кандидат психологических наук, доцент
кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань MerzIyakova SvetIana VasiIievna Candidate of Psychology,
Assistant Professor the Chair of General Psychology and Psychology of Development Astrakhan State University Astrakhan
Эмоцнонально-волевые особенностн лнчностн как фактор развнтня семейного самоонределення юношей н девушек Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls’ Family Self-Determination Development
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 12-06-00020
The research was carried out with the financial support of Russian Foundation for Humanities in the framework of the scientific-research project of Russian Foundation for Humanities («Transformation of family notions and youth’s family values in socio-economic conditions of modern Russia»), project № 12-06-00020
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление связи эмоционально-волевых особенностей личности и компонентов семейного самоопределения юношей и девушек. Эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения, развитый самоконтроль способствуют повышению ценности брачно-семейных отношений в юношеском возрасте. При оценке связи мотивов вступления в брак, представлений о временной перспективе в зависимости от эмоционально-волевых свойств личности у юношей и девушек наблюдаются специфические особенности.
This article presents some results of empirical research, the aim of which is to describe the relationship between emotional-and-characterful personality features and components of a family self-determination of the young boys and girls. Emotional stability, a high standard of conduct, developed self-control contribute to the enhancement of the marital and family relations in the youthful age. One can observe some specific characteristics when assessing communication of marriage’s motives, some views on temporary term, depending on the emotional-and-characterful personality features of the young boys and girls.
Ключевые слова: семейное самоопределение, брачно-семейные ценности, образ - Я, мотивация, эмоционально-волевые особенности, юношеский возраст.
Key words: family self-determination, marriage and family values, the image -
I, motivation, emotional-and-characterful personality features, youthful age.
Самоопределение является главным «приобретением» юношеского возраста. Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего «Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего ... Подлинное же самоопределение, т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» [1, с. 269]. В работах Л.И. Божович описаны следующие особенности самоопределения:
S потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста;
S потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и самом себе (решение вопроса о смысле своего существования);
S самоопределение неразрывно связано с устремленностью в будущее;
S самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к
нему.
На основании результатов исследований, проведенных И.В. Дубровиной, основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к
самоопределению, которая предполагает:
а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания;
б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником [2].
Понятия самоопределение применимо ко многим областям жизни человека, о чем свидетельствуют многочисленные виды самоопределения: профессиональное, коллективистское, семейное, социальное, личностное, религиозное и т.д. Несмотря на большую значимость проблема семейного самоопределения не получила достаточно глубокого рассмотрения в качестве самостоятельного объекта психологического исследования, в отличие, например, от личностного или профессионального самоопределения, которое широко изучено в психологии. В тоже время, перед молодыми людьми стоит не только проблема выбора сферы трудовой деятельности, но также важной задачей, требующей разрешения на данном этапе онтогенеза, является выстраивание близких отношений с противоположным полом и выбор партнера для будущей семейной жизни. Однако остаются нерешенными важнейшие вопросы: каково психологическое содержание семейного самоопределения, какие социальнопсихологические факторы позволяют оптимизировать процесс семейного самоопределения юношей и девушек на добрачном этапе. Таким образом, появилась острая необходимость в создании целостного научно-обоснованного подхода для разработки модели семейного самоопределения в юношеском возрасте.
На наш взгляд, семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе «Я-концепции» в отношении собственной семьи, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских
и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии в конкретной культурно-исторической ситуации [3].
Целью данного исследования является выявление связи эмоционально-волевых особенностей личности и компонентов семейного самоопределения в юношеском возрасте. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что семейное самоопределение молодежи детерминировано системой различных психологических факторов, одним из которых являются эмоционально-волевые особенности личности юношей и девушек.
Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи.
1. Изучить особенности семейного самоопределения в зависимости от пола респондентов.
2. Провести сравнительный анализ достоверности различий в показателях эмоционально-волевых особенностей личности юношей и девушек.
3. Оценить характер связи эмоционально-волевых особенностей личности и компонентов семейного самоопределения в юношеском возрасте. Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:
S для изучения семейного самоопределения применяются опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», модифицированный вариант методики семантического дифференциала;
S для диагностики эмоционально-волевых особенностей личности тест Кэттелла: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.
Для проведения аналитического этапа мы использовали математикостатистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной
программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статисти-
147
ки, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Манна - Уитни, корреляция Спирмена.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек.
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки установлено, что распределение количественных переменных значимо отличается от нормального закона, поэтому мы использовали непараметрические критерии. Из табл.1 видно, что такие ценности брачно-семейных отношений, как счастливая семейная жизнь, любовь, родительская семья, брак, будущая семья имеют большую значимость для девушек по сравнению с юношами на уровне статистической значимости (р<0,01). Отношения с мамой обладают высокой ценностью и эмоциональной привлекательностью, как для юношей, так и для девушек. Для современной молодежи отношения с отцом менее значимы, чем взаимоотношения с мамой, так как среднее значение по всей выборке для переменной «мой отец» равно 5,34, а для шкалы «моя мама» - 6,32. Для девушек более важными, чем для юношей являются такие составляющие Я - образа семейного самоопределения, как Я - будущий супруг, Я - будущий родитель, Я - хозяин/хозяйка, Я - дочь/сын. Выявлены достоверные различия в мотивации заключения брака в зависимости от пола респондентов. Для девушек более важными по сравнению с юношами обстоятельствами заключения брака являются мотивы: стремление к счастью, любовь, достижение успеха, самоактуализация, «бегство от родителей», общение с людьми, улучшение материального благополучия, признание окружающими, безопасность, долг. Заключение брака по мотивам «одиночество» и «месть» (отомстить человеку, которого любил или жениться на зло своим родителям) характерно для юношей, чем для девушек.
Таблица 1
Оценка достоверности различий в составляющих семейного самоопределения юношей и _______________________________________девушек_______________________________________
Переменные Среднее значение Значение Уровень
и-критерия значимости
юноши девушки
Ценность брачно-семейных отношений
Счастливая семейная жизнь 7,9397 9,4080 6031,500 0,000
Свобода как независимость в поступках и действиях 5,8362 5,5172 9439,500 0,348
Любовь 6,2500 7,7126 6877,500 0,000
Родительская семья 5,8625 6,1371 13377,000 0,002
Брак 5,4179 6,2255 9919,500 0,000
Моя мама 6,1839 6,4158 14488,500 0,164
Мой отец 5,2045 5,4386 13209,500 0,018
Моя будущая семья 5,7381 6,5648 8911,000 0,000
Составляющие образа - Я семейного самоопределения
Я будущая жена / будущий муж 5,3235 6,2652 9063,000 0,000
Я будущая мама / будущий папа 5,6853 6,4183 10170,500 0,000
Я хозяйка / хозяин 5,2779 5,6716 12238,000 0,000
Я дочь/сын 5,4453 5,8795 12786,500 0,001
Мотивация вступления в брак
Достижение успеха 5,5678 5,9307 13005,500 0,000
Общение людьми 5,4380 5,7918 12570,000 0,001
Самоактуализация 5,1147 5,8741 8151,000 0,000
Признание окружающими 5,0051 5,6462 10313,500 0,000
Материальное благополучие 5,1752 5,6891 10650,500 0,000
Личная независимость («бегство от родителей») 5,0067 5,8620 8156,500 0,000
Любовь 5,6279 6,3894 9829,000 0,000
Безопасность 4,9662 5,5672 10043,500 0,000
Счастье 5,6589 6,5678 8544,000 0,000
Долг 3,8620 4,0809 12945,000 0,023
Г армоничные сексуальные отношения 5,7951 5,7785 15116,000 0,971
Месть 3,7228 2,4674 1873,500 0,000
Компенсация чувства одиночества 3,2739 2,5782 1548,000 0,008
Представления о временной перспективе
Мое прошлое 4,9468 5,0441 15651,500 0,516
Мое настоящее 5,1290 5,4195 13426,500 0,012
Мое будущее 5,2636 6,3333 7336,500 0,000
Для изучения половых различий в эмоционально-волевых особенностях личности мы использовали непараметрический критерий Манна-Уитни, так как признаки теста Кэттелла измеряются в порядковых шкалах (см. табл.2). Достоверные различия выявлены для факторов I (жесткость-чувствительность), О (уверенность в себе - тревожность), Q4 (расслабленность-напряженность). Показатели средних значений свидетельствуют о том, что юношам свойственна мужественность, практичность, рассудочность, некоторая жесткость, черствость по
отношению к окружающим, уверенность в себе, спокойствие, расслабленность,
149
вялость, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. У девушек развита способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и понимаю других людей, также свойственна впечатлительность, ранимость, тревожность, напряженность и фрустрированность.
Таблица 2
Половые различия в эмоционально-волевых особенностях личности
Эмоционально-волевые особенности Среднее значение Значение и- критерия Уро- вень значи- мости
юноши девушки
Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (фактор С) 6,3036 6,5196 2794,5 0,821
Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения (фактор G) 7,1964 8,3725 2351,5 0,064
Жесткость-чувствительность (фактор I) 4,1964 6,9118 1144,5 0,000
Уверенность в себе - тревожность (фактор О) 5,0714 7,4706 1464,5 0,000
Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор Qз) 6,1607 6,46176 2600,0 0,346
Расслабленность-напряженность (фактор Q4 ) 3,7500 6,0294 1404,5 0,000
Так как у юношей и девушек в компонентах семейного самоопределения и эмоционально-волевых свойствах личности выявлены достоверные различия, далее мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы изучили связь эмоционально-волевых особенностей личности с параметрами семейного самоопределения в группе юношей (см. табл. 3). Положительная корреляция переменных «брак», «моя будущая семья» с факторами С, G, Q3 означает, что брачносемейные отношения обладают высокозначимой ценностью для юношей, выдержанных, для которых характерно постоянство интересов, ответственность, способность следовать требованиям группы, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, развитый самоконтроль. Юноши, хорошо контролирующие свои эмоции и поведение, характеризующиеся целенаправленностью и интегрированностью личности, высоко ценят супружескую роль (Я - будущий муж) в будущей семейной жизни. Установлено, что эмоционально-волевые особенности личности связаны с мотивами
вступления в брак. Стремление к личной независимости является важным мотивом для юношей с развитым самоконтролем. При высокой нормативности поведения, точности выполнения социальных требований, эмоциональной устойчивости значимыми мотивами заключения брака являются любовь, стремление к счастью, удовлетворение сексуальных потребностей. Будущее имеет высокую ценность для юношей, эмоционально зрелых, реалистически настроенных.
Таблица 3
Исследование связи эмоционально-волевых особенностей личности и семейного самооп-
Компоненты семейного самоопределения эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость (фактор С) подверженность чувствам-высокая нормативность поведения (фактор G) жесткость-чувствительность (фактор I) уверенность в себе - тревожность (фактор О) низкий самоконтроль-высокий самоконтроль (фактор Q3) расслабленность-напряженность (фактор Q4 )
Ценность брачно-семейных отношений
Счастливая семейная жизнь 0,059 0,236 -0,150 -0,104 0,152 -0,012
Свобода -0,113 -0,044 -0,208 -0,111 -0,019 -0,235
Любовь -0,048 0,248 0,103 0,096 0,111 0,116
Родительская семья 0,121 0,165 0,104 0,143 0,074 0,052
Брак 0,326* 0,360** 0,092 0,067 0,321* -0,016
Моя мама 0,073 0,000 -0,075 -0,127 0,095 -0,107
Мой отец 0,105 0,047 0,121 -0,023 0,045 0,040
Моя будущая семья 0,240 0,357** -0,037 0,171 0,439** 0,074
Составляющие образа - Я семейного самоопределения
Я будущий муж 0,220 0,267 -0,048 0,024 0,362** 0,116
Я будущий папа 0,191 0,193 0,044 -0,112 0,217 -0,129
Я хозяин 0,098 0,103 -0,019 0,005 0,207 -0,103
Я сын 0,182 0,137 -0,123 0,066 0,216 -0,125
Мотивы вступления в брак
Достижение успеха 0,171 0,200 0,054 0,095 0,093 -0,010
Общение с людьми 0,114 0,059 0,103 0,071 0,060 -0,100
Самоактуализация 0,041 0,147 0,242 -0,074 0,043 -0,180
Признание окружающими 0,186 0,159 -0,030 0,064 0,204 -0,017
Материальное благополучие 0,066 0,190 -0,110 0,167 0,074 0,157
Личная независимость («бегство от родителей») 0,161 0,165 -0,095 -0,016 0,304* 0,104
Любовь 0,035 0,319* -0,088 0,004 0,274* 0,041
Безопасность 0,135 0,070 0,000 0,078 0,210 -0,020
Счастье 0,214 0,320* 0,104 0,197 0,316* 0,048
Долг 0,062 0,224 0,066 -0,204 0,107 -0,004
Г армоничные сексуальные отношения 0,474** 0,425** 0,140 0,100 ж 0,419 -0,038
Месть 0,112 0,070 0,011 0,124 0,009 0,133
Компенсация чувства одиночества 0,069 0,083 -0,116 0,110 0,030 0,041
Представления о временной перспективе
Мое прошлое 0,040 -0,096 -0,030 -0,190 -0,020 -0,018
Мое настоящее 0,185 0,081 0,076 -0,058 0,134 -0,142
Мое будущее 0,305* 0,119 0,032 0,066 0,155 0,107
Примечания: * - корреляция значима на уровне 0,05;**- корреляция значима на уровне 0,01.
Аналогично, мы изучили связь эмоционально-волевых особенностей личности с составляющими семейного самоопределения у девушек (см. табл.4). Родительская и будущая семья являются высокозначимой ценностью для девушек, эмоционально устойчивых, поведение которых регулируется установленными нормами и правилами. Супружеская роль (Я - будущая жена) эмоционально привлекательна для девушек с высокой нормативностью поведения. Улучшение материального благополучия является важным мотивом вступления в брак у девушек с высокими показателями тревожности. При высоких оценках эмоциональной устойчивости, осознанному соблюдению различных норм и правил поведения значимыми мотивами заключения брака выступают любовь и гармоничные сексуальные отношения. Отрицательная корреляция между шкалами «расслабленность - напряженность» и «мое прошлое» свидетельствует о том, что прошлое является актуальным и ценным для девушек, которым свойственны спокойствие, вялость, леность, низкая мотивация.
Таблица 4
Исследование связи эмоционально-волевых особенностей личности и семейного самоопределения девушек
Компоненты семейного самоопределения эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость (фактор С) подверженность чувствам-высокая нормативность поведения (фактор G) жесткость-чувствительность (фактор I) уверенность в себе - тревожность (фактор О) низкий самоконтроль-высокий самоконтроль (фактор Q3) расслабленность-напряженность (фактор Q4 )
Ценность брачно-семейных отношений
Счастливая семейная жизнь -0,065 -0,022 -0,019 0,002 0,018 -0,025
Свобода 0,110 -0,062 0,138 0,046 -0,171 0,055
Любовь 0,115 0,090 -0,024 0,014 -0,034 0,104
Родительская семья 0,271** 0,079 -0,093 0,034 0,089 -0,117
Брак 0,178 0,057 -0,095 0,064 -0,156 0,062
Моя мама 0,088 0,028 -0,101 -0,038 0,071 -0,118
Мой отец -0,013 0,002 -0,082 -0,193 -0,064 -0,145
Моя будущая семья -0,025 0,214* -0,108 0,076 0,080 0,003
Составляющие образа - Я семейного самоопределения
Я будущая жена 0,144 0,205* -0,043 -0,009 -0,062 -0,073
Я будущая мама 0,068 0,146 -0,009 0,073 -0,045 -0,060
Я хозяйка 0,057 0,163 -0,067 -0,153 -0,021 0,066
Я дочь 0,183 0,157 -0,037 -0,105 -0,043 -0,117
Мотивы вступления в брак
Достижение успеха 0,061 -0,009 0,096 -0,032 -0,049 -0,115
Общение с людьми 0,083 0,101 -0,165 -0,094 -0,143 -0,137
Самоактуализация 0,098 0,154 0,005 -0,017 -0,090 0,034
Признание окружающими 0,062 0,190 -0,045 -0,135 0,097 -0,143
Материальное благополучие -0,065 -0,027 0,129 0,219* -0,040 -0,080
Личная независимость («бегство от родителей») 0,091 0,033 -0,057 -0,079 -0,122 0,068
Любовь 0,210* 0,259** 0,008 -0,036 0,044 -0,012
Безопасность -0,149 0,093 -0,040 -0,187 -0,160 -0,127
Счастье 0,137 0,176 0,020 0,073 -0,027 0,011
Долг 0,100 0,084 0,128 -0,096 0,053 0,040
Г армоничные сексуальные отношения 0,205* 0,172 0,009 0,052 -0,060 0,007
Месть -0,056 0,102 0,088 0,174 0,133 0,165
Компенсация чувства одиночества 0,153 0,045 -0,015 0,029 0,115 -0,014
Представления о временной перспективе
Мое прошлое 0,168 0,029 -0,146 -0,088 -0,013 -0,199*
Мое настоящее 0,179 -0,008 -0,125 -0,127 -0,167 -0,046
Мое будущее 0,141 0,063 -0,132 -0,088 -0,123 -0,109
Итак, при разработке практических средств и методов оптимизации процесса семейного самоопределения в молодежной среде необходимо учитывать, что оптимизации процесса семейного самоопределения в юношеском возрасте способствует развитие таких качеств, как эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения, развитый самоконтроль.
По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Ценность брачно-семейных отношений связана с полом респондентов, и значительно выше у девушек, по сравнению с юношами. Такие составляющие образа - Я семейного самоопределения, как Я - будущий супруг, Я -будущий родитель, Я - хозяин/ хозяйка, Я - дочь/сын обладают большей привлекательностью для девушек, чем для юношей. Счастье, любовь, достижение успеха, самоактуализация, «бегство от родителей», общение с людьми, улучшение материального благополучия, признание окружающими, безопасность, долг являются более важными мотивами вступления в брак для девушек по сравнению с юношами. Для юношей возможными мотивами заключения брака являются компенсация чувства одиночества и месть.
2. В эмоционально-волевых особенностях личности выявлены достоверные различия в зависимости от пола респондентов. Юноши характеризуются некоторой жесткостью, уверенностью в себе, спокойствием, излишней удовлетворенностью и расслабленностью. Для девушек характерны чувствительность, зависимость, впечатлительность, тревожность, и напряженность.
3. В юношеском возрасте при высоких показателях эмоциональной устойчивости, нормативности поведения, развитого самоконтроля актуализируются такие ценности брачно-семейных отношений, как родительская и будущая семья, брак, супружеская роль, мотивами заключения брака являются любовь, желание иметь гармоничные и стабильные сексуальные отношения. У юношей указанные эмоционально-волевые особенности личности положитель-
но коррелируют с мотивами, направленными на удовлетворение потребности в счастье и обретение личной независимости («бегство от родителей»). Улучшение материального благополучия является важным мотивом вступления в брак у девушек с высокими показателями тревожности. Эмоционально-волевые особенности личности у юношей связаны с представлениями о будущем, а у девушек о прошлом опыте семейных моделей и детско-родительских отношений.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология развития: хрестоматия. - СпбГУ: Питер, 2001. -512 с.
2. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М: Академия. - 2003. - 368 с.
3. Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 150-155.
Bibliography
1. Bozhovich, L.I. Stages of Development of Personality in Ontogenesis / L.I. Bozhovich [Text] // Psychology of Development: Reader. - State University of St. Petersburg : Peter, 2001. - 512 p.
2. Dubrovina, I.V. Age and Pedagogical Psychology: Reader [Text] / I.V. Dubrovina, A. M. Prikhozhan. - M.: Academy. - 2003. - 368 p.
3. Merzlyakova, S.V. Peculiarities of Marriage and Family Notions of Modern Youth [Text] // Theory and Practice of Social Development. - 2012. - No.12. - P. 150-155.