УДК 378.014:004 + 378.044 ББК Ч402.79 + Ч402.53
DOI: 10.14529^160409
РАЗРАБОТКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ АССОЦИАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В.Ф. Шамшович
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
С целью повышения доступности качественного образования за счет использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, предоставления возможности учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории освоения образовательной программы, формировании информационной образовательной среды всех уровней образования и обеспечения непрерывного обучения возрастает потребность формирования в регионе единого образовательного пространства. Встает вопрос о реализации единого подхода к развитию электронного обучения, что позволит избежать возможных ошибок и больших трудовых и финансовых затрат и получить синергетический эффект для развития всей системы образования. Развитие электронного образования в Республике Башкортостан и создание ассоциации в области электронного обучения являются стратегической задачей на данном этапе развития региона.
В работе представлена разработка деятельностной модели ассоциации образовательных организаций в сфере электронного обучения в рамках совместной проектной деятельности ее членов: разъяснение необходимости, полезности и удобства электронных услуг и форм обучения, дистанционных образовательных технологий; проведение мониторинга развития электронного обучения в образовательных организациях ассоциации; повышение квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработка, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе; поддержка научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения; сотрудничество с другими ассоциациями в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
По результатам проведенных исследований автором разработана и впервые описана деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения. Деятельностная модель ассоциации включает в себя цели и задачи, дидактический инструментарий и показатели с выходом на результат.
Ключевые слова: электронное образование, ассоциация образовательных организаций в области электронного обучения, совместные действия, деятельностная модель ассоциации.
Состояние проблемы. В целях повышения качества обучения для всех уровней образования - профессионального, общего и дополнительного - необходимо в том числе развитие электронного обучения, которое позволяет сформировать у обучающихся закрепленные в соответствующих стандартах компетенции, современные взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, понимание информационных технологий как неотъемлемой составляющей образовательного процесса.
Анализ многообразия форм взаимодействия образовательных организаций предоставляет возможность раскрыть тип объединения в области электронного обучения, созданный
в форме ассоциации, с помощью которой можно решить ряд задач, стоящих перед образовательными организациями в области электронного обучения при реализации совместных проектов. Для эффективного решения задач, стоящих перед регионами РФ в области образования, происходит формирование ассоциаций региональных вузов. Одной из основных задач подобных образовательных объединений является содействие построению системы электронного образования и созданию условий для подготовки и становления новой генерации кадров в регионе, способных реализовать устойчивое динамическое развитие экономики.
В настоящее время существует ряд про-
блем в области электронного обучения в образовательных организациях, требующих комплексного решения:
- недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием;
- недостаточная оснащенность образовательных организаций современными ЭОР;
- разрозненность информационных образовательных систем, средств информации и автоматизации образования, ЭОР;
- низкий уровень использования ЭО и ДОТ;
- недостаточно эффективное использование имеющихся средств информатизации в образовательном процессе и управлении образовательных организаций;
- недостаток специалистов в области ИКТ в сельских и удаленных районах.
Постановка задачи. Таким образом, определяются задачи, которые необходимо решить для развития электронной информационно-образовательной среды и электронного обучения в регионах РФ:
- повышение доступности качественного образования за счет применения ЭО и ДОТ (создание ресурсных центров, формирование фондов электронной библиотеки, создание образовательных сервисов и ресурсов, тренажеров и стимуляторов, формирование современной ИКТ-инфраструктуры);
- возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории освоения образовательной программы (разработка и внедрение моделей ЭО, создание ресурсов электронных библиотек, развитие региональных интернет-порталов профориентации);
- использование возможностей ЭО и ДОТ для оказания образовательных услуг обучающимся с высоким уровнем мотивации к обучению (создание системы информирования о проведении олимпиад по ИКТ, создание системы о ресурсах поддержки проектной деятельности, создание базы данных о ресурсах по обучению робототехнике, создание дистанционных центров исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности обучающихся);
- формирование информационной среды дополнительного профессионального образования (создание регионального информацион-
но-образовательного интернет-портала по дополнительному профессиональному образованию, в том числе с функцией сбора и анализа информации об индивидуальных достижениях педагогических работников, обобщение и распространение передовых педагогических практик и опыта лучших педагогических работников - авторов электронного образовательного контента). Для решения данных конкретно поставленных задач во многих регионах РФ были сформированы в частности ассоциации образовательных организаций по электронному обучению, с учетом того факта, что вузы уже обладают значительным практическим опытом в этой области.
Систематизация и анализ отмеченных проблем позволяет поставить цель, связанную с актуализацией работы образовательных организаций и создание ассоциации в области электронного обучения, которая бы могла взять на себя часть задач по подготовке профессорско-преподавательского состава в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, совместное использование электронных образовательных ресурсов, разработка нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов.
Разработанная деятельностная модель ассоциации дает возможность спрогнозировать возможный конечный результат, учитывая потенциальные возможности ее членов.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что на современном этапе отечественного образования сложились следующие предпосылки возникновения образовательных ассоциаций в области электронного обучения:
- методические (знакомство с системой, электронной образовательной средой других образовательных организаций, методикой преподавания дисциплин с использованием дистанционных образовательных технологий, формирование единого информационно-образовательного пространства);
- социальные (повышение общественной активности потенциальных членов ассоциации, в частности специалистов в области электронного обучения, профессорско-преподавательского состава и так далее);
- социально-экономические (участие в межвузовских проектах и грантах в области электронного обучения);
- педагогические (участие в академической мобильности, проведение совместных конференций, обмен опытом в области вне-
Шамшович В.Ф.
Разработка деятельностной модели ассоциации образовательных организаций...
дрения информационно-коммуникационных технологий и дистанционных образовательных технологий).
Существуют актуальные предпосылки объединения образовательных организаций в области электронного обучения для решения тех или иных возникающих проблем и задач.
Экспериментальное исследование. Среди перспективных направлений совместной деятельности членов ассоциации в области электронного обучения предполагаются такие направления, как:
- расширение форм сотрудничества образовательных организаций в области развития электронного обучения, обеспечивающих повышение эффективности внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе электронных курсов [7];
- создание условий для широкого использования открытых курсов, предлагаемых членами ассоциации, в том числе путем признания результатов обучения в рамках образовательных программ разных уровней;
- обеспечение качества электронного обучения, в том числе путем создания межвузовских механизмов добровольной сертификации электронных курсов;
- создание сетевых программ с возможностью освоения в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося;
- реализация виртуальной академической мобильности [1] (освоение отдельных дисциплин, модулей образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в другой образовательной организации без физического перемещения обучающегося и преподавателя);
- развитие компетенций сотрудников образовательных организаций в области образовательных технологий, в том числе путем внедрения модульной программы повышения квалификации сотрудников, реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на базе разрабатываемых членами ассоциации открытых курсов;
- развитие образовательных технологий, создание технологически сложных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов электронной информационно-образовательной среды;
- создание единой сети центров для организации совместной работы обучающихся и доступа к электронным информационно-образовательным средам вузов на базе подразделений и партнеров с целью обеспечения доступности образовательных услуг во всех регионах РФ;
- совместная деятельность по практической реализации программ интеграции образования с научной и инновационной деятельностью, развитие фундаментальных или прикладных исследований в образовательных организациях;
- объединение деятельности членов ассоциации с целью эффективного использования информационно-телекоммуникационных технологий и специалистов в области информационных технологий образовательных организаций;
- объединение информационно-коммуникационных и электронных образовательных ресурсов членов ассоциации на принципах сохранения целостности с параллельным увеличением качественных характеристик в научной и учебной деятельности;
- объединение деятельности по разработке качественного образовательного контента с целью его последующего хранения, обработки и классификации с использованием информационно-телекоммуникационных технологий для осуществления учебного процесса;
- совместная деятельность по реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся (свободного выбора изучения дисциплин учебного плана выбранного направления подготовки в различных образовательных организациях).
К основным направлениям модернизации современного высшего образования можно отнести внедрение информационных форм обучения [5], автоматизацию мониторинга качества образования [6]. Проведение мониторинга развития ЭО в образовательных организациях ассоциации - одна из основных задач совместной деятельности. С вступлением в действие нового федерального закона об образовании электронное обучение становится частью высшего образования. Целью применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является обеспечение доступности образования и повышение его качества. Следует учитывать, что технологии электронного обу-
чения отличаются от традиционных технологий всех уровней образования, поэтому традиционные методы и средства оценки и обеспечения качества, не могут быть просто перенесены на электронное обучение и современные образовательные технологии. Таким образом, одним из приоритетных направлений развития ЭО является формирование содержательных критериев оценки качества электронного обучения. Для решения этой задачи необходимо оценить текущий уровень развития ЭО и ДОТ в образовательных организациях, поэтому проведение мониторинга уровня развития ЭО и ДОТ в образовательных организациях является актуальной задачей.
Повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - одна из следующих задач ассоциации в области электронного обучения. Для решения данной задачи в ассоциации в области электронного обучения необходимо создать модульный курс повышения квалификации в области ЭО и ДОТ. Создание курса является необходимостью для образовательных организаций, вследствие того, что каждая образовательная организация пытается разработать собственный курс повышения квалификации в области ЭО и ДОТ [9, 10], не имея достаточное количество высококвалифицированных специалистов и экспертов по электронному обучению.
Формирование электронной библиотечной системы предоставит возможность совершенствования информационного обеспечения процессов обучения в образовательных организациях. Электронная библиотека позволяет осуществлять целенаправленное информационное обеспечение различных областей науки и практической деятельности посредством баз данных в теледоступе и на различных носителях информации [3, 4].
Поддержка научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения - перспективное направление деятельности членов ассоциации и является одним из приоритетных. Информационное обеспечение научных исследований, образовательных программ как основы создания и развития новых технологий и инновационных производств является важнейшим средством выполнения перспективных задач, стоящих перед регионом.
Сотрудничество с ассоциациями в области электронного обучения расширит формы взаимодействия образовательных организаций в области развития открытого образования, электронного обучения, в том числе обеспечивающих повышение эффективности внедрения открытых онлайн курсов вузов -членов ассоциаций, совместная разработка МООС [2, 8].
Описанные перспективы проектной деятельности образовательных организаций в области электронного обучения дают возможность сделать вывод, что совместная деятельность по одному из направлений неизбежно приводит к консолидации усилий всех членов ассоциации в решении последующих задач.
Объединение совместных ресурсов позволяет создать единую информационно-образовательную среду ассоциации с виртуальным представительством всех ее членов.
Результаты исследования. На основании вышесказанного можно утверждать, что по результатам проведенных исследований разработана деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения (см. таблицу). Данная модель в отличие от существующих включает цели и задачи ассоциации, дидактический инструментарий, показатели с выходом на результат.
Заключение. Созданная модель разработана для реализации совместной проектной деятельности членов ассоциации, которая включает в себя:
- разъяснение необходимости, полезности и удобства электронных услуг и форм обучения;
- проведение мониторинга развития электронного обучения в образовательных организациях ассоциации;
- повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- разработку, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе;
- поддержку научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения;
- сотрудничество с другими ассоциациями в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
К> ГО
5 со
^ °
О) —|
. х
и
о
О
О о\ ■о
О)
(О
о ш
О)
х
ф 13 О)
л о
о *
5
ф
X О)
1
Деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения
Цель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения - координации совместных действий образовательных организаций _по внедрению электронного обучения в учебный процесс_
Подцели
Создание условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала членов ассоциации
Создание на базе ассоциации системы электронного образования с целью концентрации передового опыта в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий_
Задачи
Разъяснение необходимости, полезности и удобства в области электронных услуг и форм обучения, дистанционных образовательных технологий
Проведение мониторинга развития ЭО в образовательных организациях ассоциации
Повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Разработка, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе
Поддержка научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения
Сотрудничество с другими ассоциациями в области электронного обучения
Проведение конференций, публикация статей
Проведение предварительного, промежуточного и итогового мониторинга, прогнозирования.
Дидактический инструментарий
Организация дистанционных курсов, профессиональной поддержки
Создание электронной библиотеки ассоциации, совместного источника ресурсов, банка курсов повышения квалификации для разного уровня подготовки слушателей
Организация внутренних конкурсов, грантовая поддержка научных исследований
Участие в совместных проектах
Показатели
Увеличение числа пользователей электронных образовательных ресурсов
Владение технологиями электронного обучения
Владение современными технологиями, умение создавать новые ресурсы
Экономический эффект
Повышение научной грамотности, повышение публикационной активности
Расширение научных связей, совместное использование электронных образовательных ресурсов членами ассоциаций
Доступная среда
Количество ППС, повысивших квалификацию, использование ЭОР в образовательном процессе, количество разработанных собственных ЭОР
Результаты
Количество использованных курсов с дистанционной поддержкой
Количество курсов повышения квалификации, количество ресурсов в банке ассоциации
Количество научных публикаций, патентов на изобретение, научных разработок
Количество совместных проектов
Е
О) §
£ о о с -с
Со
?
О)
о\ о 3 £ а
О) СО О
о
О)
3 §
о-?
■8
(V) О)
5
О)
с
о-
О о
3
О §
О
а §
с
О)
о о о
с
О)
О)
<о
и
с
Совместная деятельность членов ассоциации требует от них согласованности действий, выбор реалистичных целей, единства управленческих решений. Деятельность образовательных организаций будет более продуктивной в области электронного обучения, если будет эффективно функционировать ассоциация в данном направлении.
В результате проведенных исследований предложенная деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения позволяет реализовать цель по консолидации усилий и координации взаимодействий образовательных организаций в области электронного обучения всех членов ассоциации.
Литература
1. Артамонова, Ю.Д. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук // Высшее образование в России. - 2012. - № 12. - С. 86-95.
2. Богайчук, К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / К.Л. Богайчук // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 148-155.
3. Боташева, А.И. Электронная библиотека как инновация в образовании / А.И. Боташева // Современные науч. исслед. - 2011. -№ 2. - С. 13.
4. Коряковцева, Н.А. Особенности реализации образовательной функции вузовской библиотеки / Н.А. Коряковцева // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2011. - № 3. - С. 60-63.
5. Обзор средств организации электронного обучения и перспективы их развития / О.М. Карпенко, А.В. Абрамова, М.Е. Широкова, В.А. Басова // Дистанц. и виртуал. обучение. - 2015. - № 2 (92). - С. 4-24.
6. Разработка и организация системы мониторинга качества образовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левши-на, Л.Н. Санникова, В.И. Турченко // Фундамент. исслед. - 2014. - № 1-1. - С. 109-114.
7. Сергеев, А.Н. Сетевые образовательные сообщества в контексте новых подходов к реализации педагогических технологий /
A. Н. Сергеев // Вестник Адыг. гос. ун-та. Серия «Педагогика и психология». - 2009. -Вып. 2. - С. 158-165.
8. Соловьев, А.В. Электронное обучение -новая технология или парадигма? / А.В. Соловьев // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 104-112.
9. Фаткуллин, Н.Ю. Выработка стратегии управления объектами региональной ассоциации электронного обучения на основе кластерного анализа / Н.Ю. Фаткуллин,
B.Ф. Шамшович, И.А. Сокова // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13, № 4. - С. 278-284.
10. Фаткуллин, Н.Ю. Перспективные направления деятельности ассоциативных организаций в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Н.Ю. Фаткуллин, Е.О. Шамшович, В.Ф. Шам-шович // Вестник молодого ученого УГНТУ. -2016. - № 1. - С. 97-102.
Шамшович Валентина Федоровна, кандидат экономических наук, заместитель зав. кафедрой математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, [email protected].
Поступила в редакцию 30 августа 2016 г.
DOI: 10.14529/ped160409
MODEL DEVELOPMENT OF THE ASSOCIATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE FIELD OF E-LEARNING
V.F. Shamshovich, [email protected]
Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation
The need to form a unified education space in the region is determined by a number of factors: by the necessity to increase access to quality education through the use of e-learning and distance learning technologies, by the demand for providing individual educational trajectories.
Шамшович В.Ф.
Разработка деятельностной модели ассоциации образовательных организаций...
Therefore, the need for a joint approach to the development of e-learning arises as it will enable to avoid possible errors, to decrease financial costs and to obtain a synergistic effect for the development of the whole education system. The development of electronic education in the republic of Bashkortostan and the creation of an association in the field of e-learning is a strategic objective.
The paper presents the model of the associations of educational institutions in the field of e-learning in the framework of the joint project activities. The joint activities include: clarification of the idea of usefulness and convenience of electronic services and forms of education; monitoring of the development of e-learning in the educational organization of the association; increasing the level of knowledge and skills of teachers in the field of e-learning and distance educational technologies; development, creation and sharing of educational resources on a single platform; support of scientific researches, innovations in e-learning; cooperation with other associations in the field of e-learning and distance educational technologies.
The author describes the model of the association of the education institutions in the field of e-learning. The model includes goals and objectives, teaching tools, indicators, expected results.
Keywords: e-learning, association of educational organizations, e-learning, joint projects, activity model.
1. Artamonova Yu.D., Demchuk A.L. [Development of the Academic Mobility in Higher Education Institutions of Russia and the Federal State Educational Standard]. The Higher Education in Russia, 2012, no. 12, pp. 86-95. (in Russ.)
2. Bogaychuk K.L. [Mass Open On-Line Courses: History, Typology, Prospects]. The Higher Education in Russia, 2013, no. 3, pp. 148-155. (in Russ.)
3. Botasheva A.I. [Electronic Library as an Innovation in Education]. Modern Scientific Researches, 2011, no. 2, pp. 13. (in Russ.)
4. Koryakovtseva N.A. [Features of Realization of Educational Function of High School Library]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Pedagogics Series, 2011, no. 3, pp. 60-63. (in Russ.)
5. Karpenko O.M., Abramova A.V., Shirokova M.E., Basova V.A. [Review of Means of the Organization of Electronic Training and Prospect of Their Development]. Distance and Virtual Learning, 2015, no. 2 (92), pp. 4-24. (in Russ.)
6. Bagautdinova S.F., Levshina N.I., Sannikova L.N., Turchenko V.I. [Development and the Organization of System of Monitoring of Quality of Educational Activity of Students in a Higher Educational Institution]. Basic Researches, 2014, no. 1-1, pp. 109-114. (in Russ.)
7. Sergeev A.N. [Network Educational Communities in the Context of New Approaches to Realization of Pedagogical Technologies]. The Bulletin of the Adygei State University. Pedagogics and Psychology Series, 2009, iss. 2, pp. 158-165. (in Russ.)
8. Solov'ev A.V. [Electronic Training - New Technology Silt or Paradigm?]. The Higher Education in Russia, 2006, no. 11, pp. 104-112. (in Russ.)
9. Fatkullin N.Yu., Shamshovich V.F., Sokova I.A. [Elaboration of Strategy of Management of Objects of Regional Association of Electronic Training on the Basis of the Cluster Analysis]. Oil and Gas Business, 2015, vol. 13, no. 4, pp. 278-284. (in Russ.)
10. Fatkullin N.Yu., Shamshovich E.O., Shamshovich V.F. [Perspective Activities of the Associative Organizations in the Field of Electronic Training and Remote Educational Technologies]. The Messenger of Young Scientific Ufa State Petroleum Technological University, 2016, no. 1, pp. 97-102. (in Russ.)
References
Received 30 August 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Шамшович, В.Ф. Разработка деятельностной модели ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения / В.Ф. Шамшович // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 4. - С. 65-71. БО1: 10.14529/реа160409
Shamshovich V.F. Model Development of the Association of Educational Institutions in the Field of E-Leaming. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4, pp. 65-71. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160409