFFECTS OF CLINICAL TRANSPERSONAL PSYCHOTHERAPY
E.G.Gordeeva, I.V.Loseva
Институт психотерапии и клинической психологии, Москва, тел. 8 (495) 987-44-50
Приводятся данные о влиянии клинической трансперсональной психотерапии на изменение внутриличностного эмоционального интеллекта у 33 участников психотерапевтической группы. При оценке эмоционального интеллекта использовались опросники Н.Холла, Д.В.Люсина и М.А.Манойловой. Было установлено, что после клинической трансперсональной психотерапии отмечалось достоверное увеличение количества участников с возросшими показателями внутриличностного эмоционального интеллекта. Представляется перспективным продолжение исследований в данном направлении.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, трансперсональная психотерапия, методы исследования эмоционального интеллекта, развитие эмоционального интеллекта
This article presents the data on the effect of clinical transpersonal psychotherapy on changing intrapersonal emotional intelligence in 33 psychotherapy group members. We used questionnaires by N.Hall, D.V.Lyusin, and M.A.Manoilov in assessing emotional intelligence. It was found that after clinical transpersonal psychotherapy, there was a significant increase in the number of participants with increased rates of intrapersonal emotional intelligence. It is promising to continue researches in this direction. Keywords: emotional intelligence, emotions, transpersonal psychotherapy, methods of studying emotional intelligence, development of emotional intelligence
Сложности в проявлении, дифференциации и осознании своих эмоций индивидуумом являются одной из сложнейших проблем современной практической психологии. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания, что в свою очередь приводит к невозможности психологически их переработать и отреагировать. На этом фоне создаются предпосылки для развития негативных последствий от разнообразных психосоматических расстройств до девиантного поведения, поскольку эмоциональные проблемы наиболее ярко выражены у людей с пониженным уровнем самоконтроля [1].
Решению упомянутых выше проблем могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию у индивида «эмоциональной мудрости», т. е. той способности, которая была названа эмоциональным интеллектом [2].
Дж.Мейер и П.Сэловей определили эмоции как упорядоченные реакции, пересекающие границы многих психологических подсистем, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную, эмпирическую (связанную с опытом). Это адаптивные реакции, которые могут потенциально быть причиной
трансформации персонального и социального взаимодействия в обогащение опыта [3].
Способность осознанно классифицировать эмоции дает нам возможность снизить неуправляемую интенсивность эмоционального реагирования и позволяет рациональной части нашего мозга — передней лобной части осуществлять контроль за лим-бической системой — реактивной частью мозга, которая в процессе эволюции сформировалась значительно раньше, чем неокортекс — анализирующая и контролирующая часть мозга, обеспечивающая когнитивную функцию [4].
По данным Talent Smart, 90% высокоэффективных работников владеют высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), в то же время 80% низкоэффективных работников имеют низкий уровень EQ [5]. Психологи Гарвардского университета доказали, что от интеллекта (IQ) зависит не более 20% успеха деятельности [6].
По сути, EQ отражает устойчивую ментальную способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания, как свои собственные, так и других людей, а также возможность управ-
лять эмоциями, как своими, так и других людей в целях решения различных практических задач [7]. При этом EQ — способность почувствовать, передать и эффективно использовать силу эмоций экологичным и максимально продуктивным путем.
Именно EQ — тот ресурс, который позволяет распознавать, управлять и использовать свои и чужие эмоции для решения широкого круга задач. Именно поэтому развитие эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям — имеет большое значение для личностного развития, его эффективности в современных условиях существования с использованием возможности гармоничного взаимодействия сердца и разума, аффекта и интеллекта [8].
Концепция EQ (см. рис.) фактически определила современное понимание взаимодействия эмоциональной и когнитивной сферы человека как во внутриличностных, так и межличностных отношениях [9].
В настоящее время существует несколько моделей, описывающих эмоциональный интеллект, наибольшее распространение имеют следующие три модели: Майера — Саловея (модель способностей), Дэ-ниэла Гоулмана (смешанная модель эмоционального интеллекта), Рувена Бар-Она (модель социального и эмоционального интеллекта (ESI)) [8,10].
Соответственно, необходимость поиска новых и совершенствования существующих методов активизации, развития и коррекции EQ, среди которых клиническая трансперсональная психотерапия занимает особое место, имеет большое как теоретическое, так и прикладное значение, что и определяет актуальность и перспективность исследований в данном направлении.
Цель: изучение динамики внутриличностных показателей EQ в процессе работы психотерапевтической группы клинической трансперсональной терапии.
Материалы и методы
В основу нашей работы положен анализ динамики внутриличностных показателей EQ у 33 участников группы, проходившей клиническую трансперсональную психотерапию. Все участники исследования дали письменное информированное согласие на участие в программе исследования. Возраст участников психотерапевтической группы колебался от 25 до 48 лет.
Кроме того, все участники исследования имели высшее образование, у них отсутствовали острые и обострения хронических соматических заболеваний.
Общей гипотезой исследования является предположение, что прохождение КТП повышает уровень внутриличностного эмоционального интеллекта участников.
Для исследования были использованы разделы валидных опросных методик, направленных на оценку различных параметров внутриличностного EQ:
1) методика Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта;
2) опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В.Люсина;
3) авторская методика диагностики эмоционального интеллекта — МЭИ М.А.Манойловой
Для фиксирования изменений эмоционального интеллекта были выбраны следующие параметры, являющиеся основными составными частями EQ: эмоциональная осведомлённость (ЭО), управление внешними проявлениями своих эмоций (УСЭ), самомотивация (СМ) по опроснику Холла; внутреннее понимание своих эмоций и умение их вербализовать (ВП), внутреннее управление эмоциями, способность их контролировать, поддерживая одни и успокаивая другие (ВУ), контроль за внешними проявлениями своих эмоций (ВЭ), способность понимания и принятия своих эмоций, отражающая внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) по шкале Люсина;
Концепция эмоционального интеллекта П.Салловея и Д.Майера
осознание своих чувств и эмоций (ОСЧЭ), управление своими чувствами и эмоциями (УСЧЭ), внутри-личностная эмоциональная чувствительность (ВЭЧ) по шкале Манойловой.
Исследование проводилось в начале работы группы клинической трансперсональной психотерапии (в конце 1-го дня работы группы) и в конце групповой терапии (в конце 9-го дня работы группы). Для исследования выбран формат самоконтроля участников в условиях частично-искусственной среды (группа не меняет состав участников в течение 10 дней при интенсивном ежедневном погружении в процесс на 9 часов).
После получения первичной информации был проведен расчет по унифицированным методикам, по каждому участнику исследования. Для проведения анализа всех выбранных показателей были разработаны сводные таблицы на каждого участника исследования — отражающие и наглядно показывающие изменения показателей в начале и в конце прохождения группой клинической трансперсональной психотерапии и эмоционального интеллекта в целом. На основании расчетных данных оценивались изменения ключевых составляющих эмоционального интеллекта. Это позволило оценить качественную динамику изменений внутриличностных параметров EQ по группе в целом. Критериями для оценки являлись увеличение уровня внутриличностного EQ, отсутствие изменений, либо его снижение. Была проведена оценка достоверности различий количественных показателей увеличения уровня внутриличностного EQ в группе по сравнению с числом его снижения либо отсутствием изменений по формуле и таблице Стьюдента.
Результаты исследования
Качественный анализ изменений параметров, отражающих состояние внутриличностного EQ в групповой динамике, позволяет оценить влияние клинической трансперсональной психотерапии на его активацию и развитие.
Нами был проведен сравнительный анализ динамики показателей внутриличностного EQ по разделам шкал опросников Холла, Люсина и Ма-нойловой, отражающих его состояние (см. табл.).
В результате исследования была выявлена общая тенденция к увеличению состояния внутриличностного EQ по всем исследуемым шкалам, отражающим его динамику, что свидетельствовало о положительном влиянии клинической трансперсональной терапии на показатели в группе в целом.
Сравнительный анализ динамики показателей внутриличностного EQ по опроснику Холла показал, что их увеличение отмечалось у достоверно большего количества участников (Р < 0,05).
Полученные результаты совпадали с показателями, зарегистрированными при анализе динамики EQ по шкале Люсина, где достоверно возросло число участников исследования способных управлять своими эмоциями (ВУ), поддерживая одни и снижая интенсивность других (Р< 0,05). При этом число исследуемых с увеличившимся интегратив-ным показателем ВЭИ достоверно превысило количество, как с его снижением, так и с неизменившимися показателями.
Менее выраженные изменения внутриличност-ного EQ отмечались при анализе результатов по шкале Манойловой. При этом сохранялась общая тенденция к его увеличению в процессе групповой динамики у участников исследования.
Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о положительном влиянии клинической трансперсональной психотерапии как фактора, активизирующего и способствующего развитию внутриличностного EQ. При этом особый интерес представляет изучение динамики межличностного EQ в процессе клинической трансперсональной психотерапии, что свидетельствует о перспективности дальнейших исследований в данном направлении.
Динамика параметров внутриличностного EQ при проведении клинической трансперсональной психотерапии
Исследуемые показатели Динамика показателей EQ
Повысилось Не изменилось Понизилось
Абс. М±т% Абс. М±т% Абс. М±т%
Опросник Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
ЭО 27 81,8±6,6 4 12,1±5,6* 2 6,1±4,1л
УСЭ 26 78,8±7,1 2 6,1±4,1 * 5 15,2±6,2Л
С/М 25 75,6±7,5 3 9,1±4,9* 5 15,2±6,2Л
Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В.Люсина
ВП 18 54,5±8,6 5 15,2±6,2* 10 30,8±7,9
ВУ 20 60,6±8,1 6 18,2±6,6* 7 21,2±7,1л
ВЭ 11 33,3±8,1 5 15,2±6,2 17 51,5±8,7
ВЭИ 23 69,7±6,7 1 3,0±2,4* 9 27,3±7,7Л
Опросник диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А.Манойловой
ОСЧЭ 16 48,6±8,7 5 15,2±6,2* 12 36,4±8,3
УСЧЭ 16 48,6±8,7 4 12,1±5,6* 13 39,4±8,4
ВЭЧ 20 60,6±8,1 1 3,0±2,4* 12 36,4±8,3
* различия между увеличением EQ и отсутствием его изменения; а различия между увеличением EQ и его снижением.
1. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: Сб.статей / Под ред. А.П.Лобанова, Н.П.Радчиковой. Минск: БГПУ, 2006. С.7-11.
2. Гоулдман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П.Исаевой. М.: АСТ Москва, 2008. 478 с
3. Mayer J.D., Salovey P. What is Emotional Intelligence? // Emotional Development and Emotional Intelligence / Eds. P.Salovey & D.J.Sluyter. N.Y.: Basic Books. 1997. P.3-31.
4. Гоулдман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? / Пер с англ. О.Г.Белошеев. Минск: Попури, 2009. 576 с.
5. Mayer J.D., Richard D. Roberts, and Sigal G. Barsade. Abilities: Emotional Intelligence [Электронный ресурс] // The Annual Review of Psychology, http://psych.annualreviews.org (сохранено 27.10. 2008 г.)
6. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
7. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. 429 с.
8. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.78-86.
9. Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
10. Чип Конли. Эмоциональные уравнения: простые формулы счастья и успеха / Пер с англ. Ю.Гадас. М.: АСТ, 2014. 319 с.
References
1. Andreeva I.N.; Lobanov A.P., Radchikova N.P., eds. Biologicheskie i sotsial'nye predposylki razvitiia emotsion-al'nogo intellekta. Kognitivnaia psikhologiia: sb.statei [Biological and social factors of the emotional intelligence devel-
opment. Cognitive psychology. Collected articles]. Minsk, BSPU Publ., 2006, pp. 7-11.
2. Goleman D. Emotional Intelligence. New York, Bantam Books, 1995. (Russ. ed.: Goulman D. Emotsional'nyi intellect. Moscow, AST Publ., 2008. 478 p.).
3. Mayer J.D., Salovey P. What is Emotional Intelligence? In: Salovey P., Sluyter D.J., eds. Emotional Development and Emotional Intelligence. New York, Basic Books, 1997, pp. 331.
4. Goleman D. Destructive emotions: How can we overcome them? New York, Bantam Books, 2004. 448 p. (Russ. ed.: Goulman D. Destruktivnye emotsii. Kak s nimi spravit'sia? Minsk, «Popuri» Publ., 2009. 576 p.).
5. Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Abilities: Emotional Intelligence. The Annual Review of Psychology, 2008, vol. 59, pp. 507-536. Available at: http://psych.annualreviews.org (accessed 27.10. 2008).
6. Sergienko E.A., Vetrova I.I. Emotsional'nyi intellekt: russkoiazychnaia adaptatsiia testa Meiera-Seloveia-Karuzo (MSCEIT V2.0) [Emotional intelligence: Russian-language adaptation of The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, Version 2.0]. Psikhologicheskie issledovaniia - Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, no. 6(8). Available at: http://psystudy.ru (accessed 11.03.2013).
7. Aleshina A., Shabanov S. Emotsional'nyi intellect [Emotional intelligence]. Moscow, "Mann-Ivanov-Ferber" Publ., 2014. 429 p.
8. Andreeva I.N. Emotsional'nyi intellekt: issledovaniia fenomena [The emotional intellect: Researching the phenomenon]. Voprosy Psychologii, 2006, no. 3, pp. 78-86.
9. Aleshina A., Shabanov S. Nichego lichnogo — tol'ko biznes. Emotsional'nyi intellekt dlia dostizheniia uspekha [Nothing personal, it's just business. Emotional intelligence in obtaining gains]. Saint Petersburg, "Piter" Publ., 2012. 336 p.
10. Chip Conley. Emotional equations: simple truths for creating happiness and success. Atria Books, 2012. 288 p. (Russ. ed.: Chip Konli. Emotsional'nye uravneniia: prostye formuly schast'ia i uspekha. Moscow, AST Publ., 2014. 319 p.).