УДК 72
Сайфуллина Л.Ш. - доцент
Е-mail: lasaif@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, Казань, ул. Зеленая, д. 1
Дворец культуры им. В.И. Ленина в Казани. К истории создания
Аннотация
Архитектура советского периода вызывает все больший научный и практический интерес у специалистов, занимающихся сохранением культурного наследия. Новые научные данные по истории проектирования и строительства объектов послевоенного этапа истории советской архитектуры очень важны для определения историко-культурной значимости многих исторических зданий и в городе Казани.
Ключевые слова: объект культурного наследия, памятник архитектуры советского периода, предмет охраны, программа сохранения.
«Дворец культуры им. В.И. Ленина, 1950-е годы» объект культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенный по адресу город Казань, ул. Копылова, д. 2а, был поставлен на государственный учет как вновь выявленный объект культурного наследия приказом № 1031 Министерства культуры Республики Татарстан от 21.09.2015 года [1]. До этого времени здание рассматривалось как рядовое культурно-просветительское учреждение, находящееся в собственности двух юридических лиц: Комитета земельных и имущественных отношений муниципального образования города Казани и Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани.
Для включения в перечень памятников была проведена Государственная историко-культурная экспертиза, в ходе которой государственным экспертом Забировой Ф.М. была выявлена необходимость более глубокого исследования истории создания и строительства этого уникального для Казани здания. Дворцов культуры этого периода строительства в Казани всего три: ДК им. В.И. Ленина (исследуемый), ДК Саид-Галеева в поселке Дербышки и ДК железнодорожников в поселке Юдино.
Специалисты Института архитектуры и дизайна КГАСУ уже не раз обращались к теме историко-архитектурного наследия советского периода нашего города. Материалы дипломных проектов по этой тематике не раз представлялись на международных конкурсах и специализированных выставках в республике и городе. Формат и структура дипломного проекта позволяют провести работу и создать научно-проектную документацию в составе очень близком к реальному проекту реставрации и приспособления для современного использования. Материалы дипломного проектирования по кафедре Реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры неоднократно становились базой документов государственных органов контроля охраны и использования объектов культурного наследия.
Целью дипломного проекта 2016 года по специальности 270200 Анисимовой Юлии Леонидовны под руководством автора статьи было более тщательное исследование состояния и перспектив использования данного объекта (рис. 1).
Своевременность и актуальность изучения наследия советского периода в архитектуре неоднократно подчеркивалась в печати и на научно-проектных конференциях различного уровня [2]. Следует отметить, что в сфере внимания специалистов оказываются все более «молодые» здания. Если ранее интерес был больше к периоду 1920-1930-х годов, то постепенно он стал проявляться и к зданиям послевоенного периода, а теперь уже и застройке 60-х годов прошлого века [5]. Этот процесс объясняется несколькими моментами: утилитарная необходимость - очередь капитальных ремонтов доходит до зданий этого периода; укрепляющаяся система государственного контроля сохранения и использования объектов культурного наследия в целом и, особенно, в нашей республике через систему специальных программ и отдельных специалистов в администрации Президента Республики Татарстан.
Одним из определяющих факторов при выяснении историко-культурной ценности любого сооружения является его градостроительное значение и сохранность историко-архитектурной среды его современного состояния относительно момента строительства. С этой точки зрения застройка советского периода находится под угрозой: показатели плотности такой застройки не соответствуют современным градостроительным нормам, и возникает соблазн ее «уплотнения». В результате таких реконструкций зачастую теряется ключевая характеристика застройки - ее архитектурно-пространственная целостность, прошедшая испытание временем и только культурно обогатившаяся за годы существования.
Район «Соцгород» (известен по документам проектирования как поселок имени Серго Орджоникидзе) в настоящее время проходит процедуру включения его в перечень объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места. Это предложение Министерства культуры РТ получило единогласную поддержку научно-методического совета при министерстве культуры. Следует отметить, что в материалах Государственной историко-культурной экспертизы по обоснованию этого предложения были использованы материалы дипломного проекта кафедры РРАНиОА КГАСУ 2014 года «Монументальное и декоративно-художественное оформление фасадов жилых и общественных зданий города Казани 1930-50-х годов», дипломник Абдуллина Т.Р., руководитель Сайфуллина Л.Ш.
Дворец культуры им. В.И. Ленина был сдан в эксплуатацию в 1961 году, став практически последним крупным общественным зданием Казани, построенным в стиле сталинского ампира его последних лет. Особенно ценным стало его размещение как завершение композиционной оси улицы Копылова (ранее Белинского) застройки исторического комплекса известного как «Соцгород», проектирование которого велось еще с 1930-х годов в мастерской академика архитектуры И.В. Жолтовского. Основная часть застройки поселка была готова к окончанию войны. За военные годы расширилась территория Казани в северном направлении: население микрорайона выросло в несколько раз за счет эвакуированных специалистов и расширения авиационного производства в этой части города. Социальный заказ на собственный объект культуры в этом районе созрел уже к окончанию Великой Отечественной войны.
История создания здания Дворца культуры им. В.И. Ленина до настоящего момента не может считаться полностью выясненной, так как проведенные исследования поставили ряд вопросов и необходимость уточнить детали проектирования.
В ходе историко-архивных и библиографических исследований по объекту были выявлены новые архивные документы, которые позволили уточнить авторство проекта и некоторые опубликованные данные по его истории [6]. В документах архива Главного управления архитектуры и градостроительства хранятся альбомы фотографий двух проектов будущего здания Дворца культуры [7].
Первый проект Дворца культуры завода им. Горбунова (по заданию) был представлен в 1951 году архитектурно-планировочной мастерской Управления по делам архитектуры при Совете Министров ТАССР. Главным архитектором проекта был известный казанский архитектор Р.М. Муртазин. В 1952 году на рассмотрение был представлен второй проект, выполненный уже Республиканской проектной конторой «Татпроект» при министре коммунального хозяйства ТАССР. Руководителем второго проекта также был Р.М. Муртазин. Общим для обоих проектов оставался заказчик -«Предприятие п/я № 747». Здание по штампам чертежей значится как «Дворец культуры в Ленинском районе г. Казани» (рис. 2-3).
Рис. 2. Проекта Дворца культуры им. Горбунова в г. Казани 1951 года. Фрагмент генплана
Рис. 3. Проект Дворца культуры в Ленинском районе г. Казани 1952 года. Фрагмент генплана
Оба проекта предлагали монументальное здание со зрительным залом на 12000 мест, архитектура которых представляла собой яркие примеры величественной, победоутверждающей архитектуры общественных зданий послевоенного периода. Композиции планов строились по оси улицы Копылова (тогда Белинского), а главный фасад завершал и фиксировал композиционную ось застройки поселка. Здания предполагались многозальными, с новыми для того времени функциями в едином объеме учреждения культуры: библиотека, спортзалы, театральный и кинозалы, кружковые и пр. Композиция фасадов первого варианта строилась на приемах классической архитектуры - колоннада портика главного фасада, боковые фасады полностью оформлены рядом колонн. Во втором варианте использование этого приема было более умеренным - только для выделения портиков фасадов. Архитектурный анализ этих проектных предложений может составить предмет отдельного исследования.
Актуальными выводами историко-архивного исследования в рамках данного дипломного проекта должна стать информация о проектировании парка, на территории которого размещалось здание. В обоих проектных предложениях благоустройство территории Дворца культуры включалось в планировочную композицию самого парка «Крылья Советов». Кроме того, в обоих вариантах одна из планировочных осей парка ориентирована на боковой (обращенный в сторону парка) фасад здания. Можно предположить, что эта территория парка должна была активно использоваться именно на фоне величественного фасада. В настоящее время следов реализации первоначальных
планов парка на территории нет, изменился и контур территории Дворца культуры. При этом необходимо отметить продемонстрированный проектировщиками комплексный подход к проектированию и объекта и парка, полностью принимавший замыслы первоначального проекта застройки поселка и обеспечивший его идейную и архитектурно-пространственную преемственность.
К сожалению, пока не удалось выяснить причины и обстоятельства представления двух проектов в таком небольшом временном отрезке. Остается только предполагать, что это связано с правилами системы проектирования и строительства того времени. На настоящий момент не существует документально подтвержденной хронологии проектного процесса Казани 60-х годов прошлого века и это тоже может и должно стать предметом научного исследования в ближайшем будущем.
По данным известного исследователя архитектуры Казани С.П. Саначина строительства Дворца культуры было начато в 1953 году по переработанному проекту учебного комбината завода им Горбунова в Нижнем Тагиле архитектора Емельянова. Возможности побывать в Нижнем Тагиле у авторов дипломного проекта не было, а сходства и подтверждений что ДК им. В.И. Ленина в Казани с постройкой архитектора Емельянова в Нижнем Тагиле не обнаружено [4].
При проведении исследования по выяснению имущественной принадлежности ДК им. В.И. Ленина в разные годы было выяснено, что это было учреждение так называемого отраслевого принципа и на каком-то этапе было Дворцом культуры завода им. Горбунова. При попытке выяснить наличие архивных документов в администрации завода была получена информация о хранении всей проектной документации по его объектам в отраслевом проектном институте «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», в частности его филиале в Казани. При запросе документов на предложение по реконструкции территории парка были обнаружены документы по реконструкции самого здания 2006 года, когда он еще не числился в перечне вновь выявленных объектов культурного наследия. В чертежах по реконструкции были ссылки на архивные чертежи 1956 года. Хочется выразить особую благодарность Генеральному директору ЗАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» Тихомирову Борису Ивановичу и Главному архитектору этого института Дубоссарскому Давиду Шаевичу за многолетнее сотрудничество с кафедрой РРАНиОА. В этот раз институт предоставил архивные чертежи рабочего проекта, по которым было построено здание ДК им. В.И. Ленина [8]. По штампам основных чертежей стал известен авторский коллектив проекта и дата его создания: чертежи выпущены в 1957 году за подписью: архитектор А. Кириллов, конструкторы Становов, и Ю. Мочалов.
Персоналии этих специалистов также могут стать темой отдельного исследования. Больше информации обнаружено о Ю. Мочалове, который ушел из жизни только несколько лет назад. По воспоминаниям ветеранов института он неоднократно упоминал о работе над проектом Дворца культуры. Информации об архитекторе А. Кириллове в архиве отдела кадров института не сохранилось, ее предстоит еще найти (рис. 4).
Рис. 4. Штамп проекта Дворца культуры в г.Казани Казанского филиала МАП-СССР ГИПРОНИИАВИАПРОМ
Следующим направлением историко-архивных исследований по этому объекту должно стать соотнесение проекта ДК им. В.И. Ленина в Казани с типовыми проектами учреждений культуры того времени. Ссылок на какой-либо типовой проект в
сохранившихся чертежах 1956 года не обнаружено. Документацию по процессу формирования заказа, проектированию и принятию решений по строительству еще предстоит найти (рис. 5).
Рис. 5. Проект Дворца культуры в г. Казани Казанского филиала МАП-СССР ГИПРОНИИАВИАПРОМ (главный фасад)
В ходе дипломного проекта был уточнен перечень ценных элементов архитектурно-планировочной, объемно-пространственной структуры здания; элементов монументально-декоративного и художественного оформления фасадов и интерьеров. Эта работа должна быть использована при оформлении документации по сохранению объекта культурного наследия следующего уровня его ценности. В программу дальнейших исследований и предложений по использованию этого уникального здания могут войти и предложения дипломного проектирования, отвечающие требованиям современного момента. В первую очередь, это обеспечение так называемых комфортной стоянки для машин посетителей дворца культуры. Для этих целей было предложено благоустроить территорию двора здания. Вопрос об устройстве там многоуровневой подземной стоянки будет решаться после соответствующих инженерных изысканий. Потребуется большая работа по формированию «Плана управления» объектом культурного наследия. Это уже вопросы организационно-правого уровня [3]. В ходе же дипломного проектирования было выявлено, что его возможности не используются в полной мере: многие помещения просто не эксплуатируются, а такие как спортзал, библиотека, кинозал уже требуют реконструкции для соответствия современным технологическим требованиям. Предложение по дополнениям в генплан парка тоже следуют рассматривать серьезно - будущий успех совместной эксплуатации здания дворца культуры и парка очевиден. Площадь перед главным входом в здание пережила перестройку несколько раз. Поэтому в ее планировке следует учесть характер периода строительства здания и новую транспортную ситуацию в районе.
Материалы дипломного проектирования могут стать хорошей основой для предстоящих в ближайшее время работ по сохранению такого интересного и уникального здания Казани как Дворец культуры им. В.И. Ленина. Механизм их использования еще предстоит отрабатывать и уточнять.
Список библиографических ссылок
1. Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. - 29 с.
2. Айдарова Г.Н. Проблемы сохранения архитектурного наследия Казани - история и особенности текущего момента // Материалы I-ой научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». - Казань: КГАСУ, 2012. - С. 80.
3. Забирова Ф.М. Опыт государственно-частного партнерства в сохранении историко-культурного наследия Казани: модели сотрудничества и перспективы // Материалы 2-ой научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». - Казань: КГАСУ, 2013. - С. 62.
4. Звагельская В.Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре Свердловской области // УРАНИИПРОЕКТ РААСН, 2011, № 4. - С. 33-39.
5. Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х первой половины 1950-годов: от творческих поисков к практике строительства. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 440 с.
6. Саначин С.П. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. - Казань: Издательство министерства культуры РТ ГБУ Центр культурного наследия Татарстана, 2014. - 238 с.
7. Материалы архива Главного управления архитектуры и градостроительства г. Казани: альбом фотографий проекта Дворца культуры завода им. Горбунова 1951 года; Технический проект Дворца культуры в Ленинском районе г. Казани, декабрь 1952 год.
8. Материалы архива ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»: комплект чертежей проекта Дворца культуры им. В.И. Ленина, 1956 год.
Saifullina L.S. - associate professor E-mail: lasaif@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Palace of culture named after V.I. Lenin in Kazan. New to the history of creation Resume
The architecture of the Soviet period is of growing scientific and practical interest among specialists involved in the conservation of cultural heritage. New scientific data on the history of the design and construction of post-war history of Soviet architecture is very important to the historical and cultural significance of many historic buildings in the city of Kazan.
Many complexes, and individual structures of this period that are of historical and architectural interest still are in the process of inclusion in the state register of objects of cultural heritage. The process of study is still gaining momentum.
Participation in such studies increases the level of competence of graduates, contributes to the development of their communication skills shows ability to research activities in the future. Among the experience of teachers well-known examples when work on the thesis project became the basis for further practical and scientific level of the dissertation research.
During the graduation project was an updated list of the valuable elements of architectural planning, spatial structure of the building; elements of monumental-decorative and artistic decoration of facades and interiors. This work should be used in the design documentation on preservation of objects of cultural heritage the next level of value. The program further research and proposals for the use of this unique building can log in and offers graduate design, to meet the requirements of modern time.
Keywords: The object of cultural heritage, monument of architecture of the Soviet period, the subject of protection, the conservation program.
Reference list
1. Federal law № 73 «On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation», 25.06.2002. - 29 р.
2. Aidarova G.N. Problems of preservation of the architectural heritage of Kazan - the history and characteristics of the current moment // Materials of the 1st scientific-practical conference «Cultural heritage in the XXI century: preservation, use, popularization». - Kazan: KSUAE, 2012. - Р. 80.
3. Zabirova F.M. Experience of state-private partnership in the preservation of historical and cultural heritage of Kazan: cooperation models and perspectives // Materials of 2nd scientific-practical conference «Cultural heritage in XXI century: preservation, use, popularization». - Kazan: KSUAE, 2013. - P. 62.
4. Zvagelsky V.E. Style of Soviet Neoclassicism in the architecture of the Sverdlovsk region // URANIIDAE, 2011, № 4. - P. 33-39.
5. Kosenkova Y.L. Soviet city of the 1940s the first half of the 1950-years, from creative research to the practice of building. - M.: Publishing house «Librokom», 2009. - 440 p.
6. Sancin S.P. Excursion into the architectural life of the Soviet of Kazan. - Kazan: Publishing house of the Ministry of culture of Tatarstan, GBU cultural heritage Center of Tatarstan, 2014. - 238 р.
7. The archive materials of the Main Directorate of architecture and urban planning of Kazan: a photo album of the project of the Palace of culture of the plant. Gorbunova 1951; the Technical design of the Palace of culture in the Leninsky district of Kazan, December 1952.
8. Materials from the archives of CJSC «Kazan GIPRONIIAVIAPROM»: a set of drawings of the project Palace of culture V.I. Lenin, 1956.