BIOLOGICAL SCIENCES
УДК 330.173.34
Муравьева А. О.
бакалавр
факультет Государственного управления и права» Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10571
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ХОДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ, АКТОВ ДРУГИХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Muravyova A. O.
bachelor
Faculty of Public Administration and Law Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Russia, Moscow
ECONOMIC CONTENT AND PROCEDURE FOR ADMINISTRATION OF INCOME OF THE FEDERAL BUDGET DURING FORCED EXECUTION OF JUDICIAL ACTS, ACTS OF OTHER
AUTHORITIES AND OFFICERS
Abstract:
The article is devoted to the analysis of the enforcement of judicial acts, acts of other bodies and officials. The work conducted a comprehensive comprehensive study of the powers of the court, arising at the stage of enforcement proceedings. The powers of the court at the stage of enforcement proceedings are conditionally divided into the powers to exercise judicial control, self-control and to assist. According to the results of the study of the controlling activity of the court, at the final stage of the proceedings, direct and indirect types of court control were proposed in the enforcement proceedings on the administration of federal budget revenues.
Аннотация: Статья посвящена анализу принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В работе проведено полное комплексное исследование полномочий суда, возникающих на стадии исполнительного производства. Полномочия суда на стадии исполнительного производства условно разделены на полномочия по осуществлению судебного контроля, самоконтроля и по оказанию содействия. По результатам исследования контролирующей деятельности суда на заключительной стадии судопроизводства предложены прямой и косвенный виды контроля суда в исполнительном производстве по вопросам администрирования доходов федерального бюджета.
Ключевые слова: администрирование, судебные акты, бюджет, доходы, расходы, должностные лица.
Keywords: administration, judicial acts, budget, income, expenses, officials.
Введение
Сегодня одной из главных проблем в России является несоблюдение актов судов всех уровней и других органов власти. Уменьшение доли фактического выпуска показывает, что интересы и права граждан, определенные Конституцией Российской Федерации, остаются незащищенными. Сегодня Федеральная служба судебных приставов является единственным правоохранительным органом, который явно не в состоянии справиться с объемом обязательных документов.
Актуальность решения вопросов совершенствования организации службы судебных приставов обусловлена растущими потребностями общества и государства в доступности и эффективном функционировании устоявшегося правового механизма и организационной системы для обеспечения выполнения судебных актов, квалифицированного персонала , повышая требования к их профессиональной готовности, продиктованные все более
сложными социально-экономическими преобразованиями, которые осуществляются в стране. Этот этап социальной реформы.
Значимость исполнительного производства, как заключительной стадии администрирования доходов федерального бюджета в ФССП, предопределено задачами судебного разбирательства.
Организационные проблемы Федеральной службы судебных приставов нашли отражение в работах А.А. Александрова, Т.К. Андреева, В.М. Шерстюк, А.П. Герасимова, О.А. Долгополова, М.Г. Жулиной. На данный момент тема структурно-функциональной характеристики управления Федеральной службы судебных приставов остается малоизученной.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе взаимодействия ФССП с другими лицами, юридическими лицами и другими государственными органами в рамках исполнительного производства.
Предметом исследования является структурно-функциональная характеристика ФССП России (на примере УФССП России по Челябинской области).
Цель работы - рассмотреть процесс управления доходами федерального бюджета в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Задачи работы:
1) провести теоретический анализ основ федерального бюджета и реализации нормативно-правовых актов;
2) осуществить анализ принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, связанных с администрированием доходов федерального бюджета на примере ФССП
3) предложить рекомендации по совершенствованию управления доходами федерального бюджета в ФССП.
При написании работы применялись следующие методы исследования:
- общелогические: анализ, аналогия;
- теоретические: обобщение, системный метод.
Глава 1 Теоретические основы, касающиеся федерального бюджета и исполнения нормативно-правовых актов.
1.1 Содержание федерального бюджета
Федеральный бюджет служит для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет регламентирован Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов1 и Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов2. Федеральный бюджет составляется на период трех лет, что обеспечивает предсказуемость бюджетной политики в целом. Также составление бюджета на трехлетний период позволяет говорить об устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, «прозрачности» бюджета и обеспечении контроля за целевым использованием бюджетных средств. Основные характеристики федерального бюджета определяются на основании прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции.
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации создаются на основании бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете, а также законы субъектов РФ регламентируют пропорции распределения налогов и сборов между конкретными бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Расходы явля-
ются второй функциональной составляющей бюджетной системы Российской Федерации. Из средств бюджета финансируются функции государственного управления, обеспечение правопорядка и безопасности страны, национальной обороны и т.п.
Бюджетные ассигнования реализуются на исполнение публичных нормативных обязательств, среди которых государственные программы Российской Федерации по развитию образования, социальной поддержке граждан, обеспечению общественного правопорядка, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развитию культур и туризма, развитию физической культуры и спорта, развитию науки и технологий, развитию внешнеэкономической деятельности, развитию оборонно-промышленного комплекса, реализацию государственной национальной политики, пенсионной системы Российской Федерации и другие. Ресурсы бюджета направлены на решение общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной экономики, охраны окружающей среды, образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга и прочее. Если рассматривать государственные расходы в целом, то они обладают тенденцией к увеличению. В связи с этим, необходимо следить за результативностью расходов бюджета, уделяя особое внимание статье по обслуживанию долга. Рост выплат по займам и снижение отдачи являются нежелательными для бюджетной системы Российской Федерации, которые могут привести в дальнейшем к серьезным социально -экономическим последствиям, как для государства, так и для общества.
Все государственные расходы можно разделить на несколько групп: обязательные расходы, социальные расходы, экономические расходы, резервы и прочие расходы, средства для нижестоящих бюджетов (сюда можно отнести дотации, субвенции дотационным регионам на финансирование деятельности региональных и местных органов власти). Группа обязательных расходов содержит расходы на содержание законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, функционирование финансовых и налоговых органов, деятельность органов местного самоуправления, национальную оборону и правоохранительные органы, проведение выборов, работу средств массовой информации, государственную деятельность работников госаппарата и специальных подразделений (пособия, пенсии и т.п.), политическую деятельность и др.
В группу социальных расходов входят расходы на здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру и спорт, подготовку профессиональных кадров, а также реализацию социаль-
1 Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от
14.11.2017) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" // Правовая система «Консультант».
2 Федеральный закон от 05.12.2017 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" // Правовая система «Консультант».
ных программ. Группа экономических расходов состоит из расходов на содержание и развитие государственной сферы экономики, внешнеэкономическую деятельность, обслуживание государственного долга, государственные инвестиции в развитие инфраструктуры, иные расходы экономического характера.
1.2 Порядок администрирования доходов федерального бюджета
Как определено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрирование доходов бюджета - это управление и контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты в бюджет платежей. В контексте рассматриваемого вопроса к таким суммам относятся формируемые в соответствии с бюджетной системой доходы (статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Зачисление доходов всех уровней в бюджет выполняется на счета Федерального казначейства. После чего, на основании нормативов, средства распределяются между бюджетами федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетными фондами. Контрольный учет поступлений ведется по кодам КБК. Такая кодировка указывается плательщиками в платежных документах. Виды бюджетных доходов обозначены в статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации 3:
На законодательном уровне порядок администрирования доходов бюджета утвержден на федеральном уровне в нескольких нормативно-правовых документах:
• Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
• Постановление Правительства России № 995 от 29.12.07 г.4
• Приказ Минфина России № 65н от 01.07.13 г.
• Иные.
Условно всю процедуру администрирования можно разделить на несколько основных этапов5:
• На первом этапе - Правительство Российской Федерации утверждает Закон о бюджете на определенный период. Обычно это один или два-три года. Одновременно органы власти принимают соответствующие постановления о реализации этого закона. На 2018 год таким законом является № 362-ФЗ от 5 декабря 2017 г.6 Здесь утверждены бюджеты федерального уровня на текущий 2018 год, плановые - 2019, 2020 года. Аналогичные нор-
мативные акты принимаются региональными властями и местными. Дополнительно Минфин Российской Федерации утверждает Классификатор КБК, Указания по его практическому применению, а также разрабатывает регламент ведения бюджетного учета и подачи отчетности.
• На втором этапе - главный администратор доходов федерального бюджета выпускает нормативный акт о наделении полномочиями по администрированию территориальных распорядителей средств, а также подведомственных главному администратору федеральных учреждений. При этом наделение полномочий выполняется по уровню власти - субъектов Российской Федерации или местных, если такие функции не поручены федеральным исполнительным органам. Закрепление доходов поступлений за администраторами осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России № 65н от 01.07.13 г.7
На третьем этапе - в течение 2 недель после информирования главным администратором администраторы заключают с Управлением Казначейства информационное соглашение на ЭДО (электронный документооборот). Этот документ регулирует формат информирования администратором территориального органа федерального казначейства о текущих поступлениях, об уточнениях вида платежа, о возврате излишне уплаченных сумм и т.д.
На четвертом этапе - организуется ведение учета в соответствующих бюджетных учреждениях по осуществляемым хозяйственным и финансовым операциям. В первую очередь, выполняется ведение учета поступлений средств согласно требованиям бюджетного законодательства (Приказ Минфина № 157н от 01.12.10 г.).
На последнем, пятом, этапе - по результатам деятельности администраторами формируется и подается отчетность в контрольные органы. Перечень бюджетных форм определен Минфином в Приказе № 191н от 28.12.10 г. Дополнительные финансовые отчеты утверждены в Постановлении Правительства России № 413 от 03.07.06 г. Эти формы подаются не в Федеральной налоговой службе, а в Счетную Палату органами власти, которые являются главными администраторами доходов федерального бюджета. Для корректного формирования информации может утверждаться регламент представления данных от подведомственных администраторов, контрольных органов муниципальных образований и российских субъектов.
1.3 Порядок исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц
3 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)
4 Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (с изменениями и дополнениями)
5 Гуреев, В.А. Административно-исполнительная дея-
тельность Федеральной службы судебных приставов /
В.А. Гуреев. - Актуальные проблемы исполнительного
производства: Сборник научных трудов. - 2013. - С. 5270.
6 Федеральный закон от 05.12.2017 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" // Правовая система «Консультант»..
7 Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 20.09.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, выдавший исполнительный документ, по просьбе сторон исполнительного производства или судебного пристава-исполнителя, имеет право предоставить отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта. Аналогичная правовая норма содержится и в статье 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несколько иная формулировка содержится в статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Тем не менее, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации содержится аналогичная правовая норма, регулирующая порядок предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка исполнения решения суда (статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Указанная статья находится в разделе II, регламентирующем производство в суде первой инстанции, подразделе II, посвященном исковому производству. Из изложенного следует, что в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрены различные процессуальные нормы для предоставления отсрочки, рассрочки исполнения в случае возбужденного исполнительного производства и в случае, если исполнительное производство не возбуждалось8.
Однако такая позиция законодателя считается неубедительной из-за следующих обстоятельств. Во-первых, применение статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неприемлемо в случаях, когда дело рассматривалось в ином, отличном от искового, порядке, например, в порядке приказного производства. Во-вторых, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит ссылку на статью 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, изменении метода и порядка его исполнения рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения и решения вопроса, поднятого в суде.
Нет принципиальных различий в отношении процедуры применения рассматриваемого института на стадии исполнительного производства в статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что такая конструкция института отсрочки и рассрочки исполнения ведет к загромождению кодифицированного акта.
8 Типовой должностной регламент руководителя территориального органа ФССП России, утвержденный Директором ФССП России - главным судебным приставом РФ 04.07.2016.
9 Статья 434 ГПК РФ называется «Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение
Более целесообразным, по аналогии с арбитражным процессуальным законодательством, видится существование одной нормы, регулирующей порядок предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, актов иных органов, изменение способа и порядка его исполнения. Притом с практической точки зрения более рациональным представляется сохранение процессуальной нормы в разделе кодекса, посвященном вопросам исполнения судебного акта, поскольку в таком случае применение указанного института будет допустимо на всех без исключения стадиях судопроизводства.
Редакция статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подразумевает, что институт отсрочки и рассрочки распространяется на временную остановку исполнения судебного постановления или постановлений иных органов9. В тоже время суд имеет право разрешить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения в том случае, если вопросы возникают при исполнении судебных исполнительных документов. В случаях, когда исполняются несудебные исполнительные документы, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также изменении способа и порядка их исполнения разрешается соответствующим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ.
В последние годы увеличилось количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов.
Федеральная служба судебных приставов уделяет особое внимание социально значимым требованиям исполнительных документов.
В то же время существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему повышению эффективности принудительного исполнения.
С развитием информационных технологий появилась необходимость упрощения процедур исполнения требований исполнительных документов.
Также необходимо обновить системные ответы тех, кто участвует в исполнительном производстве.
В связи с этим представляется целесообразным ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации разработанных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы проектов федеральных законов, направленных на совершенствование порядка извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, и предусматривающих возможность направления судебным приставом-исполнителем
способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм», ссылка на отсрочку или рассрочку, изменение способа и порядка исполнения постановлений иных органов содержится в самой статье.
процессуально значимых документов лицам, являющимся сторонами исполнительного производства, а также оповещения указанных лиц с их согласия о времени и месте совершения исполнительных действий посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Следует совершенствовать законодательство в части исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.
Глава 2 Анализ принудительного исполнения нормативно-правовых актов
2.1 Порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, касающихся администрирования доходов федерального бюджета на примере ФССП
В соответствии с нормами статьи 6 ЛЦ РФ, администратором доходов бюджета является государственный орган, местное самоуправление или местная администрация, Центральный банк Российской Федерации, правительственный орган внебюджетного фонда или правительственное учреждение. Основная функция такой структуры - контролировать законность и правильность начисления и выплаты платежей, относимых к различным видам доходов бюджета.
Непосредственными полномочиями администратора являются:
• Начисление, учет и последующий контроль за правильностью расчета и уплаты бюджетных платежей.
• Взыскание долгов в отношении фискальных платежей, включая штрафные санкции и пени.
• Рассмотрение и принятие решений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов, штрафных санкций и пеней, а также компенсационных процентов за нарушение сроков возврата таких сумм.
• Формирование и подача главному администратору бюджетной и финансовой отчетности.
• Информирование лиц об особенностях расчетов за услуги государственного или муниципального типа.
• Вынесение решения о принятии долгов безнадежными.
• Иные полномочия в соответствии с законодательными требованиями.
Процедура непосредственного изменения порядка и метода исполнения судебного акта регламентируется теми же нормами процессуального законодательства, что и процедура предоставления
непосредственной отсрочки или рассрочки судебного акта.
Если предоставление рассрочки и отсрочки связано с непосредственным изменением временного промежутка исполнения, то изменение способа и порядка исполнения судебного акта - «это изменение содержания исполнительных действий, иными словами, их трансформация или замена»10. Разрешая вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении такого заявления, суд непосредственно осуществляет контрольную функцию и обеспечивает при этом баланс интересов сторон.
Говорить о том, что институт изменения метода и порядка исполнения судебного акта является только односторонним изменением условий обязательства в пользу того или иного участника исполнительного производства, нельзя, поскольку в данном случае не только в теоретическом, но и в практическом плане с таким заявлением вправе обратиться не только должник, но и взыскатель, а также судебный пристав-исполнитель11.
Например, непосредственным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2012 исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае к Открытому акционерному обществу «Кукурузо-калибровочный завод «Кубань», Обществу с ограниченной ответственностью «Кубанский селекционно-семеноводческий центр» о признании недействительным договора купли-продажи имущества от 08.08.2008 № 82 удовлетворены, в порядке реституции акционерное общество обязано вернуть обществу, уплаченные в счет выкупной цены 6 016 348 рублей.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2015 заявление удовлетворено в части непосредственного изменения метода и порядка исполнения судебного акта по мотиву принятия судебным приставом всех предусмотренных законодательством мер, направленных на принудительное исполнение требований исполнительного листа о принуждении акционерного общества к возврату обществу в порядке реституции 6 016 348 рублей.
Для обеспечения баланса интересов лиц, непосредственно участвующих в деле, с заявлением об изменении способа исполнения судебного акта в рассматриваемом случае обратился судебный пристав-исполнитель, поскольку иначе невозможно было бы принудительное взыскание вышеназванной суммы с акционерного общества и решение
10 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Фе-
дерации. Разделы III - VII: постатейный научнопрактиче-ский комментарий / Под общ. ред. В.А. Гуреева; науч. ред. В.В. Гущин. М.: Библиотечка «Российской газеты». 2013. Вып. III - IV. С. 514.
11 Гуреев, В.А. Административно-исполнительная деятельность Федеральной службы судебных приставов / В.А. Гуреев. - Актуальные проблемы исполнительного производства: Сборник научных трудов. - 2013. - С. 5270.
суда было бы неисполнимым, что в свою очередь нарушило бы права взыскателя.
Ни в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, ни в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, ни в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, ни в ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержится конкретных оснований для изменения порядка и способа исполнения судебного акта. Обязательным критерием является лишь наличие таких обстоятельств, которые препятствуют исполнению судебного акта.
Таким образом, нормы, регламентирующие изменение порядка и способа исполнения, носят исключительно оценочный характер. В каждом конкретном случае правом определения наличия или отсутствия обстоятельств, непосредственно затрудняющих исполнение судебного акта, наделен суд12.
Основанием для изменения порядка и способа исполнения судебного акта может являться отсутствие присужденного имущества в натуре, обстоятельства чрезвычайного характера и многое другое. Вместе с тем, обращение взыскания на имущество должника при отсутствии у него денежных средств не является изменением способа исполнения решения в силу ФЗ «Об исполнительном производстве».
Изменение порядка и способа исполнения судебного акта является исключительной компетенцией суда и направлено на непосредственное устранение невыполнимости исполнительного документа из-за отсутствия реальной возможности исполнить требования резолютивной части судебного акта указанным в нем порядке или способом.
Можно сделать вывод о том, что изменяя способ и порядок исполнения судебного акта по заявлению одного из участников исполнительного производства, судом фактически реализуются контрольные полномочия, поскольку обеспечивая реальное исполнение, суд своими действиями непосредственно влияет на сам процесс исполнения.
2.2 Рекомендации по совершенствованию порядка администрирования доходов федерального бюджета в ФССП
Сегодня повышение эффективности деятельности государственных организаций является одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации.
Основным содержанием непосредственной деятельности государственных служащих является управленческо-организационная работа, призванная обеспечить ступень управления и результативной жизнедеятельности различных сфер социальной жизни.
В системе государственного управления под эффективностью понимается отношение положительных результатов к допустимым затратам. Таким образом, систему государственного управления или государственной службы можно назвать эффективной, если в пределах имеющихся временных и материальных ресурсов удается достичь луч-
13
шего результата13.
Степень эффективности непосредственной деятельности государственных организаций и их сотрудников, которые исполняют задачи государственного управления определяются как результативность принятых в процессе работы управленческих решений, в частности методов достижения планируемых задач.
Тогда эффективными считаются такие управленческие решения, при которых последствия непосредственной реализации задач государственного управления позволяют достичь цель при использовании наименьших затрат ресурсов.
При анализе планируемого результата управленческих решений обычно рассматривается вся совокупность последствий данного решения, определяются не только положительные эффекты, но и отрицательные, побочные и обратные.
ФССП является единственным органом принудительного исполнения и явно не справляется с таким объемом исполнительных производств. Нагрузка по находившимся на исполнении исполнительным производствам на одного судебного пристава - исполнителя в месяц составляла 3 788 исполнительных производств. Для более эффективной работы судебных приставов с 2011 года была внедрена новая программа — автоматизированная информационная система ФССП России. Данная система автоматизирует основные деловые процессы структурных подразделений и аппарата Управления, в том числе и непосредственные процессы исполнительного производства, ареста и реализации имущества, уголовного делопроизводства, администрирования доходов бюджета, планирования рабочего времени по обеспечению установленного порядка деятельности судов и другое. Подсистема позволяет обрабатывать более 100 видов входящих документов и автоматически формировать более 300 видов исходящих документов.
Внедрение программы автоматизированной информационной системы помогает оперативно исполнять решения судов и специальных уполномоченных органов. В рамках этой программы предполагается ведение электронного документооборота. Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года подписан Федеральный закон № 41 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14, который направлен
12 Парфенчиков, А.О. Актуальные аспекты деятельности федеральной службы судебных приставов и службы маршалов США / А.О. Парфенчиков // Закон. - 2010. - № 3. -С. 79-88.
13 Гуреев, В.А. Административно-исполнительная дея-
тельность Федеральной службы судебных приставов /
В.А. Гуреев. - Актуальные проблемы исполнительного производства: Сборник научных трудов. - 2013. - С. 5270.
14 Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона О минимальном размере оплаты труда" от 07.03.2018 N 41-ФЗ (последняя редакция)
на обеспечение вынесения исполнительных документов в электронном виде. Федеральным законом предусмотрена возможность оформления в форме электронных документов исполнительных документов, выдаваемых (выносимых) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном процессах, и направления их для исполнения в ФССП России.
Качественное изменение непосредственного уровня налогового администрирования является одним из основных тенденций Бюджетном послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации. Данное направление бюджетной политики в последние годы находилось в центре внимания Правительства. Приоритетной задачей налоговой службы в 2017 году выступает повышение качества сервиса, предоставляемого налогоплательщикам. Одним из механизмов повышения качества сервиса Федеральная налоговая служба рассматривает внедрение и развитие электронных услуг. Базу электронных услуг составляет возможность непосредственного общения с налогоплательщиками, сдачи деклараций и проведения сверок в электронном виде. Первостепенной задачей в развитии электронных услуг Федеральной налоговой службы является обеспечение доступа налогоплательщика к своему лицевому счету.
Такая технология уже подготовлена и экспериментально начала внедряться в некоторых субъектах Российской Федерации. Подобная возможность, значительно облегчает подачу документов и представление деклараций в налоговый орган и является мотивом для перехода налогоплательщика на электронный документооборот.
Помимо перехода на электронный документооборот, сейчас Федеральной налоговой службой утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Стандарт представляет собой документ, включающий все процедуры, осуществляемые при контактах Службы с налогоплательщиками с указанием сроков и форм исполнения.
Также актуальной проблемой доходов федерального бюджета на данный момент является отсутствие единой методологии планирования доходов федерального бюджета, потому что система, которая действует в стране на данный момент, иногда не обеспечивает координацию действий и взаимосвязь показателей главных администраторов доходов федерального бюджета и Министерства финансов Российской Федерации.
Стоит отметить, что разработка соответствующего документа позволила бы Минфину России упорядочить процесс планирования доходов федерального бюджета в жестких правовых рамках, как это уже сделано с планированием бюджетных ассигнований.
Также необходимо как можно скорее вернутся к внедрению механизма использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, который был
приостановлен под давлением экономического кризиса.
Основные пути развития налогового администрирования Федеральной налоговой службы в дальнейшем, целесообразно связать со следующими мероприятиями: Обеспечение механизмов стабильного, постоянного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему.
Развитие информационно-аналитических механизмов и инструментов налогового контроля. Сокращение издержек налогоплательщиков в процессе исчисления и уплаты налогов. Сокращение затрат государства на налоговое администрирование.
В процессе реализации и формирования налоговой политики на следующий плановый период необходимо соблюдать непосредственный баланс интересов налогоплательщиков и государства. Для реализации такого подхода необходимо усовершенствовать налоговое законодательство таким образом, чтобы оно обеспечивало защиту прав налогоплательщиков, и при этом Служба должна владеть механизмами контроля и правами для обеспечения защиты интересов государства.
В рамках внедрения системы электронного документооборота государственного управления «Электронное правительство» во все сферы государственного правления как одной из составляющих интегрированной информационной системы «Управление общественными финансами — Электронный бюджет» Федеральным казначейством была создана система учета начисления и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей, штрафов и сборов — система УНИФО, которая с 01.01.2013 должна трансформироваться в государственную информационную муниципальную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Система ГИС ГМП позволяет решить все указанные проблемы благодаря непосредственному аккумулированию огромного массива информации, состоящего из двух больших блоков. Первый блок — это аккумулирование информации обо всех начислениях, которые формируются как органами, оказывающими государственные (муниципальные) услуги, так и всеми администраторами доходов бюджета, например налоговые, таможенные платежи.
Второй блок, который будет аккумулироваться ГИС ГМП, — это информация обо всех фактах уплаты или внесения денежных средств плательщиком за предоставление услуги либо в счет уплаты обязательных платежей.
С Федеральным казначейством, как с оператором, в части передачи информации по начислению будут взаимодействовать администраторы начислений, которые оказывают те или иные государственные (муниципальные) услуги15.
15 Александров, А.А. Применение современных информационных систем и электронных баз данных при организации функционирования территориального органа
службы судебных приставов по субъекту Федерации / А.А. Александров // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 3. - С. 78-80.
Система ГИС ГМП будет аккумулировать информацию по начислению, т. е. информацию, необходимую для уплаты платежей, и предоставлять ее органам государственной власти, организациям и физическим лицам.
ГИС ГМП не будет иметь портального решения. Это база данных, содержащая всю перечисленную информацию. Федеральное казначейство в рамках Закона № 210-ФЗ осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание этой информационной системы16.
Есть два обязательных условия, которые должны быть выполнены участниками при подключении к ГИС ГМП.
Первое условие — участник должен быть подключен к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. У этой системы есть федеральный и региональный сегменты.
Второе обязательное условие — предоставление в адрес территориального органа Федерального казначейства (по месту нахождения участника) заявки на регистрацию. Речь идет не только об администраторах начислений.
Если финансовый орган осуществляет обслуживание и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса субъекта, то финансовый орган выступает в качестве банка, и у него возникает обязанность передавать информацию о фактах уплаты в ГИС ГМП. Если участник бюджетного процесса предоставил платежное поручение или заявку на кассовый расход по факту перечисления денежных средств, то информация о перечислении денежных средств должна быть передана в ГИС ГМП.
В данной системе используется два типа электронного документа — извещение и запрос.
Если говорить о предоставлении обязательной информации, которая предусмотрена законом, то в этом случае администратор начислений будет предоставлять в ГИС ГМП извещения о начислениях — это электронный документ, содержащий информацию, необходимую для уплаты платежа, например это реквизиты для оплаты того или иного штрафа или обязательного платежа.
Первый тип извещения — это извещение о приеме к исполнению распоряжения, когда клиент представляет документ на оплату квитанции формы ПД-4. После приема денежных средств от физического лица у кредитной организации возникает обязанность передать извещение о приеме к исполнению распоряжения клиента оператору ГИС ГМП.
Второй тип документа — это запрос: запрос о начислениях и запрос о приеме к исполнению распоряжения. В данном порядке прописаны роли всех
участников, кто может направлять в систему запросы о начислениях и запросы о приеме к исполнению распоряжений. Это так называемое подтверждение факта оплаты.
Частично этот сервис реализован на портале госуслуг. Информация предоставляется в систему УНИФО, которую ФССП уже реализовало на примере штрафов ГИБДД. Если зайти на сайт, указать номер транспортного средства, направляется запрос в систему УНИФО и высвечивается сообщение по всем штрафам, которые предоставлены ГИБДД и выгружены в эту систему17.
Система ГИС ГМП может существенно облегчить перечисление платежей и работу администраторов доходов бюджета. Если плательщик обращается на портал госуслуг, то портал обращается к ГИС ГМП и запрашивает информацию обо всех начислениях, которые привязаны к конкретному физическому лицу.
Пока нет единой базы по всем идентификаторам налогоплательщика. Но портал устроен так, что пользователь может ввести информацию обо всех своих идентификаторах. По всем идентификаторам портал запрашивает информацию из ГИС ГМП, и то, что есть в базе по данному плательщику, будет отражено в личном кабинете пользователя.
Далее, после того как плательщик распечатал электронный документ, он идет в кредитную организацию.
Таким же образом данная система будет реализована для органов и организаций, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги. Если вместо портала поставим администратора доходов бюджета, то при взаимодействии с плательщиком он также ему выставляет начисления.
Заключение
В первой главе мы исследовали доходы и расходы федерального бюджета и рассчитали наиболее интересные, на наш взгляд, экономические показатели.
В работе проведено полное комплексное исследование полномочий суда, возникающих на стадии исполнительного производства. Полномочия суда на стадии исполнительного производства условно разделены на полномочия по осуществлению судебного контроля, самоконтроля и по оказанию содействия. По результатам исследования контролирующей деятельности суда на заключительной стадии судопроизводства предложены прямой и косвенный виды контроля суда в исполнительном производстве по вопросам администрирования доходов федерального бюджета.
В общепринятом смысле термин администрирование доходов в федеральный бюджет означает
16 Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)
17 Александров, А.А. Применение современных информационных систем и электронных баз данных при организации функционирования территориального органа
службы судебных приставов по субъекту Федерации / А.А. Александров // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 3. - С. 78-80.
законодательное управление исполнительными органами налоговой системой Российской Федерации. В первую очередь, это обозначение основных понятий; установление обязанностей и прав налогоплательщиков, а также контрольных налоговых органов; утверждение мероприятий налогового контроля, включая ответственность за совершение правонарушений.
Основными источниками формирования доходов бюджета Российской Федерации являются поступления налогов, взносов, других обязательных платежей и неналоговых, а также безвозмездных доходов (статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из этой статьи вы узнаете, как регулируется порядок администрирования доходов главными администраторами. Отдельно рассмотрены нормативные полномочия главных и подконтрольных ведомств.
В бюджетной реформе Российской Федерации особое место отведено созданию четкой системы администрации доходов. При этом в качестве последних рассматриваются как налоговые поступления, так и не налоговые, а также безвозмездные.
Главные принципы налогового администрирования направлены на увеличение собираемости фискальных поступлений, стимулирование бизнеса на добровольное перечисление налогов, использование дифференцированных методик при расчете налогов. В данном контексте на первом месте стоит упрощение существующей налоговой системы. Параллельно необходимо внедрять эффективную кадровую политику для снижения возможных издержек администрирования.
Во второй главе выявили, что проблема на пути совершенствования деятельности Федеральной налоговой службы состоит в том, что достоверность большого числа документов электронном виде невозможно проверить современными компьютерными средствами. В частности, любая электронная копия документа, полученная путем сканирования или фотографирования, может подвергаться изменению. В связи с этим, во многих странах отнюдь не все документы, выступающие приложением к налоговой декларации, представляют в электронном виде.
Внедрение ГИС ГМП повысит качество администрирования доходов по всей стране, приведет к сокращению бумажного документооборота. Максимальное внедрение электронного сервиса в части оплаты платежей позволит физическому лицу сократить время на оформление документов. Плательщик должен знать только УИН, и кредитная организация получит всю необходимую информацию и автоматически внесет все реквизиты в платежное поручение. Клиенту останется только внести денежные средства, не заполняя никаких бумаг.
Для кредитных организаций ГИС ГМП позволит предоставлять физическим и юридическим лицам дополнительный сервис в части возможности упрощения перечисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (ред. 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215; РГ. 31.07.2004. № 162.
5. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О федеральном бюджете на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" // Правовая система «Консультант».
6. Федеральный закон от 05.12.2017 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" // Правовая система «Консультант».
7. Приложение 15 Федерального закона от 05.12.2017 362-ФЗ "О федеральном бюджете на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" // Правовая система «Консультант».
8. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (ред. 05.04.2016) // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/pd2/.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (ред. 11.08.2016) // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2271019/.
10. Положение «О проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы», утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №112 // [Электронный ресурс] https://rg.ru/2005/02/03/konkurs-dok.html.
11. Положение о Федеральной службе судебных приставов, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1316 // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/pd2/.
12. Приказ ФССП России от 02 февраля 2016 № 31 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/420378285.
13. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 27.10.2006 № 140 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/prikaz_fssp_256_29052012/.
14. Приказ ФССП России от 26 июля 2016 №432 «О показателях эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на 2016 год» // [Электронный ресурс]
http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/00npa2016/prikaz... /.
15. Приказ ФССП России от 25 апреля 2011 № 163 «Об организации и осуществлении контроля исполнения поручений директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и его заместителей в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257628 /.
16. Приказ ФССП России от 22 марта 2012 № 148 «Об утверждении Положения об организации зонального контроля в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 134731/.
17. Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденное приказом Минюст России от 21 мая 2013 № 74 // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2034180/.
18. Приказ ФССП России от 07 октября 2013 № 406 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2034181/.
19. Приказ ФССП России от 12 мая2012 № 248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов» // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/prikaz_fssp_248_12052012/.
20. Типовой должностной регламент руководителя территориального органа ФССП России, утвержденный Директором ФССП России - главным судебным приставом РФ 04.07.2016.
21. Типовой должностной регламент судебного пристава-исполнителя, утвержденный Директором ФССП России - главным судебным приставом РФ 01.12.2014.
22. Методические рекомендации по подсчету показателей деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов,
утвержденные ФССП России 17.04.2012 № 05-6 // [Электронный ресурс]
http://fssprus.ru/methodical/?print=1.
23. Александров, А.А. Применение современных информационных систем и электронных баз данных при организации функционирования территориального органа службы судебных приставов по субъекту Федерации / А.А. Александров // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 3. - С. 78-80.
24. Гуреев, В.А. Административно-исполнительная деятельность Федеральной службы судебных приставов / В.А. Гуреев. - Актуальные проблемы исполнительного производства: Сборник научных трудов. - 2013. - С. 52-70.
25. Жулина, М.Г. Некоторые аспекты деятельности Федеральной службы судебных приставов в рамках организации служебной защиты и поддержания имиджа службы / М.Г. Жулина // Девятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 13 -14 декабря 2013 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. Проблемы трудового, исполнительного и информационного права. - 2014. - С. 120-124.
26. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Л. Скворцова. - М.: Оникс -ЛИТ, 2012. - 1376 с.
27. Парфенчиков, А.О. Актуальные аспекты деятельности федеральной службы судебных приставов и службы маршалов США / А.О. Парфенчиков // Закон. - 2010. - № 3. - С. 79-88.
28. Аналитическая записка о результатах организационно - управленческой деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области за 6 месяцев 2016 года // [Электронный ресурс] http://r74.fssprus.ru/2321895/.
29. Выполнение Федеральной службой судебных приставов основных показателей деятельности по итогам работы за 2014 год // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2117672/.
30. Выполнение Федеральной службой судебных приставов основных показателей деятельности по итогам работы за 2015 год // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2235125/.
31. Выполнение Федеральной службой судебных приставов основных показателей деятельности по итогам работы за 1 полугодие 2016 года // [Электронный ресурс] http://fssprus.ru/2320790/.