7. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.
8. Зимняя И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. - 11Р1_:
http://www.eidos.ru/jonal/2006/0504.htm.
9. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики //Социокультурная среда и единое образовательное пространство: региональная политика, стратегия развития: мат-лы науч.-практ. конф. (28-29 октября 2003 г.). - Н.Новгород, 2003. - С.15-18.
10. Среда-система-управление в педагогике: тез. докл. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.С. Мануйлова. -Кустанай: Изд-во ГУО, 1994.
11. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: БЭС, 1997.
12. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.
13. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1999. - №4.
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005.
15. Пудовкина Н.В. Проблема создания учебной социально-профессиональной среды по формированию социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов // Междунар. науч. журн. - 2012. - № 1. - С. 113-118.
УДК 371 И.А. Ковалевич, А.А. Машанов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены результаты работы по созданию научно-образовательного комплекса «школа-вуз» в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.
Ключевые слова: готовность к будущей профессиональной деятельности, профессиональная ориентация, профессионализация, адаптация, информационная культура.
I.A. Kovalevich, A.A. Mashanov
INFORMATIONAL TECHNOLOGY USE IN THE PROCESS OF STUDENT READINESS FORMATION TO THE FUTURE PROFESSIONAL WORK
The work results on creating the scientifically-educational complex "school-higher educational institution" in the field of the student readiness formation to the future professional work in the conditions of education informatization are given in the article.
Key words: readiness for the future professional work, vocational orientation, professionalizing, adaptation, information culture.
Объективно развивающиеся процессы общественной жизни (социально-экономические преобразования, глобальная информатизация и т.д.) выдвигают новые требования к человеческому ресурсу производства. Востребованными становятся такие качества личности, как активность, адаптивность, высокая мотивация к избранной профессиональной деятельности, умение работать с различными информационными ресурсами и др. Как показывают научные исследования и наблюдения педагогов-практиков [1-7], существующая система подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности не вполне соответствует указанным требованиям и нуждается в серьезной перестройке, заключающейся в переходе от выбора будущей профессии к формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в целом, путем разра-
ботки инновационных технологий индивидуально-личностного подхода к учащимся и создания условий для их успешной социализации.
Готовность учащихся к будущей профессиональной деятельности обеспечивается: сознательным выбором и принятием профессии как приоритетной жизненной ценности; творчеством, ориентированным на выработку каждым учащимся смыслов, прогнозов и планов своей профессиональной жизнедеятельности. Результатом формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности является их успешная профессионализация, которая представляет собой обобщенное личностное, профессиональное и социальное образование, включающее в себя теоретико-методологическую, культурологическую, психологопедагогическую, специально-предметную и информационно-технологическую готовность к продуктивной профессиональной деятельности.
Разрабатывая проблему готовности учащихся к профессиональной деятельности, мы её (готовность) рассматриваем как явление, обладающее собственной сущностью, структурой, составляющими ее и непрерывно взаимодействующими элементами. Более того, нами определены критерии оценки готовности при помощи научно обоснованных методик.
Сущность готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд, заключается в развитии личности учащегося на основе системного подхода с использованием психологопедагогического, организационно-управленческого и информационно-коммуникационного ресурсов.
Структуру готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности составляют два основополагающих феномена, дифференцированных, в свою очередь, по видам деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами и уровнем осознания потребности в этой деятельности всеми участниками образовательного процесса:
- понимание учащимися себя, своих индивидуальных особенностей, психо-физиологических возможностей, адекватность самооценки, способность к самосозиданию и самоактуализации;
- знание запросов реальной жизни, учет условий социальной среды на данном этапе общественного развития, умение соотнести собственные интересы с объективной заданностью социальных процессов, умение найти «свою нишу» в динамично развивающейся системе рыночных отношений.
Исходя из сущности рассматриваемого нами явления, можно определить его показатели (критерии) и подобрать комплекс методик, позволяющих замерить данные показатели применительно к личности конкретного учащегося. Поскольку в нашей структуре готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности первый элемент представлен как способность к адекватной самооценке, учитывающей индивидуально-личностные характеристики, то главными показателями готовности мы считаем:
- сформированность профессиональных интересов;
- креативность, лежащая в основе антиципирования профессиональной жизнедеятельности;
- успешность, фиксируемая в показателях овладения знаниями в теретико-методологической, культурологической, психолого-педагогической, предметной и информационно-технологической областях.
Второй элемент готовности состоит в понимании не только реалий жизни вообще, но и конкретных запросов рынка труда в том регионе, где находится учащийся. Здесь в качестве показателей (критериев) готовности к будущей профессиональной деятельности мы обозначаем:
- умение соотнести собственные ресурсы (интеллектуальные, психофизиологические, материальные и др.) с требованиями образовательных учреждений региона;
- знание специфики тех или иных сфер производственной деятельности;
- понимание реальной противоречивости социальных процессов и умение занять «свою нишу» в быстро меняющихся условиях социальной действительности.
Мы рассматриваем процесс формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности как системообразующую основу их успешной профессионализации, так как именно период школьного обучения является основой для последующей жизнедеятельности человека. Именно здесь закладываются основы успешности на всех последующих этапах образования и в целом всей жизни. Главным итогом процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в средней школе является их адекватное профессионально-личностное самоопределение.
Результаты наших исследований убедительно показывают, насколько тесно связаны процессы профориентации в школе с адаптацией учащихся в вузе, следовательно, с повышением эффективности процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. Исследование процессов адаптации выпускников школ в вузе, уровней мотивации к овладению профессией является для нас способом проверки предлагаемой нами концепции и одновременно системой доказательства актуальности ранней (на ступени школьного образования) подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Известно, что учебная деятельность полимотивирована, так как процесс обучения совершается для учащихся не в личном вакууме, а в сложном взаимопереплетении социально обусловленных процессов. Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляющейся учебной деятельности учащихся к усвояемой ими профессиональной деятельности. С позиции общей теории деятельности такой переход идет по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста. Одними из ведущих являются познавательные и профессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляет динамику взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивов учащегося.
На основе данного положения можно сделать вывод, что мотивация у учащихся на протяжении всего обучения претерпевает существенные изменения. Что касается линии онтогенеза жизненного мира, то в ранней юности происходит его окончательное становление. Оно определяется совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззренческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным выбором, характерным для одного из вариантов развития), а также личностным и профессиональным самоопределением. Для этого периода характерны три основных варианта выбора жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей - служба в армии.
То, какой выбор будет сделан в ранней юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Все мотивы, в том числе сущностные, а также их значимость либо незначимость, сложности и трудности жизненного мира становятся в этот возрастной период более осознанными и переживаются во всей полноте и глубине. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.
Мы исходим из того тезиса, что адаптация человека - это процесс приведения основных параметров социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями учебной среды как внешнего фактора по отношению к нему. Говоря об адаптации, мы имеем в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и ее развитие и саморазвитие. Очевидно также, что адаптация должна рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств.
В системе вузовского образования основными элементами процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности являются:
• диагностика уровня сформированности профессиональных предпочтений;
• определение адаптационного потенциала и мотивации к овладению профессией;
• индивидуальная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации на успех, личностное и профессиональное развитие, дальнейшее формирование информационной культуры;
• создание учебных курсов, интегрирующих предметную и профессиональную область на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Результатом процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в системе вузовского образования является обеспечение устойчивой мотивации к избранной профессии, повышение адаптационных возможностей, приобретение опыта успешности и, в конечном итоге, готовность к будущей профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Практическая реализация процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности осуществляется нами в рамках созданного научно-образовательного комплекса «школа-вуз», являющегося формой интеграции научно-образовательных ресурсов региона. В структуру комплекса входят: научно-методический центр «Профориентационный менеджмент», Управление образования Октябрьского района г. Красноярска, кафедра социальных технологий Сибирского федерального университета, филиал Сибирского федерального университета в г. Усть-Илимск, средняя школа № 82 и лицей № 18 г. Красноярска, средняя школа № 1 п. Хатанга, средняя школа № 2 г. Усть-Абакан, средняя школа №1 с. Ку-рагино, средняя школа с. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края, молодежный центр Октябрьского района г. Красноярска, кадровый центр администрации Красноярского края.
В создании научно-образовательного комплекса «школа-вуз» и проведении исследований активное участие принимали зам.руководителя администрации Октябрьского района г. Красноярска Т.В. Перезва, директор филиала Сибирского федерального университета в г. Усть-Илимск Т.А. Ткаченко, директор МОУ СОШ №82 г. Красноярска Ахметзянова Г.М., директор МОУ СОШ №1 п. Хатанга Красноярского края Токаренко А.И., директор МОУ СОШ п. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края Лисовина Е.А., руко-
водитель центра по подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих администрации Красноярского края Зайцева Л.К. Личный вклад автора заключается в проведении многофакторного анализа проблем формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования; разработке концепции научно-образовательного комплекса «школа-вуз» по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий; создании регионального научно-образовательного комплекса «школа-вуз» и руководстве его деятельностью; разработке и реализации информационно-методического комплекса обеспечения процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности; организации и проведении экспериментальной работы по оценке готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в научно-образовательном комплексе «школа-вуз».
Системность и непрерывность процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз» обеспечивают современные информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым становится возможной реализация концепции формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. В ходе проводимых нами исследований был разработан комплекс программных средств, включающий в себя: автоматизированные диагностические комплексы и базы данных с удаленным доступом; школьные web-сайты с встроенной системой электронных портфолио; автоматизированные информационно-справочные системы сопровождения учебного процесса.
Главными достоинствами разработанного комплекса, позволившими реализовать процесс формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в региональном научнообразовательном комплексе «школа-вуз», являются: использование единой платформы для всех компонентов комплекса на основе web-технологий; возможность использования отдельных элементов комплекса как в автономном режиме, так и в виде различных комбинаций исходя из требований заказчика; возможность включения отдельных элементов комплекса в существующие информационно-образовательные ресурсы.
Автоматизированные диагностические пакеты тестов можно использовать как отдельно, так и в единой автоматизированной диагностической системе, созданной с использованием технологии PHP и баз данных формата MySQL. Основное назначение системы - проведение диагностики в автоматизированном режиме по набранному комплексу методик. Схема работы автоматизированной диагностической системы представлена на рисунке 1.
Сервер комплекса устанавливается на портативный персональный компьютер под управлением операционной системы Microsoft Windows с установленным сетевым интерфейсом Ethernet или WiFi. В качестве клиентской части используется web-браузер, например Microsoft Internet Explorer, интегрированный в Windows, что сводит к минимуму временные затраты на подготовку комплекса к работе.
Диагностическая система
-------------
Механизм
оденариев
PHP
Браузер
(Internet
Explorer)
Пользователи локальной сети
Пользователи сети Internet
Рис. 1. Схема работы автоматизированной диагностической системы
Алгоритм работы программы начинается с установки и запуска WEB сервера Apache, подключения БД. Работа с приложением осуществляется через браузер, например Internet Explorer.
К основным преимуществам системы можно отнести следующие реализованные возможности:
- все анкетные данные и ответы испытуемых хранятся в базе данных;
- для работы в сети необходим только браузер;
- в системе реализованы режимы администрирования и пользователя.
При запуске приложения открывается главное окно системы. В верхней части отображается название системы, ниже список автоматизированных психодиагностических методик, в правой части находится форма с тремя гиперссылками: Главное меню, Регистрация, О проекте; поля ввода логина, пароля и кнопка сохранения информации.
В базе данных хранятся стимульный материал, ключи и алгоритмы подсчета результатов, а также сохраняются сами результаты. Взаимодействие с системой построено таким образом, что перед началом тестирования каждый испытуемый должен пройти процедуру регистрации, в результате которой он получает персональный идентификатор (login) и пароль, что исключает возможность несанкционированного доступа к данным пользователя (рис. 2).
Свидетельством того, что пользователь прошел активацию в системе, является открытие окна, активация ссылок в списке методик и отображение имени пользователя в правой нижней части окна (рис. 3).
Рис. 2. Регистрация
Рис. 3. Окно активированного пользователя
Пользователь выбирает методику и нажимает соответствующую ссылку, открывается окно с инструкцией для прохождения теста с вопросами и вариантами ответов. От тестируемого требуется только отметить выбранный им вариант ответа, а затем нажать кнопку «Далее», и на экране появится следующий вопрос и варианты ответов. После того как испытуемый ответит на все вопросы теста, программа автоматически обрабатывает его ответы и выдает результат (рис. 4).
ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Имя: Иван Петров
Возраст: 16
Дифференциально-диагностический опросник Е. Климова
1. «Человек-природа»: (2) - все профессии, связанные с
растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
2. «Человек-техника»: (4) - все технические профессии.
3. «Человек-человек»: (4) - все профессии, связанные с
обслуживанием людей, с общением.
4. «Человек-знак»: (5) - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
5. «Человек-художественный образ»: (5) - все творческие
специальности.
Вернуться к выбору теста
Рис. 4. Окно с результатом
Алгоритм прохождения остальных тестов аналогичен.
В системе реализован режим администрирования. Для входа в систему в режиме администратора необходимо пройти активацию пользователя «администратор». В данном режиме реализована возможность редактирования базы данных, просмотр результатов каждого пользователя, режим отладки прохождения тестирования. Прохождение тестирования в режиме администрирования осуществляется по тому же алгоритму.
По окончании тестирования данные заносятся в базу данных. На основании полученных данных формируются отчеты и статистика. Возможны следующие типы выборок:
• по группе;
• по гендерному признаку;
• по времени прохождения.
Также предусмотрен режим комбинирования списка методик, что осуществляется путем добавления автоматизированных модулей. Помимо этого, в комплекс встроена функция выгрузки результатов по пользователям, в результате чего на каждого тестируемого создается папка, содержащая результаты по каждой методике в формате Мт1.
К достоинствам подобного рода автоматизированных диагностических систем следует отнести:
• мобильность - возможность быстрой комплектации необходимой батареи тестовых методик из имеющейся базы;
• возможность работы в режиме удаленного доступа;
• отсутствие ограничений по количеству точек доступа при групповых обследованиях;
• отсутствие необходимости установки в точках доступа специального программного обеспечения;
• возможность мониторинга профессионального становления респондента на всех этапах его жизни.
Сложность использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе
профессиональной ориентации учащихся связана с большим количеством форм и методов профориентационной деятельности, трудно поддающихся формализации. Поэтому кроме процедур диагностики личностных психологических и профессиональных качеств мы используем компьютерные технологии для создания различного рода интернет-ресурсов профориентационной направленности, а также электронных портфолио.
В качестве основного интернет-ресурса в процессе формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности мы решили использовать шеЬ-сайт. Наш выбор обусловлен целым рядом причин, из которых можно выделить: отсутствие ограничений по количеству респондентов, возможность доступа к данному ресурсу практически из любой точки (школа, дом, интернет-кафе и т.д.), всеобщее увлечение Интернетом среди подростков, отсутствие необходимости больших капитальных вложений и др. В рамках выполнения данного исследования нами разработана стандартная структура школьного шеЬ-сайта, включающая как обычные разделы (новости, справочную информацию, чаты, форумы и т.д.), так и раздел «Твоя будущая профессия», который, в свою очередь, включает в себя: автоматизированную диагностическую систему (либо доступ к ней); электронные портфолио; систему интерактивного взаимодействия.
Наш опыт показал высокую эффективность такой формы профориентационной работы, как создание электронных портфолио. Работа по созданию и внедрению электронных портфолио выполнялась в рамках проекта студенческого конструкторского бюро силами студентов под руководством автора.
Структура портфолио предусматривает не только самостоятельное, личное заполнение, но и заполнение со стороны родителей, учителей, друзей и т.д. Люди, заполняющие чей-то портфолио, неосознанно мотивируют его хозяина такими формами, как: прямое одобрение-осуждение, варьирующееся от выраженного в вежливой форме сомнения до резкого замечания, в непосредственном общении этой цели могут служить приветливый или холодный тон разговора, ирония, подчеркнутое удивление, различные поощрения и наказания, в безличных формах социального взаимодействия - агитация, пропаганда, реклама, сатира и многое другое.
А поскольку мотивационные выборы человека часто определяются не только сложившимися потребностями, но и «зоной ближайшего развития» мотивации, перед ним неизбежно встают задачи самовоспитания. Таким образом, портфолио формирует у ребенка не только желание взять на себя другую, лучшую, роль, но и способствует изменению в сфере потребностей, позволяя ребенку стать субъектом учения, сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи.
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало что может служить возникновению положительных эмоций. Портфолио должен сопровождать учебный процесс, тем самым воздействуя на эмоциональное отношение школьников к учению.
Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего учебного труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, написание и осознание своих умений, возможностей. Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса учения.
Портфолио состоит из пяти разделов.
Первый раздел - «Листок успешности моей учебы».
В нем содержатся:
■ сводная таблица по четвертям, куда включены предметы и полученные по ним оценки;
■ таблица самостоятельной оценки знаний «умею, могу, знаю»;
■ лист отзывов преподавателя, где он отслеживает самостоятельную работу ученика, его усвоение учебного материала, по каким предметам данный ученик нуждается в педагогической поддержке.
Второй раздел - «Мое свободное время».
Сюда включены личные увлечения ученика. Он подразделяется на спортивный раздел и раздел хобби. Учащийся должен оценить свои увлечения, какие результаты уже имеет, чего хочет достичь и какими путями.
Третий раздел - «Мое культурное развитие».
Учащийся прописывает и оценивает посещаемые общественные места, читаемую и интересующую его литературу.
Четвертый раздел - «Мой образ жизни».
Этот раздел знакомит учащегося с факторами, определяющими уровень здоровья. Содержит анкету, которая позволяет дать субъективную оценку образа жизни и здоровья.
Пятый раздел - «Мои личные качества».
В нем находятся результаты тестирования по разработанному пакету методик.
Завершает портфолио приложение, куда могут быть включены имеющиеся у ученика грамоты, похвальные листы, благодарности, сертификаты с курсов и т.д.
В автоматизированном виде портфолио представляет собой электронную базу данных, оформленную в виде шеЬ-сайта, на который любой желающий может зайти через Интернет, зарегистрироваться на этом сайте, получить входное имя и пароль. При входе на шеЬ-сайт пользователь (учащийся) получает возможность заполнения портфолио, редактирования своей анкеты, также он проходит тестирование по разработанному пакету методик. В любой момент электронную версию портфолио можно вывести на печать, и он преобразуется в бланковый вариант.
В случае отсутствия у пользователя постоянного, непосредственного доступа в Интернет предлагается версия локального, персонального электронного варианта портфолио, который устанавливается на домашний персональный компьютер. Чтобы сохранить связь с центральной базой данных, находящейся на шеЬ-сервере, в локальной версии портфолио предусмотрена процедура синхронизации данных: как обычно, через любой электронный носитель отправляется специальный служебный файл, содержащий информацию о личных данных конкретного пользователя.
Работая с данным портфолио, школьник имеет возможности:
• выбрать профиль обучения;
• представить и проанализировать в обобщенном и систематизированном виде информацию о себе;
• повысить мотивацию к самостоятельному овладению знаний;
• приобрести умение синтезировать личную деятельность с учебой;
• научиться самоанализу, анализу своих умений, знаний, навыков;
• научиться выделять главное из информации о себе для составления резюме;
• усилить эффект личностного взаимодействия ученика с учителями, родителями, друзьями;
• повысить эмоциональное отношение и интерес к учебе.
Использование предлагаемых технологий позволит существенно повысить эффективность профориентационной работы, особенно в удаленных районах и сельских школах, в которых практически отсутствует специализированная психолого-педагогическая служба. Необходимо отметить, что внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс требует наличия информационной культуры и информационной готовности как у учащихся, так и учителей. В противном случае использование этих технологий будет носить фрагментарный характер и принесет не столько пользы, сколько вреда.
Для обеспечения процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе под руководством автора разработана автоматизированная информационная система (АИС) «Обучение». АИС «Обучение» реализована на основе сервера баз данных туЭОЦ установленного на платформе ОС 111\1!Х. Используется стандартный графический оконный интерфейс для пользователей операционной системы WINDOWS. Блок-схема разработанной АИС «Обучение» представлена на рисунке 5. аИс включает в себя два модуля - модуль «Учет сведений о студентах» и модуль «Качество образования».
В свою очередь, модуль «Учет сведений о студентах» состоит из трех отдельных модулей: «Секретарь», «Зам. декана» и «Оплата». Модуль «Качество образования» также подразделяется на две части «Начальное тестирование» и «Контроль качества образования». Для администрирования автоматизированной информационной системы «Обучение» сделан отдельный модуль «Администратор».
Модуль «Учет сведений о студентах» предназначен для своевременного внесения сведений по успеваемости (экзаменационные сессии, зачетные и контрольные недели), движению студентов и их биографических данных, оперативному получению разнообразных статистических данных о студентах и учету оплаты за обучение для студентов, обучающихся на основе компенсации затрат.
По каждому студенту ведется учет оценок по экзаменационным сессиям, зачетным и контрольным неделям (ведется учет имеющихся задолженностей). Биографические сведения совпадают со сведениями из личного дела студента.
Благодаря разработанной системе отчетов, сотрудники деканата могут получать самые последние сведения о студентах. Например, такие как:
• средний балл студента (общий, по оценкам за конкретный период обучения);
• отчеты по задолженностям (по одному студенту, по группе, по всем студентам);
• печать форматированной академической справки;
• печать форматированной выписки к диплому.
Рис. 5. Блок-схема АИС «Обучение»
Модуль "Качество образования” представляет собой отдельный программный модуль, который устанавливается в компьютерных классах, на каждый компьютер для проведения тестирований. Модуль включает в себя два пакета тестов.
Первый пакет содержит исходные тесты (тесты входного контроля), такие тесты проводятся единовременно в начале мониторинга. В этот пакет включены такие тестовые методики, как определение межпо-лушарной асимметрии головного мозга, тест Голланда, Ю тест. Предусмотрена возможность конфигурирования любого пакета исходных тестовых методик из имеющегося набора автоматизированных психологических тестов.
Второй пакет предназначен для контроля качества образования и содержит динамически обновляемый набор тестов по дисциплинам данной специальности. Тесты, включаемые в этот блок, разрабатываются самими преподавателями и вносятся в общий банк тестов при помощи встроенного редактора тестов.
При запуске в работу модуля «Качество образования» открывается окно, представленное на рисунке 6.
.ь -ц-1- - - —-ц —
Р«очщиш ф^іи Нпимаїкт*
Ирапт Сі-іі"№л Г Р*йт Ніші ш ИВД * 1 1ВИ-ОМ1ЧЩИ «» т спог-обмосчи Там *б6*@ймб*«кяь ДэтетлиТр -Лан т|
Нрп-и ҐЙртІЇ Нгіч» 0ДО4І М-Н СгііМпа ІЬпнп» Г.гми ІММ-МІ Цим смп Инструкция 1. Щелкните МЫЩЬК> ПО нужному тесту. 2. В выпалывающем списке выберите вашу группу. 3. Щелкните мышью по своей фамилии. 4. Нажмите кнопку ДАЛЕЕ для продолжения.
Рпцдалор ГйСГй* |
Рис. 6. Окно модуля «Качество образования»
В окне модуля "Качество образования” осуществляется запуск и работа выбранного теста. Кроме этого, в данном окне можно запустить конструктор тестов, который позволяет создать произвольный тест-опросник (рис. 7).
Создание теста производится по следующей схеме: вводится текст вопроса либо рисунок, затем задается требуемое количество вариантов ответов и вводятся сами ответы. Результаты тестирования автоматически сохраняются в общей базе данных и могут быть просмотрены в окне модуля "Учет”.
Как уже говорилось, оба модуля "Учет” и "Качество образования” входят в общую АИС «Обучение», т.е. работают с одной и той же информационной базой, что достаточно удобно. Например, при начале тестирования студенту не придется вручную вводить свои биографические данные. Вместо этого достаточно найти свою фамилию в списке группы на экране монитора тестируемого и нажать кнопку "Начать тестирование”.
Рис. 7. Окно редактора тестов
Работники деканата, использующие модуль "Учет”, при работе с информацией о студентах получают полную информацию об успешности образовательной деятельности студента (т.е. имеют возможность работать не только с оценками по экзаменационным сессиям и контрольным неделям, но и с результатами проведенных тестирований в компьютерных классах).
Для защиты информации, находящейся в АИС «Обучение», организовано несколько уровней доступа. Отдельные права доступа к модулям "Учет ” и "Качество образования”, отдельный доступ к редактору тестов и отдельный доступ к администрированию базы данных.
В базу данных АИС заносятся сведения о студентах и результаты тестирования этих студентов с целью сбора исходной информации об их индивидуальных психологических особенностях. Для начального тестирования, как уже говорилось, используются три тестовых методики: тест на определение уровня интеллектуальных способностей, тест на определение профессиональной направленности и тест на определение преобладающей активности полушарий головного мозга (межполушарная асимметрия).
Выбирая методики для начального тестирования студентов, мы использовали результаты исследований адаптационных процессов у студентов СФУ, которые проводились в течение нескольких лет в лаборатории практической психологии. Кроме того, как уже было сказано выше, в автоматизированной информационной системе предусмотрена возможность использования других автоматизированных методик для начального тестирования студентов.
Так, контроль качества образования студентов осуществляется при помощи специальных тестов-опросников, которые состоят из набора основных понятий по всем учебным курсам. Тестирование проводится в начале каждого года обучения с целью определения уровня остаточных знаний у студентов за предыдущий учебный год. Кроме того, такая схема тестирования позволяет выявить дисциплины, по которым у студентов наиболее низкий уровень остаточных знаний, что позволяет скорректировать учебную программу курса.
Разработанная автоматизированная информационная система может быть использована в любом учебном заведении для успешной профессионализации учащихся на ступени вузовского образования.
С целью оценки уровня сформированности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз» в течение 2006-2009 годов проводилось масштабное исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ различных городов и районов Красноярского края. Тестирование проводилось в режиме удаленного доступа с использованием сети Шете^ всего было протестировано 925 человек. Общая выборка была разделена на две группы: контрольную из 490 учащихся и экспериментальную из 435 учащихся.
Собранный на этапе констатирующего эксперимента эмпирический материал анализировался с целью разработки индивидуальных рекомендаций для учащихся к выбору возможного направления профессиональной деятельности. Полученная продукция, созданная в соответствии с нормативами психологопедагогического исследования, предъявлялась учащимся и их родителям. Подчеркиваем, это не ориентация на конкретную профессию, а выявление ориентиров, основанное на учете личностных качеств данного учащегося. Такого рода рекомендации не ограничивают свободу выбора, они лишь подсказывают, помогают сориентироваться, так как основаны на результатах многостороннего изучения личности.
Формирующий этап эксперимента проводился в экспериментальной группе совместно с администрацией школ, родителями, педагогами и школьными психологами в течение учебного года и включал в себя индивидуальную работу с учащимися на основе электронных портфолио, личных бесед с психологом, профильного обучения, педагогического сопровождения. Для отслеживания процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в конце года проводилось повторное тестирование как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Результирующий этап эксперимента был проведен перед окончанием школы.
Известно, что фиксирование количественных и качественных показателей изменения социальных процессов, получивших целенаправленное воздействие, затруднительно и зачастую весьма противоречиво. Поэтому в нашей работе мы приводим обобщенные и усредненные результаты многочисленных замеров, проведенных в течение всего эксперимента (табл. 1).
Таблица 1
Сводные результаты исследования уровня сформированности готовности учащихся к будущей
профессиональной деятельности
Критерии оценки уровня сформированно-сти готовности учащихся к будущей проф. деятельности Констатирующий эксперимент (9-е классы) Формирующий эксперимент (10-е классы) Результирующий эксперимент (11-е классы)
Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа
Доля учащихся, у которых профессиональная область определена, % 32 38 38 48 52 79
Личностная креативность, баллы 4-6 4-6 4-6 5-7 4-6 5-8
Успеваемость (доля оценок 4 и5) 36 34 35 41 37 45
Доля учащихся с нормальным уровнем самооценки, % 47 49 49 57 51 69
Знание проф. области (кол-во верных ответов в процентах) 22 23 27 35 28 47
Адаптивность (доля учащихся с удовлетворительным уровнем адаптации) 19 21 21 27 23 32
Как видно из результатов, представленных в таблице 1, динамика сформированности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в экспериментальной группе значительно лучше, чем в контрольной, что подтверждает эффективность работы по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, проведенной в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз» с использованием разработанного информационно-методического обеспечения.
Одной из функций научно-образовательного комплекса «школа-вуз» является обеспечение связи данных этапов образования в контексте педагогических инноваций, направленных, в конечном счете, на подготовку кадров нового типа. В этой связи вполне естественным является продолжение исследований по проблемам профессионализации на этапе вузовского образования. В течение последних десяти лет нами проводились различные исследования, начиная от дипломных работ студентов и заканчивая диссертациями магистров и аспирантов, касающиеся вопросов профессионализации в вузе.
Наиболее объемным является исследование, проведенное в 2009 году по заданию руководства СФУ на предмет изучения мотивации студентов к овладению выбранной профессией. Всего в исследовании приняли участие 1350 студентов с различных факультетов университета. Выборка респондентов была разбита на две группы, к первой группе: (1200 человек) относятся студенты, обучавшиеся в обычных общеобразовательных школах, ко второй (150 человек) студенты, обучавшиеся в школах, где проводилась профориентационная работа в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз».
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что мотивация обучения в вузе для многих студентов приобрела выраженную прагматическую направленность (табл. 2).
Сравнительное большинство студентов ориентируются на отдаленные цели: успех в жизни, высокие заработки, социальная карьера. Лишь 1/3 обучающихся склонны рассматривать процесс получения высшего образования с точки зрения приобретения профессиональных знаний, умений и способностей, необходимых для жизненного успеха. Прагматический подход к образованию объясняется, скорее всего, происходящими сегодня изменениями в социально-экономической жизни страны: падением уровня социальной защищенности, слабой востребованностью на рынке труда отдельных категорий специалистов и т.д.
Таблица 2
Основные мотивы получения высшего образования
Мотив 1-я группа, % 2-я группа, %
Добиться успеха в жизни 31 40
Стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своем деле 24 34
Быть материально обеспеченным 16 10
Получить диплом о высшем образовании 17 7
Стать культурным, образованным человеком, развить свои способности 10 8
Избежать службы в армии 2 1
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что почти половина всей молодежи из первой группы осуществляет выбор профессии неосознанно, игнорируя собственные интересы и способности, ориентируясь на престижные и прагматические мотивы, достижение формального статуса. Студенты второй группы больше ориентированы на достижение успеха в жизни и приобретение профессиональных умений и навыков, что также свидетельствует об эффективности проведенной работы в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз».
Полученные данные дополнительно подтверждают нашу гипотезу в той ее части, которая касается проблем системности и управляемости педагогическим процессом с использованием современных подходов и технологий. Следует заметить, что рамки обозначенного исследованиям не вполне совпадают с задачами настоящей работы. Так, необходимо было изучить мотивы выбора студентами тех или иных факультетов, профессиональные планы на будущее, а также, что было особенно важно для нас, степень мотивации к выбранной профессии.
Однако анализ полученных результатов дополнительно подтвердил значимость предлагаемых нами теоретических, методических и организационных мероприятий, направленных на решение проблем профессионализации в системе «школа-вуз».
Исследование мотивации выбора студентами специальностей СФУ (была предоставлена возможность выбора нескольких мотивов) выявила существенные различия по группам (табл. 3).
Таблица 3
Основные мотивы выбора специальности
Мотивы 1-я группа, % 2-я группа, %
Стремление к интересной работе 43 58
Стремление к материальному достатку 48 32
Реализация собственного потенциала 30 41
Затрудняются ответить 16 8
Результаты весьма наглядно свидетельствуют о приоритете высоких жизненных ценностей у студентов второй группы:
- выраженное стремление к интересной работе;
- потребность в самореализации через достижение высокого профессионализма и актуализацию личностного потенциала.
Одной из задач проведенного исследования было изучение профессиональных планов студентов после окончания Сибирского федерального университета. Разброс интересов в этой области оказался достаточно обширным:
• работать по специальности в частных структурах -19% опрошенных;
• работать по специальности в госучреждениях - 9%;
• получить второе высшее образование - 20%;
• основать свое дело - 24%;
• работать не по специальности -19%;
• поступить в аспирантуру - 9%.
Полученные результаты могут свидетельствовать как о многообразии интересов, так и, что скорее всего, об известной растерянности в нестабильной системе социально-экономических отношений. И это обстоятельство лишний раз подчеркивает необходимость преодоления огромного недостатка современной школы (на всех этапах образования) - слабой связи с реальной жизнью, что возможно лишь на основе современных методов и эффективных ресурсов.
Тем не менее можно фиксировать, что в формирующейся профессиональной этике студентов всё сильнее проявляются элементы рыночной психологии. Студенты всё более склоняются к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется конкретной экономической ситуацией. Они психологически подготовлены к тому, что им, возможно, придётся менять профиль профессиональной деятельности, гибко реагировать на жёсткие требования рынка.
Обнаружен достаточно высокий процент студентов, не согласных с тем, что профессиональный выбор делается один раз на всю жизнь: 20 % опрошенных намерены получить второе высшее образование, причем этот вариант рассматривают как один из наиболее вероятных даже те студенты, которые ориентированы на работу по специальности.
Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о достаточно высокой эффективности работы научно-образовательного комплекса «школа-вуз» в формировании готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. Однако это не единственный аргумент в пользу предлагаемой нами концепции. Положительная динамика проводимых работ фиксируется нами в материалах ежегодной научнопрактической конференции «Профессионализация в системе непрерывного образования». В сборниках конференции публикуются результаты работ, выполняемых совместно учителями школ и преподавателями СФУ.
Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в областях:
• профессионально-личностного самоопределения учащихся, которое является залогом, индикатором успешной профессионализации будущего специалиста;
• формирования устойчивого интереса студентов, вовлеченных в работу по формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз», к достаточно осознанному выбору профессии, ориентации на достижение успеха в жизни и приобретение профессиональных умений и навыков, что способствует формированию у них профессиональных качеств и благоприятно сказывается на процессе их профессионализации;
• повышения общего уровня профессиональной и информационной культуры педагогов.
Литература
1. Аксенова Э.А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции // Педагогика. - 2007.- № 6. - С. 87-92 .
2. Андреева А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных условиях // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2002. - № 6. - С. 25-38.
3. Бабочкин П.И. Профессиональные предпочтения московских школьников // Проф. потенциал. - 2002.
- № 1. - С. 32-37.
4. Владимирский Е.А. Перспективы развития профориентации в России // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - №1. - С. 77-88.
5. Еляков А.Д. Современная профориентация // Социологические исследования. - 2003. - №10. - С. 29-38.
6. Живага А.Ю. Теоретико-методологические подходы к исследованию системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. - 2007. - № 2. - С. 125-131.
7. Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения учащейся молодежи в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 171 с.
-------♦-----------
УДК 378 Н.В. Пудовкина, Ю.А. Кустов
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
В статье дается обоснование и раскрывается содержание форм, средств и методов формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства.
Ключевые слова: социально-профессиональная установка, учебно-воспитательный процесс, формы организации деятельности, средства формирования, методы обучения.
N.V. Pudovkina, Yu.A. Kustov
METHODOLOGY FOR THE SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDE FORMATION OF THE STUDENTS WHO ARE FUTURE SPECIALISTS OF THE AGRICULTURAL PROFILE
The substantiation is given; the content of the forms, means and methods for the social and professional attitude formation of the future agricultural specialists is revealed in the article.
Key words: social and professional attitude, educational process; activity organization forms, means of formation, educational methods.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена новым этапом социально-экономического развития России, стратегическими целями и задачами модернизации образования, получившими отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. Без компетентных, профессионально грамотных специалистов-аграриев невозможно преодолеть кризисные явления в сельскохозяйственном производстве, производить конкурентоспособную продукцию, осваивать современные сельскохозяйственные технологии. Следовательно, в настоящее время особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки специалиста агропромышленного комплекса и эффективность его будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с задачами и условиями модернизации высшего образования, интеграции высшей школы в единое европейское образовательное пространство возрастает уровень требований к специалистам сельскохозяйственной отрасли, наиболее остро переживающей кризисные явления. В современном сельском хозяйстве востребован специалист, который вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, субъектно-личностным опытом. Переориентация образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки будущего специалиста к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни возможна с позиций компетентностно-ориентированного подхода (Байденко В.И., Болотов В.А., Бездухов В.П., Белицкая Г.Э., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Маркова А.К., Петровская Л.А., Хуторской А.В., Шишов С.Е. и др.).
Согласно идее И.А. Зимней, у будущего специалиста должно быть сформировано некоторое целостное социальное качество - социально-профессиональная компетентность, позволяющая ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми [1]. Развивая точку зрения И.А. Зимней, одним из условий формирования социально-профессиональной компетентности специалиста сельскохозяйственной отрасли считаем формирование готовности студентов к саморазвитию данного интегративного качества. Психолого-педагогической основой этого процесса является формирование у студентов социально-профессиональной установки на профессионализацию и социализацию в сфере сельскохозяйственного производства и быта.