Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения'

Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / БАКАЛАВРИАТ / АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / MASTER''S / BACHELORS / ACTIVE EDUCATION TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION / SYSTEM OF DISTANCE EDUCATION / PUBLIC SURVEY / STRUCTURED INTERVIEW / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Григорьевна, Колмаков Владимир Владимирович

Системы дистанционного обучения обретают всё большую популярность в России и за рубежом, в связи с чем возникает ряд вопросов, отсылающих исследователей к необходимости мониторинга возможных изменений качества образования, а также к обоснованию мотивов и стимулов перехода отечественных вузов от традиционного способа организации учебного процесса к передовым формам обучения, в числе которых дистанционное обучение, реализуемое посредством онлайн-курсов. Вузы имеют целый ряд экономических и репутационных мотивов к внедрению систем дистанционного обучения, однако представляется оправданным опасение, что в разрезе отдельных направлений подготовки полное замещение очного образования дистанционным не только невозможно, но и нежелательно. В этой связи интересна гипотеза, верификации которой посвящено данное исследование: насколько востребованным является дистанционное образование среди студентов финансово-экономических специальностей. Для проверки гипотезы нами было проведено анкетирование студентов, дополненное структурированными интервью, направленными на выяснение целей, обстоятельств, преимуществ и недостатков, ограничивающих факторов, выявленных студентами на протяжении всего их опыта пользования системой дистанционного обучения, равно как и на выяснение субъективных представлений студентов о перспективах и целесообразности дальнейшего развития дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты свидетельствуют о наличии «запроса снизу», что открывает двери для более продвинутых изысканий в сфере проектирования самой системы и ее контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Татьяна Григорьевна, Колмаков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION AS AN ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY: RATIONALE FOR IMPLEMENTATION

Distance education systems are getting more and more popular in Russia and abroad, thus posing several research questions regarding the necessity to monitor possible changes of education quality and determining motives and stimuli for the Russian universities to shift from traditional education modes of arrangement to the breakthrough forms of tuition implemented by the means of online courses. Universities have several economic and reputational motives to develop and promote distance education systems, yet reasonable warries arise considering the fact that some branches of education cannot totally move to distance education, while some others should stand far from it. Given the latter we find interesting the following hypothesis which is being verified in the present research paper: to what extent distance education is demanded by finance and economics students. To verify the hypothesis, we ran a questionnaire survey among students, augmented by structured interviews to determine aims, circumstances, strengths and drawbacks, limiting factors seen by the students along their experience of using the distance education system, as well as to identify students' personal attitudes towards perspectives and reasonability of further development of the system. Results indicate the

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения»

УДК 378.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ

© 2018

Бондаренко Татьяна Григорьевна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры финансового менеджмента Колмаков Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36, e-mail: [email protected])

Аннотация. Системы дистанционного обучения обретают всё большую популярность в России и за рубежом, в связи с чем возникает ряд вопросов, отсылающих исследователей к необходимости мониторинга возможных изменений качества образования, а также к обоснованию мотивов и стимулов перехода отечественных вузов от традиционного способа организации учебного процесса к передовым формам обучения, в числе которых дистанционное обучение, реализуемое посредством онлайн-курсов. Вузы имеют целый ряд экономических и репутационных мотивов к внедрению систем дистанционного обучения, однако представляется оправданным опасение, что в разрезе отдельных направлений подготовки полное замещение очного образования дистанционным не только невозможно, но и нежелательно. В этой связи интересна гипотеза, верификации которой посвящено данное исследование: насколько востребованным является дистанционное образование среди студентов финансово-экономических специальностей. Для проверки гипотезы нами было проведено анкетирование студентов, дополненное структурированными интервью, направленными на выяснение целей, обстоятельств, преимуществ и недостатков, ограничивающих факторов, выявленных студентами на протяжении всего их опыта пользования системой дистанционного обучения, равно как и на выяснение субъективных представлений студентов о перспективах и целесообразности дальнейшего развития дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты свидетельствуют о наличии «запроса снизу», что открывает двери для более продвинутых изысканий в сфере проектирования самой системы и ее контента.

Ключевые слова: образование, магистратура, бакалавриат, активные образовательные технологии, дистанционное обучение, система дистанционного обучения, социологическое исследование, структурированное интервью, качество образования.

DISTANCE EDUCATION AS AN ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY: RATIONALE FOR IMPLEMENTATION

© 2018

Bondarenko Tatiana Grigorievna, PhD (economics), associate professor,

Department of Financial Management Kolmakov Vladimir Vladimirovich, PhD (economics), associate professor, Department of Financial Management Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: [email protected])

Abstract. Distance education systems are getting more and more popular in Russia and abroad, thus posing several research questions regarding the necessity to monitor possible changes of education quality and determining motives and stimuli for the Russian universities to shift from traditional education modes of arrangement to the breakthrough forms of tuition implemented by the means of online courses. Universities have several economic and reputational motives to develop and promote distance education systems, yet reasonable warries arise considering the fact that some branches of education cannot totally move to distance education, while some others should stand far from it. Given the latter we find interesting the following hypothesis which is being verified in the present research paper: to what extent distance education is demanded by finance and economics students. To verify the hypothesis, we ran a questionnaire survey among students, augmented by structured interviews to determine aims, circumstances, strengths and drawbacks, limiting factors seen by the students along their experience of using the distance education system, as well as to identify students' personal attitudes towards perspectives and reasonability of further development of the system. Results indicate the strong request from the bottom that enables more profound research and projections of the system itself and its contents.

Keywords: education, Master's, bachelors, active education technologies, distance education, system of distance education, public survey, structured interview, quality of education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Система дистанционного образования (далее - СДО) - это совокупность учебно-методического обеспечения, организационно-функциональной структуры и программно-аппаратных средств, которые объединены в рамках образовательного процесса с целью предоставления возможности подготовки обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Традиционно система СДО рассматривается как активная технология дистанционного обучения, т.е. как форма интерактивного заочного обучения, опосредованного соответствующим программным обеспечением. В рамках реализации СДО-решений обучающиеся должны пройти специально организованный курс (часть дисциплины, дисциплину полностью или междисциплинарный проект) или освоить набор учебного материала, предоставляя пользователю возможность изучить теоретический материал, пройти промежуточное тестирование и, если требуется, практикум (симуляцию-тест), а также пройти контрольное тестирование. Реализованный в СДО курс может

быть элементом образовательной программы, направленным на изучение теоретического и практического (с включением симуляций) материала.

Образование с применением СДО активно развивается и обзаводится сторонниками и противниками в профессиональных кругах по мере того, как увеличивается количество слушателей программ и курсов, реализованных с помощью СДО, а также растет доступность таких образовательных продуктов. Есть основания полагать, что в основе массового перехода учебных заведений на использование СДО лежат исключительно экономические мотивы и желание снизить фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Вопрос о том, есть ли какие-либо объективные предпосылки, связанные с изменением качества образования или наличием запроса от обучающихся, остается открытым, хотя и освещен в ряде работ [1], а количество мнений по этому поводу указывает на исключительный плюрализм взглядов. Технологическая сторона вопроса проработана достаточно детально, существует масса проектных разработок, подробно описывающих процесс создания

Bondarenko Tatiana Grigorievna, Kolmakov Vladimir Vladimirovich DISTANCE EDUCATION AS AN ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY ..

и внедрения СДО. Проблема заключается в «педагогической» стороне вопроса: насколько равноценным будет замещение традиционного подхода к организации учебного процесса по сравнению с СДО (некоторые подходы к разрешению этого вопроса описаны А.В. Кайсиной и соавторами [2], а попытка количественных измерений -в работе Е.Н. Шваревой и соавторов [3]).

Анализ последних исследований и публикаций, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Рынок дистанционного образования в мире стал динамично развиваться по мере распространения и удешевления информационных технологий, проникновения интернета, распространения числа активных пользователей и изменению качества жизни населения, которое обусловило увеличение свободного времени и своего рода моду на самообучение [4]. Лидерами рынка дистанционного образования являются страны Северной Америки, на долю которых приходится более 50% общего количества обучающихся [5; 6]. Прогнозы на 2025 год обещают емкость рынка в размере свыше 200 млрд. долларов ежегодно при количестве пользователей, уверенно переваливающем за отметку в полмиллиарда человек [7].

Теоретические исследования охватывают многие грани проблематики СДО. Так, сущность и содержание феномена дистанционного образования и обучения рассматриваются, например, в работах А.А. Андреева и В.И. Солдаткина [8], Н.Ю. Марчук [9], а также Ю.М. Царапкиной [10], которая рассматривает потенциал и перспективы использования СДО.

Отдельный блок работ затрагивает специфику СДО в системы высшего образования. Так, Б.Е. Стариченко с соавторами [11] концептуализирует электронное обучение в высшей школе; К.А. Синдеева и М.И. Лебединская [12] описывают специфику дистанционного обучения в высшей школе, аналогичные изыскания представлены в исследованиях Е.А. Авдеевой, Е.В. Бочкова и В.А. Назаренко [13], а в работе А.А. Кубраковой описаны практические аспекты внедрения СДО в вузах [14]. Модели и технологии дистанционного обучения в высших учебных заведениях описаны Л.Б. Осиповой и О.М. Горевой [15], о методах и формах СДО применительно к дополнительному профессиональному образованию идет речь в статье И.А. Штыровой и соавторов [16]. А, например, в работе А.Г. Кашубы и соавторов [17] СДО рассматривается в контексте реализации концепции непрерывного образования.

Отраслевые аспекты дистанционного обучения раскрыты применительно к специфике медицинского образования [18], подготовке педагогов [19-26], а также к специфике работы с детьми с особыми образовательными потребностями [27].

Проблемы использования СДО в подготовке экономистов и финансистов тоже исследованы, но в значительно меньшей степени, что актуализирует наше обращение к данному вопросу. В качестве референтных исследований можно обозначить работы А.А. Неделькина, М.Г. Степановой и С.В. Шайтуры [28]. Интересны также и работы, обеспечивающие междисциплинарный синтез вопросов организации СДО и, например, регионального развития. В частности, А.В. Таранов [29] позиционирует СДО как инновационный фактор развития региональной экономики, развивая мысли ученых-экономистов о необходимости развития образования для стимулирования социально-экономического развития (см., например, работы А.Г. Поляковой [30] и И.С. Симаровой [31]).

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве рабочей гипотезы данного исследования мы выдвигаем предположение о том, что СДО имеет значительный «запрос снизу», в связи с чем обладает высоким потенциалом внедрения в образовательный процесс студентов экономических и финансовых специальностей. Для верификации данной гипотезы было проведено анкетирование референтной группы студентов бакалавриата и магистратуры различных профилей подготовки оч-

ной формы обучения финансового факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова. Часть референтной группы также принимала участие в структурированных интервью, проведенных с целью детализации и уточнения полученных результатов анкетирования. На подготовительном этапе было установлено, что рабочие программы дисциплин уже содержат информацию об использовании современных интерактивных технологий, но ни одна программа из исследованных не предполагает, например, выгрузки видео-лекций и их последующей поддержки в формате СДО. В связи с высокой трудоемкостью процесса было выдвинуто предложение о выборочном обеспечении курсов материалами СДО, руководствуясь приоритетами высокой востребованности среди студентов либо высокой скорости внедрения в силу особенностей планируемых результатов освоения выбранных курсов.

Таким образом, цель исследования - верифицировать обозначенную выше гипотезу о наличии потенциала внедрения СДО в процесс подготовки экономистов и финансистов посредством проведения опроса студентов, а также обозначить необходимую для реализации СДО инфраструктуру.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В ходе предварительных исследований и анализа литературы было установлено, что СДО предназначена для интерактивного взаимодействия и эффективного обучения, а также постоянной поддержки в ходе обучения слушателей. Основные задачи СДО как активной технологии образовательного процесса включают:

- обучение конкретных (идентифицированных) пользователей системы перед сдачей экзамена / зачета или перед итоговой аттестацией;

- обучение вновь принятого контингента в рамках перепрофилирования, перевода из других образовательных учреждений с целью нивелирования расхождений в учебных планах;

- поддержание навыков обучающихся на протяжении всего жизненного цикла решений образовательного учреждения согласно реализации принципа непрерывного образования;

- тестирование навыков обучающихся;

- создание базовой платформы для обучения в рамках процессов поддержки и управления изменениями решений образовательного учреждения согласно реализации принципа непрерывного образования;

- создание базовой платформы для обучения слушателей программ в рамках поддержки и внедрений новых и тиражируемых решений программ ДПО (дополнительного профессионального образования).

Создание СДО как базы учебных и методических знаний в выбранной области в рамках проекта развития активного подхода образовательном процессе нацелено на:

- повышение эффективности работы обучающихся путём обеспечения их интерактивной справкой и поддержкой (например, когда в рамках одного профиля создается база по нескольким дисциплинам, включенным в учебный план в рамках междисциплинарного принципа построения учебного процесса);

- снижение затрат на поддержку и обучение обучающихся путём преимущественного использования электронных инструкций, учебных симуляций и тестов в расчёте на одно «студенческое» место;

- снижение операционных простоев при возникновении у обучающихся затруднений по процедуре выполнения заданий, путём предоставления контекстно-зависимой справки по каждому этапу заданий через оценку освоения выделенных и планируемых к освоению компетенций;

- снижение трудозатрат на разработку, публикацию, распространение и поддержание в актуальном состоянии материалов поддержки и обучения обучающихся;

- удержание знаний внутри ВУЗа, в рамках корпора-

тивной системы управления знаниями.

Для проверки обозначенной выше гипотезы студентам очного отделения были заданы вопросы через анонимное анкетирование. Общее число респондентов -198 человек, в т.ч. студенты программ бакалавриата - 91 человек, студенты программ магистратуры - 107 человек. Перед проведением анкетирования студентам было разъяснено, что стратегической целью анкетирования является сбор данных для последующего развития СДО на базе ответов респондентов, а именно для подготовки и проектирования процесса перевода существующей системы организации учебного процесса на принципиально новую ступень развития посредством массового использования СДО.

В результате опроса удалось установить, что основным источником осведомленности студентов о возможности получить образование / прослушать интересующий курс дистанционно являются целенаправленная деятельность преподавательского состава по информированию студентов (57%), а также личное общение студентов (21%), что указывает на наличие необходимых предпосылок к распространению технологии электронного обучения в студенческой среде. Однако необходимо отметить тот факт, что в рамках структурированных интервью студенты отмечали, что о целесообразности создания и использования СДО полноценно можно говорить только при наличии комплексных ее функций - планирование занятия по времени заранее известно, обеспечено максимально эффективное использование потенциала системы через обратную связь.

Что касается опыта работы в СДО, то положительные ответы о наличии такового дали лишь 19% респондентов, несмотря на почти единогласное мнение о простоте доступа в СДО и об удобстве её интерфейса. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что в настоящее время студенты редко используют СДО или имеют единичный опыт работы с ней. Регулярно ее используют не более 10% респондентов, что в целом есть позитивный факт. Большинство же использует систему не более 3 раз в год, как правило для прохождения контрольных мероприятий.

Среди факторов, способных выступать фасилита-торами процесса перехода на более активное использование СДО, 95% опрошенных студентов отметили возможность доступа к СДО с любого устройства (фактор мобильности, межплатформенная среда), 26% опрошенных свидетельствуют о целесообразности наличия в университете компьютерных учебных классов со свободным доступом в СДО, возможность получения и сдачи отчетного задания (при невозможности посещения занятий по болезни, по семейным обстоятельствам. При этом свыше 22% опрошенных отметили, что вынуждены использовать для доступа в СДО компьютеры общедоступной компьютерной базы неучебного назначения, что можно рассматривать это как ограничение в привязке СДО к конкретному рабочему месту студента, но и как опережающий фактор, обусловливающий необходимость реализации СДО в мобильных приложениях.

Распределение ответов студентов на вопрос о целях их обращения к СДО (той части, что утвердительно ответили на вопрос о наличии опыта её использования), указывает на преобладание контрольных мероприятий и общеразвивающего контента (см. табл. 1).

Таблица 1- Цель использования СДО, % респондентов

Варианты ответа %

Для тестирования по профессиональным тестам 35

Для общего саморазвития 32

Для самообучения (по личной инициативе) 17

Для актуализации профессиональных навыков и компетенций (добровольно, по финансовой тематике) 11

Для обязательного обучения согласно распоряжению ППС 4

Вопрос о доступности содержания контента прослушанных курсов показал, что восприятие курсов как сложных зачастую связано с уровнем входящей подготовки и нацеленностью на интерактивное взаимодействие (ориентация на традиционную образовательную технологию). В целом студенты оценивают контент курсов как полезный и качественный, что указывает на высокий уровень качества ресурсов СДО и методики их использования.

Последующий вопрос о перечислении необходимых разделов в курсах СДО (см. табл. 2) дал возможность установить, что студенты настроены не столько на пассивное восприятие подаваемого материала, сколько на диалоговую - интерактивную составляющую как в своей среде (принцип самообучения и саморазвития), так и во взаимодействии с тьютором для пояснения отдельных моментов (принцип следования за лидером).

Таблица 2 - Частота упоминания респондентами необходимых разделов в СДО

Разделы %

Учебные материалы 100

Видео-лекции с вопросами, презентационный материал 100

Контроль (тесты, задачи с ответами) 99

Видео, интерактив 97

Возможность зачета курса в аудиторной сессии 87

Глоссарий 84

Запрос на конкретные курсы 83

Наличие чата с другими студентами для профессионального общения, анализа полученных данных 69

Возможность узнать автора курса и обратиться к нему с отдельными вопросами 54

Позитивными являются ожидания студентов курсов СДО о необходимости внедрения рейтинговой составляющей в оценку контрольных мероприятий. Это позволит разработчикам контента СДО оценить сложность подаваемого материала, а студентам - оценить свой прогресс (при наличии повторного тестирования и т.д.), а также получить сравнительную оценку уровня освоения необходимых компетенций, включая конкурентные стимулы соперничества с другими студентами. Студенты в ходе структурированных интервью отмечали, что таким рейтингом может быть не только количество верных ответов в тестах или решенных задач, но и временной интервал проведения контрольных процедур. Кроме того, в ответах студентов прозвучали сигналы к переводу курсов на СДО не целиком, а в определённой части, что, по их мнению, повысит качество преподавания и освоения ими компетенций. Кроме того, студенты просят рассмотреть возможность учесть их желание при запросах на разработку конкретных курсов или тренингов (под конкретную тему дисциплины), возможность зачета результатов как оценки уровня достигнутой компетенции при аудиторном экзамене или зачете.

Таким образом мы доказали, что запрос на реализацию проектов СДО в среде студентов-экономистов достаточно сильный. При должном качестве исполнения внедрение СДО позволит обеспечить не только экономию фонда рабочего времени, но и поддерживать качество образования на восходящей траектории развития.

Практическая значимость использования СДО в рамках вышеописанного пошагового построения и внедрения для ВУЗов заключается в повышении значимости индивидуальной траектории образовательного процесса для обучающихся по выбранным дисциплинам и развития нового качественного уровня организации учебного процесса, в обеспечении более очевидной причинно-следственной связи между применяемой образовательной технологией и целевой компетенцией, на формирование которой эта технология направлена. Данный подход может быть использован в качестве технологического обеспечения образовательного процесса и оценки результата освоения планируемых компетенций контин-

Bondarenko Tatiana Grigorievna, Kolmakov Vladimir Vladimirovich pedagogical

DISTANCE EDUCATION AS AN ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY ... sciences

гентом программы по всему блоку дисциплин в рамках реализации учебных планов подготовки выделенного направления и профиля.

Предлагаемый нами пошаговый алгоритм принятия решений о выборе СДО как настраиваемой активной образовательной технологий позволит связать основные элементы компетентностной модели образования с наиболее актуальными для их формирования образовательными технологиями, адаптированными к запросам и потребностям всех участников как образовательной, так и профессиональной деятельности. При этом нельзя снимать со счетов то обстоятельство, что учебные и пользовательские материалы, подготовленные в проектах внедрения и тиражирования СДО решений, должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативных документах курирующих министерств, внутренних положений и стандартов учебных заведений, документации отдельной ОПОП в рамках направления и профиля подготовки.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом к положительным моментам обучения в СДО согласно опросу можно отнести возможность построения индивидуального графика обучения, высокую степень наглядности материалов (видео-подкасты, графический контент и иные средства визуализации, кейсы, доступ к статистическим данным), которая способствует более быстрому ориентированию в содержании и усвоению курса, позволяет повторное обращение вплоть до полного освоения, дает возможность самоконтроля, позволяет проводить виртуальные семинары в формате вебинара, интернет-батт-ла, конференций. Все это подтверждает превосходство технологий СДО над традиционной формой обучения, а также открывает возможности для поиска сочетаний новых и устоявшихся технологий для повышения качества образования.

К негативным (тормозящим) моментам обучения в СДО согласно опросу можно отнести часто установленные жесткие сроки обучения, привязанные к конкретному времени суток и календарю, что не дает возможности подстроить график обучения «под себя», отсутствие компьютеризированного рабочего места, технические сбои, перенасыщенность курсов специальными терминами. Данные факторы должны быть учтены при принятии административных решений постановки курсов на СДО и более тщательной организацией графика работы со студентами.

Таким образом, обучение в рамках СДО создает предпосылки реализации непрерывного образования и профессиональной подготовки. Результаты исследования наглядно подтверждают мнения студентов (как основных потребителей при росте данного метода), которые рассматривают СДО как эффективную и доступную форму обучения и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова Т.Л. Дистанционное обучение: мнение студентов. // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131-139.

2. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения. // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227-243.

3. Шварева Е.Н., Сокова И.А., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения. // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 4 (34). С. 82-89.

4. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования. // Молодой ученый. 2015. №20. С. 205-208.

5. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения. - [Электронный ресурс]. URL: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=42%20%20 56

обращения: 24.07.2018).

6. Онлайн-образование (мировой рынок). - [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Онлайн-образование_(мировой_рынок) (дата обращения: 24.07.2018).

7. Прогноз мирового рынка e-learning в области высшего образования. - [Электронный ресурс]. URL: http://webinform.ru/digitolog/analytics/2007/09/27/e-leam-ing.html (дата обращения: 24.07.2018).

8. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. // Cloud of science. 2013. 1. 14-20

9. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85.

10. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г., Кирейчева А.М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 7. С. 304-318.

11. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе. // Образование и наука. 2014. № 9(118). С. 51-68.

12. Синдеева К.А., Лебединская М.И. Дистанционное обучение в высшей школе. // Совет ректоров. 2016. № 2. С. 80-86.

13. Авдеева Е.А., Бочкова Е.В., Назаренко В.А. Дистанционное обучение в высшей школе России. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 3-8.

14. Кубракова А.А. Разработка системы организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении. // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 54-60.

15. Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 723.

16. Виштак Н.М., Штырова И.А., Грицюк С.Н. Методы и формы дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании. // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-1. С. 107-110.

17. Кашуба А.Г., Николаева В.В., Пузырева Е.Ю. Теоретические и практические основы обеспечения непрерывности познавательного процесса. // Социальные отношения. 2016. № 1(16). С. 98-105.

18. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине. // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 545547.

19. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании. // Вестник Мининского университета. 2014. № 4(8). С. 26.

20. Морозова И.Г. Повышение инфокомму-никационной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 79-80.

21. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.

22. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Макарова Е.Л., Пугач О.И. Особенности разработки и внедрения курсов образовательной области "математика" в системы дистанционного обучения // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 165-171.

24. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на "on-line специалиста" или качество дистанционного

обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.

25. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

26. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 121-124.

27. Киселева О.М., Быков А.А., Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М. Возможности программного обеспечения при дистанционном обучении математике детей с особыми образовательными потребностями. // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 8 (30). С. 111-112.

28. Неделькин А.А., Степанова М.Г., Шайтура С.В. Тенденции и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения в подготовке экономистов. // Славянский форум. 2016. № 2 (12). С. 171-179.

29. Таранов А.В. Дистанционное обучение как инновационный фактор развития образования и региональной экономики. // Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 2(42). С. 138-146

30. Полякова А.Г. Отечественная система расселения в фокусе динамики показателей естественного прироста населения: статистический аспект. // Вестник развития науки и образования. 2014. № 4. С. 215-221.

31. Симарова И.С., Полякова А.Г. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С. 48-60.

Статья поступила в редакцию 09.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.