Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕТНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ECOLOGICAL CULTURE / ADDITIONAL ECOLOGICAL EDUCATION / SUMMER SCHOOL ECOLOGICAL CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Р. П.

В статье актуализируется проблематика формирования экологической культуры современных школьников. Рассматривается решение данной проблемы в рамках экологизации образовательной среды, которая должна быть обусловлена тенденциями ухода от одностороннего экологического образования, получаемого лишь в качестве отрывочных знаний в контексте некоторых учебных предметов. Приводится модель формирования экологической культуры школьников. Показан дидактико-методологический потенциал летнего школьного экологического лагеря, отмечены ее перспективы в формировании экологической культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софронов Р. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF EDUCATIONALENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

The article actualizes the problems offorming an ecological culture of modern schoolchildren. The author considers the solution of this problem within the framework of the greening of the educational environment, which should be caused by the trends of avoiding one-sided environmental education, obtained only as fragmentary knowledge in the context of some academic subjects. The article presents a model of the formation of the ecological culture of schoolchildren. The article shows the didactic-methodological potential of the summer school environmental camp, its prospects in shaping the students’ environmental culture are noted.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 373.1 СОФРОНОВ Р.П.

кандидат педагогических наук, профессор, Педагогическое отделение института естественных наук, Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

UDC 373.1 SOFRONOV R.P.

Candidate of pedagogical sciences, professor, pedagogical department of the institute of natural sciences, NorthEastern federal university M. K. Ammosov E-mail: [email protected]

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ECOLOGIZATION OF EDUCATIONALENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

В статье актуализируется проблематика формирования экологической культуры современных школьников. Рассматривается решение данной проблемы в рамках экологизации образовательной среды, которая должна быть обусловлена тенденциями ухода от одностороннего экологического образования, получаемого лишь в качестве отрывочных знаний в контексте некоторых учебных предметов. Приводится модель формирования экологической культуры школьников. Показан дидактико-методологический потенциал летнего школьного экологического лагеря, отмечены ее перспективы в формировании экологической культуры обучающихся.

Ключевые слова: экологическая культура, дополнительное экологическое образование, летний школьный экологический лагерь.

The article actualizes the problems offorming an ecological culture of modern schoolchildren. The author considers the solution of this problem within the framework of the greening of the educational environment, which should be caused by the trends of avoiding one-sided environmental education, obtained only as fragmentary knowledge in the context of some academic subjects. The article presents a model of the formation of the ecological culture of schoolchildren. The article shows the didactic-methodological potential of the summer school environmental camp, its prospects in shaping the students' environmental culture are noted.

Keywords: ecological culture, additional ecological education, summer school ecological camp.

Решение вопросов экологизации современного школьного образования рассматривается в условиях современных реалий с позиций устойчивого экономического развития (как регионов, так и страны в целом), основанного на формировании экоцентрированного сознания и мышления обучающихся, отражающего соответствующий уровень их экологической культуры. В этой связи моделирование подходов экологизации образовательной среды в рамках межпредметной интеграции всецело отвечает задачам экологического образования, в рамках которого обучающиеся усваивают комплекс знаний об окружающей среде, причинах и последствиях экологической неустойчивости окружающего пространства, а также приобретают умения и навыки формирования собственного опыта эколого-ориентированной деятельности и т.п. [2; 5].

Данная ситуация предопределяет на сегодняшний день возрастающую актуальность проблем экологизации образовательной среды на всех этапах образования (в том числе и в общеобразовательных школах), обеспечивающей преемственность и непрерывность экологического образования как саморазвивающейся системы, имеющей определенные цели, задачи, структурные эле-

менты, а также постоянно обновляющееся содержание компонентов, реализация которых обеспечивает целенаправленность формирования экологической культуры современных школьников [3].

В рассматриваемом аспекте формирование экологической культуры обучающихся должно быть непрерывным, стабильным, разнообразным на всех ступенях и этапах, так как без развития экологического сознания становится невозможной реализация сохранения экологической устойчивости окружающего пространства, разумное отношение к природным ресурсам и рациональному природопользованию, а также поддержание экологического баланса в любых масштабах (от микро- [например, городская среда] до макромасштабов), создание благ творчества, а не благ потребления и обеспечениефундаментальности ресурса, в котором в дальнейшем реализуется в самой жизнедеятельности человека и общества [1; 4].

В контексте преодоления противоречий между формирующейся стратегией экологизации образовательной среды и недостаточностью разработанности дидактико-методологических и организационно-методических оснований достижения должного уровня экологиче-

© Софронов Р.П. © Sofronov R.P.

ской культуры обучающихся была предложена модель формирования экологической культуры обучающихся в условиях экологизации образовательной среды, базирующаяся на экоцентрическом подходе (Рис. 1).

Модель формирования экологической культуры обучающихся, прежде всего включала компоненты развития экологического сознания, среди которых основное место на начальной стадии формирования экологической культуры отводилось эмоционально-мотивационному компоненту (так как сформированность потребностно-мотивационной и эмоционально-ценностной сферы обучающихся является основой спеха в любом виде деятельности). Помимо этого, модель формирования экологической культуры включала также информационно-познавательный, оперативно-деятельностный, личностно- и практико-ориентированный компоненты.

Среди критериев сформированности экологической

культуры обучающихся особо важное значение в условиях современных реалий придавали таким как:

- владение знаниями экологических закономерностей развития окружающей действительности;

- способность прогнозировать влияние современных ситуаций на дальнейшее экологически устойчивое развитие окружающей среды;

- умение критически оценивать, прогнозировать и находить оптимальные экологических решения;

- способность к творческому формированию экологически ориентированного опыта;

- способность привлекать межпредметное знание к решению вопросов экологической направленности и пр.

В условиях возрастающей значимости процессов экологизации образовательной среды существенно увеличивается роль форм организации воспитательно-образовательной деятельности обучающихся в условиях экологизации образовательной среды. Именно формы

Подходы, методы и средства формирования экологической культуры обучающихся в условиях

экологизации образовательной среды

Моделирование Проектирование

Информатизация

Экологическая и регионально-экологическая подготовка

Результат: сформированность экоцентрического сознания, обусловливающая способность обучающихся решать и рассматривать проблемы экологического характера с экоцентрических позиций, составляющих основы должного экологической культуры.

Рис. 1. Модель формирования экологической культуры обучающихся.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

деятельности позволяют добиться высокого прикладного значения процесса формирования экологической культуры обучающихся, так как форма деятельности напрямую опосредует результат эколого-направленной деятельности субъекта[6].

В предлагаемой модели формирования экологической культуры высокой значимостью обладали такие формы как:

- эколого-краеведческие экскурсии, которые позволяют осуществить интегративный подходк овладению экологической информацией, получить много дополнительных сведений краеведческого, биологического характера, которые недоступны в условиях учебной деятельности обучающихся (например, возможность наблюдать уникальность и неповторимость природных объектов) и т.п.;

- исследовательская деятельность эколого-ориентированной направленности, предполагающая формировать умения и навыки выбора экологических объектов для наблюдения и исследования, а также постигать методологию исследовательской деятельности экологической направленности для самостоятельных исследований;

- кружковая деятельность, определяющая реализацию императивов экологизации на этапе ранней про-фориентационной деятельности с обучающимися;

- школьная полевая практика, которая позволяет исследовать природные объекты в реальных условиях и тем самым акцентирует аспекты формирования эко-центрического сознания и развития соответствующего мышления обучающихся;

- экологические школы, проводимые в разные сезонные периоды, что позволяет наблюдать уникальность и разнообразие свойств природных объектов в различных условиях в одной и той же местности, знать их специфику, особенности и пр, на основе чего могут быть уточнены, проектируемы и реализованы разные тонкости экологических подходов;

- школьное лесничество, что позволяет обучающихся контекстно погружаться в экологически ориентированные профессиональны виды деятельности, расширяя свой кругозор посредством решения уже профессионально направленных экологических задач и мн. др.;

- экологические чтения, позволяющие своевременно ознакомиться со степенью научной разработанности вопросов экологии в их прикладном, исследовательском, методологическом и иных аспектах;

- школьный летний экологически лагерь; данная форма организации формирования экологической культуры обучающихся представляет собой достаточно по-

пулярный дидактико-методологический концепт, на основе которого происходит своеобразное погружение школьников на длительный период, что позволяет сделать определенные виды эколого-ориентированных работ более глубокими, законченными, проработанными с исследовательской точки зрения, а также осуществить запланированную проектную деятельность, наработать исследовательский материал с учетом специфики своего региона и мн. др.[7].

Говоря об актуальности такой организационной формы дополнительного экологического образования в условиях экологизации образовательной среды как летний экологический лагерь для обучающихся, необходимо отметить, что в рамках экологического просвещения современных школьников пока нет единого стандарта и подходов в организации экологических исследований, в связи с чем данная проблема решается через междисциплинарную интеграцию дисциплин гуманитарного цикла, таких как «Биология», «География», «Химия» и др. Такой подход был признан односторонним и востребовал разработки направлений дополнительных, более углубленных и практико-ориентированных тенденций экологизации образовательной среды в плане дополнительного экологического образования, в рамках которого практика школьных экологических лагерей с учетом региональной специфики имеет на сегодняшний день эскалационное значение:

- обеспечивает непрерывность экологического образования и углубленный подход к освоению экологических знаний;

- высокое значение для поступательного формирования экологической культуры;

- достижение практико-ориентированных результатов по охране окружающей среды своего региона;

- содействие переходу получаемой экологической информации в сферу сознания обучающихся, которое становится экоцентрическим;

- повышает значимость собственной эколого-ориентированной деятельности для самих школьников и мн. др. [7].

Таким образом, тенденции экологизации образования востребуют сегодня разработку перспективных и эффективных путей, которые ориентированы на формирование экологической культуры современных школьников, развитие их экоцентрического сознания на основе совершенствования системы дополнительного экологического образования. Такие подходы уже на начальных этапах образования будут способствовать экологической регуляции социальной реальности системы «общество-производство-окружающая среда».

Библиографический список

1. Амиров А.С. Экологическое сознание школьников как составляющая их общей культуры / А. С. Амиров // Казанская наука. 2010. № 8. С. 572-575.

2. Габышев А.Н. Основные проблемы экологического образования / А. Н. Габышев // Школьная педагогика. 2017. №2. С. 10-14.

3. Дзятковская,Е. Н. Подходы к стандартизации экологического образования в общеобразовательной школе / Е. Н. Дзятковская// Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 1. С. 25-35.

4. Зубова, С. С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С. С. Зубова, Л. М. Жиженина // Педагогика высшей школы. 2017. №4.1. С. 72-73.

5. Киселев С.А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды / С. А. Киселев // Молодой ученый. 2015. №7. С. 777-780.

6. Мухамедшина Л.М. Сущность понятия «Экологическая образовательная среда» / Л. М. Мухамедшина// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 5. С. 126-136.

7. Софронов Р.П. Методика учебно-исследовательской работы учащихся в летнем экологическом лагере: на примере республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук. / Р. П. Софронов. Санкт-Петербург, 2003. 153 с.

References

1. AmirovA.S. Ecological consciousness of schoolchildren as a component of their General culture / A. S. Amirov // Kazan science. 2010. № 8. Pp. 572-575.

2. GabyshevA.N. The main problems of environmental education / A. N. Gabyshev // School pedagogy. 2017. №2. Pp. 10-14.

3. DzyatkovskayaE.N. Approaches to standardization of environmental education in secondary school / E. N. Dzyatkovskaya // Astrakhan Bulletin of environmental education. 2012. № 1. Pp. 25-35.

4. Zubov S.S. Education of ecological culture of students by means of educational environment of the school / S. S. Zubov, L. M. Iranina // Pedagogy of higher education. 2017. №4.1. Pp. 72-73.

5. KiselevS.A. Pedagogical aspects of ecological safety of educational environment / S. A. Kiselev // Young scientist. 2015. №7. Pp. 777-780.

6. MukhamedshinaL. M. the Essence of the concept "Ecological educational environment" / L. M. mukhamedshina // Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical University. 2011. № 5. Pp. 126-136.

7. Sofronov R.P. Methods of educational and research work of students in the summer ecological camp: on the example of the Republic of Sakha (Yakutia): dis. ... kand. PED. sciences'. / R. P. Sofronov. St. Petersburg, 2003. 153 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.