Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»
51
Результаты. Выявление факторов предикции позволило создать балльную систему оценки вероятности успешности сеанса — ДУВЛ-номограмму эффективности ДУВЛ у детей на основе 3 параметров: рентгенографическая плотность конкремента, его размер и индекс массы тела пациента. Номограмма является объективным индивидуальным инструментом предоперационного планирования, который позволяет учесть суммарное влияние указанных факторов на достижение пациентом статуса «без камней». Несмотря на большое число статистически значимых параметров, влияющих на исход лечения методом ДУВЛ, в состав номограммы Onal вошли только 5 из них, а номограмма Dogan^ создана с использованием 6 параметров. Общими для этих номограмм являются наличие в анамнезе ипсилатеральных хирургических вмешательств, пол и возраст пациента, размер и локализация конкремента. В номограмме Dogan также учитывается число конкрементов.
Заключение. Существуют противоположные данные по способам повышения предсказательной точности номограмм. С одной стороны, уменьшение вероятности статистической ошибки можно добиться путём ограничения числа переменных. Руководствуясь данным принципом, нами была разработана балльная система на основе 3 параметров: рентгенографическая плотность конкремента, его размер и ИМТ пациента. С другой стороны, учёт таких дополнительных факторов, как плотность камня, расстояние от камня до поверхности тела, длина и ширина шейки нижней группы чашечек, шеечно-лоханочный угол, уродинамический статус, сила и число ударно-волновых импульсов могут повысить предсказательную ценность номограммы в прогнозировании эффективности ДУВЛ у детей.
* * *
ЭНДОСКОПИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НАЗОЕЮНАЛЬНОГО ЗОНДА КАК ЛУЧШИЙ МЕТОД НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ НУТРИТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ У ДЕТЕЙ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ И ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Лозовая В.В., Гусарова О.А., Малихова О.А., Туманян А.О., Матинян Н.В.
Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: назоеюнальный зонд, эндоскопия, нутритивная поддержка, дети, онкология
Актуальность. Коррекция нутритивного статуса у детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями является важной задачей в лечении данной группы пациентов. Эндоскопический метод установки назоеюнального зонда (НЕЗ) является эффективным, безопасным и предпочтительным вариантом непродолжительной нутритивной поддержки. Основными показаниями для установки НЕЗ являются невозможность самостоятельного перорального питания, гипокинезия верхних отделов желудочно-кишечного тракта, хроническая неврологическая или механическая дисфагия, критические состояния и др.
Цель: определить эффективность усвоения питательных смесей у детей в зависимости от локализации дистального края НЕЗ — в просвете двенадцатиперстной или тощей кишки.
Материалы и методы. В ретроспективное исследование, проведённое на базе отделения реанимации и интенсивной те-
рапии Института детской онкологии, были включены 30 пациентов в возрасте от 2 мес до 17 лет (средний возраст 8,5 года) с онкологическими и гематологическими заболеваниями, перенёсшие эндоскопически-ассистированную установку НЕЗ. На первом этапе всем больным в просвет желудка был заведён зонд с дальнейшим его позиционированием с помощью эндоскопических щипцов в дистальные отделы двенадцатиперстной или проксимальные отделы тощей кишки, за связку Трейтца. На втором этапе оценивалась успешность усвоения питательных смесей и наличие диспептических нарушений.
Результаты. Установлено, что основными показаниями для эндоскопически-ассистированной установки НЕЗ больным детям явились диспепсические нарушения — тошнота (п = 30; 100%), многократная неукротимая рвота (п = 21; 70%) и невозможность самостоятельного перорального приёма пищи (п = 9; 30%). В 12 (40%) наблюдениях было выполнено позиционирование НЕЗ в просвет тощей кишки, за связку Трейтца, в18 (60%) — в просвет двенадцатиперстной кишки. В 13 (72%) наблюдениях при установке НЕЗ в двенадцатиперстную кишку была отмечена его миграция в просвет желудка, нарастание диспепсических нарушений, что потребовало репозиции дистального края НЕЗ. В 2 (6,7%) наблюдениях в связи с необходимостью длительного зондового питания была выполнена чрескожная эндоскопическая гастростомия. Во всех наблюдениях отмечалась пролонгированная поддержка нутритивного статуса в пределах нормальных значений.
Заключение. Эндоскопически-ассистированная установка НЕЗ в просвет тощей кишки, за связку Трейтца, с последующим проведением зондового питания является оптимальным и эффективным вариантом непродолжительной (до 6 нед в зависимости от материала, из которого изготовлен зонд) коррекции нутритивного статуса у детей со злокачественными заболеваниями. При необходимости длительной коррекции нутритивного статуса рекомендовано проведение чрескожной
эндоскопической гастростомии.
* * *
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Лупандина-Болотова Г.С., Балдина П.М.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: синдром Дауна, ключевые позиции, моторный онтогенез, абилитация, физиологичная стимуляция, двигательное развитие
Актуальность. По статистике ВОЗ, с диагнозом «Синдром Дауна» (СД) рождается каждый 700-800-й младенец в мире. Подавляющее большинство детей с СД может освоить все необходимые двигательные навыки, однако этим детям присущи некоторые особенности, сказывающиеся на сроках реализации двигательных навыков и их качестве. Сниженный мышечный тонус, чрезмерная подвижность суставов, нарушение глубинной проприоцептивной, кинестетической чувствительности приводят к недостаточности постурального контроля, использованию в своих движениях преимущественно статичных и симметричных поз, позднему формированию навыков крупной моторики (сидение, умение вставать и ходить). Ранние абилитационные мероприятия у этой категории детей особенно актуальны. Абилитация должна включать стимуляцию двигательных связок, направленных на уменьшение площади опоры из естественных позиций моторного онтогенеза. На-
52
Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
личие всех промежуточных двигательных навыков, правильной последовательности их формирования позволяет сохранить структуру опорно-двигательного аппарата и не допустить деформаций скелета.
Цель: определить эффективность двигательной абилита-ции детей с СД через физиологичные модели движений в концепции ключевых позиций моторного онтогенеза.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 14 детей с СД в возрасте от 5 мес до 1 года 5 мес. У всех детей наблюдалась задержка формирования крупных двигательных навыков: ползания, сидения, ходьбы. Все дети получали аби-литационные пособия в отделении лечебной физкультуры со специалистом и/или занимались самостоятельно дома с родителями после прохождения ими соответствующего обучения.
Результаты. Оценка двигательного развития проводилась с помощью анкетирования и осмотра врача ЛФК путём оценки ключевых позиций моторного онтогенеза. Все дети, принявшие участие в исследовании, реализовали двигательные навыки: 6 (43%) детей в 11,5 мес реализовали навык ползания на четвереньках и наклонного сидения с возможностью манипулировать руками, в 13,5 мес эти дети сели самостоятельно с ровной спиной, 7 (50%) детей в 17 мес реализовали навык самостоятельной ходьбы. Для всех малышей после прохождения курса занятий было характерно отсутствие деформаций позвоночника в виде кифоза поясничного отдела. Один ребёнок обратился в 11,5 мес, к моменту осмотра он сидел с выраженным кифозом в поясничном отделе, не ползал. После прохождения курса абилитации и обучения мамы ребёнок реализовал навык ползания на четвереньках в 12 мес, начал вставать у опоры в 13,5 мес. Выраженность кифоза поясничного отдела у этого ребёнка значительно уменьшилась.
Заключение. Дети с СД, получавшие двигательную стимуляцию, направленную на естественное последовательное уменьшение площади опоры с первого полугодия жизни, реализовали двигательные навыки (освоили четвереньки, начали сидеть, вставать у опоры) в приближенные к физиологичным сроки. Позиция сидя у детей с СД при соблюдении последовательности моторного онтогенеза формировалась без кифоза в поясничном отделе позвоночника. У детей с СД применение элементов ключевых поз моторного онтогенеза и их утрированных форм может успешно использоваться в абилитации и позволяет избежать деформации позвоночника (кифоза поясничного отдела), сохранить структуру опорно-двигательного аппарата.
* * *
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА В АБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА СО СПИНАЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ АТРОФИЕЙ I ТИПА
Лупандина-Болотова Г.С., Гребенщикова М.А., Цезарик В.А.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: дети, спинальная мышечная атрофия, диагностика, абилитация
Актуальность. Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это тяжёлое аутосомно-рецессивное нервно-мышечное заболевание, которое характеризуется прогрессирующими симптомами вялого паралича и мышечной атрофии вследствие
дегенерации а-мотонейронов передних рогов спинного мозга. СМА 1-го типа или болезнь Верднига-Гоффмана — самый частый подтип, на долю которой приходится около 50% всех случаев СМА. Заболевание манифестирует, как правило, в первые месяцы после рождения, и дети не достигают в своём развитии основных двигательных навыков, таких как, например, способность сидеть без поддержки. При отсутствии реабилитационных мероприятий смерть обычно наступает в течение 2 года жизни.
Описание клинического случая. Девочка А., 4 года 4 мес, обратилась в отделение лечебной физкультуры (ЛФК) с жалобами на затруднение удержания головы, общую сниженную двигательную активность. Ребёнок от 3-й беременности, протекавшей на фоне острой респираторной вирусной инфекции на 12-й неделе гестации, в остальном беременность была без особенностей. От 2-х срочных самостоятельных родов, на 40-й неделе гестации. По шкале Апгар 7/9 баллов. На 5 мес жизни была выявлена делеция экзонов 7-8 гена SMN1 в гомозиготном состоянии. Выявлены 2 копии экзонов 7-8 гена SMN2. В связи с этим девочка была включена в клиническое исследование первого применения препарата Бранаплам. Больная А. получала данный препарат с возраста 5,5 мес до 2 лет. В возрасте 2 лет 1 мес ребёнок получил инъекцию препарата она-семноген абепарвовек (Золгенсма). Параллельно с медикаментозной терапией больная регулярно получала курсы ЛФК и массажа. На фоне лечения и реабилитации ребёнок стал более активным и постепенно приобретал двигательные навыки. На момент осмотра девочка могла в положении на животе приподнимать голову, используя только поддержку рук, опиралась на предплечья, могла выйти в опору на выпрямленные руки; переворачивалась в обе стороны, использовала наклонное сидение до 7 мин со стабильной осью позвоночника. Ребёнок передвигался сидя на ягодицах, на четвереньки самостоятельно не вставал, поставленный стоял непродолжительно. Также на момент осмотра девочка могла простоять на коленях у опоры со стабильной осью позвоночника около 2 мин. После консультирования были проведены 2 курса ЛФК с применением позиций моторного онтогенеза с перерывом в 2 мес с обучением родителей выполнению необходимых упражнений для самостоятельной работы дома, которые включали в себя стимуляцию аутохтонной мускулатуры и миофасциальных цепей в позах моторного онтогенеза с включением в активную работу верхних конечностей, а также применение Войта-терапии. На фоне проведённых нами курсов ЛФК ребёнок стал меньше помогать руками при подъёме головы в положении на животе, стал длительнее удерживать голову в позе на боку, стал сидеть в наклонном сидении с прямой осью позвоночника до 20 мин. Ребёнок стал с минимальной помощью подниматься у опоры на колени и поддерживать прямую ось позвоночника в опоре на коленях в течение 4 мин.
Заключение. Применение позиций моторного онтогенеза в комплексной реабилитации позволяет достичь значимых результатов в удержании тела в естественных позициях. Обучение родителей в ходе курса ЛФК для продолжения самостоятельного выполнения упражнений в домашних условиях
позволяет поддерживать достигнутые результаты.
* * *