ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
THEORY AND METHODS OF CONTINUOUS EDUCATION AND FURTHER TRAINING
УДК 377(571.54)
ББК 74.489.478
Валентина Ивановна Ваганова,
д-р пед. наук, проф.,
Республиканский институт кадров управления и образования (Улан-Удэ, Россия), e-mail: valen51@mail.ru
Галина Супруновна Малунова,
д-р пед. наук, проф.,
Педагогический институт Бурятского государственного университета
(Улан-Удэ, Россия), e-mail: valen51@mail.ru
Подготовка педагога к реализации инновационных процессов в системе довузовского профессионального образования
В статье рассматриваются основные направления подготовки преподавателей системы довузовского профессионального образования к инновационной деятельности. Одним из направлений является организация корпоративного обучения в образовательной организации, где создаётся инновационная образовательная среда, направленная на творческое развитие профессионально-педагогической деятельности. Следующим направлением является создание современной модели повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования. Создаётся система персонифицированного повышения квалификации, механизм организации которого связан с выбором педагогом образовательных программ и проектированием индивидуальной образовательной траектории. На основе мониторинга образовательных потребностей педагогов создаётся депозитарий модульных образовательных программ, включающих инвариантную и вариативную части, ориентированных на учёт потребностей и интересов педагогов.
Третье направление связано с организацией сетевого обучения в центрах повышения квалификации на базе инновационных образовательных организаций, которые выступают в роли стажировочных площадок. Реализуется принцип распределённой (децентрализованной) системы повышения квалификации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, корпоративное обучение, модель повышения квалификации, индивидуальная образовательная траектория, депозитарий модульных образовательных программ, стажировочные площадки, распределенная система повышения квалификации.
Valentina Ivanovna Vaganova
Doctor of Pedagogy, Professor Republican Institute of Management and Education (Ulan-Ude, Russia), e-mail: valen51@mail.ru
Galina Suprunovna Malunova
Doctor of Pedagogy, Professor Pedagogical Institute of Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), e-mail: valen51@mail.ru
Teachers’ Preparing to the Implementation of Innovative Processes in Pre-University Vocational Education
The article is devoted to the main directions of teachers’ training in pre-university vocational education to innovation. One of the directions is the organization of corporate training in the educational institution where they create an innovative learning environment aimed at the creative
© Ваганова В. И., Малунова Г С., 2013
development of vocational and educational activities. The next direction is to create a modern model of teachers’ professional development in the institution of further professional education. A system of personalized training, where the organization mechanism is associated with the teacher’s choice of education programs and the design of individual learning steps is created. Based on the monitoring of the teachers’ educational needs, it was created the depository modular educational programs, including the invariant and variable parts, focused on teachers’ needs and interests were created. The third direction is connected with the organization of training centers network in the centers of further development on the base of innovative educational organizations that serve as internship sites. The principle of distributed (decentralized) training system is being implemented.
Keywords: innovation, corporate training, professional development model, individual educational trajectory, depositary modular educational programs, internship sites, distributed system of qualification imrovement.
Инновационные процессы в современном образовании являются результатом развития новой образовательной парадигмы, которая выражает глобализационные процессы современного мира, где локальные социальные области всё больше начинают интегрироваться в глобальное социокультурное пространство человеческой цивилизации. Очаги нового в пространстве современного образования выступают фактором развития глобальной образовательной системы, в которой её подсистемы всё более начинают открываться навстречу друг другу. Инновационные процессы, таким образом, становятся характерной особенностью развития образовательных систем.
Важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью является инновационная деятельность педагога. Сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество, соответственно, основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет творческая инновационная деятельность педагогов, направленная на обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему, которая предусматривает наивысшую степень педагогического творчества. При этом, субъектом, носителем инновационного процесса является, в первую очередь, педагог-новатор.
Для организации современного практико ориентированного образования педагог должен приобрести функции исследователя, воспитателя, тьютора, консультанта, руководителя проектов и др., основанных на творческих компетенциях. Педагогу необходимо освоить новые способы организации образовательного процесса, включая дис-126
танционное обучение, новые формы и методы контроля, включая международные.
Конструирование содержания образования, удовлетворяющего потребностям работодателя, разработка современных средств оценивания, применение современных образовательных технологий и др. требуют переориентации деятельности педагогов с традиционных подходов к инновационным. Не всегда данный процесс протекает беспроблемно, наблюдается сопротивление со стороны педагогов, нежелание изменять наработанные в течение ряда лет позиции.
Подготовка педагога к реализации инновационных процессов требует создания современной системы повышения квалификации. Данная система должна быть ориентирована на внедрение результатов инновационных образовательных программ и применение современных образовательных технологий. Повышение квалификации должно обеспечивать решение профессиональных проблем и в необходимых случаях оказывать помощь в осознании ими своих проблем. Создаётся система персонифицированного повышения квалификации, механизм организации которого связан с выбором педагогом образовательных программ и проектированием индивидуальной образовательной траектории.
Факторы, влияющие на конструирование образовательных программ повышения квалификации, связаны, в первую очередь, с внедрением масштабных преобразований, обусловленных модернизацией профессионального образования, в частности, с введением ФГОС нового поколения.
В этих условиях должен быть осуществлён решительный вывод системы из режима репродуктивной псевдонаучной педа-
гогики в интерактивный режим, подразумевающий индивидуальную работу с учительскими кадрами на основе новых информационных технологий, тренинга, проектной и исследовательской деятельности.
Для проектирования новой модели повышения квалификации необходимо выполнить следующие действия:
- создание банка образовательных услуг на основе мониторинга потребностей;
- развитие направлений маркетинговой деятельности;
- создание гибкой мобильной системы повышения квалификации, основанной на модульно-кредитной основе, включающей инвариантную и вариативную части;
- разработка образовательных программ курсов повышения квалификации, направленных на реализацию социального заказа и учёт потребностей и интересов педагогов;
- включение в программы повышения квалификации модулей, отражающих современные потребности системы образования: менеджмент в образовании, образовательные учреждения в условиях введения нормативно-подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда, формирование независимой системы оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений для получения качественного профессионального образования, независимо от места жительства, развитие форм государственно-общественного управления, включающие проектную деятельность и стажировки на базе стажи-ровочных площадок;
- вовлечение учителей-практиков, победителей конкурса ПНПО в систему повышения квалификации в качестве преподава-телей-наставников, тьюторов, тренеров для организации индивидуального обучения педагогов;
- создание системы диагностирования профессиональных компетенций педагогов на уровневой основе;
- разработка мероприятий, направленных на стимулирование профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации.
В модельной методике повышения квалификации, разработанной в Бурятском республиканском институте образовательной
политики, представлена организационная структура или технология организации образовательного процесса, которая предполагает опережающее управление развитием профессиональной квалификации и содержит следующие виды деятельности:
1. Создание депозитария модульных образовательных программ.
2. Субъекту обучения предоставляется вся необходимая информация о наличии образовательных программ повышения квалификации.
3. Мотивация обеспечивается презентацией образовательных программ и выявлением образовательных потребностей слушателей в процессе входной диагностики.
4. Слушателям предоставляется возможность самопрезентации.
5. Производится дифференциация слушателей по уровням актуального развития и в соответствии с проявленной потребностью.
6. Тьюторы оказывают слушателям помощь в выборе образовательной программы и вариативных модулей по содержанию и уровню.
7. Значительную помощь в выборе оказывает стратегическая карта формируемых компетенций.
8. На основе выбора формируется интегрированная индивидуальная программа (ИОП).
9. Производится интеграция микрогрупп, подгрупп.
10. Составляется нелинейное расписание.
11. Параллельно слушатели выбирают уровень выходной диагностики.
12. Слушателям выдаются маршрутные (зачётные) книжки.
13. Проводится ознакомление с кредитно-зачётной системой.
Новая организация учебного процесса предполагает изменение не только организационной структуры и содержания, но и технологий обучения. Обучение строится на деятельностной, практико ориентированной основе с использованием интерактивных методов обучения.
Предполагается значительное расширение форм организации повышения квалификации педагогов. Наряду с привычными очными курсами предлагаются:
1. Сетевое обучение в центрах повышения квалификации на базе инновационных ОУ реализует принцип распределённой (децентрализованной) системы повышения квалификации. Образовательное учреждение, пройдя соответствующую аккредитацию в ИПК, становится провайдером образовательных услуг. Тем самым, одновременно реализуется несколько инновационных форм обучения.
2. Форма стажировки - конкретный слушатель имеет возможность своими глазами увидеть, как «работает» то, чему его учат. Кроме того, под присмотром наставника (автора) слушатель имеет возможность попробовать самостоятельно использовать полученные знания, навыки, технологии в образовательном процессе, на базе образовательного учреждения.
3. Форма накопительной системы повышения квалификации - прохождение подготовки по специализированным темам, модулям в БРИОП становится одним из способов получения зачётно-кредитных единиц. Как следствие, происходит индивидуализация программы обучения, по прохождению которой слушатель получает свидетельство государственного образца.
Накоплен достаточный опыт организации повышения квалификации педагогов внутри образовательного учреждения, так называемое корпоративное обучение для обеспечения инновационной образовательной деятельности, повышения качества и мобильности образования. Стратегия инновационного подхода в образовательном учреждении направлена на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения, проникновение и перенос его в систему обучающей деятельности педагога и познавательной деятельности студента.
Подготовка педагогов к организации инновационной деятельности должна протекать системно, обеспечивая поступательное, поэтапное повышение уровня готовности к реализации инновационной деятельности.
Технология подготовки преподавателя к инновационной деятельности содержит несколько этапов. На первом, начальном этапе в системе повышения квалификации, педагог должен осмыслить значимость готовности к инновационной деятельности. У
педагога должны сформироваться ценностные ориентации и положительное отношение к инновационной деятельности, установки на приобретение знаний и умений в данной области.
На втором этапе целесообразно осуществить развитие профессиональной направленности, актуализацию знаний об инновационной деятельности, осознание эффективных способов и путей её осуществления, овладение основами инновационной деятельности, развитие умений реализации этого вида деятельности. Педагогам должна быть представлена возможность принимать участие в работе рефлексивных тренингов, круглых столов, мастер-классов, педагогических мастерских. На этом этапе может быть организована работа над педагогическим исследованием. По окончании второго этапа наиболее динамично формируется когнитивный компонент и частично операционально-деятельностный.
На третьем этапе педагогов интересует их способность к осуществлению инновационной деятельности, при этом для большинства характерен настрой на преодоление «антиинновационных барьеров». Главными задачами второго этапа являются:
- помощь учителю в выявлении путей и средств осуществления инновационной деятельности, её творческой реализации;
- проектирование путей развития готовности к осуществлению инновационных процессов.
На третьем этапе наиболее динамично развивается эмоционально-волевой компонент готовности к инновационной деятельности.
Четвёртый этап реализуется в образовательном учреждении. На этом этапе педагог внедряет в учебный процесс современные технологии и методики обучения, корректирует содержание образования. Особую значимость приобретает организация педагогического эксперимента по выявлению эффективности и целесообразности использования новшеств. Педагогическое сопровождение данного процесса позволяет более эффективно включать педагога в инновационную деятельность [2. С. 53-55].
К числу новых видов профессиональной деятельности педагога, ставших в последние годы неотъемлемой её частью, следу-
ет отнести и экспертную деятельность. Она заключается в анализе и оценке методической целесообразности использования той или иной учебной литературы, средств обучения и т. д. Экспертный компонент в условиях введения ФГОС определяет наличие у преподавателя способности определять возможность и необходимость разработки современных средств оценивания профессиональных и предметных компетенций педагога, переводить процесс оценивания в систему самооценки и взаимооценки. Преподаватель должен овладеть основными способами и методами экспертно-аналитической деятельности: определение целей
и задач экспертизы, разработка процедуры экспертизы, разбиение экспертизы на этапы, анализ, выявление причинно-следственных связей и факторов, определение тенденций и динамики, формулировка прогноза и сценариев, разработка рекомендаций.
Реализация инновационных образовательных программ системы повышения квалификации создаёт условия для формирования и развития профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих повышение качества образования за счёт внедрения инновационных разработок в образовательный процесс и управление образовательными процессами.
Список литературы
1. Герасимов А. М., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения: концептуально-технологический аспект: учеб. пособие. М.: АПКиПРО, 2001. 64 с.
2. Раитина Н. И. Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования: учеб. пособие. Чита: ЗабКИПКРО, 2010. 141 с.
References
1. Gerasimov A. M., Loginov I. P. Innovatsionny podkhod v postroyenii obucheniya: kontseptualno-tekhnologichesky aspekt: ucheb. posobiye. M.: APKiPRO, 2001. 64 s.
2. Raitina N. I. Soprovozhdeniye protsessa formirovaniya gotovnosti k innovatsionnoy deyatelnosti uchitelya fiziki v usloviyakh dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya: ucheb. posobiye. Chita: ZabKIPKRO, 2010. 141 s.
Статья поступила в редакцию 7 сентября 2013 г.