4. Колесников Ю.С. Региональная составляющая проблем стратегического планирования // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: Изд-во ИВЦ «Маркетинг», 2001. С. 167.
5. Маськов С.А. Механизм реструктуризации субъектов региональной экономики как инструмент стратегического управления. Международное научное переодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 декабря 2016 г., Омск) /в 3 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2016. С. 121-123.
ДЕМАРКЕТИНГ Куликова Е.С.1, Галикеева К.Г.2
'Куликова Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент;
2Галикеева Кристина Горовна — студент, экономический факультет, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт международных связей, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей демаркетинга на мировом рынке. В статье раскрываются процессы использования демаркетинга в различных структурах.
Ключевые слова: демаркетинг, стратегия, конкуренция, спрос, предложение, маркетинг.
Демаркетинг - это маркетинг, который решает проблему чрезмерного спроса с помощью повышения цены на товар, прекращения стимулирования продаж т.д.
Для чего нужен демаркетинг? Временами потребность на продукцию становится очень активной.
В данном случае демаркетинг служит для переубеждения людей от совершения покупки или услуги. Сдерживающий маркетинг (демаркетинг) применяются при повышенном спросе продукции над предложением. В таких условиях уместно использовать повышение цен на продукцию, переключения внимания с помощью рекламных компаний на другую продукцию, разрабатывают дополнительные источники по поставке продукции, использование импортозамещения. Ведь каждая компания, работающая на рынке большой конкуренции и работает над выпуском продукции, может оказаться в ситуации, когда спрос на данную
продукцию существенно превысит предложение. Причинами могут оказаться различные факторы. Данное и безграмотное планирование деятельности самой компании, и различные факторы, которые ей не подвластны в независимости от вида причин, только демаркетинговые методы могут справятся с понижением спроса и ограждает от негативного впечатления о компании. Демаркетинг представляет стратегию изготовителя в маркетинге, сосредоточенное на уменьшение либо на временное снижение спроса на продукцию разними способами.[1,3].
Кто использует демеркетинг? Описанные выше задачи, типы и миссии этого направления маркетинга. Становится очевидно, что такая политика зачастую либо не часто применяется фирмами, которые предоставляют услуги или
выпускают товары. Тем не менее не только фирмы используют в своей работе. Демаркетинг уместно осуществлять при вмешательстве государства, что может оказать благоприятный результат.[5].
Виды демаркетинга:
1. Активный демаркетинг (active) - им регулируют работу с менее прибыльными услугами / товарами либо потребителями.
2. Пассивный демаркетинг (passive) - состоит в предоставлении данных потребителям о вредности продукта для них, окружающих, природы и т.п. Такого рода метод деятельности, как правило применяют госструктуры, общественные деятели.
Может быть полезен инструмент с целью обозначения социальной направленности компании.
3. Абсолютный демаркетинг (complete)- процесс, означающий мнения продукта из реализации с целью избежания малоприятных результатов, которые могут повлиять на фирму. В данном случае демаркетинг объединён с моральным устаревание продукта (проигрыватель), существенное понижение объема продаж(полароид), неизменными казусами с качествами (автомобили).
Стратегии демаркетинга:
1. Общий демаркетинг - предприятие принимает решение о понижение спроса со стороны всех потребителей.
2. Выборочный демаркетинг - частичное понижение спроса. Используются в тех рыночных сегментах, которые считаются нерентабельными.
3. Кажущийся демаркетинг - потребность ограничивается недостаточным предложением продукта с целью спровоцировать переоценку. Подобная политика демаркетинга, как правило используется в секторе дорогих автомобилей.
Какие инструменты демаркетинга используют компании? Какие инструменты предлагает демаркетинг? Примеры основных:
• Закрытие программ по продвижению товара.
• Компрометирование продукта.
• Повышение цен
• Введение ограничений в общей доступности продукта (реализация в
• определённых местах в установленный период времени).
• Уменьшение пакета гарантийного сервиса и падение условий оплаты продукта.
• Однозначная идентификация VIP-групп потребителей.
• Приостановление реализации товара. [4].
Использование демаркетинга в государстве. Демаркетинг динамично использует государство с целью удовлетворение своих интересов. Какие ключевые методы в данной сфере использует госсектор?
• Бережливое отношение к ресурсам, призыв к экономному потреблению;
• Социальная сфера- модификация вида существования, ограничение либо отказ с перееданием, стремление к здоровому образу жизни, отказ от гиперпотребления.
• Экология - запрет и ограниченность на охоту и рыбалку, сопротивление загрязнению окружающей среды, создание заповедников и парков.
• Государство реализовывает урегулирование существование общества в соответствии с принципами 3P:
• prevention - профилактика
• protection - защита
• prosecution - принуждение, иногда сюда добавляется партнёрство - partnership
Звенья 3P совокупные с маркетинговыми 4P представляющую из себя общую концепцию демаркетинга в государственных интересах.
Одним из явных примеров, где можно применять демаркетинг, является
использование электричества. Все знают, что в прохладные дни утром и вечером увеличивается спрос на электроэнергию. На электростанции проходит высокая нагрузка, которую трудно сократить. Выходом в таких условиях может стать увеличение стоимости на пики использования, а кроме того уменьшение стоимости в другие часы. [2].
Таким образом, в ночные часы, электроэнергия самая дешёвая, многие используют её, для того чтобы помыть посуду в посудомоечной машине или постирать белье. В данном случае демаркетинг уместно использовать, так как все могут получить выгоду.
Примеры демаркетинга в бизнесе. Предприятие Америки, занимающееся в области телекоммуникаций, изучило заказы посетителей в службу техподдержки. Исследование показало, что некоторые клиенты услуг неоднократно обращаются за помощью в данный отдел - таким образом, их не удовлетворяет нынешнее обслуживание. Предприятие приняло решение, что такие потребители ей невыгодны. Подобная точка зрения в корне отличается от позиции российских компаний, удерживающих покупателей любой ценой, (примером является усложнённая процедура расторжения договора с Томской компанией, по инициативе покупателя.
Компания Америки, функционирующая в области энергетики, рассмотрели работу с покупателями, сделали заключение, что им наиболее интересно обслуживание покупателей, которые не обращаются с претензиями очень часто и не создают проблем.
Где ещё используется демаркетинг? В любой сфере можно найти примеры. Финансовое предприятие Америки проводила акцию по закрытию счетов некоторых клиентов, предлагая компенсацию до 300 долларов за подобную процедуру. Многочисленные банки практикуют закрытие счетов, которые долго не использовались, в его адрес отправляют письменное уведомление. Подобные действия содействуют сокращению расходов на малоэффективный маркетинг. Порой, когда задачи демаркетинга состоит в отсеивании ненужных покупателей, предприятие показывает благородство и предлагает направиться к конкурентам.
Примером является очередная компания в сфере страхования, они отбраковывают желающих застраховаться после рассмотрения заявки, оставленной на веб-сайте фирмы. Исследовав данные об автомобиле потенциального покупателя, водительском стаже и намеченном размере платежа, страховая компания принимает решение, насколько прибыльным будет такой клиент, и какие риски он несёт для компании. В случае если покупатель оказывается в группе высокого риска, он получает совет направиться к иным страховым компаниям. Пример из российской реальности - некоторые банки иногда настойчиво рекомендуют частным лицам обратиться в другой банк по мелким вопросам, не желая тратить на это время. Компании-гиганты переадресуют мелких покупателей на небольшие компании, которые работают с индивидуальными заказами. Демаркетинг прослеживается в вопросах ценообразования в премиальном рыночном сегменте. Итогом использования данного метода можно назвать отсеивание потребителей и дифференциацию продукта по отношению к другим.
Примером могут является компании, которые удерживают высокую стоимость на свои продукты, а в следствие имеют постоянных клиентов, требовательных к качеству продукции. Некоторые компании не работают в сфере корпоративных продаж юридическим лицам, считая данный метод неэффективным. Компании могут приобрести товар только при условиях, которые установлены для физических лиц. [2,5].
Ещё пример, как применятся демаркетинг, невзирая на переломное время в экономике, отдельные европейские отели отказываются располагать гостей с детьми. Когда целесообразно использовать демаркетинг? Большинство компаний полагает, что демаркетинг уместно осуществлять при поиске и отсеивании не прибыльных клиентов, с целью снижения затрат и увеличения прибыли. Итоги анализа говорят, что доход фирмы, как правило приносит лишь 20% покупателей, а другие приносят заметные потери (20%) или балансируют на грани,
компенсируя затраты на собственное обслуживание и принося минимальную прибыль (60%) Нижеприведённый пример наглядно показывает, что работа с клиентской базой, в частности, анализа обязана проводится фирмой каждый день и регулярно. [3].
1. Расчёт абсолютно всех расходов, связанных с обслуживанием покупателей. Сюда входят:
• работа с покупателями по телефону;
• Поездки к покупателю;
• Организация презентаций, семинаров;
• Помощь при авариях и форс-мажорах;
• Все затраты на реализацию (в том числе дополнительные расходы на внеплановые непредвиденные поставки, работу в выходные, потребность срочной поставки, отгрузка небольших объемов продукта).
• Переданные покупателю информационные и рекламные материалы.
2. Распределение услуг на оплачиваемые покупателем и предоставляемые
бесплатно.
Демаркетинг подразумевает необходимость сравнения затрат и суммы продаж по каждому покупателю. Необходимо установить, что из собственных услуг вы готовы бесплатно предоставить, а что нужно ввести в стоимость. Правильно прописать в счете все услуги - и бесплатные, и платные (с нулевой стоимостью). Помимо этого, нелишним будет упомянуть суммы затрат изготовителя продукта. В следствии потребитель обретёт сведения о том, сколько и каких товаров и услуг он оплатил, и какое количество дано ему бесплатно. Здесь функционирует психология - пока покупатель не видит перечень того, что предоставляется бесплатно в дополнение к взятому товару, он принимает это как само собой разумеющееся.
3. Сегментация клиентской базы.
Когда анализируется прибыль, которую приносит покупатель, весьма принципиально производить оценку характеристики (прибыльность, размер продаж) и качественные (репутация покупателя, продолжительность партнёрства, возможность референсного сотрудничества, лёгкость работы с ним). Для того чтобы продуктивно выполнить сегментирование клиентской базы, аспекты оценки качественных показателей хорошо должны быть сформированы и продуманы.
4. Формирование услуг по отдельным сегментам.
В конце необходимо изложить услуги по сегментам и определить условия оплаты.
Подразумевается, что отдельные из услуг могут быть бесплатными для клиентов из одного сегмента, и платными - для остальных.
Как могут использовать демаркетинг конкуренты? Компании, которые не способны сформировать качественную рекламу своего продукта, но антирекламу конкурентам организовывают со знанием дела. К сожалению, на сегодняшний день весьма широко распространен «чёрный» РЯ в России - его используют и фирмы - гиганты, и небольшие провинциальные конторы. Его можно встреть в выступлениях и публикациях, кинематографе и музыке, политике и теле - шоу. Смешивание с грязью
57
соперников - безотказный приём и, что немаловажно, вполне экономный. В случае если личного навыка недостаточно, то можно обратиться к опыту Европы и США, где давно и благополучно существуют компании, сделавшие себе имя на «чёрном» PR и демаркетинге.[4].
Список литературы
1. Маркетинг и экономика для студентов // Основы маркетинга. [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа: http://marketing-now.ru/osnovyi-marketinga/chto-takoe-demarketing/ (дата обращения 03.05.2018).
2. Зайцева В.А. Маркетинг. Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. ГИНФО, 2001.
3. Вырупаев П. Marketing in Russia // Демаркетинг: Работа с нежелательными клиентами или как избежать убытков [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://marketing-in-russia.ru/2011/498/ (дата обращения: 05.05.2018).
4. Бизнес ПРОСТ // Демаркетинг. [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://biznes-prost.ru/demarketing.html/ (дата обращения: 13.05.2018).
5. ЕгороваМ.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг- Шпаргалки Эксмо, 2007.
IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN Bakieva I.A.1, Fayziyev Sh.Sh.2
'Bakieva Iroda Abdushukurovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;
2Fayziyev Shavkat Shahobidinovich - Teacher, DEPARTMENT OF BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP, FACULTY OF BUDGET ACCOUNTING AND STATE
FUNDS,
TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article analyzes the state of small business and entrepreneurship in the economic development of the country and the importance of this sphere, taking into account its role in increasing the competitiveness of products, providing the population with jobs.
Keywords: business, entrepreneurship, development, sphere, employment, competitiveness, jobs.
Development of small business and private entrepreneurship in Uzbekistan is on the threshold of a new stage. Small business and entrepreneurship is an integral and essential sector of the market economy, forming the competitive environment. The features of this sector with a sufficient level of its development contribute to economic, social and political stability of society. Small business and entrepreneurship are essential elements of a market economy to ensure a harmonious development of the regions, largely determining the rate of economic growth, the structure and quality of the gross domestic product. One of the main advantages of a small business is that it inevitably leads to the emergence of competition in the domestic market, which in turn has a positive effect on the economic condition of the country. Small business and entrepreneurship is an important factor in the growth of national well-being, as he is the main source of income is not only a significant part of the people involved in his field, but also their families. Besides all this, small business and entrepreneurship allows a person to combine into one work and personal life, to realize itself, to demonstrate their abilities and talents.
Uzbekistan confidently and quite successfully follow the path of scientific, technical and social process of modernization of the national economy, is trying to not only lose, but to exaggerate this momentum of economic and social development, aims to quickly join the ranks of advanced countries in the world. One way to achieve this goal are the reforms taking place in the small business and private entrepreneurship. Over 26 years of independence in the Republic of Uzbekistan were held a number of activities that promote the development of small business, in fact, it plays a key role in the development of the market economy and is one of the key elements of economic growth and the possibility of regular income for its citizens.
Small business development - one of the main directions of structural changes in the economy of Uzbekistan, which creates the necessary atmosphere of competition, helps to create jobs and increase incomes. To ensure the most favorable business environment to entrepreneurs in Uzbekistan accepted system consistent measures to create maximum favorable conditions and business climate, benefits and preferences,