известия вгпу
3. Gorshkova V.V. Vzaimodejstvie formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya kak so-vremennoe napravlenie razvitiya cheloveka // Koncept. 2014. T. 26. S. 176-180.
4. Zolotuhin S.A., Hung Bu. Osnovy informal'no-go medijnogo obucheniya v pedagogicheskoj srede // Uch. zap.: elektron. nauch. zhurn. Kurskogo gos. un-ta. 2013. № 3(27). T. 1. S. 226-232.
5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy, teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslyh. M.: Nauka, 2003.
6. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Ev-ropejskogo Soyuza 2000 g. [Elektronnyj resurs] // Ob-shchestvo «Znanie» Rossii, 2001. URL: http://www. znanie.org/docs/memorandum.html (data obrashche-niya: 20.03.2019).
7. Najbauer A. Razvitie i perspektivy informal'-nogo obrazovaniya pedagogov DOO // Doshkol'noe vospitanie. 2017. № 8. S. 79-82.
8. Nefedova G.M. Specifika integracii formal'-nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie Pedagogical Review. 2017. № 3(17). S. 127-133.
9. Okereshko A.V. Aktual'nost' informal'nogo obrazovaniya kak usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelya // Vestn. Novgor. gos. un-ta, 2015. № 88. S. 78-81.
10. Pavlova O.V. Informal'noe obrazovanie kak mekhanizm povysheniya kachestva zhizni // Povyshe-nie kachestva zhizni. 2017. № 2(04). S. 37-39.
11. Rojtblant O.V. Neformal'noe obrazovanie pe-dagogicheskih rabotnikov: vchera, segodnya, zavtra // Vestn. TOGIRRO. 2014. № 2 (29).
12. Rossijskoe obrazovanie - 2020. Model' obrazovaniya dlya innovacionnoj ekonomiki / Vyssh. shk. ekonomiki. M., 2008.
13. Shuvalova O.R. Mezhdunarodnye indikatory uchastiya naseleniya v nepreryvnom obrazovanii. M., 2010.
Informal education: approaches to defining the concept
The article deals with the issue of defining the concept of "informal education" in domestic scientific papers revealing the problems of the interpretation of the essence of informal education and published in eLIBRARY.RU and CYBERLENINKA from 2000 to 2018. It presents the results of the content analysis. There are revealed the approaches to defining the type of continuous education in the educational system.
Key words: informal education, continuous education, self-education, spontaneous education, content analysis.
(Статья поступила в редакцию 08.04.2019)
р.П. софронов
(якутск)
система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся
Рассматривается проблема формирования экологической культуры школьников в субъ-ектно-развивающей среде дополнительного образования. Раскрываются истоки и тенденции развития системы дополнительного экологического образования, анализируется отечественный и зарубежный опыт. Обозначаются наиболее значимые проблемы, направления и перспективы развития системы дополнительного экологического образования.
Ключевые слова: экологическая культура, отечественный и зарубежный опыт, ФГОС, среднее общее образование, дополнительное экологическое образование, педагогическая система.
Экологическое образование современного школьника, реализуемое на сегодняшний день в учреждениях общего среднего и дополнительного образования, рассматривается как важнейшее направление формирования гражданина России, способного к созидающей деятельности на основе конструктивных принципов взаимоотношений человека, общества, природы.
Значимыми компонентами общего и дополнительного экологического образования школьника признаются экологическое мировоззрение (О.Н. Головко, А.Н. Захлебный, H.A. Лызь, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова и др.) и экологическая культура личности (Л.Д. Бобылева, В.П. Горличева, Н.С. Дежни-кова, Н.Д. Лепская, А.Н. Павлов и др.).
общетеоретические подходы к экологическому образованию разрабатывались в трудах многочисленных ученых - С.В. Алексеева, Н.Д. Андреевой, Н.М. Верзилина, Л.П. Викторовой, Н.ф. Винокурова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, В.В. Николиной, Т.М. Носовой, В.В. Пасечника, Г.С. Камерилова, В.М. Кор-сунской, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, И.Т. Суравегиной, Д.И. Трайтака и др.
формирование экологического мировоззрения школьника, основанного на понима-
О Софронов Р.П., 2019
нии целостности и тесной взаимосвязи всех экосистем в мире, эколого-биологических и социально-биологических процессов в обществе, обеспечивается в первую очередь ин-тегративной системой получаемых на уроках знаний о целостном объекте - окружающем мире, месте и роли человека в нем. В этом отношении нам кажется привлекательной идея Ю.Л. Хотунцева об актуализации тех или иных компонентов экологического мировоззрения при изучении отдельных школьных предметов [16].
Так, по мнению исследователя, мировоззрение глобальной экологии можно соотнести с преподаванием биологии, математики, географии, предмета «Окружающий мир»; с идеями локальной (региональной) экологии могут быть связаны задания по математике, биологии, географии, краеведению. Развитию активной гражданской позиции, формированию мировоззрения в рамках социальной экологии, экологии человека способствует изучение не только естественно-научных дисциплин (географии, химии, физики, основ безопасности жизнедеятельности), но и гуманитарных предметов - истории, обществознания, литературы, изобразительного искусства, музыки.
Интереснейший материал в этой связи разработан также исследователями Е.Л. Теле-жинской и И.Б. Митрофановой, представившими развернутую таблицу корреляции предметов естественно-научного цикла и направлений школьного экологического образования и воспитания [15].
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, проявляется в рамках органического единства:
1) «экологического восприятия» (умение видеть, слышать, осязать природу в ее гармонической целостности);
2) «экологического воображения» (осмысление, понимание ребенком последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы);
3) «экологического чувствования» (умения эмоционально радоваться единению с природой, эстетично ее созерцать, воспринимать боль живого как собственную боль и т. п.);
4) «экологического поведения» (организация взаимодействия с природой на основе норм морали, права, этики и т. п.) [7].
Экологическое поведение, на наш взгляд, неотделимо от понятия «экологическая ответственность», связанного с ценностными ориентирами Гражданина, человека, способного
КИЕ НАУКИ -
на разумную позитивную деятельность на оси «я - природа - общество».
Формирование экологического мировоззрения и развитие экологической культуры, выступая аспектами целостного экологического образования, реализуется на основе специальным образом организованной деятельности в рамках пространственно-предметной, социальной, педагогической субъектно-разви-вающей среды, обеспечиваемой в том числе системой дополнительного экологического образования, теоретическое обоснование которого представлено в работах ученых-методистов в области экологического образования (Н.В. Добрецова, Е.В. Тутынина, Д.Л. Теплов, Р.П. Софронов и др.).
Школьное дополнительное экологическое образование имеет глубокие истоки в историческом контенте отечественного и зарубежного опыта. Среди ценных идей дополнительного экологического образования (out-door, т. е. «за дверьми» класса) в зарубежной педагогике можно отметить следующие.
во-первых, достаточно интересной и перспективной представляется концепция экологического воспитания и образования в так называемых полевых условиях - на основе специальных центров природы, общественных просветительских и природоохранных организаций, приусадебных участков, специальных хозяйств и т. п., где младшие и более старшие школьники могут наблюдать за растительным и животным миром, ухаживать за растениями и животными, проводить элементарную исследовательскую деятельность, принимать участие в работе данных центров и хозяйств, вкладывать посильный труд в их развитие (Болгария, Норвегия, Финляндия, Нидерланды и др.).
во-вторых, это участие школьников в ряде природоохранных и природосберегающих социальных проектов: в проектах по сортировке и утилизации мусора, охране ландшафтов, сохранению чистой воды и воздуха, сохранению и воспроизведению редких видов животных и т. п. Как отмечают специалисты, в США и странах Европы формирование экологической культуры в рамках дополнительного экологического образования реализуется в контексте игрового (начальная и средняя школа) и натуралистического (средняя и старшая школа) подходов [7]. Последний зачастую реализуется в рамках совместной деятельности с приглашенными экологами и волонтерами по какой-нибудь определенной проблеме (напри-
мер, проблема миграции птиц, их кольцевания и т. п.).
По мнению руководителя российского Центра экологического образования и воспитания «Экосистема» А.С. Боголюбова [2], интересна такая активная форма дополнительного экологического образования, как реализация экологических проектов с обращением к разнообразным сопутствующим формам деятельности (постановка проблемы, вычленение задач, сбор материала и т. п.). Спектр практической деятельности и тематика проблем для проектов соотносятся со временем года (сезоном), географическим местоположением, с наличием преподавателя, ученого, специализирующегося на том или ином аспекте экологического образования и воспитания. В качестве результатов выступают написание отчета и публичная защита проекта. Интересно отметить, что названия всех проектов экологической тематики в обязательном порядке заносятся в диплом (свидетельство об окончании школы).
Большое значение имеет защита проектов, если она соотносится с выездом школьников на природу. Для организации такой деятельности в ряде стран существуют специальные центры, объединяющие ученых, педагогов, волонтеров, энтузиастов «зеленого» движения и т. п. (например, в великобритании этим занимается негосударственная образовательная организация Field Studies Council, название которой при дословном переводе выглядит как «Совет полевых исследований», при функционально-технологичном осмыслении понимается как «центр полевого образования»).
Если обратиться к отечественному опыту дополнительного экологического образования и воспитания школьников, можно отметить значение в этом плане движения юных натуралистов (юннатов), связанного с именами педагогов, ученых В.В. Бурдаковой, Б.В. Все-святского, Н.И. Дергунова, Т.Я. Карпинской, И.В. Русакова, П.П. Смолина и др. При этом, как справедливо отметил С.А. Кононов, «необходимо активно изучать историю юннатского движения, имеющую большую ценность для воспитания школьников современности» [4, с. 4].
на сегодняшний день развитие экологического мировоззрения и воспитание экологической культуры школьника идет в рамках экоцентрированного образования (термин З.Ю. Нефедовой [15, с. 4]) на основе системного дополнительного школьного образования.
К тенденциям развития дополнительного экологического образования можно отнести, на наш взгляд, формирование новой правовой основы деятельности экологических объединений и организаций, в которых заняты школьники, что связано в том числе с принятием ряда законов (Федеральный закон Рф № 7 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., Экологическая доктрина Российской Федерации РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р и др.). Это обусловило ряд серьезных шагов со стороны государства в развитии дополнительного экологического образования и воспитания:
• придание юридического статуса определенной группе детских экологических организаций, которые активно сотрудничают с представителями школьных экологических кружков, клубов, секций;
• активизация разработки интегрированных межрегиональных экологических программ, где определенное место отводится как внешкольной, так и школьной системе дополнительного экологического образования;
• разработка государственных эколого-просветительских акций;
• проведение на федеральном и региональных уровнях экологических викторин и олимпиад и т. п.
Внимание к эколого-правовому компоненту школьного экологического дополнительного образования обусловлено также разработкой и внедрением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [11], где заявлена необходимость создания условий для повышения ответственности у граждан за судьбу страны и признана большая роль в этой связи эколого-правового просвещения школьников, реализуемого в комплексе урочной и внеурочной работы, т. к. именно экологическое сознание и экологическая культура признаются среди прочих факторами национальной безопасности.
Еще одной значимой тенденцией можно назвать активное развитие в системе школьного дополнительного экологического образования принципа природосообразности, связанного с понятиями экокультурных и этнокультурных ценностей, что ориентирует детей на обращение к истокам народной культуры, народных природоохранительных традиций, направленности их деятельности на расширение личного экологического опыта.
Так, во время краеведческой экскурсии в школьном летнем экологическом лагере более
подробно можно ознакомить обучающихся со следующими явлениями [14].
• Уникальная и усовершенствованная экологическая традиция якутов - родовое унаследование хозяйственно-культурных угодий. Так, коренной хозяин как наследник, обладая глубокими знаниями об экосистеме, обогащается, не разрушая природное пространство, мало того, накапливает значительный опыт природопользования в родных просторах, обеспечивает всем жителям длительную жизнь на данной территории. Такое равновесие получалось благодаря разнообразным сочетаниям способов эксплуатации природы, использованию различных видов сельского хозяйства, повышению его продуктивности, развитию производительных сил [10].
• Интересная мифологическая традиция определения мест тотемно значимых растений у якутов. Эти места определялись (величественным деревом) Аар Кудук Мас, которое, по представлениям якутов, находится в центре земли или мироздания. Оно символизирует вечность, долголетие. Именно это дерево, наполняясь божественной энергией, поддерживало небесный порядок на земле. Такое дерево можно считать вратами в царство растительного мира. Именно на нем живет дух - хозяйка земли Аан Алахчын Хотун, которая управляет всей природной стихией на земле. Береза, по мифическим описаниям, более, чем другие деревья, напоминает Аар Кудук Мас. Ее и выбирают для преклонения на труднопроходимых перевалах, на вершинах гор - аартык, украшают витыми из цветного конского волоса веревками и прикрепляют к ним дары духу - хозяйке местности. Из таких соображений якуты употребляли на топливо только сушняк [5, с. 120].
• Распространенный у якутов культ духа охоты и рыболовства - баай байанай. охотничьи и рыболовные хозяйства считались необходимыми в суровых жизненных условиях якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшей скота, рыболовство было основным источником жизни. Поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имели широкое распространение. Кроме Баай Байа-ная, по верованиям якутов, существовал целый ряд подчиненных ему духов-братьев, домочадцев. упоминаются еще предания о лесных духах-хозяевах, которые способствовали размножению зверей и птиц. Отправляясь на
'КИЕ науки -
охоту, охотник обращался посредством духа -хозяина огня к духам - хозяевам леса, угощая костер кусочками жира или масла. При первой же ночевке в лесу, разведя огонь, охотник повторно обращался к духу - хозяину леса, принося в жертву что-то из своих запасов. В момент угощения произносил благословение ал-гыс для воссоздания благоприятных отношений с природой и просил щедрую добычу. успешная охота, по мнению древних охотников, зависела от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к природе. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать свою радость при любой добыче, т. к. такое поведение нравится баай байанаю. Охотники после удачной охоты обращались не только к байанаю, но и ко всем духам - хозяевам леса, духу огня с благодарностью. У таежных охотников самой распространенной традицией считалось повиновение по исстари заведенному обычаю скрывать удачу на охоте. Распространяться об удаче - значит оскорблять лесного духа, подарившего им добычу [12, с. 133].
важное значение имеет усиление такого направления школьного дополнительного экологического образования и воспитания, как взаимосвязь урочного и внеурочного экологизированного образования и воспитания на оси «природоохранные знания - культура - экология человека». Здесь речь идет о выполнении на уроках заданий поискового, исследовательского и проблемного характера с выходом на последующую разработку и защиту эколого-ориентированных программ, проектов, связанных как с благоустройством и улучшением экологического состояния микрорайона, так и с пропагандой здорового образа жизни в контексте осознания природно-антропогенных связей. В то же самое время анализ научного дискурса [1; 4; 8] позволяет констатировать ряд проблем, обусловливающих состояние дополнительного экологического образования на региональном уровне. В первую очередь, на наш взгляд, речь идет о некоторой недооценке общей координационной работы со стороны администраций регионов с образовательными организациями в рамках экологического образования и воспитания школьников, привлечения их к творческой, учебно-исследовательской и т. п. деятельности в рамках конкретизации экологических проблем региона. Это своего рода недоверие к возможностям образовательных организаций со стороны администраций регионов связано, возмож-
но, с отсутствием целевых социальных заказов, которые могли бы обусловить экологическую исследовательскую и проектную работу школьников, включить их в конструктивную созидательную деятельность по решению конкретных экологических проблем, что определяет не на словах, а на деле воспитание активного гражданина.
Еще одной проблемой, по нашему мнению, является недостаточная разработанность на теоретико-методическом уровне основ ин-тегративного взаимодействия на уровне «школа - учреждение дополнительного образования детей», которое могло бы стать организующим началом творческой и учебно-исследовательской деятельности, связанной с выявлением и поэтапным решением определенных экологических проблем региона.
Нельзя не заметить при этом, что потенциал дополнительного школьного образования детей в данном направлении реализован неполно, а зачастую односторонне (экскурсии, праздники, акции совместно со школой и т. п.). Причина, на наш взгляд, заключается в том, что содержание и направления (по возрастным группам) программ дополнительного экологического образования являются недостаточно продуманными. С одной стороны, как мы отмечали, отсутствует корреляция с экологическими проблемами региона, не очень охотно в этом плане идут навстречу школам представители администрации города, района и т. п. С другой стороны, сами направления деятельности в большей степени ориентированы на дошкольников и младших школьников. Подростки, которые хотят видеть реальные результаты своего участия в экологических программах, задействованы слабо.
Еще одной проблемой выступает необходимость эффективной экологизации сознания самих учителей и мотивации их к соответствующей работе не только с детьми, но и с родителями. Это можно сделать, например, через систематическую организацию творческих семинаров, проведение круглых столов с приглашением ученых-экологов из вузов (по возможности), местной администрации, журналистов и т. п.
Одной из наиболее актуальных проблем, как мы уже отмечали ранее, является воспитание экологической культуры у школьников, которое мы связываем с представленными в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) требования-
ми к личностным результатам школьников, в частности к сформированности основ экологической культуры, которая будет соответствовать современному уровню как экологического мышления, так и опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, имеющих отношение к экологии и природопользованию. В этой связи, на наш взгляд, формирование экологической культуры самым тесным образом соотносится с присвоением школьником ценностно-гуманистических принципов и норм поведения в природной среде.
Важен тот факт, что в федеральных государственных образовательных стандартах заостряется внимание на воспитательном и личностно-развивающем компонентах именно образовательного процесса. И на основе концептов ФГОС можно сделать вывод о том, что экологическая культура является многоаспектным понятием, которое связано с усвоением определенных экологических знаний, развитым экологическим сознанием, эмоционально-эстетическим восприятием природы, развитым чувством ответственности за все живое, мотивацией к эколого-созидательной деятельности, к труду по воспроизведению природных ресурсов и улучшению природопользования, а также с экологически осознанным поведением.
на основе предпринятого нами анализа федеральных государственных образовательных стандартов начального, общего основного и общего среднего образования наиболее перспективными направлениями развития экологической культуры в рамках экологического дополнительного образования в школах представляются следующие.
• На уровне дополнительного экологического образования младших школьников. Исходя из требований ФГОС по формированию и расширению опыта детей, связанного с позитивным взаимодействием с окружающим миром и воспитанием ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), перспективным видится расширение возможностей формирования экологической культуры на основе взаимосвязи творческой урочной и внеурочной работы по дисциплинам «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение». Объединив их в своего рода курс народной экологии, можно через знакомство с традициями, календарной обрядовостью, со сказками, пословицами, песнями, загадками создать
ту среду, где формируется понимание ценности живого, красоты природы и желания защищать их (или хотя бы не портить). Проведение экскурсий, оформление краеведческого материала, участие в посадках и уходе за растениями и т. п. является уже сопровождением, направленным на развитие интереса к природе, природным явлениям, формам жизни и т. п. [3].
• На уровне дополнительного экологического образования учащихся 5-9-х классов. Специфика воспитания экологической культуры у учащихся 5-9-х классов (на основе требований ФГОС) заключается в признании необходимости реально значимой практической деятельности школьников на оси «цель - результат». Это может быть обеспечено разработкой школьными учителями (биологии, географии, математики, химии и т. п.) при поддержке администрации региона интегративных образовательных программ, связанных с экологическими проблемами региона, культурой природопользования, с проблемами воспроизводства растительного и животного мира, переработки бытовых отходов и т. п. Если подросток сам непосредственно погружается в проблему, чувствует свою востребованность, это является самым сильным воздействующим фактором на его сознание и формирование экологической культуры. Это может быть помощь органам природоохраны, связанная с проведением мероприятий по выявлению несанкционированных свалок, по проведению «зеленых» пикетов и т. п., т. е. присущую данному возрасту критичность и склонность к некому бунтарству, независимости следует переводить в позитивное русло реальной гражданской позиции.
Кроме того, для ребят данного возраста важна в рамках дополнительного образования эколого-оздоровительная деятельность, которая направлена на формирование умений и навыков здорового и экологически безопасного образа жизни; в том числе с большим удовольствием они принимают участие в массовых мероприятиях на природе (игры, праздники, конкурсы и т. п.), а включение в эту деятельность родителей не только повышает статус и значение мероприятий, но и обеспечивает большую эмоциональную отдачу, которая, по мнению психологов, является залогом «присвоения» ценностей (в частности, ценностей здорового образа жизни).
немаловажное значение здесь имеет также проведение ряда мероприятий (в том числе и просветительского характера) по форми-
КИЕ нАУКИ -
рованию экологически ответственного поведения, что связывается нами с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., которые были утверждены Президентом РФ 30 апреля 2012 г. [13] и актуализируют требование введения вопросов формирования экологической культуры и экологически ответственного поведения в образовательные региональные программы.
• На уровне дополнительного экологического образования старших школьников. Исходя из специфики данного школьного возраста и требований к личности выпускника, определяемых в том числе новыми ФГОС, для учащихся старших классов, которые зачастую уже ориентированы на будущую профессию, основным видом дополнительного экологического образования может стать про-ектно-исследовательская деятельность, которая направлена на решение местных экологических проблем (ландшафтный дизайн, борьба с загрязнениями, стартапы по утилизации твердых бытовых отходов, благоустройство и т. п.). Это могут быть интегрированные проекты, которые курируют учителя биологии, географии, химии, математики и др.
Важна также эколого-просветительская деятельность, направленная на трансляцию (пропаганду) экологических и природоохранных знаний через репортажи в СМИ, ведение блогов, сетевых сообществ, творческие работы (плакаты, рисунки, эссе и др.), дискуссии, посильные социологические опросы и др. Большое значение в данном случае имеет функция учителя как модератора и координатора данной деятельности, но более важно, чтобы этот человек сам был энтузиастом, с хорошо развитым экологическим сознанием, поскольку ребята старшего возраста не прощают деятельности «ради галочки» и формального к себе отношения.
Таким образом, рассмотрение проблемы формирования экологической культуры школьника посредством системы школьного дополнительного экологического образования позволяет констатировать тот факт, что определяемое ФгОС требование достижения личностных результатов школьников в плане сформированности основ экологической культуры может быть реализовано только при участии всех заинтересованных субъектов экологического образования (педагоги, школьники, родители, ученые-экологи, представители
региональной администрации, представители СМИ и др.), экологизации их сознания и организации творческого сотрудничества.
Представленные во ФГОС направления развития экологического мировоззрения и формирования экологической культуры в рамках дополнительного школьного образования должны быть наполнены конкретным общественно значимым содержанием, связанным в том числе с местными региональными проблемами и обстановкой, при этом важно учитывать возрастные особенности того или иного школьного возраста, акцентируя внимание на том или ином компоненте экологического образования (народно-экологическом, эколого-оздоровительном, проектно-исследо-вательском и т. п.). Все это позволит включить дополнительное экологическое образование, развитие экологической культуры в общую систему гражданско-патриотического воспитания современных школьников.
Список литературы
1. Аракчеева З.В. Экологическое образование - культура общества // Science Time. 2016. № 2(26). С. 46-48.
2. Боголюбов А.С. Полевое экологическое образование в зарубежных странах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru/07referats/ee-abroad.htm (дата обращения: 01.04.2019).
3. Иргит С.Ч. Формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1(56). С. 131-132.
4. Кононова С.А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2007.
5. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов // Зап. Якутск. краев. географ. общ-ва. Якутск, 1923. Кн. 1.
6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч. 1. СПб.: СПбГУПМ, 2011.
7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
8. Наше общее будущее: доклад Между-нар. комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. / под ред. с послесл. С.А. Ев-теева и Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989.
9. Нефедова З.Ю. Формирование экологической компетентности школьников в дополнительном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2012.
10. Петров В.Т. Легенды о Кудангсе в художественной обработке П.А. Ойунского // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. С. 41-45.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №№ 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» [Электронный ресурс]. URL: http://static.go vernment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAE rrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
12. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / H.A. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.М. Петров. Новосибирск: Наука, 1995.
13. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70169264/#ixzz5TLuqIrIT(дата обращения: 01.04.2019).
14. Софронов Р.П. Методика учебно-исследовательской работы учащихся в летнем экологическом лагере (на примере Республики Саха (Якутия)): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
15. Тележинская Е.Л., Митрофанова И.Б. Экологическое воспитание как элемент урока естественнонаучного цикла // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 8. С. 18-22.
16. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
1. Arakcheeva Z.V. Ekologicheskoe obrazova-nie - kul'tura obshchestva // Science Time. 2016. № 2(26). S. 46-48.
2. Bogolyubov A.S. Polevoe ekologicheskoe obra-zovanie v zarubezhnyh stranah [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ecosystema.ru/07referats/ee-abroad. htm (data obrashcheniya: 01.04.2019).
3. Irgit C.Ch. Formirovanie cennostnogo otno-sheniya k prirode u detej mladshego shkol'nogo voz-rasta // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. №№ 1(56). S. 131-132.
4. Kononova S.A. Stanovlenie vneshkol'nogo obrazovaniya v Rossii v 60-e gody XIX v. - nachale XX v.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2007.
5. Kulakovskij A.E. Materialy dlya izucheniya verovanij yakutov // Zap. Yakutsk. kraev. geograf. obshch-va. Yakutsk, 1923. Kn. 1.
6. Lavrov S.B. Global'nye problemy sovremen-nosti. Ch. 1. SPb.: SPbGUPM, 2011.
7. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya: spec. kurs. M.: Gumanitar, izd. centr VLADOS, 2010.
8. Nashe obshchee budushchee: doklad Mezh-dunar. komissii po okruzhayushchej srede i razvitiyu (MKOSR): per. s angl. / pod red. s poslesl. S.A. Evteeva i R.A. Pereleta. M.: Progress, 1989.
9. Nefedova Z.Yu. Formirovanie ekologicheskoj kompetentnosti shkol'nikov v dopolnitel'nom obra-zovanii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2012.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
10. Petrov V.T. Legendy o Kudangse v hudo-zhestvennoj obrabotke P.A. Ojunskogo // Mifologiya narodov Yakutii. Yakutsk, 1980. S. 41-45.
11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fede-racii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 «O gosu-darstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 go-dy"» [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.govern ment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2 dE4q0ws.pdf (data obrashcheniya: 01.04.2019).
12. Predaniya, legendy i mify saha (yakutov) / N.A. Alekseev, N.V. Emel'yanov, V.M. Petrov. Novosibirsk: Nauka, 1995.
13. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF ot 30 aprelya 2012 g.) [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/7016926 4/#ixzz5TLuqIrIT (data obrashcheniya: 01.04.2019).
14. Sofronov R.P. Metodika uchebno-issledova-tel'skoj raboty uchashchihsya v letnem ekologicheskom lagere (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)): avto-ref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2003.
15. Telezhinskaya E.L., Mitrofanova I.B. Eko-logicheskoe vospitanie kak element uroka estest-vennonauchnogo cikla // Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom pro-stranstve. 2016. № 8. S. 18-22.
16. Hotuncev Yu.L. Ekologiya i ekologicheskaya bezopasnost': ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2004.
System of school additional ecological education as the basis of development of ecological culture of schoolchildren
The article deals with the issue of the development of ecological culture of schoolchildren in subject-developing environment of additional education. There are revealed the sources and tendencies of the development of the system of additional ecological education, there is analyzed domestic and foreign experience. There are noted the most significant problems, directions and perspectives of the development of the system of additional ecological education.
Key words: ecological culture, domestic and foreign experience, the FSES, secondary education level, additional ecological education, pedagogical system.
(Статья поступила в редакцию 01.04.2019)
О Лощилова A.A., Винокурова Н.ф., 2019
А.А. ЛощиЛоВА (Дзержинск)
Н.ф. ВинокуроВА (Нижний Новгород)
методические условия
воспитания экологической ответственности у членов школьного детского
геоэкологического клуба:
синергетический подход*
Раскрывается проблема формирования экологической ответственности у учащихся, обусловленная тенденциями экологизации и гуманизации современного образования. Обоснованы и раскрыты методические условия, обеспечивающие формирование экологической ответственности у участников детского геоэкологического клуба в контексте синергети-ческого подхода.
Ключевые слова: экологическая ответственность, образовательная среда, геоэкологический клуб, педагогическая модель, экологически ответственные дела, синергетический подход.
В настоящее время современное образование претерпевает значительную трансформацию. Традиционная система, опирающаяся на принципы классической науки, в этих условиях уже не может эффективно выполнять роль средства освоения мира [20]. Инновационным вектором развития становится образование в интересах устойчивого развития, имеющее синергетический, открытый, опережающий характер, побуждающее учащихся к саморазвитию, самостоятельному «выращиванию» личностных качеств, необходимых для выживания человека и общества (Н.М. Маме-дов, А. Печчеи, А.Д. Урсул, С.В. Кульневич, E.H. Князева). Одним из таких ключевых качеств личности является экологическая ответственность.
важность формирования ответственности за судьбу всего живого на Земле и жизнь будущих поколений подчеркивали H. Jonas, А. Швейцер, Р. Аттфилд, А. Наэсс, Д. Родман,
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-013-00749 (код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»).