аспектам снижения энергопотребления относятся: резкое развитие производства с использованием альтернативных источников энергии, уменьшение количества энергии, утраченной в сети, путем замены линий электропередач подстанции и их реконструкцией; внедрение новых, инновационных технологий, которые сокращают потребление энергии.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Олий Мажлису // Народное слово. Т., 2017. 23 декабря. С. 1-2.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Маськов С.А.
Маськов Сергей Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Аннотация: основным способом преодоления диспропорций социально-экономического развития региона является осуществление комплексных преобразований структуры экономики как системы мезоуровня. Выбор направлений структурных преобразований должен осуществляться с учетом особенностей развития субъектов региональной экономики, социальных, экономических и экологических последствий их реструктуризации, мер государственной поддержки на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и т.д.
Ключевые слова: стратегии структурных преобразований, механизм структурных преобразований.
Проблема формирования стратегии структурных преобразований в экономике региона, имеющая важное значение для структурной перестройки, связана с необходимостью разработки и организации выполнения конкретных мер по рыночному реформированию экономики региона.
Наиболее важные из них:
- органическое сочетание развития перспективных и конкурентоспособных производств с регулируемым свертыванием убыточных, экономически бесперспективных производств с отсталой технологией и изношенной техникой, неконкурентоспособной продукцией. В этих условиях функция администрирования региона должна заключаться в контроле за ходом процедуры банкротства, отслеживании того, чтобы процесс свертывания предприятий соответствовал направлениям структурной перестройки, не затрагивая жизненно важные для региона предприятия; отвечал принципам объективности, т.е. касался обоснованно бесперспективных и безнадежных предприятий; сопровождался комплексом превентивных мер по социальной защите работников;
- формирование конкурентоспособного рыночного сектора посредством образования крупных диверсифицированных трансрегиональных и транснациональных корпораций (финансово-промышленных компаний) на базе ведущих предприятий региона. Создание финансово-промышленных групп или корпораций — это не только решение стратегических задач формирования конкурентоспособного сектора промышленности и выхода его на общенациональные и зарубежные рынки. Одновременно это способ выживания и рыночного реформирования крупномасштабного массового производства, создания благоприятной среды для успешного функционирования в их нише мелкого и среднего бизнеса, и возможность реальной аккумуляции инвестиций для крупных проектов;
- развитие малого предпринимательства в регионе с использованием богатого арсенала методов, приемов и механизмов поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
- завершение приватизационных процессов и достижение соответствующей им определенности прав собственности на предприятиях;
- наличие разработанной системы взаимоотношений региональной администрации с предприятиями. Основные принципы этой системы должны предусматривать:
- разработку и практическое применение в отношениях с предприятиями системы экономических регуляторов и инструментов, ориентирующих на реализацию приоритетов структурной перестройки и территориальное развитие;
- единый подход во взаимоотношениях с предприятиями различных форм собственности;
- разработку механизма прямого взаимодействия региональных структур власти с предприятиями
по различным направлениям общих территориальных проблем (занятости, жилищно-коммунальных, социально-культурных и других) [1, 2].
Стратегические направления структурной перестройки экономики региона: совершенствование ее хозяйственной специализации, решение важнейших проблем регионального развития и рыночных преобразований в хозяйственном комплексе, требуют для их реализации довольно длительного времени, радикальных преобразований и значительных инвестиций.
Методы стратегического управления начинают успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и муниципальных образованиях, при управлении инвестиционной деятельностью или масштабными инфраструктурными проектами. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы муниципальных органов управления.
Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Развиваются все социально-экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В процессе развития любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новые черты могут проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления [3].
Развитие регионов, необходимость их реструктуризации, представляя собой момент реализации общегосударственной стратегии управления, предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной региональной системы, но и внедрение в эту систему новых рыночных элементов при ликвидации старых административных звеньев [4].
Рассмотрим функциональную схему механизма структурных преобразований, отражающего характер воздействия управляющей системы, принимающей решение о реструктуризации субъекта экономики (отрасли, предприятия, фирмы) на исполняющую систему управления, осуществляющую преобразования структуры субъекта (рис. 1) [5].
Командная информация (директива, приказ и т.п.) вышестоящей организации (ведомства, министерства) поступает в исполняющую систему управления нижестоящей организации (предприятия, группы предприятий, отрасли), где происходит корректировка цели преобразования и определяется роль реструктуризуемого субъекта, и, одновременно в блок контроля и учета, где отслеживаются все структурные преобразования.
Затем командная информация попадает в блок анализа, где реализуется подготовительная стадия структурных преобразований. При необходимости изменения структуры субъекта информация попадает в блок прогнозирования и планирования, где происходит реализация стадии вариантов программ структурных преобразований, при этом возможно применение межотраслевых моделей балансового типа.
На следующем этапе информация попадает в блок оперативного управления, где происходит реализация стадии организации процесса согласования интересов и непосредственно согласование интересов участников сторон, а также осуществление стадии практической реализации структурных преобразований с учетом командной информации, поступающей с блока контроля и учета и плановой информации с блока планирования и прогнозирования.
Рис. 1. Функциональная схема управления структурными преобразованиями в экономике региона
После осуществления структурных преобразований информация о состоянии объекта реструктуризации вместе с информацией о состоянии внешней среды поступает в блок контроля и учета, где анализируется, корректируется, а затем поступает в вышестоящую систему управления, принимающую решение о реструктуризации регионального субъекта, где цикл управленческих процедур по реструктуризации экономического субъекта завершается.
Список литературы
1. Гурман В.И., Рюмина Е.В. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона // М.: «Наука», 2001.
2. Зарубин В.И., Чефранов С.Г. Мониторинг в управлении региональной экономикой // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2003. № 2. С. 87-92.
3. Кетова Н.П. Инновационный потенциал региона: развитие и регулирование // Экономическая система современной России. Концепция проблемы, приоритетные цифры, региональная специфика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. 184 с.
4. Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001. С. 167.
5. Маськов С.А. Механизм реструктуризации субъектов региональной экономики как инструмент стратегического управления. Международное научное переодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 декабря 2016 г., Омск) /в 3 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2016. С. 121-123.
ДЕМАРКЕТИНГ Куликова Е.С.1, Галикеева К.Г.2
'Куликова Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент;
2Галикеева Кристина Горовна — студент, экономический факультет, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт международных связей, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей демаркетинга на мировом рынке. В статье раскрываются процессы использования демаркетинга в различных структурах.
Ключевые слова: демаркетинг, стратегия, конкуренция, спрос, предложение, маркетинг.
Демаркетинг - это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж т.д.
Для чего нужен демаркетинг? Временами потребность на продукцию становится очень активной.
В данном случае демаркетинг служит для переубеждения людей от совершения покупки или услуги. Сдерживающий маркетинг (демаркетинг) применяются при повышенном спросе продукции над предложением. В таких условиях уместно использовать повышение цен на продукцию, переключения внимания с помощью рекламных компаний на другую продукцию, разрабатывают дополнительные источники по поставке продукции, использование импортозамещения. Ведь каждая компания, работающая на рынке большой конкуренции и работает над выпуском продукции, может оказаться в ситуации, когда спрос на данную
продукцию существенно превысит предложение. Причинами могут оказаться различные факторы. Данное и безграмотное планирование деятельности самой компании, и различные факторы, которые ей не подвластны в независимости от вида причин, только демаркетинговые методы могут справятся с понижением спроса и ограждает от негативного впечатления о компании. Демаркетинг представляет стратегию изготовителя в маркетинге, сосредоточенное на уменьшение либо на временное снижение спроса на продукцию разними способами.[1,3].
Кто использует демеркетинг? Описанные выше задачи, типы и миссии этого направления маркетинга. Становится очевидно, что такая политика зачастую либо не часто применяется фирмами, которые предоставляют услуги или
выпускают товары. Тем не менее не только фирмы используют в своей работе. Демаркетинг уместно осуществлять при вмешательстве государства, что может оказать благоприятный результат.[5].
Виды демаркетинга:
1. Активный демаркетинг (active) - им регулируют работу с менее прибыльными услугами / товарами либо потребителями.
2. Пассивный демаркетинг (passive) - состоит в предоставлении данных потребителям о вредности продукта для них, окружающих, природы и т.п. Такого рода метод деятельности, как правило применяют госструктуры, общественные деятели.
Может быть полезен инструмент с целью обозначения социальной направленности компании.
3. Абсолютный демаркетинг (complete)- процесс, означающий мнения продукта из реализации с целью избежания малоприятных результатов, которые могут повлиять на фирму. В данном случае демаркетинг объединён с моральным устаревание продукта (проигрыватель), существенное понижение объема продаж(полароид), неизменными казусами с качествами (автомобили).