О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.5:644.36
В.Р. Кучма1, Л.М. Сухарева2, Л.М. Текшева3, М.И. Степанова4, З.И. Сазанюк5
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕТОДИОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
света для общего освещения в школах
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
В настоящее время все большее распространение получают полупроводниковые источники искусственного освещения. С целью изучения воздействия светодиодов на здоровье школьников проведены исследования в экспериментальных условиях (специально оборудованные классы). Сравнительный анализ состояния зрения, умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся начальных, средних и старших классов в условиях люминесцентного и светодиодного освещения, соответствующих нормативным требованиям, выявил, что физиологическая стоимость школьного образования при использовании светодиодных установок в учебных помещениях ниже, чем при традиционном, люминесцентном освещении.
Ключевые слова: люминесцентное освещение, светодиодное освещение, умственная работоспособность, психоэмоциональное состояние, зрительные функции школьников
V. R. Kuchma, L. M. Sukhareva, L. M. Teksheva, M. I. Stepanova, Z. I. Sazanyuk — HYGIENIC ASPECTS OF THE USE OF LED LIGHT SOURCES FOR GENERAL ILLUMINATION IN SCHOOLS
Scientific Centre of Child Healthcare, 119991, Moscow, Russian Federation
For the time present becoming more common semiconductor sources of artificial lighting has become a more and more frequent practice. With the aim to study the impact of LEDs on the health of schoolchildren studies in experimental conditions (specially equipped classrooms) were performed. The comparative analysis of the state of vision, mental health and emotional state ofpupils in primary, middle and high schools under fluorescent and LED lighting, meeting to the regulatory requirements, has revealed that the physiological cost of schooling in the use of LED units in classrooms is lower than in a traditional, fluorescent lighting .
Key words: fluorescent lighting, LED lighting, mental performance, emotional state, the visual functions of schoolchildren
Состояние здоровья детей и подростков нашей страны вызывает серьезные опасения у педиатров и гигиенистов [1, 2, 4, 5]. Особого внимания требует охрана здоровья школьников, зависящего от условий образовательного процесса [5, 7].
Изменение работоспособности и утомление зрительной и нервной систем учащихся - одно из следствий этого процесса, по мнению ученых, занимающихся вопросами гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Уровень работоспособности является интегральным показателем функционального состояния организма школьника, так как он отражает соответствие образовательных технологий реальным возможностям организма.
Дефицит естественного света все чаще компенсируется искусственным освещением, в связи с чем качество искусственной световой среды в общем объеме всех факторов, формирующих внутреннюю среду классов, играет все большую роль в сохранении здоровья школьников. Совершенствование световой среды в школах на современном этапе направлено на поиск оптимальных решений по созданию осветительных установок общего и местного освещения, поддерживающих зрительную систему и общее состояние организма детей и подростков на должном уровне.
В настоящее время появились светодиодные источники света (СД) [3, 6], которые помимо известной экономии электроэнергии обладают и целым рядом положительных свойств. Это высокая светоотдача (при минимальном энергопотреблении), нетепловое светоизлучение, обусловливающее долгий срок экс-
для корреспонденции: Текшева Любовь Михайловна,
плуатации, и множество иных специфических характеристик.
Но с точки зрения гигиены и охраны здоровья школьников главная особенность СД - в возможности снижения пульсации светового потока в 10 и более раз по сравнению с регламентом. Из чего следует, что светодиодные установки в школах могут оказывать положительное влияние на зрительный анализатор школьников, обеспечивать их более эффективную работоспособность и меньшее утомление в образовательных процессах.
Цель данного исследования - сравнительный анализ влияния люминесцентного и светодиодного освещения учебных кабинетов на изменение функционального состояния здоровья, зрения и нервно-психической сферы учащихся в широком возрастном диапазоне - от младших до старших школьников общеобразовательной школы - в процессе обучения.
Исследования проводились в естественных условиях на базе ГОУ «Центр образования № 1666 г. Москвы». В них приняли участие 370 учащихся 4-11-х классов (16 классных коллективов).
При изучении влияния традиционных и инновационных источников искусственного освещения проводилась оценка состояния организма (ФСО) школьников по показателям функциональных систем, получающих наибольшую нагрузку в процессе учебной деятельности [8], для чего применялся комплекс гигиенических, психофизиологических методов исследования, оценивалось функциональное состояние организма, диагностировалось зрение. Полученные результаты обобщались статистическими методами обработки данных эксперимента.
В табл. 1 представлены комплекс тестирующих методов и время реализации блока обследования до и после функциональной нагрузки, определяемой учебным процессом.
27
[гиена и санитария 5/2013
Таблица 1
Состав процедур обследования
Меню процедур обследования Затраты времени на 1 процедуру, мин Технические средства обследования
Корректурная проба 2 Таблицы Анфимова
Тест Лутошкина 0,5 Таблицы Лутошкина
Объем аккомодации 2 Аккомодометр «АДМ-1»
1.1. Первая процедура оценки критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) 0,5 Прибор «Светотест»
1.2. Вторая процедура оценки КЧСМ 0,5
1.3. Третья процедура оценки КЧСМ 0,5
Суммарное время одного обследования: 6 мин
Комплекс методов (табл. 1) в начальной школе был дополнен анкетированием учащихся 4-го класса о наличии жалоб неврозоподобного характера как показателя соответствия условий обучения функциональным возможностям детей.
Первая часть исследований заключалась в определении ответной реакции организма школьников на учебный процесс в условиях люминесцентного освещения, соответствующего гигиеническим требованиям к условиям световой среды школьных классов: освещенность
- 400 лк, коэффициент пульсации светового потока - £ 10%, показатель дискомфорта осветительной установки
- не более 15 отн. ед.
Во второй части люминесцентное освещение заменяли на светодиодные светильники ЗАО «Оптоган» с теми же нормативными требованиями.
Методический арсенал исследований второго этапа дополнен опросом школьников и учителей о субъективном восприятии нового источника освещения.
Сравнительный анализ умственной работоспособности (УР) четвероклассников выявил более высокий ее уровень при светодиодном освещении. Результаты исследований показали: скорость выполнения корректурных заданий увеличилась, а качество улучшилось. Учащиеся прослеживали существенно больше знаков (255,1 ± 4,4 против 229,9 ± 5,0, р < 0,001) и делали при этом меньше ошибок (3,83 ± 0,13 против 5,69 ± 0,14, р < 0,001), что говорит об улучшении функционирования центральной нервной системы (ЦНС) четвероклассников при светодиодном освещении.
Отметим, что частота распространенности неблагоприятных изменений УР, отражающих явное и выраженное утомление, в условиях светодиодного освещения существенно не менялась1. Так, если при люминесцентном освещении эта величина несколько превышала условную норму (30,0%) и составляла 33,8%, то при светодиодном подобные изменения УР встречались реже (в 28,7% случаев), т. е. их доля не превышала популяционных значений.
гВыполнение любой работы сопровождается утомлением. В нашем исследовании мы рассматриваем только ту его степень, которая сопровождается риском кумуляции и развития переутомления школьников.
Анализ результатов исследований УР школьников в динамике недели установил, что при светодиодном освещении ее самый низкий уровень выявлен в четверг: показатели, отражающие процессы возбуждения и торможения в ЦНС (скорость и точность выполнения корректурных тестов), были самыми низкими. Школьники прослеживали за 2 мин 238,4 знака, при этом делая наибольшее число ошибок (5,07 против 3,03-4,09,p < 0,001 в другие дни). Во вторник четвероклассники хотя и выполняли тест с аналогичной скоростью (233,2 за 2 мин), ошибок делали значительно меньше (3,98), чем в четверг. Замечено, что при люминесцентном освещении наиболее низкий уровень УР за неделю регистрировался на день раньше, т. е. в среду. находясь на низком уровне УР в эти дни, в условиях экспериментальной световой среды (СД), дети меньше уставали, явное и выраженное утомление встречалось у меньшего их числа: при светодиодном освещении 9,2% школьников в четверг, а при люминесцентном 14,3% в среду заканчивали учебный день с признаками переутомления.
Таким образом, светодиодное освещение способствовало поддержанию более устойчивого уровня УР у школьников: его снижение регистрировалось на день позже (в четверг) по сравнению с люминесцентным освещением (в среду).
Показатель критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) дает представление не только о функциональном состоянии зрительного анализатора, но и подвижности нервных процессов в его корковом отделе. Слияние мельканий при меньшей частоте импульсов свидетельствует об ухудшении функционального состояния коркового звена.
Анализ характера индивидуальных изменений показателя КЧСМ у четвероклассников за учебный день выявил: при традиционном освещении у 31,1% учащихся начальной школы с начала до конца учебного дня регистрировалось снижение, т. е. ухудшение, этого показателя, у 11,1% уровень КЧСМ не менялся. При светодиодном освещении значения этого показателя были стабильнее: в 3,5 раза уменьшилось число ухудшений значений КЧСМ, а количество показателей, оставшихся без изменения, увеличилось в 4 раза - с 11,1% при люминесцентном освещении до 44,1% при светодиодном (p < 0,001). Проверка индивидуальных изменений КЧСМ говорит о более благотворном воздействии светодиодного освещения на зрение учащихся по сравнению с люминесцентным.
В работе зрительного анализатора одну из ведущих функций выполняет аккомодационный аппарат. Процесс аккомодации - механизм оптической установки глаза к любому расстоянию - обеспечивается в основном цилиарной мышцей, регулирующей степень увеличения выпуклости и преломляющей силы хрусталика. Исследование аккомодационной способности зрительного анализатора четвероклассников не выявило четких различий в зависимости от вида освещения в учебном помещении.
Известно, что свет оказывает влияние как на физическое состояние человека, так и на его настроение. Воздействуя через адекватный рецептор - орган зрения, он вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности), возбуждает или угнетает цнС, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая деятельное состояние. Поэтому в
28
Таблица 2
Распространенность жалоб неврозоподобного характера у учащихся начальной школы при различном освещении,%
Вид искусственного освещения
Люминесцентный Светодиодный
Тяжело сосредоточиться 71,4 ± 8,0 43,5 ± 8,9*
Волнение по поводу школы 76,1 ± 8,5 47,8 ± 8,9*
Затруднение с выбором действий 61,9 ± 9,1 52,1 ± 8,9
Чувство усталости, вялости в течение дня 81,0 ± 7,8 60,8 ± 9,8**
Головные боли 66,7 ± 9,0 60,8 ± 9,8
Трудное засыпание 57,1 ± 9,8 43,5 ± 9,9
Боли в желудке перед опросом, контрольной работой 42,9 ± 9,8 34,8 ± 9,5
Плаксивость 71,4 ± 8,0 52,2 ± 9,9**
Примечание. * - изменения достоверны (р < 0,05); ** - измене-
ния достоверны (р < 0,1).
наших исследованиях уделено внимание и изменению психоэмоционального состояния детей при светодиодном освещении в учебном помещении.
При смене источника искусственного освещения не зарегистрировано ухудшение эмоционального состояния учащихся в течение учебного дня. При люминесцентном освещении число уравновешенных, спокойных эмоциональных состояний в коллективе к концу учебного дня немного увеличивалось (с 16,8 до 20,6%), а дискомфортных уменьшалось на уровне тенденции (с 29,9 до 25,7%).
При светодиодном освещении характеристика эмоционального состояния школьников оказалась благоприятнее: распространенность уравновешенных эмоциональных состояний у четвероклассников к концу учебного дня увеличилась в 2 раза (с 14,8 до уроков до 31,5% после уроков, р < 0,01), а число дискомфортных достоверно уменьшилось (с 39,8 до 26,8%, р < 0,05).
Эти данные согласуются с результатами, полученными в ходе изучения жалоб неврозоподобного характера у учащихся при использовании различных источников искусственного освещения в учебном помещении.
Сравнительный анализ выявил, что при организации учебного процесса с использованием светодиодных ламп происходило снижение числа детей, предъявляющих жалобы: либо достоверное, либо на уровне тенденции (табл. 2).
В отличие от учеников начальных классов, занимав-
шихся в течение учебного дня в кабинете со светодиодными источниками света, учащиеся 5-11-х классов наблюдались при этом же освещении на отдельных уроках в кабинете информатики с использованием компьютерной техники и без него.
Сравнение показателей выявило более высокий УР у учеников 5-11-х классов при светодиодном освещении: скорость корректурной работы в течение занятий у них существенно не менялась, а точность хотя и снижалась, но в меньшей степени по сравнению с люминесцентным. Так, при люминесцентном освещении число ошибок в тестах увеличивалось на 36% по сравнению с таковым до занятия (7,47 против 5,46), а при светодиодном школьники делали в тестах на 14% больше ошибок, чем до урока (5,23 против 4,59). При традиционном освещении интегральный показатель работоспособности, учитывающий одновременно скорость и точность выполнения корректурного теста учеником, за урок снижался в 2,8 раза - с 1,32 до 0,47 усл. ед., причем после занятия его значение было ниже допустимого уровня (1,0). При светодиодном этот показатель хотя несколько снижался от начала к концу занятий (на 1/3), но оставался выше 1,0.
Изучение индивидуальных сдвигов УР подростков с начала до конца урока при светодиодном освещении выявило, что сопротивляемость развитию утомления выше, поскольку зарегистрировано снижение частоты признаков явного и выраженного утомления по сравнению с таковым при люминесцентном - с 42,4 до 32,0%, р < 0,05.
Сравнительный анализ у школьников 5-11-х классов средних значений КЧСМ, отражающей функциональное состояние центрального звена зрительного анализатора, и характера изменений этого показателя от начала до конца занятия при различном искусственном освещении выявил существенное снижение его (р < 0,05) в конце урока при люминесцентном источнике света (табл. 3).
Оценка аккомодационной способности глаза и ее динамики от начала до конца урока проводилась путем вычисления коэффициента утомляемости (КУ) аккомодационного аппарата глаза. КУ был отрицательным у учащихся 5-6-х классов и при люминесцентном, и при светодиодном освещении, что говорит об улучшении функционирования аккомодационного аппарата глаза. Средние значения КУ у учеников 7-11-х классов были положительными при люминесцентном освещении, хотя их величина была невысока. При светодиодном КУ в этих коллективах стал отрицательным, особенно у подростков 9-11-х классов. Его величина составила (-11,4%), что говорит о запасе прочности объема аккомодации.
Психоэмоциональное состояние учащихся 5-6-х классов за урок при люминесцентном освещении практически не изменялось, при светодиодном оно улуч-
Таблица 3
Динамика показателей КЧСМ у учащихся 5-11-х классов в зависимости от типа освещения
Классы Люминесцентное освещение Светодиодное освещение
кол-во исследов. до урока после урока кол-во исследов. до урока после урока
N M ± m M ± m N M ± m M ± m
5-6-й 114 36,9 ± 0,34 35,9 ± 0,34* 114 37,5 ± 0,36 38,2 ± 0,37
7-8-й 72 36,1 ± 0,38 35,0 ± 0,40* 49 38,0 ± 0,61 38,7 ± 0,71
9-11-й 122 36,3 ± 0,31 35,5 ± 0,30* 90 39,1 ± 0,46 38,5 ± 0,49
Примечание. * - р < 0,05.
29
[гиена и санитария 5/2013
шалось от начала к концу занятия. Это подтверждают следующие данные: число дискомфортных, тревожных проявлений в эмоциональной сфере до урока встречалось среди учащихся в 30,4, а после занятия - в 18,5% случаев, р < 0,01. Число уравновешенных, спокойных эмоциональных состояний увеличилось с 16,0 в начале урока до 29,0% после него (p < 0,01).
Эмоциональное состояние учащихся 7-8-х классов, находившихся в кабинете со светодиодным освещением, существенно не изменилось, а с люминесцентным -чаще регистрировались дискомфортные состояния (44,2 и 23,0% соответственно, р < 0,001).
Для подростков 9-11-х классов характерна следующая динамика: при люминесцентном освещении характер эмоционального состояния к концу занятия существенно не изменялся, а при светодиодном достоверно чаще регистрировалось уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние (42,5 против 30,7% в начале занятия, р < 0,01) за счет незначительного снижения дискомфортных эмоциональных проявлений и существенного снижения радостных проявлений в эмоциональной сфере с 42,1 до 32,9% (р < 0,05). Это может быть связано с тем, что пребывание в помещении со светодиодным освещением способствовало координации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Более уравновешенное в эмоциональном плане рабочее состояние подростков подтверждает их более частый выбор спокойной цветовой гаммы.
Результаты изучения эмоционального состояния учащихся совпали с итогами исследования субъективного восприятии новых источников искусственного освещения школьниками и педагогами. На вопросы, нравится ли им новое освещение и если да, то почему, 95% учащихся 5-6-х классов ответили утвердительно и объяснили это тем, что не режет глаза, приятнее, можно спокойно смотреть на свет. 5% детей не определились с ответом. Среди респондентов 7-11-х классов 80-90% положительно оценили новое освещение, остальные не заметили его перемены.
на основании полученных данных мы сделали следующие выводы.
1. Сравнение состояния зрения, умственной работоспособности и психоэмоционального фона учащихся начальных, средних и старших классов в условиях люминесцентного и светодиодного освещения, соответствующих нормативным требованиям, показало, что физиологическая стоимость школьного образования при использовании светодиодных осветительных установок в учебных помещениях ниже, чем при традиционных люминесцентных.
2. По сравнению с люминесцентным освещением обучение на фоне светодиодного сопровождается:
- более высокими значениями количественных и качественных показателей УР у учащихся начальных классов, поддержанием у них более устойчивого УР в течение всей учебной недели;
- более высокими значениями количественных и качественных показателей УР и ее интегрального показателя у учеников 5-11-х классов, значительно меньшей (в 2-2,5 раза) частотой случаев явного и выраженного утомления.
3. Функциональное состояние зрения учащихся независимо от возраста при тождественной образовательной нагрузке на фоне светодиодного освещения отличалось повышенной стабильностью по сравнению с люминесцентным:
- динамика показателей интегрального состояния
зрения (КЧСМ) под воздействием образовательной нагрузки отсутствовала или имела положительную направленность; при светодиодном освещении функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза у школьников 5-11-х классов улучшалось.
4. Светодиодное освещение способствует оптимизации психоэмоционального состояния школьников. У большинства в процессе занятий отмечается меньшая распространенность дискомфортных эмоциональных состояний при светодиодном освещении по сравнению с люминесцентным, а у младших школьников - и меньшая частота жалоб неврозоподобного характера.
5. Субъективная оценка условий освещения при новых источниках искусственного света - светодиодных лампах - свидетельствует, что большинство участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают их как более комфортные по сравнению с люминесцентными.
6. Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5-11-х классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие техники по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, выявлено преимущество светодиодного освещения в учебных помещениях, заключающееся в создании более благоприятной световой среды для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния. Полученные данные позволяют рекомендовать светодиодные установки в качестве источников общего и местного освещения в образовательных учреждениях.
Литер атура
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Даниленко О.В. и др. Оценка нервнопсихического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей. М.; 2005. 109 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.; 2008. 437 с.
3. Долин Е.В., Звездина И.В., Надеждин Д.С., Текшева Л.М., Шмаров И.А. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света. Светотехника. 2011; 1: 48-53.
4 . Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.; 2002. 208 с.
5. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.; 2000. 151 с.
6. КучмаВ.Р., ТекшеваЛ.М., Надеждин Д.С., ЗвездинаИ.В. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников в системах общего искусственного освещения. Гигиена и санитария. 2011; 2: 41-5.
7. Громбах С.М., Крылов Д.Н., ред. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков: Сборник трудов. М.: ВНИИГДиП; 1987. 272 с.
8. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед.наук. М.; 2003. 48 с.
Reference s
1. BaranovA.A., Kuchma V.R., SukharevaL.M., Chubarovskiy V.V., Rapoport I.K., Danilenko O.V. et al . Evaluation of mental health and psycho-physiological status of children and adolescents with
30
preventive medical check-ups: A Guide for Physicians. Moscow; 2005. 109 p. (in Russian).
2. Baranov A A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of children’s health. New approaches to prevention and health improvement work in educational institutions: A Guide for Physicians. Moscow; 2008. 437 p. (in Russian).
3. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D.S., Teksheva L.M., Shmarov I.A. Comparative hygienic assessment of lighting conditions fluorescent and LED light sources. Svetotekhnika. 2011; 1: 48-53 (in Russian).
4 . Kuchma V.R. Children in the city: some hygienic problems.
Moscow; 2002. 208 p. (in Russian).
5. Kuchma V.R., Serdyukovskaya G.N., Demin A.K. Guide to
©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.31:543.39]-074
А.В. Мельцер12, Н.В. Ерастова12, А.В. Киселев1
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПО
показателям химиче ской безвредности в санкт-петербурге
1ГБОУ «ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздравсоцразвития России, 191015, Санкт-Петербург, Управление Федеральной службы по надзору в с фере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, 191025, Санкт-Петербург
Обеспечение населения качественной питьевой водой - одна из приоритетных задач государственной политики, направленной на сохранение здоровья граждан.
Гигиеническое нормирование качества питьевой воды предусматривает требования к обеспечению ее безопасности в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и благоприятности органолептических свойств. Имеются многочисленные данные, доказывающие связь химического состава питьевой воды со здоровьем человека, в связи с чем все больший приоритет имеет вопрос принятия гигиенически обоснованных мер по повышению эффективности водоочистки.
Высокое качество воды - результат комплексного решения задач, в числе которых - интегральный подход к оценке качества питьевой воды, использование гигиенически обоснованных решений в модернизации систем водоподготовки. Результаты интегральной оценки питьевой воды по свойствам безвредности показали ее актуальность в разработке и реализации управленческих решений.
Использование пространственных характеристик интегральных показателей позволяет визуализировать изменения качества питьевой воды на всех этапах производства и транспортировки с позиции риска здоровью, оценивать эффективность технологических решений и расставлять приоритеты при вложении средств.
Ключевые слова: качество питьевой воды, оценка риска для здоровья, интегральная оценка питьевой воды, безвредность питьевой воды
A. VMel'tser12, N. VErastova12, A. V Kiselev1 - EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF THE INTEGRAL ASSESSMENT OF DRINKING WATER ON INDICATORS OF CHEMICAL HARMLESSNESS IN ST PETERSBURG
North-Western State Medical University named after 1.1. Mechnikov" of the Ministry of Health care and Social Development, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation; 2The Office of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Saint-Petersburg, 191025, Saint-Petersburg, Russian Federation
Providing population with quality drinking water - one of the priority tasks of the state policy aimed at maintaining the health of citizens. Hygienic rating of the drinking water quality envisages requirements to assurance its safety in the epidemiological and radiation relations, harmlessness of chemical composition and good organoleptic properties. There are numerous data proving the relationship between the chemical composition of drinking water and human health, and therefore the issue of taking a hygienically sound measures to improve the efficiency of water treatment has more and more priority. High water quality - the result of complex solution of tasks, including an integral approach to assessment of the quality of drinking water, the use of hygienically sound decisions in the modernization of water treatment systems. The results of the integral assessment of drinking water on the properties of harmlessness have shown its actuality in the development and implementation of management decisions. The use of the spatial characteristics of integrated indices permits to visualize changes in the quality of drinking water in all stages of production and transportation from the position of health risks, evaluate the effectiveness of technological solutions and set priorities for investing.
Key words: quality of drinking water, health risk assessment, integrated assessment of drinking water, safety of drinking water
Occupational Health and School Health. Moscow; 2000. 151 p. (in Russian).
6. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Nadezhdin D.S., Zvezdina I.V Hygienic aspects of the use of LED light sources in general systems of artificial lighting. Gigiena i sanitariya. 2011; 2: 41-5 (in Russian).
7. Grombakh S.M., Krylov D.N., eds. Psychophysiological development and mental health of children and adolescents: Proceedings. Moscow: VNIIGDiP; 1987. 272 p. (in Russian).
8. Stepanova M.I. Hygienic bases of the organization of primary education for children in today’s schools: Diss. Moscow; 2003. 48 p. (in Russian).
Поступила 12.03.13
Для корреспонденции: Мельцер Александр Виталиевич, [email protected]
31