10. Медведев, Д.С. Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе / Д.С. Медведев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 11.
Статья поступила в редакцию 16.09.09
УДК 373.2
М.А. Токарева, ас. АлтГПА, г. Барнаул, е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
В статье рассмотрена концепция развивающего образования и основы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Отдельно рассматривается аспект реализации преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ - начальная школа», даны примеры сотрудничества семьи, ДОУ и школы по формированию экологической культуры детей и учащихся.
Ключевые слова: концепция развивающего образования преемственности ДОУ и школы, преемственность, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, предметно-развивающая среда.
На современном этапе развития образования, когда обучение начинается с шести лет, проблема подготовки детей к поступлению в школу становится важной практической задачей детского сада. Это связано с тем, что одним из показателей готовности к школе может служить такой уровень развития психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, который позволит ему овладеть учебной деятельностью. Дети должны достигнуть в своем развитии (психическом и социальном) определенного уровня, необходимого для успешного обучения в школе.
В концепции развивающего образования и основах преемственности дошкольного и начального школьного образования В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева указывается на необходимость рассмотрения преемственности в системе «ДОУ -начальная школа» с точки зрения внутренних процессов развития ребенка - воображения в дошкольном возрасте и мышления в младшем школьном возрасте. Разработка оснований такой преемственности позволила авторам подойти к их пониманию как универсальных генетических способностей и предпосылок учебной деятельности. Исследователи полагают, что преемственность не должна задаваться как формальная связь самозамкнутых образовательных концентров, внутри которых совершаются некоторые процессы развития. Следовательно, цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок [1, с. 29].
Под преемственностью в обучении обычно понимается связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь раскрывается в ситуации, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Следовательно, подлинное обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования связывается с развитием общих способностей ребенка, что согласуется с позицией В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева. Это позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка перехода от одной ступени обучения к другой [1, с. 30].
В проблеме преемственности можно выделить два блока: первый связан с определением качественных преобразований внутреннего мира ребенка, обеспечивающих поступательность психического развития, второй определяет единство ожиданий и требований ДОУ и школы относительно всех компонентов образования.
Постановка вопроса таким путем обеспечивает видение представленных факторов и условий формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста как основы преемственности в системе «ДОУ - начальная школа». В связи с необходимостью формирования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте встает вопрос о выборе технологий дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе. Этот круг вопросов раскрывает такой фактор,
как детерминирующий выбор методов, форм и средств реализации содержания, обеспечивающих различные виды готовности к обучению в школе.
Таким образом, формирование предпосылок учебной деятельности - это не отдельное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения, а интегративный показатель качества дошкольного образования, поскольку он свидетельствует о нормативном (возрастном) развитии ребенка и преемственности как внутренней, так и внешней при переходе в школу.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду и школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, минимузеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики использовать в работе с детьми? [2, с. 40].
Преемственность - одно из главных направлений работы дошкольных учреждений, наиболее полно реализуемое в системе УВК (учебно-воспитательных комплексов). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо в силу ряда причин, в большинстве своем не зависящих от детских садов. Целью многих дошкольных учреждений, занимающихся проблемой экологического образования, является формирование класса начальной школы на базе группы детского сада. В этом случае школьный педагог учитывает образовательный уровень детей и может начинать работу с более высокого уровня. Обычно у дошкольников, специализирующихся в области экологического образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественнонаучных знаний, превышающий средний уровень первоклассника.
Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую среду детских садов для проведения уроков природоведения. Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ - совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда могут изготовить оборудование для исследований, маски, костюмы для дошкольников [3, с. 11].
Если исходить из определений преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность - это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому [4, с. 14].
Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы. Преемственность дошкольного и начального школьного образования - это уста-
новление взаимосвязей между этапами развития личности и реализация психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальный уровень физического, личностного и интеллектуального развития на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.
Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы - это разработанные положения, дающие современное толкование проблем преемственности и готовности ребенка к школьному обучению, обозначающие пути установления преемственности между детским садом и школой.
Экологическое воспитание - это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенное их накапливание и расширение. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями.
Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.
Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения детей и учащихся к природе принадлежит созданию педагогических условий: обогащенной природной зоны в классе, систематического вовлечения детей в самостоятельную деятельность по уходу за растениями и животными.
Таким образом, целенаправленным воздействием педагога на детей и учащихся возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры и осознанного отношения к природе.
Утверждение идей устойчивого развития на основе становления у человека новой мировоззренческой позиции по отношению к природе невозможно без системы непрерывного экологического образования. К сожалению, в настоящее время на важнейшем, самом первом переходном этапе (дошкольник-младший школьник) звено непрерывной цепи эко-образования оказывается не вполне прочным. Этому есть несколько причин:
- в образовательных системах дошкольного и младшего школьного возраста акцент делается на разные виды деятельности - игровую и учебную. В учебном плане начальной школы при этом доминирует вербальная подача информации и недостаточное использование методов внедрения полученных знаний в практику, особенно в городских школах;
- прослеживается явный недостаток сквозных экологических программ по дошкольному и начальному школьному образованию, основанных на интеграции психофизического, духовно-эстетического и интеллектуально-познавательного направлений развития личности ребенка;
- образовательные пространства начальной школы и детского сада в подавляющем большинстве случаев не пересекаются, личностное преемственное взаимодействие между педагогами отсутствует.
Тем не менее, определенная позитивная деятельность по осуществлению преемственности в экологическом образовании дошкольников и младших школьников возможна и при сложившейся ситуации.
В дошкольном возрасте для детей характерно преобладание правополушарного типа мышления, когда они знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе. Организацию образовательного процесса возможно определенным образом изменить через все виды деятельности у дошкольников. У младших школьников закрепляются те знания, которые были даны детям на дошкольной ступени, и вводятся эколо-Библиографический список
гические понятия с постепенным углублением и расширением их содержания.
Реализации задач экологического воспитания способствует грамотная организация предметно-развивающей среды. На базе детских садов имеются: зимний сад, живой уголок, мини-музеи, фольклорные комнаты, фитобары, специально оформленные коридоры и холлы, дизайн-студии, изостудии, в группах создается экологическая предметно-развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка. Организация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время которых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам живых существ, готовности прийти к ним на помощь.
Также необходимо учитывать единый подход к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит в повседневной жизни, на основе положительных примеров. Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную природоохранную деятельность.
Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей, возможно в разных формах. Учащиеся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс. Под руководством педагогов (эколога, учителя начальной школы и дошкольного воспитателя) школьники приглашают к себе в гости воспитанников подготовительной группы детского сада и в игровой интерактивной форме проводят сценарии с элементами театрализации.
Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрослых становятся экологические акции по учету пернатых во время «Международных дней наблюдений птиц», ежегодно объявляемых Союзом охраны птиц России.
Положительный эффект, создаваемый проведением орнитологических акций в рамках Дней наблюдений птиц, закрепляется в процессе участия в других общественных акциях Союза охраны птиц России. Зимой проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки мастерятся из вторично используемого бросового материала - пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т. п. Ежегодно младшие школьники участвуют в творческих конкурсах, посвященных птице года. Коридоры и классные комнаты украшаются рисунками.
Таким образом, у детей возникает желание, если не оказать практическую помощь какой-либо птице, то хотя бы не навредить ей, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этических норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний. В тоже время прослеживается разрыв между уровнем теоретической подготовки детей и применением получаемых ими знаний на практике.
В целом реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ - начальная школа» осуществляется через интеграцию исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, художественной литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика. - 1995. - № 1.
2. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 9.
3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2000.