Научная статья на тему 'Стабилометрические показатели интеллектуальных и творческих способностей подростков'

Стабилометрические показатели интеллектуальных и творческих способностей подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стадников Е. Н., Стадникова Н. Е., Иванцова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стабилометрические показатели интеллектуальных и творческих способностей подростков»

Секция: Информационно-психологическая безопасность

человека

УДК 378.1

СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Е.Н. Стадников, Н.Е. Стадникова, Е.М. Иванцова

ТРТУ, Россия, Таганрог, Чехова, 2, (8634)312-016, [email protected]

В педагогической практике очень важно ориентироваться на психические процессы, задействованные в обучении. Однако диагностика психических свойств и способностей учащихся трудоемка и для ее проведения необходим специально подготовленный психолог. Мы предприняли попытку создания психофизиологических методик психодиагностики с целью объективизации психической составляющей учебной деятельности и доступности ее проведения. В основу психофизиологических методик нам было предложено взять стабилографию.

Стабилография является одним из перспективных методов исследования механизмов поддержания человеком вертикальной позы. При анализе процесса поддержания вертикальной позы можно выделить два уровня построения движения -психический и механический. Психика задает цели и характеристики движения, формирует законы управления, выполняемые механической системой, которая в свою очередь реализует законы управления и накладывает ограничения на мгновенное положение центра давления (ЦД). Основным измерительным средством регистрации траектории перемещения ЦД (стабилограмм и статокинезиграмм) оказываемого человеком на плоскость опоры в процессе поддержания им вертикальной позы является компьютерный стабилографический комплекс (КСК). Одним из ведущих разработчиков КСК является ОКБ «Ритм» Таганрогского радиотехнического университета [1]. Первоначально в наших исследованиях мы применяли стабилографический тест «С выделенной зоной» [2]. Для проведения следующего эксперимента мы предложили ОКБ «Ритм» техническое задание на разработку стабилографического теста, направленного на изучение аналитикосинтетических способностей и сенсомоторной координации. В меню «Инструменты» КСК-123-3.0 этот тест представлен названием «Построение картинок».

В докладе предложены к обсуждению результаты экспериментов, которые мы провели в Недвиговской средней школе № 16 Мясниковского района Ростовской области и Таганрогской средней школе № 6.

В школе № 16 в обследованиях участвовали 47 подростков (25 девочек, 22 мальчика, 10 - 12-летних, 11 - 13-летних, 17 - 14-летних, 4 - 15-летних и 5 - 16летних; средний возраст 13,6 лет). В качестве стабилографического теста была использована методика «С выделенной зоной», а в качестве психологических методик применялись субтесты «Кубики Косса» (КК) и «Незавершенные картинки» (НК) батареи тестов Векслера, а также субтест «Закончи рисунок» батареи тестов Торранса.

В школе № 6 в обследованиях участвовали 50 13-летних подростков (28 девочек и 22 мальчика). В качестве стабилографического теста была использована методика «Построение картинок», а в качестве психологических применялись

субтесты «Кубики Косса», «Незавершенные картинки», а также тест «Ход конем» (ХК) и субтест «Закончи рисунок».

Во время стабилографического обследования подросток стоял на платформе в положении "пятки - вместе, носки - врозь". Монитор был установлен на уровне взора примерно в метре от обследуемого. После нажатия кнопки "центровка" в центре монитора оказывалась метка, повторяющая перемещения центра давления (ЦД) массы обследуемого относительно стабилоплатформы.

По условиям теста "С выделенной зоной" в центре монитора размещен черный квадрат, а от каждой стороны черного квадрата до соответствующей стороны монитора размещаются четыре черных подполя: верхнее, нижнее, левое и правое. В том случае, когда ЦД обследуемого отклонялся от центра стабилоплатформы в ту или иную стороны более чем на 8 мм, в соответствующем черном подполе возникал красный квадрат. Задание для обследуемого заключалось в том, чтобы красный квадрат как можно меньше присутствовал на мониторе. В результате 3-минутного предъявления теста регистрировались показатели стабилографического сигнала.

По условиям теста «Построение картинок» в правом нижнем углу монитора предлагается эталонная картинка, а в верхней части монитора четыре ее фрагмента. В центральной части монитора расположен квадрат, разделенный на четыре части, предназначенных для укладки в них фрагментов картинки. Обследуемому необходимо маркером ЦД поочередно уложить фрагменты из верхнего ряда в центральный квадрат так, чтобы получилось изображение эталонной картинки. После укладки одной картинки на экране предъявляется следующая картинка. В результате 3-минутного предъявления теста программа стабилографического комплекса автоматически вычисляла параметры построения картинок и параметры стабилографического сигнала. Построение картинок характеризовалось количеством верно установленных фрагментов (очки), количеством неверно установленных фрагментов (ошибки), интервалом захвата фрагмента (сек), интервалом укладки фрагмента (сек), интервалом ошибочного захвата фрагмента (сек), скорости захвата фрагмента (мм/с), скорость укладки фрагмента (мм/с).

Стабилографический сигнал для обоих тестов просчитывался по следующим параметрам:

- математическое ожидание положения ЦД по направлениям (МО(х),мм; МО(у),мм);

- среднеквадратическое отклонение ЦД по направлениям (Р(х),мм; Р(у),мм);

- средний радиус отклонения ЦД (Я,мм);

- средняя скорость перемещения центра давления (У,мм/сек);

- площадь статокинезиграммы (8);

- направление оси эллипса наиболее вероятного нахождения ЦД (А^1е,град);

- оценка движения, которая равна отношению протяженности кинезиграммы и среднего радиуса ее площади (ОБ);

- коэффициент асимметрии по каналу, который считается для каждого канала отдельно и отражает процент дисбаланса сигнала относительно уровня нуля (КА$50(х),% и КЛ£!80(у),%), смещения моды (КА$5М(х),% и КА55М(у),%), смещения медианы (КА$5О(х),% и КА$5О(у),%);

- средняя частота в нижнем (0 - 0,2 Г ц), среднем (0,2 -2 Гц) и высоком (2 - 6 Гц) диапазонах спектра по фронтальному (Б) и сагиттальному (8) направлениям (Б1(Б),Гц; Б2(Б),Гц; Б3(Б),Гц; Б1(8),Гц; Б2(8),Гц; Б3(8),Гц);

- средняя амплитуда в нижнем, среднем и высоком диапазонах спектра частот по фронтальному (Б) и сагиттальному (8) направлениям (А1(Б),мм; А2(Б),мм; А3(Б),мм; А1(8),мм; А2(8),мм; А3(8),мм);

- мощность 60% спектра частот по фронтальному (Б) и сагиттальному (8) направлениям (60%Pw(F),Г ц; 60°/(^(8),Г ц);

- мощность спектра в нижнем, среднем и высоком диапазонах частот по фронтальному (Б) и сагиттальному (8) направлениям (Pw1(F),%; Pw2(F),%; Pw3(F),%; Pw1(8),%; Pw2(8),%; Pw3(8),%).

Субтест «Кубики Косса», субтест «Незавершенные картинки» и тест «Ход конем» применяют для измерения интеллектуальных способностей. В частности, субтест «Кубики Косса» направлен на изучение аналитико-синтетических способностей, сенсомоторной координации. Испытуемому предлагается

последовательно воспроизвести 10 образцов рисунков из красно - белых деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения. Тест «Незавершенные картинки» изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали от несущественных. Предъявляется 20 изображений, в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Тест «Ход конем» направлен на изучение внутреннего плана действий или способности думать в уме (СДУ). Испытуемым показывали нарисованный на бумаге квадрат, разделенный на девять клеток (а1, а2, аЗ, в1, в2, вЗ, с1, с2, сЗ); сообщали, что «прыгать» можно через две клетки на третью, начиная с той клетки, на которой стоишь (в шахматной терминологии — «ход конем»), без использования среднего квадрата. Затем испытуемому предлагалось «в уме» попасть с одной заданной экспериментатором клетки на другую, требующую промежуточных шагов (ход решения проговаривался испытуемым).

Задание «Закончи рисунок» - второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса. Задание теста формулируется следующим образом: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой». По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается и листы быстро собираются. Уровень творческих способностей оценивается по показателям: легкость - быстрота выполнения задания; гибкость — число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов; оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых; разработанность оценивается по количеству тщательно проработанных объектов.

Для выявления корреляционных связей мы применяли критерий Спирмена в программном пакете «8ТАБ1А-6.0». В таблице 1 отражены корреляционные связи и их значимость между параметрами сигнала стабилогарфических тестов и тестов интеллектуальных способностей, предложенных группам подростков обеих школ. Отметим, что согласно общей классификации корреляционных связей [3]: сильная, или тесная при коэффициенте корреляции г>0,70; средняя - при 0,50<г<0,69; умеренная - при 0,30<г<0,49; слабая - 0,20<г<0,29; очень слабая - при г<0,19. Согласно частной классификации корреляционных связей: высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01; значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,05; тенденция достоверности при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,10; незначимая корреляция при г, не достигающем уровня статистической значимости.

Таблица 1

Показатели стабило- анализатора С выделенной зоной (47 подростков) Построение картинок (50 подростков)

Тест Векслера Тест Векслера Способность думать в уме

КК НК КК НК ХК

МО(х),мм г=0,268, зн=0,034

МО(у),мм

Р(х),мм

Р(у),мм

Я, мм

V,мм/сек

8,кв.мм/се

А^1е,град г=0,2739, зн=0,0216 г=0,3663, зн=0,0033

Е118,кв.мм

Е11Е

IV

ОБ г=0,371, зн=0,0052 г=0,293, зн=0,023

Ка5є0(х),% г=0,266, зн=0,0357

Ка880(у),% г=0,2659, зн=0,025 г=0,2268, зн=0,0494

КА88М(х),%

КАєєМ(у),% г=0,2635, зн=0,026 г=0,4167, зн=0,0009

КА88О(х),%

КА88О(у),% г=-0,2254, зн=0,0489

КА88Е(х),%

КА88Е(у),%

Р1(Р),Гц

А1(Б),мм

Р2(Р),Гц

А2(Б),мм г=0,2393, зн=0,0407

Р3(Р),Гц

А3(Б),мм г=0,2553, зн=0,03 г=-0,2744, зн=0,0214

60%Pw(F) г=0,469, зн=0,0005 г=0,41, зн=0,0022

Pw1(F),% г=-0,384, зн=0,004 г=-0,389, зн=0,0036

Pw2(F),% г=0,325, зн=0,0131 г=0,376, зн=0,0048

Pw3(F),% г=0,458, зн=0,0006 г=0,472, зн=0,0004 г=0,4077, зн=0,001 г=0,3539, зн=0,0041 г=0,4775, зн=0,0001

F1(S),Гц г=0,3059, зн=0,0117

A1(S),мм

F2(S),^ r=0,3074, зн=0,0114 r=0,2884, зн=0,0174

A2(S),мм

F3(S),^

A3(S),мм

60%Pw(S) r=0,419, зн=0,0018 r=0,37, зн=0,005 r=0,294, зн=0,0156

Pw1(S),% r=-0,274, зн=0,032 r=-0,2661, зн=0,0249 r=-0,349, зн=0,005

Pw2(S),% r=0,2818, зн=0,0187 r=0,3712, зн=0,003

Pw3(S),% r=0,281, зн=0,0278 r=0,376, зн=0,005 r=0,3326, зн=0,0067 0,4277, зн=0,0006 r=0,4037, зн=0,0013

Каждая связь между показателями стабилографических тестов и показателями тестов интеллектуальных способностей подростков требует подтверждения, осмысления и объяснения. Вместе с тем высоко значимая умеренная корреляционная связь между показателями мощности спектра высоких частот обоих стабилографических тестов с показателями всех тестов интеллектуальных способностей, предъявленных подросткам обеих групп, уже сейчас выглядит как закономерность. При этом в ряде случаев эта закономерность подтверждается отрицательными значениями связи показателей тестов интеллектуальных способностей и значений мощности спектра низких частот.

В таблице 2 отражены корреляционные связи и их значимость параметров стабилогарфических тестов и тестов творческих способностей, предложенных группам подростков обеих школ.

Таблица 2

Показа- тели стабило анализа тора С выделенной зоной (47 подростков) Построение картинок (50 подростков)

Тест Торранса Тест Торранса

Легкость Гибкость Оригина- льность Раз сть Легкость Гибкость Оригиналь ность Разрабо- танность

(x) O( м S 1

(y) O( м S 1

Р(х),мм r=-0,387, зн=0,003

Р(у),мм r=-0,319, зн=0,014 r=0,332, зн=0,009

Я,мм r=-0,347, зн=0,008 r=0,331, зн=0,009

V, мм/сек r=-0,329, зн=0,012 r=0,26, зн=0,034

8,кв.мм/ сек r=-0,373, зн=0,005

Angle, град

EllS,m мм r=-0,356, зн=0,007 r=0,294, зн=0,019

Е11Е г=0,26, зн=0,038 г=0,372, зн=0,004

IV г=-0,329, зн=0,012 г=0,25, зн=0,040

ОБ г=0,382, зн=0,004

КЛ880 (Х),%

КЛ880 (у),%

КЛ88М (х),% г=-0,248, зн=0,046

КЛ88М (У),% г=0,325, зн=0,013

К^О (Х),%

К^О (у),% г=-0,328, зн=0,012

КЛзбЕ (Х),%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЛ88Е (у),% г=0,316, зн=0,013

Р1(Б), Гц г=-0,237, зн=0,049

Л1(Б), мм г=-0,291, зн=0,024

Р2(Б), Гц

Л2(Б), мм

Р3(Б), Гц г=-0,295, зн=0,022

Л3(Б), мм г=0,288, зн=0,025

60% Pw(F) г=0,238, зн=0,048 г=0,28, зн=0,025

Pw1(F), %

Pw2(F), % г=0,379, зн=0,004

Pw3(F), % г=0,528, зн=0 г=0,516, зн=0 г=0,507,зн =0,00 г=0,34, зн=0,008

F1(S), Гц г=-0,272, зн=0,032 г=-0,303, зн=0,019

Л1(Б), мм

F2(S), Гц

A2(S), мм г=0,295, зн=0,019 г=0,268, зн=0,030

F3(S), Гц

Л3^), г=0,325, г=0,417, г=0,316,

мм зн=0,013 зн=0,001 зн=0,013

60% Pw(S)

Pw1(S), %

Pw2(S), % r=0,334, зн=0,011

Pw3(S), % r=0,591, зн=0 r=0,479, зн=0,000 r=0,525, зн=0 r=0,287, зн=0,022

Значения корреляционных связей таблицы 2 наводят на мысль о том, что с помощью стабилографического теста «С выделенной зоной» можно предполагать способность к гибкости творческого мышления подростков, а с помощью теста «Построение картинок» легкость творческого мышления.

Особенно удивительно выглядят средние значения высоко значимых связей между показателями субтеста «Закончи рисунок» Торранса и показателями мощности спектра высоких частот предложенной нами идеи стабилографического теста «Построение картинок».

Таким образом, нами получены обнадеживающие результаты для дальнейшей работы по созданию психостабилометрических тестов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Переяслов Г.А., Слива С.С. Методическое обеспечение стабилоанализатора «Стабилана-01». Известия ТРТУ, № 5, Таганрог, 2002. с. 82-88.

2. Стадников Е.Н., Стадникова О.В., Стадникова Н.Е. Разработка психодиагностического инструментария для мониторинга учебного процесса. Известия ТРТУ, № 5, Таганрог, 2002. с. 191.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с. С. 204.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЖУРНАЛА

Е.Н. Стадников, B.C. Компаниец, А.А. Прокопенко, О.В. Шевченко

В результате анализа методов и форм обучения обнаруживается, что эффективность образования зависит от того, насколько педагогу удается учесть социальные, индивидуальные и половозрастные особенности детей, наличный уровень их развития, имеющийся жизненный опыт, сложившиеся интересы. При реализации любого метода обучения учитель должен понять ребенка, разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Затем воспитатель должен помочь ребенку понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития, оказать ему поддержку в развитии собственной индивидуальности. Таким образом, в последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебновоспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение.

Соответственно, все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, а эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, т.е. в ментальном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.