педагогические науки
9. Afanasyev V.V., Sergeeva V.P., Ukolova L.I., Milkevich O.A. Methodology of studying social and cultural partnership in the prevention of children's ill-being // Espacios. 2017. Т. 38. № 55. С. 13.
10. Kwak Y.H., Chih Y.Y., Ibbs C. W. Towards a Comprehensive Understanding of Public Private Partnerships for Infrastructure Development / California Management Review. 2009. Vol. 51. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.researchgate.net/pro file/C_Ibbs/publication/228943861_Towards_a_Com-prehensive_Understanding_of_Public_Private_Partner ships_for_Infrastructure_Development/links/00b7d52 13e8 52cc6fe000000.pdf (дата обращения: 23.02.2017).
11. Lim L., Renshaw P. The relevance of socio-cultural theory to culturally diverse partnerships and communities // Journal of Child and Family Studies. 2001. Т. 10. № 1. P. 9-21.
12. Shimanskaya I.Yu., Kabanova E.E., Shalash-nikova V.Yu., Verdyan N.G. Actual socially-economic problems of the small and average cities of Russia // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 1. С. 158-167.
13. Yakovets Yu.V. A New Aspect in the Theory of Crises: the Law of Polarization, Innovation and Socio-Political Partnership in the Crisis Situations // Partnership of Civilizations. International Scientific-
Practical Journal. Moscow. 2012. № 4. P. 10-16. * * *
1. Basov N.F. Razvitie prizrenija i pomoshhi sem'jam v dorevoljucionnoj Rossii // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psiho-logija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2015. T. 21. № 1. S. 149-153.
2. Gur'janova M.P., Seppjanen T.P. Cocial'no-peda-gogicheskaja model' profilaktiki deviantnogo roditel'-stva v uslovijah sel'skogo municipal'nogo rajona // De-viantologija roditel'stva: sb. nauch. tr. / sost. E.V. Ku-kanova; otv. red. E.V. Kukanova. M., 2016. S. 54-64.
3. Zeer Je.F. Psihologija professij: ucheb. poso-bie dlja vuzov. 3-e izd., pererab., dop. M.: Akadem. proekt; Fond «Mir», 2005.
4. Kuz'min K.V., Sutyrin B.A. Istorija social'noj raboty za rubezhom i v Rossii. M., 2006.
5. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja: kni-ga dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1993.
6. Mil'kevich O.A. Issledovanie gotovnosti spe-cialistov k social'no-kul'turnomu partnerstvu v pro-filaktike detskogo neblagopoluchija // Mezhdunar. nauch.-issled. zhurn. 2016. № 10-3 (52). S. 169-172.
7. Mitina L.M. Psihologija truda i professional'-nogo razvitija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2004.
8. Plotkin M.M., Shnejder L.B., Krys'ko V.G. [i dr.]. Cpecifika semejno orientirovannoj modeli obespechenija social'noj bezopasnosti detej: nauch.-metod. posobie. Novosibirsk, 2015.
O Машкова С.В., 2018
Regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles
The article presents the results of the theoretical analysis and empirical research, aimed to identify the regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles. The revealed regularities allow determining the optimal mechanisms for training specialists for implementation of socio-cultural partnership in their professional activities.
Key words: socio-cultural partnership, regularities of socio-cultural partnership in prevention of children's troubles.
(Статья поступила в редакцию 13.03.2018)
С.в. машкова
(волгоград)
концептуальные основы формирования экологически сообразного поведения у детей дошкольного возраста в условиях региональной инновационной площадки
Освещается проблема экологического образования дошкольников в условиях функционирования региональной инновационной площадки в детском саду. Раскрывается понятие экологически сообразного поведения, описываются концептуальные основы его формирования у ребенка, проживающего в условиях города, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: экологическое образование, региональная инновационная площадка, экологически сообразное поведение, Федеральный государственный образовательный стандарт, концептуальные основы, дошкольный возраст.
Одна из актуальных проблем XXI в. - сохранение генетического и нравственного здоровья человечества, выживание в ситуации всеобщего экологического кризиса. В настоящее время необходимы пересмотр и модернизация содержания дошкольного образова-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ния, исходя из требований образовательного стандарта, в котором формирование экологической культуры и экологически безопасного поведения ребенка провозглашается одной из приоритетных задач. Возрастает необходимость создания комфортной развивающей образовательной среды, развивающего взаимодействия ребенка с взрослыми, сверстниками, окружающим миром в целях обеспечения высокого качества образования.
Отметим, что многие образовательные организации уделяют внимание экологической работе с детьми. однако состояние экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях города волгограда свидетельствует о необходимости обновления и совершенствования всей системы образовательной деятельности в детском саду, которая должна быть направлена на воспитание поколения, осознающего свое место в Природе с позиций ценностного отношения к ней, способного гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
в настоящее время дети, в особенности проживающие в условиях крупного промышленного города, начиная с самого раннего возраста приобретают опыт природоразрушаю-щего поведения, что, несомненно, тормозит процесс формирования у них основ экологической культуры. Формирование и развитие опыта экологически сообразного поведения у детей в сложившейся социокультурной ситуации становится одной из приоритетных педагогических проблем, и решение ее возможно лишь при условии реализации непрерывного экологического образования и воспитания, которое может быть обеспечено созданием определенной педагогической системы.
Такая система была создана в начальной школе - детском саду № 3 г. Волгограда - инновационном образовательном учреждении, приоритетным направлением деятельности которого являлось экологическое образование дошкольников и младших школьников. Настоящий проект региональной инновационной площадки в детском саду № 17 (начальную школу - детский сад реорганизовали в детский сад в 2015 г.) является логическим продолжением инновационной образовательной деятельности экологической направленности, начатой в 1999 г., и реализуется с 2016 г.
Анализ деятельности образовательного учреждения за предыдущие годы показал результативность и эффективность проводимой работы по экологическому образованию детей, что стало основанием дальнейшего исследования условий и средств реализации экологическо-
го образования детей на современном уровне, разработки системы эколого-педагогической работы в детском саду в условиях введения и реализации новых образовательных требований согласно ФГОС ДО.
обратимся к теме проекта инновационной деятельности: «Формирование экологически сообразного поведения у детей дошкольного возраста в условиях городского детского сада». В основе понятия экологически сообразного поведения лежат эколого-гума-нистические, нравственные идеи Л.Н. Толстого, западных философов А. Швейцера и К. Ле-ви-Стросса, принципы гуманизма, ненасилия и гармонии.
Экологически сообразное поведение мы определяем как интегративную характеристику всей системы жизнедеятельности человека, согласующейся с закономерностями развития биосферы и основными законами экологии, основанную на понимании целостности и ценности природы, на осознании себя ее частью, принятии любой жизни как самостоятельной величайшей ценности вне зависимости от формы ее проявления. нравственная сущность экологически сообразного поведения проявляется в признании абсолютной ценности жизни, в ориентации на благополучие любого природного объекта. Важной теоретической основой экологического образования, с нашей точки зрения, является экологическая этика, согласно которой человек - не завоеватель и хозяин природы, а рядовой член единого «сообщества» Земли, он должен ценить и осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, религиозную, научную, воспитательно-образовательную, рекреационную, практическую (утилитарную) и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, ценность сама для себя, вне отношений с человеком. Таким образом, базой формирования экологически сообразного поведения является восприятие ребенком многозначности ценностей мира природы.
Ведущими принципами отбора экологически ориентированного содержания образования являются принципы личностной и дея-тельностной ориентации, практической направленности, краеведческий, системности, а также принцип сезонного изучения природы, позволяющий почувствовать и более четко понять ее жизнь. Цель инновационной деятельности - разработка и апробация системы работы педагогического коллектива по становлению основ экологической культуры и экологически сообразного поведения у детей
дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
В ходе реализации инновационного проекта разрабатывается и апробируется модель процесса формирования экологического сознания и экологически сообразного и безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях городского детского сада; комплекс эффективных педагогических средств, обеспечивающих формирование у дошкольников основ экологической культуры, собственной безопасности и безопасности окружающего мира, организуется работа педагогического коллектива как единой компетентной команды, реализующей процесс экологического образования воспитанников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В рамках функционирования региональной инновационной площадки отрабатывается система управления инновационным процессом, обеспечивающая качество реализации экологического образования детей дошкольного возраста. Управление реализацией проекта осуществляется творческим советом, состоящим из группы компетентных лиц, выполняющих определенные функции в реализации инновационной деятельности, в которую включены заведующий МОУ, научный руководитель, старший воспитатель.
Для определения степени инновационного потенциала педагогов (воспитателей и узких специалистов) детского сада и определения возможности реализации разработанного инновационного проекта был проведен мониторинг по следующим направлениям:
- восприимчивость педагогического состава образовательного учреждения к нововведениям;
- факторы мотивации использования педагогическим составом новшеств и инноваций в реализации экологического образования в соответствии с положениями ФГОС ДО;
- уровень использования инновационных продуктов образовательным учреждением в различных видах деятельности;
- уровень самостоятельных разработок новшеств в образовательном процессе;
- источники внедрения инновационных разработок и идей в образовательный процесс.
Анализ результатов показал готовность большинства педагогических работников к работе в новых условиях с использованием целесообразных технологий и средств экологического образования детей, а также новых форм работы с родителями и социальными партнерами. Выявлено, что многие педагоги заинтересованы в изучении и реализации экологиче-
ского образования и просвещения в условиях введения ФГОС ДО, в разработке тем по самообразованию по различным аспектам инновационного направления, освоении и реализации современных диагностических методик, определяющих уровень экологической культуры детей, а также в обогащении и накоплении методического материала по работе на экологической тропе детского сада. Большинство участников инновационного проекта активно участвуют и побеждают в конкурсах разных уровней по проблеме реализации экологического образования в детском саду. Имеется более 40 публикаций опыта работы педагогов детского сада по проблеме инновационной деятельности. Особую популярность у наших коллег имеет методическое пособие, разработанное творческим коллективом воспитателей детского сада № 17 «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе». Педагоги делятся опытом работы МОУ по реализации системы работы по формированию экологически сообразного поведения у детей путем регулярного участия в работе межвузовской научной лаборатории экологического образования детей, научно-практических конференциях и семинарах Волгоградской области и научно-методических мероприятиях более высоких уровней, публикаций в газетах, журналах и на интернет-сайте, разработок методических рекомендаций. МОУ в течение ряда лет является базовым для слушателей курсов в Волгоградской государственной академии последипломного образования.
Успешно работает созданная руководителями региональной инновационной площадки творческая лаборатория «Экология и личность», целями которой являются создание системы поддержки профессионального роста педагогов в области реализации экологического образования, их поисково-исследовательской активности и педагогического мастерства, повышение компетентности педагога по проблеме инновационной деятельности. Особое внимание уделяется разработке педагогических технологий и средств, обеспечивающих развитие экологически грамотной личности ребенка-дошкольника: проблемный диалог, практикумы, продуктивные виды деятельности, игровой подход, проектные методы, совместные экологические акции, природоведческие экскурсии, работа на экологической тропе, в коворкинг-зонах, эффективные формы экологической работы с родителями и общественностью. Разработана программа лаборатории и перспективный план ее ра-
боты на основе задач на различных этапах инновационной деятельности: теоретические и практические семинары, круглые столы, индивидуальные консультации для молодых специалистов по экологическим темам самообразования педагогов. в работе лаборатории особое место уделяется диагностике всех участников эколого-ориентированного образовательного процесса.
На начальном этапе работы творческой лаборатории главной задачей явилось развитие мотивации к реализации программы региональной инновационной площадки у педагогов детского сада, усиление теоретической подготовки педагогов к реализации ФГОС ДО, повышение их экологической компетентности. Последующая деятельность лаборатории направлена на развитие системы умений по реализации экологического образования детей на современном уровне, способности организовывать экологически грамотное взаимодействие детей и взрослых с природой во всех видах детской деятельности, на создание системы методических и технологических средств, реализующих экологический подход с детьми разных возрастных групп.
Члены творческого совета региональной инновационной площадки, проанализировав имеющиеся модели организации экологического образования в образовательных организациях для детей дошкольного возраста, выстроили собственную модель. Ее особенность заключается в том, что каждый участник педагогического процесса (администратор, педагог, узкий специалист) выполняет определенные функции в системе экологической работы. Такая модель создает оптимальные условия для эффективной реализации целостного эколого-ориентированного образовательного процесса, предполагает тесное сотрудничество всех его субъектов на основе интегрированного и комплексного подхода к экологизации различных видов деятельности, но требует наличия в образовательном учреждении педагога-эколога, выполняющего функции координатора. немногие детские образовательные учреждения при сложившейся финансово-экономической поддержке системы образования могут позволить себе наличие такого специалиста. наш детский сад - не исключение из правил. Выход из положения был найден при создании творческой лаборатории, руководители которой (научный руководитель, заведующий, старший воспитатель) и явились теми координирующими силами, которые системно и грамотно выстраивают педагогический процесс с учетом включения экологического по-
тенциала во все виды деятельности подопечных, исходя из их возрастных особенностей.
Важным показателем результативности осуществляемой в ДОУ инновационной деятельности является повышение качества образовательных результатов за счет погружения детей в условия практического взаимодействия, диалога и познавательной активности, способствующих развитию их экологической культуры и экологически сообразного и безопасного поведения. Оцениваются у детей знание и понимание норм поведения в природе (на доступном для дошкольника уровне); владение основными способами экологически сообразного и безопасного обращения (взаимодействия) с объектами природы, умения прогнозировать последствия действий человека для их развития; самостоятельный и произвольный выбор экологически сообразного поступка в ситуациях во взаимодействии с природой, его осуществление и побуждение других людей к подобному поведению; осознание самоценности мира природы и ее многосторонней значимости для существования человека.
Основная роль в экологическом образовании дошкольников, несомненно, отводится воспитателям, реализующим систему экологических ситуаций в разных видах детской деятельности: совместную деятельность педагога с детьми (прогулки, наблюдения, экскурсии, этические беседы, познавательные экспедиции в природу, практическая работа в экологических центрах и на экологической тропе, имитационные, дидактические и сюжетно-ролевые экологические игры, экоакции, проектная деятельность, постановки экологического театра «Зеленый дом» и пр.); организацию самостоятельной деятельности детей в коворкинг-зонах, экспериментировании, экологических проектах, моделировании, изодея-тельности и т. п., в совместной экологически ориентированной деятельности с родителями. Экологическая работа осуществляется с учетом интересов детей конкретной группы и приоритетов педагога с акцентом на творческую, продуктивную или на опытно-экспериментальную деятельность.
Музыкальный руководитель не только делает подборки песен с экологической направленностью, но и занимается разработкой сценариев экологических праздников, проводит музыкальное сопровождение экологических игр, пластических этюдов, постановку танцев и т. п. Важным моментом его участия в экологическом воспитании детей является включение в содержание своей работы ситуаций,
усиливающих эмоциональное восприятие ребенком красоты природы, ее уникальности и неповторимости, развивающих умения вчувствоваться в жизнь природы. Инструктор по физвоспитанию включает в занятия (физические упражнения, подвижные игры) имитационные ситуации: имитации движений животных и их повадок, роста растений, жизни природных сообществ и т. д., участвует в эколо-го-оздоровительной работе. Педагог-психолог принимает участие в составлении диагностических карт для дошкольников, проводит анализ программ, методик с точки зрения соответствия уровню развития детей, принимает участие в мониторинге показателей экологической культуры детей и педагогов. логопед включает в лексические темы познавательный аспект экологического содержания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
Одним из важных условий формирования экологически сообразного поведения у детей разных возрастных групп является оптимальная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды. В каждой группе созданы экологические центры; работают экологические мини-лаборатории, проведена паспортизация комнатных растений; организована работа в коворкинг-зонах и на экологической тропе; созданы тематические гербарии, в том числе растений экологической тропы; изготовлены макеты биоценозов; оформлена стендовая подборка иллюстраций видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Волгоградской области; приобретены наглядные пособия (экологическое лото, множество иллюстраций, аудио- и видеоматериалы т. д.), собраны коллекции полезных ископаемых Волгоградской области; оформлен экологический паспорт детского сада; разработаны маршруты, созданы модельные объекты и тематические площадки на экологической тропинке.
Концептуальной идеей работы педагогов МОУ выступает необходимость осуществления экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной деятельности на экологической тропе как важного средства формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Созданная образовательная экологическая тропа несет в себе огромный потенциал становления у дошкольника не природораз-рушающего, а экологически сообразного поведения в окружающем его мире. на «Зеленой тропинке» детского сада организуется реальное общение ребенка с окружающим его ми-
ром природы, формируется экологически безопасное поведение детей, живущих в условиях крупного промышленного города.
Для реализации эффективной экологической работы разработаны паспорт, схема экологической тропы, призывы и лозунги, экологические знаки и указатели, собран богатейший природоведческий, краеведческий и экологический материал. На ней «живет» сказочный герой Дядюшка Ау, помогающий детям в игровой форме решать возникающие экологические задачи. В настоящее время педагогами детского сада разработан и описан маршрут экологической тропы (22 станции). Занятия на тропе проходят в течение круглого года, продолжительность экскурсий и практикумов в зависимости от возрастных особенностей детей составляет 10-30 минут.
С 2011 г. образовательной организацией осуществляется плодотворное сотрудничество с региональным ботаническим садом. На территории детского сада как базового образовательного учреждения создаются модельные объекты озеленения, необходимые для успешной организации работы на образовательной экологической тропе. На станциях тропинки дети изучают жизнь природных экосистем и отрабатывают навыки безопасной жизнедеятельности на модельных объектах природных и искусственных экосистем (водоем, сад, географическая площадка, тропинка здоровья, альпинарий, кострище, птичий домик). Педагоги активно используют графические биологические модели: жизненных форм растений (травы, кустарники, деревья), растений разных экологических групп (засухоустойчивые, влаголюбивые, теневыносливые, светолюбивые и т. п.), способов опыления (ветро-опыляемые, насекомоопыляемые, самоопыляемые), различных групп растений (лиственные и хвойные, культурные и дикорастущие, декоративные, сорные, лекарственные, ядовитые и т. п.) и животных (дикие и домашние; насекомые, пауки, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; оседлые и перелетные птицы), способов питания животных (хищники, растительноядные, всеядные), стадий развития насекомого (яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослое насекомое) и т. д. В процессе работы с модельными объектами ребята разрабатывают разрешающие, предупреждающие и запрещающие знаки поведения человека в природе, указатели объектов тропы.
В программе региональной инновационной площадки отражен алгоритм реализации инновационного проекта на всех этапах работы по четырем направлениям:
1) подготовка и проведение необходимых организационно-методических мероприятий по реализации программы инновационной деятельности;
2) формирование готовности педагогов ДОу к реализации системы экологического образования детей и формированию у них экологически сообразного поведения;
3) разработка и апробация системы непрерывного экологического образования детей, реализуемой коллективным педагогическим субъектом в условиях городского детского сада;
4) анализ результатов инновационной деятельности, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта по проблеме.
Результатом подготовительного этапа стала разработка концепции деятельности образовательной организации в условиях функционирования региональной инновационной площадки, целей, задач и содержания экологически направленной педагогической деятельности всех участников проекта в соответствии с новыми требованиями образовательных стандартов. на втором, наиболее продолжительном, этапе предполагается реализация системы непрерывного экологического образования дошкольников с учетом особенностей разных возрастных групп коллективным педагогическим субъектом во всех видах детской деятельности с использованием наиболее эффективных методов и технологий реализации экологического образования во всех образовательных областях. на заключительном этапе планируется всесторонний анализ и обобщение результатов инновационной деятельности, определение перспектив дальнейшей работы по формированию экологически сообразного поведения у дошкольников.
Таким образом, с учетом результатов имеющегося опыта инновационной деятельности за предыдущие годы в детском саду № 17 Дзержинского района г. Волгограда ведется дальнейшая разработка и реализация экологического образования во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, изобразительной, конструировании, музыкальной), обеспечивающей социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников разных возрастных групп; организуется системная подготовка кадров к реализации инновационного процесса; разрабатывается и внедряется в образовательную практику мониторинг развития экологических
качеств личности ребенка, диагностика практической готовности педагогов детского сада к инновационной деятельности экологической направленности согласно требованиям ФГОС ДО и задачам создания региональных инновационных площадок.
список литературы
1. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: Эколого-культурный центр, 2013.
2. Машкова С.В. Педагогические основы формирования экологически сообразного поведения у детей в условиях модернизации образования // Охрана птиц в России: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 7-8 февр. 2013 г.). М. - Махачкала: АЛЕФ, 2013. С. 267-270.
3. Машкова С.В. Формирование опыта экологически сообразного поведения у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2016.
* * *
1. Borejko V.E. Proryv v jekologicheskuju jetiku. Kiev: Jekologo-kul'turnyj centr, 2013.
2. Mashkova S.V. Pedagogicheskie osnovy for-mirovanija jekologicheski soobraznogo povedenija u detej v uslovijah modernizacii obrazovanija // Ohrana ptic v Rossii: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 7-8 fevr. 2013 g.). M. - Mahachkala: ALEF, 2013. S. 267-270.
3. Mashkova S.V. Formirovanie opyta jekologicheski soobraznogo povedenija u mladshih shkol'-nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2006.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. M., 2016.
Conceptual bases of formation of ecologically friendly behaviour of preschool children in the conditions of the regional innovative platform
The article deals with the issue of ecological education of preschool children in the conditions of functioning of the regional innovative platform in kindergartens. The article presents the concept of environmentally friendly behaviour, describes the conceptual foundations of its formation referring to a child living in the city, in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of preschool education.
Key words: ecological education, regional innovative platform, environmentally friendly behavior, Federal state educational standard, conceptual framework, preschool age.
(Статья поступила в редакцию 05.03.2018)