ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 4(20) 2015
УДК 346.12
БОТ: 10.17223/22229388/20/5
В. В. Шипунова
ПРИНУЖДЕНИЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Дан анализ принудительного исполнения домашними хозяйствами обязательств, возникших в результате расходных операций в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Ключевые слова: домашние хозяйства, расходы домашних хозяйств, обязательства домашних хозяйств, Федеральная служба судебных приставов.
В последнее время очень много внимания уделяется домашним хозяйствам. Все чаще и чаще возникают обсуждения по поводу планирования доходов и расходов домашними хозяйствами, составления бюджетов, повышения финансовой грамотности и т.п.
Финансовая структура домашнего хозяйства [1. С. 46] как элемент финансов домашнего хозяйства состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. В различных домашних хозяйствах элементы финансовой структуры различаются по масштабам и конкретному содержанию.
Более подробно хотелось бы остановиться на расходах домашних хозяйств и возникающих вследствие них обязательств.
Расходы - исполнение денежных средств. Расходы зависят от желаний, потребностей, целей и доходов конкретного домашнего хозяйства [Там же].
Какими бы ни были расходы у домашнего хозяйства, в результате возникают связанные с ним обязательства: при покупке автомобиля возникает обязанность платить транспортный налог, с приобретением имущества необходимо оплачивать имущественный налог, если домашнее хозяйство и семья являются одним и тем же субъектом, при расторжении брака и наличии детей могут появиться алиментные обязательства, а нередко и определение порядка проживания ребенка.
Обязательства, возникающие у домашних хозяйств, могут различаться в зависимости от
условий их существования, желания и потребностей:
1. Налоговые обязательства (НДФЛ, налог на имущество физического лица, транспортный налог, земельный налог и т. п.).
2. Договорные обязательства (оплата коммунальных услуг, Интернета, телефонной связи, электроэнергии, обучение по основным и дополнительным образовательным программам детей и самого домохозяина, алименты и т. д.).
3. Обязательства, связанные с сохранением здоровья домохозяйства (оплата дополнительной медицинской страховки, страхование жизни домохозяина и членов домашнего хозяйства, страхование имущества домашнего хозяйства и т. п.).
4. Кредитные обязательства домашнего хозяйства с различными кредитными организациями.
5. Обязательства по оплате штрафов за административные правонарушения.
Одним из основных элементов финансовой структуры домашнего хозяйства является его бюджет, который имеет доходную и расходную части. В зависимости от конкретной структуры доходной и расходной частей домашнего хозяйства в нем могут возникать профицит, равенство и дефицит.
Расходы бюджета состоят из одной части □ потребления или из двух - потребление и накопление. Если в расходы включают только потребление, все, что свыше, - профицит или накопления, которые выделяются в отдельный инвестиционный бюджет. Если дефицит, то нередко появляется неуплата обязательств, которая может повлечь определенные штрафные санкции и принуждение к исполнению обязательств [2. С. 192].
Одним из органов принуждения домашнего хозяйства к исполнению своих обязательств является Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП).
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Основными задачами ФССП России являются
[4]:
- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
- управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [5].
Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать указанному выше Федеральному закону.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:
1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
3) дата возбуждения исполнительного производства;
4) номер исполнительного производства;
5) наименование должника (для граждан -фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций -наименование и юридический адрес);
6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети Интернет, и данных о взыскателе;
6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;
7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения).
Сведения о взыскании территориальными органами ФССП денежных средств в бюджетную систему РФ представлены в таблице.
Анализируя таблицу и рис. 1, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего анализируемого периода происходил значительный рост исполнительных производств. В результате работы ФССП и ее территориальных органов в бюджетную систему РФ в 2012 г. поступило 106 134 млн руб., а в 2014 г. - уже 132 835 млн руб. 43
Сведения о взыскании территориальными органами ФССП России денежных средств в бюджетную систему
Российской Федерации [6]
Наименование показателя 2012 г.
Госпошлина Штрафы по приговорам судов Иные взыскания в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Кол-во, тыс. шт Сумма, млн руб. Кол-во, тыс. шт. Сумма, млн руб. Кол-во, тыс. шт. Сумма, млн руб.
1 2 3 4 5 6 7
Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 967 26 977,3 164,8 8 020,7 6 961782 212 054,1
В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 1 905,2 21 939 89,7 2 279,5 2 609 738 78 260,1
Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 19 38,6 1,2 19,7 34 601 1 519,2
Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 304,8 5 223,6 61,5 1 756,1 3 785 700 99 154,3
из них фактически исполнено 2 463,3 1 713,3 47,3 877,5 2 103 939 26 949,2
Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 643,2 21 595,1 102,1 6 018,2 3 141481 105 449,5
Продолжение таблицы
1 2013 г.
2 3 4 5 6 7
Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 906,6 26 160,2 186,7 11 446,5 7 385,0 269 478,9
В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 1 683,8 21 603 102,4 5 900,1 3 155,7 105 469,3
Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 65,6 89,7 2,7 196,8 70,1 1 335,5
Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 128,3 3 750,2 72,4 1 825,8 3 742,2 105 745,7
из них фактически исполнено 2 330,4 1 949,8 57,7 1 102,3 1 841,1 28 009,5
Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 712,7 22 219,5 111,6 9 136,9 3 572,7 157 084,6
Окончание таблицы
1 2014 г.
2 3 4 5 6 7
Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 966,6 9 694 195,4 18 073,3 7 231, 9 357 940,9
В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 3 250,4 5 155,4 78,9 9 026,3 3 667,5 182 962,0
Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 40,1 274,0 2,2 206,8 49,5 1 908,5
Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 604,2 4 056 88,2 3 739,2 3 912,4 125 039,8
из них фактически исполнено 2 488,9 2 266,6 66,3 1 761,8 1 510,4 33 464,6
Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 322,3 5 283,5 104,9 13 535, 9 3 270,1 223 628
Рис. 1. Взыскания территориальными органами ФССП денежных средств в бюджетную систему РФ, млн руб. [6]
Однако очень сложно судить, за счет какого звена финансовой системы были получены данные денежные средства. В статистической отчетности ФССП нет разделения взысканий денежных средств на хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства.
В исполнительном производстве подробно отмечаются все действия принудительного характера, которые производятся судебным приставом.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права, на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № З06-ФЗ);
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества (п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ);
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (п. 10.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ);
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества (п. 10.2 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 441-ФЗ);
45
11) иные действия, предусмотренные Федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно ст. 69 ФЗ-118 «Об исполнительном производстве» [5] взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
Исходя из вышесказанного, самыми распространенными мерами принудительного исполнения обязательств домашними хозяйствами является использование средств, находящихся на счетах у сотовых операторов, так как в законе «Об исполнительном производстве» указана возможность обращения взыскания на имущество должника, которое находится у третьих лиц. Средства, которые должник помещает на счетах сотовых операторов, - это обычные средства, обычные деньги или имущественное право в зависимости от формы договора, который заключается с должником и мобильным оператором, и конечно, судебные приставы работают с тем статусом имущества должника, который определен какими-то конкретными денежными суммами, будь то счет в банке или те счета, которые как раз связаны с мобильными операторами. ФССП России полагает, опять-таки в зависимости от формы договора, что предмет взыскания - это либо деньги, которые принадлежат должнику и находятся на счетах мобильных операторов, и здесь одна форма взыскания, либо это имущественное право, требования соответствующих услуг, оказание услуг на мобильную связь. И здесь уже следует говорить о несколько иной форме взыскания. В данном случае арест и изъятие могут происходить только в том случае, когда средства принадлежат должнику и размещены на счетах мобильных операторов. То
щены на счетах мобильных операторов. То же самое происходит и с изъятием денежных средств, находящихся на банковских счетах.
Проблема реального исполнения судебных решений возникла не сегодня, но она остается, к сожалению, нерешенной и актуальной и в настоящее время. Радикальные преобразования последних лет в экономической и социальной сферах обусловили расширение судебной компетенции, привели к значительному увеличению количества гражданских дел и дел, связанных со спорами экономического характера (реализацией имущественных прав физических и юридических лиц, рассмотрением требований кредиторов, признанием банкротами предприятий и физических лиц и многое другое).
Создание эффективного механизма исполнения судебных решений требует все более тесного взаимодействия ФССП с органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами в частности, а также на уровне обмена информацией, учетными базами данных.
Литература
1. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Финансовое планирование в домохозяйствах: учеб. пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. 200 с.
2. Земцов А.А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Кансалтинг. Томск: Издательский Дом Томского государственного ун-та, 2015. 352 с.
3. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Финансовая система домашнего хозяйства: методологический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 6 (534). С. 2-9
4. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов - http://fssprus.ru
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об исполнительном производстве», изменения и дополнения от 29.06.2015 № 210-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Статистика ФССП - http://fssprus.ru/statistics
7. Никиташина Н.А. Сравнительный анализ методов привлечения должника Федеральной службой судебных приставов на региональном уровне // Вестник науки и образования. 2015. № 4(6) С. 177-180.
8. Пика А.В. Метод управления стратегией взыскания просроченной задолженности в коммерческом банке // Сибирская финансовая школа. 2012. № 1(90). С. 110-113.
9. Пика А.В. Метод управления стратегией просроченной задолженности // Финансы и кредит. 2012. № 24 (504). С. 5559.
10. Смирнов Е.Р. О службе судебных приставов в России // Вестник Нижегородского университета им .Н.И. Лобачевского. Сер.: Право. 2000. № 1. С. 85-89.