ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Бауман Н.В.1, Пережогина И.В.2
1Бауман Надежда Владимировна - воспитатель;
2Пережогина Ирина Викторовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
Детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. Предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованности в исследовании процессов и явлений, происходящих в природе, формированию правильного отношения к живому. Охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию МБДОУ «Белочка» г. Черногорска Республики Хакасия. В системе работы детского сада активно используется экологическая тропа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая тропа.
Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играют окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста [3].
Самоценность дошкольного детства очевидна, у детей семи лет идет становление самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу знакомых и близких людей, осмысленно разбираться в окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности. В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития воли, чувств и ума [1].
К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы высказывать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [4].
Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева [2], автор многих программ по экологии. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Перечень форм и приемов экологической работы с дошкольниками: экологические экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические конкурсы; экологические аукционы, викторины; экологические акции; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических
карт; экологические выставки и экспозиции; экологически музеи; дни экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические сказки; экологические тропы.
В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая тропа, которая есть в нашем учреждении.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Задачи экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В организации этой работы мы пока делаем первые шаги.
Экологическая тропа располагается на территории детского сада «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия.
Экологическая тропа создавалась по следующим этапам:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа. В нашем дошкольном учреждении хозяин тропы - волк.
Рис. 1. Хозяин тропы
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
Мы используем разнообразные формы и методы работы с детьми на нашей экологической тропе: экологические беседы; экологические конкурсы; наблюдения; элементарные опыты; экскурсии; целевые прогулки; решение экологических ситуативных задач; труд в природе; «Красная книга природы»; коллекционирование; экологические развлечения, праздники; экологические игры; театрализации. Также мы активно взаимодействуем с родителями. Это изготовление рисунков, поделок. Участие в различных конкурсах, в совместных экологических развлечениях, праздниках. Фотовыставки на экологическую тематику. Проводим субботники по облагораживанию экологической тропы.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием.
Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.
Список литературы
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду // А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. // Под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2004.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. М.: Просвещение, 2007.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК
ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА
12 Мускина А.Н. , Кобжасарова Ж.К.
1Мускина Айнур Нурлановна - тренер;
2Кобжасарова Жумабике Катимхановна - тренер, Центр уровневых программ,
Филиал Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»,
г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается нравственный и личностный авторитет педагога, который имеет приоритетное значение в деле образования морально ответственного гражданина страны. На современном этапе развития общества педагог должен понимать свою ответственность не только за учебные достижения, но и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Ключевые слова: общечеловеческие ценности, воспитание, гуманность, «Самопознание».
Современное развитие Казахстана тесно связано с состоянием его образовательной системы, которую можно определить, как постоянно развивающуюся, как вбирающую в себя весь прогрессивный мировой опыт воспитания и обучения молодежи. Особо следует отметить инновации в образовательной системе Казахстана, способствующие решению актуальных проблем педагогической теории и практики.
Инновационный характер нравственно-духовного образования определяется идеей самопознания, автором которой является Первая леди Казахстана - Сара Алпыскызы Назарбаева.
Педагогическая практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста, а тем более учителя самопознания. Она позволяет практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Сотворение добра, сохранение мира требуют огромной работы души, постоянных вопросов к себе: «Все ли я делаю, чтобы людям было комфортно, а не только мне?» Только в этом случае возможна победа общечеловеческих нравственных ценностей, среди которых человеколюбие, истина, доброта и любовь.
Следует также добавить, что использование новых технологий обучения (критического мышления, обучение посредством диалога и т.д.) представляет огромные возможности для пробуждения и воспитания в детях лучших качеств на основе изучения великого наследия философов, педагогов, писателей, поэтов Востока, для которых мир и согласие были наивысшим смыслом их жизни и творчества. Бесценен курс «Самопознание» в воспитании нового поколения нашей Родины - страны, где царят мир и спокойствие [1].
Формирование духовности, нравственности обучающихся в вузе тесно связано с содержанием учебно-воспитательного процесса, с деятельностью преподавателя, нацеленной на развитие у будущих специалистов интеллектуальной культуры, качеств толерантности, доброты и милосердия.