УДК 37
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЛАТФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Неделькин А.А., старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова»,
e-mail: [email protected]
В статье проанализированы основные подходы к проектированию электронной образовательной с учетом специфики деятельности отечественных университетов. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества модульного подхода в процессе разработки электронных учебных материалов.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, дистанционные технологии, интернет.
E- LEARNING ENVIRONMENT AS A MODERN PLATFORM IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF LIFELONG LEARNING IN THE MODERN EDUCATIONAL
SPACE
Nedelkin A.A., senior teacher, Information technologies chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: [email protected]
The article analyzes the main approaches to the design of e- education, taking into account the specifics of the local universities. Are considered key features and benefits of a modular approach in the development of e-learning materials.
Keywords: E-learning resources , remote technology , Internet.
В контексте быстрых технологических изменений и меняющихся рыночных условий, отечественная система образования сталкивается с проблемой предоставления современного и качественного образовательного продукта, соответствующего международным стандартам без значительного увеличения расходной части бюджета, с целью сохранения конкурентных преимуществ. Многие учебные заведения отвечают на такие вызовы путем разработки программ дистанционного обучения. В процессе становления дистанционное обучение трансформировалось и изменилось, адаптируясь под новые технологии и потребности общества.
Для успешной реализации электронная гипертекстовая информационно-образовательная система должна продемонстрировать, что в ней в полной мере реализованы и работают педагогические принципы, а также удаленные учащиеся могут эффективно взаимодействовать между собой и усваивать основные представления о предметной области в форме, которая не может быть использована, без использования соответствующих технологии. Тем не менее в таких системах, роль технологии в первую очередь отводится тому, чтобы получить возможность работать с удаленными слушателями, а не предлагать новый метод обучения, а предлагаемый подход следует рассматривать как улучшение информационных технологий, а не педагогических практик. Отдельные элементы технологий, используемых в электронном образовании, могут применятся и при классическом обучении, а также быть интегрированы в уже существующую инфраструктуру университета. Поэтому, важно чтобы не ограничиваться слишком узким представление о том, что представляет собой электронное образование, или о том, в чем его основная идея.
Таким образом, основная цель данной работы заключается в изучении педагогических основ в системах электронного обучения, в котором мы предоставим обоснование выбранных технологий.
Дистанционные технологии могут хорошо описать традиционные педагогические приемы и фактически не существует никаких противоречий между учебным планом, методами обучения, а также процедурами оценки, применяемой в электронной образовательной среде. Прежде всего, необходимо начать с четко определенных предполагаемых целей и результатов обучения и разработать задачи и методику их оценки, которые будут в автоматическом режиме проверять, являются ли результат достигнутым или нет.
В общем виде учебный процесс может быть представлен в виде цикла так называемой «петли» включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз - планирование -контролируемая деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов ( рис. 1).
В работе подчеркнута роль обучения с использованием электронных сообществ, которые следует рассматривать, как площадки для обмена знаниями и опытом в рамках непрерывного профессионального развития. Обмен знаниями в сети описывает цикл обучения через фазы познания от неявных знаний, обмена опытом, обсуждения, до уточнения, а затем конкретного оформления. На таком принципе постоянны многие профессиональные ресурсы в сети Интернет: форумы, доски обсуждения, энциклопедии
Поэтому, пренебрежение проектированием площадки для общения слушателей меду друг другом и преподавателями, может иметь последствия.
Во-первых, у дистанционных студентов в отсутствии возможности обсуждения интересующих их тем может значительно снизится производительность труда и мотивация.
Во-вторых, в отсутствии опыта других участников, такие слушатели не знают, что от них ожидают преподаватели и им приходится тратить гораздо больше времени.
Поэтому нами был проведен анализ существующих площадок
Рис. 1. Обобщенная схема этапов проектирования учебного процесса в электронной образовательной среде
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2016 | 73
Таблица 1. Классификация учебных задач в рамках он-лан обучения
Количество участников Взаимодействие Примеры
Один В одиночку Он-лайн базы данных; Интернет-журналы; группы по интересам; электронные библиотеки
Два Один к одному Совместные учебные задания, ролевые игры
Группа Один-ко-многим Лекции. ролевые игры, интервью симпозиумах
Несколько групп Многие ко многим Группы для обсуждения, дискуссионные клубы, моделирование бизнес-ситуаций, тематические исследования, проектные группы
и сервисов в рамках он-лайн обучения за основу классификационного признака мы использовали количество возможных участников (Таблица 1).
Проектирование он-лай площадок в рамках реализации дистанционного обучения может способствовать формированию и поддержанию учебного процесса, и вовлечению в него заинтересованных лиц. При этом в настоящее время уже существуют технологии и принципы создания подобных организационных форм. Многие из решений, которые принимаются в процессе разработки учебного плана зависят от прагматических вопросов, признающих необходимыми только те знания и умения, которые находят непосредственное применение в практике.
Отметим, что создание электронных образовательных ресурсов не простое дело, которое требует отбора лучших педагогических практик и глубоких знаний в сфере информационных технологий. В процессе создания таких ресурсов возникает множество нюансов и проблем.
Отличительной чертой любого цифрового ресурса можно назвать его способность быть многократно использованным, а учебные дисциплины, представленные в электронной форме необходимо рассматривать как объекты компьютерного моделирования. Поэтому для разграничения традиционной учебной дисциплины и ее аналога в электронном пространстве мы будем использовать понятие «электронный учебный объект».
Отметим, что в таком случае, как и любой цифровой ресурс, учебный объект может быть многократно использован в рамках реализации дистанционного обучения. В содержание понятия «электронный учебный объект» мы вкладываем возможность многократного использования электронных учебных материалов, поддержку практического взаимодействия со слушателями.
Следовательно, введенное понятие скорее носит учебно-технологический характер, в той степени, что объекты обучения описываются как технологии обучения, а не образовательные подходы. Использование термина «объекта», а не «материала» не является проблематичным, и пересекается с идеями объектно-ориентированного программирования. Проводя аналогию «учебных материалов» и «электронного учебного объекта» отметим, его пересечение с идей объектно-ориентированного программирования, которая в свою очередь связана малыми объемами исходных кодов и может быть повторно использована в ряде различных проектов, а также существенно упрощает работу по созданию готовых приложений.
Можно предположить, что использование «электронных учебных объектов» даст возможность: ускорения создания учебных курсов, а также позволяет добиться более жесткой структуры электронных учебных материалов.
Использование электронных учебных объектов дает возможность организации четкой и последовательности учебных задач, которая является основой проектного подхода в обучении, и хорошо вписывается в педагогические теории, где обучение проходит стадии от простого к сложному. А каждый учебный объект может быть подвергнут дифференцированной оценке с последующей агрегацией, а обучаемый и преподаватель точно знают реальные достижения в освоении образовательной дисциплины.
Второе предположение состоит в том, что использование электронных учебных объектов, позволяет расширить доступность электронных учебных материалов и доставляться в цифровом виде только в необходимом в данный момент времени объеме.
Дополнительная функциональность может быть получена из последовательности использования учебных объектов в близких по содержанию учебных дисциплинах и их пересечения с другими учебными дисциплинами.
Возможность многократного использования электронных учебных объектов значительно расширяет возможности их использования в системах дистанционного образования. Однако у такого подхода есть и недостатки, включающие в себя: согласованность учебных объектов в разных дисциплинах, изменение образовательных стан-
дартов и педагогических практик. С другой стороны, преподаватели могут разработать свои собственные педагогические подходы к представлению материалов в условиях отсутствия необходимости их взаимосвязи с другими дисциплинами и их спецификой на уровне электронной образовательной среды.
Литература:
1. Антоненкова А.А. Сравнительный анализ современного информационного обеспечения в логистической деятельности // Славянский форум. 2015. № 3 (9). С. 20-28.
2. Волков А.К., Меламуд М.Р. Общие подходы к созданию компьютерного учебника // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 1. С. 55-57.
3. Волков А.К., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Инновации в экономическом образовании // Фундаментальные исследования. 2009. № S5. С. 122-124.
4. Гришина О.А., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Использование модельных тренажеров при подготовке специалистов для российской системы государственных закупок // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 5. С. 62-67.
5. Жильцов Е.Н., Коробова Т.С. О социальных предпосылках перехода к демократической приватизации // Экономика и управление собственностью. 2012. № 2. С. 11-14.
6. Иванова, Е.А. Концепция гипертекста / Е.А. Иванова //В сб. научн. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». М.: Изд-во МЭСИ, 2005. - С. 39-44.
7. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг. 2014. № 10. С. 46-52.
8. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. -М.: Эксмо, 2009 г. -320 с.
9. Степанова М.Г., Неделькин А.А. E-leammg технологий в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-5. С. 826-827.
10. Степанова М.Г., Неделькин А.А. Технологии облачных сред и сервисов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-5. С. 827.
11. Степанова М.Г., Неделькин А.А., Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Интерактивный учебно-тренинговый практикум «Финансовый менеджмент в коммерческой организации» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 3 (82). С. 48.
12. Титов В.А., Неделькин А.А. Гипертекстовые технологии в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 12-1. С. 135a.
74 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №3 2016 |