УДК 37; 574 СОФРОНОВ Р.П.
кандидат педагогических наук, профессор, Педагогическое отделение института естественных наук, СевероВосточный федеральный университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected] КРИВОШАПКИНА О.М.
доктор педагогических наук, профессор, Педагогическое отделение института естественных наук, СевероВосточный федеральный университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected] ЯКОВЛЕВА A.B.
кандидат педагогических наук, доцент, Педагогическое отделение института естественных наук, СевероВосточный федеральный университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected] ЗАХАРОВА А.Г.
кандидат педагогических наук, доцент, Педагогическое отделение института естественных наук, СевероВосточный федеральный университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
UDC 373.1
SOFRONOVR.P.
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, North-Eastern
Federal University M. K. Ammosov E-mail: [email protected] KRIVOSHPKINA O.M. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, North-Eastern
Federal University M. K. Ammosov E-mail: [email protected] YAKOVLEVA A.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, North-Eastern Federal University M. K. Ammosov E-mail: [email protected] ZAKHAROVA A.G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, North-Eastern Federal University M. K. Ammosov E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ECOLOGICAL EDUCATION' S SYSTEM AS THE ECOLOGICAL SAFETY'S BASIS IN THE SAKHA'S REPUBLIC (YAKUTIA)
В статье актуализируется проблематика обеспечения функционирования системы экологического образования в Республике Саха (Якутия). Авторы анализируют основные аспекты формирования основ экологической безопасности, регулируемые с помощью механизмов системы непрерывного экологического образования республики. В статье рассмотрены примеры реализации экологической образовательной политики. Предложены пути достижения непрерывной, стабильной и разнообразной системы экологического образования на всех ступенях и этапах.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), экологическое образование, экологическое просвещение, система образования, экологическая политика, экологическая безопасность.
The article actualizes the problems of ensuring the functioning of the environmental education system in the Sakha's Republic (Yakutia). The author analyzes the main aspects of the formation of the foundations of environmental safety, regulated by the mechanisms of the system of continuous environmental education of the republic. The article considers examples of the implementation of environmental educational policy. Ways are proposed to achieve a continuous, steel and diverse system of environmental education at all levels and stages.
Keywords: Sakha's Republic (Yakutia), environmental education, environmental education, education system, environmental policy, environmental safety.
В условиях современных реалий особое внимание уделяется тому факту, что окружающее нас пространство является не просто субъективным образом окружающей реальности, который на протяжении долгого времени воспринимался как потенциальный для максимального использования по собственному смотрению ресурс (да и продолжает восприниматься также и в настоящее время), а жизненное пространство, назначение которого с позиции функциональности должно рассматриваться в рамках обеспечения «равновесия» окружающей нас действительности, ее экологической безопасности
[4; 6].
Данная проблема затрагивает сегодня как обеспечение эколого-безопасного существования в планетарном масштабе, так и в рамках экологизации регионально-территориального развития.
Формирование экологических основ безопасности Республики Саха, (Якутия) связано на сегодняшний день с
разработкой приоритетных стратегий эколого-безопасного и устойчивого развития на основе экологизации социума, объединяющих воедино экологическое образование, просвещение, обеспечение преемственности в формировании экологического сознания в системе непрерывного образования [1; 7].
Необходимо отметить, что под экологической безопасностью следует понимать совокупность различных условий (природных, производственных, социальных, образовательных и т.п.), которые обеспечивают безопасную жизнедеятельность населения конкретной территории, сохранность окружающей среды, в рамках которых формируется защищенность от существующих или потенциально возможных угроз.
Вопросам разработки тенденций обеспечения экологической безопасности в Республике Саха (Якутия) уделяется сегодня достаточно серьезное внимание. Данная проблематика становится широко дискутируемой в научной литературе, в рамках чего целенаправленно анализируются возможности
© Софронов Р.П., Кривошапкина О.М., Яковлева А.В., Захарова А.Г. © Sofronov R.P., Krivoshpkina O.M., Yakovleva A.V., Zakharova A.G.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
образования, взаимодействия механизмов в системе образования и т.п. с целью решения возникающих в регионе экологических проблем.
Так, например, роли экологического образования в рамках успешной реализации экологической политики в Республики Саха (Якутия) посвящены исследования Винокурова В.Н., Толстихина О.Н., Федорова Г.М., Лебедевой Н.Н., Кривошапкиной О.М., Захаровой А.Г., П. А. Гоголевой, Г. С. Васильевой, Р. П. Софронова и др. [2; 8].
Анализ и возможности потенциала преемственности экологического образования на всех ступенях образовательной системы рассмотрены в работах С.П. Ефремовой, Л. В. Николаевой, О. Г. Дьячковской и др. [3; 5].
Таким образом, считаем необходимым отметить, что огромная роль в решении данной проблемы принадлежит потенциалу образования в решении проблем обеспечения экологической безопасности. В настоящее время модель системы экологического образования как основы экологической безопасности, объединяющей воедино экологическое образование и просвещение, а также подходы в образовании, в системе обеспечения непрерывности формирования экологического сознания и мышления личности не является до конца разработанной.
Тем не менее, важнейшим условием успешного решения вопросов экологического образования, а также формирования экологического сознания и экологической культуры являются глубокие и прочные знания у каждого человека на всех ступенях образования, позволяющие осознать необходимость и значимость рационального использования природных ресурсов, содействовать охране окружающей среды на основе воспитания личной ответственности.
Система экологического образования как основа формирования экологической безопасности актуализируется в экологизации всего знания, всей системы образования, что подразумевает проникновение императивов, идей, понятий, подходов и способов интеграции экологического знания на основе межпредметной интеграции. Это обеспечивает формирование экологического сознания подрастающего поколения, устойчивого в потребности рационального природопользования и способного внедрять экологически безопасные методы и технологии освоения окружающего пространства.
Как основа обеспечения экологической безопасности система экологического образования должна реализовываться на всех уровнях, к которым необходимо относить семейный, дошкольный, школьный, уровень профессионального образования и последующего повышения квалификации.
В связи с этим, в соответствии с актуальными направлениями экологической политики, ориентированной на непрерывную, стабильную и разнообразную систему экологического образования на всех этапах, в Республике Саха (Якутия) является необходимой реализация следующих механизмов на основе их взаимодействия в рамках функционирования системы образования:
- разработка нормативно-правовой базы для обеспечения функционирования системы непрерывного экологического образования и ее интеграции в систему образования на уровне региона (например, для достижения поставленной цели в Республике Саха (Якутия) реализуется Закон «Об экологическом образовании и просвещении» от 27.12.2005 г., а также постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года» от 26.12.2008 г, служащие связующей нормативной базой для обеспечения взаимодействия органов государственной власти, учреждений образования всех ступеней, общественных объединений, органов охраны природы края, учреждений науки, культуры, сферы бизнеса для достижения непрерывности экологического образования);
- разработка концептуально-идеологических основ непрерывного экологического образования, обеспечивающая
реализацию основных императивов экологической политики в области воспитания и образования с целью достижения устойчивого развития Республики Саха (Якутия) (так, например, концепция экологического образования как основы достижения безопасного экологического развития Республики Саха (Якутия) отражена в Законе «Об экологическом образовании и просвещении», в рамках которого учреждениями образования осуществляется решение таких задач как: формирование экологической компетенции субъектов образовательного процесса, обеспечение высокого качества экологического образования и воспитания, формирование экологического сознания и экологической культуры); в этой связи считаем необходимым отметить, что эффективность мероприятий в рамках данной концепции должна достигаться на основе интеграции усилий систем дошкольного (Примером экологического воспитания детей дошкольного возраста является детский сад «Солнышко» Булунского района, реализующий проект «Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста, на примере этносов, проживающих в Арктическом регионе»), школьного, профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; помимо этого, для успешного решения задач экологического образования необходимо тесное взаимодействие учреждений образования, учреждений культуры и пр., привлечение дидактико-методологического потенциала музейной педагогики, что позволяет наиболее предметно и глубоко знакомиться с особенностями регионального развития, ресурсами и природными объектами, историей Республики и т.д.;
- разработка программного и учебно-методического обеспечения экологического образования на основе проникающей технологии, основанная на реализации регионального компонента (данное направление должно разрабатываться на основе государственных образовательных стандартов, но с увеличением доли регионального программного компонента, который может быть реализован и в рамках учебных дисциплин (вертикальная, горизонтальная, межпредметная, внутри-предметнаяинтеграция; например, в Республике Саха (Якутия) школьный цикл экологического обучения и воспитания усилен введением отдельного предмета «Экология» в учебный план работы нескольких образовательных организаций, в том числе более 30 общеобразовательные школы работают по девятому варианту базисного учебного плана с углубленным изучением естественнонаучных предметов); регионализация образования в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день отражена в следующих механизмах: согласование требований и целей государственного образовательного стандарта; учет регионального компонента; согласование учебной, внеучебной, внеклассной и внешкольной работы по экологии; определение последовательности обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся; экологизация школьных предметов; реализация межпредметного подхода в освоении учебных дисциплин; реализация исследовательского компонента, инновационных образовательных проектов (примером может служить регионализация экологического образования с уклоном агротехнологической направленности: Магарасской СОШ Горного района, Кобяйской агроэкологической СОШ Кобяйского района, Майинской СОШ 2-3 ступени Мегино-Кангаласского района, Сыланской СОШ Чурапчинского района, НПСОШ №2, СОШ №17 города Якутска и др.);
- разработка путей взаимодействия со СМИ в целях обеспечения населения Республики достоверной и доступной информацией об экологическом состоянии региона и его перспективах (оповещение об экологических акциях в регионе, просветительская деятельность, реклама экологических аспектов социальной жизнедеятельности, обнародование статистических выкладок и т.п.);
- обеспечение профессиональной подготовки кадров в области непрерывного экологического образования (открытие новых специальностей и направлений подготовки; разработ-
ка системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; разработка направлений международного взаимодействия по программам экологического природопользования в рамках международного сотрудничества учреждений высшего профессионального образования; подготовка научных кадров для решения региональных проблем в области экологии и природопользования и т.п.); примером разработки такого направления могут служить стратегические образовательные ориентиры Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, осуществляющего и расширяющего подготовку кадров в области экологии и при-
родопользования, учителей географии и экологии.
Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что, хотя проблемы обеспечения полноценного функционирования системы экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) не являются до конца решенными, системообразующая деятельность в рамках рассмотренных путей обеспечения непрерывности экологического образования позволит обеспечить устойчивое функционирование системы экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) и ускорить достижение устойчивого эколого-безопасного развития региона.
Библиографический список
1. Бабакова Т. А. Экологизация регионального компонента школьного образования как средство реализации принципа дополнительности // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3 (11). С. 40-59.
2. Гоголева П.А. Роль экологического образования и просвещения в реализации экологической политики Республики Саха (Якутия) / П. А. Гоголева, Г. С. Васильева // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12 (часть 4) С. 501-502.
3. Дьячковская О.Д. Становление начального экологического образования в дореволюционной Якутии / О. Д. Дьячковская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 38-39.
4. Егорова М.С. Экологическая безопасность. Экология личного пространства человека / М. С. Егорова, А. А. Голещихина // Молодой ученый. 2015. №7. С. 1060-1062.
5. Ефремова С.П. Экологическое образование дошкольников в условиях северных регионов РС (Якутия) [Электронный ресурс / С. П. Ефремова, Л. В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=28366
6. Заплатина О.А. Культураздоровьячеловека в условиях экологизации российского социума (социально-философский аспект). Кемерово: КузГТУ, 2014. 193 с.
7. Сичко И. А. Формирование экологического сознания учащихся средствами школьного экологического образования / И. А. Сичко, Я. А. Волошина //Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7 (часть 2) С. 70-71.
8. Софронов Р.П. Роль общеобразовательных школ в организации дополнительного экологического образования учащихся (на примере школ Республики Саха (Якутии)) // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 4 (48). С. 157-170.
References
1. Babakova T. A. Ecologization of the regional component of school education as a means of implementing the principle of complementarity // Continuing Education: XXI Century. 2015. No. 3 (11). Pp. 40-59.
2. Gogolev P. A., Vasiliev G. S. The role of environmental education and enlightenment in the implementation of the environmental policy of the Republic of Sakha (Yakutia) // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 12 (part 4) Pp. 501-502.
3. Dyachkovskaya O. D. Formation of primary environmental education in pre-revolutionary Yakutia // Theory and practice of education in the modern world: materials of the III Intern. scientific conf. (St. Petersburg, May 2013). St. Petersburg: Renome, 2013. Pp. 38-39.
4. EgorovaM. S., Goleshikhikhina A. A. Ecological safety. Ecology of a person's personal space // Young Scientist. 2015. No. 7. Pp. 1060-1062.
5. Efremova S. P., NikolaevaL. V. Ecological education of preschoolers in the northern regions of the Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource // Modern problems of science and education. 2018. No. 6. - Access mode: https://science-education.ru/en/article/view?id=28366
6. Zaplatina O. A. Culture of human health in the conditions of ecologization of Russian society (socio-philosophical aspect). Kemerovo: KuzGTU, 2014. 193 p.
7. Sichko I. A., VoloshinaYa. A. Formation of ecological consciousness of students by means of school environmental education // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 7 (part 2). Pp. 70-71.
8. Sofronov R. P. The role of secondary schools in the organization of additional environmental education of students (for example, schools of the Republic of Sakha (Yakutia)) // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. No. 4 (48). Pp. 157-170.