Таким образом, электронный учебник иностранного языка является важным компонентом информатизации образовательного процесса в военном вузе. Применение новых электронных учебников по иностранному языку позволяет курсантам не только эффективно усваивать лексико-грамматический материал, но и развивает умение учиться, раскрывая при этом творческие способности, а также мотивационную готовность к образовательной деятельности [2, с. 219].
Дальнейшие исследования в данном направлении предполагают изучение:
1. рациональной доли электронных медиакомпонен-тов как способов представления предмета учения в общей системе способов и средств предъявления учебного материала на занятиях по иностранному языку;
2. психологических закономерностей восприятия и усвоения информации курсантами на основе использования различных медиакомпонентов новой среды обучения;
3. анализ вопросов теории и методики рационального использования имеющегося разнообразия виртуальных учебных объектов для представления
в новой информационной среде различных составляющих предмета учения (правил грамматики, лексики, фонетики, а также опыта интерактивной деятельности).
Список литературы
1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство социальной коммуникации. - М.: Логос, 1997.
2. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. -Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014.
3. Волынкина Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в инфолингвистической системе развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе / Инновационные технологии в образовании. - Красноярск: ООО «Центр информатизации», ЦНИ «Монография», 2013.
4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В Зимина. - М.: Изд-во МЭИ, 2003.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Воробьева Наталия,
кандидат хим. наук, ст. преподаватель, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы
Абдыкалыкова Раушан, Уркимбаева Перизат,
кандидаты хим. наук, доцент, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы
Ирмухаметова Галия, Мангазбаева Рауаш
кандидаты хим. наук, ст. преподаватель, Казахского Национального Университета им.аль-Фараби, Алматы DEVELOPMENT PROSPECTS IN MULTILINGUAL EDUCATION TEACHER TRAINING
Vorobeva Nataliya, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Abdykalykova Raushan, Candidate of Science, assistantprofessor of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Urkimbaeva Perizat, Candidate of Science, assistantprofessor of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Irmuhametova Galia, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty Mangazbaeva Rauash, Candidate of Science, senior Lecturer of Al-Farabi Kazakh National University, Almaty АННОТАЦИЯ
Полиязычное образование является основной составляющей формирования коммуникативной и конкурентоспособной личности будущего специалиста. ABSTRACT
Multilingual education is a major component of formation of communicative and competitive personality of the future specialist.
Ключевые слова: полиязычного образование Keywords: multilingual education
Современный человек сегодня характеризуется как личность, свободно владеющая двумя и более языками. В связи с этим в нашей стране в вузах и школах начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.
Третья составляющая идеи связана с необходимостью изучения английского языка. Сегодня знание английского, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение этим иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передо-
вых странах планеты. Знание английского языка - это обязательное требование для делового общения и ведения бизнеса в любой точке мира [1-3]. Таким образом, умения и готовность к общению и работе с информацией на нескольких языках становятся важными требованиями, предъявляемыми обществом к современному молодому человеку - выпускнику высшего учреждения.
Интернационализация высшего образования -процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер. В настоящее время интернационализация образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем.
Интернационализация образования включает такие формы взаимного сотрудничества, как мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство и др. [4]
Академическая мобильность студентов, преподавателей и молодых специалистов, привлечение зарубежных ученых - является одним из основных принципов Бо-лонской Декларации и важным направлением деятельности современного учебного заведения.
Эти тенденции в развитии общества нашли отражение в изменениях, происходящих в высшем РК. Согласно документам Европейского Союза, в числе основных приоритетов современного образования названы формирование общенаучной грамотности учащихся, что в первую очередь подразумевает их компетентность в использовании научной информации; и подготовка каждого учащегося как полиязыковой личности, то есть человека, способного эффективно общаться на нескольких языках [5].
Таким образом, во многих ВУЗах Европы, Азии и Америки с успехом практикуется преподавание различных предметов через коммуникативную среду иностранного языка. Реализуется международный проект "Content and Language Integrated Learning" -"Интегрированное обучение предмету и иностранному языку», основной задачей которого на данный момент является формирование у учащихся знаний, умений и опыта общения на предметную тематику с использованием не только родного, но и иностранного языка; а перспективной целью - формирование полиязыковой личности, обладающей общенаучной грамотностью [6].
Следует отметить, что в этой сфере произошли значительные позитивные изменения содержательного и организационного характера.
В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» обозначена необходимость разработки активных мер «по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским, активно изучали русский и английский языки» [7].
Полиязычное образование — основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обусловливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его конкурентоспособность и социальную мобильность. Два этих понятия взаимосвязаны друг с другом и одно является средством для достижения другого.
Ориентация на коммуникативный подход в корне изменила содержание дидактических элементов процесса обучения иностранному языку. Поскольку целью обучения в настоящее время является формирование коммуникативной компетентности и качеств полиязычной, мультикультурной личности, способной принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, то для достижения цели необходимо не только обучать фонетике, лексике и грамматике, но и развивать умения разговорной речи и понимания концептуальных систем в контексте мировой и национальных культур. Изменение приоритетов в обучении языку при коммуникативном подходе требует пересмотра и обновления содержания обучения.
В связи с этим в Казахстане принято решение о введении обучения иностранным языкам в начальной школе с дальнейшим совершенствованием
углублением овладения ими в вариативной преемственной структуре учебных учреждений основного, среднего профильного, послесреднего профессионального и высшего образования.
Перспективными образовательными задачами ВУЗов, ставящих во главу угла своей деятельности развитие полиязычия, являются такие, как создание центров полиязычного образования, организация поэтапного внедрения полиязычного образования по приоритетным специальностям естественно-научного и гуманитарно-педагогического направлений; поэтапное формирование полиязычных групп; совершенствование умений и навыков владения преподавательским составом и обучающимися тремя языками в одинаковой степени для одновременного использования их в учебном процессе; закрепление преподавателей иностранных языков в качестве эдвайзе-ров по полиязычным специальностям; внедрение новейших педагогических и информационных технологий обучения иностранным языкам; пополнение библиотечного фонда и электронной базы полиязычной учебной, методической, научной, справочной и другой литературой и мультимедийными материалами; подготовка учебно-методических комплексов специальностей и другие. Не менее важны и такие перспективные направления, как исследование проблем преемственности полиязычного образования на разных ступенях системы образования; изучение зарубежного опыта полиязычного образования; факультативных курсов полиязычной направленности; использование возможностей дистанционных образовательных технологий; расширение возможностей интерактивной телекоммуникации; создание Web-среды и ряд других [3].
В аспекте обозначенных перспектив развития образования актуальным является вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Для успешного решения данной задачи можно предложить следующие меры:
• Организовать языковые стажировки и обучение преподавателей, ведущих спец. дисциплины на английском языке;
• Выделить дополнительные кредиты для профессионально ориентированного английского языка, для этого нужно разделить кредиты между преподавателями английского языка и спец. дисциплин.
• Открыть класс-лабораторию с необходимым оборудованием, и программным обеспечением на английском языке;
• Включить в учебные планы специальностей с полиязычным образованием дисциплину «Стратегия самостоятельного изучения иностранных языков» в объеме одного кредита [8].
Первый опыт такого образования уже позволяет констатировать что: повышается мотивация к изучению иностранного языка, расширяется кругозор студентов за счёт увеличения информационного поля, совершенствуются общеучебные умения учащихся (в работе по извлечению информации из текстов и её применению для решения учебных задач), возрастает интерес учащихся к получению дополнительной информации по предметам на иностранном языке и, что очень важно, совершенствуются технологии обучения. Внедрение билингвального образования позволяет студентам успешно осуществлять свою учебную деятельность.
Для достижения поставленных задач в КазНУ им. аль-Фараби, в частности на кафедре химии и технологии органических веществ, ежегодно наряду с казахским и русским отделением создаются группы студентов обучающихся с первого курса на английском языке. Преподавание всех дисциплин для таких групп видеться на английском языке. Особое значение придается подготовки молодых педагогических кадров, путем организации стажировок в известные зарубежные ВУЗы как за счет программы «Болашак», так и за счет программ научных грантов.
Постепенное решение проблем полиязычного образования будет способствовать к изучению казахского языка как объединяющего наше общество фактора, русского языка как традиционного языка дружбы, науки и техники, английского языка как языка, включающего выпускников в рынок труда и образовательных услуг, дальнейшему обеспечению их конкурентоспособности в быстро меняющемся обществе.
Литература
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года. - Астана, 2004
2. Историко-педагогические предпосылки становления полиязычного образования // Профессионал Казахстана. — 2008. — № 12 (67).
3. Дьяченко М.В. Подготовка студентов и учителей иностранного языка для работы в профильных классах естественнонаучного направления. Методическое пособие. -М.: МПГУ, 2009. 190 с.
4. С.Е. Зайцева «Коммуникационная направленность современного урока», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2010.
5. Современная языковая ситуация как фактор полиязычного образования // Актуальные проблемы современности: международный научный журнал. Сер. «Педагогика». — 2008. — № 11 (28). 3. Казахстан: образование в условиях полиязычия // Педагогика. — М. 2008. — № 6.
6. Richards, J., Rodgers, T. Approaches and Methods in Language Teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
7. Коммюнике конференции «Болонский процесс 2020 - пространство европейского высшего образования в новом десятилетии», 2009.
8. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. Издание официальное. Астана, 2001.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронич Екатерина Аркадьевна
педагог-психолог, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
Козлова Галина Григорьевна учитель-дефектолог, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
Ушакова Александра Вадимовна учитель-логопед, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
INTERACTION OF EXPERTS IN SUPPORT OF CHILDREN IN IMPLEMENTING IN PRESCHOOL INCLUSIVE EDUCATION PRACTICES Voronich Ekaterina, educational psychologist GBDOU №83, Frunze district, St. Petersburg Kozlova Galina, teacher-therapist GBDOU №83, Frunze district St. Petersburg Ushakova Alexandra, speech therapists GBDOU №83, Frunze district, St. Petersburg АННОТАЦИЯ
Внедрение инклюзивного обучения в ДОУ делает возможным оказание коррекционно-педагогической помощи «особым» детям и готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания специальных условий, одним из которых является командная работа сотрудников - группы специалистов, объединенных пониманием перспективы развития ДОУ, проводящих в коллективе единую политику по достижению поставленных целей и способных совместно решать проблемы и задачи.