ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ
Наталия Ивановна Буракова,
министр образования Ивановской области
Особенность современного состояния региональных систем образования — интенсивное развитие, активное разворачивание инновационных процессов. В качестве действенного рычага развития выступает региональная инновационная политика.
• экспертиза в сфере образования • виды и формы экспертизы
• общественная экспертиза • эксперты, не имеющие отношения к образованию
Э
то комплекс мероприятии с целью создания системы условиИ, обеспечивающих использование в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью интеллектуального, образовательного, научно-технического потенциала региона1. В этих условиях возрастают требования к кадровому потенциалу региона — руководителям образовательных систем различного уровня, педагогам. Вместе с тем качественно изменяется роль экспертов, осуществляющих оценку инновационных процессов и результатов в сфере образования. Проектирование экспертной деятельности в системе образования региона позволяет сделать её настоящим ресурсом инновационной региональной образовательной политики.
Развитие экспертизы в сфере образования на рубеже ХХ—ХХ1 веков обусловлено новыми сложными задачами, решение которых неоднозначно влияет на изменение образовательных систем. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо
1 Найдёнова З.Г. Развитие инновационных процессов в региональной системе образования // Человек и образование. 2009. № 2 (19).
опираться не только на знания, но и на опыт и интуицию специалистов. А.И. Панов определяет экспертизу как оценку объектов-вещей и объектов-процессов компетентными людьми (экспертами), необходимую для принятия обоснованных управленческих решений и действий в ситуации неопределённос-ти2. Т.Г. Новикова резюмирует, что современная экспертиза — это система организационных, логических и матема-тико-статистических процедур, направленных на получение информации и её анализ с целью выработки оптимального
3
решения .
Рассмотрение особенностей экспертизы в управлении образованием, как правило, связано с описанием различных объектов оценки (образовательное учреждение, образовательные системы различного уровня, проект, организационно-управленческие процессы деятельности) и методов сбора информации
2 Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998.
3 Новикова Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании.
М.: ACADEMIA, АПКиППРО, 2004.
(статистика, квалиметрия, социометрия, экспертная оценка).
Первоначальной формой развития экспертизы была экспертиза продукта — установление его качества по вещественным характеристикам (дегустация, оценка произведений искусства)4. Вторым шагом выступила оценка «исполненного действия», процесса (спортивные состязания, музыкальные конкурсы). Принципиально новый шаг — экспертиза предполагаемых изменений и результатов в сфере образования.
Три ключевых отличия гуманитарной экспертизы в образовании: первое — по целям и смыслам, второе — по средствам (использование мягких процедур, качественного субъективного оценивания)5. Третье отличие — и это особенно важно применительно к экспертизе инновационных процессов в региональной системе образования — состоит в непременном соучастии экспертируемых и всех заинтересованных сторон. В этом смысле экспертиза выступает не только как процедура оценки, но и как деятельность, формирующая ценностные ориентиры.
Выделяют следующие виды экспертизы, сложившиеся в современной практике6:
4 Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. 1994. № 1-2.
5 Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Психологические аспекты. М.: Смысл, 1999.
6 Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений
общего образования: Учебно-методический комплект / Сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2006.
Главное отличие государственной экспертизы в том, что она осуществляется органами ведомственной или вневедомственной экспертизы в случаях, определённых законодательством РФ (например, экспертиза в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений). Общественная экспертиза проводится общественными органами по заказу; при этом заказчиками могут выступать как экспертируе-мые, так и органы власти.
Особенности общественной экспертизы в региональной системе образования
В качестве наиболее яркого примера рассмотрим характеристики экспертной деятельности, осуществляемой в ходе конкурсов лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» (ПНПО). Будем опираться на структуру, предложенную Т.Г. Новиковой, и включающую цель экспертизы, её объект и предмет, а также средства, процедуру и конечный продукт. Принципы-условия экспертной деятельности следующие:
• открытость и публичность;
• направленность на продвижение и поддержку педагогического опыта учителя;
• нормативно-методическое сопровождение;
• независимость и правовая защищённость участников экспертного процесса;
• компетентность и объективность экспертов;
• обоснованность экспертных оценок7.
Особенности процедуры организации конкурса лучших учителей ПНПО в 2006-2009 годах: 10 000 лучших учителей получали денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей; а начиная с 2010 года, ежегодно выплачивается денежное поощрение тысяче лучших учителей
7 Определены приказом Департамента образования Ивановской области от 12.04.2010 № 434 «О процедуре проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в Ивановской области».
в размере 200 тыс. рублей. Основание для награждения — высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
В Ивановской области с 2006 по 2009 годы денежную поддержку получили 244 учителя. В конкурсе 2010 года принял участие 51 педагог из 19 муниципальных образований Ивановской области, 35 участников работают в образовательных учреждениях, расположенных в городской местности, 16 — в сельской. В 2011 году в конкурсном отборе приняли участие 44 учителя из 21 муниципального образования Ивановской области, в том числе 35 педагогов городских образовательных учреждениях и 9 — сельских. При общем снижении числа участников следует отметить и уменьшение активности учителей сельских школ (их доля в общем количестве снизилась с 31 до 20%).
В качестве экспертов выступают общественные организации — ассоциации попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов. Эксперт конкурса — это представитель гражданской экспертной организации, участвующий в проведении экспертизы документов участников конкурса в соответствии с критериями отбора.
Мониторинг, проведённый федеральным оператором ПНПО после первого конкурса лучших учителей в 2006 году, включал как одну из процедур анкетирование организаторов конкурса. Среди вопросов были и те, что касались возможного изменения формирования экспертных групп. 13% респондентов посчитали необходимым увеличить долю экспертов, не имею-
Предмет
* Н Ч *
щих отношения к сфере образования (журналисты, представители политических движений, молодёжных организаций); 80% предложили вводить в состав экспертов не только общественные организации, но и профессионалов; 1% опрошенных полагает, что экспертиза в рамках конкурса должна быть именно профессиональной. При этом общее количество общественных организаций, участвующих в экспертной оценке, колебалось в разных регионах от 3—4 до 10 — 12. Таким образом, приведённые данные косвенно свидетельствуют о большем доверии к экспертам, обладающим соответствующими профессиональными знаниями и опытом8.
Советом при правительстве Ивановской области по реализации приоритетных национальных проектов утверждён персональный состав экспертов, выдвинутых областной организацией профсоюза работников народного образования и науки, советами ректоров вузов, директоров школ области, директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, областным родительским советом, региональными отделениями партии «Единая Россия» и «Всероссийского педагогического собрания», Общественной палатой Ивановской области, областной ассоциацией классных руководителей. Перечисленные гражданские экспертные организации были участниками конкурсных процедур в 2006-2011 годах.
В 2011 году экспертизу проводили представители 12 гражданских экспертных организаций, имеющие опыт участия в образовательных проектах и программах и располагающие кадрами,
Аналитический отчёт по результатам мониторинга конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // http://pnpo.apkpro.ru/images/stories/ иЛке1уа/29_12_2006_и^«^ (дата обращения:
01.04.2012)
способными осуществлять экспертную оценку представленных на конкурс материалов. В оценивании документов приняли участие 55 экспертов, в их числе учёные и преподаватели ивановских вузов, специалисты Института развития образования Ивановской области, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги, депутаты, представители родительской общественности. До начала проведения конкурса эксперты получили необходимую методическую подготовку в Институте развития образования.
Цель экспертизы конкурса лучших учителей — выявить, насколько представленные документы соответствуют критериям отбора, и оценить каждого по 10-балльной шкале.
В настоящее время критериев конкурса шесть:
• высокие результаты учебных достижений учащихся при их позитивной динамике за последние три года;
• высокие результаты внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету;
• создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта;
• обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных;
• наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе;
• непрерывность профессионального развития учителя.
В данном случае следует говорить о нормо-контролирующей экспертизе, поскольку задача эксперта в том, чтобы оценить и квалифицировать «продукты аналитической реконструкции» путём сравнения их с «имеющимися у эксперта критериальными требованиями» (А.А. Полонников, Т.Г. Новикова).
Объект экспертизы конкурса — вещественные характеристики (аналитическая справка,
документы, проекты, программы), описывающие или подтверждающие инновационную деятельность в образовании и её результаты.
С 2011 года в Ивановской области организуются открытые площадки для публичного представления инновационного опыта конкурсантов. Так, в 2011 году прошёл региональный форум инноваций «Путь к успеху», целью которого стало распространение опыта лидеров региональной системы образования и общественное продвижение педагогических инноваций участников конкурсов в рамках реализации
ПНПО.
В форуме приняли участие педагогические работники образовательных учреждений, подавшие заявки на конкурс лучших учителей в рамках ПНПО в 2011 году, представители общественных экспертных организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ, родительская и педагогическая общественность области. Этот формат позволяет рассматривать в качестве объекта экспертизы также транслируемые лучшие практики педагогов — участников конкурса.
Предмет экспертизы — факты и обстоятельства, исследуемые с применением специальных знаний и навыков. На уровне региона при конкурсном отборе лучших учителей предметом экспертизы были информационные справки, отзывы, документы, программы, публичные презентации опыта.
Средствами экспертизы в рамках конкурса преимущественно выступают сложившиеся в результате собственного опыта эксперта интуитивные подходы.
Процедура экспертизы задана целями и особенностями объекта и предмета оценивания. Порядок проведения экспертизы документов претендентов определён приказом Департамента образования Ивановской области от 12.04.2010 № 434
«О процедуре проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в Ивановской области»:
«2.2.9. Организация работы экспертов осуществляется в форме индивидуального оценивания экспертами документов претендентов в соответствии с критериями отбора.
2.2.10. Конкурсная комиссия распределяет пакеты документов претендентов между экспертами методом случайной выборки, но с обязательным условием, чтобы каждый пакет документов был проанализирован и оценён не менее чем тремя экспертами.
2.2.11. Конкурсная комиссия в установленные сроки передаёт экспертам пакеты документов и бланки экспертных заключений оценки деятельности претендента, о чём делается отметка в журнале выдачи пакетов документов и бланков экспертных заключений.
2.2.12. Эксперт в течение одного рабочего дня рассматривает полученный пакет документов, оформляет и заверяет экспертное заключение личной подписью».
Продукт экспертизы — экспертное заключение, в которое эксперты вносят экспертные оценки по 10-балльной шкале.
Чтобы экспертная деятельность была открытой и прозрачной, ежедневные результаты экспер-
тизы публикуются в открытом доступе на сайте Департамента образования Ивановской области (http://www.iv-edu.ru). Это позволяет участникам конкурса следить за накоплением оценок по критериям и исключает возможность исправления результатов. При этом имена экспертов скрыты, что обеспечивает большую степень свободы в оценивании и делает процедуру экспертизы более комфортной.
За время реализации национального проекта «Образование» в регионе сложилось экспертное сообщество — объединение представителей различных гражданских институтов, заинтересованных в развитии региональной системы образования через отбор и поддержку лучших практик. В условиях модернизации социальной сферы востребована экспертиза высокого качества, которую проводят специалисты, обладающие необходимыми компетенциями. В качестве общественной организации, способной выступать в роли профессионального эксперта, следует рассматривать региональные ассоциации педагогов. Построение развитой экспертной сети может стать мощным инструментом системного анализа, прогнозирования и стратегического планирования в региональной системе образования. НО