УДК 330:658.152
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
А.С.Тарасова
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Серьезное отставание предприятий России от глобальных инновационных процессов требует глубоких институциональных преобразований. Актуальными вопросами являются формирование инновационной инфраструктуры, международная кооперация, интернационализация НИОКР, развитие венчурных фондов, реализация инновационных проектов, капитализация интеллектуальной собственности. Формирование современной инновационной инфраструктуры обуславливает необходимость анализа ее элементов и функциональных подсистем. Зарубежные и отечественные подходы к оценке экономической эффективности инноваций основаны на методиках ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), КЕС (Комиссия европейских сообществ), также используются технократические, экономические и другие методы. Однако данные методики носят вероятностный и субъективный характер. Целью исследования, результаты которого приведены в статье, является анализ специфических особенностей функционирования инновационных подразделений, в рамках формирования современной эффективной инновационной инфраструктуры, на уровне университета, предприятия и региона.
Ключевые слова:инновационная стратегия, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубатор, акселератор, оценка экономической эффективности, капитализация интеллектуальной собственности, реальные инвестиции.
Концепция инновационного
развития экономики реализуется во многих зарубежных странах. По уровню инновационного развития Россия заметно отстает не только от развитых стран, но и от ряда стран с переходной экономикой. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет
(CornellUniversity) и Всемирная организация интеллектуальной
собственности
(WorldIntellectualPropertyOrganization, WIPO) представили аналитический доклад «Глобальный индекс инноваций 2014» (Globalinnovationindex 2014). В составленном ими рейтинге в 2016 г. Россия заняла 49-е место в списке из 143-х стран, что на 13 позиций выше, чем в предыдущем году. В 2014 г. список десяти мировых лидеров в области инноваций практически не изменился по сравнению с прошлым годом [1]. В
рейтинге стран мира по
уровнюинновационных возможностей и результатов лидирует Швейцария. За ней следуют Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, США, Сингапур, Дания, Люксембург и Гонконг. В рейтинге BloombergInnovationIndex, составленном в январе 2016 года, Россия заняла 12-е место (в 2015 г. - 14-е место, в 2016 г. - 18 место) [2]. Между 14-18 местами в рейтинге Bloomberg и 50-60 местами в рейтинге Корнельского университета огромная разница. Столь большое отличие можно объяснить тем, что Bloomberg опирается в основном на количественные показатели, а эксперты Корнельского университета (и его партнеров) - преимущественно на субъективные оценки.
После второй мировой войны зарубежные и отечественные вузы начали активно взаимодействовать с
промышленными предприятиями в области военных и других индустриальных разработок. В России, начиная с 80-х годов, связи предприятий и научных университетов были практически разорваны. Актуальными вопросами формирования и развития отечественной инновационной практики являются разработка унифицированных подходов и инструментов по взаимодействию экономических институтов и научных университетов.Стратегия инновационного развития России
предполагает формирование современной инновационной инфраструктуры в различных институтах экономического пространства. Новые структурные элементы должны не только служить поддержкой и основой стабильного развития научного и бизнес-сообщества, но и находиться в постоянной взаимосвязи и
взаимообусловленности.Понятие инновационной инфраструктуры по-разному трактуется в различных источниках (табл. 1).
Таблица 1
Определения инновационной инфраструктуры в нормативно-правовых
источниках
№ п/п
Источник
Определение
1
Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832
Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации)_
Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. и одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. (отклоненный Президентом Российской Федерации 3 янв. 2000 г.)_
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции нового или усовершенствованного технологического процесса
Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»
Инновационная инфраструктура - совокупность условий (фундаментальная наука, система образования) организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности
Проект «Основы политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (подготовлен межведомственной рабочей группой Совета безопасности РФ по проблемным вопросам формирования национальной инновационной системы РФ с использованием материалов, представленных федеральными
органами исполнительной власти, субъектами РФ, академиями наук, имеющими государственный статус, и организациями научно-технического комплекса)
Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной
деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка
2
3
4
Окончание табл. 1.
5 Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. Инновационная инфраструктура - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием [2]
6 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (введено федеральным законом от 21.07.2011 № 254 ФЗ)
Отсюда следует, что инновационная инфраструктура - это часть инновационной системы, которая включает специально созданные, для генерации наукоемкого бизнеса и коммерциализации научных разработок вузов и НИИ, образования (особые зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.), а также инновационно-ориентированные субъекты инфраструктуры,
обеспечивающие ресурсную поддержку и оказание услуг инновационному бизнесу, с целью формирования дополнительных конкурентных преимуществ
экономических агентов.
Вместе с тем, важнейшими факторами развития инновационной среды в России выступают преодоление инновационной пассивности крупных предприятий и эффективные меры по поддержке малого инновационного предпринимательства.
Вопросы эффективного развития инновационной инфраструктуры
рассматриваются в работах
отечественных ученых (В.П. Бусыгин, Г.И. Герасимов, Н.З. Мазур, А.Б. Николаев, Б.Г. Салтыков И.И., Харченко). Изучение различных точек зрения [4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 17, 19, 20] помогает выделить
несколькофункциональных подсистем в рамках формирования целостной инновационной инфраструктуры (табл.2).
Следует отметить, что
инновационная деятельность и ее благополучное развитие не могут зависеть исключительно отобъектов инновационной инфраструктуры и их количества. Они могутлишь помочь решить ряд проблем. Чтобы успешно функционировать и быть устойчивой, инновационной системе необходимо опираться на нормативно-правовую базу. Рассмотрим уровни формирования основных элементовинновационной
инфраструктуры (табл. 3).
Таблица 2
Функциональные подсистемы инновационной инфраструктуры
Функциональные подсистемы Задачи
Инвестиционная привлечение венчурного финансирования
Ресурсная обеспечение необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами
Информационная аккумулирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих информационную поддержку инновационным проектам
Инновационная (научно- исследовательская) формирование единой базы для изучения и исследования инноваций, анализ и оценка условий доступа к разработкам, сертификация, патентование и деятельность по предоставлению услуг, связанных с интеллектуальной собственностью
Производственная анализ развития инновационных технологий в России и за рубежом, обеспечение возможности использования современного технологического оборудования в процессе коммерциализации технических инноваций
Консультационная оказание услуг консультирования по маркетинговой, внешнеэкономической, технологической, юридической, бухгалтерской и другим сферам
Экономическая бизнес-планирование, оценка экономической эффективности инновационной деятельности
Кадровая подготовка квалифицированных специалистов, которые способны генерировать наукоемкие идеи
Коммерческая коммерциализация разработок, сбыт и продвижение инновационной продукции на рынках
Таблица 3
Основные элементы и уровни формирования инновационной инфраструктуры
Инновационное структурное подразделение Уровень формирования (университет, предприятие, регион)
Бизнес-инкубатор университет
Акселератор университет
Технопарк университет, предприятие, регион
Инжиниринговые центры университет, предприятие
Центр коллективного пользования университет, предприятие
Центр трансфера технологий университет, предприятие, регион
Сертификационный центр университет, предприятие, регион
Центр прототипирования и промышленного университет, предприятие, регион
дизайна
Испытательные лаборатории университет, предприятие
Патентное бюро университет, предприятие
Бизнес-инкубаторы и
акселераторы в настоящее время являются важными элементами инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы могут создаваться и на региональном и уровне. В таком случае, основным видом деятельности, как правило, является предоставление помещений в аренду на льготных условиях предприятиям малого и среднего бизнеса. Также бизнес-инкубатор должен предоставлять широкий комплекс консалтинговых услуг, востребованных начинающими предпринимателями. Но наиболее успешно бизнес-инкубаторы
способныразвиваться в крупных университетах. Широкий спектр научных направлений, многопрофильный
профессорско-преподавательский состав, активная студенческая среда, финансовая поддержка - данные факторы определяют синергетический эффект научных изысканий.
Мультидисциплинарность дает
возможность привлечь большое количество консультантов, оценить проект с различных точек зрения, а также сформировать команду проекта с различными профессиональными
компетенциями. Зачастую, бизнес-инкубатор имеет узкую специализацию. Например, бизнес-инкубатор НИУ «ВШЭ» специализируется на IT-технологиях, соответственно, их инвесторы и стратегические партнеры непосредственно связаны с
информационными продуктами (Intel, Microsoft^ настоящее время в России функционирует около 100 бизнес-инкубаторов, однако они значительно отстают от зарубежных аналогов по уровню консалтинговых услуг и выживаемости резидентов.
Акселераторы способствуют более интенсивному развитию проектов,
привлекают квалифицированных
экспертов, а также позволяют привлечь инвестиционные ресурсы, т.е. ускоряют рост компании.Образовательная
программа акселератора может включать следующие направления:
1. Бизнес-идея: альтернативные варианты.
2. Сегментация рынков.
3. Стратегия сбыта.
4. Организационная структура компании.
5. Защита интеллектуальной собственности.
6. Финансовая модель и инвестиционная стратегия.
7. Презентация проекта инвестору.
Центры коллективного
пользования (ЦКП) являются важными элементами инновационной экосистемы, они способствуют активизации научно-исследовательской деятельности и коммерциализации результатов НИОКР. ЦКП владеют оборудованием, необходимым для отладки
технологических процессов. Однако данная ниша в настоящее время характеризуется низкой
востребованностью со стороны внешних пользователей. По данным
мониторингаМинистерством образования и науки России, загрузка дорогостоящего оборудования ЦКП составляет чуть более 70 %, из них внешними организациями задействовано лишь 20 %. В современном университете, обладающем мощной лабораторной базой, центры коллективного пользования являются необходимым элементом инновационной инфраструктуры. Данные подразделения могут функционировать с высокой экономической эффективностью,
основанной на сдаче в аренду оборудования заинтересованным
внешним пользователям. Однако важным
вопросом (можно сказать, проблемой) является создание
профессионального коллектива ЦКП. В составе команды должны быть не только специализированные консультанты,
эксперты, но и управленцы, способные организовать процесс по взаимодействию внутренних и внешних пользователей.
Центры трансфера технологий способны обеспечить серьезные дополнительные источники дохода. Данные институты должны
функционировать в тесной связке с промышленными предприятиями и университетами. Осознавая запросы бизнес-сообщества, центры трансфера технологий должны способствовать трансформации фундаментальных
исследований в коммерчески
привлекательные продукты.Необходимо развивать корпоративные исследования на стыке инфраструктуры научных университетов и энергокомпаний. На практике это может быть реализовано путем формирования научных
коллективов с необходимыми
компетенциями и разработки перечня совместных исследований. Особенно важно привлекать студентов, аспирантов, молодых ученых для проведения инновационных исследований, что, в свою очередь, решает кадровые вопросы.
Центры прототипирования и промышленного дизайна призваны способствовать превращению идеи в конечный продукт, востребованный рынком. Действительно, важна не только научная ценность разработки, но и доведение до уровня, отвечающего требованиям заказчика или
потенциального покупателя. Зачастую требуется не только создать коммерчески привлекательный продукт, но и обеспечить его сервисное обслуживание. Немаловажными аспектами успешных продаж являются продуманная упаковка и привлекательный дизайн изделий.
В мировом научном пространстве инновационные центры и лаборатории ведущих университетов являются крупнейшими поставщиками
технологических, индустриальных и других разработок. Наличие
инновационных институтов и
подразделений повышает конкурентные преимущества вузов, что особенно актуально в современной рейтинговой борьбе. Повышение требований к современным университетам приводит к тому, что вуз воспринимается не только как кузница кадров, но и источник инновационной активности.
Эффективное управление
интеллектуальной собственностью
является необходимой «точкой роста» любого современного вуза. Отставание в данной сфере может привести к снижению востребованности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг и в исследовательской среде. Несомненно, любые институциональные образования должны быть оценены с экономической точки зрения. Представленные выше элементы инновационной
инфраструктуры, с одной стороны, требуют финансовых вливаний, в части выплаты заработной платы сотрудникам подразделений, с другой стороны, способствуют повышению
инновационной активности. В свою очередь, экономическая отдача может иметь долгосрочный характер. Однако эти изменения необходимы, учитывая предъявляемые к университетам требования по объемам выполняемых инновационных работ, патентной активности и внебюджетным
вливаниям.Рассмотрим известные
методы оценки инновационной активности[5, 12, 13, 16, 17, 18], в целях рассмотрения экономического
обоснования институциональных
преобразований (рис. 1).
Рис. 1. Методы оценки инновационной активности [5]
Важно отметить, что многие методы имеют качественный характер и достаточно субъективны, так как зависят от экспертных оценок. Рассматривая известные методы оценки инновационной
эффективности, выделим несколько параметров, в рамках формирования системы целевых показателей инновационного развития
университета:
1) объем работ по
хозяйственным договорам с инновационными подразделениями;
2) патентная активность (количество результатов интеллектуальной деятельности);
3) количество статей в ведущих рецензируемых журналах и международных базах цитирования.
Вышеуказанные показатели являются ключевыми, их можно дополнить и другими индикаторами (количество вновь создаваемых малых инновационных предприятий,
количество дипломов на
всероссийских и международных конкурсах инновационных
разработок, количество резидентов бизнес-инкубатора, акселератора, технопарка и т.д.). Следует отметить, что систему целевых показателей не следует перегружать, т.к.
функционирование и развитие инновационных подразделений не должно превращаться в гонку за определенными индикаторами.
Вместе с этим, необходимо ориентироваться на экономическую эффективность инновационных
институтов. Научные разработки должны быть востребованы рынком. Таким образом, важнейшей задачей инновационных подразделений
становится поиск, продвижение и дальнейшая коммерциализация
научных идей студентов, аспирантов и ученых университета. Управление инновационного развития должно непосредственно подчиняться
проректору по научной работе в вузе. Представленное управление
логически построено: новые идеи студентов и молодых ученых университета проходят первичный отбор в бизнес-инкубаторе, на данном этапе проект получает
консультационную и экспертную поддержку, команда проекта имеет возможность пройти образовательную программу по созданию бизнес-модели своей компании (обычно от нескольких месяцев до одного года). Далее проект может пройти интенсивный курс развития в акселераторе (не более года), конечным результатом которого является привлечение предпосевных (рге-Бееё) инвестиций (для проектов на ранней стадии развития).
Предлагается следующая
современная структура,
объединяющая инновационные
подразделения университета (рис. 2).
Управление инновационного развития
Рис. 2.Управление инновационного развития [разработано автором]
Интересным примером
является создание Фонда
предпосевных инвестиций (ФППИ) в рамках развития инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга [14]. Данный фонд занимает инвестиционную нишу
финансирования инновационных проектов ранней стадии. В частности, фонд финансирует проекты по разработке портативных
многопрофильных комплексов,
состоящих из фрезеров, 3D-сканеров и программного обеспечения. Комплекс обеспечивает возможность обработки высокопрочных
материалов с высокой точностью. Другой инновационный проект направлен на разработку, создание и вывод на международный рынок линейки лазерных модулей и систем зажигания для различных типов двигателей. Также заслуживает внимания инвестиционный проект, посвященный разработке
оборудования и программного обеспечения для мониторинга состояния энергосистем, регистрации переходных процессов и аварийных ситуаций, наладки и испытания
бортовых систем космических аппаратов.
В технопарках авторам проекта предоставляется возможность
создания промышленного образца, отладки технологических процессов, выхода на серийное производство. Немаловажным аспектом является защита интеллектуальной
собственности. Патентное бюро способствует регистрации объектов интеллектуальной собственности, проведению патентных исследований, подготовке лицензионных договоров и т.д.
Научно-исследовательские подразделения (инжиниринговые бюро, испытательные лаборатории, центры прототипирования и промышленного дизайна, ЦКП) объединяют широкий спектр научных направлений и разработок, проводимых в университетах. Научные школы являются, с одной стороны, ядром образовательного процесса любого вуза, а, с другой стороны, источником
технологических, экологических, маркетинговых и других инноваций. В свою очередь, венчурный фонд
будет способствовать
коммерциализации научных
разработок и выводу наиболее успешных проектов на рынок. Данный фонд может финансироваться предприятиями, с которыми заключены договоры о
сотрудничестве, а также
выпускниками вуза,
заинтересованными в инновационном сотрудничестве. Наконец, малые инновационные предприятия
являются связующим звеном между научной и бизнес-средой. Они призваны обеспечить
трудоустройство выпускников,
увеличить объем выполняемых инновационных работ и в целом повысить инновационную активность в университете.
Рассмотрим возможный
перечень коммерческих услуг инновационного управления, а также диапазон стоимости данных услуг для внешних пользователей (анализ проведен на основе открытых источников: allmedia.ru, МИИРИС, innovbusiness.ru, РСТТ Gate2RuBIN, Союз ИТЦ, opora-credit.ru) (табл. 4).
Важно отметить, что патентная активность способствует активизации инновационной активности
университета в целом. Постановка на бухгалтерский учет результатов интеллектуальной собственности способствует увеличению стоимости нематериальных активов, а также увеличивает инновационную
стоимость научного университета (EVA-evaluatedvalueadded -
экономическая добавленная
стоимость). Конечно же, необходимо отметить сложности в практической реализации институциональных
преобразований. Здесь важную роль играет толерантность руководства к
структурным изменениям. По всей видимости, низкая инновационная активность университетов и предприятий в России связана с отсутствием системы поддержки работы с интеллектуальной собственностью. К сожалению, во многих вузах инновационная деятельность носит условный характер. Формальное исполнение целевых показателей не приводит к качественным скачкам в развитии образовательных и научных процессов. Низкая конверсия патентов в промышленности свидетельствует о слабой
востребованности инновационных разработок отечественными
предприятиями. Во времена плановой экономики государство являлось основным заказчиком научных разработок. Сейчас необходимо наладить сетевое взаимодействие научных институтов и бизнес-сообщества.
Важным этапом является международное позиционирование российских инноваций на мировом рынке.
Образовательный процесс в любом современном вузе должен носить мультидисциплинарный
характер. Будущий выпускник должен обладать широким спектром компетенций, креативным
мышлением, универсальностью. В крупной энергокомпании управление инновационного развития должно создаваться на базе управляющей компании и подчиняться заместителю директора по корпоративному развитию холдинга. Создание такой структуры будет способствовать аккумулированию научных
разработок сотрудников компании. Создание корпоративных
инновационных институтов на базе
управляющей компании:
технопарков, научных центров, патентных управлений особенно актуально для диверсифицированных холдингов и энергокомпаний, сформированных по
экстерриториальному принципу
(например, для оптовых
генерирующих компаний). Единая инновационная экосистема будет способствовать консолидации
научных разработок, их дальнейшей коммерциализации, в конечном итоге, данные структурные преобразования будут увеличивать инновационную стоимость компании [15].
Таблица 4
Услуги Инновационное подразделение Стоимость за 1 услугу (руб.)
Разработка бизнес-планов Бизнес-инкубатор от 10 000 до 100 000 руб. за проект (в зависимости от сложности проектов)
Образовательная программа Бизнес-инкубатор и акселератор от 5 000 до 35 000 руб. с человека (в зависимости от количества часов)
Проведение тренингов Бизнес-инкубатор и акселератор от 2 000 до 10 000 руб. за тренинг (в зависимости от количества человек в группе)
Патентные услуги Патентное бюро от 10 000 до 50 000 руб. за регистрацию РИД
Сдача оборудования в аренду (ЦКП) Центр коллективного пользования от 10 000 руб. за единицу оборудования
Инжиниринговые услуги Научные подразделения от 15 000 руб. за услугу
Таким образом, формирование современной инновационной
экосистемы напрямую зависит от готовности топ-менеджмента и ключевых управленческих кадров к структурным изменениям,
готовности функционировать в режиме "открытых инноваций", развиваться в рамках формирования инновационной экономики.
Понимание руководством важности коммерциализации инновационных разработок будет способствовать развитию сотрудников и повышению рейтинга вуза в научном и экономическом аспектах.
ЛИТЕРАТУРА 1. Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения. 11-е ежегодное исследование . НП «Руссофт». 2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://programma. x-pdf. ru/16raznoe/506797-1 -eksport-rossiyskoy-industrii-razrabotki-programmnogo-obespecheniya-11-e-ezhegodnoe-issledovanie-pri-podderzhke-russoft.php.
2. Россия вошла в топ-15 инновационных экономик мира по версии Bloomberg. 19.01.2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: www. gazeta. ru/business/news/2016/01/19/n_813 8879.html.
3. Кашина Е.В., Голованова Л.В. Сравнительный анализ методов и моделей стоимостного подхода к управлению ресурсоемким предприятием // Социально-экономические и общественные науки, Вестник ИрГТУ. № 5 (100). 2015. Стр. 218223.
4. Фаустова К.И. Подсистемы, составляющие инновационную инфраструктуру на современном этапе развития России // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 97-99.
5. Александрова С. Ю., Бадаев М. М. Использование зарубежного опыта в формировании инновационной системы высшего профессионального образования в Российской Федерации: Монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. 90 с.
6. Дулатов P.P., Лейберт Т.Б. Современные подходы к инвестированию
винновационную инфраструктуру
предприятия // Инноватика - 2013. Сборник материалов IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. НИТГУ, Минобрнауки РФ; под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. 2013. С. 195-199.
7. Фаустова К.И. Проблемы инновационного развития в экономике России // Территория науки. 2014. N 2. С. 112-114.
8. Хачеян М.А. Элементы механизма формирования инвестиций в инновационную инфраструктуру// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. № 37. С. 216220.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 472 с.
10. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2005. 148 с.
11. Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Оценкауровня инновационного развития экономики России //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. N 5(2). С. 215-221.
12. Агамирзян И.Р. Инновационная Россия: время перемен // Инновационное предпринимательство: как работает венчурная «лестница»: сб. статей. М.: Бизнес-журнал, 2010. 64 с.
13. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / Волков А.Т и
др. Под общ.ред. Д.С МедовниковаМ.: МАКС Пресс, 2011. 236 с
14. Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://frp.spb/ru/xpir.ru (дата обращения: 10.01.2016).
15. Тарасова А.С. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015621210 «Электронная база данных финансово-экономического состояния ОГК России «ОГК 2013/2014»». 2015 г.
16. Тарасова А.С., В.И. Колибаба В.И.. Методы обеспечения финансовой устойчивости оптовых генерирующих компаний Российской Федерации ИГЭУ. Иваново: ИГЭУ, 2010. 135 с.
17.Окороков В.Р., Лемеха Я.В. Инновационный потенциал промышленного предприятия: параметры и оценка // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Инновации и инвестиции. Выпуск 3(51)/2007. Том 1. С.98-102.
18.Тарасова А.С. Управление финансово-инвестиционной деятельностью энергокомпании. Иваново: ИГЭУ, 2012. 110 с.
19. Гармидер Д.А. Инновационный проект как основное направление венчурного инвестирования: терминологический аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональноеприложение. Выпуск2 (50). 2017. С. 19-24
20. Ilchenko, Angelina. Integrated estimation of territory social and economic infrastructure: experimental modeling // International Journal of Business, Humanities and Technology. 2014. Vol.4.№2.Pp. 88-97.
Рукописьпоступилавредакцию 10.11.2017
THE ANALYSIS OF FUNCTIONING OF THE INNOVATIVE ELEMENTS WITHIN
THE LIMITS OF FORMATION REGIONAL INNOVATIVE INFRASTRUCTURE
A.Tarasova
Serious backlog of the enterprises of Russia from global innovative processes demands deep institutional transformations. Pressing questions are formation of an innovative infrastructure, the international cooperation, Research and development internationalization, development of venture funds, realization of innovative projects, intellectual property capitalization. Formation of a modern innovative infrastructure causes necessity of the analysis of its elements and functional subsystems. Foreign and domestic approaches to the assessment of the innovation economic effectiveness are based on OECD methods (the Organization of the economic cooperation and development), CEC (the Commission of the European communities), the technocratic, economic and other methods are also used.
However the given techniques have likelihood and subjective character. The research objective, which results are resulted in article, the analysis of specific features of functioning of innovative divisions within the limits of formation of a modern effective innovative infrastructure at level of university, the enterprise and region is.
Key words: innovation strategy, innovation infrastructure, business-incubator, accelerator, economic efficiency evaluation, capitalization of the intellectual property, real investments.