Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна, Авдонин Владислав Александрович, Спиридонов Дмитрий Сергеевич, Рыбин Дмитрий Андреевич

Цель статьи - раскрыть роль электронного учебника в формировании языковой компетенции будущих военных специалистов. В ходе исследования использовались такие методы как анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации. На основании исследования был сделан вывод о том, что электронный учебник иностранного языка является важным компонентом информатизации образовательного процесса в военном вузе. Его применение позволяет курсантам не только эффективно усваивать лексико-грамматический материал, но и развивает умение учиться и мотивационную готовность к образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна, Авдонин Владислав Александрович, Спиридонов Дмитрий Сергеевич, Рыбин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN LANGUAGE E-COURSEBOOK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATION PROCESS INFORMATISATION IN A MILITARY HIGH SCHOOL

The purpose of the article is to show the role of an e-coursebook in language competence formation of future military specialists. In the process of research analysis of psychological and pedagogical, methodical literature, standard documentation was used. The research makes conclusion that a foreign language e-coursebook is an important component of education process informatization in a military high school. Its usage allows cadets not only to acquire lexicon and grammar effectively but to develop studying skills and motivation readiness for educational activity

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Темы уроков для 4 класса: «Образ красоты человека. Женский образ (русская красавица)»; «Образ красоты человека. Мужской образ (добрый молодец)»; «Традиционный русский народный костюм»; «Народные праздники. Традиции. Обряды»; «Мир русской народной сказки»; «Традиционные русские узоры. Изразцы»; «Узорочье теремов» (групповая работа); «Русская ярмарка. Коллективное панно» (коллективная работа); «Восточный орнамент»; «Все народы воспевают материнство».

Все виды мероприятий были организованы в различных формах: по парам, группам, коллективной работы. В процессе деятельности, учащиеся использовали различные материалы для выполнения работ: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, пластилин, разнофактурную бумагу, картон, обои, ткань, нитки, пастель, восковые мелки, фольгу.

Все задания были дифференцированы с учетом психофизических особенностей детей: для детей с нарушениями зрения предлагались для выполнения более крупные и яркие элементы в выполняемой работе; для учеников с нарушением опорно-двигательного аппарата предлагались задания, которые были посильны для данной категории лиц: изображение, лепка, вырезание наиболее простых, крупных элементов; для учащихся с нарушение интеллекта задания предлагались с меньшим количеством элементов, чем у основной массы класса; для детей с нарушением слуха уровень предлагаемых заданий был таким же как у учеников с нормальным психофизическим развитием.

Комплекс применялся с частотой 2 раза в месяц учителем начальных классов (классным руководителем) и учителем по изобразительному искусству.

После проведения формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, включающий в себя те же 3 серии заданий (констатирующий эксперимент) для выявления состояния межличностных взаимоотношений в испытуемых группах.

Из данных, полученных после проведения контрольного эксперимента, мы можем сказать, что дети из экспериментальных групп, после проведенного коррек-ционно-развивающего комплекса уроков и внеурочных

мероприятий, стали более сплоченными, а дети с ОВЗ являются полноправными членами коллектива. Нормативные дети стали лучше относиться к детям с различными психофизическими нарушениями, начали помогать таким детям, стали адекватно реагировать на особенности проявления поведения «особых» детей.

Так же нами отмечено, что учащиеся контрольных групп, являются менее сплоченным коллективом. Дети не умеют взаимодействовать между собой, в том числе с «особыми» учащимися. Некоторые школьники чувствуют себя некомфортно в классе, стесняются работать на уроках, не знают, как вести себя в коллективе. Это негативно влияет на атмосферу в классе и тем самым на уровень знаний детей, т.к. они постоянно прибывают в дискомфорте и боятся насмешек со стороны сверстников.

Содержание образования учащихся с умственной отсталостью, определенное вариантом С, предполагает предметные результаты связанные с овладением обучающимися содержанием предметной области, в том числе «Искусство», характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, а так же развитие межличностных и групповых отношений, накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. — С. 71 - 95.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Волынкина Наталия Валериевна,

Доктор педагогических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского

и Ю.А.Гагарина», г. Воронеж, Авдонин Владислав Александрович, Младший сержант, ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж Спиридонов Дмитрий Сергеевич, курсант, ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж, Рыбин Дмитрий Андреевич, курсант, ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж

THE FOREIGN LANGUAGE E-COURSEBOOK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATION PROCESS INFORMATISATION IN A MILITARY HIGH SCHOOL

Volynkina Natalia Valerievna, D.Sc. in Pedagogy, Associate Professor, MERC AF "Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Voronezh,

Avdonin Vladislav Alexandrovich, junior sergeant, MERC AF "AFA", Voronezh, Spiridonov Dmitry Sergeevich, cadet, MERC AF "AFA", Voronezh Rybin Dmitry Andreevich, cadet, MERC AF "AFA", Voronezh

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - раскрыть роль электронного учебника в формировании языковой компетенции будущих военных специалистов. В ходе исследования использовались такие методы как анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации. На основании исследования был сделан вывод о том, что электронный учебник иностранного языка является важным компонентом информатизации образовательного процесса в военном вузе. Его применение позволяет курсантам не только эффективно усваивать лексико-граммати-ческий материал, но и развивает умение учиться и мотивационную готовность к образовательной деятельности.

ABSTRACT

The purpose of the article is to show the role of an e-coursebook in language competence formation of future military specialists. In the process of research analysis of psychological and pedagogical, methodical literature, standard documentation was used. The research makes conclusion that a foreign language e-coursebook is an important component of education process informatization in a military high school. Its usage allows cadets not only to acquire lexicon and grammar effectively but to develop studying skills and motivation readiness for educational activity.

Ключевые слова: информатизация военного образования; электронный учебник, иностранный язык.

Key words: informatization of military education, e-coursebook, foreign language.

Система военного образования - необходимая и неотъемлемая часть военной организации государства. Стремительно развивающееся в технологическом плане российское общество ставит перед армией задачу соответствовать по всем параметрам реалиям времени и поддерживать паритет с армиями наиболее сильных и развитых держав в области высоких военных технологий. Данное требование относится не только непосредственно к боевой и командно-информационной составляющей вооружённых сил, но и к военному образованию. Особое внимание должно уделяться переходу на современные, высокотехнологичные интенсивные методы обучения и переподготовки курсантов и офицеров.

Новая государственная политика России в области обороны и военного образования нашла свое отражение в Законах РФ («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих») и Постановлениях Правительства РФ «Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования», «О военных образовательных учреждениях профессионального образования МО РФ»).

По словам Начальника Главного управления кадров, заместителя министра обороны РФ по кадрам генерал-лейтенанта Николая Панкова, «...одним из основных направлений работы по реализации данной программы является ликвидация серьезного отставания военных вузов в области информатизации обучения, приведение информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствие с показателями государственной аккредитации и требованиями к условиям реализации образовательных программ. .Будет решаться проблема оснащения военно-учебных заведений аппаратно-программными средствами, средствами разработки и тиражирования электронных учебных материалов с задачей накопления электронных образовательных ресурсов и создания в перспективе электронных библиотек. Военно-учебные заведения получат доступ к сети Интернет».

Необходимо отметить, что для организации учебного процесса в этой области на основе современных технологий, государство выделяет значительные финансовые и материальные ресурсы. Появившееся благодаря этому новое компьютерное и мультимедийное оборудование, а так же специальное программное обеспечение

позволяет приступить к созданию или обновлению информационно-образовательной среды обучения курсантов и офицеров.

Подготовка высококлассных военных специалистов становится возможной в условиях комплексного внедрения интерактивных методов обучения иностранному языку на основе цифровых и телекоммуникационных технологий. Концепция интерактивного обучения иностранному языку предполагает комплексное использование в учебном процессе мультимедийного лингафонного кабинета нового поколения, воплощающего в себе все новейшие аппаратные и программные средства обучения, а также широкое использование информационной электронной библиотеки, включающей: информационные аудиовизуальные пособия (электронные демонстрационные версии печатного издания с фонетическим сопровождением), интерактивную визуализацию (презентации в Power Point, слайд-шоу), электронные учебники, словари, обучающие и контролирующие программы.

В свою очередь, обновление информационно-образовательной среды обучения современного курсанта военного вуза создает необходимые условия для разработки новых научных направлений в современной дидактике, появления новой области педагогического знания -интерактивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, базовым элементом которого является создание электронного учебника. Именно на его базе, на базе его мультимедийных возможностей изложения материала, контроля усвоения, контроля темпа обучения, автоматического тестирования и оценки знаний, хранения и анализа всей информации о каждом обучающемся, должна основывается современная высокотехнологичная система обучения курсанта военного вуза.

На кафедре иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) осуществляется комплексный подход к проектированию электронных учебных изданий различных форм и жанров по военным специальностям вуза на основе типовых компонентов виртуальной среды и составляющих их виртуальных учебных объектов на основе интерактивно-коммуникативного подхода. В этом направлении на кафедре поставлены задачи развития системы форм и жанров электронных учебных изданий; проектирования структуры, содержания и интерфейса электрон-

ных пособий различных форм и жанров; подготовки учебных пособий и дидактических материалов на полиграфической основе, поддерживающих самостоятельную работу курсантов в виртуальной среде обучения.

Электронный учебник — основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой [1, с.176].

Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная [4, с.28].

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Преимущества использования электронного учебника курсантами на практических занятиях по иностранному языку и, особенно, во время самостоятельной работы заключаются в том, что он:

1. допускает адаптацию в соответствии с потребностями курсанта, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

2. предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

3. дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

4. выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и т.д. [3, с. 143].

Содержание электронного учебника английского языка по специальности «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения специальных сооружений и объектов авиации» построено на представлении лексико-грамматического материала в трех виртуальных средах: концептуальной, процессуальной и контекстуальной.

Проблема концептуальной составляющей заключается в полноте представления лексико-грамматического материала; его структурной организации на электронном носителе (уровней и способов систематизации, способов и приемов ее визуализации, моделирования гипертекстовой и гипермедиа архитектуры представления учебного материала и т.п.); качества способов представления содержания учебного материала с помощью различных учебных объектов (текстов, лексико-грамматических упражнений, виртуальных моделей, анимационных схем, рисунков и диаграмм, фотоснимков, видео, элементов «виртуальной реальности» и пр.).

Исследование проблем процессуальной составляющей предполагает проектирование в виртуальной среде

учебных объектов, предназначенных для освоения курсантами опыта интерактивной деятельности (создание ролевых ситуаций, моделей «виртуальной реальности»); анализ конечного продукта и т.д.

Контекстуальная виртуальная среда предполагает использование способов и приемов объективации опыта интерактивной деятельности по применению полученных знаний в контексте практических проблем повседневной жизни.

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако, одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа - 3D Studio MAX, которая была использована при разработке электронного учебника по английскому языку по специальности «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения специальных сооружений и объектов авиации».

3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять «материалы», накладывать на геометрию текстуры.

Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3DMAX и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации.

Благодаря использованию трехмерного моделирования 3DMAX и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны курсантам.

Описанная концепция электронного учебника на основе программы 3DMAX вызывает у курсантов интерес и стремление к познанию, активизирует молодых людей для участия в научно-практических конференциях. Курсанты, изучающие иностранный язык с использованием электронного учебника, основанного на интерактивно-коммуникативном подходе, транслируют более глубокие знания, неординарный подход к проблеме.

Таким образом, электронный учебник иностранного языка является важным компонентом информатизации образовательного процесса в военном вузе. Применение новых электронных учебников по иностранному языку позволяет курсантам не только эффективно усваивать лексико-грамматический материал, но и развивает умение учиться, раскрывая при этом творческие способности, а также мотивационную готовность к образовательной деятельности [2, с. 219].

Дальнейшие исследования в данном направлении предполагают изучение:

1. рациональной доли электронных медиакомпонен-тов как способов представления предмета учения в общей системе способов и средств предъявления учебного материала на занятиях по иностранному языку;

2. психологических закономерностей восприятия и усвоения информации курсантами на основе использования различных медиакомпонентов новой среды обучения;

3. анализ вопросов теории и методики рационального использования имеющегося разнообразия виртуальных учебных объектов для представления

в новой информационной среде различных составляющих предмета учения (правил грамматики, лексики, фонетики, а также опыта интерактивной деятельности).

Список литературы

1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство социальной коммуникации. - М.: Логос, 1997.

2. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. -Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014.

3. Волынкина Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в инфолингвистической системе развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе / Инновационные технологии в образовании. - Красноярск: ООО «Центр информатизации», ЦНИ «Монография», 2013.

4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В Зимина. - М.: Изд-во МЭИ, 2003.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Воробьева Наталия,

кандидат хим. наук, ст. преподаватель, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы

Абдыкалыкова Раушан, Уркимбаева Перизат,

кандидаты хим. наук, доцент, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы

Ирмухаметова Галия, Мангазбаева Рауаш

кандидаты хим. наук, ст. преподаватель, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы DEVELOPMENT PROSPECTS IN MULTILINGUAL EDUCATION TEACHER TRAINING

Vorobeva Nataliya, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Abdykalykova Raushan, Candidate of Science, assistantprofessor of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Urkimbaeva Perizat, Candidate of Science, assistantprofessor of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Irmuhametova Galia, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Mangazbaeva Rauash, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty АННОТАЦИЯ

Полиязычное образование является основной составляющей формирования коммуникативной и конкурентоспособной личности будущего специалиста. ABSTRACT

Multilingual education is a major component of formation of communicative and competitive personality of the future specialist.

Ключевые слова: полиязычного образование Keywords: multilingual education

Современный человек сегодня характеризуется как личность, свободно владеющая двумя и более языками. В связи с этим в нашей стране в вузах и школах начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.

Третья составляющая идеи связана с необходимостью изучения английского языка. Сегодня знание английского, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение этим иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.