вУДК 37
ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Неделькин А.А., старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», ФГБОУВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова»
В статье проанализированы основные этапы становления современного дистанционного обучения с использованием Интернет, а также выявлена зависимость форм обучения от уровня развития технологий и их распространенности. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества дистанционного обучения в сравнении с традиционными форматами распространения информации.
Ключевые слова: формы обучения, дистанционные технологии, интернет.
EVOLUTION OF FORMS OF EDUCATION UNDER THE INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Nedelkin A., senior teacher, Information technologies chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»
The article analyzes the main stages of formation of the modern distance learning using the Internet, as well as the dependence identified forms of education on the level of technology development and dissemination. Are considered key features and benefits of distance learning in comparison with traditional formats of information.
Keywords : forms of education , distance technologies , Internet.
В контексте быстрых технологических изменений и меняющихся рыночных условий, отечественная система образования сталкивается с проблемой предоставления современного и качественного образовательного продукта, соответствующего международным стандартам без значительного увеличения расходной части бюджета, с целью сохранения конкурентных преимуществ. Многие учебные заведения отвечают на такие вызовы путем разработки программ дистанционного обучения. В процессе становления дистанционное обучение трансформировалось и изменилось, адаптируясь под новые технологии и потребности общества.
Дистанционное обучение зародилось в конце XVIII века с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникла новая форма представления знаний - «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу. Отметим, что многие университеты во всем мире до сих пор используют «корреспондентское обучение», для обмена с обучаемыми, главным образом, методическими материалами, контрольными работами и их результатами.
В начале XX века под воздействием бурного развития технологических новшеств в частности появления телеграфа и телефона появилась возможность голосового общения, что существенно повысило скорость обратной связи.
Появление радио и телевидения также оказали влияние на дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток—у учащегося не было возможности получить обратную связь.
Общественное признание дистанционного обучения, как новой формы преподавательской практики, так и технологий его сопровождения пришло не сразу, а постепенно начиная с конца XIX века многие университеты Ангнии, США, Канады внедряли такую форму обучения, укрепляя ее позиции в классических университетах, а в середине 40-гг XX века Международный совет по заочному образованию, подтвердил юридический статус такого обучения, проведя множественные экспертизы учебного процесса и соответствия компетенций выпускников предъявляемым требованиям. В последствии из-за эффективности и гибкости дистанционной формы обучения, а также низких затрат на организацию и проведение Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), активно способствовала развитию дистанционного обучения во многих странах мира. В настоящее время вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении является приоритетным направлением деятельности ЮНЕСКО [см. подробнее: 25].
Отметим, что ситуация с технологиями осуществления дистанционного образования резко изменилось за последние 15 лет, благодаря повсеместному распространению компьютеров и интернет-технологий появилась возможность качественного со-
вершенствования учебных материалов и их отдельных компонент (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), а также способам взаимодействия между преподавателям и обучаемыми.
Компьютерные технологии и главным образом Интернет способствовали росту популярности и востребованности дистанционного обучения, такие программы стали совершенствоваться и на их основе создаваться новые. Так, появилось электронное обучение (англ. E-leaming, сокращение от англ. Electronic Learning). Специалисты ЮНЕСКО определяют электронное обучение как: «...обучение с помощью интернета и мультимедиа».
Электронное обучение нашло широкое применение в в специально созданном Открытом университете ежегодно с использованием E-learning технологий обучается около 250 000 студентов (2010 г.). С момента основания более трех миллионов студентов прошли обучение по программам бакалавриата, магистратуры и MBA, а сам университет имеет обширную филиальную сеть и множество образовательных вузов-партнеров более чем 50 странах [24].
Но вместе с тем ни дистанционное, ни электронное обучение не является полностью автономным и автоматизированным процессом и не исключают общение с преподавателем (тьютором) лицом к лицу, которые постоянно сопровождают учебный процесс, а также регулярно устраивают очные групповые семинары для студентов. Под тьютором (англ. tutor — наставник) следует понимать особую педагогическую должность, обеспечивающую разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, а также сопровождение процесса индивидуализации и индивидуального образования как университетской среде, так и в системах дополнительного образования [1]. Отметим, что в Российской федерации функциональные обязанности тьютора и предъявляемые к нему профессиональные требования подробно изложены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г. № 761н [см. подробнее 1].
Официальное развитие дистанционного обучения в Российской федерации считается с 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России «О проведении эксперимента, в области дистанционного образования» от 30.05.1997 г. №1050н, позволяющий организовывать экспериментальное дистанционное обучение [см. подробнее 2].
Отметим, что к электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. В отличии от дистанционного обучения где для коммуникации и общения применятся почтовые отправления, аудио и видео записи, электронное обучение построено в основном с использованием компьютеров и позволяет раскрыть больший потенциал как преподавателей, так и студентов за счет интерактивности.
В 2010 году появилась еще одна форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать
Таблица 1. Основные исторические этапы становления дистанционного образования 1
Период Автор(ы)/Организация Направление деятельности Используемые технологии и результаты
1840 г. И. Питман Для обучения стенографии активно использовал возможности почтовых отправлений. Почтовая рассылки печатных материалов
1856 г. Ч. Тусен Г. Ланченштейдт. Создатели аналога заочной формой обучения в Берлинском институте, где преподаватели для общения со студентами использовали почту (рассылки учебного материала, методических указаний, контрольных работ и ответов на выполненные задания).
1873 г. А. Тикнор Создала Общество Тикнор для женщин, желающих обучаться на расстоянии при помощи почтовых отправлений.
1874 г. А. Питман Преподаватель Иллинойского университета США, предложил создать программу обучения по почте.
1892 г. В. Харпер В Чикагосом университете в было создано первое отделение для студентов, желающих обучаться дистанционно, а также введен термин новый термин - distant education (дистанционное обучение) Печатные материалы и учебные пособия, специально адаптированные для дистанционного обучения.
1886 г. Центральный университет Индианы Разрешил обучающимся получать степень бакалавра, магистра или доктора с использованием Распространение дистанционного образования в
переписки по почте. классических университетах
1899 г. Королевском университете Канады Начало обучения студентов с использованием дистанционного подхода
1911 г Квинсленский университете Австралии
1938 г. Международного совета по Создание Международного совета по заочному Международное признание
заочному образованию образованию дистанционного обучения
1960-е гг. ЮНЕСКО Активное развитие дистанционного обучения в Радиотрансляции и
разных странах телепередачи, аудиозаписи.
1969 г. Открытый университет (Open University) В Великобритании впервые открыты полноценные программы дистанционного образования. Печатные материалы, радиотрансляции и телепередачи.
1970-е гг. Европейские и азиатские университеты Рост числа образовательных учреждений дистанционного типа
1960-1980 гг. США, СССР, Европейские и Попытки замены традиционного обучения на Расширение доступа к знаниям
азиатские страны более экономичную форму представления знаний за счет радио и телевидения
1990-2010 гг. Университеты и крупные корпорации по всему миру Создание баз данных и коллекций документов Мобильные носители информации, а позже интернет технологии
сотни тысяч студентов, следует отметить, что такие курсы, как правило, ориентированы на решение определенной проблемы в предметной области, а трансляция знаний происходит с помощью видео потока.
В результате анализа литературных источников [см. подробнее: 5,6,7,9,11,12], связанных с вопросом развития и становления дистанционного образования была создана сводная таблица, кратко отражающая основные этапы становления дистанционной формы обучения и используемых технологий коммуникации между преподавателями и учащимися (табл. 1).
Из приведенной таблицы видно, что становление дистанционной формы образования произошло благодаря открытию соответствующих программ обучения в классических университетах Америки и Европы, приобретению легитимного правового статуса официального документа об образовании и международного признания такой формы обучения. Однако эволюция дистанционного образования стала возможной в результате: оперативного почтового сообщения, использования радио и телевизионных курсов, а позже и интернет технологий.
В заключение отметим, что доступность и широкое распространение персональных компьютеров и подключений к сети Интернет способствуют расширению сферы и масштабов дистанционного обучения. Интернет технологии вносят значительно больший вклад в развитие дистанционного обучения, чем почтовые сообщения, радио и телевидение, позволяя создавать интерактивные тесты, форумы,
доски, объявлений и.д.. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучаемого, где бы он ни находился. А распространение высокоскоростных подключений к сети Интернет, в том числе и с использованием беспроводных подключений дало возможность использовать «он-лайн семинары» (вебинары) для обучения. Интернет-технологии дают возможность уйти от общения в текстовом режиме, получить возможность общения как при личной встречи с возможностью взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также работать с качественными интерактивными материалами специальным образом адаптированными для лучшего усвоения знаний и навыков.
Литература:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»« от 26 августа 2010 г. N 761н.
2. Приказ Минобразования России «О проведении эксперимента, в области дистанционного образования» от 30.05.1997 г. №1050н.
3. Алексеева Т.В. Обучение студентов с использованием облачных технологий // Славянский форум. 2012. № 1 (1). С. 81-87
4. Антоненкова А.В., Борцова Д.Э., Степанова М.Г. Модели документооборота в корпоративных информационных системах учетно-аналитического назначения // Известия Российского экономического
1 Составлено автором на основе анализа литературных источников [см. подробнее: 5,6,7,9,11,12].
университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 2 (20). С. 1-14.
5. Борцова Д.Э., Неделькин А.А., Оленов Л.А. Основные этапы и направления развития современного гипертекста // Славянский форум. 2015. № 2 (8). С. 50-59.
6. Волков А.К., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Инновации в экономическом образовании // Фундаментальные исследования. 2009. № S5. С. 122-124.
7. Гришина О.А., Меламуд М.Р., Романова Ю.Д. Использование модельных тренажеров при подготовке специалистов для российской системы государственных закупок // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 5. С. 62-67.
8. Иванова, Е.А. Концепция гипертекста / Е.А. Иванова //В сб. научн. тр. «Информационные технологии и преподавание иностранных языков». М.: Изд-во МЭСИ, 2005. - С. 39-44.
9. Кожаринова Е. Краткая история развития дистанционного образования. URL: http://dtraining.web-3. ru/introduction/history/ (дата обращения 12.11.2015).
10. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма
привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг. 2014. № 10. С. 46-52.
11. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования. URL: http://www. lib.tsu.ru/mminfo/000349304/05/ image/05-086.pdf (дата обращения 12.11.2015).
12. Орехов В. Открытое образование в интеллектуальной сети. URL: http://www.ou-link.ru/ pub/2004dm49.htm (дата обращения 12.11.2015).
13. Отчет о деятельности Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) за 2012-2013. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214725.pdf (дата обращения 30.06.2016)
14. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. -М.: Эксмо, 2009 г. -320 с.
15. Титов В.А. Российская инновационная система: от индустриальной экономики к экономике информационного общества // Интеграл. 2010. № 3. С. 17-19.
УДК: 330.131.7.(045)
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ ПРОШЛОГО
Ильенкова Н.Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономический анализ», ФГОБУВО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», e-mail: [email protected]
В статье исследована эволюция теории риска от 17-го века до наших дней. Впоследнее время усилилось внимание к исследованию предпринимательских рисков, что обусловлено совокупностью обстоятельств и причин. Глобализация мировой экономики, политическая нестабильность в мире и введение экономических санкций против России для одних предприятий являются драйверами развития, а у других могут привести к кризисному и даже катастрофическому уровню риска. Теория и практика управления риском не только не теряют своей актуальности, но их развитие приобретает все большее значение.Фундаментальные основы анализа и управления риском предпринимательской деятельности были заложены великими философами, математиками, экономистами уже в17-м - 20-м столетиях. Через осознание природы прибыли и роли неопределенности в ее возникновении в их трудах было дано его определение и раскрыто понимание. Ими были выявлены важнейшие отличительные особенности, характеризующие рисковые ситуации, возникающие в принятии хозяйственных решений в условиях неопределенности, свойственной рыночной экономике.Величайшим вкладом в развитие теории риска является соединение экономической теории, математики и статистики, в результате которого выкристаллизовалась эконометрика. Применение методов статистики и эконометрикидает возможность количественно оценить ожидаемую прибыль, ее волатильность и уровень риска, а использование современных технических средств и программного обеспечения позволяет прогнозировать будущее.
Ключевые слова: эволюция теории риска, связь прибыли и риска, особенности принятия хозяйственных решений в условиях неопределенности, этапы формирования теории риска, перспективы развития теории риска.
THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL RISK THEORY IN THE WORKS OF
OUTSTANDING SCIENTISTS OF THE PAST
Ilienkova N., doctor of economic sciences, professor, professor of the department «Economic analysis», «Financial University under the Government of the Russian Federation», е-mail: [email protected], Moscow, Russian Federation
Summary: The article below presents the investigation of the evolution of risk theory from the 17thcentury to the present day. Recently attention to the researches of entrepreneurial risks has increased that is caused by a set of circumstances and reasons amplified. The globalization of the world economy, the political instability in the world and the imposition of economic sanctions against Russia for some companies are going to be the drivers of further development, while for others can lead to crisis and even catastrophic level of risk. Nowadays theory and practice of risk management not only have not lost their relevance, on the contrary their development is becoming increasingly important.Fundamentalprinciples of entrepreneurial risk analysis and management were laid by great philosophers, mathematicians, economists already in 17 th- 20th centuries.The definition of profit was given and also its understanding was revealed by the scientists in their works through investigation of the profit nature and the role of uncertainty in its generation. They identified the most important distinguishing features that characterized risk situations arising in the economic decision-making process under conditions of uncertainty inherent in a market economy. The greatest contribution to the development of the risk theory was a combination of economic theory, mathematics and statistics, which crystallized as an econometrics. Application of statistics and econometrics allows to quantify the expected profit, its volatility and the level of risk; on the other hand the use of modern hardware and software makes it possible to predict the future.
Keywords: the evolution of the risktheory, profit and risk communication, particularly economic decision-making under uncertainty, stages of formation of therisk theory, prospects of development of the risktheory.
Прошло почти четверть века с начала перехода России на рельсы рыночной экономики. За это время завершился период рождения и становления новых форм собственности, новых типов организационных структур. Была создана законодательная и нормативная основа, адекватная формам хозяйствования. Постепенно сформировалась конкурентная среда и соответствующие ей типы рынков. Возродились рынки, не характерные для предыдущего экономического периода, процессы функционирования которых в советское время были искажены или сведены к нулевому уровню. Это не только
рынки капитала и ценных бумаг, но и труда и даже материальных ресурсов ввиду имевшего место принудительного закрепления поставщиков за потребителями. В тоже время в экономике страны присутствует характерная и ранее ресурсная асимметрия.
Запрошедший период коренным образом изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой - государственными структурами, финансовой системой, потребителями продукции. Произошли радикальные преобразования в системе снабжения. Соответственно сформировались принципиально новые связи