УДК 37.012
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Галина Николаевна Фомицкая, доктор педагогических наук, доцент, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются методологические подходы к организации инновационного проектирования, особенности инновационного проектирования на уровне учреждений общего образования, акцентируется внимание на необходимости организационно-методического сопровождения реализации инновационных проектов, приведены результаты и эффекты проектной деятельности в Республике Бурятия, определены перспективы ее развития.
Ключевые слова: качество образования, инновация, методы инновационного проектирования, результат, эффект, перспектива.
Современные социально-экономические и общественно-политические условия, в которых осуществляют свою миссию образовательные учреждения РБ, характеризуются такими основными категориями, как неопределенность, изменчивость и постоянное реформирование. В связи с этим образовательная политика в системе общего образования представляет собой разноплановые тренды развития, где основным является инновационное проектирование. Это относительно новый, особый инструмент быстрого согласования традиционных образовательных систем с потребностями людей и меняющейся социальной ситуацией, разработки и внедрения новых образовательных технологий. Процесс заключается в исследовании текущего состояния, анализе полученных данных и на этой основе разработке и реализации проектной идеи с целью получения не только запланированных результатов, но и максимально большего эффекта. Таким образом, инновация в образовании представляет собой деятельность, в процессе которой теоретические знания приобретают практическое перевоплощение в новых или усовершенствованных процессах и технологиях.
Вместе с тем, необходимо отметить, что основу инновационного проектирования в современной системе общего образования составляет компетентностный подход. Компетентностный подход основан на концепции компетенций как основе развития у обучающегося способности решать важные практические задачи, и развития личности в целом. В ФГОС ОО представлен комплекс компетенций, характеризующийся глаголами — уметь, владеть, быть готовым, быть способным к совершению конкретных действий. Мы разделяем точку зрения В. П. Бе-дерхановой, которая, выделяя два основных типа проектирования: психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов и социально-педагогическое проектирование социальных институтов и образовательной среды, акцентирует внимание на учете саморазвития [1, с. 27]. Все это позволяет утверждать, что целью инновационного проектирования должно стать не только решение образовательных проблем, но и личностное развитие.
С учетом вышеизложенного в педагогической науке все больше внимания стало уделяться разработке метода компетентностного проектирования [2, с. 8], который рассматривается как ведущий метод профессиональной педагогики, направленный на определение цели саморазвития личности, планирование этапов образования, наполнение их конкретным содержанием, выбор средств, способов, форм реализации образовательных уровней, планирование и реализацию знаний, универсальных умений, общекультурных и профессиональных компетенций.
Вполне очевидно, что реализация рассматриваемого метода влечет за собой разработку инновационных технологий проектирования, которые строятся на детальной проработке всех этапов проектирования компетенций для реализации конечной цели формирования компетентной личности.
Таким образом, инновационное проектирование в современной образовательной практике системы общего образования представляет систему взаимосвязанных целей и программ их достижения, обеспечивающих выраженное в количественных показателях решение конкретной образовательной проблемы, эффективность которого проявляется в инновации.
Отметим, что активное осуществление инновационной проектной деятельности в региональной системе общего образования началось в 2007 г., когда Республика Бурятия стала регионом — победителем в приоритетном национальном проекте «Образование» по направлению разработки и реализации комплексных проектов модернизации образования. В то время вся региональная система общего образования была подвергнута активному реформированию. С целью выхода с максимальным эффектом из процесса реформ, школы вынуждены были разрабатывать собственные инновационные проекты. В поддержку этого движения на федеральном уровне были организованы конкурсы инновационных школ, где лучшие проекты удостаивались государственной субсидии в 1 млн рублей. Моральная и материальная заинтересованность руководителей образовательных организаций, учителей школ способствовали активному внедрению инновационного проектирования в образовательный процесс. Реализация инновационных проектов осуществлялась в школах-победителях конкурсного отбора, которые получили особый статус экспериментальных/инновационных площадок, которые создавались на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном и муниципальном. В качестве эффектов такого рода деятельности можно назвать повышение информационной открытости школ, появление в образовательных учреждениях органов государственно-общественного управления в форме Управляющих, Попечительских и Наблюдательных Советов, которые приняли активное участие в разработке программ инновационного развития школ и формировании социального заказа на образование.
В практике работы муниципалитета появились такие новые формы организации взаимодействия, как создание переговорных площадок, проведение круглых столов, активными участниками которых стали не только представители педагогического сообщества, но и представители родительской общественности, промышленных предприятий, бизнеса, государственных структур.
Особое место в системе инновационного проектирования занимает Бурятский республиканский институт образовательной политики, задача которого в этом направлении заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь школам выявить
проектную инновационную идею и организовать педагогическое сопровождение ее реализации таким образом, чтобы получить ожидаемый результат и незапланированные эффекты. При этом сам институт активно занимается инновационным проектированием. Так, только в 2015 г. на базе БРИОП были реализованы совместные проекты:
- с Международной организацией «ЭнглишФерст» проект «Онлайн-школа для учителей английского языка»;
- с МПГУ проект «Доступная среда»;
- с РУДН проект «Русский язык как неродной».
Сотрудниками БРИОП был разработан и реализуется проект «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», занявший третье место в межрегиональном конкурсе инновационных проектов БОФ 2014 г. В настоящее время этот проект получил статус регионального, в наполнении базы данных проекта участвуют 26 школ республики, получивших статус базовых школ проекта.
В качестве позитивных результатов по совместным проектам можно назвать следующие:
- по проекту «Онлайн-школа для учителей английского языка» повысили уровень владения языком 256 учителей английского языка, первая четверка рейтинга отправлена Министерством образования на стажировку в Кембриджский университет. Как незапланированный эффект от реализации проекта — идея создания Онлайн-школы бурятского языка для всех, кто интересуется языком. Сейчас идет содержательное наполнение контента.
- По проекту «Доступная среда» в 2015 г. в рамках ПК реализован очный и дистанционный модули для руководителей, учителей по вопросам организации инклюзивного образования в ОО РБ. в 2015 г. обучение у тьюторов прошли 160 человек из 43 школ республики. В тематику курсов был включен вопрос о подготовке к реализации с 1 сентября 2016 г. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- по проекту «Русский язык как неродной» подготовлено 10 тьюторов из 10 районов и г. Улан-Удэ, обучение прошли 67 слушателей. Освоено 86 образовательных программ. Рубцова А.Д, учитель Усть-Баргузинской СОШ приняла участие во Всероссийской конференции по вопросам преподавания русского языка как неродного на основе информационных технологий в условиях полиэтнической образовательной среды в г. Якутск в ноябре2015 г.
- Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии. Сегодня проект представляет собой комплекс событийных мероприятий, патриотических акций, направленных на формирование метапредметных результатов, в разработке содержания которого принимают участие образовательные организации всей республики, которым присвоен статус — базовые площадки (модераторы), за исключением Баунтов-ского, Муйского, Северобайкальского районов. Подготовлен к печати сборник материалов по разделу «История Бурятии», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, формируется электронный журнал методических материалов «Путешествие в мир природы» для использования на уроках биологии, географии, литературы и бурятского языка.
На очереди конкурсы «Легенды Бурятии» (раздел «Краеведение»), «Радость жизни» (раздел «Физическая культура и спорт»). Все собранные материалы будут переведены на бурятский и английский языки.
В настоящее время инновационный проект «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» вышел за рамки институтского, необходимо его сопровождение и финансирование на республиканском уровне.
Институт совместно с министерством образования и науки Республики Бурятия разработал инновационный проект в рамках ФЦПРО по направлению 1.9. «Расширение общественного участия в управлении образованием» и сопряженный проект «Внедрение и реализация профессионального стандарта», который стал победителем в федеральном конкурсе инновационных проектов. Это позволило придать новый импульс инновационному проектированию в системе общего образования региона. На конкурсной основе были отобраны проекты 50 школ, получивших статус стажировочной площадки (далее - РСП).
Только в 2015 г. в рамках реализации проекта эти РСП организовали образовательные мероприятия более чем в 20 регионах РФ: Края: Краснодарский, Ставропольский, Забайкальский, Хабаровский, Приморский; области: Ленинградская, Иркутская, Амурская; республики: Крым, Алтай, Татарстан; города: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Пятигорск, Казань, Новосибирск, Томск, Горно-Алтайск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток.
Обучено по вопросам расширения ГОУО 3 392 человека. В Республике проведены такие значимые мероприятия, как:
- республиканский проектно-аналитический семинар «Модели участия органов государственно-общественного управления образованием в развитии профессиональной компетенции педагога (реализация профессионального стандарта)», в котором приняли участие 307 педагогических и управленческих работников системы образования, представителей органов местного самоуправления, органов законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия;
- Семинар РСП «Обновление методической службы в условиях расширения государственно-общественного управления как ресурса реализации профессионального стандарта педагога». Количество участников — 150;
- проектно-аналитический семинар «Реализация ФГОС дошкольного, начального и основного образования: проблемы, поиски, решения». Общее количество участников — 100 человек;
- площадка Гражданского форума «Взаимодействие государства и общества как фактор развития системы образования». Общее количество участников — 100 человек;
- Съезд общественных управляющих и попечителей РБ, организованный Министерством образования и науки РБ, РОО «Союз попечителей РБ», ГАУ ДПО РБ «БРИОП». В работе съезда приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Народного Хурала РБ, Главы муниципальных образований, представители Ассоциации общественных управляющих РБ, общественных организаций РБ, Попечительских советов, Республиканских стажировочных площадок по расширению ГОУО. Общее количество участников — 230 человек.
В 2015 г. опыт деятельности Республиканских стажировочных площадок был представлен на Всероссийском совещании «Профессиональные стандарты ра-
ботников образования и социальной сферы: адаптация и внедрение лучших практик» в Московском городском психолого-педагогическом университете и получил высокую оценку участников совещания.
В ходе реализации ФЦПРО серьезным достижением стало принятие Концепции ГОУО РБ, Закона РБ «Об обеспечении государственно-общественного характера управления системой образования в РБ».
Как результат реализации данного проекта можно считать:
- формирование многоуровневой системы ГОУ, появление успешных образцов общественных структур, активно участвующих в управлении школой (общественные советы, муниципальные рейтинговые агентства, муниципальные ассоциации управляющих советов, ОКСК и т. д.);
- развитие экспертного сообщества, где помимо педагогической общественности активную позицию занимают представители родителей, средств массовой информации, Управляющих, Попечительских и Наблюдательных советов;
- активизация общественных организаций в управлении образованием: БРО «Общероссийский профсоюз образования», РОО «Клуб Молодых мам», РОО «Ассоциация общественных управляющих системой образования Республики Бурятия», РОО «Союз попечителей Республики Бурятия», РОО «Родительский комитет Республики Бурятия» и др. Набирает обороты деятельность Общественного Совета при Министерстве образования и науки РБ. Активными участниками ГОУО становятся представители бизнес-структур, религиозных конфессий, которые участвуют в формировании образовательной политики, в информатизации образования, в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми и т. д.
- повышение заинтересованности родительской общественности в разработке критериев и показателей качества образовательной деятельности школ (МАОУ СОШ № 32 г. Улан-Удэ, МАОУ «Петропавловская гимназия», МАОУ СОШ № 35 г. Улан-Удэ);
- увеличение функционала и усложнение содержания деятельности органов ГОУО.
Так, кроме традиционных функций контроля и ресурсного обеспечения меро-приятийной деятельности школ, получила развитие общественная экспертиза, проектное управление, стратегическое планирование, формирование социального заказа школе и др.
В качестве незапланированных эффектов реализации данного инновационного проекта является формирование межрегиональной сети стажировочных площадок, разработка и реализация совместных стартапов в системе общего образования (общественная экспертиза качества деятельности педагога, статусная аттестация педагога с привлечением органов ГОУ, экспертное бюро на уровне муниципалитета), определение новых векторов взаимодействия органов ГОУО. Победа в ФЦПРО на 2016 г. (второе рейтинговое место среди 31 региона) по направлению 5.1. «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества образования» стала своеобразной оценкой выполненной работы и ее логическим продолжением.
Весте с тем, анализ проведенной работы показывает, что значительное развитие ГОУ произошло в образовательном пространстве тех школ, которые участвовали в проекте, а часть школ — не проектантов заняли выжидательную позицию. В большей степени это касается ДОУ. Опрос общественного мнения свидетельствует, что в городских школах должного развития ГОУ не получило, хотя сам Комитет по образованию г. Улан-Удэ был стажировочной площадкой и у него была колоссальная возможность вовлечь в работу все подведомственные образовательные организации.
Сейчас важно продолжить работу на уровне образовательных организаций, развивать сетевое взаимодействие как среди муниципалитетов, так и другими регионами-партнерами с тем, чтобы развивать имеющийся опыт в новой социально-экономической ситуации.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что разработка и реализация инновационных проектов в системе общего образования в 2015 г. имеет все признаки эффективности.
Таким образом, многообразие инновационных процессов в образовательных учреждениях, их систематизация и реализация принципов инновационного управления способствовали появлению инновационной инфраструктуры в системе регионального и муниципального образования. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению инновационной деятельности. Однако необходимо понимать, что повышение качества общего образования, выступающее целью образовательной политики, возможно только при активном внедрении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, поиске новых форм и разработке новых педагогических технологий.
Анализ состояния инновационного проектирования показывает, что в настоящее время есть определенные проблемы, которые требуют комплексного решения.
Так, необходим статистический учет инновационных школ с целью развития сети РИПов, РЭПов. Существующая практика присвоения статусов школам показывает, что статус ФИП школы получают на определённый промежуток времени, это время заканчивается, и необходимо вновь возвращаться к первоначальной стадии инновационного проектирования, но на качественном новом уровне. Бурятский республиканский институт образовательной политики ежегодно проводит ярмарку инновационных педагогических идей, по результатам присваивает статус базовой опорной школы БРИОП, но этого не достаточно. Необходимо развитие сети РИПов, РЭПов с обязательным публичным отчетом о результатах инновационной деятельности и созданных на этой основе образовательных продуктов. В этом процессе важен концептуальный подход, соответственно, необходима разработка республиканской концепции и стратегии развития проектной деятельности, целевая программа «Поддержка инновационной деятельности» (как это делается в других регионах), необходима координирующая и грантовая поддержка инновационных проектов ОУ и педагогов-лидеров на уровне Министерства. Важно формировать мотивацию у педагогов к инновационной деятельности, постоянную потребность делать что-то новое. Должно произойти изменение отношения к инновациям в образовании: оценка реальных результатов от инновационной деятельности в связке «Инновация-результат».
Решение обозначенных проблем следует рассматривать как приоритетное направление для использования общественного потенциала управления образованием, поскольку именно он тесно связан с ключевыми социальными интересами и со стратегическими направлениями социально-экономического развития республики.
Литература
1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. — 2000. — № 1. — С. 24-36.
2.Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Научно-методологическое и философское обоснование профессиональной педагогики // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. — Т. III. — С. 3-9.
EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS IN REGIONAL SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION
Fomitskaya Galina N., doctor of pedagogical sciences, associate professor, rector of the Buryat republican institute of educational policy E-mail: [email protected]
In article methodological approaches to the organization of innovative designing, feature of innovative designing at the level of organizations of the general education are considered, the attention to need of organizational methodical maintenance of implementation of innovative projects is focused, results and effects of project activities are given in the Republic of Buryatia, prospects of its development are determined.
Keywords: quality of education, innovation, methods of innovative designing, result, effect, prospect.