Фёдорова Татьяна Трофимовна,
начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан
я-------------------------------------------------------£
ИТОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ -ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПНПО 2008 ГОДА
Приоритетный национальный проект «Образование» выявил значительный потенциал для освоения инноваций в образовательной и социальной практике системы общего образования.
В марте-апреле 2008 года был проведен третий конкурсный отбор лучших общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы развития. На присуждение премии Президента Российской Федерации общественными экспертами определено еще 87 школ республики.
Школами-победителями ПНПО 2006 и 2007 гг. полностью реализованы средства федерального бюджета.
Объемы и основные направления расходования бюджетных средств школами-победителями 2006, 2007 гг. по реализации инновационных программ развития (млн.руб.)
№ Направления расходования средств 2006 г. 2007 г
1. Приобретение лабораторного оборудования 17,589 (20,2%) 8, 682 (10,0%)
2. Приобретение программного и методического оборудования 7,503 (8,63%) 6,883 (7,91%)
3. Модернизация материально-технической учебной базы 59,513 (68,41%) 69,529 (79,9%)
4. Повышение квалификации и переподготовки педагогических работников 2,393 (2,76%) 1,906 (2,19%)
Итого 87 (100%) 87 (100%)
Таким образом, за три года реализации ПНПО 11,5% школ республики получили возможность обновления материально-технической базы и учебного оборудования по ряду предметных областей.
В состав региональной экспертной комиссии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений входили представители попечительских советов, территориальных профсоюзных организаций работников образования и науки, других профессиональных объединений, научные руководители школ, выпускники, представители высших учебных заведений, работодатели; родители и т.д.
В 2006 году было создано 6 экспертных комиссий по 5 экспертов в каждой. Среди 30 экспертов были представители 11 экспертных организаций, 50% которых были общественными экспертами. Комиссия в своей работе руководствовалась критериями отбора, разработанными в Российской Федерации. Процедура экспертизы республиканским Советом по приоритетному национальному проекту «Образование» проходила с обязательным предоставлением конкурсных сведений широкой общественности.
По критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования, согласно квоте, республиканской конкурсной комиссией и общественными экспертами в 2006 году отобрано 87 школ. Среди них 42 городских, 45 сельских; 22 с татарским языком обучения (15,1%).
В 2007 году количество экспертных организаций увеличилось до 28, в 2008 году до 42. В них работали соответственно - 73 и 110 экспертов.
В 2007 году по критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования, согласно квоте, республиканской конкурсной комиссией и общественными экспертами отобрано 87 школ. Среди них 57 городских, 30 сельских; из числа городских школ - 26 СОШ, 25 гимназий, 6 лицеев. В 2008 году среди 87 школ - победителей ПНПО 44 сельские, 43 городские, 35 с татарским языком обучения.
Состав претендентов и победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006,2007,2008 гг.
Общеобразовательные учреждения 2006 год 2007 год 2008 год
претенденты победи- тели претен- денты победи- тели претен- денты победители
Всего 146 87 171 87 216 87
Из них городских 53 42 94 53 82 43
Сельских 93 45 77 34 134 44
с татарским языком обучения 39 22 54 26 107 35
с чувашским языком обучения 1 1
Среди победителей ПНПО 2008 года доля сельских школ составляет 50,5%, школы с татарским языком обучения составляют 40,2%.
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что среди школ-победителей соотношение город-ские/сельские изменилось в пользу образовательных учреждений, расположенных в поселениях сельского типа, хотя и незначительно.
Увеличение среди победителей доли образовательных учреждений с родным языком обучения (татарским и чувашским) может рассматриваться как позитивная тенденция, свидетельствующая об успешном развитии национального образования в республике.
В своей работе республиканская экспертная комиссия руководствовалась методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Учреждения по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) были проведены всесторонние обсуждения критериев, с целью достижения единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это были направлены и принципы проведения конкурсного отбора:
• минимизация документации, подтверждающей сведения о деятельности школы, необходимой для оценки по данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);
• опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);
• максимальное доверие органам государственнообщественного управления и общественным организациям, выступающим в роли Заявителя; участникам экспертизы от гражданских экспертных организаций; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Учреждения по тому или иному критерию.
В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающихся в дополнительных комментариях.
Так, при оценке деятельности образовательного учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития, общественным экспертом устанавливалось:
1. Обеспечение содержания программы развития достижению более высоких результатов по критериям конкурсного отбора.
2. Влияние инновационной деятельности учреждения на улучшение его показателей по всем конкурсным критериям; выявление положительной динамики
изменения показателей школы по каждому критерию за последние 3 года.
Учитывалась также объективная взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора и комплексная экспертиза работы школы.
По критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования в первую десятку с наивысшим количеством баллов вошли следующие школы:
• МОУ «Гимназия №7» Ново-Савиновского района г. Казан и;
• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани;
• МОУ «Гимназия №9» Московского района
г. Казани;
• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №79» Советского района г.Казани;
• МОУ «Гимназия №90» Советского района
г.Казани;
• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55» Московского района г.Казани;
• МОУ «Гимназия №17» Московского района
г.Казани;
• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района РТ;
• МОУ «Средняя общеобразовательная шко-
ла №37 с углубленным изучением предметов» г. Набережные Челны РТ;
• МОУ «Матюшинская Средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского раойна РТ.
Нами были проанализированы экспертные оценки деятельности школ - победителей ПНПО 2008 года по каждому из критериев отбора, а также различия экспертных оценок деятельности общеобразовательных учреждений сельской и городской местности по каждому из показателей.
В целом эксперты высоко оценили деятельность школ по всем критериям конкурсного отбора.
Школы - победители ПНПО 2008 года по ряду критериев имеют более низкие средние оценки, чем школы - победители ПНПО 2007 года.
Анализ результатов общественной экспертизы позволяет выявить некоторые тенденции, сложившиеся в региональной системе образования в настоящее время.
Динамика уровня обученности учащихся 9-х и 11-х классов за последние три года имеет тенденцию к росту в инновационных образовательных учреждениях, общая же оценка школ- победителей конкурса ПНПО 2008 года несколько ниже, чем в прошлом году как в городских, так и в сельских школах (2007 год - 72%, 2008 год - 69%).
Сегодня тенденция к снижению показателя качества отмечается на республиканском уровне в целом. Введение Единого государственного экзамена изменяет отношение учителя к объективности выставления оценок. Тем не менее экспертами отмечается успешное освоение учащимися инновационных образовательных программ. Выпускники школ нового типа,
СЛАЙД
Диаграмма № 1
Средние оценки деятельности общеобразовательных учреждений Республики Татарстан по критериям конкурсного отбора
Г Школы-победители ПНГЮ-2007 Школы-победители ПНГЮ-2008 |
(Приведены средние оценки по всем школам республики, принимавшим участие в конкурсном отборе. Средние оценки даны в процентах от максимально возможных по тому или иному показателю, максимально возможная оценка - 100% (5 баллов))
профильных классов показали результаты ЕГЭ значительно выше, чем учащиеся обычных классов.
В этом году 22 выпускника выполнили экзаменационную работу на 100 баллов (11 - русский язык, 5 - физика, 3 - математика, 2 - история России, 1 - химия).
Увеличивается количество призеров различных республиканских и российских конкурсов и олимпиад, фестивалей. Отмечается рост социальной активности учащихся. В образовательных учреждениях продолжается работа 543 волонтерских групп по патронажу более чем за 10500 одиноких и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в помощи. В республике работает около 4700 тимуровских отрядов, силами которых оказана помощь более 42 тысячам благополучателей, привлечено более 1,2 млн. рублей.
В ходе реализации ПНПО сформировалась среда, способствующая росту конкурентоспособности системы образования. Отмечается повышение конкурсной активности школ республики. Не случайно две школы - победительницы ПНПО 2007 года стали «Лучшими школами России 2007 года». Это - Арская Лесхозская школа и лицей № 159 г.Казани.
При оценке общественными экспертами критерия «Качество результатов обучения и воспитания» учитывались следующие показатели:
• положительная динамика на уровне обученности 9-х, 11-х классов;
• положительная динамика в увеличении числа учащихся успешно осваивающих инновационные образовательные программы;
• наличие учащихся - призеров и победителей республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований;
• конкурентоспособность выпускника;
• рост числа учащихся, участвующих в работе общественнных организаций, трудовых объединений, социальных проектах.
Конкурентоспособность выпускников сельских школ в течение трех лет оценена значительно ниже, чем у выпускников городских школ. Несмотря на положительную тенденцию роста призеров республиканских олимпиад среди сельских школьников, учащиеся сельских школ значительно уступают городским по данному показателю. Именно поэтому средний показатель школ-победителей ПНПО 2008 года невысок, он ниже, чем у школ-победителей ПНПО 2007 года (2007 года - 68,4%, 2008 год - 67,2%).
Отмечается положительная динамика ресурсного обеспечения образовательного процесса. В школах-победителях ПНПО функционируют ресурсные центры, медиацентры, хотя сельским школам в данном направлении еще необходимо работать. Увеличивается количество педагогов, использующих в педагогической практике информационно-коммуникационные технологии. В течение 2007-2008 учебного года обучено 2900 руководящих работников системы образования и 6327 педагогических работников общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений начального профессионального образования по проблемам внедрения ИКТ в образовательную деятельность.
Одним из важнейших условий повышения качества образования является использование современных технологий.
Эксперты отметили, что большинство школ-участниц конкурса ПНПО 2008 года эффективно используют информационные технологии, внедряют развивающее обучение, исследовательские и проектные методы обучения.
Диаграмма №2
Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Качество результатов обучения и воспитания»
В целом общественные эксперты отметили недостаточное включение педагогов в проектную и исследовательскую деятельность в течение трех последних лет (59,7%); при этом позитивным отмечается то, что в общеобразовательных учреждениях республики достаточное внимание уделяется обеспечению доступности качественного образования. В настоящее время в республике осуществляется разработка муниципальных программ реструктуризации и формирование единой республиканской Программы обеспечения доступного качественного образования. В результате реализации планируемых мероприятий в 2008-2010
годах предполагается создание еще 122 базовых школ (в 2008-2009 учебном году - 53 базовые школ, в 2009-2010 учебном году - 43 базовые школы, 2010-2011 -26 базовых школ).
Школы предоставляют возможность получить образование в различных формах. Особое внимание уделяется дистанционному обучению. В рамках федерального проекта «Разработка информационнотехнологической среды поддержки процесса переподготовки педагогических кадров системы образования» совместными усилиями Министерства образования и науки РТ, Республиканского центра информационно-
Диаграмма № 3
Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Использование современных образовательных технологий (в том числе И КТ)»
+~~ Школы-победители ПНПО-2СЮ7 -—Школы-победители ПНПО-2СЮ8 |
применяющих ИКТ включенности образовательных аттестованных на педагогов в маршрутов высшую
проектную обучающихся квалификационную
исследовательскую категорию
деятельность
Диаграмма №4
Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Продуктивность реализации программы развития»
90
85
80
75
70
65
60
55
50
45
40
I Школы-победители ПНГ10-2007 Школы-победители ПНПО-2008 ~|
85,1
_85_
73,1
81
69,8
72,1
70,9
-64-
60,9
Наличие четко обозначенных, актуальных для данного ОУ целей развития
Наличие механизмов реализации и управления программой развития
Наличие системы мониторинга программы
Положительная
динамика
ресурсного
обеспечения
программы
Значимые
результаты
реализации
программы
развития
методического обеспечения и контроля в области образования (РЦИМК) и Института развития образования РТ создается система дистанционного обучения педагогов. Успешно внедряется предшкольная подготовка, вводится профильное обучение.
В сельских школах средняя оценка показателя «Наличие программ для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья и др.» значительно ниже, чем в городских.
Отмечается положительная тенденция в оценке экспертами продуктивности реализации программы развития школ-победителей ПН ПО (2007 год -68,4%, 2008 год - 74,8%).
В течение трех лет эксперты обращают внимание директоров сельских образовательных учреждений на необходимость формирования системы мониторинга результатов реализации программы развития, на ее слабое ресурсное обеспечение. Как городским, так и сельским школам необходимо более четко определять значимые результаты реализации программы развития, Все это ставит перед МОиН РТ и ИРО РТ задачи по обучению директоров образовательных учреждений в направлении разработки, реализации и мониторинга результатов программ развития учреждений.
Одним из центральных критериев отбора школ является их инновационная деятельность.
В настоящее время в образовательной практике широкое применение находит программно-целевое управление, которое предполагает точное определение целей управления с выходом на промежуточный и конечный результаты. Так, в средней общеобразовательной школе № 8 г.Елабуги в основу организации управленческой деятельности администрации положены принципы: коллегиальность управления, конфликтологическая компетентность, реализация индивидуального творческого потенциала педагога. В школе
реализуется технология концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков, активно используются информационнокоммуникативные технологии. Реализуется профильное обучение и работает школьное научное общество. Спроектирована модель личности выпускника школы.
Педагогический коллектив гимназии № 93
Советского района г.Казани на протяжении многих лет активно занимается инновационной и опытноэкспериментальной деятельностью. Гимназия является республиканской экспериментальной площадкой ИРО РТ по теме «Психолого-педагогические условия реализации блочно-лабораторной системы обучения», и «Система управления качеством образования в условиях многобалльной системы оценивания знаний учащихся». В Муслюмовском лицее Муслюмовского района реализуется программа развития, направленная на реализацию программ с углубленным изучением математики и физики, внедрения профильного обучения по химии, биологии, направленного на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся. В лицее создан и интенсивно используется ИКТ-класс, оборудованный комплектом ноутбуков, беспроводной компьютерной сетью, аудиосистемой.
Учащиеся занимаются проектной деятельностью, поддерживают связь с партнерами из регионов РФ, Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Австралии. В кабинете физики функционирует комплект АПМК «Архимед», который используется в физической лаборатории. На базе лицея работает Центр дополнительного образования.
Отход от традиционных форм организационного построения модели управления является одной из особенностей управления СОШ №22 города Нижнекамска, основной целью которой является повышение педагогического мастерства и управленческой компетенции всех субъектов образовательного пространства. При
этом учитывается вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности, создание ученического самоуправления и взаимодействия структурных подразделений, входящих в состав гимназии.
В управлении образовательным процессом и совершенствовании профессионального уровня педагогических работников особое место занимают предметные кафедры (лицей им.Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете г.Казани, Каргалинская гимназия Чистопольского района).
Особое место занимают школы с татарским этнокультурным компонентом (гимназии №№ 17,11, СОШ № 57 г,Казани, Татарско-Танаевская СОШ им.Афзала Шамова Зеленодольского муниципального района, татарская гимназия №1 Кукморского района), деятельность которых направлена на создание модели полилингвальной личности Республики Татарстан. Результатом реализации программ развития данных учреждений станет личность, способная свободно общаться на двух государственных языках и как минимум на одном языке международного общения.
Сегодня значительное внимание уделяется развитию форм общественно-государственного управления школами, ученического самоуправления. Образовательные учреждения становятся открытыми социальными системами. Появляются школьные сайты, странички в сети Интернет, развивается школьная пресса, проводятся дни открытых дверей, создаются управляющие советы и др. Все это как положительное отмечают эксперты в школах - участницах ПНПО 2008,
Поддержка на конкурсной основе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», содействует открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам граждан и общества.
Отличительной чертой школ республики является широкое использование научного потенциала высших учебных заведений. 285 образовательных учреждений сотрудничают с более 25 вузами и более 10 средними специальными учебными заведениями, заключены 424 договора, 76 школ заключили 59 договоров с ссу-зами, 38 школ сУНПО. Тесное и непрерывное сотрудничество с представителями науки - учеными ведущих высших учебных учреждений г.Казани: ИРО РТ, КГТГУ, КГУ, КГТУ им.А.Н. Туполева, ИСПО РАО - способствует проведению совместных конференций и семинаров на высоком организационно-методическом и научном уровне,
Основными формами сотрудничества учреждений образования с высшими учебными заведениями являются организационное и научно- методическое руководство реализацией программы развития школы, педагогическая практика студентов, допрофессио-нальная, довузовская подготовка учащихся, работа с одаренными детьми и др.
Учёные непосредственно участвуют в процессе обучения и воспитания учащихся, в разработке альтернативных учебных программ, планов экспериментальных работ, в развитии профильного обучения.
Ежегодно эксперты отмечают, что в сельских школах слабо развита инфраструктура, поддерживающая здоровье учащихся (оборудованных кабинетов психолога, логопеда, стоматологического и медицинского и т.д.), тем не менее, показатели состояния здоровья учащихся в сельских школах выше, чем у учащихся городских.
Развитие оздоровительной инфраструктуры имеет важное значение в деятельности по охране и укреплению здоровья школьников. В первую очередь, это медицинские кабинеты, которые функционируют в 652 школах, (что составляет 28,3% от общего числа школ республики). В 269 (11,7%) школах республики работа-
Диаграмма № 5
Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся»
Диаграмма № 6
Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе»
99 99
98,4 "ч.
95 9І.1
94,5 94,8
91
90
Позитивное отношение обучающихся к школе Позитивная оценка качества общего образования выпускников Позитивное отношение родителей к ОУ Наличие позитивных репортажей и публикаций в СМИ Наличие мероприятий, организованных и проведенных школой для населения микрорайона
ют стоматологические кабинеты, в 194 (8,4%) - кабинеты (центры) здоровья, в 37 (1,6%) - физиокабинеты. На базе образовательных учреждений республики организована работа 878 спецмедгрупп, в которых занимается 13024 учащихся (3,2%). В республике создана и развивается сеть школ, содействующих здоровью. Большинство школ - победителей ПНПО являются школами, содействующими здоровью. Сегодня в республике 1280 (55,6%) школ, содействующих здоровью, из них: бронзового уровня - 838 (65,4%) школ; серебряного уровня - 407 (32,0 %); золотого уровня - 35 (2,5%).
В течение трех лет родители и ученики в целом позитивно относятся к своим образовательным учреждениям. Выпускники городских школ оценивают качество общего образования выше, чем выпускники сельских школ.
Следует отметить, что второй раз победителями ПНПО стали два общеобразовательных учреждения республики: гимназия № 7 г.Казани с самым высоким рейтингом в республике (№1) и средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов № 22 г.Нижнекамска (по рейтингу № 8).
Выстроив сквозной рейтинг 216 школ-участниц конкурса ПНПО 2008 года, можно увидеть, что часть школ г.Казани, Набережных Челнов, Верхнеуслонско-го, Балтасинского, Нижнекамского, Пестречинского, Ютазинского, Лениногорского, Альметьевского, Чисто-польского, Арского районов, вошедших в число 87 лучших, не стали победителями, так как была исчерпана муниципальная квота.
Опыт проведения конкурсного отбора лучших школ свидетельствует о необходимости использования ме-
ханизма определения лучших школ на основе сквозного рейтингования в целом по республике.
Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели школьного образования.
В ближайшие годы с опорой на инновационные образовательные учреждения - победители приоритетного национального проекта «Образование», образцы деятельности которых должны стать нормой становления современного качества образования, нам предстоит развить уже состоявшиеся существенные результаты реализации ПНПО в 2006-2008 годах, направленные на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности и повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии общего образования Республики Татарстан, а также поддерживать формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом, которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании и широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО.
Именно 259 школам республики - победителям ПНПО предстоит «впитать» в себя лучшие образцы деятельности современных инновационных школ России и сформировать элитное образование подрастающего поколения современного Татарстана.
Вопросы права в образовании
С каждым работником образовательного учреждения должен заключаться трудовой договор. Изменения существенных условий трудового договора должно оформляться в письменном виде в установленном законодательством порядке. Особую актуальность, в этой связи, приобретает вопрос переоформления трудового договора в связи с постепенным введением новой системы оплаты труда (НСОТ). Автором представлен обзор трудового законодательства по данному вопросу, а также приведены образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему в связи с учетом положений НСОТ.
Фёклин Сергей Иванович,
заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования, старший преподаватель ФГОУ АПК и ППРО
Любой договор является результатом соглашения сторон, и, по общему правилу, не может изменяться в одностороннем порядке. Какие общие требования предъявляются при заключении трудового договора с педагогическим работником и что необходимо в нем предусматривать при переходе на НСОТ?
Трудовой договор - это письменное соглашение, составляемое в двух экземплярах и подписываемое сторонами (работником и работодателем).
В связи с переходом на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ) руководителю любого образовательного учреждения потребуется перезаключать действующие трудовые договоры с работниками или подписывать дополнительные соглашения к трудовому договору об изменении условий оплаты труда.
Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются в письменной форме и составляются в двух экземплярах, которые подписываются сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, второй остается у работодателя и хранится, как правило, в кадровой службе (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса РФ). Получение работником трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться его личной подписью на экземпляре трудового договора или дополнительного соглашения к нему, который остается у работодателя.
Трудовой договор вступает в силу со дня:
• его подписания работником и работодателем, если иное не установлено нормативными правовыми актами, локальными актами или трудовым договором;
• фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя.
Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к
работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
В трудовом договоре указываются следующие существенные (обязательные) условия:
• фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя в соответствии с уставом учреждения;
• сведения о документах, удостоверяющих личность работника и реквизиты работодателя;
• идентификационный номер налогоплательщика (работодателя);
• сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
• место и дата заключения трудового договора;
• место работы (если работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении работодателя (учреждения), расположенном в другой местности, указывается место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);
• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы)1;
• дата начала работы (если заключается срочный трудовой договор, указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса РФ);
1 Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.