САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Мухтарова А.Х.
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление взаимосвязи показателей самоактуализации с содержательно-структурными характеристиками семейного самоопределения юношей и девушек. В показателях семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются достоверные различия. Эмпирически установлено, что самоактуализация является важным фактором развития семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Ключевые слова: самоактуализация; самоопределение; семейное самоопределение; бранно-семейные ценности; образ Я-семьянина; брачные мотивы; представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации.
SELF-ACTUALIZATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF A FAMILY SELF-DETERMINATION OF YOUTH
Mukhtarova A.Kh.
Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation
This article presents the results of empirical research, which aims to identify the correlation of indexes ofself-actualization with content-structural characteristics ofa family self-determination of young hoys and girls. There are significant differences in indexes of a family self-determination between young boys and girls. It was empirically confirmed that self-actualization is an important factor of the development offamily self-determination of young people.
Keywords: self-actualization; self-determination; family self-determination, marriage and family values; the image of a family man; marriage motives; views of time perspective and meanings-of-life orientations.
В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в обществе, увеличением числа разводов, изменениями функций семьи («child free») встает вопрос о существовании семьи как социального института. Исследования в области семейного самоопределения молодежи были
посвящены связи семейного самоопределения с эмоционально-волевыми особенностями личности [6], с образом родительской семьи [3], социальным и эмоциональным интеллектом [7], сплоченностью родительской семьи [5], индивидуально-психологическими особенностями личности [1], но связь самоактуализации и семейного самоопределения изучена недостаточно, что объясняет актуальность предмета исследования.
Цель данного исследования — выявление взаимосвязи показателей самоактуализации с содержательно-структурными характеристиками семейного самоопределения юношей и девушек. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте показатели самоактуализации определяют особенности развития элементов семейного самоопределения личности.
Термин «самоактуализация» впервые появился в рамках гуманистической психологии. Изучением самоактуализации в разное время занимались А. Маслоу, К. Рождерс, К. Гольдштейн, Д.А. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Е.Е. Вахромов и др. По А. Маслоу, самоактуализация - это тенденция к осуществлению внутренних возможностей личности, т.е. стремление человека полностью осуществить свои потенциальные возможности [2].
Самоопределение широко изучалось в работах отечественных ученых (С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, П.Г. Щедровицкого, К.А. Абульхановой - Славской и др.). В современной науке выделяются несколько видов самоопределения, в число которых входит личностное, социальное, профессиональное, семейное, нравственное самоопределение.
Мерзлякова C.B. определяет семейное самоопределение как многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья»), в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии [4].
Структура семейного самоопределения включает в себя когнитивный компонент (информирующая функция), ценностно-эмоциональный компонент (направляющая и смыслообра-зующая функция), регулятивно-поведенческий компонент (деятельностная функция), моти-вационный компонент (мотивирующая функция), рефлексивный компонент (регулирующая функция) [4].
Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В исследовании приняли участие 63 студента, из которых 18 юношей и 45 девушек в возрасте 17-21 год.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были выдвинуты и решались следующие задачи.
1. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие элементы, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации, в зависимости от пола респондентов.
2. Оценить достоверность различий в показателях самоактуализации между юношами и девушками.
3. Оценить достоверность связи показателей самоактуализации и элементов семейного самоопределения в юношеском возрасте.
При проведении исследования нами были использованы следующие диагностические методики:
• модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом;
• «Тест смысложизненых ориентаций» Д.А. Леонтьева;
• опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;
• самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз).
Результаты исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие математико-статисти-ческие методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, непараметрического критерия Манна-Уитни, линейную корреляцию Пирсона и ранговую корреляцию Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
При выявлении половых различий в показателях семейного самоопределения для количественных переменных, распределение которых значимо не отличается от нормального закона, мы использовали критерий Стьюдента для независимых выборок, в противных случаях - непараметрический критерий Манна-Уитини (см. табл. 1). Достоверные различия обнаружены для переменных ценность счастливой семейной жизни, я будущий муж/будущая жена, общение с людьми, личная независимость («бегство от родителей»), любовь, гармоничные сексуальные отношения, месть, мое будущее.
С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок и критерия Манна-Уитни мы оценили достоверность различий в составляющих самоактуализации между юношами и девушками (см. табл. 2). Достоверные различия выявлены для переменной «принятие агрессии».
Таблица 1.
Сравнительный анализ различий в показателях семейного самоопределения
между юношами и девушками
Показатели семейного самоопределения Среднее значение Значение Уровень критерия значимости
юноши девушки
Ценности брачно-семейных отношений
Родительская семья 5,8611 6,2556 t = -1,672 0,107
Брак 5,3519 6,0926 U = 296,5 0,095
Моя мама 6,5093 6,5741 U = 401 0,948
Мой отец 5,2593 5,7111 U = 347,5 0,379
Моя будущая семья 5,7870 6,4630 U = 296,5 0,089
Ценность счастливой семейной жизни 7,7222 9,6667 U = 174 0,000
Ценность любви 6,3889 7,4000 U = 374 0,634
Ценность свободы как независимости 5,9444 5,2222 U = 347 0,373
Составляющие образа Я-семъянина
Образ - Я 5,6204 5,8222 t = -,845 0,401
Я будущий муж / будущая жена 5,0926 6,2111 U = 172 0,000
Я будущий отец / будущая мама 6,1944 6,4519 U = 343 0,329
Я хозяин / хозяйка 5,5463 5,7148 t = -,589 0,558
Я сын / дочь 5,8796 6,0222 t = -,541 0,590
Мотивы вступления в брак
Достижение успеха 5,8519 6,1926 t = -1,618 0,119
Общение с людьми 5,2500 5,8407 t = -2,514 0,015
Самоактуализация 5,5000 5,8481 t =-1,660 0,102
Признание окружающими 4,9352 5,4593 t = -1,672 0,100
Материальное благополучие 5,5185 5,8259 t = -1,174 0,245
Личная независимость («бегство от родителей») 5,0278 5,8481 t = -2,905 0,005
Любовь 5,3796 6,4000 U = 229,5 0,006
Безопасность 5,3241 5,6000 t = -,990 0,326
Счастье 6,4444 6,5074 U = 403,5 0,981
Долг 4,2037 4,6704 t = -1,126 0,264
Гармоничные сексуальные отношения 6,2593 5,5519 t = 2,566 0,013
Месть 3,5741 2,7519 t = 2,053 0,048
Компенсация чувства одиночества 2,6204 2,8407 t = -,603 0,549
Представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации
Мое прошлое 5,1111 5,2852 t = -,503 0,617
Мое настоящее 5,3796 5,5926 t = -,651 0,518
Мое будущее 5,4444 6,1593 t = -2,860 0,006
Цели 32,3333 30,0444 t= 1,237 0,221
Процесс 31,0556 30,9333 t =,064 0,949
Результат 26,9444 25,4222 t= 1,038 0,304
Локус контроля Я 21,3333 20,8222 t =,441 0,661
Локус контроля жизнь 32,0000 29,9556 t= 1,302 0,198
Осмысленность жизни 106,0556 101,8889 t =,851 0,398
Примечания: X — значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и — значение критерия Манна-Уитни.
Таблица 2.
Сравнительный анализ различий в составляющих самоактуализации между юношами и девушками
Составляющие самоактуализации Среднее значение Значение критерия Уровень значимости
юноши девушки
Шкала ориентации во времени 8,5882 7,9070 U = 294,5 0,240
Шкала под держки 47,2353 43,6279 t= 1,529 0,132
Шкала ценностей самоактуализации 11,8235 11,0465 U = 298 0,264
Шкала гибкости поведения 11,8235 11,0698 U = 301,5 0,290
Шкала сензитивности 6,9412 6,0930 U = 278,5 0,146
Шкала спонтанности 7,4706 7,0000 U = 326 0,513
Шкала самоуважения 8,4118 8,0000 U = 328 0,536
Шкала самопринятия 10,3529 9,5116 U = 310,5 0,365
Шкала представлений о природе человека 4,0588 4,4419 U = 312,5 0,374
Шкала синергии 4,2941 3,6512 U = 295,5 0,230
Шкала принятия агрессии 9,9412 7,7209 U = 185,5 0,003
Шкала контактности 10,1176 8,6977 U = 257,5 0,074
Шкала познавательных способностей 4,6471 4,5349 U = 341 0,680
Шкала креативности 6,6471 6,2791 U = 324,5 0,496
Примечания: I - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и - значение критерия Манна-Уитни.
С помощью корреляционного анализа мы изучили связь параметров семейного самоопределения и самоактуализации в юношеском возрасте. Положительная корреляция на уровне статистической значимости р < 0,05 установлена для ценности счастливой семейной жизни и шкалой представлений о природе человека (г = 0,267). Таким образом, ценность счастливой семейной жизни является высокозначимой для респондентов, имеющих склонность воспринимать природу человека как положительную.
Выявлена положительная корреляция функциональной роли Я сын / дочь со шкалой ценностей самоактуализации (г = 0,285), шкалы самоуважения и образа - Я (г = 0,428), Я сын / дочь (г = 0,334), шкалы представлений о природе человека и образа Я будущий муж / будущая жена (г = 0,375). Итак, чем выше у респондентов такие составляющие образ Я - семьянина, как образ Я, Я - будущий муж/жена, Я - сын/дочь, тем выше показатели шкал ценностей са-
моактуализации, самооценки своих достоинств, самоуважения, положительного отношения к человеческой природе.
У юношей и девушек, имеющих высокий уровень самоуважения, способности к хорошей рефлексии, самоанализу, мотивами вступления в брак являются личная независимость, «бегство от родителей» (г = 0,291), признание окружающими (г = 0,261), любовь (г = 0,344) соответственно. Для юношей и девушек с высокими показателями шкалы ценностей самоактуализации (г = 0,326), спонтанностью и демонстративностью поведения (г = 0,271), способностью целостно воспринимать мир и людей (г = 0,293) возрастает значимость такого брачного мотива, как гармоничные сексуальные отношения. Наличие у респондентов склонности воспринимать себя таким как есть (г = 0,263), принимать свое гнев и раздражение как естественное проявление человеческой природы (г = 0,357), а также способность быстро устанавливать эмоционально-значимые контакты с людьми (г = 0,454) определяет важность мотива вступления в брак - месть.
Среди параметров семейного самоопределения, составляющих представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации, положительные корреляционные связи имеют параметры цели, результат, локус контроля Я, локус контроля жизнь со шкалой ориентации во времени, которая отражает нацеленность субъекта жить настоящим, а не прошлым или будущим. Высокие показатели шкалы ценностей самоактуализации у юношей и девушек определяет высокую значимость параметров процесс (г = 0,389), локус контроля Я (г = 0,315), локус контроля жизнь (г = 0,294), осмысленность жизни (г = 0,338). У респондентов с высокими значениями самоуважения обнаружена положительная корреляция с переменными мое настоящее (г = 0,311), цели (г = 0,478), процесс (г = 0,515), результат (г = 0,444), локус контроля Я (г = 0,545), локус контроля жизнь (г = 0,522), осмысленность жизни (г = 0,565). Показатели шкал представлений о природе человека и познавательных потребностей (стремление человека познавать окружающий мир) имеют положительные корреляционные связи с параметрами мое будущее (г = 0,336), процесс (г = 0,263), осмысленность жизни (г = 0,259) и результат (г = 0,324), локус контроля жизнь (г = 0,340), осмысленность жизни (г = 0,341) соответственно.
По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Параметры семейного самоопределения, ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я-семьянина, мотивы вступления в брак, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации зависят от пола респондентов. Так, для девушек параметры ценность счастливой семейной жизни (ценности брачно-семейных отношений), Я будущая жена (составляющие образа Я-семьянина), общение с людьми, личная независимость («бегство от свободы»), любовь, мое будущее (представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации) обладают большей ценностью по отношению
к юношам. Для юношей более важными брачными мотивами, чем для девушек, являются гармоничные сексуальные отношения и месть.
2. В отношении параметров самоактуализации также выявлены различия, связанные с полом. Юноши характеризуются большим уровнем принятия агрессии, т.е. способностью принимать гнев, раздражение как естественную реакцию человека.
3. В юношеском возрасте самоактуализация оказывает существенное влияние на развитие параметров семейного самоопределения, затрагивая ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я-семьянина, мотивы вступления в брак, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации. Наибольшее количество положительных корреляционных связей обнаружено в отношении параметров семейного самоопределения — представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации со шкалами самоактуализации.
Список литературы
1. Карнеев Р.К., Мерзлякова C.B. Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи // Вестник московского городского педагогического университета. 2011. № 2. С. 31—40.
2. Маслоу А. На подступах к психологии бытия // М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер». 1997.
3. Мерзлякова C.B. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи // Теория и практика общественного развития. 2014. №. 2. С. 114-119.
4. Мерзлякова C.B. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 560-584.
5. Мерзлякова C.B. Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек II Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №. 9-1.
6. Мерзлякова C.B. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №. 7. С. 130-141.
7. Мерзлякова C.B., Карпова Д.Н. Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №. 7. С. 128-137.
8. Мерзлякова C.B., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2011. №. 4. С. 127-131.