УДК 378
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО В.В. Гладких, Т.В. Ларина
В данной статье рассматриваются проблемы военного образования и развития новой системы образования, вводимой в России. Представлены вопросы обучения и подготовки военных кадров, реализации новых образовательных программ на основе многоуровневой системы обучения, компетентностного подхода и новых инфокоммуникационных технологий
Ключевые слова: военное образование, многоуровневая система обучения, компетентностный подход, инфокоммуникационных технологий
С 1 сентября 2011 г. осуществляется переход на подготовку специалистов и ведение образовательной деятельности на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, закрепленных в законодательстве нашего
государства и направленных на решение задач модернизации профессионального образования в России. Основные принципы образовательной политики государства находят отражение в реформировании военного образования, как одного из важнейших направлений, проводимой в стране военной реформы. Модернизация военного
образования направленная на создание наиболее оптимальной системы подготовки офицерских кадров, повышение эффективности
функционирования системы военного образования, предполагает создание в системе военнопрофессионального образования России
нормативно-правовых и организационнометодических условий для возможности обучения военного специалиста в течение всей жизни.
Новая система военного образования, вводимая в России с 2013 г., призвана обеспечить преемственность образовательных программ ВО, а также программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, основной целью которых является интеллектуально, социально, этически и профессионально развивающаяся личность.
Переход на уровневую систему подготовки военных кадров затрагивает практически все стороны и аспекты деятельности военных вузов. Сложность и ответственность перехода на многоуровневую систему обучения офицерских кадров связана с решением вопросов оперативного свойства, касающихся технологической части
Гладких Валентина Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина», д-р пед. наук, e-mail: voenprof. [email protected] Ларина Татьяна Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд. пед. наук, e-mail: [email protected]
организации учебного процесса, организации самостоятельной и научно-исследовательской работы курсантов и слушателей, текущего контроля успеваемости и промежуточный аттестации,
использование бально-рейтинговой системы оценки успеваемости для компетентностно-
ориентированных программ структорного и содержательного взаимодействия программ
магистратуры и программ послевузовского профессионального образования.
Новая парадигма военного образования в условиях реализации уровневой системы высшего профессионального образования и новых федеральных государственных образовательных стандартов нацелена на:
- обеспечение в военных вузах выполнения
требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных
федеральными государственными
образовательными стандартами;
- осуществление работ по оснащению вуза
учебно-лабораторным оборудованием, учебнометодической литературой, современными
программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
- организацию планового повышения квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС ВПО;
- обеспечение поддержки и развития
инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку
конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности;
- обеспечение информационноаналитическим сопровождением уровневой системы высшего профессионального образования;
- взаимодействие с гражданскими вузами по введению уровневой системы высшего профессионального образования;
- проведение с абитуриентами и обучающимися в военном вузе разъяснительной работы по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования [1].
Обеспечение в военных вузах выполнения требований к условиям реализации основных
образовательных программ, установленных федеральными государственными
образовательными стандартами предусматривает совокупность требований к результатам (личностным, предметным, метапредметным; преемственность различных ступеней; системнодеятельностный и компетентностный подходы), структуре (наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотнесение; определение разделов, интеграция учебной и внеаудиторной деятельности), условиям (кадровым. финансовым и материальнотехническим).
В рамках осуществления работы по оснащению вуза учебно-лабораторным
оборудованием, учебно-методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в военных вузах ведется работа по изданию учебнометодической литературы, включая издание учебников, учебно-методических пособий, методических указаний, электронных учебных материалов с четко спланированным графиком изданий учебно-методической литературы преподавателями кафедр. На кафедре иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА имени Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» по всем учебным дисциплинам рабочих учебных планов специальностей и направления подготовки имеются учебнометодические комплексы.
Организация планового повышения квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС ВПО занимает в военном вузе особое место. Для повышения качества образовательного процесса осуществляется повышение квалификации профессорско-
преподавательского состава с использованием очной, очно-заочной и дистанционной форм. По результатам повышения квалификации
преподавателей на факультетах и кафедрах военного вуза проводятся научно-методические семинары, совещания, публикуются статьи в научных сборниках, в которых рассматриваются вопросы модернизации обучения, направленные на
оптимизацию процесса обучения, путем
рационального использования в этом процессе современных технических средств и дидактических материалов.
Современные информационные технологии находят все более широкое применение в образовании, кардинально изменяя его не только новыми способами и формами, но и новыми видами достижения целей обучения. Обучение иностранному языку такие претерпевает
существенные преобразования под влиянием развития новых информационных технологий.
Методика преподавания языка как никакая другая наука заинтересована в использовании мультимедийных и интерактивных свойств компьютерных технологий, так как эти качества в наиболее полной мере позволяют реализовать
основные принципы дидактики: наглядность,
доступность, посильность, индивидуализацию, социальность, активность. Новые информационные технологии коренным образом изменяют весь образовательный процесс.
Внедрение новых информационных технологий в сферу военного образования тесно связано с четким осознанием возможностей мультимедиа, пониманием принципов их действия, представлениями о программных средствах новых информационных технологий, педагогически обоснованных способах включения их в процесс обучения. Сюда же входит ясное понимание, что учебные ситуации, в которых
компьютеризированные средства с успехом заменяют преподавателя, немногочисленны, ибо мозг человека значительно мощнее, более того, чуткость и интуиция педагога не имеют электронных аналогов. Средства новых инфокоммуникационных технологий при этом рассматриваются как вспомогательные по отношению к мыслительной деятельности участников образовательного процесса.
Новые инфокоммуникационные
технологии, используемые в обучении - это системные категории, характеризующиеся прогрессивно организованной информационной средой, развитой аппаратно-программной базой, позволяющей интегрировать преимущества традиционных информационных технологий и охватить весь комплекс операций по сбору, хранению, обработке, продуцированию и предъявлению информации, как потенциального знания, в целях его эффективного освоения.
Важное условие реализации преимуществ новых информационных технологий в обучении -знание и учет педагогических особенностей их применения, повышение уровня педагогической информационной культуры и компьютерной
грамотности участников воспитательно-
образовательного процесса.
Из всего многообразия средств новых инфокоммуникационных технологий, применяемых педагогами в военных вузах, особо следует выделить использование программных средств и технологий e- Learning.
Программные средства учебного назначения позволяют: максимально
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль за усвоением материала с обратной связью и диагностикой ошибок; обеспечивать самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; применять тренировки в процессе учебных занятий и самоподготовки обучающихся; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких вычислительных работ; осуществлять мониторинг учебной информации; создавать и использовать информационные базы данных, необходимые в учебной деятельности; усилить интерес к обучению и др.
Обзорное рассмотрение создания программных средств учебного назначения ряда гражданских вузов показало наличие двух подходов к их разработке. Первый - создание учебных курсов на языке программирования высокого уровня, второй - использование универсальных инструментальных средств (оболочек). В настоящее время в ВУНЦ ВВС «ВВА имени Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» создано значительное количество обучающих, контролирующих, тренажерных, справочно-консультационных, демонстрационных и имитационно-моделирующих программ.
Обеспечение информационно-
аналитическим сопровождением уровневой системы высшего профессионального образования в военной академии г. Воронежа предусматривает создание сайта академии, включающего такие направления, как: история создания академии; структура
академии; информация для поступающих; сведения о факультетах академии, расположенных в Воронеже и филиалах, осуществляющих подготовку офицеров по различным специальностям; научные достижения и другие направления.
Взаимодействие с гражданскими вузами по введению уровневой системы высшего профессионального образования осуществляется профессорско-преподавательским составом
академии и включает различные совместные мероприятия: участие в научно-практических
конференциях, методические семинары, круглые столы и др.
Проведение с абитуриентами и обучающимися в военном вузе разъяснительной работы по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования осуществляется с помощью проведения консультаций абитуриентов по вопросам поступления и обучения в военном вузе.
Таким образом, проблема обеспечения качества подготовки офицерских кадров в условиях реализации уровневой системы на основе ФГОС ВПО является одной из наиболее сложных и важных задач высшей военной школы. Военному вузу
приходится решать множество вопросов, связанных с гарантией обеспечения высокого уровня качества обучения, - это содержание образовательных
программ и их соответствие стандартам и
нормативной документации, соответствие профессорско-преподавательского состава
современным требованиям к качеству подготовки выпускников, организация образовательного процесса, набор необходимого контингента
абитуриентов, ресурсное обеспечение, внедрение новых технологий в учебный процесс и т. д. При этом, курсанты и слушатели военных вузов, прежде всего, обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВПО, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития.
Литература
1. О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. Приказ от 10 февраля 2010 г.№109. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию (Рособразование).
2. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. — М.: Университетская книга, 2010. — 249 с.
3. Федоров И.Б., Коршунов С.В. О ходе разработки проектов государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования / Доклад на Координационном совете УМО и НМС, МГСУ, 25.03.04 г.-М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана .-30 с.
4. Оценка качества профессионального
образования / Под ред. В.И. Байденко, Дж. ван Занворта. -М.: исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2001.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Под общ. ред. К.М. Ирисхановой. - М.: МГЛУ, 2005.
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
OFFICERS’ TRAINING QUALITY IN THE PROCESS OF REALIZATION OF LEVEL-EDUCATION SYSTEM ON THE BASES OF FGOS VPO V.V. Gladkih, T.V. Larina
The article deals with the problems of military education and new education system development being introduced in Russia. The issues of military personnel training, realization of new education programmes on the ground of multi-level system of education, competence approach and new infocommunication technologies are presented
Key words: military education, multi-level education system, competence approach, infocommunication technologies