мм зн=0,013 зн=0,001 зн=0,013
60% Pw(S)
Pw1(S), %
Pw2(S), % r=0,334, зн=0,011
Pw3(S), % r=0,591, зн=0 r=0,479, зн=0,000 r=0,525, зн=0 r=0,287, зн=0,022
Значения корреляционных связей таблицы 2 наводят на мысль о том, что с помощью стабилографического теста «С выделенной зоной» можно предполагать способность к гибкости творческого мышления подростков, а с помощью теста «Построение картинок» легкость творческого мышления.
Особенно удивительно выглядят средние значения высоко значимых связей между показателями субтеста «Закончи рисунок» Торранса и показателями мощности спектра высоких частот предложенной нами идеи стабилографического теста «Построение картинок».
Таким образом, нами получены обнадеживающие результаты для дальнейшей работы по созданию психостабилометрических тестов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Переяслов Г.А., Слива С.С. Методическое обеспечение стабилоанализатора «Стабилана-01». Известия ТРТУ, № 5, Таганрог, 2002. с. 82-88.
2. Стадников Е.Н., Стадникова О.В., Стадникова Н.Е. Разработка психодиагностического инструментария для мониторинга учебного процесса. Известия ТРТУ, № 5, Таганрог, 2002. с. 191.
3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с. С. 204.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЖУРНАЛА
Е.Н. Стадников, B.C. Компаниец, А.А. Прокопенко, О.В. Шевченко
В результате анализа методов и форм обучения обнаруживается, что эффективность образования зависит от того, насколько педагогу удается учесть социальные, индивидуальные и половозрастные особенности детей, наличный уровень их развития, имеющийся жизненный опыт, сложившиеся интересы. При реализации любого метода обучения учитель должен понять ребенка, разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Затем воспитатель должен помочь ребенку понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития, оказать ему поддержку в развитии собственной индивидуальности. Таким образом, в последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебновоспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.
Соответственно, все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, а эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, т.е. в ментальном
опыте каждого конкретного ребенка. Соответственно в качестве критерия должны выступать показатели сформированности знаний, умений, навыков и определенных интеллектуальных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника. Это требует разработки новых подходов к информационному обеспечению управления и развития образовательного процесса.
Новые информационные технологии позволяют получать не усредненную, а индивидуально-личностную управленческую информацию, увидеть продвижение каждого ученика в процессе обучения. В качестве одной из таких технологий для оптимизации работы педагога мы предложили идею и техническое задание на разработку электронного психолого-педагогического журнала [1]. Электронный психолого-педагогический журнал логически дополняет «Рабочий журнал психолога образования» [2] и позволяет осуществлять регистрацию психологического и педагогического тестирований, а также медицинского и психофизиологического обследований, проводимых в школе.
Результаты тестирования и обследования в целом - это информация об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является фиксацией начального состояния системы, отправной точкой для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самым главным является возможность слежения за изменениями системы, мониторинг за изменениями показателей ученика, класса, учителя, школы от года к году, отслеживание результативности педагогических действий. Именно благодаря отслеживанию результатов из года в год воспитатели будут иметь возможность видеть не застывшую картину разового среза, а всю сложность процесса. Знание закономерности изменений позволяет реально "вести за собой развитие". Если в данных по ученику педагоги и психологи будут наблюдать замедление развития мышления, памяти, нарушения в формировании Я-концепции или в сфере межличностных отношений, то это явится сигналом для построения плана специальной работы с учеником.
Таким образом, электронный психолого-педагогический мониторинг представляет собой программу сбора, хранения и представления психологопедагогической информации об ученике посредством медицинской, психофизиологической, психологической и педагогической диагностики учащихся, что позволяет прогнозировать эффективность образовательного процесса на уровне ученика, уровне учителя, уровне управления.
В «пилотном» варианте предполагается ввод исходных данных «вручную» с последующей их компьютерной обработкой, хранением, статистическим анализом данных, поиском и оформлением результатов. Требования к «пилотному» варианту электронного психолого-педагогического журнала были сформулированы
следующим образом:
• реализация ввода данных по результатам тестовых заданий, контроля успеваемости по изучаемым предметам;
• обеспечение навигации по базе данных, получая доступ к данным с группировкой по классу, параллельным классам, звену (младшее, среднее, старшее), школе, а также по отдельному предмету или обследованию;
• возможность формировать отчеты в стандартных для психологопедагогического мониторинга шаблонах;
• реализация адекватных первичным данным методик статистической обработки (методики ранговой корреляции, вычисления дисперсии, выборочного среднего, медианы, моды, критерия Спирмена).
Среди нефункциональных требований важными на наш взгляд являются требования обеспечения надежного и безопасного хранения данных (предусматривая случай использования психологом общедоступного школьного компьютера), а также реализация максимально наглядного и эффективного интерфейса.
В соответствии с указанными выше требованиями нами был разработан пилотный вариант электронного психо лого-педагогического журнала. Ядром информационной системы является база данных учеников школы. Процедура заполнения журнала включает ввод в соответствующие таблицы результатов тестовых заданий, психодиагностических методик, а также данных об успеваемости учеников по школьным предметам. На рис. 1 показан внешний вид окна ввода и изменения данных. В левой половине окна отображается иерархический список разделов базы данных, в правой половине имеются поля для ввода параметров, позволяющих ограничить по необходимым критериям текущую выборку базы данных.
Ввод и изменение данных
Выберите параметры отбора информации для просмотра Обследование или тестирование Представление результатов
0 0 Обследование или тестирование □О Обследование О Медицинское О Психофизиологическое Й- 0 Тестирование
Стандартизированное
О
а-©
Н естандартизированное
Литература
Русский
Математика
Биология
О Химия
Физика
Иностранный язык
Чтение
Письмо
Рисование
Труд
Музыка
Физкультура
Природоведение
История
! Редактирование данных
(* Все результаты С Выборочно
(•По фамилии
Г
С По гзгз
С Па гз
С Звено
Г Шк
Г Год
У Просмотр данных
% Отмена
Рис.1
Внешний вид окна ввода и изменения данных
Нажатие кнопки «Редактирование данных» позволяет перейти к заполнению выбранного раздела журнала. Находясь в режиме редактора данных, можно переходить от одной редактируемой таблицы к другой. В левой части окна редактора данных представлен перечень таблиц, в правой части отображается содержимое выбранной таблицы. Для создания новой записи следует перейти в конец текущей таблицы. При работе с таблицей «Список учеников» новой записи автоматически присваивается уникальный код ученика. По коду в дальнейшем система будет связывать данные об ученике с результатами его обследований, тестировании или обучении. Так, например, если необходимо ввести данные о тестировании учеников какого-либо класса и список учеников уже существует, то следует вначале выбрать из базы данных сразу весь класс или конкретные фамилии, а затем ввести сами данные. Связи внутри базы данных будут созданы автоматически. Для облегчения работы с базой данных, особенно в процедуре выбора, пользователю предлагаются преимущества автоматизированной сортировки данных в таблице по нажатию на заголовок соответствующего столбца. Реализован также поиск данных по группе критериев, причем поиск дает положительные результаты и в случае указания лишь части искомого слова.
В режиме просмотра данных помимо уже указанных возможностей по сортировке и поиску информации реализован вызов функций статистической обработки данных генерации отчетов (см. рис. 2).
Инструкция Ввод и изменение данный Стат. обработка Печать Доступ Записная книжка
Активная таблица гла1ета(|ка.с1Ь
| Класс |Бцк,ва|Шкопа |Звено|Год
Имя
Сидоров
Резников
Ефремова
Антонов
Ефремова
Иван
Сиаор
Игорь
Светлана
Борис
Светлана
1 А
1 А
1 ср 1 мл
1 ст
2 ср 2 ср 2 ср
Рис.2
Фрагмент внешнего вида окна просмотра данных
ф Статистшеская обработка данных
“Исходные даг
Фамилия
[Имя -*■ |
Иванов
иидоров
Резников
Ефремова
Антонов
Ефремова
Поля для статистики
г------------------------------3
ії-----------------------------□
“Вид обработки-
По результатам БД
По стобальной шкале
По рангам
Выборочное среднее
Дисперсия
Медиана
Мода
По Спирмену
Обработать |
Отобранные дa^
П5Ш
Иванов Иван 1 "А" -=- 78 -=-Сидоров Сидор 1 "А" -=- 0,4 •=• Резников Игорь 1 "Б" -=- 7 -=-Ефремова Светлана 2МБ" -=- 97 ■= Антонов Борис 2"Б" -=- 97 -=-Ефремова Светлана 2"Б" -=- 7 -=-
Рис.3
Внешний вид окна для выбора статистической обработки данных
Немаловажным достоинством электронного психолого-педагогического журнала является возможность статистической обработки данных, поскольку применение математических методов в количественных расчетах позволяет обобщить, привести в систему получаемые показатели, выявляя скрытые в них закономерности. Пользователь может получить статистический отчет по всему обследованию или тестированию в динамике для одного ученика, для класса, параллели, звена или школы в целом. Процедура выбора исходных данных и желаемой методики статистической обработки выполнена максимально просто и эффективно (рис 3). Результаты статистической обработки пользователю выводятся в отдельном окне и для наглядности сопровождаются гистограммами (рис. 4). Полученную информацию пользователь при необходимости может вывести на печать или скопировать в буфер обмена и вставить в отчет.
ф Результаты статистической обработки
і Печать
Иванов Иван 1 "А" -=- 78 Сидоров Сидор 1 "А" —0,4 Резников Игорь 1"Б“ 7
Ефремова Светлана 2"Б" ’=-97 Антонов Борне 2"Б" -=• 97 Ефремова Светлана 2"Б" -=-7
Диаграмма статистичеситезначений
Пеанов И вен 1 "А1
Ефремова Светлана 2“Б'
Антонов Борис 2"Б'
Ефремова Светлана 2"Б" И | |
Рис. 4
Внешний вид окна с результатами статистической обработки данных
Слева в окне (см. рис. 3) находится список текущих значений. В список значений для статистической обработки записи можно переместить соответствующими кнопками по одной, либо все сразу. Помимо исходных данных необходимо также указать используемую методику расчета и определить поле для статистической обработки. При вычислении критерия Спирмена указываются два поля. Кнопкой «Обработать» запускается процесс статистической обработки записей. Результаты статистической обработки (см. рис. 4) по желанию можно вывести на печать или, используя буфер обмена, экспортировать в документ MS Office в качестве иллюстраций отчетов.
В заключение следует также добавить, что в информационной системе реализован парольный доступ к базе данных; эффективная работа с информационной системой возможна уже с использованием ПК начального уровня (Pentium 133MHz, 32 Mb RAM, ОС Windows 95); дистрибутивная версия системы размещается на двух дискетах.
Выводы.
Предложенный пилотный вариант электронного психолого-педагогического журнала позволяет психологу производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формированием навыков и умений, вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося, группы и школы в целом. Дальнейшее развитие и совершенствование разработанной нами информационной системы уже в ближайшем будущем позволит решать не только задачи сугубо практического характера, но и осуществлять психологопедагогический мониторинг, являющийся, по мнению многих авторов, основой для серьезной рефлексивно-аналитической деятельности и успешной реализации функций оценки, прогноза, коррекции и планирования образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стадников Е.Н., Стадникова О.В., Стадникова Н.Е. Разработка психодиагностического инструментария для мониторинга учебного процесса. Известия ТРТУ, № 5, Таганрог, 2002. с. 191.
2. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. -М.: ТЦ Сфера, 2003, - 192 с.