[9] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
[10] ЦветковаР. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психол. наука и образование.- М., 2006.- № 4.- С. 76-80.
Мерзлякова С.В.
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ1
В современном обществе наблюдается трансформация представлений о семье и семейном образе жизни, что выражается в распространении альтернативных форм брачно-семейных отношений и разрушении традиционной функционально - иерархической структуры семьи. Негативные явления в брачно-семейной сфере приводят к искажению представлений современной молодежи о значении и содержании семейной жизни. Добрачные представления формируются в процессе семейного самоопределения и являются основой последующей семейной самореализации. Несмотря на большую значимость проблема семейного самоопределения не получила достаточно глубокого рассмотрения в качестве самостоятельного объекта психологического исследования, в отличие, например, от личностного или профессионального самоопределения, которое широко изучено в психологии. Таким образом, в психологической теории и практике возникает настоятельная необходимость в создании целостного научно-обоснованного подхода для разработки модели семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Конкретизируем ранее сформулированное понятие «семейное самоопределение» [3]. Семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии
В нашем эмпирическом исследовании были установлены типы и механизмы семейного самоопределения современной молодежи. Мы предположили, что образ семьи, включающий в себя представления о «моей семье», «моей будущей семье», «идеальной семье», обусловлен взаимодействием трех семантических факторов ценности, силы и активности. Соответственно, задачи исследования включали:
1. изучение представлений о семье, составляющих образа Я-семьянина, мотивах заключения брака, выявление индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни у современных юношей и девушек;
2. выделение с помощью факторного анализа латентных переменных, позволяющих измерить образ семьи (понятия «моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья» оцениваются по трем факторам ценности, силы и активности) всесторонне и в то же время компактно;
3. определение типологических групп респондентов в пространстве семейного самоопределения с помощью кластерного анализа методом ¿-средних;
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной России»), проект № 1206-00020.
4. установление связи индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций, уровня осмысленности жизни с типом семейного самоопределения респондентов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
• модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом;
• опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;
• «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;
• тест Кэттелла (16 PF - опросник);
• опросник Кейрси.
Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, факторный анализ методом главных компонент, анализ пригодности, кластерный анализ методом k- средних, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Краскела - Уоллеса, однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок.
В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек.
Для определения типов семейного самоопределения мы использовали алгоритм, предложенный Г.Л. Ворониным, предполагающий проведение на первом этапе факторного анализа методом главных компонент, анализа пригодности, а затем кластерного анализа методом k - средних [1].
С помощью метода главных компонент извлечено два фактора, где доля объясненной дисперсии составляет 53,5 %. Показатель меры Кайзера - Мейера-Олкина (КМО = 0,671) свидетельствует об удовлетворительной адекватности выборки. Значимость критерия сферичности Бартлеттаp < 0,0001 указывает на то, что данные вполне приемлемы для проведения факторного анализа. В результате факторизации 9 первичных переменных и вращения факторов методом Варимакс получили хорошо структурированную матрицу (см. табл. 1).
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок после вращения
Переменные Фактор
1 2
Идеальная семья (фактор ценности) 0,740 0,303
Моя будущая семья (фактор ценности) 0,731 0,342
Моя будущая семья (фактор активности) 0,712 0,337
Моя семья (фактор ценности) 0,711 -0,223
Идеальная семья (фактор активности) 0,693 0,265
Моя семья (фактор активности) 0,649 -0,209
Идеальная семья (фактор силы) 0,101 0,749
Моя будущая семья (фактор силы) 0,038 0,727
Моя семья (фактор силы) 0,073 0,480
Первый фактор включает переменные, выражающие эмоциональную привлекательность и динамичность представлений юношей и девушек о семье. В зоне положительных значений фактора сосредоточены респонденты, для которых такие брачно-семейные представления, как «моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья» обладают высокой
"=■ 2,00000'
а. 1,00000"
,00000-
и -1,00000-
1£> о
|134|
Ъв> гт* Л
чу
"в
У*
1-1-1-
-3,00000 -2,00000 -1.00000
% А
9 V
' 238
ЛУ- о » •
Г
9 и ч
'в?' .<<• * я I *д «
Пол
" мужской пол в женский пол
1,00000 2,00000 3,00000
Образ семьи (фактор ценности и активности) Рис. 1. Двухфакторная модель семейного самоопределения современных юношей и девушек
значимостью и модифицируются во времени. В зоне отрицательных значений фактора сконцентрированы испытуемые, считающие семью маловажной ценностью, образ семьи не изменяется во времени. Первый фактор назовем «Образ семьи (фактор ценности и активности)».
Второй фактор группирует переменные, где опрашиваемые оценивают субъективную степень влияния представлений о семье на человека: в зоне положительных значений фактора находятся респонденты, на которых сильное влияние оказывают родительская семья и семейный образ жизни, в зоне отрицательных значений фактора сосредоточены опрашиваемые, характеризующиеся слабым воздействием на них брачно-семейных отношений. Аналогично, второй фактор определяем как «Образ семьи (фактор силы)».
С помощью процедуры «анализ пригодности» выполним проверку качества полученной модели. Подсчитав коэффициент Альфа Кронбаха, проверим согласованность первичных переменных, образующих первый и второй факторы. Для первого фактора «Образ семьи (фактор ценности и активности)», включающего шесть первичных переменных, этот показатель равен 0,88 (соответствует хорошей оценке внутренней согласованности шкалы), а для второго фактора «Образ семьи (фактор силы)», содержащего три первичные переменные, - 0,788 (приемлемая оценка). Проведенная проверка подтверждает гипотезу о существовании двух латентных факторов, фиксирующих уровень ценности, активности и силы образа семьи.
На рис. 1 визуализированы респонденты, занимающие в двухфакторном пространстве семейного самоопределения установленное место. Для респондента под номером 238 семья является высокозначимой ценностью, представления о семейном образе жизни динамичны, оказывают сильное влияние на жизнь испытуемого. Респондент под номером 274 занимает противоположную позицию по отношению к респонденту номер 238: представления о семье не имеют ценности, не изменяются во времени и не оказывают воздействия на него. Респондент номер 134 мало ценит семейный образ жизни, представления о семье не трансформируются во времени, но семья оказывает сильное воздействие на его судьбу. Для респондента номер 98 брачно-семейные представления обладают высокой значимостью и модифицируются во времени, но при этом семья не влияет на него.
Таблица 2
Конечные центры кластеров
Кластер
1 2 3 4
Образ семьи (фактор ценности и активности) -0,54909 0,86479 -1,29561 0,47160
Образ семьи (фактор силы) 1,27287 -0,83911 -0,80516 0,43724
Итак, полученная в ходе анализа двухфакторная модель изучаемого явления предполагает выделение четырех типов групп респондентов. С помощью кластерного анализа методом к - средних выделены 4 кластера (см. табл. 2). Респонденты первого кластера имеют отрицательные значения первого фактора и положительные значения второго фактора (69 чел.: 24 юноши и 45 девушек). Второй кластер составили испытуемые, у которых положительные значения первого фактора и отрицательные значения второго фактора (94 чел.: 35 юношей и 59 девушек). Третий кластер - отрицательные значения первого и второго факторов (79 чел.: 56 юношей и 23 девушки). В четвертый кластер вошли испытуемые, у которых положительные значения первого и второго факторов (125 чел.: 46 юношей и 79 девушек).
Дальнейший путь психологического анализа данных предполагает соединение двух-факторного пространства семейного самоопределения с индивидуально - психологическими характеристиками испытуемых. С помощью критерия Краскела - Уоллеса и однофактор-ного дисперсионного анализа мы оценили достоверность различий в показателях свойств личности в зависимости от типа семейного самоопределения (см. табл. 3). Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,05; р < 0,01.
Таблица 3
Оценка достоверности различий в индивидуально-психологических особенностях личности в зависимости от типа семейного самоопределения
Переменные Тип семейного самоопределения Значение критерия Уровень шачимо-сти
1 2 3 4
Ценность брачно-семейных отношений
Брак (фактор ценности) 5,69 6,22 5,05 6,26 Н = 63,499 0,000
Брак (фактор потенции) 4,77 4,25 4,28 4,59 Н = 35,188 0,000
Брак (фактор активности) 4,86 5,16 4,44 5,23 Н = 47,098 0,000
Моя мама (фактор ценности) 6,16 6,71 5,56 6,59 Н = 81,669 0,000
Моя мама (фактор потенции) 4,51 3,98 4,05 4,33 Н = 26,894 0,000
Моя мама (фактор активности) 4,93 5,49 4,66 5,34 Н = 50,212 0,000
Мой отец (фактор ценности) 4,84 5,93 4,68 5,6 Н = 58,624 0,000
Мой отец (фактор потенции) 4,87 4,66 4,39 5,02 Н = 29,396 0,000
Мой отец (фактор активности) 4,25 5,11 4,34 4,74 Н = 35,750 0,000
Составляющие образа - Я семейного самоопределения
Я будущий муж / будущая жена 5,83 6,28 4,75 6,29 Н = 95,218 0,000
Я будущий папа / будущая мама 5,75 6,53 5,25 6,53 Н = 88,842 0,000
Я хозяин / хозяйка 5,23 5,92 4,9 5,74 Н = 56,567 0,000
Я сын / дочь 5,35 6,13 5,02 5,98 Н = 70,111 0,000
Мотивы вступления в брак
Достижение успеха 5,6 5,94 5,48 5,93 Н = 20,849 0,000
Общение с людьми 5,33 6,09 5,04 5,84 Н = 56,434 0,000
Самоактуализация 5,5 5,93 4,86 5,74 Н = 51,037 0,000
Признание окружающими 5,22 5,76 4,56 5,69 Н = 62,621 0,000
Материальное благополучие 4,77 4,49 4,22 4,68 Н = 29,694 0,000
Личная независимость («бегство от родителей») 5,52 5,77 4,61 5,86 Н = 75,067 0,000
Любовь 6,11 6,41 5 6,51 Н = 80,917 0,000
Безопасность 5,37 5,61 4,54 5,57 Н = 57,358 0,000
Счастье 6,36 6,59 5,01 6,53 Н = 86,141 0,000
Родительство 5,75 6,53 5,25 6,53 Н = 88,842 0,000
Гармоничные сексуальные отношения 5,82 5,93 5,22 6,03 Н = 24,665 0,000
Месть 2,84 2,49 3,84 2,47 Н = 28,712 0,000
Компенсация чувства одиночества 2,68 2,69 3,82 2,94 Н = 24,612 0,000
Индивидуально-психологические особенности
Интеллект 4,47 3,84 3,5 4,54 Н = 7,978 0,046
Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения 8 7,42 6,73 8,82 Н = 11,794 0,008
Робость - смелость 7,15 6,49 5,82 7,68 Н = 10,641 0,014
Практичность - развитое воображение 5,91 5,22 5,14 6,56 Н = 11,322 0,010
Консерватизм - радикализм 6,71 5,71 4,82 7,14 Н = 17,364 0,001
Думание(Т) 8,85 7,59 10,79 7,49 Н = 13,053 0,005
Чувствование (Б) 11,15 12,37 9,16 12,47 Н = 12,188 0,007
Ценностные ориентации
Любовь 7,29 7,07 5,93 7,75 Н = 16,555 0,001
Познание 4,31 3,5 4,52 4,42 Н = 8,863 0,031
Счастливая семейная жизнь 8,97 9,1 7,26 9,38 Н = 19,833 0,000
Творчество 2,47 2,66 4,35 2,83 Н = 17,097 0,001
Смысложизненные о иентации
Цели 28,82 32,56 26,28 32,47 Б = 6,692 0,000
Процесс 27,65 31,22 26,48 31,9 Б = 5,642 0,001
Результат 24,03 26,04 22,24 25,91 Б = 3,190 0,025
Локус контроля Я 19,68 21,27 18 21,45 Б = 5,458 0,001
Локус контроля жизнь 28,71 30,42 26,48 31,21 Б = 3,865 0,011
Осмысленность жизни 95,21 104,2 88,7 105,6 Б = 6,714 0,000
Примечания: Н - значение критерия Краскела - Уоллеса, Г - однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок
Рассмотрим тип семейного самоопределения, для которого характерны высокая значимость семейного образа жизни, динамичность брачно-семейных представлений во времени и сильное влияние семьи на жизнь испытуемого (первый квадрант - положительные значения первого и второго факторов или четвертый кластер). Назовем его «Реализуемое и достигнутое семейное самоопределение». Представления о браке имеют высокозначимую ценность и динамичны во времени. Основными мотивами заключения брака являются: родительство, счастье, любовь, стабильные сексуальные отношения. Реализация семейных ролей отца/матери и мужа/жены имеют высокую ценность. Эмоционально привлекательными являются отношения с мамой, но сильное воздействие оказывает отец. Механизмами формирования семейного самоопределения могут быть прямая трансляция, ролевое экс-
периментирование. Поведение респондентов отличается высокой нормативностью, осознанностью соблюдения норм и правил, настойчивостью в достижении цели. Испытуемым свойственна социальная смелость и активность. Они характеризуются наличием интеллектуальных интересов, аналитическими способностями, критическим мышлением, имеют развитое воображение и высокий творческий потенциал. Отличаются наличием целей, которые придают жизни осмысленность и задают временную перспективу. Жизненный процесс в настоящем воспринимается респондентом, как увлекательный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Человек сам управляет своей жизнью, свободно принимая решения и воплощая их в соответствии с поставленными целями. Высокий уровень осмысленности жизни.
Тип семейного самоопределения, для которого характерны сильное влияние семьи на жизнь респондента, но при этом брачно-семейные отношения не имеют высокую ценность и образ семьи не изменяется во времени, назовем «Предрешенное семейное самоопределение» (второй квадрант - отрицательные значения первого и положительные значения второго факторов или первый кластер). Представления данной группы испытуемых о «моей семье», «моей будущей семье», «идеальной семье» совпадают и не модифицируются. Таким образом, респонденты без критического осмысления переносят модель родительской семьи на представления о будущей семейной жизни. Механизмом формирования семейного самоопределения является прямая трансляция [2, с. 42]. Первостепенными мотивами заключения брака являются: счастье, любовь, удовлетворение сексуальных потребностей, общение с людьми. Характерными особенностями являются ответственность, точность, соблюдение норм и правил поведения.
Следующий тип назовем «Диффузное семейное самоопределение»: брачно-семейные представления не имеют ценности, не изменяются во времени и не оказывают воздействия на судьбу респондента (третий квадрант - отрицательные значения первого и второго факторов или третий кластер). Важными мотивами вступления в брак являются: достижение успеха, родительство, удовлетворение сексуальных потребностей, общение с людьми. Следует отметить, что в данной типологической группе первое место в иерархии занимает мотив достижения успеха, который для большинства представителей молодежи является второстепенным [4]. Не исключена возможность заключения брака из чувства мести (отомстить человеку, которого любил (а), жениться/выйти замуж на зло своим родителям) или стремление избежать одиночества. Семейные роли мужа/жены и хозяина/хозяйки не обладают эмоциональной привлекательностью и значимостью. Механизмом формирования семейного самоопределения является обесценивание, отвержение. Респондентам свойственна конкретность, некоторая ригидность мышления, консерватизм. Они противятся переменам и с сомнением относятся к новому. Принимая решения, основываются на логике и объективных фактах. Они застенчивы, не уверены в себе, робки и сдержаны. Любовь является маловажной ценностью. Актуализируется ценность творчества. Отсутствие целей в жизни не придают ей направленности и осмысленности. В связи с этим наблюдается неудовлетворенность своей жизнью в прошлом и настоящем. Они убеждены, что собственная жизнь человека не подвластна его контролю и бессмысленно строить планы на будущее.
Последний тип - «Декларируемое семейное самоопределение», когда представления о брачно-семейных отношениях высоко ценятся и преобразуются со временем, но при этом остаются не реализованными, так как семья не оказывает существенного влияния на жизнедеятельность субъекта (четвертый квадрант - положительные значения первого и отрицательные значения второго факторов или второй кластер). Представления о браке обладают эмоциональной привлекательностью и динамичны. Главными мотивами заключения брака становятся: счастье, родительство, любовь, общение с людьми. Все функциональные роли в семье (отец/мама, муж/жена, сын/дочь, хозяин/хозяйка) обладают значимой ценностью. Высоко ценятся отношения с отцом, которые со временем изменяются. При этом мама и папа оказывают слабое воздействие на жизнь испытуемого, возможно, это является следствием
нарушений в сфере детско-родительских отношений, дисгармоничного типа семейного воспитания. Мы предполагаем, что семейное самоопределение формируется посредством компенсаторного механизма, который направлен на коррекцию модели родительской семьи в образе своей будущей семьи. Респонденты при принятии решения основываются не на логике, а на личных убеждениях и субъективных ценностях. В общении с людьми тактичные, сочувствующие, ценящие заслуги других. Мало значимой для них является ценность познания. Они отличаются целеустремленностью, удовлетворенностью прожитой частью жизни, способностью управлять своей судьбой.
Таким образом, полученные результаты эмпирического исследования будут полезны при разработке модели семейного самоопределения в юношеском возрасте, которая обеспечит успешность процесса ориентировки молодежи по отношению к семье как самоценности в добрачный период, развитие готовности юношей и девушек к брачно-семейным отношениям.
Литература:
[1] Воронин Г.Л. Еще раз о «кластерах на факторах» // Социологический журнал. - 2010. -№ 3. - С. 21 - 34.
[2] Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013.
[3] Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. № 12. 2012. С. 150-155.
[4] Мерзлякова С.В. Мотивация вступления в брак современных юношей и девушек // В мире научных открытий. № 9 (33) 2012. С. 187-205.
Пакшина Н.А.
АКМЕОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ
Успешность инновационных проектов во многом зависит от правильного подбора кадров. «Кадры решают все» - нельзя не согласиться с этой знаменитой фразой, она является универсальной на все времена. Может быть по этой причине, внимание привлекла статья С. А. Морозова с одноименным названием «Кадры решают все» [6], в которой говорится:
«С точки зрения психологии самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека - зрелость, приходится на возраст 40-50 лет... В нашей стране существуют жесткие возрастные ограничения. Многие руководители ищут кандидатов на работу не старше 25 лет. Пора обратить свой взор на совершенно невостребованный сегмент рынка труда».
Автор статьи ставит очень животрепещущие вопросы. В чем-то нельзя не согласиться с ним, а в чем-то хочется поспорить.
Такое явление, как ущемление по возрастному признаку, так, называемый «эйджизм», наблюдается и в других государствах. Россия - одна из стран, где это явление распространено достаточно широко [7]. Действительно, в нашей стране сейчас можно отметить перекос в сторону активных попыток «омоложения» самых разных коллективов. Такая тенденция наблюдается при формировании постоянного состава работников конкретных предприятий и организаций, но еще в большей мере при подборе временных исполнителей инновационных проектов.