УДК 372
ЭКСПЕРТИЗА В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
А
© Т.Г. Гавриленко1
Институт развития образования Иркутской области,
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Лыткина, 75а.
Проведен терминологический анализ понятия экспертиза в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Введены понятия техническая и содержательная экспертиза в рамках реализуемых инновационных проектов, программ и конкурсов. Представлены основные результаты конкурсов, проведенных на территории Иркутской области с 2006 г. по 15 мая 2013 года. Рассмотрены основные отличия эксперта от других специалистов, определена система требований, предъявляемых к эксперту в сфере образования.
Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: экспертиза; экспертиза в образовании; экспертиза в рамках проведения конкурса; качества экспертов.
EXPERTISE AS A PART OF REGIONAL PROFESSIONAL COMPETITIONS T.G. Gavrilenko
Irkutsk region Institute of Education Development,
75a Lytkin St., Irkutsk, 664003, Russia.
1Гавриленко Татьяна Георгиевна, руководитель Центра сопровождения и реализации инновационных проектов, программ, конкурсов, тел.: 8149172302, e-mail: [email protected]
Gavrilenko Tatyana, Head of the Center for Support and Implementation of Innovative Projects, Programs, Contests, tel.: 8149172302, e-mail: [email protected]
250
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013
The notion of expertise is subjected to the terminological analysis in various fields of activity, including education. The article introduces the concepts of “technical examination” and “content evaluation” within the innovative projects, programs and competitions being implemented. The main results of the competitions held on the territory of the Irkutsk region from 2006 to 15, May 2013 are presented. The key features differentiating an expert from other specialists are considered. The system of requirements for the expert in the field of education is defined.
11 sources.
Key words: expertise (examination, evaluation); expertise in education; expertise as a part of competition; qualities of experts.
Высокая динамичность современного общества и глобальные процессы, происходящие в обществе, привели к существенным изменениям в сфере образования. Модернизация системы образования стала существенным фактором, влияющим на организацию образовательного процесса в целом и участников образовательного процесса в частности. Особое внимание отводится экспертизе изменений, происходящих в образовании. Причём, если ещё несколько лет назад речь шла только о профессиональной экспертизе, то в настоящее время существенно возросла роль общественных институтов в образовании. Они не только экспертируют разные направления деятельности, но и формируют общественный заказ на образование. Качественно проведённая экспертиза проектов, программ позволяет в дальнейшем определиться с направлением развития того или иного образовательного учреждения и выявить недостатки, «точки роста» для педагогического работника, участвующего в конкурсах.
Практически каждая область деятельности в той или иной степени может быть подвергнута экспертизе. Ниже приведены определения экспертиз, применяемых в различных сферах.
«Экспертиза (в уголовном процессе) - исследование, столкновение и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве или промысле» [2].
Экспертиза художественного произведения - исследование и оценка художественного произведения, состоящая из: атрибуции, технико-технологической экспертизы, маркетинговой (рыночной) экспертизы.
Культурологическая экспертиза - исследование силами специалистов современного состояния культуры и путей её дальнейшего развития.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Военно-врачебная экспертиза (в Российской Федерации) - экспертиза, определяющая годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов и пограничных войск федеральной службы
безопасности, и военнослужащих.
Медико-социальная экспертиза - экспертиза, устанавливающая причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан и определяющая виды, объём и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты.
Оценочная экспертиза - профессиональная легитимная деятельность, направленная на оценку стоимости имущества или недвижимости, либо основных фондов предприятий: для внесения их в качестве доли акционерного капитала; при продаже имущественных прав произведений искусства; при отчуждения имущества в пользу государства; при исчислении налогообложения, страховой суммы и других целей.
Некоторые авторы понятие экспертиза определяют через родовое понятие оценка. Любая экспертиза как оценка деятельности субъекта или результатов его деятельности предполагает наличие субъекта экспертизы, объекта экспертизы, методологии, конкретных методов оценки с целью получения результатов экспертизы (заключений).
По мнению Е.А. Позаченюк [8], идёт активное становление экспертного метода исследования. При этом, в соответствии со структурой методов научного познания, экспертный метод можно отнести к общенаучным наряду с такими методами, как сравнительный, исторический, географический, математический, системный, экологический и др.
В настоящее время существуют различные трактовки понятия экспертиза в образовании. При этом она может быть рассмотрена и как метод научного познания той или иной проблемы или явления и применяться в сочетании с другими способами познания. Но нельзя полностью идентифицировать экспертизу с другими способами познания. Например, если научные исследования ориентированы, прежде всего, на получение нового знания, то главный смысл экспертизы заключается в прояснении реальности, установлении «истинного положения дел». Отличается экспертиза и от классического эксперимента: эксперимент обязательно предполагает влияние на естественный ход событий и контроль над «основными переменными», экспертные же процедуры, наоборот, стремятся минимизировать вмешательство.
Некоторые авторы (например, М.М. Князева) рассматривают экспертизу через сопоставление понятий экспертиза и мониторинг.
«Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.
Экспертиза - это аналитическая процедура, направленная на получение аргументированного
представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности... Под результатом понимается любого рода целостный объект, параметры которого распознаваемы и взаимосвязаны» [5].
Существует много иных определений экспертизы в образовании. Каждое из определений характеризует данный процесс с разных позиций. Однако до настоящего времени не было попыток классические формулировки понятия экспертиза рассмотреть с позиции профессионального и общественного эксперта. При определении смыслового понятия экспертизы в образовании попробуем выявить, какие определения больше характеризуют профессиональную, а какие -общественную экспертизу.
Итак, одно из определений гласит: экспертиза -это проверка соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Данное определение больше характеризует процедуру общественной экспертизы, так как в нём указано, что это «проверка соответствия условий осуществления образовательного процесса», а не самого образовательного процесса.
Следующее определение, данное С.Л. Братченко, также более подходит для оценки деятельности с точки зрения общественного эксперта: «Экспертиза - это особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами) и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придаётся решающее значение» [1, с. 14].
Термин общественная экспертиза несёт определённую смысловую (содержательную) нагрузку - подразумевается обязательная самая широкая публичность такой экспертизы, её открытость для всех без исключения заинтересованных граждан.
Понятие экспертиза, как было указано выше, часто связывается либо с понятием оценка, либо с понятием исследование. В связи с этим становится понятным, почему часто понятие экспертиза определяют при помощи термина оценка, например, как оценку экспертами какого-либо продукта (результата), его качества при помощи известных норм или правил.
Экспертиза, определяемая с помощью понятия оценка, делится на два типа: формирующая и итоговая экспертизы. Формирующая экспертиза направлена на совершенствование, «выращивание» объекта оценивания, в то время как итоговая - на заключительные оценочные выводы. Определения, данные М.В. Клариным, характеризуют оба типа экспертизы, однако, формирующая экспертиза всё же более характерна
для профессионального эксперта, нежели для общественного.
Абсолютно неправильно воспринимать понятия оценка и экспертиза только как синонимы. Понятие оценка прочно связано со смыслом предельно внешней позиции по отношению к оцениваемому объекту и «констатации» его состояния в соответствии с нормой, экспертиза - с понятиями исследование и измерение. Кроме того, понятие оценка именно с позиции оценивания может рассмотрено как аудит (от лат. audit -слушает) или аудиторская проверка - процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Однако чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.
Проведённый терминологический анализ понятия экспертиза позволяет более подробно определить сущность этого явления и его специфические особенности, проявляющиеся в образовательной сфере. Наиболее важными в этом обзоре представляются работы А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Ю.В. Казакова, Н.Н. Косаревой, О.А.Тарасовой, М.М. Князевой,
Н.Г. Алексеева, В.И. Слободчикова, Ю.В. Громыко, Г.А. Мкртчяна, А.М. Лобка, Г.В. Иванченко, О.Е. Лебедева, Т.Г. Новиковой.
С точки зрения Т.Г. Новиковой, экспертную деятельность следует рассматривать как особый тип исследовательской деятельности, где объектом изучения является развивающаяся практика. В общем случае экспертиза может быть ориентирована, по крайней мере, на три цели:
1) оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям;
2) понимание авторского замысла, исходной проектной идеи; выявление целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований;
3) оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта.
Все три цели, на которые, по мнению Т.Г. Новиковой, ориентирована экспертиза, могут быть достижимы и профессиональными, и общественными экспертами. Некоторое сомнение вызывает частично первая и вторая цели, но при соответствующей подготовке общественного эксперта они вполне достижимы.
В отличие от предыдущего автора исключительно профессиональный статус экспертизе в социальной сфере придаёт группа исследователей под руководством А.А. Леонтьева. По их мнению, любое применение любого профессионального взгляда и знания в любой области к решению какого-либо вопроса может быть названо экспертизой.
В самом общем смысле экспертизу можно определить как прояснение не имеющего очевидного ответа вопроса с опорой на мнение специалистов (экспертов) по данному вопросу. Экспертные методы принято использовать в тех случаях, когда нет готовых решений и искомая информация не может быть получена с помощью инструментальных методов измерения [8].
Достаточно специфичной формой экспертизы является экспертиза в рамках конкурсов. Конкурс (от
лат. concursus - стечение, столкновение) - это соревнование, имеющее целью выявить лучших участников, лучшие работы. Конкурсы в образовании являются одной из форм оценки качества образования. В контексте развития системы образования конкурсы проводятся для стимулирования и инициирования инновационных процессов, совершенствования качества образования, а также корректировки и блокирования тех процессов и подходов в образовании, которые тормозят процесс развития. Экспертиза в контексте проведения конкурсов влияет на реальную деятельность педагогических коллективов в осуществлении изменений в приоритетных направлениях.
В рамках реализации программ, проектов и конкурсов необходимо различать понятия техническая и содержательная экспертиза.
Техническая экспертиза проектов, программ, методических материалов, конкурсной документации -проверка наличия и качества оформления предоставляемых материалов необходимому перечню, указанному в нормативно-правовых актах (положениях о конкурсе, общих требованиях к составлению проекта, программы и др.). Техническая экспертиза не предусматривает содержательную экспертизу материалов.
Содержательная экспертиза проектов, программ, методических материалов, конкурсной документации -это проведение экспертизы предоставленных материалов в соответствии с критериями, указанными в соответствующих нормативно-правовых актах.
Содержательная экспертиза конкурсных материалов проводится в соответствии с критериями конкурсного отбора, указанными в утвержденном положении о конкурсе.
Содержательная экспертиза проектов, программ и методических материалов проводится в соответствии с критериями, указанными в нормативно-правовых актах, регламентирующих разработку проектов, программ, методических материалов.
В связи с этим особая роль отводится самому эксперту, который становится «указателем» на недостатки и проблемы образовательной системы, а значит должен обладать необходимым набором профессиональных и личностных качеств. В существующей литературе требованиям к эксперту в образовании уделяется незначительное место, вместе с тем эта тема требует тщательного изучения и дальнейшего развития.
Эксперт должен осознавать свои собственные теоретические, методологические представления об образовании, образовательном процессе, деятельности конкурсанта и т.д. Желательно, чтобы он мог публично раскрыть основания своего видения, понимания, исследования т своей позиции в целом. Позиция эксперта определяется наличием в его сознании определённых ценностных установок, среди которых:
- обеспечение позитивных изменений в деятельности педагогического коллектива в направлении её замысла, целей и задач (помощь в определении направления, целей и способов изменения своей профессиональной деятельности);
- обеспечение сопровождения и поддержки в реа-
лизации изменений в условиях, заданных экспертизой;
- невосприятие ситуации как принципиально неопределённой («усомнение очевидности»), а оценивание и интерпретация наблюдаемой деятельности при помощи существующих норм и представлений;
- сообщение членам экспертной комиссии, конкурсантам основания своей экспертной деятельности (идеи, подходы, цели, ценности) и своих выводов.
На сегодняшний экспертризу в образовании в соответствии с нормативными документами осуществляют как профессиональные, так и общественные эксперты, входящие в состав экспертной комиссии.
Экспертная комиссия - группа экспертов, в состав которой могут входить как представители профессионального сообщества (министерства образования; педагогические работники образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального профессионального, среднего профессионального и специального образования; учреждений дополнительного профессионального образования; научно-педагогические работники образовательных учреждений высших профессиональных образований, работники учреждений, осуществляющих методическое, информационнометодическое или научно-методическое сопровождение образовательной деятельности), так и представители общественных организаций. Комиссия создаётся с целью проведения оценки документов, представленных для участия в конкурсе или проведения экспертизы проектов, программ, методических материалов.
Экспертная комиссия может быть образована на любом уровне - локальном, муниципальном, региональном, федеральном.
В состав экспертных комиссий для проведения экспертизы в рамках региональных и федеральных профессиональных конкурсов на территории Иркутской области с 2006 года по 15 мая 2013 года было привлечено более 1500 экспертов. Из них 30% - общественные эксперты. За этот же период для участия в конкурсах было подано 7876 заявок, из них: 1070 -от образовательных учреждений области, 6286 - от педагогических и руководящих работников, 9 - от муниципальных систем государственно-общественного управления образованием, 486 - от технических работников, 25 - от студентов, желающих работать в сельской местности (посёлках городского типа).
Только за 2012 год на территории области были организованы следующие конкурсы:
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году «Лучший педагогический работник муниципального дошкольного образовательного учреждения»;
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году «Первый учитель»;
- конкурс молодых руководителей образовательных учреждений «Дебют»;
- конкурс лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения в 2012 году;
- конкурс на оказание областной государственной поддержки муниципальным образовательным учреждениям Иркутской области, государственным образовательным учреждениям Иркутской области в 2012 году (100 учреждений);
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году авторам и (или) авторским коллективам за разработку учебнометодического комплекта «Я живу в Прибайкалье»;
- конкурс на оказание областной государственной поддержки перспективным выпускникам высших учебных заведений, расположенных на территории Сибирского федерального округа, в целях привлечения для работы в государственных учреждениях Иркутской области, подведомственных министерству образования Иркутской области, в муниципальных общеобразовательных учреждениях Иркутской области, расположенных в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа);
- конкурс образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием на присвоение статуса педагогической площадки ОГАОУ ДПО ИРО;
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году педагогическим работникам за высокие достижения в педагогической деятельности;
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году «Лучший технический работник образовательного учреждения»;
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году «Золотое Сердце»;
- конкурс на присуждение премий Губернатора Иркутской области в 2012 году коллективам работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, начального профессионального и среднего профессионального образования, и учреждений, осуществляющих методическое или научно-методическое сопровождение образовательной деятельности.
Для каждого из реализуемых конкурсов была сформирована своя экспертная комиссия. В состав комиссии входило в среднем от 40 до 90 человек.
Именно экспертной комиссией проводится содержательная экспертиза проектов, программ, методических материалов, конкурсов. Эксперты, привлекаемые для экспертизы конкурсов, различаются по возрасту, образованию, социальному статусу и, конечно, профессиональной и психолого-педагогической готовности к данному виду деятельности. И если профессиональную готовность эксперта к конкурсам в образовании отследить несложно, то психолого-педагогическая пока вызывает ряд вопросов.
Принципиальное отличие эксперта от любого другого специалиста заключается в том, что он удерживает в своём сознании как минимум следующие мыс-
лительные планы:
«Смотрю» - феноменальный план: всё, что может быть описано в процессе наблюдения за поведением участников образовательного процесса (учителя, руководители, обучающиеся, родители). Эксперт анализирует, в какой форме конкурсант отвечает на вопросы, как владеет материалом, как оформлен конкурсный материал (эмоциональные реакции, мимика, интонации, телесные движения - особая область наблюдений; они дают информацию в возможных мотивах тех или иных действий конкурсанта, стилевых особенностях его деятельности и пр.). Сложность феноменального описания состоит в том, что зачастую реальность нашего видения замещается нашими знаниями об этой реальности, обозначениями её каким-либо общим термином. Эксперту приходится контролировать себя, чтобы описывать то, что он видит в ситуации, а не то, что он думает о ней.
«Слушаю» - идеальный план: то, что декларируется конкурсантом относительно идей, ценностей, целей и результатов своей деятельности. Эксперту требуется услышать и выявить осознанные или неосознанные идеи собеседника, которые, так или иначе, руководят его деятельностью.
«Понимаю» - план интерпретаций: выработка своего замысла увиденного и услышанного и его объективизация при помощи идей, теорий, выработка своего суждения относительно сути образовательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
«Осознаю» - рефлексивный план. В данном случае анализируется, на основании каких идей, ценностей, теорий (с точки зрения эксперта) педагогический коллектив реализует свою деятельность и на достижение каких результатов она направлена. Последняя рефлексивная операция является необходимой в мышлении профессионального эксперта. Она позволяет разграничить реальность и средства её понимания, чтобы эти средства оставались лишь средствами и позволяли бы «вычерпать» содержание происходящего, но не могли его полностью собой заместить.
Эксперт также должен быть всегда готов ясно и чётко представить свою систему понятий, идей и подходов, которые, так или иначе, определяют выводы относительного того, что он экспертирует [4].
Норвежский специалист по проведению интервью К. Стейнар выделяет следующие необходимые квалификации интервьюера, которые можно применить и к эксперту в рамках реализации конкурсов:
1. Знания. Эксперт хорошо знает тему интервью, может поддержать разговор на должном уровне, понимает, какие проблемы важно исследовать, но не старается при этом блеснуть своими знаниями.
2. Структурирование. Эксперт вводит цель интервью, подчеркивает течение всей процедуры, заканчивает интервью, например, несколькими словами о том, что собеседники узнали в процессе разговора, а также интересуется, нет ли у интервьюированных каких-либо вопросов, касающихся ситуации.
3. Ясность. Эксперт задаёт ясные, простые и короткие вопросы, говорит отчетливо и понятно, не ис-
пользует научных выражений.
4. Мягкость. Эксперт позволяет собеседнику до конца высказать свою мысль, даёт возможность думать и говорить в своём собственном ритме.
5. Чуткость. Интервьюер анализирует содержание сказанного, чувствует смысловые ньюансы и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Он обладает развитой эмпатией, слышит не только, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает, что не сказано. Чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью.
6. Открытость. Эксперт понимает, какие аспекты темы интервью важны для собеседника. Он слушает с неослабевающим вниманием, открыт для обсуждения тем.
7. Ведение, управление. Эксперт знает, что хочет выявить: он знаком с целями интервью, с тем, какие именно знания важно получить. Он контролирует ход интервью и направляет интервьюируемого.
8. Критичность. Эксперт не принимает на веру всё, что ему говорят, стремится проверить надёжность и валидность услышанного. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как высказывания собеседника, так и логичность, последовательность его положений.
9. Хорошая память. Интервьюер помнит всё, что говорил собеседник на протяжении интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть то, что было сказано в разные моменты интервью, и связать всё это в единое целое.
10. Способность к интерпретации смыслов. На протяжении всего интервью эксперт стремится прояснить и расширить смысл высказываний собеседника, интерпретирует то, что было сказано, причём его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником [1 0].
В литературе встречается немного упоминаний о психолого-педагогической готовности субъекта (в данном случае эксперта) к экспертной деятельности в образовании, а к участию в конкурсах - вообще не встречается.
Некоторые авторы рассматривают готовность как сплав функциональных, операциональных и личност-
Библиограф
1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. Психологические аспекты. М.: Смысл, 1999.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.vehi.net/brokgauz/.
3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности: учеб. пособие. 2-е изд. М.: РАГС, 2006.
4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ИЦ «Академия», 2008. 336 с.
5. Князева М.М. Экспертиза образовательных проектов // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 210-214.
6. Об экологической экспертизе: федер. закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 15 апреля 1998 г.; 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г.; 31 декабря 2005 г.; 4, 18 декабря 2006 г.).
ных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями.
Одной из проблем готовности к экспертной деятельности, в том числе психологической готовности является то, что в настоящее время процесс формирования социально-активной личности представляется достаточно сложным. Возникло фундаментальное противоречие между необходимостью формирования повышенной социальной активности личности, являющейся основой психологической готовности к профессиональной деятельности, с одной стороны, и отсутствием структур, необходимых для её формирования, с другой.
В то же время анализ системы требований, предъявляемых к работе эксперта в образовании, показывает, что для экспертной деятельности важны следующие качества:
- высокий уровень социальной (профессиональ-
ной) адаптации (высокий уровень знаний, честность, принципиальность, обязательность, дисциплиниро-
ванность, исполнительность);
- нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость моральных и эмоционально-волевых качеств личности (высокий уровень самоконтроля, устойчивость к стрессу, развитые адаптивные свойства нервной системы, самостоятельность, распорядительность, инициативность, чувство ответственности за свои поступки);
- высокий уровень интеллектуального развития,
познавательная (когнитивная) активность (развитый интеллект, творческое мышление, аналитический
склад ума, умение выделять главное, развитое воображение, интуиция);
- коммуникативная компетентность (способность устанавливать контакты с участниками общения, проницательность, умение слушать собеседника, доброжелательность).
Таким образом, можно отметить существование противоречия между необходимостью формирования психолого-педагогической готовности экспертов к экспертной деятельности в образовании и отсутствием системы формирования личностных качеств, важных для данной сферы деятельности.
ский список
7. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: учеб.-метод. комплект / сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2007.
8. Позаченюк Е.А. Экспертология // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2001. Вып. № 6 (45) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crimea.edu/internet/Education/notes/edition6/n06008. Мт!.
9. Психология общения: учеб. пособие. / С.Г. Косарецкий [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1996. 256 с.
10. Стейнар К. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 496 с.