Научная статья на тему '«На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования'

«На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / интеграция / интегрированный подход / физическое воспитание / Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) / экологическое воспитание / интегрированные занятия / экологическая тропинка здоровья / children of preschool age / integration / integrated approach / physical training / Federal state educational standard of preschool education (FGOS TO) / ecological education / the integrated occupations / an ecological footpath of health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

Рассматривается содержание понятий «интеграция», «интегрированный подход», особенности применения интегративного подхода в дошкольном образовании в контексте тех изменений, которые происходят в российском дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика интегрированных занятий и раскрыты особенности их организации в условиях дошкольного образования. Определены цели, задачи, методы исследования. Представлена экспериментальная методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания. Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья, проложенной в лесопарковой зоне. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока — «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям изготавливается «хозяин тропы» — сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях. Интегрированные физкультурные занятия предполагают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (прикладных, гимнастических, спортивных, а также подвижных игр). Физические упражнения представлены прикладными, гимнастическими, спортивными упражнениями и подвижными играми. Их подбор обусловлен не только возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности детей, временем года, погодными условиями, программными задачами, но и взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имеют динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности. Показано положительное влияние экспериментальной методики на уровень физического развития и физической подготовленности, динамику прироста показателей физической подготовленности детей опытных групп в процессе эксперимента (%), а также уровень экологической воспитанности, который включал определение уровня экологических знаний, выявление характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Значительное внимание уделяется перспективным направлениям дальнейшего научного поиска по обозначенной проблеме. В заключение представлен примерный план-конспект интегрированного занятия по физической культуре для детей 4–5 лет, направленный на реализацию задач образовательных областей: «Физическое развитие» и «Познание» «На лошадке к Деду Морозу!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ON THE ECOLOGICAL FOOTPATH OF HEALTH!”: THE ORGANIZATION AND HOLDING THE INTEGRATED OCCUPATIONS ON PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

In article the maintenance of the concepts “integration”, “integrated approach”, features of application of integrative approach in preschool education in the context of those changes which happen in the Russian preschool education in connection with introduction of Federal state educational standard of preschool education is considered. Characteristic of the integrated occupations is given and features of their organization in the conditions of preschool education are revealed. Definite purposes, tasks, research methods. The experimental technique of the integrated classes in physical culture directed to the interfaced solution of problems of physical and ecological training of children of preschool age is presented. The developed technique provides integration of sections of physical and ecological training. Year-round carrying out one of studies on physical culture in the form of the integrated occupation on the ecological footpath of health laid in the green space is provided. Educational material is distributed on seasons on four thematic blocks — “Fall”, “Winter”, “Spring”, “Summer”. Taking into account age mental features of children of preschool age for increase in their interest in occupations, “the owner of a track” — the fairy tale character Lesovichok who participates practically in all occupations is made. The integrated sports occupations assume complex use of means of physical training: hygienic factors, natural and improving factors and physical exercises (applied, gymnastic, sports and also outdoor games). Physical exercises are presented by applied, gymnastic, sports exercises and outdoor games. Their selection is caused not only age, the state of health, level of physical readiness of children, season, by weather conditions, program tasks, but also interrelation with the content of naturalists’ observations, stories and conversations about the nature. The exercises imitating objects and the phenomena of live and inanimate nature and also activity in the environment are applied. Use of figurative names of exercises, methods of imitation and imitation is provided. Dynamic exercises and also exercises of cyclic character promoting expansion of functionality of a children's organism and, that most, to the general strengthening of health and increase in working capacity have advantage. It is shown positive influence of an experimental technique on the level of physical development and physical fitness, dynamics of gain of indicators of physical fitness of children of skilled groups in the course of the experiment (%) and also the level of ecological good breeding which included determination of level of ecological knowledge, identification of nature of the relation of preschool children to the nature, features of their ecological representations and abilities of implementation of activity with natural objects. Considerable attention is paid to the perspective directions of further scientific search in the designated problem. The approximate plan abstract of the integrated class in physical culture for children of 4–5 years directed to realization of problems of educational areas is in conclusion presented: “Physical development” and “Knowledge” “On a horse to Father Frost!”.

Текст научной работы на тему ««На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования»

УДК: 373.2

«НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ЗДОРОВЬЯ!»: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мищенко Наталья Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Уральский государственный университет физической культуры Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

"ON THE ECOLOGICAL FOOTPATH OF HEALTH!": THE ORGANIZATION AND HOLDING THE INTEGRATED OCCUPATIONS ON PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

Mishchenko Natalya Yurevna

j. item of N, associate professor of the theory and technique of physical training Federal state-funded educational institution the higher education Ural State University of physical culture. Chelyabinsk, Russia E-mails: [email protected]

Следует цитировать / Citation:

Мищенко Н. Ю. «На экологической тропинке здоровья!»: организация и проведение интегрированных занятий по физической культуре в условиях дошкольного образования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 2 (13). — С. 4564. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Mishchenko N. Yu. «On the ecological footpath of health!»: the organization and holding the integrated occupations on physical culture in the conditions of preschool education/ Health, Physical Culture and Sports, 2 (13), рр. 45-64 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 2.03.2019

Принято к публикации / Accepted 30.03.2019

Аннотация. Рассматривается содержание понятий «интеграция», «интегрированный подход», особенности применения интегративного подхода в дошкольном образовании в контексте тех изменений, которые происходят в российском дошкольном образовании в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дана характеристика интегрированных занятий и раскрыты особенности их организации в условиях дошкольного образования.

Определены цели, задачи, методы исследования. Представлена экспериментальная методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологическо-

го воспитания. Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья, проложенной в лесопарковой зоне. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока — «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям изготавливается «хозяин тропы» — сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях. Интегрированные физкультурные занятия предполагают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (прикладных, гимнастических, спортивных, а также подвижных игр). Физические упражнения представлены прикладными, гимнастическими, спортивными упражнениями и подвижными играми. Их подбор обусловлен не только возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности детей, временем года, погодными условиями, программными задачами, но и взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имеют динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Показано положительное влияние экспериментальной методики на уровень физического развития и физической подготовленности, динамику прироста показателей физической подготовленности детей опытных групп в процессе эксперимента (%), а также уровень экологической воспитанности, который включал определение уровня экологических знаний, выявление характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Значительное внимание уделяется перспективным направлениям дальнейшего научного поиска по обозначенной проблеме. В заключение представлен примерный план-конспект интегрированного занятия по физической культуре для детей 4-5 лет, направленный на реализацию задач образовательных областей: «Физическое развитие» и «Познание» «На лошадке к Деду Морозу!».

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интеграция, интегрированный подход, физическое воспитание, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), экологическое воспитание, интегрированные занятия, экологическая тропинка здоровья.

Summary. In article the maintenance of the concepts "integration", "integrated approach", features of application of integrative approach in preschool education in the context of those changes which happen in the Russian preschool education in connection with introduction of Federal state educational standard of preschool education is considered. Characteristic of the integrated occupations is given and features of their organization in the conditions of preschool education are revealed. Definite purposes, tasks, research methods. The experimental technique of the integrated classes in physical culture directed to the interfaced solution of problems of physical and ecological training of children of preschool age is presented. The developed technique provides integration of sections of physical and ecological training. Year-round carrying out one of studies on physical culture in the form of the integrated occupation on the ecological footpath of health laid in the green space is provided. Educational material is distributed on seasons on four thematic blocks — "Fall", "Winter", "Spring", "Summer".

Taking into account age mental features of children of preschool age for increase in their interest in occupations, "the owner of a track" — the fairy tale character Lesovichok who participates practically in all occupations is made. The integrated sports occupations assume complex use of means of physical training: hygienic factors, natural and improving factors and physical exercises (applied, gymnastic, sports and also outdoor games). Physical exercises are presented by applied, gymnastic, sports exercises and outdoor games. Their selection is caused not only age, the state of health, level of physical readiness of children, season, by weather conditions, program tasks, but also interrelation with the content of naturalists' observations, stories and conversations about the nature. The exercises imitating objects and the phenomena of live and inanimate nature and also activity in the environment are applied.

Use of figurative names of exercises, methods of imitation and imitation is provided. Dynamic exercises and also exercises of cyclic character promoting expansion of functionality of a children's organism and, that most, to the general strengthening of health and increase in working capacity have advantage.

It is shown positive influence of an experimental technique on the level of physical development and physical fitness, dynamics of gain of indicators of physical fitness of children of skilled groups in the course of the experiment (%) and also the level of ecological good breeding which included determination of level of ecological knowledge, identification of nature of the relation of preschool children to the nature, features of their ecological representations and abilities of implementation of activity with natural objects. Considerable attention is paid to the perspective directions of further scientific search in the designated problem. The approximate plan abstract of the integrated class in physical culture for children of 4-5 years directed to realization of problems of educational areas is in conclusion presented: "Physical development" and "Knowledge" "On a horse to Father Frost!".

Keywords: children of preschool age, integration, integrated approach, physical training, Federal state educational standard of preschool education (FGOS TO), ecological education, the integrated occupations, an ecological footpath of health.

Актуальность. В настоящее время система дошкольного образования перешла на новый этап. Так, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» оно впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основной образовательной программы [1]. В связи с этим идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности;

предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции вообще, а также повышения двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием интегративного подхода в частности.

Следует отметить, что идеи интеграции достаточно давно обсуждаются в педагогической среде и широко внедряются в практику общего образования с целью оптимизации образовательного процесса, обогащения и гармонизации развития ребенка.

Понятие «интеграция» относится к общенаучным понятиям. Введённое педагогом Г. Спенсером, оно первоначально означало объединение ранее изолированных компонентов учебного процесса (прежде всего знаний

по отдельным предметам) с тем, чтобы создать у учащихся целостную индивидуальную картину мира [2]. В отечественной науке оно начинает активно использоваться с 80-х гг. ХХ в.

Структура интеграции включает в себя:

а) объекты;

б) состав связи (название предметов, между которыми устанавливается связь);

в) направленность связи (линия связи от одного предмета к другому).

Сам процесс интеграции в научно-педагогической литературе рассматривается как взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью направленного формирования всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной системы научных представлений о тех или иных явлениях, сторонах, свойствах материального мира или общественной жизни.

Проблема интеграции имеет свою историю и в российском дошкольном образовании. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят Л. А. Венгер (1988), Ю. Н. Рюмина (2003), Н. Ю. Мищенко (2003), А. А. Аверина (2011), К. Ю. Белая (2012), С. М. Шкляревская (2014), И. А. Модина (2014), Е. Г. Юдина (2014) и др. [3-10]. Даже в эпоху расцвета учебной модели и предметного принципа построения образовательного процесса исследователи осознавали разрыв между отдельными сегментами содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Сущностью интегративного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в непосредственной образовательной деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения образовательной деятельности с использованием интегративного подхода существенно отличается от методики проведения обычной образовательной деятельности. Для такой дея-

тельности характерна смешанная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных образовательных областей отличается от структуры обычных, к ней предъявляются следующие требования: чёткость, компактность, сжатость учебного материала; продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в каждой непосредственной образовательной деятельности; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе; большая информативная емкость образовательного материала; систематичность и доступность изложения материала; необходимость соблюдения временных рамок.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Проведенное нами исследование в области теории и практики позволило установить, что в настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется вопросам, связанным с разными аспектами интеграции. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) этот принцип актуализировался. Однако анализ состояния проблемы на практике показал, что реализация образовательного процесса на основе интегративного подхода вызывает затруднения как проектировочного, так и организационного характера. Выход из создавшейся ситуации мы видим в формировании профессиональной компетентности педагогов

при реализации интегрированной модели образовательного процесса.

Рассмотрим реализацию интегрированного подхода в дошкольном образовании на примере образовательных областей «Физическое развитие» и «Познание».

Цель исследования - обоснование методики интегрированных занятий по физической культуре, направленной на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования

1. Выявить особенности образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Разработать методику интегрированных занятий по физической культуре, направленную на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей 4-5-летнего возраста.

3. Определить педагогические условия реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

4. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики интегрированных занятий по физической культуре.

Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе МДОУ № 432 и МОУ школа-детский сад № 337 Челябинска с участием детей 4-5-летнего возраста в количестве 40 человек с использованием таких методов, как анализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 026); антропометрия; физиометрия; педагогическое тестирование; диагностика экологической

воспитанности; педагогический эксперимент (формирующий); педагогическое наблюдение; хронометрирование; опрос (в форме беседы).

Результаты исследования. Нами разработана методика организации физкультурных занятий на основе интегрированного подхода, предназначенная для детей пятого года жизни [11] (см. рис. 1).

Интегрированные занятия — это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания образовательных программ для образовательных организаций дошкольного образования (ООДО), что предполагает интегрированное решение следующих основных задач (табл. 1) [12].

Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья. Примерная схема маршрута экологической тропинки здоровья представлена на рисунке 2. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока — «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям, изготавливается «хозяин тропы» — сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях.

Таблица 1

Задачи интегрированных занятий по физической культуре

Задачи физического воспитания Задачи экологического воспитания

1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре 1. Формирование экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе

2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей 2. Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром

3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями 3. Воспитание гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированных личного опыта и эмоциональных переживаний

Лесовичка можно сделать из природного материала — шишек, веточек, иголок, листьев, можно ввести элементы театрализации, изготовив куклу (би-ба-бо) из сохранившихся старых мягких игрушек. Готовую куклу надевают на пальцы рук, а ее движения осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Интегрированные физкультурные занятия предполагают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (прикладных, гимнастических, спортивных, а также подвижных игр) [13].

Физические упражнения представлены прикладными, гимнастическими, спортивными упражнениями и подвижными играми. Их подбор обусловлен не только возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической под-

готовленности детей, временем года, погодными условиями, программными задачами, но и взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имеют динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Большое место занимают также упражнения, направленные на развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей.

Цель — формирование базиса физической и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формы организации

Учебная работа:

интегрированные занятия по физической культуре

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

подвижные игры на прогулках

Активный отдых:

интегрированные физкультурный досуг, праздник, день здоровья

Методика интегрированных занятий по физической культуре для детей 4-5 лет

Результат — положительная динамика показателей физического развития, физической подготовленности и экологической воспитанности детей

Направленность — сопряженное решение задач физического и экологического воспитания

Средства

Гигиенические факторы: гигиена одежды и обуви, целесообразное время и место в режиме дня

Оздоровительные силы природы: лесопарковая зона, воздух, насыщенный фитонцидами, природный ландшафт

Физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы и деятельность в ней

Методы

Наглядные: наблюдения за природой,показ упражнений, имитация, наглядные пособия, зрительные ориентиры

Словесные: образные названия упражнений; объяснения, указания, распоряжения; беседы и рассказы о природе, слуховые ориентиры и сигналы

Практические: игры, игровые обучающие ситуации, упражнения; опыты; природоохранная деятельность

Педагогические условия

Обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания разделов программ

Экологическая тропинка здоровья — необходимый элемент предметно-пространственной и физкуль-турно-игровой развивающей среды

Комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка

Рис. 1. Методика интегрированных занятий по физической культуре

Упражнения прикладного характера представлены большой группой упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа, таких как ходьба, бег, прыжки, упражнения в преодолении естественных препятствий (перелезание, под-лезание), бросание, метание.

Ходьба и бег занимают большое место в содержании интегрированных физкультурных занятий. Они не должна быть однообразными, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Продолжительность ходьбы и бега до очередного объекта должна увеличиваться постепенно; так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолеть в пути. Для поддержания у детей интереса к ходьбе и бегу следует варьировать задания: вводить игровые элементы (например, на определенном отрезке маршрута собрать как можно больше шишек); изменять темп передвижений; чередовать виды ходьбы и бега; сочетать ходьбу и бег с другими движениями — прыжками, преодолением препятствий (подлазанием, перелазанием, движением между деревьями) и т. д. Широко используются игры с бегом.

В содержании интегрированных физкультурных занятий применяются как самостоятельные виды прыжков (на месте, с продви-

жением), так и подвижные игры с прыжками (например, «Лиса и зайцы», «Вороны» и др.).

Упражнения в преодолении естественных препятствий — различные перелазания, под-лазания — включаются в содержание занятий в соответствии с естественным окружением маршрута экологической тропинки здоровья (поваленные деревья, низко опущенные ветки и т. п.).

Упражнения в бросании и метании предполагают использование природных материалов — шишек, камешков и т. п.

В процессе интегрированных физкультурных занятий применяются такие разновидности гимнастических упражнений, как строевые упражнения (построения, перестроения, размыкания, смыкания и передвижения в строю), общеразвивающие упражнения, выполняемые из положения стоя, а также упражнения дыхательной гимнастики.

Строевые упражнения используются для организованного и быстрого размещения и перемещения детей на экологической тропинке здоровья, обеспечения четкого и согласованного выполнения упражнений, развития пространственных ориентировок, формирования навыков коллективных действий, дисциплины и организованности.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются с целью укрепления опорно-дви-

гательного аппарата детей, формирования навыка правильной осанки, а также повышения функциональных возможностей детского организма. Сюжетные комплексы ОРУ предусматривают использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания (например, в содержание комплекса ОРУ «Осень» включаются упражнения «Ветер качает деревья», «По полям расстилаются туманы» и т. п.).

Упражнения дыхательной гимнастики — это упражнения с произвольным видоизменением продолжительности и характера фаз дыхательного цикла; способствуют формированию навыка рационального дыхания, совершенствованию функциональных возможностей дыхательной системы, развитию выносливости. В процессе интегрированных физкультурных занятий они применяются главным образом после ускоренной продолжительной ходьбы, бега, игр высокой подвижности и взаимосвязаны с темой занятий (например, в занятии на тему «Листопад» используются такие упражнения дыхательной гимнастики, как «Листья шуршат», «Сдуй листочек» и т. п.).

Сезонные упражнения спортивного характера включаются в содержание занятий в зависимости от времени года, возраста и уровня подготовленности детей; так, например, зимой используется катание на лыжах и санках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе интегрированных физкультурных занятий на экологической тропинке здоровья целесообразно применять подвижные игры экологического характера, имитирующие как различные природные объекты и явления («Ель, елка, елочка», «Перелет птиц», «Мороз» и т. п.), так и моделирующие социальное содержание экологической деятельности («Лесничий», «Скворечники» и т. п.).

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по тропинке здоровья, а затем исполь-

зуются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в конце занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе [14].

Продолжительность занятий определяется возрастом детей, погодными условиями и протяженностью маршрута экологической тропинки здоровья и составляет от 20 до 30 минут для детей средней группы.

Для формирования у детей знаний о культуре поведения в природе, оценки своих поступков и поступков окружающих рекомендуется использовать карточки со знаками, напоминающими о правилах поведения в природе. В разработке содержания текста и рисунков, размещаемых на карточках, должны обязательно участвовать дети.

В конце каждого занятия Лесовичок поручает детям выполнить задание творческого или познавательного содержания: например, нарисовать наблюдаемые во время прогулки по экологической тропинке объекты или явления природы, выполнить поделки из природного материала, выучить стихотворение о каком-либо времени года и т. п.

Для повышения эмоционального фона занятий целесообразно использовать элементы фольклора — потешки, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, подобранные в соответствии с темой занятия. Как отмечает М. П. Асташина, использование элементов фольклора на занятиях позволяет активизировать как двигательную, так и познавательную деятельность детей, способствует их приобщению к народным культурным традициям и обеспечивает в полной мере полноценное

физическое, умственное и эстетическое развитие [15].

Учебный материал, освоенный на интегрированных физкультурных занятиях, в последующем закрепляется и совершенствуется в процессе организации и проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулках.

В процессе педагогических наблюдений (за тем, как ведут себя дети во время прогулок в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, как усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы, включают ли они в игры сюжеты и объекты природоведческого характера), а также применяя специальные методики, воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим корректирует содержание занятий [16].

Каждый сезон предусматривается организация мероприятий активного отдыха (физкультурного праздника, дня здоровья) экологической направленности; ежемесячно проводятся мероприятия физкультурно-эко-логического досуга. Их содержание строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию детей, и зависит от времени года, условий проведения, возраста и уровня подготовленности участников. Помимо общепринятых, в содержание мероприятий активного отдыха включаются и специальные экологические задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и правил поведения в природной среде. Например, детям предлагается определить птиц по их внешнему признаку, найти дерево по его описанию, собрать букет из опавших кленовых листьев и др. Предусматриваются также различные творческие задания (конкурс рисунка, конкурс поделок из природного материала) [17].

Реализация методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возмож-

на при соблюдении ряда педагогических условий [18]:

— обеспечении целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

— создании экологической тропинки здоровья как необходимого элемента не только предметно-пространственной, но и физкультурно-игровой развивающей среды;

— осуществлении комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Работа с педагогами включила в себя следующие методические мероприятия: самообразование (изучение методической, познавательной литературы по данной тематике); проведение консультаций, семинаров-практикумов по вопросам интеграции образовательной деятельности: «Интегрированный подход к образовательному процессу в ООДО».

Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности детей опытных групп до начала эксперимента не выявил достоверных различий между ними.

В течение девяти месяцев (с сентября по май) в контрольной группе занятия по физической культуре проводились на основе программы «Детство» в традиционной форме, с кратностью три раза в неделю, в том числе один раз на улице в часы прогулки.

В экспериментальной группе занятия по физической культуре два раза в неделю проводились в традиционной форме, а третье — интегрированное занятие -во время утренней прогулки по разработанной нами методике на экологической тропинке здоровья, проложенной в естественных условиях природной среды.

Согласно результатам хронометрирования моторная плотность занятий по физической культуре в экспериментальной группе составляла 68-83%, в зависимости от задач и типа занятия. В контрольной группе моторная плот-

ность составляла 52-69%, что подтверждают результаты исследования М. А. Руновой, согласно которым моторная плотность разных типов физкультурных занятий в детском саду составляет менее 70% [19].

Данные пульсометрии свидетельствуют, что во всех частях интегрированных физкультурных занятий нагрузка соответствовала возможностям детей и общепринятым рекомендациям [20]. В экспериментальной группе средний уровень ЧСС во время занятия составлял 130-140 уд./мин, в то время как в контрольной группе — 110-130 уд./мин. Полученные нами данные подтверждают результаты исследования М. А. Руновой, согласно которым одной из причин несовершенства двигательного режима в дошкольном учреждении является слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий [21].

Через девять месяцев после начала эксперимента в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физического развития и физической подготовленности, обусловленное, вероятно, как естественными процессами роста и развития детей и естественным уровнем их двигательной активности, так и целенаправ-

ленным использованием средств физического воспитания. Однако выявлены достоверные различия функциональных показателей (частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, пробы Генчи) у детей опытных групп (табл. 2). Более выраженное снижение показателей частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое, а также увеличение продолжительности задержки дыхания на выдохе у детей экспериментальной группы свидетельствуют о совершенствовании функциональных возможностей организма и положительном влиянии экспериментальной методики на функциональное состояние дошкольников.

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп после проведения эксперимента выявил достоверные различия результатов в шести контрольных упражнениях из восьми: беге на 30 м, беге на 500 м, прыжке в длину с места, статическом равновесии, сгибании туловища, разгибании туловища. При этом дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы как в результатах всех двигательных тестов (табл. 3), так и в темпах прироста показателей физической подготовленности, определяемых по формуле Б. Бгоёу (см. рис. 3).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей физического развития детей опытных групп

после эксперимента

Показатели, единицы измерения КГ (n=20) (Х±о) ЭГ (n=20) (Х±о) t расч. р

Длина тела, см 105,6±4,6 105,6±4,2 0,00 > 0,05

Масса тела, кг 18,1±1,8 18,2±1,9 0,17 > 0,05

Окружность груди, см 55,8±2,1 56,1±1,7 0,50 > 0,05

ЧСС в покое, уд./мин 94,3±9,3 84,6±7,2 3,69 < 0,05

ЧД в покое, раз/мин 26,5±1,8 21,8±1,8 8,26 < 0,05

Проба Генчи, с 8,7±3,3 15,9±5,3 5,16 < 0,05

Примечания: КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа; ЧСС — частота сердечных сокращений; ЧД — частота дыхания.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп

после эксперимента

Показатели, единицы измерения КГ (п=20) (Х±а) ЭГ (п=20) (Х±а) 1 расч. р

Бег 30 м, с 9,0±1,1 8,2±0,4 3,06 < 0,05

Бег 3x10 м, с 11,9±1,5 11,5±0,5 1,13 > 0,05

Бег 500 м, с 229,9±20,6 195,4±17,0 5,78 < 0,05

Прыжок в длину, см 79,5±12,4 91,7±11,6 3,21 < 0,05

Сгибание туловища, раз 8,2±4,9 12,9±4,8 3,06 < 0,05

Разгибание туловища, раз 10,5±3,6 14,1±2,6 3,63 < 0,05

Равновесие, с 4,8±1,5 6,5±2,8 2,39 < 0,05

Наклон вперед, см 8,4±2,9 9,3±2,8 1,00 > 0,05

Г 1—Г~1 1 1

Контрольные упражнения

Условные обозначения: I I - контрольная группа;

| | - экспериментальная группа

Рис. 3. Прирост показателей физической подготовленности детей опытных групп

в процессе эксперимента (%)

Наряду с оценкой уровня развития физических качеств определялся уровень освоения детьми 4-5 лет двигательных умений по критериям, представленным в программе «Детство». Установлено, что занятия по экспериментальной методике оказали более выраженное положительное влияние на уровень освоения двигательных умений. Это проявилось в снижении числа детей с низким уровнем освоения

двигательных умений (от 60 до 20%) в экспериментальной группе и в увеличении числа детей со средним (от 40 до 60%) и высоким уровнем (от 0 до 20%). В то время как в контрольной группе количество детей с низким уровнем освоения двигательных умений снизилось с 55 до 40 %, а количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось с 45 до 55% и с 0 до 5% соответственно (см. рис. 4).

Рис. 4. Результаты оценки уровня освоения двигательных умений у детей опытных групп

в процессе эксперимента

Диагностика уровня экологической воспитанности включала определение уровня экологических знаний, выявление характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами. Изучение знаний дошкольников о природе осуществлялось по методике Н. Н. Кондратьевой, предусматривающей пятибалльную систему оценок [22]. С целью определения характера отношения ребенка к природе и развития представлений детей о правилах, нормах взаимодействия с нею применялась методика И. В. Цветковой «Лес благодарит и сердится», с целью выявления места природы в системе ценностных ориента-

ций детей — методика И. В. Цветковой «Радости и огорчения» [23].

До эксперимента сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний дошкольников опытных групп о природе, не выявил достоверных различий между ними. После проведения эксперимента у детей обеих опытных групп наблюдалось повышение уровня знаний о природе, однако выявлены достоверные различия между ними: у детей экспериментальной группы уровень знаний о природе выше по сравнению с контрольной (табл. 4). Следовательно, занятия по экспериментальной методике способствовали не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе.

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний

дошкольников о природе

Показатели, единицы измерения КГ (Х±о) ЭГ (Х±о) t расч. р

Уровень знаний о природе (баллы) до 2,0±0,7 1,8±0,6 0,97 > 0,05

после 3,1±0,5 3,6±0,5 3,16 < 0,05

Примечания: КГ — контрольная группа; ЭГ до — до эксперимента, после Наряду с этим у детей обеих опытных групп изменились ценностные ориентации. Так, 85% детей экспериментальной группы ста-

— экспериментальная группа;

— после эксперимента.

ли испытывать чувство радости во время прогулки в лес, связанное с самим собой; в контрольной группе этот показатель составил

лишь 15%. Число детей, испытывающих чувство радости, связанное с другими людьми, в экспериментальной группе увеличилось с 15 до 65%, в контрольной группе — с 10 до 20%. Чувство радости эстетического характера, связанное с природой, стали испытывать 100% детей экспериментальной группы и 75% детей контрольной группы. Чувство радости этического характера, связанное с природой, стали испытывать 90% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы.

Огорчение во время прогулки в лес, связанное с самим собой, стали испытывать 85% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы, чувство огорчения, связанное с другими людьми, — 35% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы. Чувство огорчения эстетического характера, связанное с природой, — 65% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Чувство огорчения этического характера, связанное с природой, — 35% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы.

Количество детей, осознающих необходимость соблюдения норм и правил поведения в природе, в экспериментальной группе воз-

росло с 25 до 85%, в то время как в контрольной группе — с 15 до 25%. Число детей, приводящих примеры практической экологически ориентированной деятельности, увеличилось в экспериментальной группе с 30 до 65%, а в контрольной группе — с 10 до 15%. Кроме того, 100% детей экспериментальной группы стали приводить примеры уже проделанной ими природоохранной работы, в то время как в контрольной группе число таких детей составило лишь 10%. В экспериментальной группе значительно возросло число детей (с 10 до 100%), считающих, что «лес может рассердиться, если мы ему ничем не помогаем», т. е. указывающих на бездействие, в то время как в контрольной группе число таких детей составило лишь 10%.

Сравнительный анализ результатов, характеризующих уровень экологической воспитанности детей опытных групп по выделенным нами показателям (уровню экологических знаний; отношению к природе; особенностям экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами), показал, что до эксперимента дети опытных групп имели приблизительно одинаковый уровень экологической воспитанности (рис. 5).

Рис. 5. Изменение уровня экологической воспитанности детей опытных групп в процессе эксперимента

После проведения эксперимента у детей экспериментальной группы уровень экологической воспитанности значительно улучшился по сравнению с детьми контрольной (см. рис. 4). В частности, увеличилось количество

детей, имеющих средний (с 30 до 45%) и высокий (с 15 до 35%) уровень экологической воспитанности. Значительно уменьшилось (с 55 до 20%) число детей, имеющих низкий уровень экологической воспитанности.

Таким образом, методика интегрированных занятий по физической культуре оказала более выраженное положительное влияние на динамику показателей, характеризующих уровень экологической воспитанности детей, по сравнению с программой по ознакомлению с природой для детского сада.

Ниже представлен примерный план-конспект интегрированного занятия по физической культуре для детей 4-5 лет (проводится в музыкально-физкультурном зале).

«На лошадке к Деду Морозу!»

Реализация задач образовательных областей: «Физическое развитие», «Познание».

Задачи занятия:

1. Формировать познавательную активность; воспитывать у детей доброжелательное отношение к домашнему животному — лошади; вызвать чувство заботы к животному; закрепить у детей знания о домашнем животном: внешний вид, как голос подает, чем питается.

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; активизировать их речь при исполнении знакомых песенок, потешек, выполняя соответствующие движения.

3. Учить детей в движениях передавать образ.

4. Побуждать детей выполнять игровые упражнения, петь песни, танцевать, играть в музыкально-подвижные игры.

Инструктор физкультуры показывает детям игрушку-лошадку, рассказывает стихотворение А. Барто и гладит лошадку по гриве: Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко,

5. Развивать координацию, творческие способности, умение двигаться в соответствии с музыкой и словами песни.

6. Закрепить в игровой форме навыки выполнения циклических упражнений (бег, галоп, прыжки).

Оборудование и инвентарь: игрушка-лошадка, крышечки от бутылки из расчета по две штуки на каждого ребенка, гимнастические палки по количеству детей, музыкальное сопровождение, костюм Деда Мороза, посох.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Подготовительная часть Дети под музыкальное сопровождение заходят в музыкально-физкультурный зал, строятся в круг.

Инструктор физкультуры: «Здравствуйте, ребята! Дети, отгадайте загадку»: Кто к нам весело бежит, И подковами стучит. Грива развевается, Всем ребятам нравится. Кто спешит сюда к ребяткам? Это резвая (лошадка). Инструктор физкультуры: «Ребята, а вы хотите увидеть лошадку?» (Ответы детей). Тогда давайте в ладоши похлопаем, ножками потопаем, лошадка услышит и прибежит.

Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Инструктор физкультуры: «Ребята, а вы умеете ходить, как лошадки?» (Ответы детей). Игровое упражнение «Я на лошади скачу»

Проводится игра «Тихо — громко» Е. Тиличеевой

У ребяток ручки хлопают, Тихо хлопают в ладоши.

Тихо-тихо ручки хлопают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Громче хлопают, Громко хлопают.

Сами хлопают,

Ну и хлопают,

Вот так хлопают!

У ребяток ножки топают, Тихо топают ногами.

Тихо-тихо ножки топают.

Громче топают, Громко топают.

Сами топают,

Ну и топают,

Вот так топают!

(Ю. Островский)

Включается фонограмма «Я на лошади скачу» (Т. Волгина, А. Филиппенко). Дети выполняют ходьбу высоким шагом, имитируя щелканье копыт с помощью крышечек. С окончанием музыки говорят: «Тпру-у-у!» и останавливаются.

Инструктор физкультуры: «Ребята, лошадка предлагает поехать в лес в гости к Деду Морозу!».

Дети встают стайкой, вытягивают руки вперед («берут поводья») и скачут галопом.

Инструктор физкультуры (с лошадкой в руках):

Быстроногая лошадка, цок-цок-цок,

Нас прокатит без оглядки, цок-цок-цок.

Поспевайте поскорее, гоп-гоп-гоп,

И скачите веселее, гоп-гоп-гоп.

(Дети бегут прямым голопом)

В зимний лес, в страну мороза

Инструктор физкультуры: «Наша лошадка отдохнула и предлагает вам поиграть с ней». Подвижная игра с ОРУ «Повтори за лошадкой» Выбирается водящий («лошадка»). Водящий становится в центр круга и показывает движения, которые делает лошадка, а все остальные дружно повторяют: Ровным кругом друг за другом Мы шагаем дружно в ряд. Что лошадка нам покажет, То и будем повторять. (К. Бунакова)

Методические указания. Дети выполняют движения: щелкают языком, кивают головой, бьют копытцем, пьют водичку, скачут как лошадки и т. д., соблюдая общепринятую последовательность при проведении общеразвиваю-щих упражнений (всего 5-6 упражнений).

Правила: не сужать круг, выполнять упражнения выразительно, красиво.

Мы примчались на пару, тпрууу!

(Дети останавливаются.)

Дальше — снег глубокий,

Дальше — путь далекий

Все пешком, пешком...

(Дети идут вперевалочку «по снегу».)

А на санях — бегом!

(Дети «едут на саночках», чуть согнув колени, вытянув руки вперед).

Узкая тропинка впереди,

Друг за другом по тропинке мы пошли.

(Ускоренная ходьба друг за другом, постепенно замедляя темп)

Основная часть

Инструктор физкультуры: «Вот мы оказались с вами в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво»!

Проводится игровое упражнение

Подвижная игра «Наездники»

Дети делятся на «лошадок» и «наездников». Становятся парами: «лошадка» впереди, «наездник» сзади и держатся за руки. Под веселую музыку бегут, а когда музыка смолкает, «лошадки» и «наездники» останавливаются. Затем дети меняются ролями.

Инструктор физкультуры: «Ребята, а мы с вами знаем веселую песенку про лошадку. Давайте ее споем и покатаемся на лошадке».

Дети берут гимнастические палки, «седлают лошадку» (гимнастическую палку): встают в положение ноги врозь, палка впереди хватом двумя руками за передний конец, другой конец палки на полу между ног.

Исполняется песня «Игра с лошадкой» (И. Кишко)

У меня лошадка Зорька.

Хорошо живется ей.

Каждый день я с ней играю,

Каждый день гуляю с ней.

«Елочки-березки»

Справа — березка в шубе стоит! Руку отводят в указанную сторону и смотрят

Слева — елка на нас глядит! Отводят руку и прослеживают взглядом

Снежинки в небе кружатся! Движение фонарики и смотрят вверх

На землю красиво ложатся Кружась, приседают

А мы по дорожке пошли. На полянку снежную пришли Образуют большой круг

Я не бью ее кнутом, Я кормлю ее овсом. Искупаю, оседлаю И скачу на ней верхом. (М. Ивенсен)

Методические указания. Согласовывать движения в соответствии с текстом.

После игры гимнастические палки убирают в указанное педагогом место.

Под музыкальное сопровождение появляется Дед Мороз. Роль Деда Мороза выполняет взрослый (в колпачке, с посохом). Подвижная игра «Дед Мороз» «Я Мороз — красный нос, Бородою зарос. (Стучит посохом)

Инструктор физкультуры: «Лошадка скакала, наверное, устала. Сделаем лошадке веселый массаж!»

Игровой массаж «Цок, лошадка!» Дети встают друг за другом и стучат кулачками по спине:

Цок-цок-цок, лошадка скачет. Цок-цок-цок, копытцем бьет. Цок-цок-цок, тележку тащит. Нам подарочки везет! Инструктор физкультуры показывает большую коробку и достает из нее угощение для ребят.

Инструктор физкультуры: Быстроногая лошадка, С тобой играть нам было сладко! Копытца весело стучат — Ребята в гости будут ждать!

Я ищу в лесу друзей, Выходите поскорей»... (зайчики) (прыгают зайчики) — «Заморожу!» (дети убегают).

Методические указания. Игра повторяется несколько раз. Дед Мороз ищет разных зверей (медвежат, мышат, лисичек, белочек). После игры Дед Мороз прощается с детьми и уходит в глубь леса.

Заключительная часть

Инструктор физкультуры: «Ребята, весело в лесу! Но нам пора возвращаться обратно, в детский сад. А поможет нам быстро вернуться назад наша лошадка!»

Дети прощаются с лошадкой и выходят под музыку из музыкально-физкультурного зала.

Рекомендации и выводы по работе. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

1. На современном этапе особенностью образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях является ориентация содержания программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное воспитание дошкольников, а также интенсификация учебно-познавательной деятельности (увеличение объема и темпов учебной нагрузки). Это актуа-

Динамическое упражнение «На лошадке»

Взяли вожжи с бубенцами, Идут, высоко поднимая ноги

Запрягли лошадок сами. Выставив ручки, как бы натягивая поводья

Едут, едут молодцы, Все отважные бойцы. Гоп, лошадка, не лениться! Выше ножки поднимай! В садик надо торопиться, Поскорее ты шагай. Скачут прямым галопом.

Эй, лошадка, тише, тише. Детский сад все ближе, ближе. Ходьба с высоким подниманием с последующим переходом на обычную ходьбу

лизирует поиск педагогических условий, позволяющих компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок, а также содержания, форм, средств и методов обучения, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей.

2. Разработана методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей 4-5-летнего возраста. Ее содержание составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде; при этом предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания, взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Подбор упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями.

3. Определены педагогические условия реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, которые предусматривают:

— обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

— создание экологической тропинки здоровья как необходимого элемента не только предметно-пространственной, но и физкультурно-игровой развивающей среды;

— осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

4. Занятия по экспериментальной методике обеспечивают уровень нагрузки, адекватный возможностям детей пятого года жизни, и оказывают позитивное влияние на их физи-

ческое развитие. Это проявилось в достоверном снижении показателей частоты сердечных сокращений, частоты дыхания в покое, а также в увеличении продолжительности задержки дыхания на выдохе, что свидетельствует об экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Применение интегрированных занятий по физическому воспитанию в образовательном процессе ДОУ способствует повышению уровня физической подготовленности дошкольников. Это характеризуется достоверным улучшением результатов во всех контрольных упражнениях, в шести из которых (беге на 30 м, беге на 500 м, прыжке в длину с места, сгибании туловища, разгибании туловища, статическом равновесии) выявлено преимущество детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы. Наряду с этим занятия по экспериментальной методике оказали положительное влияние на качество освоения двигательных умений, что проявилось в снижении числа детей с низким уровнем (от 60 до 20%) и увеличением числа детей со средним (от 40 до 60%) и высоким уровнем (от 0 до 20%) освоения двигательных умений.

6. Разработанная методика способствует повышению уровня экологической воспитанности дошкольников, что выражено в достоверном повышении уровня экологических знаний и представлений, а также в формировании ценностных ориентаций дошкольников и умений осуществления деятельности с природными объектами.

Таким образом, предложенная методика организации физкультурных занятий дошкольников на основе интегрированного подхода позволяет педагогу выстроить свою работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к образовательному процессу.

Процесс перехода к реализации принципов интеграции в системе дошкольного образования будет длительным и сложным, но опыт нашей работы показал, что эффективное, целостное, интеграционное построение образовательного процесса возможно.

Следует отметить, что настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов решения рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска являются:

— обоснование эффективности применения экспериментальной методики в процессе физического воспитания на следующих ступенях обучения (детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста);

— выявление методических особенностей и условий проведения интегрированных физкультурных занятий с детьми, имеющими сенсорные нарушения в развитии (со стороны зрительного, слухового анализаторов);

— разработка и установление межпредметных связей между физическим воспитанием и другими разделами программ дошкольного образования (музыкальное воспитание, развитие речи и др.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ 2014. № 1. С. 42-53.

2. Спенер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М., 2012. 288 с.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988. 144 с.

4. Рюмина Ю. Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 253 с.

5. Мищенко Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 23 с.

6. Аверина А. А. Интегрированное занятие как средство развития ребёнка: семинар-практикум для воспитателей и специалистов // Практика управления ДОУ. № 1. 2011. С. 52-61.

7. Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М., 2012. 160 с.

8. Шкляревская С. М. Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 170 с.

9. Модина И. А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 188 с.

10. Юдина Е. Г. «Открытия». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). М., 2014. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мищенко Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в дошкольном образовании в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (на примере интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Познание») // Актуальные проблемы физкультурного образования / под ред. Л. В. Пигаловой и др. Челябинск, 2018. С. 50-66.

12. Мищенко Н. Ю. «Портрет осени»: интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста. Челябинск, 2002. 173 с.

13. Мищенко Н. Ю. Специфика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке здоровья // Современное образование, физическая культура и спорт: материалы регион. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. Челябинск, 2015. С. 105-108.

14. Мищенко Н. Ю. Совершенствование образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования (ООДО) на основе реализации интегрированного подхода // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы XXVI регион. науч.-метод. конф. Челябинск, 2016. С. 104-106.

15. Асташина М. П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1997. 20 с.

16. Мищенко Н. Ю. Методика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры : материалы XXVII регион. науч.-метод. конф. Челябинск, 2017. С. 139-141.

17. Мищенко Н. Ю. Интегрированное занятие как способ повышения двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 175-178.

18. Шарманова С. Б., Мищенко Н. Ю. Педагогические условия интеграции физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. 2003. Вып. 3, ч. 1. С. 110-118.

19. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 256 с.

20. Шебеко, Ермак Н. Н., Шишкина В. Н. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие. М., 1996. 192 с.

21. Рунова М. А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. 1998. № 6. С. 81-86.

22. Мы: программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб., 2002. 240 с.

23. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 176 с.

REFERENCES

1. Federal state educational standard of preschool education: No. 1155. Management of preschool educational institution is approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17.10.2013. 2014. No1. S. 42-53 (in Russian).

2. Spener G. 2012. Education is intellectual, moral and physical. M., 288 (in Russian).

3. Wenger L. A., Pilyugin E. G., Wenger N. B. 1988. Education of touch culture of the child from the birth up to 6 years. M., 144 (in Russian).

4. Ryumina Yu. N. 2003. Pedagogical technology of formation of creative activity in the course of integration of different types of activity of children of preschool age: yew. edging. pedagogicheskikh sciences. Yekaterinburg, 25 (in Russian).

5. Mishchenko N. Yu. 2003. Realization of integrated approach in physical education of children of preschool age : avtoreferat yew. edging. пед. Sciences. Chelyabinsk: Ural state academy of physical culture, 23 (in Russian).

6. Averina, A. A. 2011. "The integrated occupation as a development tool of the child". A seminar practical work for tutors and experts. The Practician of management of preschool educational institution, 1, рр. 52-61 (in Russian).

7. White K. Yu., Kondrykinskaya L. A., Belaya K. Yu. 2012. Working magazine of the kindergarten teacher. M., 160 (in Russian).

8. Shklyarevskaya, S. M. 2014. Integration of educational environments of the preschool and primary general education as condition of efficiency of preschool preparation: yew... edging. pedagogicheskikh sciences. M., 170 (in Russian).

9. Modena, I. A. 2008. Development of game activity of teachers of preschool educational institution as condition of psychological training of children for school training: yew. edging. ncuxon. sciences. M., 188 (in Russian).

10. Yudina E. G. 2014. "Opening". Approximate main educational program of preschool education (pilot option). M., 160 (in Russian).

11. Mishchenko N. Yu. 2018. Realization of integrated approach in preschool education in the context of Federal state educational standard of preschool education (on the example of integration of the educational areas "Physical Development" and "Knowledge"). Current problems of sports education: the collective monograph / under the editorship of L. V. Pigalova et al. Chelyabinsk, pp. 5-066 (in Russian).

12. Mishchenko N. Yu. 2002. "Portrait of fall": the integrated classes walks in an ecological footpath of health in natural conditions of the environment with children of preschool age. Chelyabinsk: Uralgafk, 173 (in Russian).

13. Mishchenko N. Yu. 2015. Spetsifika of the organization and holding the integrated classes in physical culture with children of preschool age on an ecological footpath of health. Modern education, physical culture and sport: materials region. science. — prakt. conf. devoted to the 25 anniversary of formation of faculty of winter sports and single combats of the Ural state university of physical culture. Chelyabinsk, pp. 105-108 (in Russian).

14. Mishchenko N. Yu. 2016. Improvement of educational process in the educational organizations of preschool education (EOPE) on the basis of realization of integrated approach. Optimization of teaching and educational process in the educational organizations of physical culture : materials XXVI region. science.-method. conf. Chelyabinsk, pp. 104-106 (in Russian).

15. Astashina M. P. 1997. Folklore in physical training of children of preschool age : avtoreferat yew. ... edging. pedagogicheskikh sciences. Omsk, 20 (in Russian).

16. Mishchenko N. Yu. 2017. Metodika of the organization and holding the integrated classes in physical culture in the conditions of realization of FGOS of preschool education. Optimization of teaching and educational process in the educational organizations of physical culture : materials XXVII region. Hayn.-a method. conf. Chelyabinsk: Uralgufk, pp. 139-141 (in Russian).

17. Mishchenko, N. Yu. 2017. Integrated lesson as a way to increase DWI-gateley and cognitive activity of children of preschool age-TA. Modern methods of organization trenirovok-tion process, assessment of functional status and rehabilitation : materials of vseros. science.-prakt. conf. Chelyabinsk, pp. 175-178 (in Russian).

18. Sharmanova S. B., Mishchenko N. Yu. 2003. Pedagogical conditions of integration of physical and ecological training of children of preschool age. Physical training of children of preschool age: theory and practice. Issue 3. Part 1, pp. 110-118 (in Russian).

19. Runova M. A. 2000. Physical activity of the child in kindergarten: studies.-a method. grant. M., 256 (in Russian).

20. Shebeko, V. N., Shishkina V. A. 1996. Physical training of preschool children: studies. Grant. M., 192 (in Russian).

21. Runova, M. A. 1998. Preschool institution: optimization of the mode of physical activity. Preschool education. No. 6, pp. 81-86 (in Russian).

22. We: the program of ecological education of children. N. N. Kondrateva, 2002. etc. SPb., 240 (in Russian).

23. Tsvetkova, I. V. 2000. Ecological education of younger school students: theory and technique of after-hour work: studies.-a method. grant. M., 176 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.