Научная статья на тему 'Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек'

Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2608
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЕМЕЙНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / РАЗОБЩЕННЫЙ УРОВЕНЬ / РАЗДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ / СВЯЗАННЫЙ УРОВЕНЬ / СЦЕПЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ / SELF-DETERMINATION / IDENTITY / FAMILY SELF-DETERMINATION / FAMILY COHESION / SPLIT LEVEL / DIVIDED LEVEL / BOUND LEVEL / CHAINED LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of young men and girls

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Текст научной работы на тему «Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек»

УДК 159.9.075 ББК 741:3

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasiljevna Candidate of Psychology, Assistant Professor of the Chair of general psychology and psychology of development

Astrakhan State University Astrakhan SvetyM@yandex.ru Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of

young men and girls Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-0600020.

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020 Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, семейная сплоченность, разобщенный уровень, разделенный уровень, связанный уровень, сцепленный уровень.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, family cohesion, split level, divided level, bound level, chained level.

Введение

Актуальность изучения брачно-семейных представлений молодежи обусловлена изменением роли семьи в жизни современного общества. Социально-экономические и политические общественные преобразования вызвали изменения в иерархии традиционных семейных функций, способствовали появлению нового исторического типа семьи, для которого характерны равноправное партнерство с демократическим типом совместно-разделенного главенства, гибкая ролевая структура, где любовь, личностный рост и самореализация каждого члена семьи становятся приоритетными семейными ценностями. Переход к новому типу семьи сопровождается проявлением ряда негативных тенденций: нестабильность брачного союза, возрастание числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, значительное распространение явления «Child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей), явления «отложенное ро-дительство», легализация однополых браков в странах Европы и т.д. Это способствует возникновению в молодежной среде ряда серьезных психологических проблем, связанных с жизненным выбором и самоопределением. Самоопределение или близкое ему понятие «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные виды: этническая идентичность [14], гражданско-культурная идентичность [1], поликультурная идентичность [2], социальное самоопределение [15], личностное самоопределение [3], профессиональное самоопределение [8], экономическое самоопределение [4] и др.

Под семейным самоопределением мы понимаем многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и

рефлексии [11]. Типами семейного самоопределения являются: диффузное, предрешенное, декларируемое, реализуемое и достигнутое.

Семья, семейное воспитание, особенности характера детско-родительских отношений играют важную роль в развитии личности на всех этапах онтогенеза, выступает источником развития ребенка, определяет социальную ситуацию развития, обеспечивает формирование ключевых возрастных новообразований [6, 7, 9]. Одним из параметров семейной системы является сплоченность семьи. О.А. Карабанова определяет сплоченность семьи как интегративную характеристику функционирования семьи, которая включает в себя, «во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы»» [5, с. 106].

В рамках «циркулярной модели» Д.Х. Олсона семейная сплоченность рассматривается как степень эмоциональной связи между членами семьи и различаются четыре уровня - от экстремально низкого до экстремально высокого. При минимальной выраженности семейной сплоченности можно говорить об эмоциональной разобщенности, которой свойственны значительная дистанция между членами семьи, автономность, низкая заинтересованность друг в друге. Разделенный уровень семейной сплоченности характеризуется наличием эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимоотношениях и эмоциональной автономии. Связанный (объединенный) уровень предполагает эмоциональную близость, высокую степень эмпатии и оптимальную степень личностной дифференцированности членов семьи. Максимальная выраженность семейной сплоченности - сцепленный уровень (запутанный, склеенный). В этом случае, члены семьи эмоционально взаимозависимы, во взаимодействии отсутствуют четкие границы личности. В зависимости от успешности функционирования семейной системы выделяются сбалансированные (разделенный, связанный) и экстремальные (разобщенный, сцепленный)

уровни семейной сплоченности. Связь уровня сплоченности семьи и особенностей семейного самоопределения до сих пор не изучалась.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования семейного самоопределения юношей и девушек в зависимости от уровня семейной сплоченности. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте и ранней зрелости уровень семейной сплоченности родительской семьи определяет особенности и тип семейного самоопределения юношей и девушек.

Организация и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи.

1. Определить уровень семейной сплоченности респондентов.

2. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие характеристики, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, временная перспектива, смысложизненные ориентации, в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

3. Оценить достоверность связи типа семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет.

Результаты исследования

Полученные в ходе исследования результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ8-3) демонстрируют нам, что 221 чел. (60 %) имеют разобщенный, 121 чел. (33 %) - разделенный, 14 чел. (4 %) - связанный, 11 чел. (3 %) - сцепленный уровень семейной сплоченности родительской семьи.

В результате проведенного ранее сравнительного анализа между юношами и девушками были выявлены достоверные различия в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения [10; 12; 13], поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных уровнем семейной сплоченности родительской семьи, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. При изучении связи семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Р) и непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Н).

В группе юношей достоверные различия на уровне статистической значимости р < 0,05 обнаружены для шкал «Я - сын» (Н = 11,827; р = 0,008), «общение с людьми» (Н = 7,798; р = 0,050), «материальное благополучие» (Н = 11,053; р =0,011), «безопасность» (Н = 10,85; р = 0,013), «мое прошлое» ^ = 3,06; р = 0,033), «мое будущее» (Н = 9,355; 0,025), «процесс жизни» ^ = 3,408; р = 0,022), «локус контроля - жизнь» ^ = 4,297; р = 0,007), «осмысленность жизни» (Н = 12,452; р = 0,006). При сцепленном уровне семейной сплоченности для юношей характерны высокая ценность семейной роли сына, важным брачным мотивом является общение с людьми, эмоциональной привлекательностью обладают воспоминания о прошлом. При разделенном и связанном уровне се-

мейной сплоченности родительской семьи у юношей наблюдается нацеленность и высокая значимость будущего, процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, формируется убеждение в том, что человек способен управлять своей судьбой, актуализируются такие мотивы вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

У девушек достоверные различия выявлены для переменных «родительская семья» (Н = 13,139; р = 0,001), «мой отец» (Н = 16,422; р < 0,0001), «мы -семья» (Н = 8,09; р = 0,018), «отношение к родительской семье» (Н = 15,175; р = 0,001), «Я - будущая жена» (Н = 6,044; р = 0,049), «достижение успеха» (Н = 10,159; р = 0,006), «любовь» (Н = 11,874; р = 0,003), «мое настоящее» (Н = 8,666; р = 0,013), «локус контроля - Я» (Н = 6,999; р = 0,03). Сбалансированные уровни семейной сплоченности (разделенный и связанный) влияют на формирование у девушек высокой ценности и положительного отношения к родительской семье, значимости семейной роли Я - будущая жена, важности таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. При разделенном уровне семейной сплоченности для девушек отношения с отцом являются высокозначимыми, ценным оказывается настоящее. Связанный уровень семейной сплоченности способствует формированию положительных установок в отношении собственной семьи (Мы - семья), представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок выявлены достоверные различия в показателях семейной сплоченности в зависимости от типа семейного самоопределения: F = 2,74 и р = 0,045. Показатели средних значений свидетельствуют о том, что при разобщенном уровне семейной сплоченности формируется предрешенное и диффузное се-

и т-ч ч_* и

мейное самоопределение. Разделенный уровень семейной сплоченности стимулирует активную ориентировку молодежи в сфере семьи и способствует ста-

новлению реализуемого и достигнутого, декларируемого типов семейного самоопределения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты достаточно убедительно говорят о правомерности выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование, направленное на изучение влияния уровня семейной сплоченности родительской семьи на формирование семейного самоопределения юношей и девушек, позволяет сделать следующие выводы.

1. Полученные данные свидетельствуют, что характерными в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (20-22 года) являются разобщенный и разделенный уровни семейной сплоченности родительской семьи.

2. У юношей обнаружены особенности семейного самоопределения в зависимости от уровня семейной сплоченности. На формирование образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций оказывает влияние сплоченность родительской семьи. При экстремально высоком (сцепленном) уровне сплоченности для юношей характерны большая значимость роли сына, общение с людьми является важным брачным мотивом, воспоминания о прошлом окрашены эмоционально-положительным отношением. Сбалансированные (разделенный, связанный) уровни семейной сплоченности способствуют формированию у юношей нацеленности в будущее, восприятия жизни как эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, убеждения в способности управлять собственной судьбой, значимости таких мотивов вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

3. У девушек ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я - семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации обусловлены уровнем семейной сплоченности. Сбалансированным уровням (разделенный, связанный) семейной сплоченности соответствуют высокая ценность, эмоционально-положительное

отношение к семье родителей, значимость функциональной роли Я - будущая жена, актуализация таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. Ориентация на настоящее, ценность взаимоотношений с отцом формируется у девушек при разделенном уровне семейной сплоченности. Эмоционально-положительное восприятие собственной семьи, представления о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни, характерны для девушек, имеющих связанный уровень семейной сплоченности.

4. В юношеском возрасте (15-19 лет) и ранней зрелости (20-22 года) тип семейного самоопределения статистически связан с уровнем семейной сплоченности родительской семьи. Экстремально низкому (разобщенному) уровню семейной сплоченности соответствуют предрешенное и диффузное семейное самоопределение. Сбалансированный (разделенный) уровень семейной сплоченности ведет к формированию декларируемого, реализуемого и достигнутого типов семейного самоопределения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сбалансированные уровни сплоченности (разделенный, связанный) родительской семьи находят отражение в положительной динамике развития компонент семейной идентичности, способствуют формированию реализуемого и достигнутого типа семейного самоопределения в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (2022 года).

Библиографический список

1. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи [Текст] // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 60-69.

2. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] // Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 49-55.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2007. -№ 1(10). - С.50-55.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании

образа будущей семьи [Текст] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 304 с.

9. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.

10. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.

11. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 85-91.

12. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.

13. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.

14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 2. - С.3 - 17.

15. Чернышев А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 112-117.

Bibliography

1. Batarchuk D.S. The specificity of the Russian civic-cultural identity of students [Text] // Akmeology. - 2014. - № 2 (50). - P. 60-69.

2. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psychology-pedagogical model of multicultural identity [Text] // Akmeology. - 2012. - № 4. - P. 49-55.

3. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination [Text] // Voprosy psychologii. - 1994. - № 3. - P. 43-53.

4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination of youth: structure and determination [Text] // Vestnik prakticheskoy psyhologii obrazovaniya. - 2007. - № 1(10). -P.50-55.

5. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook [Text] / O.A. Karabanova - М.:Gardariki, 2006. - 320 p.

6. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education [Text] // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.

7. Karabanova O. A.Trofimova O. V.Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family [Text] // Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions: Monograph. - Astrakhan: Edition «Astrakhan University", 2013. - 110 р.

8. Klimov E.A. Psychology of professional determination. [Text] - M.: Publishing center «Academy», 2004. - 304 р.

9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth [Text] // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC. - 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.

10. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth's family identity [Text] // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.

11. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation [Text] // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.

12. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph [Text] / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.

13. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls'Family Self-Determination Development [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.

14. Stefanenko T.G. Ethnic identity: from ethnology to social psychology [Text] // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2009. - № 2. - P.3 - 17.

15. Chernyshev A.S., Gaidar K.M. Social determination of subjects in the system of modern education [Text] // National Psychological Journal. - 2010. - № 2 (4). - P. 112-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.