О
тН
О
(N
УДК 378.4 ББК 74.58
В.А. Русановский И.М. Уманский
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК ИНТЕГРАТОР ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ
Определена особая роль экономического университета в инновационной среде как своеобразного интегратора, обеспечивающего высокотехнологичные отрасли науки системой сервисов, необходимых для продвижения инновационных разработок. Приведена практика Саратовского государственного социально-экономического университета в реализации стратегии «инновации через сотрудничество», осуществляемой посредством оптимизации инновационной инфраструктуры, разработки и выполнения проектов.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационное сотрудничество, экономический вуз.
V.A. Rusanovskiy
I.M. Umanskiy
ECONOMIC UNIVERSITY AS INTEGRATOR OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE REGION
ssi
2sl Д s =
B^si
H^s
«31
I
ОЙ"
°i<s ^ 1
Ps I
^ Л £
S P I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО f £И4
Sffle
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
The article proves that an economic university in innovative environment is a kind of integrator providing hi-tech scientific fields with a system of services necessary for promotion of innovations. The authors describe the activity of Saratov State Social and Economic University in terms of implementing the «Innovation through Collaboration» strategy carried out by means of optimizing the innovative infrastructure, developing and fulfilling projects.
Keywords: innovative infrastructure, innovative cooperation, economic university.
Важнейшим направлением экономической реформы в России является создание национальной инновационной системы, объединяющей интересы государства, науки и предпринимательства по использованию новых знаний и практического опыта с целью реализации конкурентных преимуществ в обеспечении устойчивого экономического роста. Университеты, в которых сосредоточена заметная часть научного потенциала страны, являются важным ресурсом инновационного развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом отраслевая принадлежность в значительной степени определяет возможную роль и место высшего учебного заведения в процессах модернизации экономики.
В полном инновационном цикле можно выделить два относительно независимых этапа:
1. Получение новшества, т.е. концептуальное и техническое решение проблемы создания инновации.
2. Получение нововведения — маркетинг, производство и передача инноваций на рынок.
Второй этап включает процессы технологического трансфера и коммерциализации результатов научных исследований, изобретений, разработок и ноу-хау. Во многих отношениях именно этот этап является
© ВА. Русановский, И.М. Уманский, 2010
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч > нД Ен^ I
ОЙ"
^ 1
5к I
^ Л £ ё§!
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
ключевым, поскольку характерными проблемами продвижения большинства инновационных проектов являются их недостаточная экономическая и маркетинговая проработка, слабое информационное обеспечение, недостаточное использование возможностей инвестиционной поддержки, в том числе, за счет международной кооперации. В связи с этим по мере роста деловой активности на международном рынке возрастает риск потери приоритетов и значительных финансовых потерь из-за некомпетентного управления интеллектуальными активами (существует огромное число примеров финансового ущерба, понесенного по этой причине как физическими и юридическими лицами, так и государством в целом).
Специфика экономического университета состоит в том, что, не имея собственных разработок в технической сфере, он обладает интеллектуальными ресурсами для развития и практической реализации методов коммерциализации научных исследований независимо от конкретной области знаний, в которой эти исследования проводятся. Целевая установка вуза, таким образом, состоит не в конкуренции с другими субъектами инновационной деятельности, а в сотрудничестве и обеспечении экономического сопровождения трансфера технологий. Это обстоятельство определяет особую роль экономического университета в инновационной среде как своеобразного интегратора, обеспечивающего высокотехнологичные отрасли науки системой сервисов, необходимых для продвижения инновационных разработок от идеи до внедрения.
Среди этих сервисов отметим следующие:
- организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационной экономики и управления инновациями;
- выявление и организация независимой экспертизы новых или ранее невостребованных технологических решений, пригодных для коммерческой реализации;
- патентно-лицензионная поддержка и оценка результатов интеллектуальной деятельности;
- изыскание возможности (поиск инвестора) для оказания финансовой поддержки отобранных проектов в части работ, необходимых для совершенствования технологии, изготовления пилотного образца, сертификации технологии либо продукции и других подобных этапов, отделяющих технологическую разработку от возможности ее рыночного использования;
- организация обучения специалистов управлению технологическими компаниями и проведению маркетинга технологически ориентированного малого бизнеса.
- организация экономического и правового консультирования авторов инновационных разработок по вопросам маркетинга, интеллектуального права, патентной защиты, составления бизнес-планов и другим вопросам;
- создание баз данных предлагаемых новых или невостребованных технологий, а также выявленных потребностей в регионах, в России или за рубежом в новых технологиях/материалах/конструкциях, которые должны облегчить и ускорить поиск партнеров и реализацию инновационных идей;
- организация региональных выставок, а также участие во всероссийских и зарубежных выставках технологических проектов с целью выявления заинтересованных потребителей технологии и/или инвесторов;
%
Ю - помощь авторам новых технологий в установлении контактов с
заинтересованными предприятиями либо инвесторами, привлечении к сотрудничеству региональных, российских и международных организа-О | ций, фондов и программ.
^ Другой важной стороной деятельности университета в инновационном
5^ развитии региона является содействие генерации новой волны предпри-
нимателей и развитию малого бизнеса путем стимулирования перспективных разработок, прежде всего, в молодежной среде, а также оказания информационно-консультативных и иных профессиональных услуг действующим предприятиям. К основным задачам в этой сфере относятся:
- организация процесса взаимодействия науки и образования с бизнесом, популяризация инновационного предпринимательства в образовательной среде;
- повышение конкурентоспособности молодежи в будущей профессиональной деятельности посредством формирования необходимых компетенций для бизнеса и адаптации к условиям реального предпринимательства;
- обеспечение студентов, аспирантов и молодых специалистов дополнительными возможностями коммерциализации инновационных идей путем предоставления офисных площадей и комплекса консультационных услуг для реализации бизнес- проектов;
- организация системы предоставления профессиональных услуг малым предприятиям региона.
Практическая реализация стратегии «инновации через сотрудничество» осуществляется в СГСЭУ посредством оптимизации инновационной инфраструктуры, системной разработки и последовательного выполнения проектов, объединенных общей задачей коммерциализации интеллектуальной деятельности и носящих преимущественно интеграционный характер.
Базовыми элементами информационной, экспертно-консалтинговой ; и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей доступ участники ков инновационного процесса к соответствующим ресурсам (активам)
ой § и услугам, являются институт дополнительного профессионального об-
разования, региональный ресурсный центр, региональный контактный ^ | центр научно-технологического сотрудничества, бизнес-инкубатор.
1 На протяжении многих лет в СГСЭУ создаются и успешно реалией зуются программы дополнительного профессионального образования,
§к§ нацеленные на формирование высокопрофессиональных руководителей I лей, специалистов и менеджеров. Сегодня университет предлагает бо-
иоэ лее 100 образовательных программ профессиональной переподготовки
к®Э и повышения квалификации по различным направлениям, на которых
за последние пять лет отучилось более четырех тысяч специалистов, руководителей, бизнесменов и предпринимателей. В апреле 2009 г. в 23 структуре ИДПО создан Центр профессиональной подготовки, пере-
подготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения, осуществляющий подготовку безработных граждан с различным уровнем образования по ряду рабочих специальностей, а также по экономике и управлению, информационным технологиям, управлению персоналом. со Примером эффективного сотрудничества с производителем в осу-
Нществлении полного цикла внедрения инноваций «исследования-разра-ботки-технологии-реализация» может служить проект «Продвижение
О
н
©
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§! ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
инновационных разработок путем формирования структуры взаимодействия инновационного подразделения университетского комплекса и предприятия малого/среднего бизнеса», осуществленный СГСЭУ в партнерстве с компанией ТОСС — предприятием, специализирующемся на изготовлении высокотехнологичных стеклянных изделий для науки и промышленности. В ходе проекта эксперты СГСЭУ провели комплексную работу по селекции и оценке инновационных продуктов компании с точки зрения их перспективности, инвестиционной привлекательности и экономической целесообразности организации их производства. Было выбрано и экономически обосновано производство нового инновационного продукта, определены приоритетные источники сырья, выбрана экспериментальная производственная площадка. Рекомендованное направление развития позволило компании заключить три договора поставки новой продукции — с РУП «Гомельский завод измерительных приборов», ЗАО «Экран ФЭП» и Китайской Северной Индустриальной Корпорацией НОРИНКО. В результате выполнения проекта объем реализации компании ТОСС возрос на 115%.
Отметим также разработку специалистами СГСЭУ базы данных инновационных проектов региональных научных и производственных организаций, включая составление реестра из около 200 высокотехнологичных разработок, системы поиска, отображения информации при наличии фильтров, он-лайновой схемы ввода информации о потенциальных проектах, системы контроля правильности ввода и подписания заявки на включение в базу. Созданный ресурс размещен на сайте Правительства Саратовской области.
В рамках бизнес-инкубатора, созданного в университете в 2009 г., осуществляется широкая программа мероприятий по информационной и образовательной поддержке начинающих предпринимателей посредством организации тренингов, цикла мастер-классов и встреч с известными бизнесменами «Стратегия и тактика развития малого предпринимательства», занятий в школе молодого предпринимателя «Мое дело», участия в конференциях и форумах, связанных с малым бизнесом. Помимо доступа к бизнес-ориентированным мероприятиям и социальной сети, инкубатор оказывает своим резидентам непосредственную помощь в разработке и продвижении бизнес-идей, построении и ведении нового бизнеса (стратегия развития, бизнес-модель, бизнес-план, маркетинг, финансы, инвестиции и пр.), предоставляет для работы оборудованный офис. За неполный год работы резидентами бизнес-инкубатора уже зарегистрированы три малых предприятия, специализирующиеся соответственно на выпуске легкосплавных тонкостенных конструкций для строительства, автоматизированном производстве пищевой продукции по халяльной технологии, туристическом бизнесе с включением в предлагаемые маршруты таких нетрадиционных элементов как религиозное просвещение и спортивное ориентирование.
Важным инструментом стимулирования инновационной и предпринимательской деятельности является система внутривузовских грантов, присуждаемых по результатам конкурса прикладных и внедренческих проектов, проводящегося на регулярной основе с участием групп разработчиков, сформированных в том числе по междисциплинарному и межотраслевому принципу.
Осуществление указанных видов деятельности в тесном сотрудничестве с другими вузами, научными институтами, предприятиями, об-
О
тН
О
(N
щественными организациями, бизнесом и региональной властью дает возможность экономическому вузу занять важное место в инновационной цепочке и играть существенную роль в процессе создания коммерческих товаров и услуг на основе результатов научных исследований и разработок.
В заключение отметим, что интересы развития вуза как субъекта инновационной деятельности требуют совершенствования законодательства в части повышения финансовой самостоятельности и стимулирования коммерческой активности университетов. В частности, необходимо снять ограничения на формы поддержки вузами и научными институтами созданных при их участии хозяйственных обществ, существенно расширить перечень направлений интеллектуальной деятельности, допускающих создание предприятий, разработать и внедрить гибкие правовые механизмы интеграции вузовской и академической науки, производства и бизнеса.
Информация об авторах
Русановский Виктор Александрович — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Саратовского государственного социальноэкономического университета, г. Саратов, e-mail: [email protected].
Уманский Игорь Маркович — доктор физико-математических наук, профессор, директор департамента инновационной политики и международного сотрудничества Саратовского государственного социально-экономического университета, г. Саратов, e-mail: [email protected].
SS1
2sl ЯЧ г
MhSI
HSS
н3і
Ой"
°i<s ^ 1
Ps І
«Л*
S P I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО |
нее
н
н
о
н
PQ
со
Н
Authors
Rusanovskiy Victor Alekseyevich — Doctor of Economics, Professor, ViceRector for Scientific Work, Saratov State Social and Economic University, Saratov, e-mail: [email protected].
Umanskiy Igor Markovich — Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Director, Department of Innovative Policy and International Cooperation, Saratov State Social and Economic University, Saratov, e-mail: [email protected].