3.7. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ
И ВОПРОСЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Ванюхин Олег Владиславович. Должность: судебный пристав-исполнитель, юрист 2 класса. Место работы: Химкинский районный отдел судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, г.Химки. E-mail: inauka@mail.ru
Аннотация: В настоящее время порядок принудительного взыскания алиментов, урегулированный действующим законодательством, недостаточно эффективен, что позволяет ряду должников систематически уклоняться от алиментных выплат, назначенных судом. Необходимость повышения эффективности исполнительного производства, позволяющей исправить существующее положение, определило цель настоящего исследования - изучение общего порядка принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, выявление его недостатков и нахождение эффективных методов взыскания алиментов. В своем исследовании автор использует системный метод, метод перехода от общего понятия к частному, метод юридической фикции. Положения, выдвигаемые автором, основаны на правовых нормах Семейного кодекса, закрепляющих обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание -алименты взыскиваются с родителей в судебном принудительном порядке. Способом совершенствования принудительного взыскания средств на содержание детей выбрано развитие методики принудительного исполнения алиментных обязательств. Исследование способа позволило выявить операцию, обеспечивающую развитие методики. Особенность операции проявилась в побуждении отдельных категорий должников уплатить алименты при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом.
Представленная статья, будучи весьма актуальной, вносит существенный вклад в науку, так как отличается значительной научной новизной, выраженной в том, что в ней исследовано и теоретически обосновано широко используемое временное ограничение в гражданских правах должников по алиментам. Предлагаемое автором решение важных практических проблем может стать весьма полезным для работников, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате алиментов. Руководствуясь новыми методиками, предложенными автором, система принудительного взыскания алиментов сможет заработать на качественно новом уровне. Социальным результатом повышения эффективности указанной системы может стать реальная обеспеченность права несовершеннолетних детей на получение алиментного содержания от родителей. Ряд предложенных подходов и решений может быть использован в программе подготовки специалистов исполнительного производства.
Ключевые слова: исполнительный лист, задолженность по алиментам, исполнительные
действия и меры принуждения к уплате алиментов.
ENFORCEMENT OF ALIMONY AND MATTERS OF ITS IMPROVEMENT Vanukhin Oleg V. Position: bailiff, lawyer 2 class. Place of employment: Khimki District Department of bailiffs, the Office of the Federal Bailiff Service of Russia in the Moscow region, Khimki. E-mail: inauka@mail.ru
Annotation: At present, the procedure for enforcement of alimony, regulated by the current legislation, is not efficient enough, allowing a number of debtors are systematically evade alimony payments, court-appointed. The need to improve the efficiency of enforcement proceedings to remedy the current situation, defined the purpose of the present study - the study of general enforcement of maintenance for the minor children, identify its shortcomings and finding effective methods of recovery of maintenance. In his study, the author uses a systematic method, the transition from general concepts to the particular method of legal fiction. The provision put forward by the author, based on the legal provisions of the Family Code establishes the obligation of parents to maintain their minor children. If parents do not provide maintenance to their minor children, funds for the maintenance - alimony exacted from parents by judicial compulsion. Ways to improve the enforcement of child support selected development methodology enforcement of maintenance obligations. The study revealed an operation method that ensures the development of methodology. Feature operation manifested in encouraging certain categories of debtors to pay child support by means of temporary restrictions on the enjoyment of civil rights under the law.
Presented article, being highly relevant, making a significant contribution to science, as characterized by significant scientific novelty expressed in the fact that it investigated and theoretically justified the widely used time-limit civil rights of debtors alimony. The authors suggest the solution of important practical problems can be very useful for staff to ensure fulfillment of the obligation to pay alimony. Guided by the new method proposed by the author, the system of enforcement of maintenance can make a qualitatively new level. Social Increased efficiency of said system can be a real security rights of minors to the content of the alimentary parents. A number of the proposed approaches and solutions can be used in the training program for professionals of enforcement proceedings. Keywords: the writ of execution, alimony arrears, enforcement actions and enforcement measures for the payment of alimony.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и семейное законодательство Российской Федерации, в процессе регулирования отношений между супругами, устанавливают приоритет семейного воспитания детей с заботой об их благополучии и развитии, защитой их прав и интересов [6]. Согласно, статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание - алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке [11]. Решение суда о взыскании средств на содержание несовершеннолетних детей подлежит немедленному исполнению. При отсутствии немедленного исполнения решения суда, предусмотрено принудительное взыскание алиментов.
Реализация, предусмотренного законом принудительного исполнения алиментных обязательств в пользу несовершеннолетних детей, возложена на исполнительный орган, который учрежден законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года №118-ФЗ [8]. Деятельность этого органа регламентирована Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года №229-ФЗ. Статья 5 названного закона, содержит положение о том, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Задачами исполнительного производства названы «правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций» [7]. При этом следует отметить положение статьи 111 закона «Об исполнительном производстве» о том, что требования по взысканию алиментов, при исполнении судебных актов, удовлетворяются в первую очередь. «В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов.
2) При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме».
Реализуется возможность принудительного взыскания алиментов статьей 30 закона «Об исполнительном производстве» где сказано, что «судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя». Возбуждение исполнительного производства является началом принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей. Поскольку исполнительный лист о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению, то пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении производства в течение одних суток. По той же причине, срок для добровольного исполнения алиментных требований, не устанавливается. Неисполнением в срок считается неисполнение должником требований о взыскании алиментов в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов, судебный пристав-исполнитель указывает размер удержаний с учетом задолженности в порядке совершения такого исполнительного действия как выдача физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотренного статьей 64 закона «Об исполнительном производстве». Здесь же предупреждает должника об уголовной ответственности за злостное
уклонение от уплаты алиментов, реализуя порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, предусмотренный статьей 102 закона «Об исполнительном производстве».
Необходимая мера в исполнительном производстве - обращение взыскания на периодические выплаты по месту работы должника. Указанная мера предусмотрена в помощь исполнительным действиям, производимым в обеспечение исполнительного производства. Она содержится в статье 68 закона «Об исполнительном производстве» и позволяет судебному приставу-исполнителю обращать взыскание на периодические выплаты, поступающие в адрес должника, в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Пристав вправе проверить правильность удержания и перечисления алиментов. Организация обязана представить сведения о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов. Указанное требование предъявляется с обязанностью представить судебному приставу бухгалтерские и иные документы, указанные в статье 64 закона «Об исполнительном производстве». Данное исполнительное действие обеспечивает реализацию положений статьи 112 Семейного кодекса о том, что взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Эта же правовая норма обеспечивает правило поведения для лица, обязанного уплачивать алименты и порядок действий руководства организации, в котором имеет работу, а значит и заработок лицо, обязанное уплачивать алименты[2].
При обнаружении периода, в котором отсутствуют перечисления денежных средств, судебному приставу-исполнителю предписано произвести расчет и установить задолженность по алиментам. В этом случае, совершить исполнительные действия приставу предписано не позднее следующего рабочего дня после установления периода, в котором отсутствуют перечисления денежных средств [3]. Данное исполнительное действие обеспечивает реализацию положений статьи 109 Семейного кодекса, согласно которой руководство организации обязано ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода должника и уплачивать или переводить лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.
Как следует из ст. 111 Семейного кодекса, руководство организации обязано в трехдневный срок сообщить о факте произведенного взыскания судебному исполнителю и лицу, получающему алименты. Администрация обязана также сообщить об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, о новом месте его работы и жительства. Аналогичное предписание предусмотрено для должника, который обязан в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
Все действия с момента возбуждения исполнительного производства пристав-исполнитель совершает в обеспечение принудительного взыскания алиментов. Законные требования судебного пристава-исполнителя, осуществляющего функции по принудительному исполнению, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления,
граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Результаты принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей можно увидеть в Отчете о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году. Впервые за несколько лет остаток неоконченных исполнительных производств, на конец, 2014 года снизился ниже миллионной отметки и составил 916,7 тыс. производств. Количество исполнительных производств, по которым лица, обязанные к уплате алиментов не приступали к выполнению алиментных обязательств, сократилось до 287,3 тыс. (против 317 тыс. в 2013 г). В пользу детей взыскано 16,3 млрд. руб. Достигнутые результаты принудительного исполнения во многом обеспечены, реализацией полномочий, предоставленных Федеральной службе судебных приставов России, по розыску должников и их имущества. В 2014 году судебные приставы-исполнители разыскали 61,2 тыс. должников по алиментам. В 2013 г. этот показатель составлял всего 48,1 тыс. Обнадеживающие результаты розыска должников по алиментам обеспечили деятельность по реализации их имущества в погашение задолженности по алиментам. Сумма денежных средств полученных от реализации арестованного имущества составила 15 млрд. руб. против 10,5 млрд. руб. в 2013 году. В результате взаимодействия с органами внутренних дел судебными приставами разыскано более 9,1 тыс. лиц, скрывающихся от органов дознания ФССП России в связи со злостным уклонением от уплаты алиментов. После применения к должникам мер уголовно-правового воздействия окончено 7 тыс. исполнительных производств. Взысканная сумма по этим производствам составила 3 млн .руб. [5].
Динамика изменений в принудительном взыскании средств на содержание несовершеннолетних детей Федеральной службой судебных приставов России названа положительной. Вместе с тем, есть отдельные категории плательщиков алиментов, в отношении которых общий порядок принудительного взыскания алиментов, не позволяет обеспечить необходимый уровень эффективности. К отдельной категории, в частности, следует отнести плательщиков алиментов -индивидуальных предпринимателей. Как показывает личная профессиональная практика автора настоящей статьи, вместо установленных судом ежемесячных платежей, в размере, исчисленном из дохода от предпринимательской деятельности, в соответствии со ст.81 Семейного кодекса, в лучшем случае, алименты выплачивались после окончания предпринимателем финансового года. Выплачивались, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного кодекса. Причина в том, что с вынесением решения суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, у индивидуальных предпринимателей резко снижаются доходы от производства. Доходы становятся ниже заработной платы среднестатистического работника в Российской Федерации.
Примером может служить исполнительное производство о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей с индивидуального предпринимателя П. Отсутствие выплат на содержание ребенка, в течение года, гражданин П. объяснил тем, что уплачивать алименты ежемесячно, как записано в решении суда, ему «неудобно», поскольку доход от его предпринимательской деятельности будет известен только после сдачи декларации в налоговый орган по окончании финансового года. Действительно, по окончании календарного года, индивидуальный предприниматель представил справку из налогового органа, подтверждающую доход за прошедший 2012 год. Размер дохода указанный в справке, а так же квитанция об уплате незначительной суммы денег в счет алиментов, не позволили говорить о задолженности по перечислению средств на содержание несовершеннолетних детей, учитывая существующий порядок расчета из средней заработной платы в Российской Федерации. По той же причине оказалась несостоятельной попытка привлечь к уголовной ответственности предпринимателя за злостное уклонение от уплаты средств на содержание своих детей. Незначительная сумма денег, перечисляемая в счет уплаты алиментов, разрушила квалифицирующий признак злостности в составе уголовно наказуемого правонарушения. Поскольку с начала следующего 2013 года, алименты от индивидуального предпринимателя прекратили поступать, судебный пристав рассчитал задолженность по известному правилу, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. Речь идет о разъяснении Федеральной службы судебных приставов России, - «если должник не представляет документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) можно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ» [4]. С целью установления ежемесячного дохода гражданину П. вручено требование о предоставлении справок о доходе, а также книги учета расходов и доходов индивидуального предпринимателя. В случае предоставления указанных документов можно было бы воспользоваться Методическими рекомендациями Федеральной службы судебных приставов России - производить расчет алиментов (задолженности) с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы. В рамках одной налоговой базы, рекомендовано затребовать налоговую декларацию (форма Ы3-НДФЛ) в рамках другой, необходимы первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом во всех случаях расчета размера алиментов (задолженности) для индивидуального предпринимателя, необходимо учитывать сумму дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
Однако, индивидуальный предприниматель, требование о предоставлении финансовых документов не выполнил, зато перечислил денежные средства, в счет уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 3 тысяч рублей. При этом объяснил, что денежную сумму определил по своему усмотрению, и будет перечислять ее один раз в три месяца, с тем, чтобы избежать уголовной ответственности, предусмотренной законом за уклонение от уплаты алиментов. Аналогично исполнялись алимент-
ные обязательства в следующем 2014 году. Не изменили порядок ни списанные денежные средства со счета должника, ни арестованное и реализованное имущество, ни административные наказания в виде штрафа, ни предупреждения об уголовной ответственности. Справка из налогового органа о размере дохода по итогам финансового года и перерасчет уплаченных денежных средств показывали отсутствие задолженности по алиментам.
Нет сомнений в том, что порядок принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей с должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей требует совершенствования. Совершенствование принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей с указанной категории плательщиков алиментов может обеспечить развитие методики принудительного исполнения алиментных обязательств. Развитие методики, в данном случае, можно осуществить при помощи такой операции как увеличение масштабов охвата гражданских прав должников по алиментам исполнительными действиями и мерами принуждения в различных общественных отношениях (экономических, правовых, культурных и др.). Исследование указанной операции позволило установить особенность методики принудительного исполнения алиментных обязательств.
Особенность методики проявилась в том, что в технологии принудительного исполнения, побуждение индивидуального предпринимателя погасить долг по алиментам, осуществляется при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом. При этом юридическая сила исполнительных действий судебного пристава направлена не на личность должника по алиментам, а на его гражданские права. Временно ограничивая доступ к пользованию гражданскими правами, пристав-исполнитель, тем самым, побуждает должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей, выполнять свои алиментные обязательства^].
Успешным примером развития методики принудительного исполнения алиментных обязательств индивидуальными предпринимателями, следует признать временное ограничение в пользовании гражданскими правами в рамках общественных отношений связанных со свободным передвижением, выбором места пребывания и жительства. Указанное исполнительное действие добавлено в правовой арсенал судебного пристава-исполнителя сравнительно недавно, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 23 июля 2013 года №206-ФЗ. Содержащее в пункте 15 статьи 64 закона «Об исполнительном производстве», временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации, получило развитие в статье 67 того же закона, как раз в целях обеспечения результативного взыскания средств на содержание детей со специфической категории должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей. В статье сказано, что «при неисполнении должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации».
Ограничение на выезд из страны имеет правовой статус исполнительного действия, что открывает воз-
можность его применения в отношении неограниченного количества должников по алиментам, в отличие от мер принудительного исполнения (мер принуждения). Поэтому за прошедший 2014 год постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации вынесены в отношении 404 тыс. должников по алиментам. Проявляя инициативу по отмене, установленного для них ограничения, должники в срочном порядке выплатили алименты в пользу своих детей на сумму 2,7 млрд. руб. (в два раза больше чем в 2013 году) [9]. Такой результат следует признать выдающимся.
Еще более внушительный результат в вопросе погашения задолженности по алиментам в пользу несовершеннолетних детей может обеспечить такое исполнительное действие как временное ограничение лиц уклоняющихся от содержания своих детей в праве на управление транспортным средством, предоставляемого законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Установление для недобросовестного плательщика алиментов, в том числе для индивидуального предпринимателя, временного ограничения на управление транспортным средством и (или) судном, нашло отражение в законопроекте №661379-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]. Законопроект уже принят в первом чтении Государственной думой Российской Федерации 27 января 2015 года, 6006-6 ГД
Методика, основанная на побуждении индивидуального предпринимателя уплатить алименты, погасить долг при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом, позволяет совершенствовать порядок принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей, существующий в действующем Семейном кодексе и законе «Об исполнительном производстве».
Ссылки
1. Бурдо Е.П. Некоторые проблемы и способы решения принудительного исполнения обязанности по предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном порядке (на примере Республики Марий Эл) // Черные дыры в Российском законодательстве. 2014. № 1. С. 140-142.
2. Килоев К.Г. Особенности исполнительного производства в российском законодательстве//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5. С. 42-43.
3. Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. Утверждены директором ФССП России 19.06.2012 № 01-16. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФССП России. - URL: http://fssp-rus.ru/methodical/ (дата обращения 10.06.2015)
4. Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. Утверждены директором ФССП России 19.06.2012 № 01-16. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФССП России. - URL: http://fssp-rus.ru/methodical/ (дата обращения 10.06.2015)
5. Отчет о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФССП России. - URL: http://fssprus.ru/2129162/ (дата обращения 10.06.2015)
6. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. -URL: http://government.ru/docs/14494/ (дата обращения 10.06.2015)
7. Об исполнительном производстве: Федеральный закон Российской Федерации от 2 октября 2007 №229-ФЗ // Российская газета - 2007. - № 223.
8. О судебных приставах: Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года №118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. - № 30. - С. 3590.
9. Отчет о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФсСп России. - URL: http://fssprus.ru/2129162/ (дата обращения 10.06.2015)
10. Пояснительная записка к Законопроекту № 661379-6: О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального собрания Российской Федерации. Государственная Дума. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28-Spravk/, (дата обращения 10.06.2015)
11. Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. - № 1. - С. 16.
References
1. Burdo E.P. Some problems and solutions to the enforcement of the obligation to provide alimony exacted by judicial order (for example, the Republic of Mari El) // Black holes in the Russian legislation. 2014. № 1. Pp. 140-142.
2. Kiloev K.G. Features of the enforcement proceedings in the Russian legislation // Business Law. Economics and Law Journal. 2014. № 5. p. 42-43.
3. Guidelines for order execution requirements of court orders for alimony. Approved by the Director of the FSSP Russia 19.06.2012 № 01-16. [Electronic resource] // Official site of Russia FSSP. - URL: http://fssp-rus.ru/methodical/ (date of treatment 06/10/2015)
4. Guidelines on the order of execution of the requirements of executive documents for alimony. Approved by the Director of the FSSP Russia 19.06.2012 № 01-16. [Electronic resource] // Official site of Russia FSSP. - URL: http://fssprus.ru/methodical/ (date of treatment 06/10/2015)
5. Report on the implementation of a public declaration of the goals and objectives achieved by the Federal Bailiff Service of Russia in 2014. [Electronic resource] // Official site of Russia FSSP. - URL: http://fssprus.ru/2129162/ (date of treatment 10/06/2015)
6. Approval of the State Family Policy Concept of the Russian Federation for the period up to 2025: the disposal of the Government of the Russian Federation of 25.08.2014 №1618-p [electronic resource] // Official site of the Government of the Russian Federation. - URL: http://government.ru/docs/14494/ (date of treatment 10/06/2015)
7. On Enforcement Proceedings: Federal Law of the Russian Federation on October 2, 2007 №229-FZ // Ros-siyskaya Gazeta - 2007. - № 223.
8. On Bailiffs: Federal Law of the Russian Federation from July 21, 1997 №118-FZ // Meeting of the legislation
of the Russian Federation of July 28, 1997 - № 30. -p. 3590.
9. Report on the implementation of a public declaration of the goals and objectives achieved by the Federal Bailiff Service of Russia in 2014. [Electronic resource] // Official site of Russia FSSP. - URL: http://fssprus.ru/2129162/ (date of treatment 10/06/2015)
10. The explanatory note to the bill № 661379-6: On Amendments to the Federal Law "On Enforcement Proceedings" and some legislative acts of the Russian Federation. " [Electronic resource] // Official website of the Federal Assembly of the Russian Federation. The State Duma. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28-Spravk/, (the date of treatment 06/10/2015)
11. The Family Code of the Russian Federation // Meeting of the legislation of the Russian Federation from January 1, 1996 - № 1. - p. 16.
на статью Ванюхина Олега Владиславовича «Принудительное взыскание алиментов и вопросы его совершенствования»
Рецензируемая статья написана на весьма актуальную в данный момент тему. Задолженность по назначенным в пользу несовершеннолетних детей алиментам сегодня приобретает массовый характер, чему в немалой степени способствуют проблемы, связанные с применением юридического механизма взыскания алиментов. В статье проводится правовой анализ образующих данный механизм действий пристава-исполнителя. Тщательно исследованы правовые основания применения мер принудительного взыскания алиментов, полномочия пристава-исполнителя. Автор представил результаты деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2013-214 гг., показывающие положительную динамику эффективности применения мер принудительного взыскания алиментов за последние годы. Автор выявляет ряд действительно имеющих место проблем принудительного взыскания алиментов с некоторых категорий их плательщиков, в частности, индивидуальных предпринимателей. Используя примеры из своей профессиональной практики, автор находит причины появления названных проблем, приходит к выводу о необходимости совершенствования законодательства, позволяющего использовать новые методики принудительного взыскания алиментов. Применение ряда ограничительных мер, предложенных авторов в отношении указанных категорий плательщиков алиментов, действительно способны побудить их исполнять алиментные обязанности и исключить возможность систематического уклонения от их исполнения.
Следует отметить, что представленная на рецензирование статья достаточно объёмна, четко структурирования и, несомненно имеет определенную научную ценность, благодаря наличию в ней логичных выводов, юридически обоснованных предложений по решения имеющих место проблем. В то же время, стиль изложения материала вполне доступен для прочтения, что делает статью интересной для широких слоёв общественности. В целом, статья соответствует требованиям, предъявляемых к такого рода работам и может быть рекомендована к печати в одном из журналов ВАК.