УДК 94(571.17):37.011.31-051
РАЗВИТИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н. Г. Ровинская
DEVELOPMENT OF TEACHERS' COMPETITION IN KEMEROVO REGION
N. G. Rovinskaya
Статья посвящена вопросам становления и развития конкурсного движения учителей. В статье рассматриваются основные направления и виды учительских конкурсов Российского и регионального уровней.
The paper addresses the questions of formation and development of teachers' competition. The basic directions and forms of teachers' competitions at the national and regional levels are examined.
Ключевые слова: учитель, миссия педагога, национальный проект «Образование», удовлетворенность качеством образования, профессиональный стандарт педагога, конкурсы.
Keywords: teacher, mission of the teacher, National project 'Education', satisfaction with quality of education, professional standard of the teacher.
Развитие конкурсного движения в Кемеровской области имеет длинную историю, которая началась с 1923 года. Газетой «Правда» совместно с Наркомпро-сом был организован Всероссийский конкурс на лучшего учителя. Конкурс носил общественно-политический характер, отражал потребности государства в учителях, которые должны были обеспечивать идеологические установки партии большевиков.
В 1930-е годы одновременно со стахановским движением развиваются формы педагогического соревнования между школами, учителями, учениками. 5 июня 1935 г. в Кузбассе объявлен конкурс о проведении отраслевых соревнований Советов на лучшую организацию помощи учебному заведению. 1935 год -регулярными стали смотры-конкурсы на звание «Образцовой школы». Неоднократными победителями подобных смотров становились школы № 7, 20 города Щегловска (Кемерово). 1950 год - впервые организованы «Педагогические чтения», на которых изучался, обобщался и пропагандировался опыт победителей конкурсов. 1955 год - областной институт усовершенствования учителей г. Кемерово организовал конкурс на лучший методический кабинет. Первым победителем был признан методический кабинет школы № 26 города Сталинска (Новокузнецк).
Вторая половина XX века ознаменована школьными реформами. В Кузбассе дальнейшее развитие получила деятельность по организации различных конкурсов: на лучшую организацию работы по трудовому обучению и профессиональную ориентацию молодежи; на лучшую методическую разработку по проведению педагогического всеобуча; на лучший доклад по вопросам обучения и воспитания на «педагогических чтениях» и др.; а также различные смотры, такие как учебных кабинетов в общеобразовательных школах; детских площадок по месту жительства; игровых и спортивных комплексов в детских учреждениях; музеев в образовательных учреждениях и др.
Творческий конкурс «Учитель года» пришел в Кузбасс в 1994 году. Вслед за ним появились Всероссийские конкурсы: «Детский сад года», «Сердце отдаю детям», «БиблиОбраз». Конкурсы стали отражением перемен, происходящих в стране и народном
образовании. 1997 год - губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев среди важнейших задач возрождения Кузбасса определил образование, а также меры по его поддержке и развитию.
С конца 90-х годов XX века в Кузбассе начала складываться система конкурсного движения педагогов, которая была призвана способствовать изменению отношения общества к проблемам образования; защите интересов учительства; самовыражению каждого учителя-конкурсанта.
2001 год - Совет народных депутатов Кемеровской области законодательно закрепил основные положения проведения конкурсов педагогического мастерства. В Закон «Об образовании в Кемеровской области» были внесены дополнения, касающиеся организации и финансового обеспечения профессиональных конкурсов педагогов. 2002 год - в канун 60-летнего юбилея Кемеровской области были организованы областные конкурсы педагогического мастерства работников образования: «60 лучших школ Кузбасса», «Моя мечта - победа ученика», «Продолжатель славных традиций М. В. Ломоносова», «Учитель-исследователь», «Лесенка успеха», «Профильное обучение - шаг в будущее», «Самый классный классный», «Моя вторая мама», «Методист XXI века», «Методическая служба - основа для реализации концепции модернизации образования», «Сельский учитель», «Ученые Кузбасса - школе» и пр. Региональная поддержка является характерной особенностью современного периода развития конкурсного движения в Кемеровской области.
Для реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Кузбассе созданы все необходимые условия: социально-экономическая поддержка, общественное позитивное отношение, научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение. Особое место занимает система профессионального конкурсного движения педагогов, которой более десяти лет. Администрация области рассматривает конкурсное движение педагогов как одно из условий формирования профессиональной успешности учителя через определение его профессиональной оценки, как средство социальной поддержки через материальное и моральное поощрение его способностей и таланта. Се-
годня в Кемеровской области существует ни один десяток наименований конкурсов педагогического мастерства.
Современные конкурсы, проходящие на территории Кемеровской области, можно разделить на несколько видов. Конкурсы для учителей по ПНПО:
1. «Учитель года» (областной этап Всероссийского конкурса). Цели конкурса - выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших педагогов Кузбасса. В областном этапе конкурса могут принять участие педагоги общеобразовательных учреждений - победители городского/районного этапа конкурса. Победитель областного этапа представляет Кемеровскую область на Всероссийском этапе конкурса.
2. Областной конкурс «Педагогические таланты Кузбасса». Цель конкурса - повышение престижа педагогического труда, поддержка инновационных процессов, выявление и изучение новых направлений деятельности образовательных учреждений, способствующих развитию системы образования Кузбасса. В Конкурсе могут принять участие все категории педагогических работников - победители муниципального этапа Конкурса. Конкурс проводится по номинациям: «Педагог-методист», «Педагог профильной школы», «Педагог - воспитатель», «Педагог - лидер», «Педагог - молодой специалист». Конкурс проводится в
II этапа: заочный этап - экспертное рассмотрение представленных работ; очный этап - публичная защита автором (группой авторов) конкурсной работы.
3. Областной конкурс «Самый классный классный». Цель конкурса - повышение профессионализма и престижа труда классного руководителя, пропаганда эффективных воспитательных технологий, распространение передового педагогического опыта кузбасских учителей, повышение качества организации и содержания воспитательной работы образовательных учреждений, стимулирование труда педагогов, усиление их государственной и общественной поддержки. В конкурсе принимают участие классные руководители, имеющие высшую и первую квалификационные категории и осуществляющие воспитательную работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, имеющие стаж педагогической работы не менее 5 лет, возраст участников не ограничивается. На областной этап конкурса выдвигается победитель муниципального этапа конкурса. Конкурс проводится в II этапа: заочный этап - экспертное рассмотрение представленных работ; очный этап (финал).
4. Областной конкурс на лучший социально значимый проект. Цель конкурса - продвижение инновационных идей в области образования и воспитания подрастающего поколения, активизация гражданской, социально направленной деятельности образовательных учреждений через решение задач общественной значимости посредством разработки и реализации социальных и образовательных проектов. В конкурсе могут принять участие общеобразовательные учреждения, учреждения дошкольного образования и дополнительного образования любого типа и вида. Вы-
движение конкурсных работ производится муниципальными органами управления образованием по направлениям: инновационное содержание и методы образовательной деятельности; развитие инновационных форм управления ОУ; интеграция общего и дополнительного образования; организация предпро-фильной подготовки и профильного обучения; развитие воспитательных функций ОУ; организация здоровье сберегающей деятельности ОУ и др. На областной этап конкурса выдвигается победитель муниципального этапа конкурса. Конкурс проводится в II этапа: заочный этап - экспертное рассмотрение представленных работ; очный этап (финал).
5. Областной этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России». Цели конкурса - повышение профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала педагогов-психологов, повышение престижа службы практической психологии в системе образования Кемеровской области. Принять участие в Конкурсе могут педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов. Для участия в областном этапе Конкурса выдвигается победитель муниципального этапа конкурса. Областной этап конкурса проводится в два тура: заочный тур - экспертиза материалов, очный тур - демонстрация профессионального мастерства. Победитель представляет Кемеровскую область на Всероссийском конкурсе.
6. Областной конкурс «Сто лучших учителей Кузбасса». Цели конкурса: выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших учителей Кузбасса. Конкурс проводится в заочной форме в два этапа с первичным отбором учителей на муниципальном уровне. Денежное поощрение (50,0 тыс. руб.) выплачивается за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование из областного бюджета 100 лучшим учителям общеобразовательных учреждений Кемеровской области, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, основным местом работы которых является общеобразовательное учреждение и стаж педагогической работы в общеобразовательном учреждении не менее трех лет, прошедшим конкурсный отбор. Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (Федеральный).
7. Денежное поощрение (200,0 тыс. руб.) выплачивается за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование из федерального бюджета 18 лучшим учителям общеобразовательных учреждений Кемеровской области, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, основным местом работы которых является общеобразовательное учреждение и стаж педагогической работы в общеобразовательном учреждении не менее трех лет, прошедшим конкурсный отбор.
С 2010 года в процедуру регионального этапа конкурсного отбора на денежное поощрение лучших учителей введен очный тур.
ИСТОРИЯ | Таблица 1
Количество участников областного этапа конкурса «Учитель года России» с 1994 по 2013 гг.
№ Территория 1994 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
1. Анжеро-Судженск 3 1 1 Л 1 Л 1 1 1 1 1 1 Л 1
2. Белово 1 1 Л 1 Л 1 Л 1 Л 1 Л 1 Л 1 1 Л 1 Л 1 Л
3. Березовский 1 1 Л 1 1 1 1 1 1 1 1
4. Калтан 1 1 1 1 1 1 Л 1 1 1
5. Кемерово 4 Л 1 Л 1 1 Л 1 1 Л 1 П 1 Л 1 1 Л 1
6. Киселевск 1 Л 1 1 1 1 Л 1 Л 1 Л 1 Л 1П 1
7. Краснобродский ГО 1 1 1 1 1 1 1
8. Ленинск-Кузнецкий 1 Л 1 1 1 1 Л 1 1 Л 1 Л 1 1 1 Л
9. Междуреченск 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 Л 1
10. Мыски 1 Л 1 1 1 1 1 1 1 1 1
11. Новокузнецк 1 Л 1 Л 1 Л 1 1 Л 1 1 Л 1 Л 1 Л 1
12. Осинники 2 1 1 1 1 1 Л 1 1 1 1 Л
13. Полысаево 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
14. Прокопьевск 1 Л 1 Л 1 Л 1 П 1 1 1 1 1 Л 1 Л
15. Тайга 1 1 1 Л 1 1 1 1 1 1
16. Юрга 1 1 1 П 1 Л 1 Л 1 Л 1 1 Л 1 Л 1 1
17. Беловский р-н 3 Л 1 1 1 1 Л 1 1 1 1 Л 1 1
18. Гурьевский р-н 1 1 1 1 Л 1 1 1 1 1
19. Ижморский р-н 1 1 1 1 1 1 1 1 Л 1 1 1
20. Кемеровский р-н 1 1 Л 1 1 1 Л 1 Л 1 1 1 1 Л 1
21. Крапивинский р-н 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
22. Л-Кузнецкий р-н 1 1 1 1 1 П 1 1 Л 1 Л 1 1 Л
23. Мариинский р-н 4 П 2 1 1 1 1 1 1 Л 1 1 1
24. Новокузнецкий р-н 1 Л 1 1 Л 1 Л 1 1 1 1 1 Л 1 1
25. Прокопьевский р-н 1 1 1 1 Л 1 Л 1 1 Л 1 П 1 Л 1 1 Л
26. Промышленнов-ский р-н 1 1 Л 1 1 1 1 Л 1 1 1 1 Л
27. Таштагольский р-н 1 1 1 Л 1 1 1 1 1 1
28. Тисульский р-н 1 1 1 1 1 1 Л 1 1 1 1
29. Топкинский р-н 2 Л 1 1 Л 1 Л 1 Л 1 Л 1 1 Л 1 1 Л
30. Тяжинский р-н 1 Л 1 1 1 1 1 1 1 Л 1
31. Чебулинский р-н 1 1 Л 1 1 1 1 1 1 1 1
32. Юргинский р-н 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 Л
33. Яйский р-н 1 1 Л 1 1 1 1 1 1 1 1 1
34. Яшкинский р-н 1 1 1 1 1 Л 1 1 1 1 1
35. Областное 1 Л 1 1 П 1 Л 1 Л
Лауреаты 4 9 9 9 9 9 9 9 9 9 10
Победители 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 -
Всего 26 28 34 33 34 34 35 35 35 35 35
Анализ участия территорий в конкурсе, а также количество лауреатов по результатам конкурса имеет положительную динамику.
Таблица 2
Рейтинг и результативность участия территорий в конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса»
с 2003 по 2007 гг.
Название территории Общее кол-во педагогов Число работ Число участников Процент участия Кол-во победителей конкурса Процент качества участия Общее количество ОУ Число участников Процент участия
Тайга 191 30 22 11,5 0 0 18 7 38,8
Березовский 472 30 27 5,72 2 7,4 31 6 19,3
Краснобродский 126 7 7 5,55 0 0 8 2 25
Юрга 781 35 38 4,86 3 7,89 48 24 50
Юргинский р-н 543 23 21 3,86 1 4,76 40 9 22,5
Междуреченск 1251 49 46 3,67 6 13,04 69 21 30,4
Гурьевск 445 17 15 3,37 3 20 23 12 52,17
Тисульский р-н 574 17 15 2,61 1 6,66 52 5 9,6
Яйский р-н 415 12 10 2,40 0 0 37 4 10,8
Крапивинский р-н 440 9 9 2,04 1 11,1 54 6 11,1
Ленинск-Кузнецкий 835 18 17 2,03 6 35,2 64 4 6,25
Осинники 752 13 13 1,72 1 7,69 49 11 22,4
Ижморский р-н 411 8 7 1,70 1 14,28 41 4 9,75
Прокопьевск 2301 31 35 1,52 1 2,85 60 18 30
Полысаево 304 6 4 1,31 0 0 19 3 15,7
Топки 535 8 7 1,30 3 42,8 56 5 8,92
Яшкинский р-н 465 5 6 1,29 1 16,6 48 6 12,5
Мариинск 727 8 9 1,23 0 0 64 6 9,37
Новокузнецк 5016 66 61 1,21 6 9,83 269 36 13,3
Беловский р-н 611 8 7 1,14 1 14,28 42 6 14,2
Ленинск-Кузнецкий р-н 478 4 5 1,04 0 0 25 12 26,6
Прокопьевский р-н 680 8 7 1,02 1 14,28 52 6 11,53
Кемерово 4354 40 42 0,96 11 26,1 276 28 10,1
Тяжинский р-н 837 10 7 0,83 1 14,28 42 6 14,28
Промышленнов-ский р-н 774 8 6 0,77 1 16,6 43 6 13,95
Калтан 286 3 3 0,69 1 33,3 17 3 17,6
Кемеровский р-н 687 4 4 0,58 1 25 30 3 10
Белово 1473 13 8 0,54 3 37,5 57 7 12,2
Чебулинский р-н 384 2 2 0,52 0 0 2
Таштагол 947 4 4 0,42 0 0
Анжеро-Судженск 976 4 4 0,4 0 0 58 3 5,17
Новокузнецкий р-н 787 3 3 0,38 1 33,3 64 3 4,68
Мыски 529 2 2 0,37 0 0 33 2 6,06
Киселевск 965 3 3 0,31 0 0 68 3 4,41
Всего за 5 лет на конкурс представлено 513 работ от 34 территорий.
Наибольшее количество работ представлено от территорий: Новокузнецк - 66 человек, Междуре-ченск - 49 человек, Кемерово - 40 человек, Юрга -35 человек, Тайга, Березовский - 30 человек.
Система конкурсного движения, на наш взгляд, решает несколько главных задач: способствует выявлению лучших педагогов и оценке их профессионализма; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания
подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов, формирует точки роста нового, современного образования.
С целью поддержки и поощрения талантливых педагогов, повышения престижа учительской профессии, распространения педагогического опыта, а также содействия профессиональному общению создан региональный клуб «Учитель года Кузбасса». Члены клуба - победители, лауреаты и участники областного этапа российского конкурса «Учитель года», профессиональная элита Кузбасса. Они организуют обмен и распространение информации о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов, проводят семинары, творческие мастерские, мастер-классы, оказывают консультативную помощь по подготовке учителей к конкурсу.
Победители и лауреаты конкурсов активно участвуют в работе курсов повышения квалификации, семинаров КРИПКиПРО, проводят открытые уроки и мастер-классы на «Июньских встречах» и «Августовских афишах». Материалы победителей и лауреатов конкурсов публикуются в научно-методическом журнале «Учитель Кузбасса», задача которого - пропаганда образовательной политики Администрации Кемеровской области, сложившегося в регионе опыта модернизации образования, результатов научных исследований и др. Издаются серии сборников, включающих опыт работы победителей и лауреатов областных конкурсов: «Педагогические таланты Кузбасса», «Учитель года», «Учитель-исследователь», «Ученые Кузбасса - школе» (объем 60 уч.-изд. л., тираж 300 экземпляров каждый).
Один раз в пять лет проводится фестиваль педагогического мастерства «Моя жизнь после конкурса», участниками которого являются лауреаты областного конкурса «Учитель года» предыдущих лет. Такие фестивали стимулируют педагогов, способствуют дальнейшему творческому поиску, самосовершенствованию, помогают утвердиться в верности своей профессии.
Конкурсы профессионального мастерства несут в себе неограниченные возможности в удовлетворении самых разнообразных потребностей: определить свое место в профессиональном общении; быть первым (лидером); в материальном, моральном поощрении талантов, профессионализма, находчивости - для педагога. Это возможность выявить проблемы, противоречия, тенденции, которые имеют место в системе образования и в деятельности управления; выбрать оптимальные средства для их достижения, вовремя и грамотно корректировать воспитательно-образовательный процесс и руководство им на уровне школы, района, города, области - для методиста.
По данным исследований В. А. Дубровской выявлено, что 66,6 % (3663 человека) работников образования от общего количества участников конкурсного движения педагогов Кузбасса достигли высоких результатов в профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Более 1 тысячи учителей по итогам конкурсов профессионального мастерства повысили свою квалификационную категорию, они от-
мечены также отраслевыми и областными наградами. После участия в конкурсах педагоги стремятся освоить новые педагогические специальности, активно участвуют во всероссийских конкурсах, в том числе на получение грантовой поддержки на проведение педагогических инноваций.
Большое число конкурсантов (30 %) стали руководителями школьных, районных, городских методических объединений, заместителями директоров, директорами ОУ, специалистами муниципальных методических служб и управлений образования. Участие в педагогических конкурсах способствует становлению учителей как исследователей и экспериментаторов. Около 500 человек активно участвуют в региональных, российских научно-практических конференциях; издают монографии, учебные пособия, публикуют научные статьи. 2 % педагогов поступили в аспирантуру и некоторые из них успешно защитили диссертации на присвоение ученой степени кандидата педагогических наук.
В регионе разработана педагогическая модель развития профессиональной успешности педагога, участвующего в конкурсном движении, компонентами которой являются социальные, психологические, дидактические цели; обучающие, воспитательные, развивающие функции субъектов конкурсного движения; организационные формы, методы, программно-методические средства развития профессиональной успешности конкурсантов; критерии и показатели оптимального развития профессионализма учителей, участвующих в конкурсах педагогического мастерства.
С целью распространения положительного педагогического опыта учителей специалистами Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования был создан проект «Обобщения и распространения опыта лучших образовательных учреждений и педагогов региона», который получил диплом победителя в смотре-конкурсе для институтов повышения квалификации «Лучшие методические силы России», объявленный «Учительской газетой» в 2006 г.
Разработана региональная программа распространения педагогического опыта победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на территории Кемеровской области на 2008 - 2010 гг., цель которой - актуализация инновационного педагогического опыта победителей конкурсов, реализуемых в рамках ПНПО. Данная модель имеет четкую структуру и этапы реализации.
Первый этап (диагностический). В регионе созданы формы ознакомления с опытом учителей (августовские афиши, фестивали педагогических идей, клуб «Учитель года Кузбасса», педагогические марафоны и т. п.), на которых устанавливается, какой опыт учителей-победителей конкурса ПНПО для их коллег является наиболее ценным, интересным и востребованным. Это способствует установлению первичных контактов между участниками обмена опытом и принятию решения при определении группы учителей, чей опыт будет подвержен детальному анализу.
На этом этапе используются диагностические мероприятия, позволяющие выявить индивидуальные
способности учителей-победителей осуществлять взаимодействие с учительской аудиторией: организационные, психологические, коммуникативные и т. д. Определить возможности каждого победителя конкурса ПНПО. Подобные мероприятия проводятся на основе территориального принципа (район, муниципалитет). Это дает возможность найти каждому участнику ту форму обмена опытом, которая для него будет приемлема.
Второй этап (формирующий). В ходе его реализации определяются компоненты модели распространения опыта каждого учителя: составляются программы семинаров, мастер-классов, практических занятий с учителями района (города), региона; разрабатываются технологии обмена опытом; определяется база проведения данной работы; формулируются направления обмена опытом: разрабатываются учебно-методические средства (сборники, пособия, дидактические материалы и т. д.), создается банк педагогических идей и т. д.
Третий этап (реализующий). В рамках данного этапа организуется непосредственная работа по обмену опытом победителей конкурса ПНПО. Наиболее распространенными формами диссеминации инновационного опыта победителей конкурсов среди педаго-
гов являются публикации, семинары и мастер-классы, среди образовательных учреждений - дни открытых дверей и выездные занятия.
Четвертый этап (контрольный). На данном этапе реализуется система контроля, которая способствует выявлению как наиболее эффективных форм обмена опытом, так и опыта учителей, который легко адаптируется и дает эффективные результаты.
На наш взгляд, реализация данной модели позволяет многим кузбасским педагогам освоить новые образовательные практики, дающие устойчиво высокие результаты. В регионе создана система работы по распространению педагогического опыта. Созданы условия для изменения позиции учителя по отношению к собственному опыту. Повышена мотивация педагогов к изучению и внедрению опыта коллег, распространению своего опыта. Кузбасские педагоги своим честным, бескорыстным трудом доказали: российская школа жива и уровень подготовки школьников Кузбасса реально конкурирует с уровнем образования других регионов страны. Но для того, чтобы сохранять и развивать эти традиции, очень важно поддержать инициативных педагогов, новаторов, которые определяют перспективы дальнейшего развития образования в регионе.
Литература
1. Демографический ежегодник России. 1999. М., 1999. С. 19.
2. Дубровская В. А. Конкурсное движение педагогов Кузбасса - забота общая // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: сб. ст. V Всероссийской конференции. Челябинск: Образование, 2006. 264 с.
3. Лапшина Е. Сезон открыт // Российская газета. 2005. 6 сентября. С. 5.
4. Медведев Р. В. Путин - действующий президент. М., 2002. С. 20 - 22.
5. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 25 апреля. С. 2.
6. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию 27 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая. С. 1.
7. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию 2003 г. // Российская газета. 2003. 17 мая. С. 2.
8. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию 3 апреля 2001 г. // Российская газета. 2001. 3 апреля. С. 2.
9. Чепкасов А. В., Лысых О. Б., Красношлыкова О. Г. Удовлетворенность населения кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. 334с.: табл.
10. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2000/07/08/0000_type63372type63374type82634_28782.-shtml // (дата обращения: 11.04.2010).
11. Режим доступа: Kemerovo.news-city.info/docs/sistemse/dok_iegoso.htm
12. Режим доступа: http://ru-teacher.ru/node/5 Сайт «Учитель года России»
Информация об авторе:
Ровинская Надежда Гумаровна - соискатель кафедры новейшей отечественной истории факультета истории и международных отношений КемГУ, 8(384-2)58-40-16, [email protected].
Nadezhda G. Rovinskaya - post-graduate student at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.
(Научный руководитель: Сычева Татьяна Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, [email protected].
Research advisor: Tatiana А. Sychevа - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of Contemporary of Russian History Kemerovo State University).
Статья поступила в редколлегию 27.10.2014 г.