взаимодействие с обучающимися для достижения необходимого результата обучения, то есть подготовки компетентного, высококвалифицированного специалиста в области юриспруденции.
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 . — 40 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня — М., 2003. — № 5 — С. 34-42
3. Икрин Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: автореф. на соиск. канд. психол. наук. — М., 2001. — 28 с.
4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
5. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе вуза. Педагогика. — М.., 2010.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М., 2003.
Бальжиев Борис Александрович, аспирант кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Balzhiev Boris A., post-graduate student, Department of Genaral Pedagogics, Buryat state University. E-mail: [email protected]
УДК 371.314.6
© Т. Ч. Будаева
Опыт проектной деятельности в организации государственно-общественного управления образованием
В статье рассматривается опыт проектной деятельности в расширении общественного участия в управлении образованием, вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях. Проектирование государственно-общественного управления в сфере общего образования имеет целью вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Статья раскрывает инновационные механизмы и формы осуществления взаимодействия школы с социальными партнерами, новые подходы к осуществлению общественной оценки и экспертизы совместной деятельности органов государственного и общественного управления образованием по повышению качества образования.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием ГОУО, проектная деятельность, образовательная политика, республиканские стажиро-вочные площадки, общественная оценка качества образования, нормативно-правовая база ГОУО.
T. Ch. Budaeva
Project activity experience in the state and public management of education organization
The article discusses the experience of the project activities to promote the public participation in education governance, involving public in the formation and implementation of educational policy at all levels. The project of state and public management in the sphere of general education is aimed at the involvement of the society in the formation and implementation of educational policy at all levels, achieving consensus when making management decisions aimed at improving the quality of education.
The article reveals the innovative mechanisms and modalities for collaboration of the school with social partners, new approaches to the implementation of public assessment and examination of the joint activity of state and public management bodies of education to improve the quality.
Keywords: project activities, educational policy, public administration education (SPME), legal framework of SPME, national probation area, the public assessment of the quality of education.
Интеграция Российского образования в мировую образовательную систему нацелена на повышение качества образования. Необходимость достижения поставленной цели актуализировала проблему сохранения собственных инновационных достижений в этой области. Решение проблемы лежит в плоскости проектирования систем управления образования и оценки результатов их деятельности. Наиболее значимым фактором повышения эффективности такого проектирования является демократизация общественных институтов, в процессе которой социальное управление перестает быть вмешательством в историческое развитие образования, соответственно, требует разработки организационных форм, гармонизирующих богатейший спектр инноваций, позволяющих не только планировать развитие образования, но и переосмыслить статус личности как гражданина своей страны и мира.
Цели образования, его структура, содержание, а также методики и технологии обучения, в конечном счете, всегда ориентированы на выполнение социального заказа на качество образования. В современных условиях использование общественных возможностей в управлении образовательной организацией должно обеспечить взаимопонимание и сотрудничество «потребителей» образовательных услуг (семья ребенка и его законные представители, местное сообщество, бизнес сообщество и т.д.) и «поставщиков» — учителей школы и ее администрации в вопросе качества общего образования. Однако на практике мы имеем ситуацию, когда распространение новых моделей ГОУ в основном происходит формально, что приводит к недостаточной информированности части родительской общественности и местного сообщества о возможностях участия в управлении школой, их низкой мотивации к работе в органах ГОУО, как следствие — неэффективной реализации выделенных полномочий. Чаще всего функции управляющих советов сводятся к согласованию стимулирующей части оплаты труда преподавателей с директором школы.
Современная школа представляет собой очень сложный организм, эффективное функционирование которого во многом зависит и от активного участия управляющих советов в решении вопросов его жизнеобеспечения. Возможностей для плодотворного сотрудничества государственных и общественных структур в современной школе достаточно много. Это и совместное проведение внеклассных воспитательных мероприятий, организация туристических поездок детей с целью расширения их картины мира, но самое важное — это формирование и предъявление социального заказа на качество образования, выработка критериев, индикаторов и показателей для организации внешних оценочных процедур выявления, измерения этого качества. Так, основным документом в реализации образовательной функции школы выступает образовательная программа, которая отражает общественный заказ на качество образования. Именно при разработке образовательной программы школы возникает диалог между обществом и школой, диалог относительно отбора содержания образования, направленного на освоение культурных ценностей, формирование социально-ценных качеств личности учащегося. Освоение образовательной программы должно способствовать формированию не только социального опыта ребенка, но и всех других участников образовательного процесса: учителей, родителей. Такой подход возможен только при организации социального партнерства всех заинтересованных участников образовательного процесса, их активном участии в организации учебной, внеучебной, внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Отметим, что на федеральным уровне разработан ряд показателей качества образования, которые ориентируют регионы на формирование государственно-общественной системы управления качеством образования:
- доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;
- доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений.
Анализ исследований в области ГОУО качеством образования показал, что новые цели и ценности системы образования обусловили разработку новых проектных решений к управлению качеством образования. В исследованиях М. К. Бочарова, Э. Д. Днепрова, Л. Г. Борисовой, З. И. Васильевой, Ю. В. Громыко, О. Е. Лебедева, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Е. А. Ямбурга представлены методологические и технологические подходы к разработке программ развития, перспективных учебных планов, образовательных программ, вопросов социально-правовой защиты субъектов образования, организации аттестационных процедур педагогических кадров. Появление новых для педагогической науки терминов,
как образовательный регион, муниципальное образовательное пространство, государственно-общественное управление (Ю. В. Громыко, Н. Д. Малахов, В. В. Маскин, Г. И. Оглоблина, В. М. Петрович, Е. А. Потапов, Н. И. Роговцева, Т. А. Степанова), убедительно доказывает наличие этих изменений в региональных и муниципальных системах образования.
Многообразие факторов, актуализирующих общественную оценку качества образования на местном уровне, требует создания механизмов оценки, адекватных принципам доступности, простоты, независимости, объективности, экономичности и позволяющих:
- при принятии решений на различных уровнях управления качеством образования учитывать ценностные ориентации каждой группы потребителей образовательных услуг и результатов;
- производить оценку качества образования самостоятельно отдельными группами потребителей или общественными институтами;
- производить оценку качества образования с учетом особенностей каждой административно-территориальной единицы: социально-экономических, географических, демографических факторов и др.
Проектирование государственно-общественного управления в сфере общего образования имеет целью вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества образования. Особую актуальность приобретает поиск путей и средств, способных вывести систему образования на новый качественный уровень, придать ее развитию необходимый динамизм, сделать необратимыми позитивные сдвиги. Резервы развития образования находятся как внутри, так и вне образовательной сферы.
Анализ деятельности образовательных организаций Республики Бурятия показал, что основными причинами, затрудняющими расширение ГОУО, является закрытость многих образовательных организаций, слабая вовлеченность общественности в школьные дела и непрозрачность управления. В настоящее время в образовательном пространстве не создано ни одной общественной организации, целенаправленно разрабатывающей вопросы общественной оценки и контроля в сфере образования, поэтому оценка качества образования на местном уровне пока остается прерогативой органов государственного управления.
Проблема кроется, прежде всего, в несовершенстве нормативной правовой базы по вопросам расширения ГОУО. В Республике Бурятия начата целенаправленная работа в данном направлении. Так, разработана Концепция развития ГОУО в Республике Бурятия на период 2014-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2014 г. № 84. Народным Хуралом РБ принят Закон «Об обеспечении государственно-общественного характера управления образованием в Республике Бурятия». Данная нормативная база позволяет сформировать эффективный механизм правового регулирования отношений в сфере образования, создать условия для расширения ГОУО.
В системе образования Республики Бурятия уже накоплен положительный опыт организации проектной деятельности в направлении расширения ГОУО. Так, осуществляется изучение и обобщение инновационного опыта организации ГОУО, представление лучших практик, выявление и обсуждение актуальных проблем, выработка стратегических решений. Важным направлением представляется изучение общественной составляющей в образовании, ее влияния на развитие школы. Разработанный на региональном уровне проект «Интегративная модель ГОУ в Республике Бурятия» был признан одним из лучших среди проектов, представленных 21 субъектом Российской Федерации на федеральный конкурс инновационных проектов в рамках ФЦПРО на 2011-2015 гг. В итоге Республика Бурятия получила статус стажировоч-ной площадки по направлению «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».
Проект «Интегративная модель ГОУ в Республике Бурятия» представляет собой описание модели государственно-общественного управления региональной системой образования, структуру которой составляют четыре взаимосвязанных компонента.
Целевой компонент модели отражает цель развития ГОУ: становление на дошкольном, школьном уровнях школьных советов с реальными управленческими полномочиями, включая полномочия, связанные с разработкой критериев эффективного контракта педагогических работников с дальнейшим внесением соответствующих изменений в уставы образовательных организаций.
Организационный компонент: Главным органом ГОУ на муниципальном уровне являются муниципальные государственно-общественные советы по развитию образования, попечительские организации создаются на муниципальном уровне в виде различных форм НКО, на региональном уровне — республиканский государственно-общественный совет по развитию образования. Организационный компонент предусматривает институционализацию участия общественности в управлении образованием через создание и обеспечение деятельности ассоциации школьных управляющих советов.
Содержательный компонент отражает деятельность по формированию общественного, гражданского заказа на содержание и качество образования, осуществление общественного контроля качества общего образования. Эти направления деятельности наполнены конкретным содержанием, а именно:
- нормативно-правовое обеспечение реализации принципа ГОУ в системе образования (Закон «Об образовании в РБ») (разработка регионального Закона о ГОУ в системе образования, положений об Общественных советах, пакета регламентов деятельности этих органов);
- информационно-методическое сопровождение процедур общественного контроля и оценки качества образования. Это, прежде всего, подготовка общественных управляющих, экспертов гражданских институтов; организация информационного и PR-сопровождения развития ГОУ.
Оценочно-результативный компонент основан на организации мониторинга результативности данного вида деятельности на основе четких и обоснованных индикаторов, охватывающих не только содержание деятельности,
но и активность, действенность, качество взаимодействия с ведомственными и властными структурами, реальное влияние изменение качества образования на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
Реализация представленной модели ГОУО позволяет не только успешно распространять инновационный опыт в регионе, но и экстраполировать его в системы общего образования субъектов РФ, обеспечивая реализацию доступного и качественного образования, отвечающего потребностям основных заказчиков образовательных услуг.
Так, благодаря победе во Всероссийском конкурсе проектов расширения государственно-общественное управление образованием субъектов Российской Федерации, региональная система общего образования только в 2014 году получила дополнительные финансовые средства, которые были направлены на деятельность 50 образовательных организаций дошкольного и общего образования, получившим на конкурсной основе статус «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественного управления образованием по направлениям:
- «Создание условий для распространения моделей государственно — общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования»;
- «Повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием».
Образовательные учреждения республики организовали курсы повышения квалификации педагогических работников и представителей ГОУО в республиках Тыва и Алтай, Краснодарском и Хабаровском краях, Нижегородской, Воронежской, Саратовской, Мурманской, Ростовской, Тамбовской, Амурской, Иркутской, Тверской областях, гг. Москва и Санкт-Петербург.
В проведении стажировок приняли участие педагогические работники, представители органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес — сообщества, различных общественных организаций Республики Бурятия.
Инновационные механизмы и формы осуществления взаимодействия школы с социальными партнерами продемонстрировали Республиканская кадетская школа-интернат, детский сад «Росинка №173» г. Улан-Удэ, Кабан-ская СОШ Кабанского района, Курумканские СОШ №1, 2 Курумканского района, Холтосонская и Михайловская СОШ Закаменского района, Оронгой-ская СОШ Иволгинского района.
Новые подходы к осуществлению независимой оценки и экспертизы качества общего образования разработали СОШ №4 и СОШ №1 г. Гусиноозерска, Турунтаевская районная гимназия, Сосново-Озерская СОШ №1, Закаменская гимназия, Сотниковская СОШ Иволгинского района. СОШ № 32, 35, гимназии № 14 г. Улан-Удэ разработали проекты общественной оценки качества образования на уровне общеобразовательных учреждений.
Ключевыми темами стажировок Гусиноозерской и Петропавловской гимназий, Петропавловской школы №1 стали моделирование электронной обра-
зовательной среды, использование информационных ресурсов, обеспечивающих включение в проектирование разных целевых групп.
СОШ № 26 г. Улан-Удэ, Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1 поделились опытом организации детского самоуправления.
Отметим, что проекты республиканских стажировочных площадок разрабатывались на основе учета принципа соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ОО. При этом государственная функция управления заключалась в проведении анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих образовательную деятельность организации, например, анализ использования зданий, наличия и соответствия учебно-методической документации, ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ.
Общественная же оценка качества направлена на выявление соответствия образовательных услуг и результатов. Очевидно, что при неоднородности требований различных групп потребителей к качеству образования критерии, показатели и результаты оценки будут существенно различаться. Поэтому в региональной системе общего образования достигнута договоренность о понимании термина «качество образования» как способности образовательных учреждений удовлетворять требования потребителей.
Таким образом, опыт проектной деятельности в организации ГОУО приводит к постепенному формированию общественного характера управления за счет создания разветвленной структуры участия общественности (педагоги, учащиеся, родители, общественность, бизнес, власть) в управлении образовательными организациями. В рамках деятельности республиканских ста-жировочных площадок обеспечивается становление системы правовых норм и договорных отношений, предлагаемых обществом для регулирования и совершенствования общественных отношений в сфере образования.
Организация стажировок в других регионах позволила положить начало межрегиональной кооперации по вопросам организации ГОУО. Добровольное объединение регионов, имеющих опыт реализации инновационных моделей расширения ГОУО, может существенно обогатить отечественный опыт организации социального взаимодействия в управлении качеством общего образования и сформировать особого рода общность компетентных участников диалога с органами государственной власти регионального и федерального уровней по проблемам качества образования.
Литература
1. Бочаров М. К. Наука управления. Новый подход (точка зрения ученого). — М.: Знание, 1990. — 221 с. 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Днепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. — М., 1988. — С. 13-14; Рекомендации парламентских слушаний. О концепции реформирования системы образования Российской Федерации // Педагогика. — 1998. — №4.
4. Карпене Т. И. Метод проектов — как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. — М.: Психологический ин.-т РАО; Ярославль: Яросл. ин-т развития образования, 2001. — С. 105-109.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2000.
6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. — М.: Вентанта-Граф, 2002. — 112 с.
7. Нерода М. В., Тебенева Т. Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания // Управление ДОУ. — 2005. — №6. — С. 91.
8. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 347 с.
9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 1999. — С. 8-10, 17, 38-39, 41, 95-109.
11. Бацын В. К. Реформа образования в РФ 1990-1994. — М., 1995. — С. 15.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
13. Гуружапов В. А. Аналитика и экспертиза инновационных проектов. — М., 2004.
Будаева Татьяна Чагдуровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected].
Budaeva Tatiana Ch., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected].
УДК 373
© Т. Б. Гомбоев
Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления
В статье определена актуальность программно-целевого подхода в управлении системой общего образования на примере Республике Бурятия. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны результаты и преимущества опоры на данный подход в управлении образованием.
Ключевые слова: управление, программно-целевой подход, цель, региональная система общего образования.
T. B. Gomboev
Theoretical aspects of general education regional system development in the conditions of the program-target method of management implementation
The article defines the relevance of the program-target approach in the management of the general education system on the example of the Republic of Buryatia. The author de-