Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Педагогического института Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 442395.
Dagbaeva Nina Zh., doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy Department, director of the Pedagogical Institute, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 371.134
© Г. Н. Фомицкая
Оценка качества педагогической деятельности как механизм повышения профессиональной компетентности учителя
В статье рассматриваются инновационные подходы к организации внешней оценки качества профессиональной педагогической деятельности учителя, открывающей возможности для профессионального роста педагога.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность педагога, внешняя оценка.
G. N. Fomitskaya
The quality of pedagogical activity assessment as the mechanism to increase the teacher's professional competence
The article deals with innovative approaches to the organization of quality external assessment in the professional pedagogical activity of the teacher to reveal opportunities for the professional growth of the teacher.
Keywords: quality of education, the teacher's professional competence, external assessment.
Современное информационное общество признает только одно преимущество — высокое качество образования, в обеспечении которого определяющее значение имеет качество педагогических ресурсов.
Государственно-общественный заказ на качество общего образования обнажил проблемы, связанные с уровнем профессиональной компетентности педагогов. Ведь именно уровень профессиональной компетентности учителя, его умение проектировать учебно-познавательную деятельность определяет эффективность деятельности системы образования в целом. По мнению В. А. Сластенина, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [1]. Иными словами, под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для организации успешной педагогической деятельности.
До недавнего времени нормативной моделью компетентности педагога, отражающей научно-обоснованный состав профессиональных знаний, уме-
ний и навыков, являлась квалификационная характеристика, которая представляла свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Эта квалификационная характеристика нашла отражение в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [2]. Однако, новые требования к компетентности учителя, связанные с реализацией ФГОС ООО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выявили проблему несоответствия квалификационной характеристики данным требованиям и актуализировали необходимость разработки документа, содержащего полный перечень требований к функциональным обязанностям педагога.
Таким документом выступает Профессиональный стандарт педагога, в основу которого положена все те же национальная и отраслевая системы профессиональных квалификаций. Необходимо отметить, что это рамочный документ, основа, где дано подробное описание реальной педагогической деятельности в новых условиях. Задание стандарту рамочности позволяет на уровне регионов дополнить его региональным и школьным компонентом. Необходимость такого дополнения продиктована тем, что системы общего образования в регионах значительно отличаются по материальной базе, по уровню инновационного развития, по кадровому составу, по специфике образовательной программы. Соответственно, требования, предъявляемые к уровню профессионально компетентности учителя также различны. Так, например, учитель истории должен обладать компетенцией, необходимой для реализации содержательного блока раздела Истории России «История Бурятии». Для построения эффективного воспитательного процесса классному руководителю необходимо не только хорошо знать национальные традиции и этнические обычаи, но и традиции и обычаи иной культуры, представители которой обучаются, формируют личностные качества в вверенном ему классном коллективе. Это только в Финляндии классный руководитель — самостоятельная педагогическая профессия, которой молодые люди овладевают в течение всего периода обучения в университете. Реалии российской образовательной действительности таковы, что классное руководство является неизменным «довеском» к основной образовательной деятельности педагога. В данной ситуации появление Профессионального стандарта педагога можно рассматривать как возможность проектирования профессионального роста и регулирования его взаимоотношений с работодателем на основе эффективного контракта.
Подходы к такому проектированию также различны. Сегодня в Республике Бурятия главный акцент делается на воспроизводстве и развитии собственных педагогических кадров. Проведенный учеными Бурятского госуниверситета анализ проблем кадрового обеспечения республиканской системы общего образования показал, что кардинальное совершенствование структуры и качественного состава педагогических работников требует не только серьезных инновационных преобразований в области их профессиональной подготовки и повышения квалификации, но и в проведении оценочных процедур, направленных на выявление эффективности профессиональной деятельности учителя.
Оценочные процедуры, предлагаемые Профессиональным стандартом, предполагают два вида оценки: внешний и внутренний аудит. Понимая, что внутренний аудит относится к компетенции самого образовательного учреждения, мы акцентируем внимание на процедуре внешнего аудита.
Отметим, что для образовательной практики аудит пока остается достаточно новым явлением. В основном процедуру аудита рассматривают как систематическую документированную деятельность по измерению академических достижений обучающихся с целью оценки степени соответствия результатов обучения требованиям образовательных стандартов и (или) содержанию учебных программ [4]. Ключевыми понятиями аудита выступают измерение и оценка. Педагогическое измерение направлено на установление соответствия между оцениваемой характеристикой обучающегося — академической компетентностью — и точками определенной шкалы. Образовательный стандарт выполняет в этом случае функцию основной критериальной шкалы. Такое определение позволяет утверждать, что внешний аудит является лишь составной частью системы внешней оценки качества профессиональной деятельности педагога, не позволяющей в полной мере оценить качество деятельности и уровень профессионализма педагога. Рассматривая внешнюю оценку как единую систему элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер и позволяет получать аргументированное представление о состоянии, степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям общества, социальным и личностным ожиданиям [3; 18], мы пришли к заключению, что она должна быть направлена, прежде всего, на установление взаимосвязи между результатами образования учащихся и теми ресурсами (материальными, информационными и т. д.), которыми обладает школа; а также условиями, которые обеспечивают качество обучения, развития и социализации учащихся, формируют уклад школьной жизни. Иными словами, внешняя оценка качества деятельности педагога, должна представлять собой некую инновационную технологию, отвечающую идее профессионального стандарта.
Отсутствие такой технологии на федеральном и региональном уровне способствовало инициированию ее разработки на уровне образовательного учреждения.
Сегодня в системе общего образования уже разработаны проекты такой технологии, представленные в рамках реализации ФЦПРО «Наша новая школа» по направлению «Расширение государственно-общественного управления в образовании». Так, в Гусинозерской гимназии разработан «Электронный блокнот эксперта». Разработке технологии предшествовала кропотливая работа образовательного учреждения совместно с органами общественного управления. Через призму анализа социального заказа школе на качество образования были выделены особенности организации образовательного процесса в современной электронной образовательной среде: инновационные идеи, заложенные в образовательной программе, отбор содержания для образовательного события, планируемые образовательные результаты. Это позволило разработать концепцию качества предоставляемых в школе образова-
тельных услуг и механизмы проведения общественной экспертизы качества образования. Электронный блокнот эксперта представляет собой компьютеризированную систему оценки качества образования, обеспечивающую участие общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации гражданского заказа. В практическом исполнении электронный блокнот эксперта воспроизводит технику мониторинга качества образования (тест, как форма педагогического мониторинга, безотметочный мониторинг, портфолио, рейтинговая система оценки качества образования и др.). Применение данной технологии позволило привлечь родителей к проведению внешних оценочных процедур, выявить проблемные зоны в профессиональной компетентности учителя, наметить индивидуальные траектории профессионального роста и развития.
Вместе с тем, разработка и проведение внешних оценочных процедур на уровне образовательного учреждения выявило комплекс проблем организационного, методического плана, решение которых выходит за рамки школы и требует консолидации государственных и общественных инсттутов.
Отметим, что важную содержательную часть внешней оценки качества педагогической деятельности составляет ответ на вопросы: как измерить качество знаний, как интерпретировать результаты измерения, как давать им оценку? В этом направлении особое место должны занять школьные и муниципальные методические службы. Заслуживает внимание опыт деятельности методических объединений в общеобразовательных учреждениях Финляндии, где при приеме на работу молодого учителя решающее значение имеет мотивированное мнение методического объединения, которое проводит входную диагностику сформированности профессиональных компетенций педагога. В российской образовательной практике деятельность методических объединений замкнута в основном на разработке методических вопросов в предметных областях, отсутствует скоординированность деятельности методических объединений в решении общедидактических задач, разработке общих подходов в определении траектории профессионального роста педагога. Республиканская методическая служба призвана скоординировать деятельность школьной и муниципальной методической службы и вывести ее на качественно новый содержательный уровень. Учитывая, что региональной методической службе обозначенного комплекса проблем не решить, на уровне региона началась активная разработка нормативно-правовой базы по созданию регионального учебно-методического объединения, которое должно скоординировать деятельность экспертного и редакционно-издательского советов, республиканской методической службы, профессиональных общественных объединений учителей в направлении активизации олимпиадного движения, своевременного решения вопросов, связанных с реализацией ФГОС.
Основу модели регионального учебно-методического объединения составляют с одной стороны, многоуровневая и многослойная сетевая система образовательных программ, инновационных педагогических практик, а с другой — система комплексного оценивания деятельности педагогического персонала образовательных учреждений. Такое построение модели позволяет
Д. А. Шарина. Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога ...
рассматривать региональное учебно-методическое объединение как механизм непрерывного профессионального педагогического образования в Республике Бурятия.
Таким образом, повышение профессиональной компетентности учителя зависит не только от образовательных условий, но и от того, насколько грамотно будет выстроена система внешних оценочных процедур качества его деятельности, насколько она будет способствовать мотивации к постоянному профессиональному росту.
Литература
1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих — приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 858.
3. Фомицкая Г. Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования: дис. ... д-ра пед. наук. — Улан-Удэ, 2012.— 377 с.
4. Кириллова С. В. Внешний аудит — это не ЕГЭ // Первое сентября. — 2008. — № 22.
Фомицкая Галина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected]
Fomitskaya Galina N., doctor of Pedagogics, rector of the Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected]
УДК 371.124
© Д. А. Шарина
Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта
педагога
Статья посвящена вопросу апробации профессионального стандарта педагога, его влиянию на профессиональный рост педагога и на решение вопроса об обновлении процедур аттестации педагогических и руководящих работников. Соответствие учителя требованиям профессионального стандарта педагога интегрирует в себе всю совокупность педагогических умений. В данной работе нашли отражение вопросы стимулирования и мотивации педагогов, формирования условий для повышения квалификации и непрерывного образования педагогов; разработки, апробации и внедрения новой процедуры и инструментов оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории, соотнесенной с требованиями профессионального стандарта.
Ключевые слова: процедура аттестации, педагогические кадры, профессиональная компетентность, квалификация, профессиональный стандарт, мотивация педагога.