УДК 72.035.5
Киносьян Н.С. - старший преподаватель
Е-mail: kinosa@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Творческое наследие архитектора И.Г. Гайнутдинова и его роль в общем процессе развития архитектуры СССР в 30-60-е годы ХХ века
Аннотация
Постановка задачи. Целью работы является проведение специального исследования, посвященного изучению творческой деятельности архитектора И.Г. Гайнутдинова (анализ реализованных и нереализованных архитектурных объектов, выполненных И.Г. Гайнутдиновым лично или в соавторстве с другими архитекторами; анализ научных трудов и печатных работ И.Г. Гайнутдинова; выявление периодизации творчества и эволюции стилевых предпочтений архитектора).
Результаты. Составлен полный перечень реализованных и нереализованных проектов архитектора; научных трудов и печатных работ И.Г. Гайнутдинова. Выявлена периодизация проектной и научной деятельности и описан каждый творческий период архитектора. Определена роль И.Г. Гайнутдинова в общем процессе развития архитектуры СССР в 30-60-е годы ХХ века. Введены в научный оборот архивные материалы.
Выводы. Выявлены основные заслуги архитектора И.Г. Гайнутдинова:
1. Исследование народных традиций в зодчестве, внедрение прогрессивных сторон в творческую практику и подготовка ученых по проблематике национально-регионального своеобразия на уровне всесоюзного масштаба.
2. Изучение керамики в архитектуре и поднятие художественного качества строительства страны путем введения керамических материалов на фасады зданий.
3. Разработка жилых домов новой конструкции, давших большой экономический эффект в период индустриализации в СССР.
Ключевые слова: архитектор И.Г. Гайнутдинов, национально-региональные традиции, проектная и научная деятельность, периодизация, творческое наследие.
Введение
Изучение творческого наследия архитектора И.Г. Гайнутдинова необходимо для полноты историко-теоретического осмысления архитектуры Татарстана. В настоящее время идет процесс осознания значимости произведений архитектуры 30-60-х годов, когда в современной архитектурной практике мы все чаще сталкиваемся с тенденциями глобализации и потери национально-региональной идентичности. В последнее время, в условиях колоссального развития Казани и получения права официально именоваться «Третьей столицей России» непреходящую актуальность имеют вопросы, связанные с проблемой отношения к наследию и необходимостью создания научной базы для формирования современной архитектуры Республики Татарстан, обладающей чертами культурной идентичности [1].
Основная часть
Имя архитектора И.Г. Гайнутдинова (1908-1977 гг.) упоминается в литературных источниках как родоначальника научного изучения архитектурного наследия Татарстана [2]. Изучение закономерностей архитектурного мышления на примере деятельности выдающихся региональных архитекторов позволяет получить новые знания творческого процесса с учетом роли личности в развитии региональной архитектуры [3]. В архиве «Редких книг и рукописей» в научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (архивный фонд № 20) [4] имеются характеристики И.Г. Гайнутдинова, которые давали видные ученые и архитекторы, его современники: академик архитектуры В.Н. Семенов, главный архитектор г. Казани С.С. Копец, директор Московского архитектурного института А.Г. Казиатко, заведующий кафедрой архитектуры
КИИКС профессор Крестин и др. Имеются также характеристики, данные правлениями Союзов архитекторов из разных регионов страны, а также документ о почетном выделении И.Г. Гайнутдинова правлением ССА СССР в качестве своего представителя в комиссию к декаде татарского искусства в Москве (3.04.1941). Известно, что указом Президиума Верховного Совета ТАССР (от 29.06.1945) за выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 25-летием образования Татарской автономной Советской Социалистической Республики архитектору И.Г. Гайнутдинову присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Татарской АССР; указом Президиума Верховного Совета СевероОсетинской АССР (от 11.01.1955) в связи с успешным завершением строительства памятника основоположнику осетинской литературы Коста Левановичу Хетагурову в г. Орджоникидзе архитектору И.Г. Гайнутдинову присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР; указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР (от 17.10.1967) за большие заслуги в создании монументального памятника национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву архитектору И.Г. Гайнутдинову присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР. Все эти документы подтверждают значимость и уникальность творчества архитектора и выделяют его среди архитекторов современников.
Исследование проектного материала И.Г. Гайнутдинова автором статьи началось в 2010 году [5]. В настоящее время проектный материал архитектора составил 66 наименований. (38 натурных объектов, включая памятники и монументальные панно, и 28 неосуществленных проектов). Установлено, что натурные объекты архитектора представляют собой 9 наименований общественных сооружений: школа при СК-4 (19331934 гг., Казань), клуб работников меховой промышленности (1933-1934 гг., Казань), КХТИ (1935-1937 гг., Казань), павильон ТАССР на ВСХВ (1937-1939 гг., Москва) и его реконструкция (1951-1956 гг.), государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля (1948-1956 гг., Казань), здание районной почты (вариант в камне и вариант в дереве (1947 г., в ряде районов СССР), речной вокзал (1957-1962 гг., Казань); 15 наименований жилых объектов (14 из них - типовые сельские жилые дома для различных регионов СССР в период восстановительного строительства после Великой отечественной войны и 1 дом для специалистов в Казани (1932-1933 гг.)); 9 наименований монументальных памятников: типовой памятник героям ВОВ (1945г., в ряде районов СССР), памятник Н.И. Столярову (1950 г., Казань), памятник генералу И.А. Плиеву (1950 г., Орджоникидзе), памятник основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову (1954-1955 гг., Орджоникидзе), памятник А.С. Пушкину (1953-1956 гг., Казань), памятник народному поэту Татарии Г. Тукаю (1953-1956гг., Казань), монументальный фонтан у театра оперы и балета имени М. Джалиля (1954-1956 гг., Казань), памятник В.И. Ленину (1958 г., Хотьково), памятник народному герою Башкирии С. Юлаеву (1967 г., Уфа); 3 наименования монументальных авторских композиций: скульптурная композиция фронтона главного портика театра государственного оперы и балета имени М. Джалиля (1953-1956 гг., Казань), фасадные майоликовые композиции-панно для речного вокзала (1959-1961 гг., Казань), интерьерные панно-графито для речного вокзала (1960-1961 гг., Казань); 2 градостроительных проекта: авторское участие в разработке генерального плана жилого поселка (1947 г., Гори, Грузинская ССР) и авторское участие в проекте восстановления г. Ростова (1945-1950 гг., Ростов).
Выявлены неосуществленные проекты архитектора, которые представляют собой 13 наименований проектов общественных зданий: проект дворца культуры для Авиастроя (1932 г., Казань), проект дворца культуры (1934 г., Казань), проект Уральского филиала Академии наук СССР (1934 г., Свердловск), проект Казанского института инженеров коммунального строительства (1935г., Казань), типовой проект дома отдыха для горных районов Дагестанской ССР (1937г.), типовой проект турбазы для горных районов Дагестанской ССР (1937 г.), проект здания-панорамы «Героям перекопа» (1939 г., Москва), проект наземной станции метро «Первомайская» (1936-1937 гг., Москва), проект школы в кирпиче с керамикой (1939-1940 гг., Москва), типовой проект клуба Чайханы для строительства в переселенческих колхозах Средне-азиатских республик (1940 г.), типовой проект сельского клуба со зрительным залом на 200 и на 400 человек (1940 г.), проект Мингечаурской ГЭС (1946 г.); 7 наименований проектов жилых зданий: проект жилого
дома П.П.Гусева (1949 г.), проект образцового многоквартирного жилого дома (1940 г., Казань), два типовых проект жилых домов для строительства в переселенческих колхозах Средне-азиатских республик (1940 г.), типовой проект многоэтажного жилого дома с применением керамических материалов на фасаде (1946 г.), два типовых проекта жилых домов новой конструкции (1960 г., Москва); 7 наименований проектов памятников: проект памятника героям ВОВ (1942 г., Севастополь), проект памятника-мавзолея татарскому поэту Г. Тукаю (1944 г., Казань), проект памятника победы (1946 г., Казань), проект арки победы (1947 г., Казань), проект памятника трем погибшим членам правительства Северо-Осетинской АССР (1945 г.), проект памятника-монумента в честь победы 2-го Белорусского фронта (1946 г., Алленштейн, ПНР), проект памятника М.Ф. Фрунзе (1966 г., Фрунзе) и проект ценра Москвы (1966 г., участие в коллективе МАРХИ). Составлена диаграмма осуществленных построек и неосуществленных проектов архитектора (рис. 1), которая показывает их соотношение.
Рис. 1. Диаграммы проектной и научной деятельности архитектора И.Г. Гайнутдинова
Исследованием также вывлены научные труды и печатные работы архитектора И.Г. Гайнутдинова и составлена диаграмма (рис. 1), показывающая их соотношение (19 -печатные труды, 8 - научные работы-рукописи; 13 - статьи архитектора).
Анализ научных и печатных работ И.Г. Гайнутдинова показал, что основная часть исследований содержит материал по изучению татарской деревянной жилой архитектуры, на основании которых выявлены особенности архитектурно-пространственной организации татарских усадеб, их территории, типов жилых домов, и по изучению керамики в архитектуре. Так же весомая часть печатных работ представляет собой альбомы проектов сельских жилых домов, клубов и отделений связи, рекомендованных для восстановительного строительства в разных регионах СССР.
Анализ реализованных и нереализованных проектов и научных трудов архитектора И.Г. Гайнутдинова позволил хронологически выделить основные периоды в его творчестве (рис. 2, 3): 1932-1940 гг. - освоение и переработка классического наследия; 1941-1948 гг. - период проектирования для восстановительного строительства (обеспечение недорогим и рациональным жильем и объектами обслуживания населения, увековечивание победы русского народа); 1948-1956 гг. - период проектирования Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани (уникальный синтез классического наследия и национальных приемов формообразования); 1956-1966 гг. - период, ориентированный на индустриальные методы строительства.
1 | осуществленные объекты (38)
□ печатные труды (19)
□ научные работы-рукописи (8) ■ статьи (13)
] проекты (28)
Рис. 2. Периодизация проектной деятельности архитектора И.Г. Гайнутдинова
Рис. 3. Периодизация научной деятельности архитектора И.Г. Гайнутдинова
Первый творческий период архитектора (1932-1940 гг.) определялся деятельностью в рамках архитектурно-проектной работы в мастерской Казгорисполкома и обучением в аспирантуре Академии Архитектуры СССР и характеризовался влиянием известных неоклассицистов: А.В. Щусева, И.В. Жолтовского. Значимость творчества И.Г. Гайнутдинова в этот период заключалась в профессиональном изучении архитектурного наследия Татарии и использовании его прогрессивных традиций в архитектуре, а в частности, в переработке классического наследия в уникальный синтез традиционных и национальных приемов формообразования. Крупные работы в этот период: школа при СК-4 в Казани (1934), проект Дворца Культуры в Казани, клуб меховой промышленности в Казани (1935), проект КИИКС (1935), КХТИ (1937). Шедевром данного периода явился павильон Татарской АССР на ВДНХ в Москве (1939). Исследование этой крупной работы И.Г. Гайнутдинова показало, что уже в ней определились основные творческие предпочтения архитектора: обилие национального декора; обращение к композиционно-пространственному построению традиционной татарской усадьбы, где центром композиции является двор; богатое решение фронтона и фасадов, выходящих во двор; пластическое построение объемов подобно принципам пластической проработки татарской усадьбы; художественно-насыщенно проработанные просматриваемые фасады; применение принципа симметрии как выразительного приема народной традиции. Эта работа определила творческий почерк архитектора и выделила его среди казанских архитекторов, о чем свидетельствует почетное выделение И.Г. Гайнутдинова в качестве представителя в комиссию к декаде Татарского искусства в Москве. Научно-исследовательская работа архитектора в данный период времени характеризуется двумя основными направлениями: изучением региональной деревянной архитектуры и памятников («К вопросу об архитектуре памятников Древнего Болгара», издательство Казанского института инженерно-коммунального строительства,
1935. С. 117-120) и изучение керамики в архитектуре (защита диссертации «Керамические материалы в архитектуре»).
Второй творческий период архитектора (1941-1948 гг.) - период проектирования для восстановительного строительства во время и после Великой Отечественной войны (обеспечение недорогим, рациональным жильем и объектами обслуживания населения, увековечивание победы русского народа). Он определялся проектной деятельностью И.Г. Гайнутдинова в качестве старшего научного сотрудника в институте Градостроительства Академии Архитектуры СССР, а также работой в творческих экспериментальных мастерских Академии Архитектуры СССР. Этот период характеризовался экономическими потребностями страны, и, как следствие, плодотворной работой в рамках программ и конкурсов по приказам Комитета по делам архитектуры при СНК СССР в целях получения высококачественных проектов сельских жилых домов для освобожденных от оккупации районов СССР. Проектирование для сельской местности осуществлялось наряду с известными российскими архитекторами: академиком В.Н. Семеновым, академиком А.А. Весниным. В это время архитектор продолжал исследовательскую работу по изучению татарской деревянной сельской архитектуры.
Методология проектирования архитектора в данный период строилась на принципах рационализма и традиционализма. Основным требованием к проектам являлось целесообразное и полное разрешение вопросов, обусловленных национально-бытовыми особенностями жизни колхозников и рабочих сельскохозяйственных предприятий и отражения в проектах сложившихся традиций и организации жилища [6]. Согласно разработанным программам, «внешний облик жилых домов должен быть архитектурно-выразительным в своем образе сельского жилища и отражать лучшие художественные стороны народного зодчества и строительных навыков своего края».
Анализ типовых домов, спроектированных И.Г. Гайнутдиновым для разных регионов СССР, дает основания утверждать, что при выборе фасадного и планировочного решений, архитектор опирался на традиционные и формообразующие принципы в каждого отдельно взятого региона (в южных регионах - это наличие террас, плоских крыш, саманных стен; в средней полосе РСФСР - наличие сеней, скатных крыш, декор фронтона и наличников, рубленых стен и др.) [7]. Отдельное место в проектировании для восстановительного строительства занимают сельские отделения связи и сельские клубы (варианты в камне и дереве), также адаптированные под определенные региональные условия и традиции. Используя свои научные исследования по изучению особенностей исторических усадеб, в период 1941-1948 гг. архитектором было разработано более 20 проектов для разных национальных республик, адаптированных под их традиции и климатические условия. Печатные работы архитектора в это время соответствуют тематике проектирования - «материалы о проектировании жилых домов», альбомы проектов с подробным обоснованием строительства, составление программ-заданий на проектирование для восстановительного строительства.
Второе направление в данный творческий период - проектирование памятников в честь победы в Великой Отечественной войне - определялось политикой и идеологией страны и характеризовалось работой в рамках открытых и закрытых конкурсов по приказам Комитета по делам архитектуры при СНК СССР.
Третий творческий период архитектора (1948-1956 гг.) - период проектирования Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Строительство этого значимого для республики объекта определило уровень профессионализма И.Г. Гайнутдинова и возвело его ранг ведущего татарского архитектора своего времени. Уникальный синтез классического наследия и национальных приемов формообразования, выраженных в фасадных и интерьерных решениях, где по богатству и разнообразию татарских национальных форм архитектуры и орнаментальных узоров объект является единственным примером такого рода в республике. Только одна коллекция разнообразных, тонко прорисованных орнаментов, выполненных в гипсе, бронзе и других материалах потребовала большой кропотливой многолетней научной работы по всестороннему изучению татарского народного творчества. В архиве имеется справка,
подписанная И.В. Сталиным, о значительном увеличении суммы, выделяемой на строительство театра после рассмотрения чертежей и эскизов И.Г. Гайнутдинова. Архитектор И.Г. Гайнутдинов проектирует здание театра, будучи занятым проектной, исследовательской и преподавательской деятельностью в Московском архитектурном институте (прошел путь от доцента (1949) до профессора в МАРХИ (1966)), не прерывая связь с родной Татарией. Печатная работа в этот период характеризуется подробной рукописью с описанием архитектурно-художественного оформления и технических характеристик сооружения: «К проекту и строительству здания Государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани».
Творческий метод, которым руководствовался архитектор, можно охарактеризовать, как уникальный синтез классического архитектурного наследия и национальных приемов формообразования. Архитектор использовал такие творческие приемы, как детальная проработка фрагментов фасадов и интерьеров (фронтона, капителей, наличников, обрамлений проемов и др.), обилие и измельченность авторского декора и возведение его в ранг главного выразительного средства [8].
Четвертый творческий период архитектора (1956-1966 гг.) ориентирован на индустриальные методы строительства в связи с новой политикой страны (постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»). Наиболее значимый проект в этот период Речной вокзал в Казани (1957-62). Творческий метод архитектора характеризуется введением керамических стилизованных крупномасштабных элементов на фасады и в интерьеры зданий. Простой и функциональный объем «оживляется» за счет авторских майоликовых композиций-панно, графитовых панно и стилизованных решеток в национальной тематике.
Большое достижение архитектора в этот период - проектирование жилых домов новой конструкции (1960), отмеченное высшей премией на международном конкурсе на экспериментальный жилой район на юго-западе Москвы. Изобретение архитектором И.Г. Гайнутдиновым новой организации несущих частей дома - поперечно расположенных пилонов из малых объемных элементов - образует квартиры с любой планировкой, свободной ориентацией дома и сквозным проветриванием и дает большой экономический эффект. Это значимое достижение как в области архитектуры того времени, так и в области строительства. Печатные работы в этот период сопровождают проектные достижения архитектора в индустриальном строительстве «Жилые дома новой конструкции» [9]. В этот период подытожены и многолетние исследования архитектора И.Г. Гайнутдинова по изучению татарской деревянной сельской архитектуры: «Деревянное зодчество казанских татар (резные решетки на тесовых оградах)», где архитектором представлены документальные (обмерочные) данные одного из видов татарского зодчества [10]; и с 1975 года - «Национальные черты жилища казанских татар» (журнал «Архитектурное наследство», М.: Стройиздат, 1975, № 23. С. 144-158), «Народные традиции в планировке селений казанских татар» (журнал «Архитектурное наследство», М.: Стройиздат, 1975, № 23. С. 102-109), «Сельская усадьба казанских татар середины XIX века» (журнал «Архитектурное наследство», М.: Стройиздат, 1975, № 23. С.56-64), «Интерьер сельской избы казанских татар XIX века» (журнал «Архитектурное наследство», М.: Стройиздат, 1980, № 28. С. 169-181). Целью этих научных работ было выявление и анализ особенностей архитектурно-пространственной организации татарских усадеб и их территории.
Анализ проектов и научных трудов архитектора показал, что И.Г. Гайнутдинов в течении всей жизни работал над созданием научно-практической базы для формирования архитектуры региона, обладающей чертами культурной идентичности и выработал уникальные творческие методики:
- в периоды (1932-1940 гг. и 1948-1956 гг.) - это освоение и переработка классического наследия в уникальный синтез традиционных и национальных приемов формообразования (клуб работников меховой промышленности (1934-1935 гг.), школа при СК-4 (1933-1934 гг.), проект дворца культуры для г. Казани (1934 г.), павильон Татарской АССР на ВСХВ в Москве (1937-1939 гг.), театр оперы и балета имени М. Джалиля в Казани (1948-1956 гг.));
- в период проектирования для восстановительного строительства (1941-1948 гг.) -обращение к композиционно-пространственному построению традиционной татарской усадьбы (жилые дома для районов Средней полосы СССР, жилые дома для колхозов Татарской АССР) и обращение к традиционным планировочным и формообразующим принципам застройки в каждом отдельно взятом регионе (жилые дома для колхозов Киргизии, Среднеазиатских республик и др.);
- в период, ориентированный на индустриальные методы строительства (1956-1966 гг.) - введение майоликовых и керамических стилизованных элементов на фасады зданий (речной вокзал в Казани (1957-1962 гг.)).
В рамках этих методик необходимо указать на следующие методологические приемы, используемые архитектором И.Г. Гайнутдиновым для достижения своеобразия в фасадных и интерьерных решениях своих объектов: резьба по камню; резьба по дереву; керамика; майоликовые панно; панно-графитто; архитектурно-художественные решетки; гипсовая лепнина по авторским чертежам.
Заключение
Исследование биографии И.Г. Гайнутдинова показывает, что архитектор имел уникальную возможность в течение творческой жизни одновременно заниматься проектированием и в Москве, и в провинции, мастерски проецируя столичный потенциал в регионы, понимая и сохраняя национальные традиции. Исследованием установлено, что под научным руководством архитектора И.Г. Гайнутдинова состоялись зашиты 3-х диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры на базе Московского архитектурного института: «Архитектура кинотеатров малой и средней вместимости для условий Узбекистана» (Х.М. Убайдуллаев, 1967); «Архитектурно-планировочное решение общественных комплексов в связи с организацией движения пешеходов» (О.Н. Нахуцришвили, 1970); «Синтетические пленочные материалы в архитектуре интерьера концертных залов» (Э.Н. Агишева, 1970). Исследования И.Г. Гайнутдинова, направленные на сохранение и развитие своеобразия родного края, получили достойное продолжение в работах архитектора С.С. Айдарова, его ученика и последователя, которым разработана методика использования архитектурного наследия Татарстана в современной практике отражения национально-регионального своеобразия [11]. Это дает основание утверждать, что И.Г. Гайнутдинов подготовил ученых по проблематике национального и регионального своеобразия, определяя вектор развития этого направления на уровне всесоюзного масштаба. Кроме того, неоценимое значение творчества И.Г. Гайнутдинова в общем процессе развития архитектуры СССР в в 60-е годы ХХ века состоит в поднятии художественного качества строительства страны введением керамических материалов на фасады зданий (новизна и актуальность в архитектурно-строительной практике) и изобретении жилых домов новой конструкции с новой организацией несущих частей дома - поперечно расположенных пилонов из малых объемных элементов, образующих квартиры с любой планировкой, свободной ориентацией дома и сквозным проветриванием, давшим большой экономический эффект в период индустриализации в стране.
Список библиографических ссылок
1. Национально-региональные векторы современной архитектуры. Доклады международной научной конференции, Казань, 2014. http://kazan.bezformata.ru/ listnews/arhitekturi-posvyashennaya-pamyati-s-s-ajdarova/19415733/ (дата обращения: 15.10.2017).
2. Саначин С. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. Казань : Фолиант, 2014. 238 с.
3. Айдарова Г. Н. Творческий вклад С.С. Айдарова в исследование национально-региональных традиций // Известия КГАСУ. 2014. № 2 (28). С. 7-14.
4. Архивные материалы из научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (архив редких книг и рукописей). Архивный фонд № 20. Арх. ед. 1, 3, 6, 9, 11, 16, 18, 25, 30.
5. Киносьян Н. С. О творческом методе архитектора И.Г. Гайнутдинова // Казанская наука. 2010.№ 4. С. 4-9.
6. Мартынов Г. М., Князев К. Ф. Планировка и благоустройство села. М. : Издательство Академии Архитектуры СССР, 1945. С. 72-92.
7. Киносьян Н. С. Теоретический и практический вклад И.Г. Гайнутдинова в архитектуру сельских жилых домов послевоенного восстановительного строительства // Известия КГАСУ. 2016. № 2 (36). С. 23-29.
8. Киносьян Н. С. Творческий метод архитектора И.Г. Гайнутдинова на примере ансамбля театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани // Известия КГАСУ. 2015. № 2 (32). С. 41-47.
9. Гайнутдинов И. Г. Жилые дома новой конструкции // Известия высших учебных заведений министерства образования СССР. 1965. № 1. С. 155-162.
10. Гайнутдинов И. Г. Деревянное зодчество казанских татар (резные решетки на тесовых оградах). Казань : Таткнигоиздат, 1960. 56 с.
11. Айдарова-Волкова Г. Н., Краснобаев И. В. Национально-региональные основы архитектуры Татарстана в трудах С.С. Айдарова. Казань : КГАСУ, 2014. 309 с.
Kinosyan N.S. - senior lecturer Е-mail: kinosa@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The creative heritage of the architect I.G. Gainutdinov and his role in the general development of the architecture of the USSR in the 30-60s of the XXth century
Abstract
Problem statement. The aim of the work is to conduct a special research devoted to the study of the creative activity of the architect I.G. Gainutdinov (analysis of realized and unrealized architectural objects performed by I.G. Gainutdinov personally or in co-authorship with other architects; analysis of scientific works and publications of I.G. Gainutdinov; revealing the periodization of the creative path and the evolution of architect's style preferences).
Results. A complete list of realized and unrealized projects, scientific works and publications of I.G. Gainutdinov has been compiled; the periodization of project and scientific activity has been revealed and every creative period of the architect has been described. I.G. Gainutdinov's role in the overall development of the architecture of the USSR in the 30-60s of the XXth century has been determined. Archival materials have been put into scientific circulation.
Conclusions. The following basic creative achievements of the architect I.G. Gainutdinov were revealed:
1. The study of folk traditions in architecture, the application of its progressive aspects into modern creative practice and the training of scientists on the problems of national and regional identity at the level of the whole country.
2. Study of ceramics in architecture and raising the artistic quality of the country's construction by using ceramic materials on the facades of buildings.
3. Development of residential buildings of a new design, which produced a great economic effect during the period of industrialization in the USSR.
Keywords: architect I.G. Gainutdinov, national and regional traditions, project and scientific activities, periodization, creative heritage.
References
1. National-regional vectors of modern architecture. Reports international scientific conference, Kazan. http://kazan.bezformata.ru/listnews/arhitekturi-posvyashennaya-pamyati-s-s-ajdarova/19415733/ (reference date: 15.10.2017).
2. Sanachin S. Excursus to the architectural life of Soviet Kazan. Kazan : Foliant, 2014. 238 p.
3. Aidarova G. N. S.S. Aidarovs creative contribution in the study of national regional traditions // Izvestiya KGASU. 2014. № 2 (28). P. 7-14.
4. The archival photo materials from the scientific library by N. I. Lobachevsky of the Kazan State University (the archive of rare books and manuscripts). Archival fund № 20. Оp. 1, 3, 6, 9, 11, 16, 18, 25, 30.
5. Kinosyan N. S. About creative method of architect I.G. Gajnutdinov // Kazanskaya nauka. 2010. № 4. P. 3-9.
6. Martinov G. M., Knjazev K. F. Planning and improvement of the village. M. : Izdatelstvo Academii Arkhitecturi SSSR, 1945. P. 72-92.
7. Kinosyan N. S. Theoretical and practical contribution into the architecture of country houses of the post-war reconstruction building // Izvestiya KGASU. 2016. № 2 (36). P. 23-29.
8. Kinosyan N. S. A creative method of architect I. G. Gainutdinov in Musa Jalil Tatar State Academic Theatre of Opera and Ballet in Kazan // Izvestiya KGASU. 2015. № 2 (32). P. 41-47.
9. Gainutdinov I. G. Residential buildings of new construction // Izvestiya visshih ychebnih zavedenii Ministerstva obrazovaniya SSSR. 1965. № 1. P. 155-162.
10. Gainutdinov I. G. Wooden architecture of the Kazan Tatars (carved lattices on board fencings). Kazan : Tatknigoizdat, 1960. 56 p.
11. Aidarova-Volkova G. N., Krasnobaev I. V. National-regional basics of the architecture of Tatarstan in the works of S.S. Aidarov. Kazan : KGASU, 2014. 309 p.